ПАМЯТНИК АКСИНЬЕ И ГРИГОРИЮ

Памятник главным героям «Тихого Дона» в Вешенской

В общей сложности писатель отдал «Тихому Дону» 15 лет. Над окончанием романа он работал в Москве, гостя у своего друга Василия Кудашева, которому оставил рукопись двух первых книг. Это помогло в дальнейшем снять с писателя обвинение в плагиате. После присуждения Шолохову Нобелевской премии А. Солженицын и иже с ним инициировали всемирную антишолоховскую кампанию. В Париже вышла книга филолога И. Томашевской «Стремя „Тихого Дона“ (Загадкиромана)» с предисловием Солженицына, в которой Шолохова обвинили в присвоении произведений писателя Ф. Крюкова, скончавшегося в 1920 г. Сохраненная рукопись свела на нет попытку дискредитировать Шолохова. А публикация всего творческого наследия Крюкова в постсоветский период окончательно поставила крест на клевете.

Основное внимание в «Тихом Доне» уделено изображению казаков – как участников исторических событий тех лет (П. Кудинов, Ф. Подтелков, М. Кривошлыков и др.), так и вымышленных. Вымышлен и сам хутор Татарский, откуда были родом главные герои романа.

У Пантелея Прокофьевича, сына доблестного казака и пленной турчанки, и Василисы Ильиничны Мелеховых были два сына и дочь: Петр, женатый на Дарье, Григорий и Дуняшка. По соседству с Мелеховыми проживали Астаховы, Степан и Аксинья. Григорий, неравнодушный к Аксинье, сблизился с ней, когда Степан отбыл на военные сборы. Вернувшись, Астахов узнал об этом ижестоко избил жену, а потом подрался и с братьями Мелеховыми. От греха подальше Пантелей Прокофьевич сосватал холостого сына за Наталью Коршунову. Григорий Наталью не любил, вчемипризнался ей спустя какое-то время, а сам возобновил связь с Аксиньей. Наталья вернулась к родителям, а Пантелей Прокофьевич разругался с сыном. Уйдя из дома, ГригорийустроилсякучеромвимениеЛистницких, Ягодное; с собой он привел и Аксинью, которую определили на кухню. Сын барина, сотник Евгений сразу же положил глаз на красавицу. Через несколько месяцев Аксинья родила от Григория девочку, а самого Мелехова призвали на воинскую службу. Отец в знак примирения привез ему «справу». Григория записали в армейский казачий полк, где он с первых же шагов проявил свой неукротимый нрав, с неистовством отстаивая себя и других.

Наталья от сердечных мук попыталась зарезаться косой, но выжила и осталась калекой, а затем вновь перебралась к Мелеховым, в надежде на возвращение Григория.

С началом Первой мировой войны казаков отвезли к русско-австрийской границе. В первом же бою Григорий убил двух австрийцев, что надолго лишило его душевного покоя. С Дона пришло пополнение, среди прибывших – Петр Мелехов и Степан Астахов. Петр предупредил брата, чтоб тот в бою остерегался Степана.

Тяжело раненый Григорий спас раненого офицера, за что получил Георгиевский крест и был произведен в младшие урядники, но вскоре с ранением в глаз попал в московский госпиталь, где, пообщавшись с другими ранеными, по-новому взглянул на батюшку царя, свой воинский долг и отечество, стал проникаться пацифистскими настроениями.

От скарлатины умерла дочь Аксиньи, и женщина с горя и тоски сошлась с приехавшим в отпуск по ранению Евгением Листницким. Вскоре в Ягодное прибыл на побывку и Григорий. Узнав про шашни Аксиньи с Листницким, Мелехов избил сотника кнутом и вернулся к Наталье. На следующий год у нее родилась двойня.

И снова фронт. Григорий спас в бою жизнь Степану, который ранее, трижды промахиваясь, стрелял ему в спину, но это не примирило их. После Февральской революции казаки, надеясь на скорейшее окончание войны, присягнули Временному правительству, однако их послали на фронт, что вызвало у них бурный протест. Казакам осточертела политическая неразбериха, и после Октябрьской революции они вернулись на Дон.

Началась Гражданская война. Никто толком не знал, за что и с кем воевать. Григорийпобывал и взводным, и сотником, и командиром полка, и комдивом, воевал и на стороне красных, ина стороне белых, и в рядах казаков-повстанцев, борющихся за полную автономию Области Войска Донского, и среди бандитов, но нигде он не нашел приюта своей душе, везде царило одно лишь зверство. Казалось, люди готовы были истребить сами себя под корень. Да и как тут угадать, на чьей стороне правда, когда: «Тыгляди, как народ разделили, черт! Будто с плугом проехались: один – в одну сторону, другой – в другую, как под лемехом. Чертова жизня и время страшное! Один другого уж не угадывает». Не раз Мелехов впадал в апатию, не раз менял свою политическую «платформу», которой у него и не было, не раз самовольно оставлял фронт. Григорий яростно восставал против любой несправедливости, против любых немотивированных убийств и мародерства, ему до смерти надоело воевать, он хотел только вернуться домой, к своему хозяйству и к семье. Мелехову с лихвой перепало мытарств и ранений (их было почти двадесятка), не раз ему пришлось скрываться от всякой новой власти, т. к. у каждой новой власти к нему были претензии. «Одной правды не бывает… кто кого одолеет, тот того и сожрет».

Вернувшийся из немецкого плена Степан уговорил Аксинью вернуться к нему. Казацкую сотню, в которой Петр Мелехов был командиром, разбили красные. Оставшиеся в живых казаки, обманутые обещанием сохранить им жизнь, сдались в плен, но их всех убили; Петра застрелил Михаил Кошевой, жених Дуняшки Мелеховой. Григорий, назначенный командиром повстанческой дивизии, мстил за смерть брата, перестал брать пленных. Согласившись возглавить прорыв повстанцев к Дону, Мелехов взял с собой Аксинью, с которой сошелся вновь, а Наталью с детьми оставил дома. Дуняшке он запретил даже думать о Кошевом, убийце брата.

Жители Вешенской забраковали Григория и Аксинью из нового «Тихого Дона»

После совещания у генерала Фицхелаурова, собиравшегося отстранить Григория от командования дивизией, но изрядно струхнувшего при встрече с ним, Мелеховым овладела апатия, и он впервые в жизни устранился от прямого участия в бою.

Дарья, жена Петра, стала гулящей и заразилась сифилисом. Не желая страдать в одиночестве, она сболтнула беременной Наталье о сожительстве Григория с Аксиньей. После этой вести бедняжка сделала аборт, но неудачно и из-за кровопотери умерла. Получив трагическое известие, Мелехов, чувствуя свою вину за смерть жены, поехалдомой, но через пару недель, не выдержав тоски, вернулсяна фронт. Послеего отъезда Дарья утопилась в Дону. А затем скончался от тифа и Пантелей Прокофьевич. Григорий с войсками дошел до Новороссийска и, после неудачной попытки эвакуироваться на пароходе в Турцию, вступил в Конармию, где принял командование эскадроном.

Мишка Кошевой, несмотря на протесты Василисы Ильиничны, стал жить у Мелеховых и обвенчался с Дуняшкой. Ильинична умерла, не дождавшись возвращения Григория. Кошевой, назначенный председателем Вешенского ревкома, считал, что служба Григория в Красной Армии не смывает с него вины за участие в Белом движении и по возвращении домой ему все равно придется ответить за это.

Снова пришлось Григорию скрываться. Волею обстоятельств Мелехов попал в банду Фомина, после разгрома которой он ночью пришел на хутор, забрал Аксинью и поехал с нею на Кубань, оставив на время детей Дуняшке. На пути беглецам попалась засада. Пришлось уходить от погони, во время которой Аксинья была смертельно ранена. Скитаясь по степи и за Доном, Мелехов полгода скрывался, но потом, не дождавшись обещанной к 1 мая амнистии, вернулся домой, где его ждал сын Мишатка (дочка умерла от скарлатины). «Это было все, что осталось у него в жизни, что пока еще роднило его с землей и со всем этим огромным, сияющим под холодным солнцем миром».

Достаточно привести две оценки романа – эмигранта, полного георгиевского кавалера П. Кудинова, руководителя Верхне-Донского (Вешенского) восстания, действующего в «Тихом Доне» под своим именем, и завотделом новейшей русской литературы Института мировой литературы им. Горького, профессора А. Ушакова, чтобы понять, как его оценивают простые читатели и специалисты.

«Роман М. Шолохова "Тихий Дон" есть великое сотворение истинно русского духа и сердца… И знали бы вы, видели бы вы, как на чужбине казаки – батраки-поденщики – собирались по вечерам у меня в сарае и зачитывались "Тихим Доном" до слез и пели старинные донские песни, проклиная Деникина, барона Врангеля, Черчилля и всю Антанту… "Тихий Дон" потряс наши души и заставил все передумать заново, и тоска наша по России стала еще острее, а в головах посветлело. Поверьте, что те казаки, кто читал роман М. Шолохова "Тихий Дон" как откровение Иоанна, кто рыдал над его страницами и рвал свои седые волосы (а таких были тысячи!), – эти люди в 1941 году воевать против России не могли и не пошли… И вот за прозрение на чужбине тысяч темных казаков благодаря "Тихому Дону" передайте Шолохову мой чистосердечный казачий земной поклон…» (П. Кудинов).

«Шолохов – самый большой писатель XX века. Тем, которые он затрагивал, не касался никто. Он же писал о главных проблемах столетия, о том, что человека, как и его Григория Мелехова, всегда будут кромсать войны. По уровню понимания века и места человека в нем Шолохову нет равных. Талант Шолохова – это талант пророка» (А. Ушаков).

Классикой мирового кинематографа стал фильм режиссера С. Герасимова «Тихий Дон» (1956).

Донскую столицу заставили безликими памятниками

Власти Ростова-на-Дону разработали специальную программу, согласно которой предполагается улучшить облик Донской столицы. Для этого решили увеличить в городе число памятников и скульптурных композиций. На сегодня в Ростове установили уже около 10 новых памятников: "Художник", "Рыбак", "Дон-батюшка", "Рак", "Купание коня", "Григорий и Аксинья в лодке", "Дворник". Ростовчане же упрекают градостроителей в пустой трате денег и отсутствии фантазии.


Григорий и Аксинья в лодке. Источник SmartNews

Жители города узнали из местных СМИ о масштабном проекте по преображению архитектурного облика города в конце апреля, а лицезреть творения смогли уже в начале лета. Организационно-финансовые вопросы по изготовлению и установке скульптурных композиций осуществлялись за счет благотворительных и спонсорских средств. После установки памятники поступают на баланс управления благоустройства города и лесного хозяйства. Некоторые ростовчане задаются вопросом: как за такой короткий срок скульпторы смогли отлить памятники высотой от двух метров? В самом управлении ответа добиться не удалось, ведущий инженер от комментариев отказался, предложив прислать официальный запрос, но гарантии на ответ не дал.

Дмитрий Лындин, скульптор, автор скульптуры "Рак": "Проект был плановым, и подготовка к его осуществлению шла заранее. Целью этого проекта стало обустройство набережной — одного из самых посещаемых мест города.

Скульптурная композиция «Григорий и Аксинья»

Скульптура "Рак", по задумке, была сделана для детей и олицетворяет она то, чем богат Дон, у берега которого рак и сидит".

Памятник — это объект, составляющий часть культурного наследия города, страны или народа. Какое наследие оставляет за собой рак, конь или рыбак? Если из всех перечисленных скульптур "Аксинья и Григорий в лодке" являются персонажами культового произведения донского писателя Шолохова "Тихий Дон", то какой посыл несут остальные скульптуры, непонятно.


Памятник водопроводу. Фото: Валерий Матыцин/ИТАР-ТАСС

Ольга Калашникова, режиссер "Театра 18+", ведущая программы "Культ Обстрел" на "Радио Ростова": "Мне бы очень хотелось, чтобы люди, отвечающие за облик города, иногда включали фантазию и хотя бы опрашивали людей, живущих в этом городе. Для меня, например, г. Пермь очень показателен как пример европейского мышления и подхода к проблемам городского ландшафта с искренним вниманием и желанием сделать хорошо".

Местные блогеры, неравнодушные к облику своего города, активно обсуждают тот факт, что богатый на исторический колорит Донской край благодаря таким композициям "без истории", выполненным на скорую руку, рискует потерять свой аутентичный культурно-исторический облик. И достопримечательностей, которые действительно можно было бы включить впоследствии в экскурсионную программу, становится всё меньше.

Экспертное мнение. Михаил Долгопольский, историк, сотрудник ростовского Музея краеведения:"В нашем городе развивается традиция устанавливать небольшие памятники без особой культурно-исторической привязки: купец, продавщица цветов, памятник водоканалу и прочее. Безусловно, не все из них удачны, но некоторые пользуются заслуженной любовью ростовчан. Поэтому сейчас делать выводы, как-либо отзываясь о новоявленных скульптурах, я не могу. Посмотрим, приживутся или нет. Определить это мы сможем по следам от рук, которые остались, например, на металлической шкуре кота из памятника купцу".


Памятник "Цирюльник". Фото: Валерий Матыцин/ИТАР-ТАСС

Еще пару лет тому назад бытовало мнение, что у Донской столицы мало памятных мест, скульптур и иных рукотворных достопримечательностей, которые можно было бы официально включить в экскурсионный маршрут. Возможно, именно по этой причине за последние 2 года в Ростове-на-Дону как грибы стали появляться памятники. Но привязаны они больше, считают ростовчане, к проходным датам, нежели к памятным событиям или личностям, имеющим непосредственное отношение к донской земле. К примеру, два года подряд 1-го сентября на торжественном общегородском мероприятии, посвященном началу учебного года, презентуют такие скульптуры: в 2011-м — скульптуру безымянному первокласснику, в 2012-м — некому собирательному образу учительницы.

Помимо официальных безликих статуй, за прошедший месяц в Ростове появилась также работа неизвестного скульптора. Автор решил увековечить памятником одну из древнейших профессий, установив около одного из домов на Нахичевани бетонную фигуру дворника в полный рост.

Арсений Селицкий, графический дизайнер:"Никакие памятники не облагородят город так, как его могут облагородить мусорные ведра, скамейки и остановочные комплексы. Устанавливая новые памятники, культурно-историческое лицо края мы не теряем. Ростов-на-Дону — это не город-музей (как, например, Санкт-Петербург), это базар. Красивый и шумный, нагловатый, но харизматичный. Кругом эклектика. Скульптура Дона-батюшки — вычурный казак с крестом напоказ, державой в одной руке и шашкой вместо скипетра в другой — это то, что надо! Да, выглядит пафосно и смешно, но все будут фотографироваться. И через пару лет полюбят его всей своей воцерковленной душою".


Памятник первокласснику. Фото: Сергей Пивоваров/РИА Новости

Эксперты считают, что внимание министерства культуры области к памятникам порой избирательно. Иногда много сил уходит на незначительные объекты или мелкие недочеты, вместо того чтобы уделить максимум внимания серьезным проблемам. Ведь есть в городе памятники архитектуры, представляющие историческую ценность, которые в скором времени могут вообще исчезнуть с лица земли. Так, кинотеатр "Россия" — здание, от которого остался один главный фасад, все остальные огорожены забором, за которым ничего нет. На донской набережной, около новоявленых скульптур, уже десяток лет стоят Парамоновы склады, памятник федерального значения, о реконструкции которого в последний раз говорили в 2007 году. После чего "Парамоны" завесили зеленой сеткой и на время забыли.

Ирина Согомонян, архитектор: "Такие памятники, как "Парамоны", — памятники федерального значения — просто необходимо сохранять, это наше богатство, в Ростове осталось не так много построек XIX века. Парамонов склад построен в кирпичном стиле, это весьма характерно для Дона, но таких построек осталось мало. Еще в 90-е годы корпуса Парамоновых складов применялись по своему прямому назначению, но сейчас памятник разрушается от воздействия не только природных факторов, но и человеческих (свалка мусора в складах, исписанные стены, привалы бомжей).

На реконструкцию теперь потребуются большие деньги. Скульптуры на набережной — это, конечно, хорошо, но если бы стоял выбор между сохранением и поддержанием действительно памятников архитектурного и исторического наследия, то ответ очевиден. Эти деньги можно было применить гораздо более эффективно, не штамповать безликие статуи, а заняться реконструкцией Парамоновых складов, открыть музей. Ведь Парамонов — это один из самых богатых и знаменитых жителей Ростова. В свое время он вкладывал собственные деньги в создание больниц, училищ, библиотек, а теперь получается, что весь труд его был напрасен и, мало того, стал обузой для Ростовской власти".

  1. SmartNews

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *