ПАМЯТНИК АЛЕКСАНДРУ 1

Памятник Александру I — памятник российскому императору Александру I работы скульптора И. П. Мартоса и архитектора А. И. Мельникова, установленный в Таганроге в 1831 году. 

На высоком массивном пьедестале из серого с белыми прожилками гранита, к которому вели пять ступеней, стояла во весь рост бронзовая фигура императора. Александр I, одетый в генеральский мундир и ниспадающий плащ, гордо попирал ногой извивающуюся змею. Эта аллегория символизировала его победу над Наполеоном. Левой рукой царь придерживал эфес шпаги, в правой находился свод законов Российской империи. Крылатые ангелы у его ног символизировали «ангельский» характер Александра I. Скульптура поражала современников большим портретным сходством.

На лицевой грани пьедестала памятника была выполнена лаконичная надпись:

«Александру Первому 1830»

Модель таганрогского памятника Александру I работы Мартоса находится в экспозиции Государственного Русского музея в в Санкт-Петербурге.

Мысль о сооружении памятника возникла сразу же после кончины Александра I в Таганроге. Просьба таганрожцев была уважена новым императором Николаем I.

Таганрог исторический: Династия Романовых и город у моря

Монумент был установлен по центру Иерусалисмской площади, напротив греческого Иерусалимского Алескандро-Невского монастыря.

В конце 1920-х годов памятник Александру I демонтировали и перевезли во двор дворца Александра I, а затем отправили на переплавку.

В 1998 году, к 300-летию Таганрога, памятник было решено восстановить. Копия памятника с некоторыми изменениями была изготовлена по сохранившимся в Санкт-Петербурге чертежам. Открытие восстановленного памятника состоялось 11 сентября 1998 года. Был организован большой митинг, в присутствии местного казачества и городской администрации. Современный монумент оказался сдвинут в сторону от центра площади, ближе к жилому дому. Через несколько лет были восстановлены цепи на тумбах, что придало памятнику достаточную монументальность.

В новой скульптурном решении с постамента исчезла змея, поскольку организаторы проекта посчитали, что Наполеоновское нашествие слишком далёкое для нас событие, чтобы напоминание о нём могло органично вписаться в художественный образ. Также из скульптурной композиции исчезли купидоны.

Модель таганрогского памятника Александру I

находится в экспозиции Государственного Русского музея в в Санкт-Петербурге

Где мы находимся

г. Таганрог, Александровская площадь

Казалось бы, памятник Александру I в Александровском саду звучит как «масло масляное». Однако, к своему удивлению, я недавно обнаружила, что некоторые иностранные туристы думают, что Александровский сад в Москве назван так в честь Александра Македонского, а не в честь российского императора. Новый памятник поможет иностранным туристам сориентироваться.

Откровенно говоря, я ехала смотреть на памятник, заранее настроив себя против него — еще один памятник, большой, подавляющий смотрящего не него человека, еще одна историческая личность, памятник, который заставляет тебя задумываться, и другие подобные мысли меня посещали. Хотелось бы увидеть какую-нибудь загогулину или штуковину, на которую можно было бы смотреть и будоражить свое воображение или ничего не будоражить, а просто смотреть. А тут снова памятник.

Как оказалось, я совершено напрасно настраивала себя таким образом. Красивый классический памятник, барельефы, раскрывающие суть памятника и исторической эпохи, и место возле Боровицкого холма очень удачно выбрано.

Памятник Александру I (Таганрог)

Чтобы посмотреть на памятник Александру I в Александровский сад приехало очень много людей.

Собравшиеся по долгу рассматривали барельефы, узнавали на них героев войны 1812 года, Казанский собор в Санкт-Петербурге и Храм Христа Спасителя в Москве — одни из самых главных святынь обеих столиц, начало строительство которых было положено Александром I, беседовали, вспоминали историю, фотографировались.

Один из барельефов посвящен победоносному вступлению императора Александра I в Париж в 1814 г.

На противоположной стороне памятника изображен барельеф, названный «Битва народов под Лейпцигом 4-7 (16-19) октября 1813 года».

Перед памятником через дорогу установлены дополнительные барельефы с изображением героев Отечественной войны, а также двух исторических битв — Бородинского сражения и сражения при Березине. К сожалению, нет точного перечисления полководцев, кто из них кто. Барельеф — это все-таки не портрет, поэтому постараюсь назвать самых основных — по центру Кутузов, справа от него Барклай-Де-Толли, между ними Д. Давыдов, справа от Барклая-де-Толли Багратион.

По тому, что я могла наблюдать в саду сразу на следующий день после открытия памятника, могу сказать, что собравшимся он очень понравился, и у монумента есть все шансы завоевать любовь москвичей и приезжих, может даже и иностранцев. Туристы из Франции памятником наверняка заинтересуются, ведь во французском языке до сих пор есть выражение «cest la Bérézina», которое означает очень плохое положение дел, полный провал.

Запись опубликована автором Olga Zhdan в рубрике Москва, Памятники с метками александровский сад, городская скульптура, городское искусство, московские памятники, памятник Александру I.

Памятник Александру I — памятник российскому императору Александру I работы скульптора И. П. Мартоса и архитектора А. И. Мельникова, установленный в Таганроге в 1831 году. Первый памятник в истории Таганрога и единственный до ноября 2014 года памятник этому царю в России.

На высоком массивном пьедестале из серого с белыми прожилками гранита, к которому вели пять ступеней, стояла во весь рост бронзовая фигура императора. Александр I, одетый в генеральский мундир и ниспадающий плащ, гордо попирал ногой извивающуюся змею. Эта аллегория символизировала его победу над Наполеоном. Левой рукой царь придерживал эфесшпаги, в правой находился свод законов Российской империи. Крылатые ангелы у его ног символизировали «ангельский» характер Александра I. Скульптура поражала современников большим портретным сходством.

На лицевой грани пьедестала памятника была выполнена лаконичная надпись:

Модель таганрогского памятника Александру I работы Мартоса находится в экспозиции Государственного Русского музея в Санкт-Петербурге.

Мысль о сооружении памятника возникла сразу же после кончины Александра I в Таганроге в 1825 году. Просьба таганрожцев была уважена новым императором Николаем I. Тем более, что согласие составить проект монумента дал сам прославленный скульптор, ректор Академии художеств И. П. Мартос.

В конце 1920-х годов памятник Александру I демонтировали и перевезли во двор дворца Александра I.. В 1932 году по постановлению Таганрогского горсовета памятник отправлен в Ростов-на-Дону, где был перелит «на нужды советской промышленности».

Памятник Александру I в Таганроге

На месте снятого памятника Александру I была устроена могила участника Гражданской войны Т. И. Дышлового. Позже захоронение Дышлового перенесли в парк им. Горького, а потом на старое кладбище где оно находится в настоящее время.

В 1998 году, к 300-летию Таганрога, памятник было решено восстановить. Профинансировала проект коммерческая структура — Таганрогский филиал банка «Российский кредит» в лице его управляющего Г. А. Павленко. Копия памятника с некоторыми изменениями была изготовлена по сохранившимся в Санкт-Петербурге чертежам. Открытие восстановленного памятника состоялось 11 сентября1998 года. Был организован большой митинг, в присутствии местного казачества и городской администрации. Современный монумент оказался сдвинут в сторону от центра площади, ближе к жилому дому. Через несколько лет были восстановлены цепи на тумбах, что придало памятнику достаточную монументальность.

В новом скульптурном решении с постамента исчезла змея, поскольку организаторы проекта посчитали, что Наполеоновское нашествие слишком далёкое для нас событие, чтобы напоминание о нём могло органично вписаться в художественный образ. Также из скульптурной композиции исчезли купидоны.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *