ОРАНИЕНБАУМ КИТАЙСКИЙ ДВОРЕЦ

Китайский дворец в Ораниенбауме, что под Санкт-Петербургом, прелестная безделушка, как сказали бы в XVIII веке, прекрасный образец эпохи рококо и первого увлечения в России искусством Китая и Японии. Собственная дача императрицы Екатерины Великой, дворец, который без всякого преувеличения может быть назван уникальным. Уникальным даже для Санкт-Петербурга, этого города дворцов!

На карте
  • Хрупкий, изящный, словно сделанный из фарфора, бело-розовый дворец выглядит волшебно на фоне пруда и окружающего его зеленого парка. Этакая табакерка, настольное украшение, которое, впрочем, является ларчиком с секретом
  • Внутренние интерьеры в основном выдержаны в стиле рококо, но созданы и целые помещения, которые призваны оправдать название это действительно Китайский дворец!
  • Ораниенбаум не был захвачен фашистами в годы Второй мировой войны защитники Ленинграда неимоверными усилиями отстояли Ораниенбаумский пятачок и потому его дворцы сохранили свой подлинный облик
  • Другие дворцы Питера и пригородов

Южный фасад

Здание Китайского дворца было возведено в 1762–1768 годах, то есть сразу после восшествия Екатерины II на российский престол по проекту архитектора из Италии Антонио Ринальди. Причем долгое время, и это надо иметь ввиду, дворец был одноэтажным.

  • Второй этаж надстроили лишь в середине XIX века . Набившие руку в эклектике, Андрей Штакеншнейдер и Людвиг Бонштедт в творческом содружестве распланировали надстройку второго этажа, застекленную галерею и балкон, существенно расширившие объемы здания и сообщившие ему новые функции
  • Причем сделали это изумительно органично: по внешнему виду никто не скажет, что первый и второй этажи разделяет столетие

Отметим, что имение в Ораниенбауме Екатерина начала осваивать еще будучи великой княгиней и женой наследника, очень полюбила это место и устроила здесь летнюю резиденцию немедленно после воцарения.

План Китайского дворца,

План первого этажа:
1 Передняя; 2 Гардеробная; 3 Розовая гостиная; 4 Штофная опочивальня; 5 Будуар; 6 Кабинет Павла; 7 Зал муз; 8 Голубая гостиная; 9 Стеклярусный кабинет; 10 Большой зал; 11 Штукатурный покой; 12 Малый Китайский кабинет; 13 Большой Китайский кабинет; 14 Китайская опочивальня; 15 Камерюнгферская; 16 Портретная;
17 Кабинет Екатерины II

  • Китайский дворец невелик и (первый его этаж) распланирован очень логично: вход, парадная анфилада, покои императрицы Екатерины II и половина наследника, Павла Петровича. Интересный факт: каждое из помещений имеет свой собственный неповторимый облик и даже детали оформления не повторяются
  • Самым известным залом Китайского дворца считается Стеклярусный кабинет, который, как и прочие помещения сохранил оригинальный облик середины XVIII века.

    КИТАЙСКИЙ ДВОРЕЦ В ОРАНИЕНБАУМЕ

    Стены оформлены панно, выполненными из стекляруса, тонких стеклянных трубочек и шелка. Богатый орнамент и роскошная отделка золоченой резьбой оставляют незабываемое впечатление

Стеклярусный кабинет

Особое внимание посетителям стоит обратить на потолочные плафоны, выполненные итальянскими мастерами из школы великого венецианца Джованни Тьеполо. А также на наборные паркеты с очень сложными рисунками. При укладке полов использовалось до 36-ти различных сортов древесины и потому паркет Китайского дворца в Ораниенбауме драгоценность, равной которой не встретишь в других, куда более пышных дворцах Европы.

  • Большая часть паркетов была выполнена по рисункам Антонио Ринальди, главного архитектора ораниенбаумского дворца. А также, напомним, автора других очень узнавамых достопримечательностей Питера: Гатчинского и Мраморного дворцов.

Катальная горка в Ораниенбауме

Помимо Китайского дворца в так называемую Собственную дачу императрицы входили: павильон Катальной горки (1762-1774), построенный Ринальди, и прекрасный Верхний парк, органично сочетающий цветочные клумбы правильной формы и идеально подстриженные кусты с прелестью естественного пейзажного парка в английском стиле.

  • Так было не всегда: при Екатерине парк носил симметричный или регулярный характер и даже знаменитый пруд, выглядящий сегодня абсолютно естественно, был водоемом правильной формы

Рядом с Собственной дачей находятся: отремонтированный Большой дворец сподвижника Петра I, Меншикова, который сегодня доступен для посещения, не путаем его с Меншиковским дворцом в Питере, и скромный летний дворец Петра III, все еще ждущий своей очереди на реконструкцию.

Фото Александров, Chezenatiko / Wikimedia Commons

Собственный садик Китайского дворца в Ораниенбауме

Eurotraveler.ru Ваш гид по достопримечательностям

Достопримечательности Ораниенбаума

Город Ораниенбаум, сегодня именуемый Ломоносовым, располагается в 40 километрах западнее Санкт-Петербурга и до 1948 года носил свое первоначальное название благодаря теплицам при дворце, в которых по указу Меншикова выращивали апельсины. С немецкого языка слово «ораниенбаум» переводится именно как «апельсиновое дерево», что и дало название сначала резиденции ближайшего сподвижника Петра Великого, а затем и всему поселению, которое выросло на прилегающих к нему землях. Более всего интересен Ораниенбаум как раз своими достопримечательностями в виде памятников классической архитектуры и искусства дворцово паркового ансамбля, которые были воздвигнуты во владениях Александра Даниловича Меншикова в XVIII веке.

Меншиковский (Большой) дворец

Среди достопримечательностей Ораниенбаума следует особо отметить выдающейся красоты и убранства Меншиковский дворец, который был построен знаменитыми архитекторами Фонтаном и мастером-каменщиком Шеделем. Центральная часть выполнена в виде двухэтажного строения, к которому восходят переплетающиеся лестничные пролеты, а по бокам постройка расходится на одноэтажные галереи, выстроенные в форме дуги. К каждой из них по бокам в свою очередь прилегают Японский и Церковный павильоны. Павильоны эти соединяются соответственно с Кухонным и Фрейлинским флигелями, таким образом, придавая всему ансамблю длиной около 210 метров очертания буквы «П». Дворец Меншикова был построен в популярном по тем временам стиле петровского барокко, сильно подверженном влиянию голландской, шведской и германской техник архитектурного строения. Убранство и роскошь внутренней отделки дворца поражали гостей и посетителей графа Меншикова.

Нижний сад Ораниенбаума

Когда посетители Ораниенбаума спускаются с лестниц Большого Меншиковского дворца,  их взору открывается другая, чуть менее известная, зато не менее интересная достопримечательность комплекса – Нижний сад. Он был разбит с использованием преимущественно опыта и дизайнерских находок французских садоводов и на тот момент являлся одним из первейших постоянных садов в Российской Империи. Центральную часть Нижнего сада занимает главная аллея, обсаженная по бокам кленами, липами и елями. В том же XVIII веке сад украшался 39-ю скульптурами и тремя летними фонтанами, которые были практически полностью уничтожены в течение Второй Мировой Войны. Сегодня полным ходом идет восстановление посадок и композиции Нижнего сада.

Верхний парк Ораниенбаума

В любое время года любители насладиться ухоженной природой могут отправиться в другую часть дворцово-паркового комплекса, где располагается еще одна его достопримечательность – Верхний парк. Это уникальное место, где в хитросплетениях ореховых и липовых аллей затеряны лабиринты каналов, прудов и живописных мостиков, и где крайне приятно проводить время вдвоем или наедине со своими мыслями.

Китайский дворец Ораниенбаума

Во времена правления Екатерины Великой комплекс достопримечательностей Ломоносова пополнился еще одним строением в стиле барокко – Китайским дворцом. Названием этим постройка обязана отделке внутреннего убранства в стиле модного по тем временам шануази – китайских мотивов. На данный момент Китайский дворец – это одно из наиболее роскошных зданий всего ансамбля. Чего стоят только Стеклярусный зал с потрясающим панно из стекляруса, Зал муз, в котором стены украшены изображениями древнегреческих богинь, а также Большой и Голубой залы с отделкой из натурального мрамора.

Катальная горка Ораниенбаума

Довольно необычной достопримечательностью не только для того века, но и для сегодняшнего дня можно считать павильон под названием Катальная горка. Постройка эта была возведена специально для того, чтобы в теплое время года обитатели и гости дворцового комплекса могли кататься в колясках по проложенным внутри деревянным помостам. На данный момент павильон Катальная горка утратил свое первоначальное предназначение и теперь просто радует посетителей роскошнейшим убранством помещений. В здании открыт уникальный Круглый зал с единственным в своем роде мраморным полом, Белый или Охотничий кабинет, а также необычный фарфоровый кабинет с искуснейшей отделкой.

Каменное зало Ораниенбаума

Верхний парк ансамбля знаменит и еще одной достопримечательностью – постройкой под названием Каменное зало.

Китайский дворец (Санкт-Петербург, Ораниенбаум): часы работы, отзывы

Изначально это было сооружение, возведенное в середине XVIII века для проведения в нем торжественных приемов, концертов и других важных мероприятий. В середине века XIX здание было перепрофилировано и модернизировано путем надстройки каменной колокольни, вследствие чего оно стало лютеранской кирхой. На сегодняшний день Каменное зало обрело свой первоначальный облик, и в нем вновь проводятся выступления, концерты и экскурсии для посетителей.

План
Введение
1 История создания
1.1 Ансамбль Собственной дачи
1.2 Архитектура Китайского дворца

2 Судьба дворца после 1917 года
3 Реставрационные работы во дворце
4 Интерьеры
4.1 Общая характеристика внутренней отделки
4.1.1 Наборные паркеты

4.2 Передняя
4.3 Гардеробная
4.4 Розовая гостиная
4.5 Штофная опочивальня
4.6 Будуар
4.7 Кабинет Павла
4.8 Зал муз
4.9 Голубая гостиная
4.10 Стеклярусный кабинет
4.11 Большой зал
4.12 Штукатурный покой
4.13 Малый Китайский кабинет
4.14 Большой Китайский кабинет
4.15 Китайская опочивальня
4.16 Камерюнгферская
4.17 Портретная
4.18 Кабинет Екатерины II

Список литературы
Китайский дворец

Введение

Китайский дворец — дворец, расположенный в юго-западной части дворцово-паркового ансамбля «Ораниенбаум» (г.

Топ-10 китайских мест в Петербурге

Ломоносов). Был построен по проекту архитектора Антонио Ринальди в 1762—1768 гг. для императрицы Екатерины II . Является частью ансамбля Собственной дачи в Ораниенбауме. Свое название получил благодаря тому, что его несколько интерьеров отделаны в китайском стиле (шинуазри), что было в то время очень модным.

В 1852—1853 гг. южный фасад был перестроен (появился второй этаж) по проектам А. Штакеншнейдера и Л. Бонштедта. Как музей дворец открыт в 1922 году.

Из всех построек Ораниенбаума середины XVIII века (дворец Петра III, павильон Катальной горки) именно в Китайском дворце стиль рококо (который в России нигде, кроме Ораниенбаума, не получил распространения) проявил себя наиболее полно. В этом, наряду с абсолютной подлинностью дворца (Ораниенбаум в годы Великой Отечественной войны фашистами захвачен не был, в отличие от остальных пригородов Санкт-Петербурга), заключается его уникальность.

В настоящее время дворец реставрируется к 2011 году — 300-летнему юбилею Ораниенбаума. К сентябрю 2011 года планируется открыть 4 зала — Большую антикамеру, Зал муз, Голубую гостиную и Стеклярусный кабинет .

1. История создания

Ораниенбаум, имение князя А. Д. Меншикова, после его опалы в 1727 году находилось в ведении Канцелярии от строений. В 1743 году императрица Елизавета Петровна дарует эти земли вместе со всеми постройками своему племяннику и наследнику Великому князю Петру Федоровичу, будущему императору Петру III. Здесь для него строится потешная крепость Петерштадт, а в крепости — дворец (по проекту Ринальди). После женитьбы Петра Федоровича в Ораниенбауме обосновывается малый великокняжеский двор.

Еще будучи Великой княгиней, будущая Екатерина II замышляет построить в Ораниенбауме дачу для увеселений.

Став императрицей, она уже 1 сентября 1762 года (то есть спустя 2 месяца после восшествия на престол) издала указ об отпуске денег на строительство Собственной дачи, архитектором которой становится Антонио Ринальди. Основные работы были завершены в середине 1770-х гг.

1.1. Ансамбль Собственной дачи

По замыслу Ринальди, ансамбль Собственной дачи должен состоять из двух частей — регулярной и пейзажной. В восточной регулярной части располагались основные парковые сооружения (Каменное зало, Китайский дворец, павильон Катальной горки). Большая западная часть была близка пейзажному «английскому» парку. При всем этом четкая граница между ними отстутствовала, одна часть как бы плавно переходила в другую .

Композиция восточной части говорила об отходе от типа регулярных парков, характерных для XVII—XVIII веков . В таких парках обязательно существовала одна или несколько цетральных аллей, подходивших к центральной части главного дворца. Тройная липовая аллея, главная ось Собственной дачи, отходящая от Каменного зала, выходит на Китайский дворец не к его центру, а к восточной части. Таким образом, перспектива дворца с центральной аллеи не видна. В западной части был устроен лабиринт фигурных прудов с шестнадцатью небольшими островами, соединенных между собой подъемными мостиками. На островках располагались пять маленьких беседок .

В 1766 году из Венеции для Собственной дачи были получены скульптуры, выполненные итальянскими мастерами Д. Маркиори, И. Морлейтром и Джузеппе Торетти (работы этих скульпторов можно также найти в Большом Гатчинском дворце (горельефы) и в Дворцовом парке Гатчины (скульптуры))

Таким образом, если в регулярной части существовали особенности, роднящие ее с пейзажным парком, то и в пейзажной части легко отыскать черты регулярного стиля. Это связано с тем, что в середине XVIII века в архитектуре происходил постепенный переход от барокко к классицизму. Это отразилось не только в облике дворцов Ораниенбаума, но и в планировке его парка.

Проявление стиля рококо в ораниенбаумских постройках А. Ринальди проступает не в отдельных деталях, а в совокупности черт этого стиля. Оно ярко выражено как в фасадах и планах дворцов, так и в декоре помещений.

· Контраст наружного облика и внутренней отделки

Все постройки Ринальди отличаются строгостью и простотой внешнего облика и одновременно роскошью, изысканностью, разнообразием внутреннего убранства.

· Большие размеры застекленных дверных и оконных проемов

Соединение интерьера и окружающей природы — испытанный прием стиля рококо.

· Различие обработки интерьеров

Форма и отделка каждого помещения различны в зависимости от его назначения. Более того, мебель и прочие предметы декоративно-прикладного искусства — часть декора именно данного интерьера. Недаром в Китайском дворце мебель чаще всего изготовлена специально для какой-либо комнаты по эскизам Ринальди (архитектора и одновременно декоратора помещений).

Эти три черты в некоторой степени объясняют удивительную гармоничность интерьеров Китайского дворца, его связанность как к с внешним обликом, так и с близлежащим прудом и парком .

1.2. Архитектура Китайского дворца

Китайский дворец стоит на невысоком выступающем стилобате, который образует своеобразную террасу. Она облицована пудостским камнем и гранитом. С запада и востока к жилым помещениям, расположенных в ризалитах, примыкают партерные садики. Они ограждены ажурными металлическими решетками.

Дворец протянулся по оси запад — восток и в плане представляет собой букву П. Его фасады имеют различное архитектурное решение. До наших дней в неизменном виде сохранился лишь северный фасад (с южного фасада в XIX веке был надстроен второй этаж ).

Северный фасад выглядит более торжественно и нарядно. Центр его выделен в виде ризалита овальной формы с четырьмя пилястрами. Выступ завершен фронтоном и фигурным аттиком барочного типа. На нем установлены три белые декоративные скульптуры (в XVIII веке кровля дворца окаймлялась балюстрадой с вазами и статуями ). По осям трех скульптур расположены окна-двери с полуциркульными завершениями. Такие же дверные проемы расположены в боковых ризалитах дворца. Их завершают сандрики с рельефным орнаментом — раковиной и гирляндами.

Южный фасад, обращенный к пруду, выглядит совсем по-другому. К зданию пристроены два сильно выступающих ризалита, которые предназначались для жилых покоев . В XVIII веке ризалиты образовывали собой миниатюрный дворик, в центре которого находился вход во дворец . Однако в 50-е годы XIX века с южного фасада по проектам архитекторов А. Штакеншнейдера и Л. Бонштедта был надстроен второй этаж. Тогда же появилась и застекленная галерея в первом этаже. С вотока и запада к торцовых частям дворца были пристроены небольшие помещения — антикамеры.

2. Судьба дворца после 1917 года

В 1925 году дворцы и парки были переданы Музейному отделу Ленинградского отделения Главнауки и подчинены Управлению Петергофскими дворцами-музеями и парками . Китайский дворец — единственный из построек Ораниенбаума, превращенный в музей до войны. Остальные здания сдавались в аренду Лесотехническому техникуму, «Заготзерну» и другим конторам. В 1935 году Ораниенбаум был взят под государственную охрану как уникальный историко-культурный комплекс. На парк был распространен режим запретной зоны — на его территорию было практически невозможно попасть . В 1940 этот режим был снят и Ораниенбаум получил свою собственную администрацию .

В годы Великой Отечественной войны Ораниенбаум, находящийся на территории так называемого Ораниенбаумского плацдарма, не был разрушен фашистами в отличие от других пригородов Ленинграда. На территории парка располагалась 48-я Ордена Октябрьской Революции Краснознаменная Ропшинская Стрелковая дивизия им. М. И. Калинина под командованием генерала Сафонова, которая взяла на себя охрану всего дворцово-паркового ансамбля .

В годы войны Китайский дворец был законсервирован, музейные ценности были эвакуированы (часть — в Новосибирск и Сарапул, часть — в уже оказавшийся в блокадном кольце Ленинград по т. н. «малой дороге жизни» (Ораниенбаум — Бронка — Кронштадт — Лисий Нос), где экспонаты хранились в Исаакиевском соборе . В частности, в подвалах Исаакиеского собора хранились стеклярусные панно. Позже, из-за их плохого состояния они были перемещены на хранение в Эрмитаж .

Сам Китайский дворец в годы войны не получил каких-либо серьезных повреждений от обстрелов, за исключением снаряда, попавшего во второй этаж дворца.

Выставочные помещения и интерьеры от этого снаряда не пострадали. Однако, по воспоминаниям очевидцев, состояние дворца при этом было довольно плачевным:

В 1946 году дворец после незначительных реставрационных работ вновь открывается как музей. Это имело огромное значение для послевоенных пригородов Ленинграда — в то время, как другие дворцы лежали в руинах, Китайский дворец принимал посетителей и вселял веру в восстановление других пригородов .

3. Реставрационные работы во дворце

С самого первого времени своего существования Китайский дворец постоянно страдал от сырости . Антонио Ринальди, вероятно, не сумел точно оценить суровый северный климат и высокую влажность либо не рассчитывал на долгое бытование дворца и строил его больше как парковый павильон, нежели жилое помещение . Уже c 1770-х гг проводятся многочисленные реставрационные работы во дворце. Первыми от сырости пострадали полы из искусственного мрамора. Их заменили на паркетные, ныне существующие. Десятилетие спустя была проведена реставрация живописи, располагавшейся во дворце.

Зал муз. Живописный декор принадлежит кисти Стефано Торелли. На плафоне изображены Венера и грации, на стенах и падуге — Аполлон с амурами и девять муз, олицетворяющих искусства.

К этому времени относится происхождение легенды о названии Ораниенбаума, и связано оно с обнаруженными в заброшенной оранжерее бирками на деревьях, где значилось: Oranienbaum. С 1740-х годов Ораниенбаум принадлежал великому князю Петру Федоровичу, будущему императору Петру III.

Верхний парк был формально разделен на две части: одна для строительных затей Петра Федоровича, вторая — для собственной дачи великой княгини Екатерины Алексеевны. Именно там и началась история Китайского дворца. Как вспоминала Екатерина II: «Мне вздумалось тогда развести здесь себе сад в Ораниенбауме. Я начала делать планы, как строить и сажать». С конца 1750-х годов на территории начинаются работы. По словам будущей императрицы, «это и было развлечение, которое могло развивать воображение».

Дети из семейства Мекленбург-Стрелицких на лужайке перед южным фасадом Китайского дворца, вторая половина XIX века.

Для планировки парка был приглашен садовник Ламберти, а к проектированию дворца привлекли недавно прибывшего в Петербург итальянского архитектора Антонио Ринальди — родоначальника стиля рококо и раннего классицизма в России. По свидетельству современников, «он заложил в лесу новый верхний сад… великой тяжести труд и рассчитанный на целые века», но отмечали, что «в награду за этот сумасшедший проект его следует повесить на входных воротах».

Голубая гостиная. В 1863 году художник А.Бейдеман выполнил большие живописные панно для стен этого зала.

Строительство дворца началось только в 1762 году с восшествием Екатерины на престол, однако уже в 1768 году она отпраздновала новоселье. Главное сооружение собственной дачи — Китайский дворец, который первоначально назывался «Голландский домик», но имел несколько интерьеров, оформленных в стиле шинуазри.

Фрагмент Стеклярусного кабинета.

Свое нынешнее название он получил только в XIX веке, после разрушения Китайского домика в крепости Петерштадт. Дворец расположился среди зелени, на невысоком стилобате, образующем террасу перед прудом, и представляет собой изящный садовый павильон с большими окнами-дверьми, создающими иллюзию полного единения с природой. Его фасады украшены пилястрами и полуколоннами с ионическими капителями и гирляндами. Со стороны южного фасада находятся два прелестных садика с мраморной скульптурой и цветущими клумбами.

Дворец спланирован буквой «П» и имеет три анфилады: Парадную, протяженностью шестьдесят пять метров, и две жилые, короткие, расположенные к ней перпендикулярно.

Китайская деревня

За два века, в связи со сменой владельцев, дворец претерпел ряд перестроек, был надстроен второй этаж. Вплоть до революции 1917 года Ораниенбаум был собственностью герцогов Мекленбург-Стрелицких.

Передняя. Реставрация живописного плафона.

Чудом он не пострадал во время Великой Отечественной войны, и, несмотря на все перипетии, в нем сохранились интерьеры с уникальным декоративным убранством XVIII века. Известно, что для его обстановки французские купцы Франсуа Рембер и Биллио с 1765 по 1768 годы поставляли во дворец мебель и бронзу «в новейшем вкусе». Знаменитые художники Стефано Торелли, Джованни Баттиста Тьеполо, братья Серафино и Джузеппе Бароцци, скульптор Мари-Анн Колло, мозаичный мастер Джакомо Мартиньи и русские мастера Петергофской гранильной фабрики занимались украшением интерьеров.

Парадная анфилада. Вид в сторону Зала муз. У окна Стеклярусного кабинета — стол с мозаичной поверхностью, напоминающий о бывшем названии этого помещения — «Мозаичный покой».

Залы декорированы живописными панно, наборными паркетами, золоченой резьбой, вышивками и мебелью с инкрустацией натуральными цветными камнями. Изюминкой дворца является Стеклярусный кабинет, который в XVIII веке назывался Мозаичным покоем.

Стеклярусный кабинет. Зеркало в резной золоченой раме.

Он имел пол из смальтового стекла, изготовленного по рецепту М.В. Ломоносова на соседней Усть-Рудицкой фабрике. Из-за сырости не сохранился и в середине XIX века был заменен наборным деревянным паркетом с повторением рисунка мозаичного пола. Стены кабинета разделены резными золочеными рамами в виде стволов с листьями и цветами на отдельные панно со стеклярусом.

Фрагмент южного фасада. Собственный садик. Скульптура «Амур и Психея» — копия с античного оригинала из Капитолийского музея в Риме.

Их двенадцать — десять на стенах и два десюдепорта. В зависимости от освещения панно переливаются сиреневыми, розовыми, синими и серебристыми оттенками. Поверх стеклярусного фона особыми шелковыми нитями — синелью — вышиты фантастические сюжеты с пейзажами и птицами — уникальная работа русских мастериц-золотошвеек под руководством француженки Марии де Шель.

Зал муз. Фрагмент падуги c фигурой Аполлона.

В 2011 году были открыты Зал муз, Голубая гостиная и Стеклярусный кабинет, в прошлом — Розовая гостиная и Гардеробная. Еще предстоит выполнить реставрацию второй половины Парадной анфилады и личных покоев. А в этом году гостей примут Передняя и ближе к осени — Большой зал.

Elle Decoration

Китайский дворец построен в 1762 — 1768 годах (архитектор А.

Уголки Китая в Северной столице или китайские места в Питере

Ринальди). Семнадцать небольших помещений дворца поражают изысканной и тонкой отделкой. Парадная анфилада состоит из Зала муз, Голубой гостиной, Стеклярусного кабинета, Большого зала, Сиреневой гостиной, Малого и Большого китайских кабинетов. Открывает ее Зал муз. В архитектурно-декоративном убранстве этого зала применены лепка, живопись, позолота. Плафон «Венера и грации», роспись стен и падуг выполнены итальянским художником С. Торелли.

Эту летнюю резиденцию возвели 250 лет назад. Во время войны она, к счастью, не сильно пострадала — гитлеровцы так и не дошли до её стен, а вот время было безжалостно к великолепным интерьерам. Всего во дворце 17 помещений. Полную реставрацию планируют завершить уже через несколько лет.

Двенадцать панно работы французской мастерской де Шен, вышитые синелью (ворсистым шелком) по фону из стекляруса, дали наименование Стеклярусному кабинету. Они отделены друг от друга резными рамами в виде стволов пальм, искусно выполненными замечательными русскими мастерами. Центр архитектурно-планировочной композиции дворца — Большой зал, декорированный живописью, золоченой леткой, мозаикой, искусственным мрамором. Две малые анфилады пересекают главную. В восточную входят личные комнаты Павла: Розовая гостиная, Штофная опочивальня, Будуар и кабинет. Западная состоит из личных комнат Екатерины II Китайской опочивальни, Туалетной, Портретной, Кабинета. Передняя и Гардеробная соединяют малую Восточную анфиладу с Большим залом. Живопись интерьеров дворца выполнена в основном итальянскими мастерами венецианской Академии художеств — Б. Питтони, Г. Дицциани, Д. Гварана, Ф. Цуньо, Д. Маджотто, Ф. Цукарелли. Стены и падуги богато украшены лепным орнаментом.

С декоративной отделкой интерьеров связан рисунок паркетов (площадь 722 квадратных метра), которые набраны из тонких пластин цветной древесины. Во дворце хранится редчайшая коллекция прикладного искусства XVIII века. Фарфор русских и мейсенских мастеров, лаки и эмали Востока. Резная золоченая мебель выполнена русскими резчиками и позолотчиками по рисункам Ринальди. Произведения русского, западноевропейского и восточного искусства блестяще сочетаются в убранстве Китайского дворца.

← достопримечательности Ломоносова

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *