ПАФНУТЬЕВ БОРОВСКИЙ МОНАСТЫРЬ

Содержание

Описание Пафнутьево-Боровского монастыря

Пафнутьево-Боровский (Свято-Пафнутиев Боровский; пишут также Пафнутьев-Боровский, Свято-Пафнутьев-Боровский) монастырь — мужской монастырь в Калужской области, расположенный на окраине города Боровска.

Монастырь основан преподобным Пафнутием Боровским в 1444 году на возвышенности при впадении реки Истремы в реку Протву. После смерти Пафнутия игуменом монастыря стал его ученик, преподобный Иосиф Волоцкий, который вскоре, по причине нежелания братии принять общежительный устав, ушёл в Волоколамское княжество и основал новую обитель — (Иосифо-Волоколамский монастырь).

На месте первой, деревянной, Рождественской церкви в 1467 году был построен белокаменный Рождественский собор (не сохранился). Роспись первого собора Рождества Богородицы Пафнутьево-Боровского монастыря является самой ранней известной работой великого иконописца Дионисия: по свидетельству жития преподобного Пафнутия, Дионисий выполнил роспись под началом старца Симонова монастыря — иконника Митрофана.

Через 117 лет, в 1586 году собор был почти полностью разобран, и на его месте по воле царя Федора Ивановича поставлен новый, пятиглавый; в кладке его фундамента использовались блоки с росписью XV века. Так фрагменты росписи Митрофана и Дионисия сохранись до нашего времени (они находятся в Центральном музее древнерусской культуры и искусства им. Андрея Рублева в Москве и Боровском филиале Калужского государственного областного краеведческого музея).

В XVI века монастырь был окружён каменными стенами и укреплениями; обитель превратилась в сильную пограничную крепость. В это время строится и каменная трапезная с храмом во имя Рождества Христова. В 1523 году была построена звонница, которая в 1688 году заменена колокольней: по желанию её заказчика, князя К. О. Щербакова, она повторяет формы колокольни Высоко-Петровского монастыря в Москве.

Стены и башни Пафнутьево-Боровского монастыря относятся к XVI-XVII векам. Есть версия, что строительством Поваренной, Оружейной и Георгиевской башен монастыря руководил знаменитый архитектор Феодор Конь, автор сооружений Белого города в Москве, Смоленского кремля и Симонова монастыря.

В 1610 году монастырь был сожжен поляками. По окончании Смуты представители Свято-Пафнутиева монастыря участвовали в Земском Соборе 1613 года, грамоту которого об избрании на царство Михаила Романова подписал и Пафнутиевский архимандрит Иона.

В конце 1640-х годов Пафнутиево-Боровский монастырь возглавлял игумен Павел, который в 1652 году был одним из кандидатов на патриарший престол. Вновь избранным патриархом Никоном был поставлен во епископа Коломенского и Каширского. В годы реформ патриарха Никона епископ Павел Коломенский, а так же некоторые руководители монастыря и боровский протопоп Полиект выступили против церковных реформ и приняли сторону ревнителей древнего благочестия. Против боровских противников реформ были проведены репрессии, иеромонах Полиект Боровский и епископ Павел Коломенский были казнены.

В начале 1660-х годов в Пафнутиево-Боровском монастыре некоторое время находился в заточении известный руководитель сторонников старой веры протопоп Аввакум, а в 1670-х в стенах монастыря, а позже и Боровского городского острога содержалась под стражей боярыня Феодосья Морозова (в иночестве Феодора, ум. 1675).

После никоновской реформы Боровский Пафнутиев монастырь стал приходить в упадок. При Екатерине II в Пафнутиевом монастыре было оставлено 33 монаха и послушника, а почти все монастырские имения отобраны.

Св. Пафнутьев Монастырь. Боровск. окт 2011..avi

В 1812 году монастырь был сожжен французами, но вскоре восстановлен.

В 1923 году все имущество обители отошло Главмузею, но вскоре в нем разместили исправительную колонию, потом — сельхозтехникум.

При реставрационных работах 1960-х годов были извлечены 194 белокаменных блока. Из них на 29-ти сохранились фрагменты сюжетной и декоративной живописи, принадлежащей кисти Дионисия. Перед возвращением монастыря Русской Православной церкви комплекс принадлежал Боровскому краеведческому музею.

Монастырь был передан Православной Церкви и вновь открыт в марте 1991 года. В Рождественском соборе хранятся мощи основателя обители — преподобного Пафнутия Боровского.

Сайт:   http://www.pafnuty-abbey.ru

Паломнические поездки к Пафнутьево-Боровскому монастырю

Адрес Свято-Пафнутьева Боровского монастыря: 249010, Калужская область, г. Боровск, ул. Дмитрова д. 1;
Телефон привратной: (48438) 4-37-39;

E-mail: pafnuty.abbey@gmail.com

Гостиница монастыря

Телефоны Гостиницы 8-(903)-817-48-06*  и  8-(903)-817-48-08*

E-mail Гостиницы: pafnuty.gostinica@mail.ru

Паломническая служба

Телефон Паломнической службы:  8 960 515 54 53*

E-mail Паломнической службы: palomnik.pafnuty@mail.ru

Как добраться своим ходом

Из Москвы к нам добраться можно так: с Киевского вокзала электричкой до станции Балабаново, затем автобусом или маршруткой на Боровск до остановки «Роща» или "Рябушки" (около 20 минут).

Если Вы едете на маршрутке или автобусе из Балабаново: (монастырь будет слева от дороги)

Можно выйти на остановке "Рябушки".
Перейдя дорогу, спустится к монастырю, сначала по неасфальтированной дороге, затем направо, вдоль автодороги — выйти к главному входу монастыря. Это более длинный, но пологий путь!

Можно выйти на остановке РОЩА.
Перейдя дорогу, спустится к монастырю по тропинке в лесу: прямо, вправо, влево вниз к мостику. Затем пройти по мостику через ручей (река "Истерьма") и обогнув монастырский пруд, поворачивая налево, выйти к главному входу монастыря. Это более короткий, но крутой путь — с горки перед мостиком !

Как добраться на машине

Из Москвы к нам добраться можно так: по Киевской трассе в направлении г. Калуги ехать до поворота направо на Балабаново. Свернув на этом повороте, Вы около километра двигаетесь до пересечения с трассой А-108. Здесь нужно повернуть направо на Боровск. Двигаясь по этой дороге Вы проедете д. Ермолино и вновь окажетесь на развилке, где Вам нужно будет повернуть налево- на г. Боровск. Двигаясь по дороге в направлении г. Боровска около километра, Вы окажетесь еще перед одной развилкой, где нужно будет вновь повернуть налево (на развилке есть указатель на Свято-Пафнутьев монастырь). После поворота Вам останется около 1.5 километров до монастыря по асфальтовой дороге. 

* Вниманию паломников, ищущих духовного окормления у духовника обители схиархимандрита отца Власия! 
Большая просьба НЕ ЗВОНИТЬ на телефоны ПАЛОМНИЧЕСКОЙ СЛУЖБЫ и ГОСТИНИЦЫ при МИССИОНЕРСКО — ПРОСВЕТИТЕЛЬСКОМ ЦЕНТРЕ монастыря с целью узнать, когда принимает духовник обители схиархимандрит отец Власий. Они вам не смогут ответить на этот вопрос, поскольку не владеют информацией.

Свято-Пафнутиев Боровский монастырь

Самую актуальную информацию о приеме могут сказать только по телефону привратной монастыря (проходной) 8 48438 4-37-39, где тоже дать прогноз о приемах духовника на неделю или месяц они не смогут по выше указанной причине, а о днях приема Вам скажет, что можно узнавать только день-в-день, ведется ли прием, — и приезжать. Но лучше всего приезжать с запасом, на несколько дней. Тогда ваши шансы попасть к батюшке возрастут (с учетом большой очереди на прием к духовнику).


Пафнутьево-Боровский монастырь. Собор Рождества Богородицы. Между 1467 и 1476 годом

Вид на Пафнутьево-Боровский монастырь

Свято-Пафнутиев Боровский монастырь был основан преподобным Пафнутием Боровским в 1444 году на «прекрасном высоком месте» при впадении реки Истремы в реку Протву. Здесь преподобный Пафнутий и преставился 1 мая 1477 года на восемьдесят третьем году жизни. По смерти Пафнутия игуменом монастыря стал преподобный Иосиф Волоцкий, который вскоре, по нежеланию братии принять общежительный устав, удалился в Волоколамское княжество и основал новый монастырь, впоследствии названный Иосифо-Волоколамским.

Роспись собора Рождества Богородицы Пафнутьево-Боровского монастыря является самой ранней известной работой Дионисия. Из жития преподобного Пафнутия мы узнаем, что именно Дионисий под началом старца Симонова монастыря – иконника Митрофана – «подписал» каменный храм во имя Рождества Богородицы в Пафнутиево-Боровском монастыре.

Собор был построен из белого камня на месте старой деревянной церкви и освящен в 1467 году. Точное время создания росписи неизвестно. Однако она была исполнена еще при жизни Пафнутия Боровского.

Через 117 лет, в 1586 году собор был разобран, и на его месте повелением царя Федора Ивановича поставлен пятиглавый, в кладке фундамента и забутовке которого использовались блоки с росписью XV века.

Несмотря на это, после перестройки собора стенописи Дионисия в соборе Рождества Богородицы Пафнутьево-Боровского монастыря не сохранилось.

Голова неизвестного святого.

Рождества Богородицы Свято-Пафнутьев Мужской Монастырь (Россия, Боровск) – отзывы

Дионисий

Из Пафнутиева монастыря происходит икона «Святой Симеон Богоприимец» – образ Святого Симеона, принявшего, по слову Евангелия, на руки младенца Христа, на этой иконе напоминает образ преподобного Пафнутия, каким он выступает в своем житии.

В XVI века монастырь был окружен каменными стенами и укреплениями – он превращается в сильную пограничную крепость. К этому же времени относится строительство каменной трапезной с храмом во имя Рождества Христова. В 1523 году была построена звонница, которая в 1688 году заменена колокольней, построенной по желанию ее заказчика, князя К.О. Щербакова, по образцу колокольни Высоко-Петровского монастыря в Москве.

Стены и башни Пафнутьево-Боровского монастыря относятся к XVI-XVII векам. Есть основания полагать, что строительством Поваренной, Оружейной и Георгиевской башен монастыря руководил знаменитый архитектор Феодор Конь.

Медальон на пелене из цокольной части декорации. Дионисий

Во время Смуты в 1610 году монастырь был сожжен поляками, и в нем «побито было всякого звания людей 12 тысяч человек». По окончании Смуты представители Свято-Пафнутиева монастыря участвовали в Земском Соборе 1613 года, грамоту которого об избрании на царство Михаила Романова подписал и Пафнутиевский архимандрит Иона.

При Екатерине II в Пафнутиевом монастыре было оставлено «монашествующих вместе с послушниками» 33 человека, а почти все монастырские имения отторгнуты. В 1812 году монастырь был сожжен французами, но вскоре восстановлен.

В 1923 году все имущество обители отошло Главмузею, но вскоре в нем разместили исправительную колонию, потом – сельхозтехникум.

При реставрационных работах 1960-х годов были извлечены 194 белокаменных блока. Из них на 29 сохранились фрагменты сюжетной и декоративной живописи, принадлежащей Дионисию.

Все фрагменты стенописи хранятся в Центральном музее древнерусской культуры и искусства им. Андрея Рублева в Москве и Боровском филиале Калужского государственного областного краеведческого музея.

Монастырь был передан Православной Церкви и вновь открыт в марте 1991 года. В соборе под спудом почивают мощи основателя обители преподобного Пафнутия Боровского.

Свято-Пафнутьев Боровский мужской монастырь

 

Монастырь основан преподобным Пафнутием Боровским в 1444 году на возвышенности при впадении реки Истремы в реку Протву. После смерти Пафнутия игуменом монастыря стал его ученик, преподобный Иосиф Волоцкий, который вскоре, по причине нежелания братии принять общежительный устав, ушёл в Волоколамское княжество и основал новую обитель — (Иосифо-Волоколамский монастырь).

На месте первой, деревянной, Рождественской церкви в 1467 году был построен белокаменный Рождественский собор (не сохранился). Роспись первого собора Рождества Богородицы Пафнутьево-Боровского монастыря является самой ранней известной работой великого иконописца Дионисия: по свидетельству жития преподобного Пафнутия, Дионисий выполнил роспись под началом старца Симонова монастыря — иконника Митрофана.

Через 117 лет, в 1586 году собор был почти полностью разобран, и на его месте по воле царя Федора Ивановича поставлен новый, пятиглавый; в кладке его фундамента использовались блоки с росписью XV века. Так фрагменты росписи Митрофана и Дионисия сохранись до нашего времени (они находятся в Центральном музее древнерусской культуры и искусства им. Андрея Рублева в Москве и Боровском филиале Калужского государственного областного краеведческого музея).

В XVI века монастырь был окружён каменными стенами и укреплениями; обитель превратилась в сильную пограничную крепость. В это время строится и каменная трапезная с храмом во имя Рождества Христова. В 1523 году была построена звонница, которая в 1688 году заменена колокольней: по желанию её заказчика, князя К. О. Щербатова, она повторяет формы колокольни Высоко-Петровского монастыря в Москве.

Стены и башни Пафнутьево-Боровского монастыря относятся к XVI—XVII векам. Есть версия, что строительством Поваренной, Оружейной и Георгиевской башен монастыря руководил знаменитый архитектор Феодор Конь, автор сооружений Белого города в Москве, Смоленского кремля и Симонова монастыря.

В 1610 году монастырь оборонял от поляков князь Михаил Волконский, однако он был взят и сожжён. По окончании Смуты представители Свято-Пафнутиева монастыря участвовали в Земском Соборе 1613 года, грамоту которого об избрании на царство Михаила Романова подписал и Пафнутиевский архимандрит Иона.

В конце 1640-х годов Пафнутиево-Боровский монастырь возглавлял игумен Павел, который в 1652 году был одним из кандидатов на патриарший престол. Вновь избранным патриархом Никоном был поставлен во епископа Коломенского и Каширского. В годы реформ патриарха Никона епископ Павел Коломенский, а также некоторые руководители монастыря и боровский протопоп Полиект выступили против церковных реформ и приняли сторону ревнителей древнего благочестия. Против боровских противников реформ были проведены репрессии, иеромонах Полиект Боровский и епископ Павел Коломенский были казнены.

В начале 1660-х годов в Пафнутиево-Боровском монастыре некоторое время находился в заточении известный руководитель сторонников старой веры протопоп Аввакум, а в 1670-х в стенах монастыря, а позже и Боровского городского острога содержалась под стражей боярыня Феодосья Морозова (в иночестве Феодора, ум. 1675).

 

После никоновской реформы Боровский Пафнутиев монастырь стал приходить в упадок. При Екатерине II в Пафнутиевом монастыре было оставлено 33 монаха и послушника, а почти все монастырские имения отобраны. В 1812 году монастырь был сожжен французами, но вскоре восстановлен.

В 1923 году все имущество обители отошло Главмузею, но вскоре в нем разместили исправительную колонию, потом — сельхозтехникум.

При реставрационных работах 1960-х годов были извлечены 194 белокаменных блока. Из них на 29-ти сохранились фрагменты сюжетной и декоративной живописи начала XVI века.

Ваш IP-адрес заблокирован

Перед возвращением монастыря Русской Православной церкви комплекс принадлежал Боровскому краеведческому музею.

 

Монастырь был передан Православной Церкви и вновь открыт в марте 1991 года. В Рождественском соборе хранятся мощи основателя обители — преподобного Пафнутия Боровского.

В монастыре хранятся следующие святыни: святые мощи преподобного Пафнутия, а также имеются частицы мощей преподобного Нила Столобенского, благоверной княгини Анны Новгородской, мученика бессеребренника Иоанна, преподобного Феофила, благоверной княгини Анны Кашинской, святителя Тихона, Патриарха Московского, преподобного Симеона Верхотурского, святителя Луки Одесского, преподобномученицы Елисаветы, преподобного Серафима Саровского, преподобных Старцев Оптинских. Особо чтимой является древняя икона Рождества Пресвятой Богородицы.

 Также по воскресеньям отец Власий исповедует в соборе до начала поздней литургии. Начало исповеди около 7.00 утра. Но еженедельность исповеди не гарантирована. Батюшка исповедует исключительно по своему желанию.

 

Ближайшие поездки:отсутствуют
Архив поездок: 31 марта

Карта тура

Протяженность маршрута: 82.289 км

     Подъезжая к старинному русскому городу Боровску, когда уже видны колокольни его древних церквей, по левую сторону от дороги расположился монастырский парк. Там на берегу небольшой речушки Истерьмы, в окружении прудов находится древний монастырь святого Пафнутия.

     Как ни различны история и облик крупнейших русских монастырей, в судьбе их было много общего. Сначала это скромные деревянные «обители», потом военные крепости, потом пышные «святыни», собирающие толпы богомольцев. Вырос и разбогател и Пафнутьев-Боровский монастырь, но, к счастью для нашей архитектуры, облик его остался «крепостным». Это, наверное, самый суровый монастырь в Подмосковье. (Собственно, это уже Калужская область, но граница проходит совсем рядом и здесь все точно такое же, как в ближней Верее. Еще километров через восемьдесят пейзаж уже не спутаешь с подмосковным.)
     Он стоит на берегу Истерьмы — ручья, впадающего рядом в р. Протву, стоит в низине, точно войско в укрытии. Протва петляет, подмывая то правый, то левый берег. Кругом старинные села, леса со всех сторон окаймляют горизонт. Кажется, что земля эта создана для жизни самой мирной: хлебопашества, охоты, рыбной ловли. Но тихая Протва долгое время была ближней границей московской земли: местом опасным (сейчас сказали бы — стратегическим). Недаром монастырь окружен мощными стена¬ми и вели в него чисто военные проезды в двух башнях.
     Монастырь основан в середине XV века монахом одного из здешних монастырей Пафнутием. Пафнутий родился в Кудинове под Боровском, но дед его был татарином, присланным сюда из Золотой Орды для сбора дани. В ту пору монастыри играли иной раз важную политическую роль.

Свято Пафнутьев — Боровский Монастырь Рождества Пресвятой Богородицы

Крупным политиком был и Пафнутий: он враждовал с митрополитом и был союзником московского князя, вероятно, хорошо понимая, что только Москве удастся объединить русские земли. Авторитет его был очень велик, к нему за советом и благословением съезжались почти со всей России. Одним из его учеников был Иосиф Волоцкий — тоже видный политик и писатель Древней Руси.
     Первые сведения о монастыре похожи на поэтическую легенду: крошечный деревянный монастырь в густом бору, среди поющих птиц, где настоятель, добрый и мудрый, творит чудеса. Действительность была куда суровее: вражда с Василием Боровским, поджоги монастыря и поначалу — бедность. Но монастырь быстро рос и богател. Среди его вкладчиков были не только крупнейшие бояре, но и сам великий князь. Ко временам Ивана Грозного монастырь владел уже множеством сел, деревень и угодий.
     В 1476 году закончен каменный собор (вероятно, довольно скромный), в 1511 году построена каменная трапезная, а к кончу XVI века, словно в предчувствии грозных событий, возвели на месте старого огромный новый собор и каменные стены вокруг монастыря.
     Для тех лет монастырь был довольно сильным укреплением. Подошедший к Боровску в 1610 году «тушинский вор» (второй Лжедимитрий) не смог взять его до тех пор, пока двое изменников-воевод (по одной из версий) не открыли ворота. Битва продолжалась в монастыре. И хотя исход боя был уже ясен, воевода Михаил Волконский, будучи раненым, продолжал сражаться. Он был оттеснен к собору и там у его стен изрублен. В страшном побоище погибло двенадцать тысяч человек. Монастырь был сожжен, сгорели и все документы его ранней истории. В память об этой обороне и о подвиге М. Волконского много лет спустя, в 1777 году,

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *