МОСКВА ИВАНОВСКАЯ ГОРКА

Ивановская горка

Басманный район начинается улицей Маросейкой, в прошлом Малоросейкой, получившей название от живших здесь выходцев из южной Руси.

moscowwalks.ru

Это были приглашенные князьями зодчие и каменщики, грамотные люди, сведущие в книгопечатании и ремесле. О расселении их говорит также название Хохловского переулка.


Ивановский монастырь, давший название местности вокруг него, был построен в XV веке.

Справа от Маросейки в пределах Белого города находится одна из жемчужин московской старины — Ивановская горка. История живет здесь в каждом имени, в каждом камне. Ивановский монастырь, давший название местности вокруг него, был построен в XV веке. По преданию большой вклад в него был сделан Еленой Глинской, матерью Ивана IV, в благодарность за рождение сына. Монастырь сгорел в 1812 году, был восстановлен в. 1860-х годах и действовал до революции. В настоящее время возвращен церкви.

Монастырь дал название двум переулкам: Большому и Малому Ивановским. Большой Ивановский, ныне улица. Забелина, в честь известного историка Москвы, идет от Солянки вверх. Малый Ивановский переулок круто спускается к Подколокольному переулку, от которого отходит Подкопаевский переулок. Древняя застройка следует рельефу, поэтому в ней нет регулярности.


Церковь Святого Николая в Подкопае

В урочище Подкопай в XIV веке располагались загородные дворы великого князя и митрополита. Стояли они в сосновом бору на берегу чистой речки Рачки. В память спасения здесь от пожара, спалившего Кремль, Иван III построил небольшую деревянную церковь св. Николая. Теперь на ее месте каменная церковь Святителя Николая, что в Подкопаеве. Совсем недавно ее полуразрушенное здание было опутано вентиляционными трубами, вытяжными коробами. При содействии районной власти производство было выведено.

Замечательным памятником является церковь Трех Святителей на Кулишках. По церкви получили название два переулка — Большой и Малый Трехсвятительский.


Церковь Святого Владимира, что в Старых Садах

К концу XIV века леса, покрывавшие местностъ, были сведены и устроены знаменитые великокняжеские сады, оставившие память в названии Старосадского переулка и церкви Святого Владимира что в Старых Садах. Постройку каменной церкви приписывают знаменитому итальянскому зодчему Алевизу Новому.


Палаты дьяка Украинцева


Палаты Шуйских

На Ивановской горке сохранились образцы жилой застройки начала ХVII-ХVIII веков: палаты Шуйских в Подкопаевском переулке (д. 5), палаты в Колпачном переулке (д. 10), палаты известного дипломата дьяка Украинцева в Хохловском переулке (д.7). Они ценны и как одно из пушкинских мест. В его время там размещался Архив Министерства иностранных дел, где бывал поэт. При участии Управы Басманного района историческое здание было приведено в порядок к юбилею А. С. Пушкина в 1999 г.


Церковь Живоначальной Троицы в Хохлах

В Колпачном переулке находятся палаты XVIII века (д.З), палаты Долгоруких (во дворе д.6), а неподалеку, построенная Лопухиными, церковь Живоначальной Троицы в Хохлах. Крест ее украшен короной в знак принадлежности их фамилии к царскому дому.


Лютеранская церковь Петра и Павла

Примечательно, что рядом представлены культовые здания и других конфессий и религий: лютеранская церковь Петра и Павла, церковь баптистов-евангелистов, хоральная синагога.

Привлекают внимание несколько прекрасных зданий XIX века: дом А. Я. Уварова в Спасоглинищевском переулке (д. 4), усадьба Боткиных в Петроверигском переулке (д. 4), усадьба в Старосадском переулке (д. 5). Модерн XX века представлен рядом особняков в Колпачном переулке.

История заключена не только в архитектуре, но и в памяти о людях, внесших вклад в культуру и науку. В Б. Трехсвятительском переулке рядом с особняком С. Морозова сохранился дом, где жил и творил замечательный художник И. Левитан. Здесь бывали А. Чехов, М. Горький, бытописатель Москвы В. Гиляровский.

Из книги "Ритмы времени. Басманный район 1991 — 2006"

Домашнева Н.А.

Места использования:

Главная  >>  Истории районов

Опубликовано: Сентябрь 6, 2011

Ивановская горка

Один из семи холмов Москвы — Ивановская горка выделена жёлтым цветом и цифрой "4". ( источник: Личный архив Николая Аввакумова )

Ивановская горка — возвышенная местность в центре Москвы, в восточной части Белого города, один из семи московских холмов. Представляет собой бровку высокой (до 150 м) террасы, обращённой к Москве-реке. Своё название получила от Ивановского монастыря, до сих пор являющегося её градостроительной доминантой.

Ивановская горка — часть Белого города, являющаяся своеобразным архитектурным заповедником. Здесь часто можно видеть экскурсии, в течение многих лет проходят летние практики студентов художественных училищ, снимаются фильмы.

В 2006 году после выхода в свет книги А. Л. Баталова «Церковная археология Москвы. Храмы и приходы Ивановской горки и Кулишек.», сотрудницей Москомнаследия Г. И. Науменко была подана заявка на создание охранной зоны «Достопримечательное место „Ивановская горка, Кулишки, Хитровка"».

Территория очерчена прекрасно сохранившимися Маросейкой и Покровкой, Покровским и Яузским бульварами, Солянкой и Лубянским проездом. Они соединены переулками, где исторически движение транспорта неактивно. На Покровке и Солянке открыто множество уютных кафе и ресторанчиков. Местность Ивановской горки располагает к неспешным прогулкам и культурному отдыху. Большой перепад высот уникальных холмистых участков с зелёными насаждениями создаёт неповторимый ландшафт, постоянно используемый многими художниками и кинооператорами в своих произведениях.

подробнее на википедиии

Неизвестная Москва. На Ивановской Горке жили царские узники и свободные художники

125 лет назад Лев Толстой написал статью «Так что же нам делать?», в которой остро поставил вопрос о нищете в Москве. Поводом стало посещение Ляпинской ночлежки

Мы подходим к ней, совершая экскурсию по старинному району Белого города Ивановская Горка вместе с «МоскваХодом».

Приют пейзажистов

Этот дом (Большой Трёхсвятительский пер., 6, ), ещё не надстроенный, изобразил художник Владимир Маковский на полотне «Ночлежники». В центре композиции — человек в широкополой шляпе, одетый не по-зимнему легко, в стоптанных башмаках и с папкой под мышкой. В нём узнают великого пейзажиста Алексея Саврасова. После смерти жены художник спивался и проживал в бесплатном ночлежном доме купцов Ляпиных, где в 1897 г. закончилась его жизнь.

Ночлежники (Ночлежный дом в Москве). 1889 год. Владимир Егорович Маковский. Вид Большого Трёхсвятительского переулка

Здесь опустившегося мэтра русской живописи навещал перед смертью его самый талантливый ученик — Исаак Левитан. Выросший в крайней нужде и не имевший собственного угла в Москве, Левитан не мог не сочувствовать горькой судьбе Саврасова. Его самого спас Сергей Морозов, фабрикант и меценат. Морозов сумел оценить дарование Левитана и приютил его во флигеле дома своей матери (д. 1, стр. 2, в том же переулке ).

Архитектор Пётр Дриттенпрейс, перестроивший усадьбу для Марии Фёдоровны Морозовой, по заказу её сына Сергея возвёл в усадебном саду флигель-мастерскую «в русском стиле». Там Левитан и прожил до конца жизни, написав в этих стенах почти все свои знаменитые пейзажи. Сегодня этот дом с мемориальной доской в честь художника находится в плачевном состоянии.

Не в лучшем состоянии и главный дом Морозовской усадьбы (д. 1, стр. 1).

Туристическая система ТУРЫ.ру

Отданная в частные руки, она выпала из культурного обихода города, а великолепный сад, некогда общедоступный, отделён от публики решёткой с охранной системой. Главный дом вошёл в новейшую историю России как штаб левых эсеров во время их мятежа в июле 1918 г. Штурм этого здания латышскими стрелками на 70 лет определил в стране однопартийную деспотию.

Обитель слёз

Невдалеке виден восьмигранный купол, похожий на купол кафедрального собора во Флоренции. Когда в середине XIX в. архитектор Михаил Быковский возрождал сгоревший в пожаре 1812 г. Ивановский женский монастырь  (сегодня он снова действующий), он ориентировался на ренессансный шедевр Брунеллески. В РСФСР этот монастырь стал первым концлагерем для офицеров-белогвардейцев. А в часовне возле иконы Иоанна Предтечи хранится медный обруч, который будто бы носил Креститель. Возложенный на голову верующего, он якобы снимает головные боли. Освящённый в честь рождения царя Ивана, названного позже Грозным, монастырь стал пристанищем для тех, кого хотели скрыть от посторонних глаз.

При Екатерине II здесь в земляной яме, а позже в зарешеченной клетке содержали Дарью Салтыкову — Салтычиху. Невезучая в любви помещица ненавидела молодых женщин и подвергала своих крепостных, в основном именно девушек, изуверским пыткам. Всего она замучила как минимум 136 девушек и 3 мужчин. В результате расследования, суда и гражданской казни на Красной площади Салтычиха до конца жизни (33 года) провела в монастырских стенах. Прохожие бросали в неё комья земли — она в ответ по-звериному рычала и кидалась собственными экскрементами.
Другая узница, напротив, отличалась кротостью и душевной добротой. Её никто не должен был видеть, поэтому даже на молебен в часовню её водили только ночью. Этой «железной маской» была старица Досифея, урождённая Августа, дочь от тайного брака императрицы Елизаветы и её фаворита Алексея Разумовского.

О княжне Таракановой большинство знает по одноимённому роману Г. Данилевского и картине К. Флавицкого. Красивая молодая женщина разъезжала по Европе, выдавая себя за дочь Елизаветы Петровны. Встревоженная неожиданной конкуренткой, Екатерина II поручила графу Алексею Орлову нейтрализовать авантюристку. Красавец-генерал познакомился с ней в Рагузе, влюбил в себя и уговорил посетить стоявший на рейде корабль русской эскадры. Там гостья и была арестована, доставлена в Петербург и помещена в Петропавловскую крепость. На знаменитом полотне она изображена в камере во время начавшегося наводнения, якобы и погубившего самозванку (на самом деле узница умерла двумя годами раньше).

Европейская красавица присвоила себе имя тихой, богобоязненной девушки, истинной дочери Елизаветы, даже не помышлявшей о российском престоле. Однако и эту несчастную заточили в монастырь, так как она представляла опасность для Екатерины II. И лишь перед самой смертью, при Александре I, старица Досифея поделилась с друзьями воспоминаниями, которые не оставляли сомнений: она — дочь царицы. Похоронили её в Новоспасском монастыре в родовой усыпальнице Романовых.

источник:  АИФ

адрес статьи: http://www.aif.ru/society/article/44914

Автор: Савелий Кашницкий

« Вернуться

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *