ОКОВЕЦКИЙ СВЯТОЙ ИСТОЧНИК

По святым местам Твери. Записки паломницы. Ч. 1

Наталия Владимировна Смольникова

Столичного паломника сегодня трудно удивить: реклама наперебой предлагает ему самые разные маршруты по России и зарубежью. Мы совершаем далёкие поездки, преодолевая сотни, тысячи, десятки тысяч километров. И даже не подозреваем о том, как много храмов и святынь находятся гораздо ближе к Москве. Всего два с половиной часа езды электричкой  — и вы оказываетесь в Твери, одном из древнейших городов Центральной России. Основанная в начале XII века, Тверь в последующие  два столетия была влиятельным княжеством, соперничавшим с Москвой в объединении русских земель. А потом, после присоединения к Московскому княжеству, — крупным торговым и ремесленно-промышленным городом.  У Твери — многовековые православные традиции. Здесь подвизались святые, строились храмы и монастыри, здесь сложилась своя школа иконописи. Здесь после огненного советского лихолетья возрождалась церковная жизнь. Какая же она, нынешняя православная Тверь?

Мы отправились в Тверь электричкой с Ленинградского вокзала. Будни, поэтому в поезде было немноголюдно, никакой суеты. А настроение у нас замечательное, пасхальное: сегодня Вторник Светлой седмицы. И природа, казалось, тоже торжествовала распускающейся майской зеленью деревьев. Проехали живописный пруд, где-то недалеко от Подсолнечной. Но самое сильное впечатление по дороге оставил пейзаж Московского моря (Иваньковского водохранилища): безлюдные водные просторы и ощущение какого-то таинственного плавания поезда прямо по волнам.

А вот, наконец, и Тверь. От железнодорожного вокзала пешком идём в центр. До заезда в гостиницу у нас еще пара часов, можно немного посмотреть город. Мы идём по проспекту Чайковского. Ветрено, пыльно, и сначала Тверь нас не особенно впечатляет. Но всё же теплится в душе чувство, что где-то там, впереди, — заветные волжские берега и пейзажи старого города.

На проспекте Чайковского, 19 заходим в нарядную часовню в неорусском стиле. Построена она была в 1913 году в честь трёхсотлетия царствования Дома Романовых на средства Оршина Вознесенского монастыря (древней обители недалеко от Твери). Архимандрит этого монастыря Иосиф в 1613 году подписал грамоту об избрании на царство основателя династии Михаила Фёдоровича Романова. После Октябрьского переворота 1917 года часовня была закрыта. Сначала здесь устроили керосиновую лавку, а потом — магазин «Сувениры». После передачи Русской Православной Церкви в 1990 году часовню освятили во имя святого праведного Иоанна Кронштадтского и отреставрировали.

Семь чудес Тверской губернии

Здесь, недалеко от железнодорожного и авто- вокзалов, хорошо молиться паломникам по прибытии в Тверь и перед отъездом из города.

Идём дальше по проспекту Чайковского, который переходит в Тверской проспект. Слева, где-то за деревьями, золотятся купола. У нас ещё есть время, и мы можем посмотреть, что это за храм. Излучина узкой реки. Это Тьмака, правый приток Волги, впадающий в неё в центре города. А исток Тьмаки находится в Старицком районе Тверской области.

Этимологию названия «Тьмака» мне не удалось выяснить. Предполагают лишь, что оно — древнего, финно-угорского происхождения (очевидно, из языка племени меря) и видимо связано с понятием «земля». Но ассоциации это слово вызывает самые причудливые, как и название всей местности — «Затьмачье». А вот и храм, купола которого мы увидели с Тверского проспекта, — Покрова Пресвятой Богородицы в Затьмачье. Нарядный, светлый, обнесённый оградой. Его считают лучшим из сохранившихся в городе памятников культового зодчества в стиле барокко.

Когда-то здесь стояла деревянная церковь Афанасьевского девичьего монастыря. А в 1765-1774 годах на средства прихожан и купца Григория Жижина из кирпича и белого камня был построен новый Покровский храм. Позже его обнесли оградой с четырьмя угловыми башнями, с западной стороны устроили святые ворота. В XIX веке церковь перестроили, соорудили новую колокольню.

А в 1930-е годы храмовый комплекс был частично разрушен, после войны использовался как склад. В 80-90-е годы здесь провели реставрационные работы, и в 1992 году здание было передано Русской Православной Церкви.

В храме три придела: главный — во имя Покрова Пресвятой Богородицы, северный — в честь Грузинской иконы Божией Матери, а южный — во имя святого Афанасия Великого и Казанской иконы Божией Матери. Росписи в храме, хоть и новые, но создают ощущение «старины». Иконостас Грузинского придела выполнен в древневизантийском стиле с имитацией резьбы под камень, Казанского — в русском торжественном стиле, с позолотой и более объёмной резьбой. В главном приделе на диаконских дверях (необычно!) изображены родители Пресвятой Богородицы — святой праведный Иоаким и святая праведная Анна.

Здесь, в Покровском храме, есть ковчеги с частицами мощей трёх святителей — Иоанна Златоуста, Василия Великого и Григория Богослова, а также двух местных святых — преподобноисповедника Сергия (Сребрянского) и преподобного Макария Калязинского. Много интересных икон, как, например, Смоленский (предположительно, XVI века), Почаевский, Казанский (XIX века) образы Божией Матери, образ благоверной княгини Анны Кашинской и князя-страстотерпца Михаила Тверского с частицами мощей. Большая икона «Святой Ангел-Хранитель града Твери». Нежданная радость: икона моей святой покровительницы мученицы Наталии. В тот день в храме также пребывала икона благоверных князей Петра и Февронии с частицами их святых мощей.

Очень хорошо в этой Покровской церкви, но нам нужно собираться в путь. Идём дальше в центр города. У пересечения Тверского проспекта и улицы Советской мы выходим к жёлто-белому собору Вознесения Господня (адрес — улица Советская, 26), возведённому в первой трети XIX столетия. Деревянные храмы, стоявшие на этом месте прежде, сгорели. Два заново воздвигнутых в середине XVIII века каменных придела тоже пострадали от пожара. В 1768 году было восстановлено внутреннее убранство храма. А в первой трети XIX века церковь расширили, и в ней стало три придела: Вознесенский, Богоявленский, а также преподобных Антония и Феодосия Печерских. Храм, в возведении которого использовался белый камень, стал украшением центра Твери.

Но в 1935 году советские власти закрыли Вознесенскую церковь. Здесь располагался музей. Осенью 1941 года в храме временно возобновились богослужения, но в 1972 году тут разместили выставочный зал. Здание было значительно перестроено. В 1991 году, по просьбе верующих, началась передача храма Русской Православной Церкви, и 7 января 1993 года, на Рождество Христово, здесь прошло первое богослужение. Собор был отреставрирован и получил статус архиерейского подворья.

Сегодня в Вознесенской церкви много святынь. Одна из них — местночтимая икона Божией Матери «Тучная Гора» (в Москве такой образ можно увидеть разве что в храме в честь Влахернской иконы Божией Матери в Кузьминках). На иконе Пресвятая Богородица изображена держащей в руках храм, стоящий на высокой горе. История этой святыни началась в XVII веке. Тверскому горожанину, сыну крещёных татар, Косме Волчанинову в благодарность за отлично выполненную работу в одном из местных монастырей предложили взять в дар какую-нибудь икону. Косма выбрал образ Божией Матери, который стоял в соборе на полу за клиросом (видимо, «за излишеством»). Волчанинов завещал своим потомкам почитать эту икону и, когда прервётся его род по мужской линии, передать в храм. Но уже внук Космы пренебрёг завещанием деда и отнёс икону на чердак. Семейный образ напомнил о себе неожиданно. С невесткой внука Космы произошло чудо. Измученная грубостью и самодурством мужа, она в отчаянии задумала наложить на себя руки. Внезапно женщину окликнул неизвестный инок и посоветовал ей помолиться перед иконой Божией Матери «Тучная Гора». Взволнованная женщина рассказала об этом близким. Семейную реликвию нашли и отслужили перед ней всенощное бдение. Жизнь в семье наладилась.

После того, как род Волчаниновых по мужской линии прервался, икону отдали в Смоленскую кладбищенскую церковь, находившуюся на самой высокой точке Твери — «на горе»: там в сильные наводнения собирались городские жители. Явившая многие чудеса исцелений, икона исчезла после закрытия Смоленского храма (разрушен в 1930-е годы). В 1993 году, по благословению архиепископа Тверского и Кашинского Виктора, образ «Тучная Гора» был написан заново, и возобновилось его почитание: именно этот чтимый список сегодня находится в Вознесенском храме.

Здесь можно помолиться также перед иконой святителя Николая Чудотворца, обильно украшенной разнообразными драгоценностями (преподнесёнными в благодарность за помощь святого), перед образом благоверной княгини Анны Кашинской с частицей её мощей. Есть и мощевик с частицами мощей нескольких святых, в том числе и местных: преподобного Нила Столобенского, преподобноисповедника Сергия (Сребрянского).

Одна из главных святынь Вознесенского собора — рака с мощами священномученика Фаддея (Успенского), архиепископа Тверского. В этом волжском городе святой провёл последние девять лет своей жизни, здесь же в 1937 году он принял мученическую кончину. По воспоминаниям современников, владыка Фаддей был человеком необычайной монашеской красоты: смиренным, аскетичным и очень добрым к людям. Он много служил, замечательно проповедывал, из-под его пера вышла работа по дидактике — общей методике Закона Божьего и славянского языка для церковно-приходских школ.

Первой архиепископской кафедрой, которую возглавил владыка, была Владимиро-Волынская. После прихода к власти там большевиков архиепископ Фаддей был арестован и в 1922 году как «политически вредный элемент» был выслан  с Волыни. А вскоре, уже в России, он был обвинён во враждебном отношении к советской власти, в том, что якобы способствовал распространению воззвания митрополита Агафангела (Преображенского) к российской пастве. Во владимирской тюрьме владыка Фаддей сидел в тяжёлых условиях, рядом с уголовниками, но всегда сохранял поразительное спокойствие духа и молитвенную сосредоточенность. Из Владимира архиепископа сослали на год в Зырянскую область.

После освобождения из ссылки владыка Фаддей был назначен в 1923 году в Астраханскую епархию. Астраханцы так полюбили нового архиепископа, что его фотографии ставили в домах рядом с иконами, а дорогу, по которой владыка ходил в храм, потом ещё долго называли фаддеевской.  Через несколько лет владыка получил новое назначение — возглавить Саратовскую епархию. А в 1928 году был переведён на архиепископскую кафедру в Тверь.

Владыка Фаддей жил на тихой тверской улочке в доме с маленьким садом. Часто, особенно вечером, ходил по тропинке в саду вдоль забора и молился. После молитвы благословлял на все стороны город и уходил в дом. Сохранились сведения о благодатной помощи архиепископа простым тверичанам. Он никому не отказывал в помощи, и народ его очень любил. Владыка обладал даром прозорливости, предвидения будущего, а также даром исцелений.

В Твери, как и на предыдущих кафедрах, архиепископ Фаддей много служил, проповедывал. Но власти один за другим отбирали у православных храмы. Летом 1937 года в Твери начались массовые аресты духовенства и мирян. Арестован был и находившийся в то время уже на покое архиепископ Фаддей. Через десять дней после ареста он был приговорён к расстрелу по абсурдным обвинениям в руководстве церковно-монархической организацией, в связях с ликвидированной церковно-монархической организацией в Кашине и т.п.

Владыку убили 31 декабря 1937 года. Ему было шестьдесят пять лет. Рассказывают, что архиепископа утопили в яме с нечистотами. Тюремный врач предупредила верующих о том, когда вынесут тело владыки. Две женщины, запомнившие место, куда закопали тело, позже, после Пасхи 1938 года, вскрыли могилу, положили архиепископа в простой гроб и похоронили. Над местом захоронения на кладбище «Неопалимая Купина» (в Затверечье) поставили крест, но он был уничтожен властями.

В советский период многое на кладбище было разрушено и снесено (в том числе и храм в честь иконы Божией Матери «Неопалимая Купина», давший название кладбищу). Забытым оказалось и место, где похоронили владыку Фаддея. Но осенью 1990 года одной из верующих, Е.Ю. Топорковой, удалось найти точное место захоронения. Проведённая экспертиза подтвердила, что найденные останки принадлежат архиепископу Тверскому Фаддею (Успенскому). 26 октября 1993 года, в праздник Иверской иконы Божией Матери, на кладбище «Неопалимая Купина» были обретены честные мощи священномученика Фаддея, которые теперь в особой раке хранятся в Вознесенском соборе. Сегодня эта святыня являет тверичанам чудесную помощь.

Мы пришли в Вознесенский собор часа через два после окончания литургии, но в храме были люди, молились, заказывали требы. Дежурил священник. Вознесенский собор показался мне похожим на наши московские храмы. Но это самый центр города. А как обстоят дела в других районах? Ведь много святынь было поругано и разрушено в этом старинном волжском городе за годы советской власти. Мы ещё увидим и полуразрушенные, и только восстанавливающиеся, и уже отреставрированные тверские храмы.

А пока из центра города мы отправились на набережную. Хорошие виды, особенно на Заволжский район с куполами храмов (на фото). Вот она, Волга (с заволжской стороны можно спуститься прямо к воде и погулять по песку), и белоснежные чайки, и сияющая майская зелень деревьев. Только одна проблема — ветрено и потому очень пыльно. Но даже это не затмило очарования Твери, почему-то показавшейся мне очень родной. Здесь как будто отдыхаешь от вечной московской суеты и чувствуешь себя ближе к природе.

А вообще сегодняшняя Тверь, как и многие другие областные центры, — отражение нашей непростой истории. Особенно это прослеживается в городской архитектуре, где соседствуют разные исторические пласты: и особняки XVIII-XIX веков, и улица Советская, с памятником Ленину, и современные многоэтажные здания,  и восстановленные из разрухи храмы…

Многое ли осталось от старой, досоветской Твери? Оказывается, не так уж и мало: здание губернского правления XVIII века, императорский путевой дворец второй половины XVIII века, духовное училище (дом Зубчаниновых) конца XVIII века, банк (бывший соляной магазин) начала XX века и ещё целый ряд административных и гражданских зданий. И, конечно же, храмы. В тот день нам предстояло встретиться с двумя замечательными тверскими церквами, памятниками архитектуры. Но об этом — в следующей части моих заметок.

© Copyright: Наталия Владимировна Смольникова, 2014
Свидетельство о публикации №214111601530

Список читателей / Версия для печати / Разместить анонс / Заявить о нарушении

Другие произведения автора Наталия Владимировна Смольникова

Рецензии

Написать рецензию

Другие произведения автора Наталия Владимировна Смольникова

Описание Оковецкого святого источника

Как бы хотелось отметить, Оковский (Оковецкий) лес находится в верховьях Волги, Днепра и Западной Двины, который известен своими могучими и лихими разбойниками. Именно здесь, в 1539 году, на берегу реки Пырышни, на стволе высокого дерева, двумя ворами была обнаружена, ставшая в короткий срок известной, благодаря многочисленным исцелениям, Оковецкая икона Божией Матери.

По указу, который издал Иван Грозный, икона должна быть доставлена в Москву, и по истечении нескольких лет, снова возвращена в Оковцы, где на месте явления чудотворного образа был построен храм во имя иконы Божией Матери Одигитрии, с приделом святителя Николая Чудотворца. В качестве престолов были использованы пни вековых, на которых, как и полагалось, висели чудотворная икона и крест. Нынешний храм полуразрушен, но и сегодня размеры руин вызывают представление о том, какое огромное количество паломников приезжало на ежегодные празднества, в честь чудесной иконы и целебного источника открывшегося в двух верстах выше по течению Пырышни.

Икона по своим размерам не очень велика, двусторонняя. На одной её стороне изображены, как и полагается Богородица с Предвечным Младенцем и Святителем Николаем. На другой же стороне — Святой Крест. Каждый год с тайной радостью ждут верующие торжеств в честь Оковецкой иконы Божией Матери.

Святой Оковецкий источник

С рассвета, 24 июля группы паломников со всех сторон едут на автобусах поклониться Святыне и принять очистительную ледяную "баню" Святого Источника. С восьми утра служится Божественная Литургия, после которой верующие во главе с Тверским архиепископом крестным ходом идут к Святому Источнику.

Во главе несут чудотворную икону, поют молитвословия, славят Пречистую Деву. Поле водосвятного молебна в часовне над источником, все, от мала до стара, окунаются в прозрачные холодные воды, стекающие по склону невысокого пригорка. Тут же и монахинь поливают студеной водой прямо из ведра.

Паломнические поездки к Оковецкому святому источнику

Аномальные зоны и мистические места Тверской области

От Осташковского поста ГАИ на юг, через ж/д переезд идет дорога на Селижарово. В Селижарово главное – не перепутать мосты. Дело в том, что здесь река Селижаровка впадает в Волгу. Реки почти одинаковой ширины, и мосты через них тоже почти одинаковые.

Чудотворные святыни Тверской земли (Городня — Оршин монастырь – храмы и монастыри Твери)

Нам нужен мост через Волгу. За мостом — первый поворот налево. Есть указатель – "Святой ключ".Через 25 км вы окажетесь в Оковцах. Практически на въезде — поворот налево. Грунтовая дорога спускается мимо школы к реке, около километра идет вдоль берега и заканчивается стоянкой. Известно, что зимние крещенские купания обладают исцеляющей силой. Посему все больше и больше наших земляков изъявляют желание окунуться в прорубь в праздник Крещения.

Однако в Тверской губернии, на территории Селижаровского района, есть чудесное место, где бьющая из-под земли вода круглый год холодна, подобно крещенской. Летом и зимой, осенью и весной в надежде получить исцеление погружаются люди в воды Оковецкого святого ключа. ОТКРЫЛОСЬ это место людям в 1539 году, когда двоим хищникам (ворам) Ивану и Ермолаю явилась в дремучем лесу икона Креста Господня. А потом, когда освидетельствовать это явление был приглашен инок Селижарова монастыря Стефан, ему и пришедшему с ним народу открылась еще и икона Богоматери с Предвечным Младенцем на левой руке и предстоящим тут же святителем Николаем. Стоило лишь иноку прикоснуться к образу Богородицы, как разразилась страшная буря, весьма испугавшая народ. В то же время от самого образа повсюду разлился чудесный свет. Ввиду того, что от икон и купания в бьющем в тех местах ключе начались чудесные исцеления, на месте обретения икон позже по приказу митрополита Иосафа великого князя Иоана четвертого Васильевича поставлены церковь во имя Пресвятой Богородицы Одигитрии и церковь во имя происхождения Честных Древ. Место это по имени расположенного там села стало называться Оковец.

Дважды, во времена польско-литовского нашествия и в советский период, оковецкие святыни подвергались разорению. Переждавшие смутное время в Великом Новгороде чудотворные иконы во времена советского богоборчества были утрачены и не открылись по сей день. Но чудотворный источник по-прежнему дарит людям здоровье, и не иссякает к нему поток паломников. В последние же годы в Оковцах началось стремительное возрождение. Желающим сохранить молодость непременно нужно побывать на святом источнике. И зимой, и летом вода в нем стабильно держится на отметке +4°С. Говорят, кто в него окунется — разом расстанется со всеми хворями и продлит молодость.

— Обзорная экскурсия по г.Осташкову с посещением Житинного монастыря.

— Экскурсия поНило-Столобенской пустыни, которая находится на острове Столобный живописного озера Селигер и является местом подвигов преподобного Нила Столобенского. 27 лет провел преподобный Нил па острове в уединении, проводя дни и ночи в молитве и богомыслии, он не позволял себе ни на минуту присесть или прилечь, но в случае крайнего изнеможения, стоял, опираясь на деревянные крюки, вбитые в стену его кельи.

Преподобный Нил Столобенский— аскет, нестяжатель, пустынник, совершил исключительный и уникальный молитвенный подвиг. Скончался он 7 декабря 1555 года. Полнота жизни в Духе Святом, образ терпения, смирения, деятельной любви, а также желание некоторых людей последовать его святой жизни на месте его подвигов, послужили причиной основания на острове монастыря. Основан он был указом Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Иова в 1594 году, имя преподобного дало название обители, а первым настоятелем был назначен преподобный Герман, насельник близ лежащего Николо-Рожковского монастыря. Вторым настоятелем был святитель Нектарий (Теляшин), ученик преп. Германа. При нем обитель стала быстро возвышаться и процветать, особенно благодаря покровительству и вкладам Российских Царей. Среди них: Михаил Федорович, Алексей Михайлович (крестник святителя Нектария), Екатерина II, Александр I, Также в синодике жертвователей обители встречаются многие князья, бояре, купцы и другие сановитые люди, С начала XIX века Нило-Столобенская Пустынь стала одним из крупнейших монастырей России.

Это духовное сокровище занимает значительное место в ряду главных святынь Православия. До революции по числу паломников монастырь занимал 1 место в Российском Православном мире, 2 место после Гроба Господня.

Оковецкий святой ключ

Многие десятки тысяч паломников собирались в обитель, названную его именем, а особенно на молитву в день, когда праздновалось обретение честных мощей преподобного. В такие дни паломников собиралось до 45 тысяч. Преподобный Нил собирал у своей раки людей со всей России: от мала до велика, от простых крестьян до Царя. В 1928 году Нило-Столобенскую пустынь постигла та же участь, как и большинство монастырей и храмов: монастырь был закрыт и за годы советской власти был сильно разрушен В 1991 году монастырь был вновь передан Православной Церкви. Начинается возрождение обители. Знаменем этого возрождения стало возвращение честных мощей преподобного Нила из Осташкова в Нило-Столобенскую пустынь в 1995 году, привлекшие сотни, тысячи паломников. Возглавил торжество Патриарх Московский и всея Руси Алексий II, назвав монастырь российской «Жемчужиной».

Экскурсия по монастырю. А если Вы поднимитесь на колокольню, то потрясающая панорама Селигерских просторов останется в Вашей памяти навсегда.

Святой Оковецкий источник

Самым известным и одним из древнейших родников Тверского края, безусловно, является Оковецкий святой источник, который находится неподалеку от деревни Оковцы. С ним связано много преданий и историй о чудесном исцелении. Круглый год сюда приезжают люди со всех просторов России, чтобы выпить целебной воды из источника и окунуться в сооруженных тут купальнях.

Примечательно, что температура воды круглый год составляет +4 градуса. Посетители святого источника также пьют вкусную целебную воду. Многие даже приезжают с бутылками и банками, чтобы набрать домой благодатной воды. Впрочем, пустую тару можно купить и на месте. По благословению митрополита Тверского и Кашинского Виктора несколько лет назад бы налажено производство бутилированной лечебной воды«Оковецкий источник», которая разливаемой на заводе окрестной деревне Оковцы.

Стоимость: 1600 рублей (по желанию обед в трапезной монастыря за доп.плату=250 руб.)

В стоимость входит: эскурсия по г.Осташкову с посещением Житинного монастыря, экскурсия по Нило-Столобенской пустыни и по Оковецкому источнику, транспортное обслуживание, сопровождение экскурсовода.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *