ОМНИБУС ЗЛАТОУСТ АФИША

Выпуск № 5-155 / 2013, В России

В городе Златоусте — одном из красивейших городов Южного Урала — вот уже больше 90 лет работает первый профессиональный драматический театр, старейший в Челябинской области. Созданный сразу же после гражданской войны, он прочно вошел в инфраструктуру города и стал центром его культурной жизни на протяжении всей своей истории. Это более 500 поставленных спектаклей, многие из которых в разные годы отмечены на фестивалях различных уровней — от региональных до международных и удостоены дипломов, в том числе и высших Гран-при. Это сотни имен режиссеров, актеров, художников, служивших на сцене театра. Сегодня это Златоустовский государственный драматический театр «Омнибус», известный далеко за пределами Челябинской области, занимающий свою нишу на театральной карте России. «Омнибус» — означает для всех. И действительно, репертуар единственного в городе театра рассчитан и на совсем маленьких зрителей, и на школьников, и на взрослую аудиторию. 30 лет руководит театром заслуженный работник культуры России, почетный гражданин города Златоуста Александр Сергеевич Романов. В 2011 году театр удостоен премии Правительства России имени Федора Волкова за вклад в развитие театрального искусства Российской Федерации.

Привлечь школьников к театру, помочь учащимся глубже прочувствовать творчество писателя и его эпоху и через театральное искусство воспитать личность, тонко чувствующую и понимающую прекрасное, — такие задачи на перспективу поставили перед собой 25 лет назад сегодняшний руководитель театра Александр Сергеевич Романов и Михаил Давыдович Поляков, работавший в театре главным режиссером в 1986 — 1993 гг.

Так родилась идея театральных уроков-спектаклей. На первых порах в гороно к начинанию отнеслись настороженно, да и педагоги (большей частью старшее поколение) без энтузиазма восприняли новшество. Вот если, высказывалось предложение, вы подготовите эти уроки и придете к нам в школу… К сожалению, в школе нет условий, необходимых для показа спектакля. Видя такую реакцию, и актеры засомневались, что удастся воплотить задуманное. Но все-таки решили от идеи не отказываться, и уже через год был показан первый урок-спектакль по творчеству Д.И. Фонвизина «Сатиры смелый властелин». Автором сценария и режиссером-постановщиком стал актер театра Юрий Пронин. Спектакль был принят с восторгом. На первых порах стали работать со школами, которые проявили интерес к начинанию. И вскоре этот интерес начал быстро расти. Появлялись новые уроки, соответствующие школьной программе: «Ларчик мудреца» по басням И.А. Крылова, «Дело арестованного № 224» по творчеству А.С. Грибоедова.

Театральный урок-спектакль рассчитан на 40-60 минут, то есть соответствует школьному уроку. Каждый урок имеет свои особенности, приемы, методы. Неизменно его начало: разговор о том, что такое театр как вид искусства и как нужно вести себя на таком уроке-спектакле. Что театр — это единственный живой вид искусства, и спектакль каждый раз заново рождается на глазах у зрителей, он трудно создается и очень легко разрушается. Затем кратко представляется тема урока.

Театральные уроки-спектакли не только позволяют учащимся узнать гораздо больше о личности того или иного писателя, о конкретном произведении, но и прививают драгоценные навыки общения, заставляют думать и анализировать, учат азам театральной грамотности, пониманию языка театра, его неповторимости и уникальности. Это сегодня особенно важно. В век компьютеров и видео, бесконечных сериалов, важно научить молодое поколение ценить то, что рождается у него на глазах, — спектакль как произведение искусства. «Самое главное — быть откровенным со зрителем, — говорит артист «Омнибуса», заслуженный артист России Юрий Чулошников, — тем более зритель не всегда подготовленный. Испытываешь настоящее удовлетворение, когда видишь благодарные детские глаза». По словам заслуженного артиста России Вячеслава Борисова, «…по сложности спектакли и театральные уроки одно и то же. Актер должен быть в материале, знать ответ на предполагаемый вопрос. Для актера театральные уроки интересны тем, что можно сыграть несколько ролей одновременно». Например, в театральном уроке-спектакле «Горьким моим словом посмеюся…» по творчеству Н.В. Гоголя один и тот же актер играет роли Персонажа, Хлестакова, Чичикова, Кочкарева.

Театральные уроки от обычного спектакля отличает лаконичность оформления и постановочных приемов. Кроме того, они выстроены так, что зрители оказываются участниками происходящего на сцене, поскольку актеры на таких уроках обращаются к аудитории с вопросами, заставляя их вспоминать те знания, которые они получили в школе. «Простыми, в сущности, средствами достигается важная цель — реставрировать животворный дух изучаемых в школе произведений… Доверительная, но не снисходительная интонация…, игровая природа рождают праздничную атмосферу умного и доброго сотворчества сцены и зала…» — писала критик Е. Дмитриевская на страницах журнала «Театр» (№1, 1990).

Златоустовский театр «Омнибус» приглашает на апрельские премьеры!

Тематика уроков практически неисчерпаема.

А история развивалась дальше, и в 1990 году по инициативе Союза театральных деятелей России и Академии педагогических наук России Златоустовский театр показывал свои театральные уроки-спектакли в Москве не только учителям и учащимся, но и коллегам. Это были уроки Ю. Пронина «Сатиры смелый властелин» и «Дело арестованного № 224». Как вспоминает Александр Сергеевич Романов, показывали уроки в одной из элитных московских школ. Педагоги предупредили, что может получиться так, что во время показа некоторые ученики будут выходить из зала. Но ничего подобного не произошло, наоборот, получилось заинтересовать столичную молодежь.

Следующий серьезный этап наступил в феврале 1993 года, когда на базе театра «Омнибус» проходил семинар «Театр в маленьком городе» — в рамках русско-французской конференции «Город и театр в условиях новой экономической реальности». Конференция проходила под эгидой Российского института искусств (г. Санкт-Петербург). В работе конференции принимали участие представители Министерства культуры России, сотрудники Российского института искусств, директора и главные режиссеры театров Российской периферии. На семинаре присутствовали гости из Франции — ученые-социологи университета из г. Мец (Лотарингия) и тогдашний директор департамента культуры Лотарингии Ж-Ф. Маргерен. Участники и гости конференции посмотрели не только спектакли театра «Омнибус», но и театральные уроки. Результатом их визита было приглашение театра в г.Мец на Всефранцузскую ежегодную конференцию «Театр и школа», которая прошла в августе — сентябре 1994 года. В рамках этой конференции наш театр показал два спектакля «Три сестры» А.П.Чехова, «Собаки» К. Сергиенкои два театральных урока: И. Кручининой «Ларчик мудреца» (по басням И.А.Крылова) и Ю.Лотмана «Читая Евгения Онегина» (по роману А.С. Пушкина). В дальнейшем идею театральных урок поддержал засл. деятель искусств России Борис Сергеевич Горбачевский, работавший в «Омнибусе» главным режиссером с 1994 по 2011 гг. и поставивший 6 уроков-спектаклей.

В течение театрального сезона на уроки-спектакли приходят школьники не только нашего города. В «Омнибус» часто приезжают из городов Миасс, Сатка, Бакал. Проводятся уроки каждый вторник, среду и четверг. Для некоторых категорий школьников это единственная возможность приобщиться к миру театра.

Сегодня в репертуаре театра 11 театральных уроков-спектаклей, идущих как на основной, так и на малой сцене «Сфера» театра «Омнибус», их афиша постоянно пополняется. Кроме уже названных, это «Жили-были» (по русским народным сказкам), «Болдинская осень» (по творчеству А.С.Пушкина), «Приглашение в театр» (знакомство с театральными профессиями), «Поклонимся великим тем годам» (60-лети. Победы посвящается), «Иоанн Златоуст» (о жизни святителя Иоанна Златоуста), «Мир А.П. Чехова» (спектакли по «Предложению» и «Свадьбе»), «Быть может, за хребтом Кавказа» (о жизни и творчестве М.Ю.Лермонтова), «Горьким моим словом посмеюся…» (по творчеству Н.В.Гоголя). И по-прежнему их участники вкладывают в творчество всю душу, через которую прошла и пронзительная высота пушкинской поэзии, и щемящая боль лермонтовских строк, итонкий гоголевский юмор

Вера Николаевна Шилова, начальник отдела общего и дополнительного образования МУ Управления образования ЗГО, преподаватель литературы, со своими воспитанниками частый гость на наших театральных уроках, отмечает: «Общее сопереживание — один из основных инструментов воспитания. Благодаря театру, школьники и преподаватели получили возможность качественно нового общения. Здесь, в уютной камерной атмосфере, они познают не только искусство театра, но и самих себя. Но ценнее всего то, что воспитывается уважение к законам морали и духовным ценностям. Убеждена, что самая сложная и важная работа зрителя не тогда, когда он сидит в зале (там эмоциональное восприятие сильнее), а тогда, когда он вспоминает, осмысливает, анализирует то, что видел и слышал. Для этого надо уметь смотреть и видеть, слушать и слышать. Этому мы тоже учились на уроках в театре. И это оказалось настолько значимым для ребят, что теперь в своих отзывах и сочинениях они пишут: «Именно на театральном уроке я ощутил все «волшебство искусства»; «…впервые я увидел постановку спектакля, где все сделано таким образом, что зритель становится участником действия («Дело арестованного № 224»); «Наш театр особенный. В нем работают люди, для которых театр является самым ценным в жизни, и их любовь передается нам, зрителям, которые сначала приходят на театральные уроки, а затем становятся поклонниками театра»; «… театр стал для меня тем местом, где я могу отстраниться от проблем, забыть обо всем и погрузиться в волшебство…»

Замечателен еще и тот факт, что после просмотра уроков-спектаклей у ребят (пусть не у всех, но все же!) появляется желание взять в библиотеке книгу по теме урока. Через театральные уроки прошло уже не одно поколение златоустовцев. Отдача от них сегодня ощущается прежде всего в том, что в театр приходит подготовленный, грамотный, воспитанный зритель. Благодаря театральным урокам-спектаклям многие молодые люди стали нашими постоянными зрителями, многие учащиеся приобщаются к самодеятельному театральному творчеству.

Пройдя творческий путь в четверть века, театральные уроки-спектакли являются сегодня дополнением к национальному проекту «Образование», который успешно осуществляется в нашем городе, поддерживался и поддерживается министерством культуры Челябинской области, Главой ЗГО, Собранием депутатов ЗГО, муниципальным управлением образования ЗГО выделением финансовых средств на реализацию данной творческой программы.

Трофимова Светлана

Фотогалерея

OMNIBUS

Ансамбль Omnibus был создан в Ташкенте летом 2004 года группой молодых музыкантов, объединенных общей идеей играть музыку, никогда ранее не звучавшую в Центральной Азии. Вот уже несколько лет коллектив представляет широкий спектр феноменов и процессов современной музыке во всем мире.

Драматический театр «Омнибус» — бренд Златоуста

Эта идея получила отражение в названии ансамбля: omnibus от латинского способный двигаться во всех направлениях или служить для всех. Ансамбль Omnibus был и остается единственным в регионе музыкальным коллективом, деятельность которого сосредоточена на развитии и пропаганде современной музыки. Коллектив представил более 100 концертных выступлений с уникальными программами. Основу репертуара составляют произведения композиторов, ставших ключевыми фигурами в музыке XX и XXI столетий. В 9-ти случаях из 10-ти музыка, исполняемая ансамблем, звучит впервые в Центральной Азии.

В октябре 2005 года ансамбль организовал первый на территории Центральной Азии международный мастер-класс для молодых композиторов Omnibus Laboratorium. Этот ежегодный форум вот уже 6 лет приглашает в качестве педагогов ведущих композиторов и исполнителей из Европы и США.

Считая одним из важных направлений своей деятельности серьёзное изучение современной музыки, Ансамбль Omnibus совместно с Институтом Гёте в Ташкенте стал инициатором открытия в 2008 году Центра современной музыки, первого на территории Центральной Азии информационного архива, который предлагает широкой аудитории музыкантов-профессионалов развёрнутую и систематизированную информацию по современной музыке. Центр располагает нотной и книжной библиотекой, аудиоматериалами, базой данных по фестивалям, коллективам и персоналиям в области современной музыки.

В 2006 году к концертной и образовательной деятельности ансамбля добавился ежегодный Международный фестиваль музыки и визуальных искусств Black Box. Фестиваль посвящен экспериментам по соединению оригинальной живой музыки с другими видами искусства: театром, живописью, поэзией, пластикой, кинематографом. Участники фестиваля радуют ташкентского зрителя стилевым разнообразием: от инструментальной академической музыки до электро-хауса и альтернативного рока, от фольклора до джаза, от музыки барокко до клубной электронной музыки.

В апреле 2011 года начнет свою работу мультимедийный проект Мнемозина. международный форум для молодых музыкантов и видеоартистов.

Стремясь сохранить в обществе интерес к наследию традиционной музыкальной культуры Узбекистана, в 2008 году по инициативе известного музыковеда Отаназара Матъякубова и художественного руководителя ансамбля Артёма Кима был основан Центр исследований узбекской традиционной музыки Макомат.. Цель работы центра сохранить и развить научные знания об узбекской традиционной музыке путём оптимизированных переводов центральноазиатских музыкальных трактатов Х-ХIХ столетий, публикации отдельных книг, монографий, эссе и справочников.

С самого начала своего существования ансамбль был и остаётся негосударственной общественной организацией. Коллектив не получает никакой финансовой и организационной поддержки от государственных институций и фондов Узбекистана. Репетиционное помещение и концертный зал безвозмездно представляются Ансамблю Omnibus Театром Марка Вайля Ильхом одним из самых авторитетных центров современного искусства в регионе. Этот легендарный театр также является неправительственной общественной организацией. Помещение для Центра cовременной музыки безвозмездно предоставлено Институтом Гёте в Ташкенте. Все музыканты ансамбля работают в различных государственных оркестрах. Эта работа даёт им возможность выживать в непростых финансовых условиях современного Узбекистана. В Ансамбле Omnibus они работают в свободное время на общественных началах.

Златоуст. В школьном расписании — театральный урок

Омнибус открыл театральный сезон

С вручения городской премии «Бенефис» в области театрального искусства началось торжество открытия нового сезона театра «Омнибус». И конечно, с премьеры — спектакля «Квадратура круга».

Глава округа Вячеслав Жилин вручил премию актрисе театра Валерии Шакировой. Генеральный директор Златоустовской оружейной фабрики Валерий Томея и его заместитель Олег Гриер наградили фирменными премиями предприятия актеров театра — Наталью Каллерт, Наталью Фаустову, Вячеслава Борисова, Андрея Плакунова — за лучшие роли прошедшего сезона и пожелали новых высот мастерства.

Секретарь Златоустовской епархии, протоиерей Дионисий поблагодарил театр за проведение Русского Собора и вручил благодарственные письма директору театра Александру Романову, главному режиссеру Борису Горбачевскому, а также артистам — участникам урока-спектакля «Иоанн Златоуст»: Александру Антонову, Наталье Фаустовой, Игорю Вершинину, Ольге Зацепиной.

99-й театральный сезон «Омнибус» открыл премьерой комедии «Квадратура круга» по пьесе Валентина Катаева, написанной им в 1927 году и представленной на сцене МХАТа, где она шла более шестисот раз.

Пьеса Катаева интересна и сегодняшнему зрителю, ведь она о молодости, о любви, способной преодолеть все препятствия.

Театр "Омнибус"

Артисты нашего театра под руководством режиссера прекрасно справились со своей задачей: ярко, эмоционально рассказали историю двух молодых супружеских пар, точно передав колорит стремительно отдаляющихся от нас 20-х годов прошлого века.

Почувствовать время помогли и сценография, и замечательные костюмы, и музыка, и пластические номера. Зрители очень тепло приняли новую работу театра, оставив много восторженных отзывов.

Над спектаклем работали: режиссер-постановщик (и создавший музыкальное оформление спектакля), главный режиссер театра, заслуженный деятель искусств РФ Борис Горбачевский; художник-постановщик, заслуженный работник культуры РФ, заслуженный деятель искусств РБ Виктор Хлыбов (Уфа); художник по костюмам Лилия Файзулина; балетмейстер Виктория Пестова.

Актерский ансамбль таков: Глеб Баканов, Дмитрий Горшенев, Артем Калугин, Елизавета Есина, Мария Трофимова, Екатерина Крыгина, Виктория Фролова, Александр Кузнецов, Анатолий Волошин, заслуженный артист РФ Вячеслав Борисов, заслуженный артист РФ Александр Антонов, Наталья Каллерт, Никита Макаркин, Вероника Небывалова, Дарья Петрова, Андрей Плакунов, Дмитрий Степанов, Валерия Шакирова.

«Квадратуру круга» Станиславский назвал «умной, талантливой шуткой Катаева», и она шла не только в Советском Союзе, но и на театральных подмостках Франции, Греции, Америки, Бразилии. В 1935 году премьера состоялась на Бродвее.

Похожие записи

Драматический театр «Омнибус» открыл 97 театральный сезон28 сентября, 2016"Злата горка" прошла в Златоусте13 июня, 2017Вальс цветов прошел в Златоусте11 августа, 2017

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *