МУЗЕЙ ВРУБЕЛЯ ОМСК

Омский областной музей изобразительных искусств имени Врубеля

Врубелевский корпус музея – бывший Городской торговый корпус, построенный в период 1911–1914 гг. по проекту архитектора А. Д. Крячкова (1876–1950), согласно решению Омской городской Думы, на месте, где ранее располагалась площадь городского базара. А. Д. Крячков – талантливый инженер, учёный с петербургским образованием, был тесно связан с архитектурой Сибири, в том числе и с нашим городом.

Омский областной музей изобразительных искусств имени М.А. Врубеля — крупнейшее в Сибири художественное собрание, включающее коллекции зарубежного и русского искусства от античности до наших дней.

Фонды музея составляют около 30000 единиц хранения. Это произведения живописи, графики, скульптуры, декоративно-прикладного искусства, археологические предметы, редкие печатные книги и документы, художественные рамы. В собрании хранятся уникальные памятники: панно «Цветы» М.А.

Омский областной музей изобразительных искусств имени Врубеля

Врубеля – единственное монументальное живописное произведение мастера в музейных собраниях Сибири; коллекция портретов, пейзажей, натюрмортов А.Г. Явленского; акварели японского художника конца XIX века Бёзана Хирасавы, посвященные жизни загадочного народа айнов; золото скифо-сарматского периода; изделия фирмы Фаберже и многое другое.

Во Врубелевском корпусе развернута постоянная экспозиция, демонстрирующая разнообразие музейных коллекций. В Генерал-губернаторском дворце работает долговременная выставка «Хрустальный дворец».

К услугам посетителей экскурсии, лекции, абонементные занятия, музейно-педагогические программы для разных возрастных категорий, музейные праздники, Центр творчества для детей и взрослых, где проходят занятия музейных студий, а также экспериментальный «Театр живописи» и концертные программы «Врубелевской сцены».

Во Врубелевском корпусе музея размещается антикварный салон, в обоих зданиях можно приобрести издания музея – альбомы, буклеты, путеводители для детей, сувенирную продукцию.

Омский областной музей изобразительных искусств им. М.А.Врубеля работает в форме некоммерческого учреждения с художественной специализацией, то есть не имеет в качестве основной цели своей деятельности извлечение прибыли и не распределяет полученную прибыль между участниками. Омский областной музей изобразительных искусств им. М.А.Врубеля является организацией регионального: областного или краевого подчинения. Основные виды деятельности музея: культурно-массовая и исследовательская.

Date: 2016-05-25; view: 117; Нарушение авторских прав

Понравилась страница? Лайкни для друзей:

Омский музей изобразительных искусств имени М. А. Врубеля – крупнейшее в Сибири художественное собрание, включающее коллекции зарубежного и русского искусства от античности до наших дней. Полотна выдающихся мастеров кисти, скульптура, оригинальная графика, гравюры, дворцовая мебель, фарфор, стекло, редкие печатные издания и другие уникальные предметы искусства хранят обширные музейные фонды.

Датой основания музея считается 21 декабря 1924 г., когда в стенах бывшего Генерал-губернаторского дворца была открыта картинная галерея при Западно-Сибирском Краевом музее. В этот зимний день омская общественность стала свидетелем знаменательного события в культурной жизни города. На пригласительном билете было указано: «Государственный Западно-Сибирский Краевой музей просит Вас пожаловать на открытие картинной галереи, имеющее быть в воскресенье 21–го сего декабря в 12 часов дня. Директор музея Мелёхин».

На втором этаже в самом большом зале, где когда-то проходили важные приёмы и решались судьбы Сибири, перед изумлённой публикой предстало около 90 произведений известных русских художников. То, о чем давно мечтала местная интеллигенция, объединившаяся в 1916 г. в «Общество художников и любителей изящных искусств Степного края», наконец-то свершилось. Собранные «Обществом» работы составили фонд музея при Художественно-промышленном училище (позднее техникуме) имени М. А. Врубеля, открытом в 1920 г.

История омской картинной галереи, переросшей затем в музей изобразительных искусств, похожа на судьбы других российских музеев, родившихся после октябрьской революции. Созданный в структуре Наркомпроса летом 1918 г. Отдел по делам музеев и охраны памятников искусства и старины утвердил положение о Государственном музейном фонде. Его составили национализированные художественные коллекции Москвы и Петрограда, произведения, украшавшие дворцы, особняки и имения.

Краевой музей Омска первым из сибирских музеев откликнулся на предложение Наркомпроса принять произведения искусства для организации картинной галереи. Заслуга в этом принадлежала Ф. В. Мелёхину, его первому директору (1924–1929). Оказавшийся в Омске, как и многие представители русской интеллигенции в годы гражданской войны, он задался целью создать крупнейший в Сибири художественный музей на основе произведений искусства из Государственного музейного фонда.

Привезённые из Москвы осенью 1924 г. первые экспонаты из расформированного Румянцевского музея позволили в конце декабря открыть в Западно-Сибирском Краевом музее художественный отдел, называемый также картинной галереей.

В последующие годы художественное собрание продолжало пополняться. Ф. В. Мелёхин часто выезжал в Москву и Ленинград для отбора произведений, и каждый раз после его командировок из Государственного музейного фонда в Омск поступали произведения всех видов и жанров, хранившиеся ранее в Зимнем и Мраморном дворцах, музее Академии художеств, в собраниях Юсуповых, Боткиных, Шуваловых, Рябушинских. Делились с молодым сибирским музеем Третьяковская галерея, Русский музей и Государственный Эрмитаж.

Известный художник и учёный Н. К. Рерих, оказавшийся в Омске летом 1926 г. во время своей знаменитой транс-гималайской экспедиции и посетивший музей, был удивлён «богатым собранием картин, умело подобранных, характеризующих течения русской школы».

В 1928 г. формирование коллекции за счет поступлений из Государственного музейного фонда было закончено в связи с его ликвидацией. За прошедшие годы музей сформировал значительное собрание: в 1927 г. в его составе насчитывалось 2555 экспонатов. Щедрым на новые поступления оказался 1932 г. В связи с закрытием Художественно-промышленного техникума имени М. А. Врубеля фонды его музея были переданы в художественный отдел Западно-Сибирского Краевого музея. Так появились в нём картины Э. Дюбюфа, А. Явленского, В. Кандинского, Д. Бурлюка, а также разнообразная и богатая коллекция предметов декоративно-прикладного искусства: китайский фарфор и фаянс, изделия из камня, художественный металл.

В том же году Третьяковская галерея передала в музей живописные и графические произведения. Среди них «Парис на балу» А. Экстер, «Жатва» Н. Гончаровой, «Цирковая танцовщица» М. Ларионова. В последующем из московской сокровищницы поступили «Голова монаха» В. Сурикова, пейзажи представителей «Союза русских художников», портреты И. Макарова. В 1930-е гг. собрание художественного отдела являлось самым значительным в Западной Сибири – 4230 экспонатов.

В 1940 г. художественный отдел Западно-Сибирского Краевого музея обрёл самостоятельность и стал именоваться Омским государственным музеем изобразительных искусств (с 1954 г. – Омский областной музей изобразительных искусств). Его экспозиция, занимавшая уже весь второй этаж, отличалась разнообразием и обилием экспонатов. В два и даже в три яруса висели, отражаясь в зеркалах, картины в золочёных рамах, теснилась дворцовая мебель, уставленная бронзовыми канделябрами и часами, многочисленные витрины изобиловали мейсенским и китайским фарфором.

Большой вклад в развитие музея внёс А. М. Гольденблюм (1898–1972), крупный деятель культуры, искусствовед, театровед и музыковед, уроженец Санкт-Петербурга, занимавший должность директора музея с 1947 по 1967 гг. Его талант популяризатора всесторонне отразился на деятельности музея. Лекции-концерты, беседы, многочисленные выступления в средствах массовой информации, издание буклетов и каталогов, выставки стали визитной карточкой музея.

Продолжая деятельность Ф. В. Мелёхина по комплектованию коллекции, А. М. Гольденблюм старался, чтобы в музей попадали самые талантливые произведения не только художников Москвы, Ленинграда, Свердловска, Хабаровска, Красноярска, Ярославля, но и омских авторов. За период с 1950 по 1955 гг. коллекции музея значительно возросли, особенно в части работ советских мастеров. Из фондов Государственной Третьяковской галереи в 1955 г. и в 1962 г. было передано около ста произведений живописи, скульптуры, графики, прикладного искусства.

Благодаря подвижнической деятельности одного из старейших сотрудников музея А. Н. Гонтаренко, знавшей многих художников и их потомков, в коллекции оказались работы Р. Фалька, А. Лентулова, М. Волошина, Л. Бруни, З. Серебряковой, Н. Войтинской, А. Осмёркина, А. Фонвизина. Ею был подготовлен первый масштабный каталог «Русское дореволюционное искусство», который в течение многих лет был незаменимым справочным изданием для изучения и пропаганды самой востребованной части коллекции музея.

Тесные контакты с московскими и петербургскими коллекционерами отличали деятельность музея в 1980–1990-х гг. Из коллекции собирателя Ю. В. Невзорова поступили в музей «Портрет поручика лейб-гвардии офицера Измайловского полка Д.С. Квашнина-Самарина» А. Смирнова и «Рожь» А. Мещерского; от Г. П. Белякова – рисунки Ф. Малявина; из собрания академика Е. М. Лавренко – более трех тысяч произведений гравюры, оригинальной графики, живописи, уникальные книги по искусству и т.д.

Неоценимы заслуги учёного, археолога, профессора, заслуженного деятеля культуры Омской области Б. А. Коникова, возглавлявшего музей с 1995 по 2011 гг. Во многом благодаря его деятельности, в 1996 г. музею было передано еще одно здание, расположенное в центре города – бывший Торговый корпус, возведённый в 1914 г. по проекту архитектора А. Д. Крячкова.

Омский областной музей изобразительных искусств им. М.А. Врубеля

Б. А. Коников вывел музей на качественно новый уровень – крупные (в т.ч. международные) научные, выставочные, издательские проекты по праву сделали его одним из ведущих учреждений культуры Западной Сибири.

Важной его заслугой явилась поддержка творческого коллектива экспериментального Театра живописи, получившего со временем широкую известность и высокую оценку специалистов и музейных зрителей. В период работы Б. А. Коникова была и открыта Врубелевская сцена – своеобразная музейная филармония. Деятельность Б. А. Коникова дала импульс для развития музея на долгие годы вперед.

С 1995 г. музей, экспонирующий единственное в Сибири живописное произведение Михаила Александровича Врубеля – триптих «Цветы» (1894), – носит имя знаменитого русского художника, родившегося в Омске в 1856 г.

Собрание музея продолжает пополняться по всем разделам коллекции. Сегодня наиболее динамично комплектуются разделы музейного собрания, посвященного современному искусству: около двух тысяч произведений живописи, графики, скульптуры, предметов керамики и стекла были переданы из фондов РОСИЗО, частных коллекций и мастерских художников Москвы, Санкт-Петербурга, Омска, Новосибирска, Кемерово, Барнаула, Иркутска в 2000-х гг.

В фонд русской и зарубежной графики через А. Н. Маевского получены произведения латвийских художников; в 2009 г. из собрания Юргена Вайхардта – графические работы современных европейских художников, среди них Пентти Каскипиро, Вернер Бергес, Хармут Виснер, Вольфганг Маттойер, Евгения Горчакова, Герман Хоблер и др. От О. В. Захаровой в дар в коллекцию советской и современной графики поступили графические листы Н. Я. Третьякова.

Реализация проекта «Сибирский миф. Голоса территорий» позволила пополнить коллекцию работами художников Сибири – Новосибирска, Тюмени, Барнаула и др.

К крупным поступлениям 2005 г. относится наследие московских художников, а также собрание московского коллекционера Н. И. Корнилова – графика, живопись, скульптура, произведения декоративно-прикладного искусства ведущих художников России и бывших союзных республик 1960–1980-х гг., переданная им в ООМИИ имени М. А. Врубеля в 2006 г. в рамках выставочного проекта «Дар галереи “НИКОР”».

Значимым приобретением стало живописное полотно народного художника СССР И. Глазунова «Голгофа», подаренное музею Правительством Омской области в 2005 г. Среди произведений омских художников, занявших достойное место в коллекции, работы К. Щёкотова, В. Волкова, Т. Козлова, П. Мухина, Н. Третьякова, В. Бичевого, Г. Пилипенко, Г. Кичигина, Г. Баймуханова, Т. Бугаенко, В. Маслова и др. В 2005 г. достойное место в коллекции заняла скульптурная группа М. А. Врубеля «Роберт и монахини» – отлив с гипсового оригинала из собрания Государственной Третьяковской галереи был выполнен реставраторами омского музея А. Л. Пироговым и Г. А. Буреевым. Этнографические экспедиции, организованные музеем в 2006–2008 и 2012 гг., позволили пополнить фонд народного искусства высокохудожественными произведениями.

В настоящее время собрание ООМИИ имени М. А. Врубеля насчитывает около 30 тысяч единиц хранения и продолжает активно пополняться.

Наша страничка: БУК «Музей имени М. А. Врубеля» на iComms.ru

Омский областной музей изобразительных искусств им. М.А. Врубеля (ООМИИ им. М.А. Врубеля) был основан в 1924 г. Официальной датой рождения музея является 21 декабря. В этот день открылась картинная галерея при Западносибирском краевом музее, которая с 1940 г. переросла в музей изобразительных искусств.

С 1996 г. музей носит имя Михаила Александровича Врубеля, родившегося в г. Омске в 1956 г. В коллекции музея представлено единственное за Уралом живописное произведение художника — плафоны "Желтые розы", "Хризантемы", "Розы и лилии", выполненные по заказу Е.Д. Дункер (1894 г.).

Триптих поступил в музей из Государственного музейного фонда в 1927 г. В этот период — 1924-1928 гг. — осуществляются первые поступления из ГМФ (б. Румянцевского музея, Зимнего и Мраморного дворцов, музея Академии художеств, ГРМ, из собраний Боткиных, Голицыных, Рябушинских, Шуваловых, Юсуповых и др.).

Коллекция иконописи XVII- нач. XX вв. представлена иконами, выполненными в европейской части России (в том числе из Оружейной палаты Московского Кремля), на Урале и в Сибири. Русское искусство XVIII — нач. XX вв. характеризуется картинами А. Венецианова, М.

Омский областной музей изобразительных искусств имени М.А. Врубеля

Воробьева, И. Айвазовского, А. Боголюбова, Ф. Васильева, И. Шишкина, И. Крамского, И. Репина, В. Сурикова, В. Поленова, В. Верещагина, И. Левитана, В. Серова, М. Нестерова, А. Бенуа, В. Борисова-Мусатова, К. Коровина.

Коллекция произведений западноевропейского искусства включает полотна мастеров Италии, Испании, Голландии, Фландрии, Франции, Германии, Австрии, Англии XVI-XIX вв. (Я. ван Гойен, И. Ван Отсаде, А. Схелфхаут, Я. Веникс, Д. Тенирс — мл., С. Вуэ, Ж.Б. Грез, А. Фантен-Латур, И.Б. Лампи-ст. и др.).

Весомым представляется собрание работ мастеров русского авангарда — П. Кузнецов, А. Лентулов, Н. Гончарова, М. Ларионов, И. Машков, А. Явленский, П. Кончаловский, Р. Фальк. Значительную часть коллекции музея составляют произведения отечественных мастеров постреволюционного периода — Н. Мамонтов, В. Уфимцев, Е. Моисеенко, П. Кончаловский, Б. Неменский, В. Попков, А. Либеров, Н. Третьяков и др.

Большой интерес представляет и коллекция декоративно-прикладного искусства, уникальность которой во многом обусловлена наличием золотых изделий скифо-сарматского периода, что является редкостью для музеев Сибири.

В настоящее время ООМИИ им. М.А. Врубеля обладает самым крупным собранием в Сибири. Общее количество единиц хранения составляет около 22 тыс., в том числе: живопись — 2168, графика — 10174, скульптура — 233, декоративно-прикладное — 7377, редкие книги — 1559.

Дата добавления: 2015-05-13; просмотров: 278; Опубликованный материал нарушает авторские права? | Защита персональных данных |

Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском:

Читайте также:


КОУ «Адаптивная школа № 6»
Виртуальная экскурсия «Наследие родного края»

Творить искусство, может лишь избранник,
Любить искусство — всякий человек.
Жюльен Грюн
«Пять художественных музеев г. Омска»
Музей изобразительного искусства – это учреждение, которое занимается сбором, изучением и хранением и экспонированием предметов художественного творчества.

Именно музеи являются тем звеном, что связывает прошлое и будущее.

Сегодня мы с вами совершим это путешествие по музеям и выставочным залам нашего любимого города Омска. Наша экскурсия не потребует больших перемещений, потому что все пять музеев расположены в Центральном административном округе города, который является местом отдыха омичей и гостей города.

Центральный округ –это культурный и исторический центр, сердце Омска. Великие имена художников переплелись с судьбой города – М.А Врубеля, А.Н.Либерова, К.П.Белова, С.К. Белова и стали его историей.

В ходе нашего виртуального путешествия мы наглядно увидим связь между прошлым, настоящим и будущим.
Маршрут виртуальной экскурсии

  1. Областной музей имени М.А Врубеля (ул. Ленина, 3)
  2. Пешеходная прогулка по ул. Ленина – памятник Любочке
  3. Дом художника
  4. Пешеходная прогулка по набережной
  5. Областной музей имени М.А Врубеля (ул. Ленина, 23)
  6. Либеров-центр
  7. Музей К.П.Белова
  8. Музей изобразительного искусства г.Омска

Схема маршрута виртуальной экскурсии

Любой музей есть память о веках.

Творенья от начала мирозданья,

Любое человечества созданье

В картинах, письменах, стихах.
Сегодня день торжественен и строг.

Открыта дверь, музей гостей встречает,

В стенах своих входящих привечает,

Лишь стоит преступить его порог.

Не принято здесь громко говорить,

И строгие глядят с портретов лица,

Ты понимаешь: стоило родиться,

Чтобы узнать, как мастер мог творить.

Автор Тамара Сальникова

Омский Областной музей имени М. А. Врубеля
Врубелевский корпус

Врубелевский корпус ООМИИ имени М. А. Врубеля – бывший Городской торговый корпус, построенный в период 1911–1914 гг. по проекту архитектора А. Д. Крячкова (1876–1950), согласно решению Омской городской Думы, на месте, где ранее располагалась площадь городского базара. А. Д. Крячков – талантливый инженер, учёный с петербургским образованием, был тесно связан с архитектурой Сибири, в т.ч. и с нашим городом.

Для Торгового корпуса мастер использовал план и объём Торгового корпуса, уже построенного им в Новосибирске. Проект отличался удачным расположением торговых помещений с большим количеством дневного света. Жюри отметило солидность и красоту фасадов, удачные инженерные решения. Торги на подряд выиграл М. А. Кузнецов. Процесс строительства шел достаточно быстро. В марте 1915 г. был составлен итоговый акт приёмки нового Городского торгового корпуса.

Он представлял собой двухэтажное каменное здание, решенное в стиле неоклассицизма – одного из ведущих направлений в архитектуре 1910-х гг. Весь первый этаж был определён под магазины, на втором предусматривались помещения для банка с несгораемой кладовой и для контор. Большую площадь занимал ресторан с тремя кабинетами, открытой сценой, буфетом и кухней.

На первом этаже находились магазины известных в городе. Товары предлагались самые разнообразные: бельё, галантерея, мануфактура, багетные рамы, бумага, брезент. После 1917 г. здание занимали многочисленные организации социально-политической направленности, с 1930 г. здесь размещался Омский автодорожный институт.

В 1996 г. согласно приказу губернатора Омской области здание передано Омскому областному музею изобразительных искусств имени М. А. Врубеля. В настоящее время в восстановленных интерьерах располагаются экспозиции музея, реставрационные мастерские, фондовые хранилища.

Михаи́лАлекса́ндровичВру́бель(17марта1856—1 апреля 1910) — русскийхудожникрубежа XIX—XX веков, работавший практически во всех видах и жанрах изобразительного искусства: живописи, графике, декоративной скульптуре и театральном искусстве.

Михаил Александрович Врубель родился в Омске, где тогда служил его отец (он занимал должность старшего штабного адъютантаОтдельного Сибирского корпуса).

Памятник Михаилу Врубелю в городе Омске — это первый и единственный на территории России памятник известному русскому художнику. Памятник располагается в историческом центре города, на улице Ленина, возле Музея изобразительных искусств.

Открытие памятника Михаилу Врубелю состоялось 20 июня 2006 г. Торжественная церемония открытия постамента проходила при участии губернатора Леонида Полежаева, министра культуры Омской области Владимира Радулы, скульптора Михаила Ногина, а также многих представителей общественности, деятелей культуры, интеллигенции.

Омский областной музей изобразительных искусств имени М. А. Врубеля

М. Врубель родился в 1856 г. в Омске. Он являлся крупнейшим представителем модерна и символизма в русском изобразительном искусстве, автором известных произведений «Испания», «Демон сидящий», декоративных панно «Принцесса Греза», «Венеция», иллюстраций к произведениям М. Лермонтова, театральных работ, керамических и скульптурных композиций. В первой половине ХХ ст. в Омске был открыт художественно-промышленный техникум названный именем М. Врубеля. В конце ХХ ст. Музею изобразительных искусств также было присвоено имя русского художника.

М. Ногин на протяжении двух лет трудился над памятником великому художнику. Изначально скульптор внимательно изучил фотографии Врубеля, и лишь после этого стал делать зарисовки. М. Ногину важно было отразить в монументе личность художника.

На гранитном пьедестале возвышается бронзовая статуя — фигура художника, который поднимается вверх по ступеням навстречу будущему. В руках художник держит альбом и карандаш. Высота бронзового памятника составляет более трех метров. По замыслу скульптора М. Врубель слегка повернулся и на лестницу упал листок с изображением самого близкого к Богу ангела — Серафима. Именно так М. Ногин передал своеобразный характер великого русского художника.

13 января 2015 г. в Омском областном музее изобразительных искусств имени М.А. Врубеля открылась интерактивная экспозиция для детей и особых посетителей «Песок помнит солнце», а также начались занятия по одноименной программе.Проект «Песок помнит солнце» стал победителем грантового конкурса «Меняющийся музей в меняющемся мире» в 2014 г., а его создатель – Ирина Викторовна Прохорова, сотрудник отдела просвещения и музейной педагогики уже более полугода работала над подготовкой его реализации.Музейно-педагогическая и арттерапевтическая работа с «особыми» детьми – воспитанниками коррекционных интернатов восьмого вида в музее проходит уже достаточно давно. Накоплен интересный опыт, возникли плодотворные контакты с коррекционными педагогами и родителями, появились первые положительные результаты. Дети органично, эмоционально и с увлечением осваивают музейное пространство, многое узнают, запоминают, стремятся к самовыражению.

В музее работает Театр живописи, работает Врубелевская сцена, на которой проходят концерты.

Омичи смогут провести ночь в музее. Одноименный проект стартует 17 мая во всех государственных галереях страны.

Памятник Любе — Омск
Любочка на лавочке
Летом и зимой.
Скучно ей и холодно
В январе одной.
Посижу я с Любочкой,
Любочку мне жаль.
Подарю я Любочке
Бабушкину шаль.

Скульптура, изображающая юную супругу генерал-губернатора Западной Сибири Г.Х. Гасфорда, установлена в Омске в 1999 году. Скульптор Норышев С.В. изобразил молодую женщину сидящей на скамье с книгой в руке. О Любочке (Любовь Федоровна Гасфорд, в девичестве – Львова) известно, что была она больна туберкулезом, от чего и умерла в возрасте 23 лет. Супруг сильно горевал и в память о жене заложил рощу, названную Любиным садом. По названию рощи одна из улиц Омска была названа Любинский проспект. Некоторые приписывают Любови Федоровне создание в Омске приюта и школы для девочек. Но это заслуга третьей жены Г.Х. Гасфорда Надежды Николаевны, кстати, племянницы Любови Федоровны. Так две женщины слились в один образ и воплотились в скульптуре в центре Омска. Памятник стал весьма популярным и любимым у горожан.

Дом художника

В центре Омска на набережной реки Омь с 1957 года располагается Дом художника, в котором ведет свою деятельность Омская областная организация Союза художников России. На двух этажах находятся выставочные залы, а выше  — мастерские художников. Выставочный зал на первом этаже работает как художественный салон, где можно не только посмотреть живопись, графику, керамику и батик омских художников, но и купить эти произведения. На втором этаже в большом зале (300 кв.м.) проводится  основная выставочная деятельность Омской организации Союза художников России. Это ежегодные областные выставки, персональные выставки членов Союза художников, региональные выставки художников Сибири, выставки детского творчества.

На многих выставках участвуют не только члены Союза, но и молодые начинающие свой творческий путь художники, студенты, учащиеся детских художественных школ. Особой популярностью пользуются такие художественные проекты, как «Мой город» в рамках празднования 300-летия Омска, выставка-конкурс «Художник года», «Пленэр», для молодежи особенно интересна площадка для первых персональных выставок  «Арт-прихожая».

Иртышская Набережная

Отражается полоской

Солнце в зеркале воды…
Лучше набережной омской
Не найдёшь на свете ты!

На речном вокзале чайки.

«Здесь причал» — мы видим знак.
В полосатой синей майке
Я гуляю как моряк!

Генерал-губернаторский дворец

Генерал-губернаторский дворец – был построен на левом берегу р. Омь в 1859–1862 гг. по проекту архитектора Ф. Ф. Вагнера под руководством инженера К. Е. Лазорева для генерал-губернатора Г. Х. Гасфорда (1851–1861). В 1923 г. здание было определено под детский дом, а затем отдано Западно-Сибирскому Краевому музею. Через год омская общественность стала свидетелем знаменательного события в культурной жизни города. В годы Великой Отечественной войны в левом крыле нижнего этажа хранились коллекции эвакуированных Государственного Исторического музея, Новгородского и Воронежского музеев, а верхний этаж здания занял 2-й Московский медицинский институт. С начала своего существования и до конца 1980-х гг. Генерал-губернаторский дворец объединял в своих стенах два музея – изобразительных искусств и краеведческий. В 1984 г. было сдано в эксплуатацию новое здание Омского государственного историко-краеведческого музея, где в 1989 г. открылась новая экспозиция «Человек и природа». В настоящее время в Генерал-губернаторском дворце расположены экспозиция и фонды Омского областного музея изобразительных искусств имени М. А. Врубеля.

Либеров – центр

Алексе́й Никола́евич Ли́беров(1911—2001) — советский, российский живописец.Народный художник РСФСР(1986). Член-корреспондентАХ СССР(1975). Лауреат Государственной премии РСФСР имени И.Е Репина (1980). Почётный гражданин города Омска. Действительный член Петровской Академии наук и искусств.

27 апреля 2011года, в Омской области накануне дня рождения народного художника России Алексея Либерова состоялось торжественное открытие именного барельефа выдающегося мастера пейзажа второй половины XX века. Бюст живописца установлен на площади у государственного областного художественного музея "Либеров-центр". Автор монумента — художник-дизайнер Виктор Костенко, ученик Алексея Либерова. Он изготовил бюст в рекордно короткие сроки — менее чем за пять месяцев.

Омский особняк, построенный в 1911 году, принадлежал  семье Кабалкиных, члены которой являлись представителями российской интеллигенции.

С середины 20-х годов в национализированном особняке Кабалкиных устроили коммунальные квартиры.

Но нашему дому всё же повезло: его жителями стали не простые обыватели, а люди творческие – ведущие актёры и режиссеры Омского драматического театра: Таисия Найдёнова, Сергей Пономарёв, Борис Каширин. В дни премьер и в другие праздники в доме собирался буквально весь театр. А в годы Великой Отечественной войны не могли обойти этот дом стороной и актёры Вахтанговского театра, эвакуированного в Омск. Потому-то и ещё одно «неофициальное» название есть у дома – «первый Дом актёра», или «Вместилище муз».

В начале 90-х возникла идея разместить здесь музей народного художника России, члена-корреспондента Академии художеств, лауреата Государственной премии им. И.Е. Репина, профессора Алексея Николаевича Либерова.

В 1994 году вышло постановление губернатора Омской области о создании музея А.Н. Либерова со студией для одарённых детей в его структуре. Так возник «Либеров-центр».

А.Либеров Лесная поляна в Чернолучье.1976

Проплывают тучи мимо,
И светлеет всё вокруг…
Край сибирский мой, любимый –
Речка, лес, цветущий луг.

Музей К. П. Белова

Кондратий Петрович Белов(23 марта1900 —4 мая1988)— сибирский художник, эпический пейзажист. Народный художник РСФСР(1976). Отец известного омского художника и педагогазаслуженного деятеля искусств РСФСРСтанислава Кондратьевича Белова.

Детство прошло в селе Пача на берегу Томи. Рисовать начал с 7 лет.

В 1924 г. он поступил в Омский художественно-промышленный техникум им. М. А. Врубеля. В техникум его приняли условно, без стипендии, поскольку здесь для поступления требовалось 7 классов школы, а он имел только церковно-приходскую школу.

В 1932 году он был принят в члены только что образовавшегося Союза художников СССР.

В картинах К. П. Белова не только маленькие поселки, но и большие города превращаются в детали пейзажа, в тихие, иногда несколько шумные островки человеческой жизни среди величавой природы.

В послевоенный период работы К. П. Белова посвящены теме революции, гражданской войне в Сибири ("Выступление Красной Армии в Омске, «Последний парад Колчака», «Дружина святого креста», «Крах колчаковской армии»). Выполнены они чаще всего гуашью, иногда маслом. Они не несут в себе глубоких социальных исследований, не претендуют на философское обобщение исторических событий. В композициях большинства из них значительную роль играют памятники архитектуры. Возможно, причина обращения художника к историко-революционной тематике Омска связана с желанием восстановить облик города таким, каким он застал его в молодости, К. П. Белов постоянно пишет исчезнувшие соборы, церкви, часовни, жилые дома — Успенский кафедральный и Воскресенский соборы, Пророко-Ильинскую церковь, Серафимо-Алексеевскую часовню, Тарские ворота. Сам он утверждал: «Мои картины — это личная охрана памятников старины».

Омский музей народного художника России К.П. Белова (1900-1988) открылся 29 марта 1991 года. Инициатором создания музея выступило местное отделение СХ России. Большую часть собрания составляют произведения народного художника России К.П. Белова, переданные музею его наследниками: пейзажи, исторические картины, оригиналы книжных иллюстраций, подготовительные эскизы, этюды с натуры. В личном архиве художника: рукописи мемуаров, письма, документы, многочисленные фотографии.

    В последние годы коллекция музея пополнилась произведениями сына К.П. Белова — известного художника-"шестидесятника", заслуженного деятеля искусств РСФСР С.К. Белова (1937-1989) и внука В.М. Некрасова. Имеется небольшое, но постоянно растущее собрание работ современных омских живописцев и графиков, поступивших в музей после персональных и групповых выставок .

24 мая — день рождения Станислава Кондратьевича Белова (1937-1989), художника и педагога, оставившего заметный след в истории культуры Омска.
К.Белов Лесосплав на Иртыше

Городской музей «Искусства Омска»

Городской музей "Искусство Омска" в культурной жизни России явление уникальное. Подобного музея, ориентированного на локальную культуру, культуру одного Места, в стране больше нет. У города, возникшего в 1716 году на месте слияния Оми и Иртыша, накопилась определенная культурная память, на которую можно опереться сегодня.

Особенно ярко это проявилось во второй половине 1980-х годов, когда в изобразительном искусстве Омска возникли многочисленные объединения и группы, проявили себя многие самобытные и талантливые художники. Не будь в Омске Худграфа и такой интенсивной художественной жизни, возможно, и не было бы городского музея искусство Омска.

Не случайно начало музейным фондам положили именно работы молодых омских художников-неформалов, "других" по отношению к официальному искусству.

В основе коллекции музея — произведения живописи, графики, скульптуры, декоративно-прикладного искусства, дизайна, инсталляции,фотографии, вывески, этикетки, газетные страницы, детские рисунки. Музей "Искусство Омска" не классическое хранилище, а музей культурологический, собирающий в своих фондах все самое характерное.

Музей создан постановлением горсовета от 21.02.1991. Основатель и первый директор — В. Ф. Чирков. Первый главный хранитель — О. А. Токарева.

Музей располагается в трех зданиях:

-открыто здание музея по ул. Декабристов, д. 121. Здесь работают выставочный зал, художественные студии для детей и взрослых, скульптурная мастерская, проводятсямастер-классы.

— здание бывшего четырехклассного училища по ул. Куйбышева, д. 48 находится в аварийном состоянии и закрыто для посетителей. Здесь размещаются музейные фонды и администрация;

— музей городского быта (филиал) расположен по ул. Театральная, д. 7. В связи с аварийным состоянием этот филиал также закрыт для посещения;
В фондах музея насчитывается более 12500 произведений живописи, графики, скульптуры, декоративно-прикладного искусства, фотографии, печатной продукции и объектного искусства.

Фонд художественного образования и детского спонтанного рисунка — единственное в городе собрание, в котором представлены работы учащихся художественных школ и изостудий, а также учебные студенческие работы.

По музеям и выставочным залам, из прошлого в будущее. Вот оно искусство – рядом с тобой. Только творчество дает силу и расцвет жизни. Садись, бери карандаши, краски и кисточки и рисуй свой город,свою улицу, своего соседа. Это будет твой след в истории.

Юбилей наступит скоро,

Будет Омску 300 лет.
Расцветай, любимый город,
Ведь тебя роднее нет!

17 марта исполнилось 150 лет со дня рождения гениального российского художника, уроженца ОмскаМихаила Врубеля.

История музея изобразительных искусств им. М.А. Врубеля в Омске.

Музей основан в 1924 году. Открыт 21 декабря 1924 года как художественный отдел Западно-Сибирского краевого музея (картинная галерея). Заслуга в комплектовании коллекции принадлежала директору музея Ф.В. Мелехину. Первые поступления (1924-1928) — из Государственного музейного фонда (б. Румянцевского музея, Зимнего и Мраморного дворцов, музея Академии художеств, Русского музея, из собраний Боткиных, Голицыных, Рябушинских, Шуваловых, Юсуповых, К.А. Горчакова, П.П. Дурново и др.). В 1932 году — из Третьяковской галереи, музея бывшего художественно-промышленного техникума им. М. А. Врубеля. В 1970-90 гг. — из коллекций Ю.В. Невзорова, Г.П. Белякова, из собрания академика Е.М. Лавренко и др. С 1924 года — художественный отдел Западно-Сибирского краевого музея, с 1940 — Омский государственный музей изобразительных искусств, с 1954 — Омский областной музей изобразительных искусств, с 1996 — Омский областной музей изобразительных искусств им. М. А. Врубеля.

Здания музея:

  1. Дворец генерал-губернаторов Западной Сибири. 1859-1862 гг.; построен под руководством арх. Ф. Ф. Вагнера в период правления генерал-губернаторов Г.Х. Гасфордта и А.О. Дюгамеля. В 1923 году передан Западно-Сибирскому краевому музею. Двухэтажный кирпичный особняк с бельведером.
  2. Городской Торговый корпус. 1911-1914 гг.; арх. А.Д. Крячков. В 1996 году передан

Коллекции музея:

Коллекция произведений западноевропейского искусства включает полотна мастеров Италии, Испании, Голландии, Фландрии, Франции, Германии, Австрии, Англии ХVI-ХIХ вв., в т.ч. холсты Я. ван Гойена, И ван Остаде, А. Схелфхаута, Я.Б. Веникса, М. Хондекутера, Б.К. Куккука, Б. ван ден Босхе, Д. Тенирс II, С. Вуз, К.Ж. Берне, Ж.-Б.

Каталог Омского музея изобразительного искусства им.Врубеля

Греза, А. Фантен-Латура, Я.Ф. Хаккерта, И.Б. Лампи Старший.

Коллекция иконописи 17- н.20веков включает иконы, выполненные в европейской части России, на Урале и в Сибири (список «Богоматерь Владимирская», исполненный в мастерских Оружейной палаты, народные иконы «краснушки» тобольских иконописцев, «Богоматерь Абалацкая» — покровительница Сибири и др.).

Русское искусство ХVIII-середины ХIХ вв. представлено портретом (парсуна, портреты неизвестных, А. Венецианов, И. Келлер- Вилианди и др.), а также пейзажем ( М.Воробьев, И.Айвазовский, А. Боголюбов, Л. Лагорио и др.).

Расцвет искусства второй половины XIX- н. XX в. отражают картины Ф. Васильева, И. Шишкина, И. Крамского, И. Репина, В. Сурикова, В. Поленова, В. Верещагина, И. Левитана, В. Серова, М. Нестерова, М. Врубеля и др.

Коллекция русского искусства к.ХIХ — н. XX вв. включает все основные направления — «Мир искусства», «Союз русских художников», «Бубновый валет» и др. Особую ценность представляет коллекция произведений омских художников (А.Н. Либеров, Н. Я. Третьяков и др.)

Большой интерес представляет коллекция декоративно-прикладного искусства, в которой можно выделить памятники древнего искусства (керамика, бронза, ювелирное искусство), в частности, «Погребение воина» (к.1в.до н.э.- н.1в.), изделия Екатеринбургского и Колыванского камнерезных заводов 19 в., изделия фирмы Фаберже.

17 марта в Омском музее изобразительных искусств им. М.А. Врубеля открылись две выставки: "Театр Врубеля" и "Графика Серебряного века", приуроченные к 150-летию со дня рождения великого художника, уроженца Омска Михаила Александровича Врубеля. На выставке "Театр Врубеля" экспонируются эскизы костюмов и декораций к операм Н.А. Римского-Корсакова, Ц.А. Кюи, О.Н. Николаи, П.И. Чайковского и др. композиторов из собрания Государственного центрального театрального музея им. А.А. Бахрушина, сценический костюм Снегурочки, созданный по эскизам художника и в котором пела его жена Н.И. Забела-Врубель, предоставленный Санкт-Петербургским музеем театрального и музыкального искусства, метрическая книга Воскресенского собора г. Омска с записью о рождении и крещении Михаила Врубеля из фондов Государственного архива Омской области.

Выставку "Графика Серебряного века" составляют произведения из фондов Омского музея изобразительных искусств им. М.А. Врубеля. Артистами Академического театра драмы и Омской государственной филармонии подготовлен концерт-рассказ, представленный зрителям на Врубелевской сцене музея. Выставка открывает цикл мероприятий, объединенных в программу "Год Врубеля в Омске" и поддержанных губернатором региона Л.К. Полежаевым. В этот же день в Доме художника состоялась презентация выставки народного художника России Валентина Сидорова. В мае рядом со зданием музея будет установлен памятник художнику и открыты две выставки: в залах музея можно будет увидеть живописные произведения художников конца XIX- начала XX вв. из собрания Государственного Русского музея, Омская организация Союза художников России готовит выставку современного искусства под названием "Приношение Врубелю". В декабре состоится научная конференция "Декабрьские диалоги", на которой к обсуждению будет предложена тема "Врубель и художественная культура России рубежа XIX-XX вв."

Защитите детей в ИнтернетеМинистерство образования Омской области разработало памятку, фокусирующую внимание родителей на мерах, с помощью которых можно обеспечить безопасность детей в сети Интернет. Компактная памятка, которая всегда будет под рукой, получит самое широкое распространение, а с родителями встретятся школьные педагоги. Памятку и другие материалы можно найти на странице "Службы медиации в образовании" раздела "Отраслевая информация" на официальном сайте министерства образования

Бюджетное учреждение культуры Омской области «Омский областной музей изобразительных искусств имени М.А. Врубеля»

Директор учреждения: -//- 

Адрес: 644024, Омск, Ленина, 23 (Генерал-губернаторский дворец)

644043, Омск, Ленина, 3 (Врубелевский корпус музея)

Телефон: 8 (3812) 20-00-45, 8 (3812) 24-15-64

Факс: 8 (3812) 20-00-45

Электронная почта:vrubel_omsk@mail.ru

Представительство в сети Интернет (официальный сайт):www.vrubel.ru

Функции учреждения

Хранение, реставрация, изучение и публичное представление музейных предметов и музейных коллекций

Задачи учреждения

1. Хранение и реставрация музейных предметов и музейных коллекций;

2. Выявление и собирание музейных предметов и музейных коллекций;

3. Изучение музейных предметов и музейных коллекций;

4. Публикация музейных предметов и музейных коллекций;

5. Осуществление просветительной и образовательной деятельности.

Информация об учреждении

Омский областной музей изобразительных искусств имени М.А.

Выставки музея

Врубеля основан как картинная галерея при Западно-Сибирском Краевом музее по инициативе первого директора музея Ф.В. Мелехина. Открыт 21 декабря 1924 г. Основой для комплектования исторической части коллекции послужили поступления из Московского и Ленинградского отделений Государственного музейного фонда. С 1924 по 1928 гг. в Омске появились произведения русской живописи, переданные из Зимнего, Мраморного, Новомихайловского дворцов; музея Академии художеств, Английского клуба; расформированного Румянцевского музея и Цветковской галереи; частных собраний Юсуповых, Шереметьевых, Нарышкиных, Строгановых, Рябушинских, Морозовых, Румановых. Часть работ музей получил из запасников Третьяковской галереи, Эрмитажа и Русского музея. Комплектование продолжается и в последующие годы. В 1932 г. в связи с закрытием Художественно-промышленного техникума имени М.А. Врубеля фонды его музея были переданы в художественный отдел Западно-Сибирского Краевого музея. В том же году из Третьяковской галереи поступили живописные и графические произведения, в т.ч. произведения русского авангарда. В 1940 г. галерея отделяется от краеведческого музея согласно постановлению Комитета по делам искусств при СНК СССР № 822-3 за подписью и.о. председателя комитета Солодовникова от 26 августа 1940 г. и получает статус Омского государственного музея изобразительных искусств. С 1954 г. по приказу областного Управления культуры – Омский областной музей изобразительных искусств. Целенаправленное комплектование в 1970-1990-е гг. выразилось в значительных поступлениях художественных ценностей, в т. ч. за счет контактов с московскими и петербургскими коллекционерами – Ю.В. Невзоровым, Г.П. Беляковым, Е.М. Лавренко. В кон. 1980-х гг. в музей поступили уникальные коллекции археологического золота из раскопок, произведенных на территории Омского Прииртышья. 29 декабря 1995 г. согласно постановлению № 656-п главы администрации Омской области Л.К. Полежаева музею присвоено имя выдающегося художника, уроженца Омска М.А. Врубеля.

Музей занимает два здания в центре города, являющихся архитектурно-историческими памятниками города: Генерал-губернаторский дворец (Ленина, 23); бывший Городской торговый корпус (Ленина, 3). Основной фонд музея на 1 января 2015 г. составляет 26748 единиц хранения, вспомогательный фонд – 2818 единиц хранения. Экспонаты археологических и художественных коллекций демонстрируют произведения живописи, графики, скульптуры, декоративно-прикладного искусства, археологические предметы, редкие печатные книги и документальные памятники от III тыс. до н.э. до настоящего времени – от Западной Европы до стран Восточной Азии, включая Ближний Восток, Россию, а также север Африки и Американский континент. В собрании музея хранятся уникальные памятники национального и мирового звучания. В их числе: панно «Цветы» М.А. Врубеля; коллекция портретов, пейзажей, натюрмортов А.Г. Явленского; акварели японского художника конца XIX в. Бёзана Хирасавы, посвященные жизни айнов; золото скифо-сарматского периода, изделия фирмы Фаберже и др.

Учреждение осуществляет следующие основные виды деятельности: 1) Комплектование фондов. В настоящее время ведется за счет приобретения работ советских и современных художников Омска, Сибири, Москвы, Санкт-Петербурга (живопись, графика, ДПИ, скульптура). Немаловажную роль играют связи музея с художниками и коллекционерами России, ближнего и дальнего зарубежья. Большое значение в последние годы приобрели этнографическая и археологическая экспедиции по северным районам Омской области.

2) Осуществление в установленном порядке учета, хранения и реставрации музейных предметов и музейных коллекций, находящихся в фондах Учреждения, в том числе предметов, содержащих драгоценные металлы и камни. Музей располагает восемью реставрационными мастерскими по следующим материалам: живопись масляная и темперная, графика, текстиль, керамика, мебель, металл, камень, рамы. Благодаря высококвалифицированным специалистам здесь реализуется долговременным проект по реставрации крупноформатных полотен. Регулярно проводятся международные (с 2013 г.), всероссийские, региональные семинары «Сохранение культурного наследия: консервация и реставрация памятников культуры (с участием специалистов из Нидерландов, Москвы и Санкт-Петербурга).

3) Изучение и систематизация музейных предметов и музейных коллекций, в том числе формирование электронной базы данных, содержащей сведения о них. Одной из приоритетных задач является создание Генерального каталога собрания. Регулярно издаются альбомы, каталоги, буклеты по всем разделам музейной коллекции. В электронный каталог внесено 100% музейного фонда, включая новые поступления. Ведется работа по оцифровке коллекции.

4) Осуществление в установленном порядке экспозиционно-выставочной деятельности музейных предметов и музейных коллекций Учреждения, других юридических и физических лиц. Музей ведет активную выставочную деятельность. Обладая значительной коллекцией искусства конца XIX – начала ХХ вв., а также уникальной японской графикой кон. XIX в. музей не раз участвовал в международных проектах (Италия, Бельгия, Австрия, Германия, Швейцария, Япония, Бразилия, США), а также выставках, организованных на площадях Государственного Русского музея и Государственной Третьяковской галереи.

5) Организация и проведение научных семинаров, конференций, симпозиумов, лекций, экскурсий, кружков, художественных студий, собраний, фестивалей, концертов, спектаклей, а также иных мероприятий. Ежегодно в музее организуются конференции, научно-методические семинары, коллоквиумы, дискуссионные кафедры. Проводится ежегодная Всероссийская научно-практическая конференция «Декабрьские диалоги», посвященная памяти первого директора музея Ф.В. Мелёхина. На базе музея реализуются многочисленные музейно-педагогические программы, конкурсы, проекты социальной направленности, в т.ч. открыт Ресурсный центр, осуществляется работа по программе «Здравствуй, музей!» совместно со Всероссийским центром музейной педагогики (Государственный Русский музей, Санкт-Петербург). Работают кружки и объединения для различных возрастных категорий. С 2009 г. действует Центр творчества для детей и взрослых. Сейчас в нем действуют 8 творческих студий по авторским программам, проводятся детские праздники. Проект для особых посетителей музея с ограниченными способностями «Песок помнит солнце» в 2014 г. стал победителем грантового конкурса «Меняющийся музей в меняющемся мире». Для педагогов города и области регулярно проводятся методические семинары из цикла «Музей и школа: аспекты взаимодействия». Наряду с традиционными формами работы – экскурсиями, лекториями, занятиями художественных студий и тематическими вечерами – для зрителей проводятся спектакли экспериментального «Театра живописи» и концертные программы «Врубелевской сцены».

6) Проведение научных исследований в области истории, культуры и искусства, музееведения. Научные сотрудники музея ведут исследования по 28 научным темам, принимают участие в международных, всероссийский, региональных, областных, городских научных конгрессах, конференциях, семинарах, круглых столах. Итогом работы является проведение конференций, семинаров и круглых столов, а также издание научных сборников, альбомов, каталогов коллекций, монографий, буклетов, информационных и методических изданий и др.

7) Разработка научных концепций и программ комплексного развития Учреждения, тематико-экспозиционных планов постоянных экспозиций и временных выставок, программ просветительной и образовательной деятельности, методических рекомендаций и пособий. С 2013 г. ведется работа по проекту «Эрмитаж-Сибирь» совместно с Государственным Эрмитажем (Санкт-Петербург). Открытие Центра намечено на 2016 год.

8) Организация в установленном порядке археологических, этнографических и других научных экспедиций. В их числе ежегодные этнографические экспедиции по северным районам Омской области, а также совместные с Омским государственным университетом им. Ф.М. Достоевского археологические экспедиции, итогом которых является пополнение фондов музея предметами древнего искусства (в т.ч. содержащие драгоценные металлы) и народного искусства, иконами.

9) Подготовка паспортов объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации (далее – объекты культурного наследия), находящиеся в фондах Учреждения.

10) Выявление объектов, представляющих собой ценность с точки зрения истории, археологии, архитектуры, градостроительства, искусства, науки и техники, эстетики, этнологии или антропологии, социальной культуры, подготовка предложений об их включении в единый государственный реестр объектов культурного наследия.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *