МРАМОРНЫЙ ДВОРЕЦ ФОТО ВНУТРИ

Другие названия: Константиновский дворец, Музей В. И. Ленина.

Адрес: Дворцовая набережная, дом 6А, Миллионная улица, дом 5А

Годы постройки: 1768-1785

Архитекторы: Антонио Ринальди

Стиль: Классицизм

Мраморный дворец — один из самых интересных дворцов Санкт-Петербурга, при его строительстве впервые в России применили натуральный камень: боле тридцати сортов мрамора и гранит. Мраморный дворец стал на многие годы резиденцией одной из ветвей рода Романовых — Константиновичей, хотя изначально предназначался совсем иному хозяину.

История создания Мраморного дворца

Проект дворца был создан по заказу Екатерины Второй итальянцем Антонио Ринальди, который состоял при русском дворе в должности архитектора более тридцати лет. По распоряжению императрицы в Мраморном дворце был установлен барельеф с его изображением (единственный дошедший до нашего времени портрет зодчего, выполненный в 1782 году Федотом Шубиным).

Дворец строили для графа Григория Орлова, имевшего множество заслуг перед Россией и являвшегося также любовником (а согласно некоторым современным источникам — и морганатическим супругом) Екатерины Второй. Над входом в Мраморный дворец по велению императрицы была сделана надпись «Здание благодарности».

Строительство здания началось в 1768 году и продолжалось 17 лет — строительство дворцов в России 18 века было делом небыстрым… Григорий Орлов до окончания работ не дожил — умер в 1783 году, после чего Екатерина выкупила дворец у его братьев за 200 тысяч рублей и в 1796 году подарила его по случаю бракосочетания своему второму внуку Великому князю Константину Павловичу. В бытность его хозяином дворца он многократно перестраивался, в том числе переделывал интерьеры дворца А. Воронихин, бывший в 1803-1810 годах придворным архитектором Великого князя. После смерти Константина Павловича в 1831 году дворец был выкуплен у его наследника — незаконнорожденного сына Павла в казну и в 1832 году был подарен императором Николаем Первым его второму сыну Константину Николаевичу, которому в то время было лишь пять лет. Высокородный владелец дворца продолжал жить с семьей, а во дворце продолжали жить придворные. Ситуация изменилась в 1849 году, после свадьбы Константин Николаевич с супругой переехали жить в Мраморный дворец, заново отделанный для них архитектором Александром Брюлловым.

Архитектура Мраморного дворца

Мраморный дворец занимает целый квартал между рекой Невой и Миллионной улицей, в плане имеет сложную форму, со стороны Миллионной улицы внутренний двор закрывает кованая ограда. Главный вход во дворец находится во дворе, восточный фасад здания увенчан изящной часовой башней, щедро декорирован колоннами, пилястрами, барельефами с военной арматурой и аллегорическими фигурами. Поскольку дворец являет собой образец постройки раннего классицизма, здесь ещё заметны черты барокко: изящная и вычурная форма часовой башни, причудливый контур крыши, создаваемый вазами, сложная форма парадной лестницы…

Медные оконные рамы второго этажа и балюстрады балконов сохранили позолоту конца 18 века.

Интерьеры Мраморного дворца

Более других помещений дух времени Екатерины Второй сохранили   парадная лестница и Парадные залы дворца. Парадная лестница облицована мрамором, монолитные колонны и пилястры удивительно живописны, плафон «Суд Париса», венчающий перекрытие лестницы, был нарисован в 1784 году для украшения одного из залов дворца, а в 19 веке при реконструкции здания перенесен на нынешнее место. Напомним, что именно на лестнице можно видеть единственное портретное изображение архитектора Антонио Ринальди.

Мраморный дворец — фото

Все скульптуры, украшающие лестницу были созданы из итальянского мрамора Ф. Шубиным специально для Мраморного дворца и сейчас занимают свои исторические места.

Совершенно уникален Мраморный зал дворца, сохранивший свое убранство с конца 18 века. Украшая зал, Ринальди использовал сочетания разноцветных русских и итальянских мраморов, на фоне этого разноцветного великолепия выделяются исключительной белизной барельефы работы известного русского скульптора М. Козловского на темы пунических войн, прославляющие долг, верность отечеству, самопожертвование и великодушие античных полководцев. Дополняют убранство зала удивительной красоты цветной наборный паркет 18 века и живописный плафон мастера Торелли «Свадьба Амура и Психеи», написанный специально для Мраморного зала Мраморного дворца. В середине 19 века потолок зала подняли на один этаж и в нем появились прекрасные бронзовые люстры и мраморные камины с зеркалами в резных золоченых рамах.

Интересные факты

  • На стене парадной лестницы Мраморного дворца находится единственное в мире сохранившееся портретное изображение архитектора Антонио Ринальди.
  • 2 мая 1856 года в Мраморном дворце состоялось первое в России выступление Иоганна Штрауса.
  • В Мраморном дворце сохранилась квартира великого князя Константина Константиновича — известного так же как К.Р. — поэта императорской крови.
  • С 1937 года в Мраморном дворце размещался филиал музея В.И. Ленина.
  • Великий князь Константин Константинович умер в 1915 году, его вдова Елизавета Маврикиевна сумела покинуть Россию с оставшимися детьми и внуками в 1918 году. Во время печально известного Алапаевского убийства погибли трое сыновей Константина Константиновича: Иоанн, Константин и Игорь, а в Петербурге на территории Петропавловской крепости был расстрелян брат Константина Константиновича Дмитрий.
  • Во дворе Мраморного дворца ныне находится конный памятник Александру Третьему скульптора Паоло Трубецкого, в 1909 году  установленный на Знаменской площади (современное название Площадь Восстания) и убранный оттуда в 1937 году, после чего он много лет находился в одном из закрытых дворов Русского музея.
  • В советское время во дворе Мраморного дворца (тогда филиала музея В. И. Ленина) стоял легендарный броневик "Враг капитала", с которого В. И. Ленин выступал в апреле 1917 года у Финляндского вокзала с знаменитой речью, призвавшей народные массы к борьбе за победу социалистической революции.
  • После демонтажа броневика в начале 1990 годов, на его месте был установлен мраморный Форд Мондео (тогда его называли "памятником "Век мотора").

Фотографии Мраморного дворца

Мраморный дворец на карте

Фотографии Мраморного дворца

Мраморный дворец, Санкт-Петербург, Россия: описание, фото, где находится на карте, как добраться

Мраморный дворец в Санкт-Петербурге – одна из самых знаменитых построек XVIII столетия. Дворец строился по расчетам арх. А. Ринальди по велению Екатерины II для ее фаворита Г.Г.

Мраморный дворец (филиал Русского музея), Санкт-Петербург: отзывы

Орлова. Известно, что императрица лично сделала эскиз будущего здания, а зодчий воплотил ее замысел. Граф Орлов был так восхищен работой зодчего, что как только он вступил во владение, приказал установить рельеф из мрамора с портретом Ринальди.

Такого царского подарка граф был удостоен за то, что помог Екатерине занять российский престол. Фаворит оценил подарок и со своей стороны преподнес Екатерине II огромный бриллиант, стоимость которого почти равнялась стоимости всей постройки. Сегодня этот бриллиант так и называют – «Орлов».

Возведение дворца началось в 1769 году, работами по постройке руководил М. Мордвинов. Императрица часто приезжала на стройку и отмечала хороших мастеров особыми наградами. В 1774 году начали отделку фасадов и внутренних залов гранитом и 32- мя видами мрамора, причем, белый мрамор подвозили из Италии. Кровлю покрыли медными листами, соединение и пайка которых была проведена с таким старанием, что крыша простояла без ремонта до 1931 года.

Строительство дворца так долго велось, что Орлов не дождавшись его завершения, скончался в 1783 году, 13 апреля. Работы по постройке Мраморного подходили к концу, когда случилось еще одно  несчастье: с лесов упал А.Ринальди. Архитектор не дождавшись окончания возведения, уехал к себе в Италию, оставив после себя это великое творение.

Все залы, личные покои, будуар, лестницы, картинные галереи дворца богато украшены позолотой, лепниной и статуями. На третьем этаже располагались Библиотека, жилые покои, гостиные для карточных игр, Китайская диванная, Зал, где играли в мяч. Дворец примечателен тем, что там находился Екатерининский зал, славящий Екатерину и Орловский зал, прославляющий Орлова и его братьев.

На первом этаже располагались котельная, кухня, церковь и служебные комнаты, которые были оснащены механизмами, подающими воду в Сад, баню, на кухню и в бассейн.

После революции здание переходило к разным ведомствам, пока архитектор Н.Лансере, в 1937 году не перестроил его под музей, стараясь сохранить отделку интерьеров в их первоначальном виде.

Сегодня в Мраморном дворце проводятся выставки, встречи политических деятелей, ведется научная работа, идет восстановление помещений.

 Добраться до Мраморного дворца можно от ст. метро – Невский проспект».

Фото достопримечательности: Мраморный дворец

 

Мраморный дворец на карте:

Возведение Мраморного дворца продолжалось 17 лет. Здание гармонично дополнило ансамбль набережной Невы. Гранит и разноцветный мрамор различных пород стали основными материалами строительства и отделки помещений. Каменное своеобразие строения со временем выразилось в названии «Мраморный».

В трехэтажном здании, построенном из пестрого камня, пилястры и колонны равномерно чередуются с окнами. Часовая башня, аттика, пилястры двух верхних этажей дворца созданы из розового тивдийского мрамора. Декор окон первого и второго этажей – из белого уральского. Из выборгского розового гранита – рапакиви – с шероховатой структурой выполнена цокольная часть здания. Медные рамы всех этажей позолочены. Облик времен Екатерины II сохранился в интерьерах и декоре центрального холла. Уральский мрамор серо-серебристого оттенка преобладал в оформлении парадной лестницы. Ступени – из брусненского песчаника цвета амулет. В нишах – мраморные скульптуры работы Федота Шубина, воплощающие осеннее и весеннее равноденствие, а также времена суток: утро, день, вечер, ночь. 

По стенам размещены лепные горельефы: «игры амуров» и четыре женские фигуры по сторонам, символизирующие «силу духа», «справедливость», «благоразумие» и «умеренность».

Мраморный зал практически полностью сохранил первоначальную каменную отделку. Его стены делятся четырнадцатью парами вертикальных выступов, на которых продолговатые желоба с позолоченными капителями и основаниями. На беломраморных настенных гирляндах – орлы, символизирующие первого хозяина дворца. Округлые барельефы из мрамора помещены в люнеты и расположены по стенам зала. Изящно дополняют декор рельефы скульптора М. Козловского – «Возвращение Регула в Карфаген» и «Камилл избавляет Рим».

В переборках и над сводами выделяются рельефы из белого мрамора. Цветовые вариации мрамора вокруг панно дополняют ослепительные лазуриты. Плафон С. Торелли «Свадьба Амура и Психеи» декорирует верхнюю часть зала. 

Во время реконструкции междуэтажное перекрытие второго и третьего этажей разобрали. Дневной свет стал проникать в зал из окон с двух сторон. Плафон подняли на высоту третьего этажа и разместили бронзовые люстры с хрусталем. Декорированная лепнина перекрытий второго этажа осталась со времен перестройки по проекту А.П. Брюллова. Скульптуры рыцарей и двухголовые орлы сочетались с национальными русскими мотивами.

Получил основательные изменения – интерьерные и архитектурные обновления – большой Белый зал. Арочные проемы и крестовые своды полностью покрыли орнаментами, вылепленными в готическом стиле. Установили колонны из искусственного белого мрамора. Шесть высоких палладианских окон появились над присоединенной Дубовой галереей. Из зала Греческая галерея проходит в зимний сад. 

В орнаментальной лепке Белого зала Брюллову удалось совместить готические и самобытные русские мотивы. Архитектор сумел оставить наружную часть здания в стиле зрелого классицизма XVIII века и одновременно создал интерьеры в неоромантическом стиле тех лет. 

Мраморный дворец строился в качестве подарка императрицы Екатерины II одному из фаворитов – Григорию Орлову. Но граф умер еще до окончания отделки помещений и не смог увидеть дворец в полной красе.

При императоре Николае I здание дворца находилось в аварийном состоянии. Капитальную реконструкцию поручили придворному архитектору А. Брюллову. Он не только восстановил здание, но и частично переделал его. Сохранились в основном планировка помещений и оформление фасадов. Уцелевшая отделка, включая дверные полотна и паркет, была демонтирована. Интерьеры залов были оформлены в разных стилях: классицизм, рококо, готика и поздний ренессанс. 

Во времена владения дворцом великим князем Константином Константиновичем на первом этаже создали несколько новых помещений: музыкальную гостиную в готическом стиле, нижнюю библиотеку, английский кабинет. Великий князь, будучи известным переводчиком и поэтом Серебряного века, превратил дворец в центр культурной жизни столицы. Интеллектуалы обсуждали книги русских и зарубежных авторов, в залах проходили музыкальные вечера, ставились спектакли, в которых участвовала княжеская чета со своими детьми. 

Наибольший урон был нанесен Мраморному дворцу в годы размещения экспозиции филиала Музея В.И. Ленина. Архитектор Н.Е. Лансере готовил залы под музейные помещения и во многом сохранил декоративную отделку исторических интерьеров. Но в процессе эксплуатации больше всего пострадало архитектурное оформление второго этажа. Закрасили настенные росписи и искусственный мрамор, сломали уникальные камины, уничтожили отделочные ткани. 

Со времени передачи Мраморного дворца в качестве филиала Русскому музею ведется детальная реставрация интерьеров, воссоздание первоначальной планировки и облика помещений.

Мраморный дворец (21 фото)

Цветовое разнообразие идеально обработанного мрамора и удачное расположение залов позволяют дворцу сохранять статус самого знатного строения XVIII века.

Теперь здесь проводятся постоянные и временные выставки мировых художников. В залах «Музея Людвига в Русском музее» представлены картины современных художников, принесенных в дар Русскому музею немецкими коллекционерами Ирэной и Петером Людвиг. В залах второго этажа выставлена большая коллекция братьев Иосифа и Якова Ржевских.

По материалам www.culture.ru

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *