МУЖСКОЙ МОНАСТЫРЬ АЛЕКСАНДРА СВИРСКОГО

  •     Святой Александр основавший этот монастырь, был очень почитаем династией Романовых — русских царей. Его называли царским заступником. Начало почитанию этого святого положил Иоанн Грозный. В 1552 году, перед штурмом Казани, он молился Александру Свирскому. С того времени каждый русский царь отдавал дань памяти святого: либо приезжал поклониться мощам, либо посылал монастырю щедрые дары.

 

    Преподобный Александр родился 15 июня 1448 года, в день памяти пророка Амоса, именем которого и был назван. Его родители жили в деревне Мандера, что на берегу реки Ояти. С ранних лет он выделялся среди сверстников своей молчаливостью и замкнутостью; мало спал, строго постился, зимой ходил в бедной одежде и без шапки. В 19 лет Амос встретил инока Спасо-Преображенского Валаамского монастыря . После беседы с ним у него созрело решение уйти на Валаам. Семь лет провел молодой человек на Валааме послушником, после чего принял постриг с именем Александр и удалился на необитаемый остров, где устроил себе келью. После нескольких лет духовных подвигов преподобный Александр покинул Валаам и ушел в свирские леса, необитаемые места на берегу реки Свирь. Было ему тогда 36 лет.

    Он молился и трудился. Питался травой.

Свято-Троицкий Александо-Свирский мужской монастырь

Так, в уединении и безмолвии, без сьестных припасов, в непрестанных молитвах прожил преподобный Александр семь лет. Не раз он имел чудесные видения. Еще будучи иноком Валаамского монастыря, Александр из окна своей кельи однажды увидел яркий свет, идущий с востока. А в отшельничестве в 1508 году преподобному Александру было явление Живоначальной Троицы — трех Мужей в белых одеждах, осиянных Божественным Небесным цветом.

 В истории Православной Церкви это единственное явление Святой Троицы в таком виде.

    Во время этого духовного переживания преподобный получил повеление построить церковь и основать монастырь. Он вопросил Господа, во имя кого должно воздвигнуть эту церковь, на что получил ответ: "Как видишь Говорящего с тобою в Трех Лицах , так и созижди церковь во Имя Отца и Сына и Святого Духа, Единосущной Троицы. Я оставляю тебе мир и мир подам тебе". В том же 1508 году была построена деревянная церковь Живоначальной Троицы. Так было положено основание ныне знаменитому Свято-Троицкому Александро-Свирскому монастырю.

    Став настоятелем монастыря, преподобный тем не менее продолжал трудиться более, чем кто-либо из братии. Он носил воду, пек хлеб, рубил лес и строил кельи. Ходил в рубище, спал на голом полу. Слава о нем разошлась по всей Руси. Народ говорил, что своей молитвой игумен Александр творит чудеса. Так, на том месте, где было явление Святой Троицы преподобному, его рками был вырыт колодец. Вода из него обладала чудотворной силой, изгоняла бесов, спасая тем самым человеческие души. Над колодцем впоследствии возвели часовню. В 1998 году колодец очистили положили чистый песок. И хотя воду пока пить нельзя, есть надежда, что колодец в конце концов очистится и его вода вновь обретет свои чудодейственные свойства.

    Незадолго до своей кончины Александр Свирский созвал братию и дал свои последние наставления. В заключение он произнес: "Се, аз отхожду от вас, вас же предаю всемогущему Богу и Пречистой Его Матери". Все собравшиеся плакали. На вопрос о месте захоронения он отвечал: "Обвяжите тело мое грешное по ногам вервкою и отволочите его в болотную дебрь и, закопавши во мху, затопчите своими ногами". Братия не соглашалась: "Отче, не можем сотворити сего". Тогда преподобный указал: "Аще не сотворите сего, то да погребете меня у церкви Преображения Господня". 30 августа 1533 года преподобный Александр скончался. Канонизирован всего через четырнадцать лет, что случалось крайне редко.

    Обретение мощей святого Александра произошло 17 апреля 1641 года, в период перестройки упомянутого выше Преображенского собора. Была обнаружена пещера, в которой стоял гроб. Летописец тогда записал: "Открыв малые верхние доски гроба со всяким опасением и видя во гробе тело цело, ничем не разрушимо и ризы такожды целы и нетленны, во ужасе бысть велице". Во время служения молебна тело преподобного покрылось каплями мира, источавшего сильное благоухание. Спустя четыре месяца мощи были тщательно обследованы группой высокопоставленных служителей разных монастырей. В результате были установлены принадлежность мощей Александру Свирскому и факт их нетленности.

    После того как выносят для поклонения крест из алтаря, для всем кто поклонился кресту открывают раку с мощами преподобного Александра. И желающие могут поцеловать его ручку и ножку.

 

До революции 1917 года мощи преподобного Александра находились в приделе его имени храма Преображения Господня, покоясь в серебрянной раке, подаренной царем Михаилом Федоровичем. В монастырской ризнице хранились фрагмент посоха святого Александра, найденного вместе с мощами в гробе, сам гроб, железные вериги, холстинная риза и поручи. После октябрьской революции братия монастыря спрятала раку в тайник в стене Троицкого собора. Однако в 1918 году развернулась всероссийская компания по вскрытию мощей, организованной большевистской властью. И началась она именно с раки святого Александра Свирского, которая была обнаружена в тайнике сотрудниками Олонецкой губернской Чрезвычайной комиссии. Все предметы были изьяты, пять монахов расстреляны, пять отправлены в тюрьму.

    Месяц спустя, в декабре 1918 года, мощи преподобного Александра были отправлены в Лодейное Поле, где были выставлены на всеобщее обозрение в целях "беспощадной борьбы с врагами коммунистической идеи и социалистической мысли". После этого святые мощи исчезли.

    Найти их удалось лишь в конце 1997 года усилиями инокини Александро-Свирского монастыря Леониды. Они хранились в Петербургской Военно-медицинской академии. Перед мощами святого сразу был отслужен молебен, во время которого они интенсивно мироточили.

    Экспертиза, проведенная в Военно-медицинской академии и занявшая несколько месяцев, потвердила, что эти останки принадлежат Александру Свирскому. Собственно, слово "останки" не соотвествуют состоянию тела усопшего святого. Это скорее нетленное тело — как по виду, так и по силе мироточенмя. А телу без малого полтысячи лет — ведь скончался преподобный Александр в 1533 году. Уже вскоре после погребения начались исцеления больных, пришедших поклониться мощам.

    У людей излечивались слепота, грыжа, расслабление (паралич), язва желудка и даже рак. Исцеления от мощей Александра Свирского происходят и в настоящее время. Мощи покоятся в Преображенском соборе Александро-Свирского монастыря. Собор построен в году на месте подвижнической жизни и кончины преподобного Александра. Центром архитектурного ансамбля монастыря является Троицкий собор, воздвигнутый на том месте, где Александру Свирскому было видение Святой Троицы. Монастырь основанный Александром Свирским, действует и открыт для посещений.

Цветные фотографии С.М.Прокудина-Горского

(1902 — 1916)

 

Для фотографий С.М.Прокудина-Горского представлены изображения среднего разрешения (файлы *.jpg), указаны номера репродукций по каталогу на сайте библиотеки Конгресса США http://www.loc.gov/pictures/collection/prok/. На этом же сайте имеются несжатые изображения высокого разрешения (файлы *.tif).

Мариинская водная система

Начало раздела

СВИРЬ (продолжение)

Начало

АЛЕКСАНДРО-СВИРСКИЙ МОНАСТЫРЬ

Страница  1  2  3  4

Александро-Свирский мужской монастырь расположен примерно в 6 км от Свири и около 20 км от Лодейного Поля, в поселке Свирская слобода (Старая слобода), на берегу Рощинского озера..

Основатель монастыря — преподобный Александр Свирский (1448 — 1533), один из величайших русских святых. В 1485 г. инок Валаамского монастыря Александр пришел в эти места и построил себе хижину на берегу озера. Монастырь был основан в 1508 г. Первым его храмом был деревянный Троицкий собор. Строительство первых каменных храмов — нового Троицкого собора (позже перестроен) и Покровской церкви — началось незадолго до кончины прп. Александра.

В 1641 г. при строительстве Преображенского собора были обретены мощи Александра Свирского. Царь Михаил Федорович пожертвовал монастырю раку для мощей. Монастырь стал местом паломничества.

В 1918 г. монастырь был разграблен большевиками. Его последний настоятель — архимандрит Евгений — был расстрелян. Расстреляны также иеромонахи Исайя и Варсонофий, студент Казанской духовной академии священник Алексей Перов и житель слободы Василий Стальбовский. На территории монастыря был организован совхоз. В Преображенской части монастыря разместили психиатрическую больницу.

В 70-х гг. началась реставрация зданий Троицкой части монастыря.

С 1998 г. монастырь вновь действует. В этом же году были вновь обретены мощи прп. Александра Свирского.

В коллекции Библиотеки Конгресса США есть 18 фотографий, сделанных Прокудиным-Горским в Александро-Свирском монастыре. К сожалению, все они — черно-белые копии, цветные оригиналы отсутствуют.

ТРОИЦКИЙ МОНАСТЫРЬ

Уже при жизни прп. Александра Свирского монастырь состоял из двух частей — расположенных близко друг от друга Троицкого и Преображенского монастырей. Это разделение сохранилось и позже.

На первых двух страницах представлены фотографии Троицкого монастыря.

. 1909

Репродукция №01921

Фотография помещена под неточным названием "Свято-Троицкий Александро-Свирский монастырь. Вид с дороги".

Троицкий монастырь — на заднем плане. Слева направо: Троицкий собор, колокольня, Покровская церковь.

На переднем плане — корпуса Преображенского монастыря с надвратной церковью св. Николая Чудотворца.

1910

Репродукция №01927

Фотография помещена под не вполне точным названием "Храм Покрова Пресвятой Богородицы в монастыре".

На снимке показаны два первых каменных храма, строительство которых началось еще в конце жизни прп. Александра Свирского (ок. 1533 г.). Позже, в 1695 — 1698 гг.,  Троицкий собор был полностью перестроен. (Фотография отдельно Покровской церкви представлена на следующей странице.)

1909

Репродукция №01936

Фотография помещена под названием "Стенная живопись в церкви Покрова Пресвятой Богородицы в Свирском монастыре", являющимся ошибочным (ср., например, современную фотографию в ).

Собор был расписан в конце XVII в., однако уже в 1717 г. фрески были покрыты новыми, сохранившимися до нашего времени.

Рака Пр. Александра Свирского. Подарок Царя Михаила Федоровича. 1909

Репродукция №01933

В 1641 г. были обретены мощи Александра Свирского.

Мощи были помещены в Преображенском соборе (там, где они были найдены). Царь Михаил Федорович заказал мастерам Оружейной Палаты сделать драгоценную раку для мощей, обложенную позолоченным басменным серебром. Со временем она обветшала и в 1878 г. была заменена новой.

В 1887 г. Александро-Свирский монастырь посетил Великий князь Владимир Александрович. Он высказал сожаление, что "из столь драгоценного памятника святые мощи преподобного переложены в новую раку" (цитируется по  ). После этого начался ремонт старой раки, закончившийся в 1893 г. Старая рака была установлена в Троицком соборе. Мощи переносились сюда из Преображенского собора ежегодно в дни праздников Пресвятой Троицы и Святого Духа.

Церковь Св.

Старая Слобода. Александро-Свирский монастырь.

Троицы в Александро-Свирском монастыре. Колокольня. 1909

Репродукция №01926

Колокольня построена в 1647 — 1649 гг. В XIX веке она была искажена перестройками. В 1970-х гг. колокольня реставрирована. Теперь ее верх выглядит гораздо красивее, чем на фотографиях Прокудина-Горского: она вновь увенчана тремя шатрами.

Другие фотографии Троицкого монастыря см. на следующей странице.

МАРИИНСКАЯ ВОДНАЯ СИСТЕМА: начало

СВИРЬ: начало

АЛЕКСАНДРО-СВИРСКИЙ МОНАСТЫРЬ: страница  1  2  3  4

Предыдущая страница       Следующая страница

Главная страница

© Прохоров С.О.

500-летие Свято-Троицкого Александро-Свирского монастыря

Паломническая поездка в Александро-Свирский монастырь позволит Вам побывать в этом древнем монастыре. Молебен у мощей пр.Александра Свирского. Место явления Св. Троицы. Обновляющиеся фрески Троицкого собора. Введено-Оятский м-рь. Св. Живоносный источник (с радоновой водой), купание.

Поездки осуществляются каждую субботу вместе с посещением Введено-Оятского монастыря.

Даты поездок: Каждая суббота

Стоимость: 1600 рублей + Экскурсия

Продолжительность: 14 часов. С 7.30 до 22.00.

"Святыни Приладожья" — каждое 1-е воскресенье месяца паломническая поездка осуществляется по трем монастырям (+ Покрово-Тервенический монастырь), с Литургией в Ал.Свирском монастыре. Стоимость 1600 рублей. Отправление от метро Дыбенко в 7.00.

Запись по телефону:
+7 (921) 958-74-58; +7 (921) 947-52-66.

Одновневная паломническая программа

Паломническая поездка в Александро-Свирский и Введено-Оятский монастыри совершается каждую субботу.

Отъезд от м. Технологический институт, ул. Бронницкая д.1, при выходе из метро 200 м. направо.

Александро-Свирский монастырь находится в районе Лодейного Поля, поселок Свирское. Это 260 км. от Санкт-Петербурга по Мурманскому шоссе (4-4,5 часа езды).

В Алексанро-Свирском монастыре мы посещаем Преображенский собор, в котором покоятся нетленные мощи прп. Александра Свирского. Так же в Алексндро-Свирском монастыре мы посещаем Троицкий собор, в котором чудным образом обновляются фрески, и один раз в год, на Троицу, совершается Божественная Литургия. А так же посещаем часовню, построенную на месте явления Святой Троицы, Александру Свирскому. Экскурсия по монастырю проводит паломническая служба Александро-Свирского монастыря, пожертвование составляет — 150 рублей.

При монастыре есть трапезная и кафе "Паломник".

С Александро-Свирским монастырем духовно связан женский Введено-Оятский монастырь, в котором покоятся родители Александра Свирского — Варвара и Сергий, которые перед своей смертью приняли монашеский постриг и были причислены к лику святых. Монастырь находится в 100 км. от Александро-Свирского монастыря, это полтора часа езды. В монастыре есть Живоносный святой источник, называемый "Слезки Божьей Матери" с радоновой водой. Зафиксировано множество исцелений от различных заболеваний, в том числе, онкологии. Источник оборудован купальней.

Возвращение из поездки к метро, ориентировочно в 22 часа.

На дни памяти Александра Свирского: 30 апреля, 30 июля, 12 сентября, а также на Троицу и на Преображение, совершаются суточные поездки, для тех кто хочет причаститься.

Также есть 2-х дневная поездка: Александро-Свирский, Введено-Оятский монастыри, Олонец — Важеозерский монастырь, Рускеала — горный Карельский заповедник, Сортавала, Саперное(расписание см. в многодневных поездках).

Записаться на паломнический тур можно по телефонам:

8 (921) 958-7458, 8 (812) 947-5266

Монастырь основан в 1508 году преподобным Александром Свирским, иноком Валаамского монастыря. Обитель расположена недалеко от города Лодейное Поле, между озерами Рощинским и Святым, недалеко от устья реки Свирь, в 260 км от Санкт-Петербурга.

В начале XVI века в уединенном месте, где молился преподобный произошло явление ему Святой Троицы. По благословению Святой Троицы Преподобный построил деревянный Троицкий собор и каменную церковь Покрова Пресвятой Богородицы. Затем он основал и сам Свято-Троицкий монастырь. Почти с самого своего основания монастырь складывался как объединение двух поселений: при братских келиях — Троицкий комплекс, у монастырского кладбища — Преображенский комплекс. Оба комплекса представляют собой единый памятник архитектурных строений XVI-XIX веков.

Самым древним строением монастыря является каменная церковь Покрова Божией Матери (1533) выполненная в Новгородском стиле вместе с трапезной и звонницей. Здание церкви Покрова построено преподобным на пожертвования царя Василия III. Каменный Преображенский собор с приделом преподобного Александра Свирского построен в 1644 году. Церковь свв. прор. Захарии и Елизаветы построена в 1685 году. Церковь Иоанна Дамаскина построена в 1718 году. Каменный собор Живоначальной Троицы построен в 1791 году, на месте деревянной церкви, выстроенной преподобным Александром ещё в 1509 году. Каменная часовня Св. Троицы построена на том месте, где, по преданию, преподобному Александру Свирскому явилась Пресвятая Троица. На строительство церквей и монастырских построек вносили большие вклады цари, великие князья, Российские императоры, родовитые бояре и дворяне, купцы. Большие пожертвования монастырю были сделаны царем Федором Иоанновичем, но средства которого был возведен придел во имя преподобного Александра Свирского и устроена каменная гробница святому. Жертвователем монастыря был царь Борис Годунов. Почитал святого и первый Романов — Михаил Федорович. Сведения о каждом жертвователе заносились в "Переписные книги". Большая часть монастырского архива до сих пор сохранилась и размещена в Национальной публичной библиотеке, библиотеке РАН и в трех исторических архивах Санкт-Петербурга.

Нетленные мощи Александра Свирского были обретены 17 апреля 1641 года при постройке собора монастыря. Мощи перенесли в монастырский храм святителя Николая, который был построен ещё самим преподобным и не пострадал во время нашествия поляков в 1612 году. С 1644 года мощи преподобного в драгоценной раке были поставлены в Преображенском соборе монастыря.

Монастырь был известен множеством духоносных старцев.

Александро-Свирский мужской монастырь

В XIX веке здесь подвизался будущий святитель и духовный писатель св. Игнатий Брянчанинов. В 1817 году в монастыре подвизались отец Леонид (в миру Лев Наголкин), впоследствии первый Оптинский старец и отец Феодор — ученик молдавского старца Паисия.

В 1918 году монастырь разделил судьбу многих православных обителей России. Мощи преподобного были увезены в Военно-медицинскую академию, как экспонат, монахи разогнаны, часть их, во главе с настоятелем — архимандритом Евгением (Трофимовым), расстреляна. Край преподобного превратился в "Свирьлаг". В годы Великой Отечественной войны оба монастыря значительно пострадали — недалеко пролегала линия фронта. В 1953 году "Свирьлаг" был расформирован и вышло постановление переделать его в психбольницу, причем для безнадежных больных. Лагерная охрана и часть расконвоированных устроились санитарами.

22 сентября 1998 года монастырь был официально передан Санкт-Петербургской епархии Русской Православной Церкви. Обитель досталась монастырю совершенно разорённой. В Троицкой части до сих пор располагается психиатрическая больница.

Второй раз мощи преподобного Александра Свирского были обретены в 1998 году 28 июля того же года они были переданы Русской Православной Церкви и находились сначала на подворье Покрово-Тервинического монастыря в церкви св. Веры, Надежды, Любови и матери их Софии. 23 ноября 1998 года мощи преподобного Александра были наконец перенесены на место их последнего упокоения — в Свято-Троицкий Александра Свирского мужской монастырь. В настоящее время нетленные мощи покоятся в храме Преображения, на время престольного праздника Дня Святой Троицы — переносятся с торжественным крестным ходом в Троицкий собор.

Обновлено (13.06.2018 21:54)

 

ПРАВОСЛАВИЕ В КАРЕЛИИ
Информационный портал Петрозаводской и Карельской епархии

Страница Архиепископа | История | Храмы | Монастыри | Святые | Газета "Сретение" | Архив
Беседы о Православии | Календарь | Новости | Объявления  | E-mail

АЛЕКСАНДРО-СВИРСКИЙ СВЯТО-ТРОИЦКИЙ МОНАСТЫРЬ

   

Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона об обители:

"Свирский Александровский мужской монастырь в Олонецкой губернии, Олонецкого уезда в 36 верстах от уездного города, в 6 верстах от реки Свирь, при озерах Рощинском и Святом: состоит собственно из двух монастырей — Троицкого и Преображенского, находящихся под управлением одного архимандрита. По значению и материальным средствам занимает первое место среди монастырей, основан наиболее чтимым из олонецких подвижников, постриженником Валаамского монастыря преподобным Александром Свирским, поселившимся в этой местности в 1487 г. Умер он в 1533 г. Мощи преподобного почивают в Преображенском монастыре в богатой раке, пожертвованной царем Михаилом Федоровичем.

Монастырь владел некогда обширными населенными землями и был главным религиозным центром края и рассадником многих олонецких монастырей. Для колонизации Олонецкого края монастырь имел в свое время немаловажное значение. Троицкая ярмарка, существовавшая при монастыре уже в XVI ст., придавала ему характер важного торгового пункта. В 1581 г. монастырь был разорен шведами, в 1613 г. — литовцами… В 1779 г. при монастыре была учреждена духовная семинария…"

Монастырь в Обонежье, относившийся к Олонецкой епархии, был одним из важнейших духовных центров России. Он принимал и высокородных паломников, и простых крестьян, а посетивший несколько раз монастырь Петр Великий запечатлен даже на фресках его Троицкого собора.

ОСНОВАТЕЛЬ МОНАСТЫРЯ.Прп. Александр родился 15 июня 1448 г.в небольшом селе Мандера на реке Ояти в Новгородской области. Родители его — Стефан и Васса — были небогатыми, но благочестивыми крестьянами, которые назвали сына Амосом и дали ему христианское воспитание. Он рано узнал о Валаамском монастыре, часто размышлял о нем и однажды встретился с несколькими иноками этой обители. Воодушевленный беседой с ними, Амос решил посетить "Северный Афон". Перейдя реку Свирь, он шел по берегу обширного Рощинского озера и вдруг услышал таинственный голос, возвестивший ему, что в будущем на этом месте он создаст обитель. Когда же Амос пришел на Валаам, игумен принял его и постриг с именем Александра в 1474 г. Было ему тогда 26 лет.

Однажды, стоя на молитве, святой Александр услышал божественный голос, который сказал: "Александр, изыди отсюда и иди на прежде показанное тебе место, на нем же возможеши спастися". Так будущий святой вспомнил указанное ему место на юго-востоке, на берегу реки Свири. Это случилось в 1485 г.Хижину свою преподобный поставил на берегу Рощинского озера. Здесь он провел в полном уединении несколько лет, питаясь не хлебом, а "зелием здесь растущим". Однажды мимо хижины св. Александра проезжал на охоту местный боярин Андрей Завалишин, и от него люди впоследствии и узнали о том, что здесь поселился новый благочестивый пустынник. Постепенно вокруг хижины прп. Александра начала складываться обитель, а слава о прозорливости и врачевании недугов телесных и духовных ее настоятелем облетела вскоре все окрестные земли. Народ же еще при жизни называл Александра Свирского не иначе, как святым.

ЯВЛЕНИЕ СВЯТОЙ ТРОИЦЫ. На 23-м году поселения преподобного в пустыни произошло событие, навсегда вошедшее в анналы церковной истории. Как и боголюбивого Авраама — Патриарха Старого завета, прп. Александра Свирского, посетила Божественная Троица. В храме явился преподобному большой свет, и Александр увидел трех мужей, сошедших к нему. Из их уст святой услышал повеление: "Возлюбленный, яко же видишь в Трех Лицах Глаголющего с тобой, созижди церковь во имя Отца и Сына и Святого Духа, единосущной Троицы".

На месте явление прп. Александру Святой Троицы — величайшего духовного события — встречи человека с Богом, впоследствии была воздвигнута часовня, и это святое на русской земле место на многие годы стало предметом поклонения паломников. И ныне забирают они с собой с этой освященной земли песочек как благословение Божие, чтобы рассыпать его крестом на родных могилах, освятить им свои земельные участки.

ОБРЕТЕНИЕ МОЩЕЙ СВЯТОГО. За год до своей кончины преподобный призвал к себе всю братию и назначил после себя четырех священноиноков: Исайю, Никодима, Леонтия и Иродиона для избрания кого-либо из них в игумены. Скончался прп. Александр 30 августа 1533 г., 85 лет от рождения, и согласно предсмертному его завещанию был погребен близ церкви Преображения Господня по правую сторону от алтаря. В 1547 г. Александр Свирский был причислен к лику святых.

По прошествии 107 лет и 7 месяцев со дня кончины прп. Александра, а именно в апреле 1641 г., игумен Свирского монастыря Авраамий с братией, намереваясь строить над его могилой каменную церковь согласно царскому повелению, разобрали ветхую церковь во имя преподобного, где находилась и гробница, поставленная над его телом. Когда копали ров для восточной стороны церкви, лопата одного из монахов неожиданно ударилась о крышку гроба. О находке доложили игумену, и он, собрав всю братию, поспешил осмотреть гроб. Лишь только открыли верхнюю доску гроба, как вдруг по воздуху разлилось благоухание; одежды на лежащем в гробе -мантия и схима — были целы, тут же лежал и деревянный посох. Тело оказалось не истлевшим, и из-под покрывавшей лицо материи была видна часть бороды. Это были мощи прп.Александра. Игумен тотчас же велел сделать новый гроб и после переложения в него святых мощей перенес их в храм Святого Николая.

Вскоре игумен послал монахов с донесением об этом событии митрополиту Новгородскому Афонию, а тот в свою очередь сообщил известие царю Михаилу Федоровичу. В 1644 г. святые мощи были переложены в драгоценную раку, пожертвованную монастырю по личному распоряжению царя.

С тех пор Свирская Свято-Троицкая обитель, имея в себе такое драгоценное сокровище, при своем высоком религиозно-нравственном авторитете и строгом исполнении церковных уставов становится воистину духовным центром всего Северо-Запада России. Монастырю подчиняются многие обители Олонецкого края, основанные учениками прп. Александра, здесь открывается Духовная семинария, на протяжении десятков лет в монастыре размещалась архиепископская кафедра. Богатейшее архивохранилище обители привлекло к ней множество исследователей русской истории.

РАЗОРЕНИЕ МОНАСТЫРЯ. Но вот наступила страшная эпоха революций и Гражданской войны. На Севере России власть большевиков установилась в январе 1918 г., а до этого политическое руководство осуществляли эсеры и меньшевики. В то время при Свято-Троицкой обители действовал так называемый "Союз охраны церквей и часовен" — общественно-религиозная организация, призванная спасти от поругания православные святыни. Для расследования его деятельности в апреле 1918 г. в монастырь был послан отряд из 50 человек, в задачу которых входил арест руководителей "Союза…". Настоятель обители архимандрит Евгений был арестован 30 сентября 1918 г. в Олонецкой ЧК, куда он был вызван повесткой.

Мощи прп. Александра Свирского вскоре были вывезены большевиками в город Лодейное Поле, после чего началась целая кампания по их сокрытию от верующих. Обнаруженные в наши дни архивные материалы свидетельствуют, что в 1919 г. рака с мощами была отправлена в Петроград. При этом было инсценировано уничтожение лжемощей при свидетелях специально для того, чтобы поползли слухи. Подлинные же останки прп. Александра были переданы в ведение Наркомздрава. Единственным фундаментальным анатомическим музеем Петрограда в те годы был музей Военно-Медицинской академии. По сведениям сотрудников кафедры нормальной анатомии ВМА, в годы революции в их музее появился экспонат, который так и оставался незарегистрированным в обширных каталогах музея. Такое положение "экспоната" в подобном музее было явлением исключительным, и сделано это было явно для сокрытия мощей. Вероятно, тут действовала не только злая воля большевистского руководства, но и добрая воля завкафедрой В.Н. Тонкова, который по своим убеждениям не был "воинствующим безбожником" и вполне мог постараться сделать так, чтобы про мощи просто забыли их враги.

НОВОЕ ОБРЕТЕНИЕ МОЩЕЙ СВЯТОГО. Так или иначе, но результаты архивных поисков, которые проводили церковные власти в наши дни, привели их участников в декабре 1997 г. в стены Военно-Медицинской академии. После этого началась долгая процедура освидетельствования, которая должна была выяснить, является ли обнаруженный "анатомический экспонат" подлинными мощами прп. Александра Свирского.

Первое, что сразу же отмели ученые, — это версию об искусственной мумификации тела. Акт освидетельствования, однозначно говорящий о естественной мумификации, подписан ведущими специалистами ВМА. Объем этого исследования занял 45 страниц машинописного текста, а общий его вывод гласит — обследуемое тело, без сомнения, является мощами св. Александра Свирского. 30 июля 1998 г. по благословению митрополита Санкт-Петербургского и Ладожского Владимира святыня была открыта для поклонения верующим.

Однако вернемся к истории монастыря. Что же произошло с ним после того, как святые мощи были увезены из обители. Как известно, весь этот северный край страны был превращен большевиками в огромный концлагерь, а знаменитая "Северная Фиваида" (так называли монастырь историки Церкви) была осквернена и подверглась поруганию. Но она же и получила при этом великое посвящение — стать одной из русских Голгоф! "Свирьлаг" — такой адрес мы встречаем на письмах многих известных и безвестных заключенных ГУЛАГА. Один из них — знаменитый философ А.Ф. Лосев.

ВОССТАНОВЛЕНИЕ ОБИТЕЛИ. Когда в 1997 г. было получено благословение на возрождение монастыря, он предстал перед его новыми обитателями в мерзости запустения. Однако это не привело их в уныние. Сразу же закипела работа, и за короткий срок были полностью восстановлены внешний вид Преображенского собора, внутреннее убранство храма святых Захария и Елизаветы, часовня на месте видения прп. Александру Святой Троицы, а также один из братских корпусов. 22 сентября 1998 г.монастырь был официально передан Санкт-Петербургской епархии Русской Православной Церкви.

23 ноября 1998 г.

мощи св. Александра были наконец перенесены на место их последнего упокоения — в Свято-Троицкий Александра Свирского мужской монастырь. Тысячи паломников буквально ее всего света притекают в эту отдаленную обитель. Многие из них удостаиваются видеть чудо мироточения из мощей святого ноги и руки преподобного открыты, а полное нетление тела является величайшее редкостью во всей истории Православной Церкви. Ведь мощам уже почти 500 лет, даже лицо святого узнаваемо по древним иконописным изображениям.

При изучении же исторических документов была обнаружена тесная связь молитвенного предстательства прп. Александра с историческими судьбами России. Молитвенником за царей называли его в прежние времена. И ныне узел русской истории завязан здесь, в далеком от шумных городов поселке Свирское, среди лесов и озер, где лишь однажды в новозаветные времена явилась человеку Святая Троица.

Обитель состоит из двух отдельных монастырей — Троицкого и Преображенского.Отстоят они друг от друга всего на расстоянии 100 метров.

ПРЕОБРАЖЕНСКИЙ МОНАСТЫРЬ. Полностью передан Русской Православной Церкви и уже частично восстановлен. Белеют свежепокрашенные стены нарядного пятиглавого каменного Преображенского собора. Но храм пока молчит, еще не завершен дорогостоящий ремонт внутри. Службы совершаются в небольшой церкви во имя святых и праведных Захария и Елизаветы. Здесь под массивным сводом церковного нефа в скромной деревянной раке помещены обретенные в 1999 г. мощи прп. Александра Свирского, источающие благоуханное миро. Когда-то рака для них была специально изготовлена из чистого серебра, и лучшие петербургские мастера украсили ее крышку чеканными изображениями жития святого. Она исчезла, когда монастырь был полностью разграблен в годы советской власти, а в 1918 г. в числе первых были поруганы мощи св. Александра Свирского, тоже исчезнувшие из обители на долгих почти восемь десятилетий.

ТРОИЦКИЙ МОНАСТЫРЬ.Остается по-прежнему собственностью государства. Каменный, кубовый, светлый и праздничный Троицкий собор, украшенный одной главкой, опоясан мощными стенами бывшего братского корпуса, в котором до сих юр расположена психиатрическая больница. Это впечатляющее своей массивностью каре.

Монахини соседнего Покрово-Тервенического монастыря пишут для монастыря иконы.

Монастырь Александра Свирского – жемчужина Русского севера

Они не повторяют старые образцы иконописи, украшавшие когда-то этот древний монастырь-крепость. Это уже почти невозможно сделать, сказали в обители. Поэтому небольшой храм святых и праведных Захария и Елизаветы окрашен в цвета тихой красоты неброского северного лета. Бледный голубовато-зеленый с фиолетовыми вкраплениями цветочный орнамент вьется по его белым стенам. На таком же прозрачном голубом фоне изображены и лики святых. Кажется, что весь храм утопает в небесной лазури, струящейся отовсюду к мощам великого подвижника.

Сегодня, как и в старину, к мощам прп. Александра съезжаются для поклонения паломники со всей России.

См. также:

При использовании данного материала просьба давать ссылку на сайт Петрозаводской и Карельской епархии, http://eparhia.onego.ru

Из Москвы поездки в Александро-Свирский монастырь организует паломническая служба «Радонеж», из Санкт-Петербурга – служба «Паломник» в Александро-Невской Лавре, в молодёжном отделе епархии, несколько паломнических служб при храмах Илии пророка на пороховых, Божией Матери Неупиваемая Чаша, Благовещения Пресвятой Богородицы на Васильевском острове.

Адрес монастыря: 187729, Ленинградская обл., Лодейнопольский р-о, дер. Старая Слобода. Свято-Троицкий Александро-Свирский мужской монастырь. Настоятель – архимандрит Лукиан (Куценко). Телефон: (81364) 14-530, факс: (81364) 14-544.

До обители можно доехать так: автобусом до г. Лодейное Поле, там местным автобусом до деревни старая Слобода (пос. Свирское); либо прямым автобусом, отправляющимся до Санкт-Петербурга с первого автобусного вокзала в 14:30 по маршруту «Санкт-Петербург – Питкяранта».

Справочная автовокзала Санкт-Петербурга — тел.: (812) 166-57-77.

Справочная автовокзала г. Лодейное Поле – тел.: (81364) 2-23-50.

Справочная железнодорожного вокзала г. Лодейное Поле – тел.: (81364) 2-18-73.

Личным транспортом: 249-й км Мурманского шоссе, далее 5 км. до пос. Свирское.

Где остановиться паломникам

В настоящее время монастырь не имеет гостиницы для паломников и гостей обители. Все средства, жертвуемые обители, уходят в первую очередь на восстановление храмов и исторической части архитектурного ансамбля монастыря. В силу сложной финансовой ситуации на момент проведения ремонтно-восстановительных работ руководителям группы необходимо учитывать, что монастырь пока не имеет, возможности обеспечивать посетителей питаем, и ночлегом.

Желающие остановиться на некоторое время, чтобы помолиться в монастыре, могут обратиться в частный сектор п. Свирское или в расположенные в непосредственной близости к монастырю гостиницы:

— «Инема» — в 5 км.

Александро-Свирский мужской монастырь: история и описание

От монастыря, тел.: (81364) 2-42-53.

— «Старая Слобода» — в п. Свирское, тел.: (81364) 14-444.

В пос. Свирское находиться кафе «ПАЛОМНИК», расположенное рядом со Свято-Троицким Александро-Свирским мужским монастырём.

Кафе предлагает свои услуги:

  1. Завтраки, обеды и ужины.
  2. Комплексные обеды (до 50 человек).

Можно заказать рыбные, мясные и овощные блюда, блюда с учётом постов.

Кафе открыто ежедневно с 11.00 до 23.00

Телефоны: 966-94-15; 8-921-631-87-88.

Предисловие страницы по книге:

Чудотворец всея Руси 3

Уроки преподобного Александра Свирского

«Драгоценный дар и отеческое наследство» 10

«Сын утешения» 11

«Пища не приближает нас к Богу» 13

«Победил полки страстей воздержанием…» 17

«Источник живой воды» 19

«Молния падала на землю…» 26

За его именем стоит большая тайна 33

«Дело» о мощах 38

Вся бесовская власть 38

Атака на святость 42

История со лжемощами 48

Два маленьких иуды 55

Музей мощей, музей «богов»? 58

Две экспертизы 62

Не сокрушил лукавый костей святого 65

«Белые ризы преображения»68

«Уготовь душу твою во искушение…»68

Под покровом «государственной тайны» 71

Поиск по «кладбищам мощей» 73

Как «забыли» про мощи 75

Тайный хранитель мощей 79

Неопознанный «экспонат» 82

«Необъяснимая естественная мумификация» 84

Изъятые документы 89

Свидетельства учёных 90

«Я вас слышу: это я…» 95

Вернулся хозяин Свири! 98

На запах миро слетались пчёлы 101

Тайна иконы 104

Дивны чудеса Твои, Господи!… 108

С каким сердцем приступить к святыни? 108

Чудеса у гроба преподобного 111

И отступил мучитель-дьявол… 111

Неблагодарность 111

Чудеса при обретении мощей в 1641 году 114

«Внезапно появился Архангел Михаил…» 114

Больной встал с постели своей 115

Исцеление от беснования 116

Чудеса после второго обретения мощей 117

Вымоленные малыши 117

Будто кто-то невидимый поднял малышку 118

Костыли больше не понадобились 119

Рак отступил 120

Власть над бесами 122

«Сокруши и демонов немощные дерзости» 123

По вере каждого 125

Вера покоряет расстояния 126

Людмила ИЛЮНИНА, православный публицист

Письма Александру Свирскому 129

«Передай мой молебный вопль…» 130

«Вразуми, как спастись…» 131

«До этого случая муж долго не был в Храме…» 132

«По молитвам прп. Александра познал я глубину веры…» 133

«Я – Александр Свирский…» 134

У каждого – свои свидетельства! 135

Небесный реставратор 137

Служение преподобного Александра 139

Как проехать в Александро-Свирский монастырь 147

Где остановиться паломникам 148

Тайны и загадки мощей

Чудотворца

Александра Свирского

Цензор архимандрит Лука (ПИНАЕВ)

Директор Издательства Сергей ДУБИНКИН

Главный редактор Издательства Владимир МАЛЯГИН

Редактор Алла ДОБРОСОЦКИХ

Компьютерная верстка Игорь ЦУП

Обложка Александр ГРИГОРЬЕВ

Корректор Ольга СЕВОСТЬЯНОВА

Лицензия ЛП № 030571 от 20 октября 1998 г.

Пописано к печати 19.11.2007.

Формат 60×90 1/16. Печ. Л. 9,5 + 1,0 вкл. Тираж 20000 экз.

Заказ №7562

Издательство «ДАНИЛОВСКИЙ БЛАГОВЕСТНИК»

115191, Москва, Даниловский вал, 20

E-mail: blagovestnik@msdm.ru

Отпечатано в ОАО ИПК

«УЛЬЯНОВСКИЙ ДОМ ПЕЧАТИ»

432980, г. Ульяновск, ул. Гончарова, 14

При участии ООО «Эмпреза»

Оптовая книжная торговля

⇐ Предыдущая123456789



Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *