МУЗЕЙ ГРАЖДАНСКОЙ АВИАЦИИ

С 1999 года музей входит в Ассоциацию технических музеев Международного союза ИКОМ. Музею присвоено звание «Народный». Общее количество экспонатов составляет более 4 000 единиц хранения. Из этого числа 730 экспонатов – подлинные образцы, отражающие историю гражданской авиации со времен зарождения до наших дней.

Составной частью музея является уникальная выставка отечественных самолетов и вертолетов гражданской авиации, развернутая в районе аэродрома «Ульяновск (Баратаевка)» площадью около 18 га.

 

 Вся эта техника была передана музею после завершения ее летного ресурса, часть найдена поисковыми группами, энтузиастами по всей стране и воссоздана заново силами учащихся учебных заведений.
По решению ректора С.И. Краснова коллекция музея пополнилась новыми экспонатами — самолетами, которые ранее использовались УВАУ ГА (И) в учебных целях.

На выставке экспонируется более 30-ти единиц авиационной техники, от маленького По-2 до современных реактивных гигантов. Среди них: самолеты Ак-1; По-2; Ан-2; Ан-14; Л-29; Л-410; М-15; Ту-104; МиГ-25; Ту-134; Ту-114; Ил-18; Ил-62; Ту-144; вертолеты: Ми-1; Ми-2; Ми-4; Ми-6; Ми-8. Девять экспонатов музея являются памятниками науки и техники. Это Ант-4 (ТБ-1)- 1925 г.; Ил-14 – 1950 г.; Як-12м – 1946 г.; Ми-1 – 1948 г.; Ту-104 – 1955 г.; Ту-114 — 1957 г.; Ту-116 – 1967 г.; Ту-124 – 1960 г.; Ту-144 – 1968 г. Некоторые из них являются единственными в мире.

ТУ-104 — первый советский реактивный авиалайнер. Выполнил первый полет и провел испытания самолета (1955) уроженец Симбирского края, летчик-испытатель, Герой Советского Союза (посмертно) Ю.А.

Головной отраслевой музей истории гражданской авиации

Алашеев.

АНТ-4 — первый в мире тяжелый цельно-металлический бомбардировщик (моноплан). На самолете такого типа был совершен первый перелет из СССР в США в 1929 году.

ТУ-144 (бортовой номер 77110) — первый в мире сверхзвуковой авиалайнер. Осуществлял пассажирские перевозки Москва-Алма-Ата (1977-1978 гг.).Экспонировался на международном авиасалоне Ле-Бурже (Франция).

У истоков основания музея стояли :

— начальник управления учебных заведений ГА СССР Дарымов Юрий Петрович;
— зам. начальника центра ГА СЭВ Дельдюжов Владимир Павлович.

Становление музея проходило под руководством его директоров:
— Корнеев Владимир Митрофанович;
— Гуркин Александр Петрович;
— Никитков Петр Данилович.

Достойный вклад в развитие музея и сохранение авиационного и исторического наследия нашей страны внесли работники училища Герои Советского Союза Николай Иванович Мартьянов, Иван Федотович Якурнов.

В настоящее время Головной отраслевой музей истории гражданской авиации возглавляет Ю.М. Валкин. Уже не один год в музее успешно трудятся ветераны гражданской авиации К.Ш. Аллабергенов, В.А. Молгачев.

Головной отраслевой музей истории гражданской авиации является научно-методическим, культурно-просветительским учреждением, используемым в качестве учебно-научной лаборатории ФГБОУ ВО «Ульяновский институт гражданской авиации имени Главного маршала авиации Б.П. Бугаева», а также центром по популяризации авиационной науки и техники среди жителей и гостей Ульяновской области.

На высоком научном и организационном уровне проведена Международная конференция авиационных музеев, посвященная 30-летию Головного отраслевого музея истории ГА. Были подписаны договора о Дружбе и сотрудничестве с музеями авиации Украины и Латвии.. За последние годы была проделана целенаправленная работа по сохранению и восстановлению экспонатов.

В последнее время музей обрел свое второе дыхание. С каждым днем интерес к истории российской авиации возрастает как на государственном уровне, так и среди населения нашей страны и нашего города. А это значит что музею жить и возрастать вместе с Отечеством, зарождать искру таланта в маленьких посетителях – будущих конструкторах и испытателях новых лайнеров!

Рядом с Ульяновским аэропортом находится Музей истории гражданской авиации, принадлежащий высшему авиационному училищу, на экспонатах которого для курсантов проводят занятия.

Музей авиации, открытый в 1983 году на территории училища, в наши дни насчитывает около девяти тысяч экспонатов, среди них сотни подлинников, являющиеся памятниками науки и техники советского производства. В четырёх залах головного отраслевого музея расположена выставка, иллюстрирующая историю авиации с периода гражданской войны до современности, а так же установлены тренажёры, использующиеся для обучения пилотов.

Являясь частью научно-технических музеев России, Ульяновскому музею авиации в 1989 году было присвоено почётное звание «Народного музея». Выделенный на аэродроме участок в 17,5 га для стационарных стоянок самолётов и вертолётов является особой гордостью музея. Практически все (около сорока единиц) летательные экспонаты добрались до музея истории своим ходом.

Экспозиция под открытым небом может похвастаться редкими и уникальными экземплярами, большинство из которых были выпущены в единичном экземпляре, такие как: самолёт ЯК-112, вертолёт МИ-1, легендарный ПО-2, первый в мире цельнометаллический самолёт АНТ-4, первый отечественный пассажирский самолёт АК-1, самолёты ТУ-104, ТУ-114, ТУ-116 и другие не менее ценные экземпляры. Музей и его экспонаты оставляют массу впечатлений даже у людей никак не связанных с полетами, что говорить о детях, которые могут посидеть за штурвалом настоящего самолёта, прикоснуться к лопастям вертолёта и увидеть воочию раритетные экспонаты гражданской авиации.

Как добраться

Выезжайте из Казани в направлении Ульяновска. После поселка Ишеевка поверните налево, далее направо в сторону аэропорта.

Стоимость и время работы

Вход в музей составляет 100 рублей. Для школьников и пенсионеров 50 рублей.

Справочные телефоны: (8422) 39-84-81, 89025881058

График работы: время местное (г. Ульяновск GMT+4) — вторник-пятница 10.00–17.00 — суббота-воскресенье 10.00–16.00 — выходной: понедельник

Новости и общество

Изучаем Ульяновск. Музей гражданской авиации

25 декабря 2016

Краеведческий и художественный музей, музей-заповедник «Родина» и мемориал Ленина – в Ульяновской области расположено множество интересных и познавательных туристических мест. Но наиболее популярен у гостей Музей истории гражданской авиации, где стоят под открытым небом уникальные экспонаты – редкие модели самолетов и вертолетов, с которых начиналась история российской авиации.

Вся история под открытым небом

Самая зрелищная часть экспозиции расположена на аэродроме Братеевка (Ульяновск). Музей истории гражданской авиации занимает площадь 18 га и предлагает к осмотру более 30 воздушных судов. Экспозиция показывает историю развития российской авиации – здесь представлено множество пассажирских самолетов и вертолетов разных типов: от "АК-1" до "Ту-114".

Основная часть экспонатов расположена в залах музея, находящихся на территории высшего авиационного училища города. Ими по праву может гордиться Ульяновск. Музей гражданской авиации принадлежит училищу и является его гордостью. Многие образцы техники были найдены, восстановлены и реконструированы силами учащихся. Сейчас в запасниках музея находится более 9000 различных экспонатов: от небольших моделей до подлинных частей и узлов летательной техники. Большой интерес представляют редкие, а иногда и уникальные технические документы, чертежи и схемы. А на авиатренажерах проводятся занятиях по подготовке современных пилотов.

Самые интересные экспонаты

Самолет "Ту-116", номер борта 76462, был выпущен специально для Н. С. Хрущева в 1957 году. Борт был разработан на основе бомбардировщика и выпущен в двух экземплярах. Сегодня один из них выставлен в Ульяновске.

Сверхзвуковой "Ту-144" уникален тем, что из нескольких серийных экземпляров только два занимались пассажирскими перевозками и выполняли гражданские рейсы. Один из них под № 77110 можно увидеть на аэродроме Братеево (Ульяновск). Музей гражданской авиации располагает одним из редчайших самолетов – первым в мире бомбардировщиком "АНТ-4", сконструированным как моноплан. Он был выпущен в 1929 году. Именно на нем был совершен исторический перелет СССР — США.

Лайнер "Ту-104" занимает особенное место в музейной экспозиции. Первый полет на нем был совершен еще в 1955 году, в то время он стал первым в мире и единственным сверхзвуковым гражданским самолетом.

Видео по теме

Создание музея

Комплекс начал работу не так давно – первые гости осмотрели выставку воздушных судов в 1983 году. С тех пор музей значительно обогатил свою экспозицию, большинство экспонатов прибыли на выставочную площадку своим ходом после полного окончания летного ресурса. Сразу же при музее был создан научно-обучающий комплекс, где расположена документальная выставка и летные тренажеры для обучения курсантов.

Первым экспонатом стал вертолет "Ми-1", разработанный в 1948 году. На нем было установлено почти 50 мировых рекордов по скорости, точности и дальности полетов.

Музей истории гражданской авиации (Ульяновск) стал частью Ассоциации технических музеев России, а в 1989 году получил заслуженное звание Народного музея.

Памятниками науки и техники были признаны девять самых ценных экспонатов музея.

Современность и развитие

Содержание такой уникальной технической коллекции – дело сложное, хлопотное и дорогостоящее. Простая покраска одного самолета обходится в сотни тысяч рублей, если соблюдать все правила и технологии, то есть восстанавливать защитный слой в ангарах, стоимость работ возрастает в несколько раз. Реставрировать внутренние помещения еще сложнее. Многие технические детали нужно производить заново, разрабатывать и устанавливать под определенные модели и условия.

Все работы приходится выполнять силами работников музея и курсантов училища. Экспозицию музея можно и нужно постоянно дополнять новыми экспонатами, при этом авиазаводы и конструкторские бюро готовы сотрудничать и оказывать содействие руководству музея, но транспортировка одного воздушного судна – процесс сложный и чрезвычайно дорогостоящий. Сейчас ведутся переговоры с Московским музеем авиации о перевозке редкого "Ил-14" в Ульяновск. Музей гражданской авиации постоянно прилагает все усилия для того, чтобы уникальная коллекция выглядела достойно и постоянно обновлялась.

Порядок работы музея

Работает все дни недели, кроме понедельника, Музей гражданской авиации (Ульяновск). Режим работы: будние дни с 10:00 до 17:00 ч и до 16:00 ч в выходные.

Аэродром Братеевка находится на западной окраине города. Всегда тепло принимает своих гостей Ульяновск.

Музей гражданской авиации: как доехать

До музея можно добраться на маршрутных такси № 91, 12, 66.

Все самолеты, выставленные в музее, можно осматривать не только снаружи – каждый желающий может посидеть за штурвалом уникальных воздушных судов.

Можно как изучать экспозиции самостоятельно, так и заказать экскурсию с профессиональным гидом, который увлекательно расскажет о каждом экспонате и об истории российской авиации.

Дом и семья
День гражданской авиации в России и в мире

Казалось бы, совсем недавно человек мечтал о том, чтобы подняться в небо. Все мы помним трогательный монолог, в котором героиня А. Н. Островского размышляет о невозможности сравниться с птицей и полететь. В наше же вр…

Здоровье
Где находится Центральная клиническая больница гражданской авиации? Больница гражданской авиации: отзывы пациентов

Медицинские учреждения играют важную роль для жизни и здоровья человека. Только сейчас с каждым днем их становится все больше и больше: частные клиники, диагностические лаборатории, муниципальные больницы — все это вс…

Искусство и развлечения
"Пилот международных авиалиний": роли и актеры. "Пилот международных авиалиний" — сериал о пилотах гражданской авиации

Успешность сериала определяет не только интересный сюжет, но и хорошие актеры. «Пилот международных авиалиний» — многосерийный фильм, в котором присутствует и то, и другое.

Кто же из знаменитых исполнителе…

Карьера
Пилоты гражданской авиации: обучение, особенности профессии и обязанности

Пилоты гражданской авиации – это специалисты, всецело посвятившие себя жизни в небесах. Это бесстрашные люди, кинувшие вызов судьбе и прошедшие множество испытаний. Поэтому каждый, кто мечтает о подобной професс…

Образование
Егорьевский авиационно-технический колледж гражданской авиации: отделения и специальности

Егорьевск – небольшой город Московской области, в котором проживает чуть более 70 тысяч человек. Здесь функционирует всего лишь несколько вузов и ссузов. Одна из образовательных организаций – Егорьевский а…

Образование
Чикагская конвенция о международной гражданской авиации

В 1944 году была принята Чикагская конвенция – документ, установивший ключевые правила работы для международной авиации. Страны-участницы договора обязались соблюдать единые нормы полетов над своими территориями…

Путешествия
Air China: отзывы. Авиакомпании Китая. Гражданская авиация

С капиталом в 20 миллиардов американских долларов китайская авиакомпания Air China является крупнейшей в мире, однако по количеству перевозимых пассажиров она занимает 3-е место в Китае и находится на десятой позиции …

Путешествия
Ан-178. Модели самолетов "Ан". Гражданская авиация

Сегодня по своей структуре ГП «Антонов» является крупным авиаконцерном, где под общим руководством осуществляется полный цикл создания самолетов: от конструирования и испытаний до серийного производства и …

Путешествия
Самолет «ТУ-204»: отзывы. Самолеты гражданской авиации

«Ту-204» является среднемагистральным реактивным пассажирским самолетом. Данный агрегат был разработан в 80-е годы в Отделе конструкторского бюро Туполева. При помощи него создатели намеревались заменить у…

Образование
Челябинское летное училище гражданской авиации: приемная комиссия, поступление, сроки обучения

Челябинское летное училище гражданской авиации представляет собой учебное заведение, созданное на частной основе, которое готовит специалистов по пилотированию самолетов. Здесь проходят обучение будущие профессиональн…

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *