МОНАСТЫРЬ НА ВАЛААМЕ

Остров Валаам — жемчужина православной России на Севере

Территория района расположена между северным побережьем Ладоги и границей с Финляндией. К ней относится и знаменитый остров Валаам — туристский объект мирового уровня. На сортавальском участке государственной границы находится международный пункт пропуска "Вяртсиля", через который проходит "Голубая дорога" туризма, соединяющая Карелию со странами Фенноскандии. Туристский потенциал района дополняется живописными природно-ландшафтными комплексами и большим количеством интересных культурно-исторических объектов.

Рельеф территории, равно как и других районов Северного Приладожья, чрезвычайно изрезан, рассекается порожистыми ручьями и реками, между которыми возвышаются моренные гряды и скалистые сельги. Здесь находится самая высокая точка Приладожья — гора Петсевара, представляющая собой прекрасную обзорную площадку. Туристские тропы на гору были проложены еще в финские времена, используются они и сейчас. Среди рек выделяются Тохмайоки и Янисйоки, берущие начало в Финляндии и впадающие в Ладогу. На них имеется много порогов и невысоких водопадов, представляющих прекрасные объекты показа для туристов. На обеих реках проводятся спуски на плотах и байдарках.

Историко-культурный потенциал района.

В 30-35 км от внутренней (озерной) границы шхер находится Валаамский архипелаг, состоящий из полусотни островов и по живописности не уступающий шхерам. Валаам знаменит как своими природными достоинствами и архитектурным комплексом древнего Валаамского Спасо-Преображенского монастыря. Архипелаг ежегодно посещает до сотни тысяч туристов и паломников со всего мира и число их постепенно растет. Во многом благодаря этому г.Сортавала стал вторым (после Петрозаводска) туристским центром Карелии. Однако и сам город обладает исключительной туристской привлекательностью. Он имеет статус исторического города общероссийского значения, обладает самобытным архитектурным обликом и располагает многими прекрасными архитектурными объектами. Около 90 зданий города имеют историко-культурную ценность. Здесь можно познакомиться с архитектурными стилями разных периодов: западноевропейского модерна, классицизма и неоклассицизма, национального романтизма, псевдоготики и народного деревянного зодчества. Несколько интересных зданий находится в окрестностях города. Это дача доктора Винтера в Таруниеми, дача Яскеляйнена в Карьявалахти, железнодорожный вокзал в Вяртсиля, ряд жилых домов.

По числу архитектурных памятников, находящихся на государственном учете, территория занимает первое место среди всех районов Карелии.

Валаамский монастырь — обитель высшей чистоты

Таких объектов здесь имеется 466 — почти треть всех архитектурных памятников Карелии.

В городе расположен краеведческий музей Северного Приладожья и имеется уникальный музей резьбы по дереву народного художника России Кронида Гоголева, привлекающий внимание всех без исключения посетителей города. Действуют одни из самых сильных народных коллективов республики — хор ветеранов войны и труда, Русский народный хор, женский академический хор, фольклорный ансамбль "Верея", молодежный театр-студия "Дети понедельника", образцовый ансамбль "Сюрприз".

Демографические и национальные особенности

По данным всероссийской переписи населения 2002 года, на территории Сортавальского муниципального района проживало 35 596 человек, численность русского населения составляло — 80,8 %, белорусов — 8,6 %, карелов -3,2 %, украинцев — 3,1 %, финнов — 1,2 %, представители других национальностей — 3,1 %

Национальность Городское и сельское население Городское население Сельское население
Все население 35596 27527 8069
в том числе:      
русские 28774 22871 5903
белорусы (беларусы) 3083 1818 1265
карелы 1126 830 296
украинцы (гуцулы) 1098 822 276
финны 411 321 90
татары 170 132 38
армяне 106 84 22
не указавшие национальность 95 94 1
поляки 84 63 21
другие национальности 83 71 12
вепсы (вепся) 72 50 22
чуваши (чаваш) 70 41 29
немцы 47 34 13
евреи 39 26 13
башкиры 38 36 2
азербайджанцы 36 28 8
молдаване (молдовень) 35 22 13
мордва (мордвины, мордовец) 35 24 11
литовцы 29 21 8
эстонцы 22 20 2
лезгины 20 19 1
марийцы 19 14 5
коми 18 14 4
удмурты 17 15 2
узбеки 14 13 1
осетины 10 10
болгары 10 6 4
казахи 9 5 4
даргинцы 7 7
латыши 6 3 3
грузины 4 4
таджики 4 4
цыгане 4 4
чеченцы 1 1

Остров Валаам

Валаам, остров, монастырь — этимология

Сергей Колибаба

По их поверью, теми каменьями черти играли,
но когда преподобные Варлаам и Герман
принесли на остров Валаам честной крест,
черти перепугались, в воду побросались;
а камни, как они играли, так и остались
П. И. Мельников-Печерский. На горах. (1875-1881)   

На Ладожском озере  660 островов площадью более 1 га, около 500 из них сосредоточено в северной части озера в шхерном районе и образуют несколько архипелагов.  Архипелаг Валаам находится в северной части Ладоги,  в 42 км от ближайшего города на побережье – Сортавалы (Республика Карелия). Главный остров  –  Валаам,  дал имя  группе островов (всего 50),   береговая линия его  извилиста и образует множество бухт, заливов, проливов и фиордов, есть несколько бухт удобных для стоянки кораблей в шторм, 11 внутренних озер, рельеф тектонический, расчлененный, наибольшая высота 58, 2 метра. На архипелаге сохранились мегалитические памятники неизвестного возраста и происхождения: каменные кладки и каменные дороги длиной по нескольку десятков метров, начинающиеся в лесу у берега и уходящие в воду — все они находятся в дальней части архипелага.

Через Ладожское озеро по южной его части, из Скандинавии  в Византию (по Днепру)  с IX века проходил водный путь «Из варяг в греки», остров в это время,  находился в стороне от главного водного пути, проходившего по южной Ладоге. В VIII веке на реке Волхов неподалёку от впадения в Ладожское озеро был основан город Ладога, не позднее XII века на северо-западном берегу возник город  Корела, в 1323 году у истоков Невы — крепость Орешек. В конце XIV века (одна из версий 1407 г.)  на Валааме возник  Спасо-Преображенский монастырь, а на острове Коневец — Коневский Рождество-Богородичный мужской монастырь (с 1393).

Остров Валаам  длительное время занимал пограничное положение на стыке Шведского государства с Новгородской Русью, далее Московским великим княжеством, царством и, наконец, Российской империей. Противостояние  со шведами длилось  с переменным успехом  в продолжение нескольких столетий, о.  Валаам, в силу его духовного значения и географического положения, был постоянным объектом для нападения. В 1611 г. архипелаг был захвачен шведами, монастырь был  разрушен, в состав России о. Валаам  был возвращен в 1715 году и по указу Петра I монастырь был восстановлен.

1) Краткая история

Почти все свидетельства ранней истории архипелага и монастыря  утрачены, исследователи часто опираются на церковно-легендарную (предания) информацию.

а) Преподобные Сергий и Герман, Валаамские чудотворцы

«Расцвет обители пришелся на XV столетие. Валаамский монастырь называли «честной и великой лаврой». Ему принадлежали 12 скитов по северному побережью Ладоги, 1919 дворов, соляные варницы, пасеки, рыбные ловли и другие угодья». Надо отметить, что уже в XVI веке Церкви принадлежала треть земель России (государство в государстве) с правами суда над местным населением, хозяйствования, сбора налогов  и поставки рекрутов для армии. Каждый монастырь — феодальный правитель, административно-хозяйственный и политико-религиозный  центр района или области.

б) Церковная версия основания монастыря
 
http://krotov.info/history/19/56/rodch_02.html

«Валаамской Монастырь устроенъ былъ Первым Епископомъ Новгородскимъ Иакимом, и при первом освящении пределов Новгородских, что последовало въ 992–мъ Году, О чем Согласно рукописи Монастырския пишутъ и летописцы печатныя: 1–й по Кенигсберскому Списку. 2–й по Никонову Списку. 3–й по Церковнымъ Преосвященного Митроп. Платона и 4–й въ истории отъ Библейскихъ времянъ». Так сообщает об основании монастыря? Краткое описание Валаамского общежительного монастыря…? составленное в 1820 году».

в) Археологические свидетельства

Крещение Руси в Киеве произошло в 988 году, а Новгород (несколько близлежащих поселений)  силой крестили в 991 году, основание же Валаамского монастыря по церковным преданиям относят к 992 году, что исторически противоречит периоду распространения  иудеохристианства в регионе (общая традиция – удревнение истории монастыря). «Массовое крещение карел согласно Лаврентьевскому списку Новгородской летописи происходило в 1227 году, когда князь Ярослав Всеволодович «послав кристи множество Корел, мало не все люди»»  (Википедия, Карелы).
 
* Археология, опираясь на  обряд захоронений, относит преобладание  христианства в Карелии к концу  XIV века. Проведенные в советское время разведочные археологические раскопки на Валааме дали артефакты не ранее 1450 года, отмечено своё металлургическое производство (много шлака), работы по бронзе, некоторые предметы указывают на присутствие женщин на острове.

* Новгородцы вышли на южное побережье Ладоги в 1116 году (заложена крепость Ладога, отдельные экспедиции предпринимались и ранее), с этого времени в военном противостоянии со шведами видимо и начинается длительная история хозяйственного  освоения островов на северной Ладоге. Первоначально острова (архипелаги) в северной части  озера осваивались в сугубо материальном, хозяйственном  плане – судоходство, рыболовство, меховой промысел. Валаам  – богатейшие рыбные ловли и крупные лежки нерпы, сегодня одновременно 200-300 животных, вблизи островов 600-700 голов; поголовье нерпы в прошлом доходило до 20 000 особей. Валаам находится посередине северной части озера, здесь есть несколько бухт, самой природой приспособленных для безопасной стоянки судов в штормы (в октябре штормы, высота волны до 6 м).

* Матти Саарнисто. Образование  Валаама и  история  землепользования

http://www.kirjazh.spb.ru/biblio/skaz_kr/saarnisto.htm

«Земледелие, а именно, выращивание ржи, установилось в районе Монастырского залива примерно в XI в., а в других исследованных местах — примерно в 1250 г. после Р.Х. О времени основания Валаамского монастыря существуют различные мнения. Профессор Киркинен считает годом основания 1160 г. после Р.Х., Д. Линд (1986) — 1329 г. после Р.Х. … Более совершенные методы сельского хозяйства стали применяться в районе Монастырской бухты сразу же после 1000 г.  по Р.Х,  а в других частях острова — в  1150-1250 гг. по Р.Х. В этот период и в других районах на севере Ладожского озера, а также в Пегреме, Заонежье и на севере Онежского озера начало развиваться сельское хозяйство на постоянной основе. Период значительного роста поселений и свидетельств ведения сельского хозяйства совпадает с периодом крестовых походов в Карелии, богатым на археологические находки. Очевидно, что Валаамский монастырь был основан на  острове  с  постоянным  населением».

* Википедия. Валаамский монастырь

«Относительно достоверная документальная история Валаамского монастыря начинается с XIV века. В «Сказании о Валаамском монастыре» годом основания называется 1407 год».

2) Существующая этимология

а)  Википедия. Валаам – возможно, карел. Valamoi, фин. Valamo «высокая, горная земля» (наибольшая высота на острове 58 м.).

б) Валаам. Официальный сайт Валаамского монастыря

http://valaam.ru/ru/smi/113/

«История Валаама, название которого с финского означает "земля света", восходит к дохристианской эпохе, когда Валаам был местом языческого культа».

в) О происхождении некоторых русских географических названий. Загадки Российской цивилизации. Сакральная история, география, этнография», Демин В., Зеленцов С. Издательство «Вече». http://slovnik.narod.ru/etim_gidronim.htm

Валаам. «Однако в названии острова не менее явственно слышится имя и более древнего бога, известного из Библии как Ваал. Так в грецизированном переиначивании звучит имя древнесемитского Баала (Балу)».

г) Загадочные святилища Карелии; http://artmystica.ru/theory/3/travel14/

«Есть и еще одна версия, самая мистическая. По ней, остров назван в честь древнего языческого бога Вааала или Бааала. Вообще, словом "Ваал" семитские племена обозначали любое божество, но чаще всего Ваал ассоциируется с верховным божеством в ассиро-вавилонской культуре. Он почитался в Финикии, Ханаане и Карфагене как бог-громовержец, бог-плодородия, бог-войны, неба, солнца и много чего еще… Какова подлинная история Валаама узнать уже не представляется возможным, однако на связь с Палестиной косвенно указывает тот факт, что Ладожское озеро раньше назвалось Нево, так же как и знаменитая гора Нево… в Иордании, на которой умер пророк Моисей…».

3) Имя Валаам в различной интерпретации

а)  Электронная еврейская энциклопедия

http://www.eleven.co.il/article/10832

«ВАЛААМ (ивр. Билйам), прорицатель из города Птор (на Верхнем Евфрате), призванный, согласно библейскому повествованию, царем Моава Балаком проклясть израильтян, расположившихся станом в степях Заиорданья против Иерихона и готовившихся к вступлению в Землю обетованную. По библейскому рассказу, когда Валаам выехал к Балаку, ослица Валаама увидела ангела, стоящего на дороге с обнаженным мечом, и заговорила с Валаамом, после чего и сам он увидел ангела. По велению Бога Валаам не проклял израильтян, а трижды благословил их и предсказал им победу над врагами (Чис. 22–25). Профессиональный прорицатель Валаам напоминает вавилонских жрецов — бару, предсказывавших исход сражений; с этой целью один или несколько таких прорицателей обычно сопровождали войско».
Валаам трижды упоминается в Новом Завете (в том числе в Откровении Иоанна Богослова) как пример человека, склонного за мзду неправедную на преступления против Бога и людей (2Пет. 2:15, Иуд. 1:11, Откр. 2:14).

* Его имя понималось как «bloiiam » (без народа), «balaiiam» (пожиратель или губитель народа) (Вавилонский Талмуд, Санхедрин 105a; Таргум Псевдо-Ионатана (Числ 22. 5).

б) Библейская Энциклопедия Архимандрита Никифора

http://superbook.org/DICTIONARY/NIK/v.htm

«ВААЛ или ВАЛ (господин; 3Цар 18.9, Ис 46.1, Иер 9.14) — название бывшего языческого божества, боготворимого в Финикии и Сирии, а первоначально название божества, под которым некоторые из древних восточных народов боготворили солнце.

Валаамский монастырь

Финикияне называли солнце Вал-Самен, что значит Господь небес. Так как Ваалу покланялись под различными видами, и притом в разных странах, то для точности к названию Ваал прибавлялось название и самого места, как например Ваал-Гад, Ваал-Пеор, и все эти названия сливались в одно общее название Ваалам (3Цар 18.18)».

в) Еврейская энциклопедия Брокгауза и Ефрона

* Баал, Бел… — имя ханаанейского (финикийского, а может быть, филистейского или др.) бога, часто упоминаемое в Библии. Оно же встречается в финикийских надписях, у греческих и римских писателей (…Baal, Bal), в Септуагинте и у Иосифа Флавия. Термин "Баал", обычно переводимый через "владыка", в сущности, означает "владелец" или "собственник", в этом смысле он употребляется даже у нынешних евреев. В Библии Б. означает только собственника или владельца животных (Исайя, 1, 3; Исх., 21, 28 и сл.) или же в смысле  мужа, супруга (Притч., 31, 11).

4) Применение термина в русском языке

Национальный корпус русского языка (НКРЯ)

Согласно статистике  НКРЯ  в русской литературе 1800-2013 гг.  имя Валаам регистрировалось  с 1812 года, пик применения в 1823 г., в дальнейшем  падение применения термина до минимальных значений 1814 года. Иногда десятилетиями термин в литературе не фиксировался, в настоящее время употребляется редко.
 
* Послание Иуды: синодальный перевод (1816-1862): «Горе им, потому что идут путем Каиновым, предаются обольщению мзды, как Валаам, и в упорстве погибают, как Корей».

* Н. М. Карамзин. История государства Российского: Том 9 (1816-1820): «Объявив неприятелей великодушного иерарха Филиппа наглыми клеветниками, он заточил соловецкого игумена, лукавого Паисия на дикий остров Валаам».

5) Обобщение и вывод

* Найти какую-либо этимологию  карел. Valamoi, фин. Valamo не удалось; библейские и талмудические толкования термина Валаам – противоречивы. Предположить, что монахи назвали остров и монастырь по имени  языческого прорицателя Валаама (Билеам),  мы не можем, т.к. христианство вело преследование языческих культов и их не прославляло.
 
Скорее всего, имя острова связано  с его выдающимся географическим  и хозяйственным положением в  северном, шхерном  (500 островов) регионе Ладожского озера. При  основании монастыря (хозяйственный  субъект: ремесло, торговля, сбор налогов, суд и духовный деятель) надо было выделить владельца островной территории.  Географически остров расположен почти посередине северной части озера, до материковой части на З, С и В, примерно 40-60 км, день пути на парусно-весельном боте. Обнаружение  археологами остатков металлургического производства указывает на его ремесленное значение, важное для местного островного населения, занимающегося преимущественно охотой (меха) и рыболовством.  В таком случае в имени острова должно содержаться указание на его властные полномочия – монастырь (соответственно остров) рассматривался как хозяин, властелин на этой территории. Крупный субъект иудеохристианства мог быть назван только на базе терминологии сакрального языка – освящение территории, введение её в культ Бога Яхве.

5) Терминология иврита
 
Выделим корни в исследуемом имени – ВАЛААМ (БАЛААМ) = ВАЛ+ААМ, у нас моментально проявляются соответствующие корни иврита.

ЕЭБЕ.  «Баал, понятие — еврейское обозначение владельца или собственника предмета. В связи с различными другими терминами Б. выражает всевозможные отношения человека к предмету. Некоторые подобные сочетания встречаются  в библейской фразеологии  и употребляются и поныне, преимущественно у польско-немецких евреев (ср., напр., "Baal ha-Baith", исказившееся в "Baalboos"). В талмудической письменности слова, сложные с Б., служат, главным образом, для обозначения различных разрядов ученых, напр. "Baale Gemara" или "Baale Talmud" — талмудисты; "Baale Mikrah" — ученые исследователи Библии; "Baale Mischnah" — специалисты по Мишне. До сих пор еще употребительны некоторые другие сочетания слова Б., заимствованные из Талмуда. Сюда  относятся, напр., "Baale Chajim" — животные; "Baal Din" — тяжущаяся сторона; "Baal Teschubah" — кающийся; "Baal Jessurim" — страдалец; "Baal Mum" — калека; "Baal Ezah" — советчик».

* ВАЛ = ивр. БААЛ (ВААЛ) хозяин, владелец, господин, муж, Ваал – финикийский бог.

* ААМ = ивр. ЙАМ море, озеро; ЙАМА озеро, море (закрытое).

 ВАЛ+ААМ = ивр. БААЛ (ВААЛ) хозяин, владелец, господин + ЙАМ озеро; ЙАМА озеро, море (закрытое); т.е. хозяин, владелец, господин озера (северной части озера).

6) Библейский образ

* Исход 22:8: «а если не найдется вор, пусть хозяин (БААЛ) дома придет пред судей и поклянется, что не простер руки своей на собственность ближнего своего».
* Бытие 14:3: Все сии соединились в долине Сиддим, где ныне море Соленое (Мертвое море, собственно озеро).

Таким образом, составное имя острова  Вал+аам – транслитерация (передача понятий другим алфавитом) двух терминов иврита на русский язык. Топоним отражает сложившуюся социально-политическую и административную обстановку в северном, шхерном районе Ладожского озера в XIV-XV вв., в момент основания  Свято-Преображенского монастыря (монастырь имеет своё имя) – на этом острове владелец, хозяин озера.

© Copyright: Сергей Колибаба, 2014
Свидетельство о публикации №214102801235

Список читателей / Версия для печати / Разместить анонс / Заявить о нарушении

Другие произведения автора Сергей Колибаба

Рецензии

Написать рецензию

Другие произведения автора Сергей Колибаба

Скиты Валаама

Спасо-Преображенский монастырь

Краткая характеристика

Валаамский архипелаг находится в Карелии, в северной части Ладожского озера, крупнейшего в Европе пресного водоема. Это почти 50 островов, имеющие площадь 36 кв.км. Крупнейший из них – остров Валаам. Его площадь – 28,45 кв.км, что составляет 2/3 площади всего Валаамского архипелага. Длина острова 9,6 км, ширина 7,8 км. Расстояние до берега 22 км. Второй по величине остров – Скитский, его площадь – 2,77 кв.км. Расстояние от городов Сортавала и Приозерска – 42 км, от Петербурга – 215 км.

По одной из версий название Валаам происходит от финского высокая земля. Самым высоким в архипелаге является небольшой остров Лембос, высота его составляет 58,2 метра. Остров Скитский поднимается на 51,8 метра, а максимальная высота Валаама 42 метра. По другой версии название острова Валаам происходит от имени языческого бога Ваала.

Такого красивого места с отвесными скалами, бухтами, островами, проливами и хвойным лесом нигде не встретишь в Европе. Все, кто здесь побывал, с восторгом вспоминают чудные места острова. Здесь произрастает множество видов цветковых растений. Хвойные деревья имеют возраст до 300 лет. На Валааме создано уникальное сочетание местной и высаженной человеком и не произраставшей здесь ранее древесной растительности. Среди встречающихся здесь более 212 видов птиц, многие занесены в Красную книгу России.

Служба в Спасо-Преображенском монастыре

Из истории

Датой основания Валаамского монастыря одни историки считают время Крещения Руси (988 год), другие – более позднее время. По монастырскому преданию монастырь был основан еще до крещения Руси, в 960 году, преподобными Сергием и Германом. В 15 веке монастырь называли Великой Лаврой. Он являлся центром книгописания. К началу 16 века в монастыре жили 600 монахов. В 16-17 вв.

Валаамский монастырь: где находится и как добраться

Валаамский монастырь неоднократно подвергался разорению шведами. С 1811 по 1917 архипелаг входил в Финляндское княжество Российской империи. Период 1839-1917 гг. – время расцвета монастыря. После Октябрьской революции Валаам стал принадлежать Финляндии. В 1940 году после окончания советско-финской войны территория Валаамского архипелага была присоединена к СССР. В послевоенное время  в брошенных кельях и скитах размещалась школа юнг, а позже сюда были переселены инвалиды войны с материка, а затем была размещена турбаза. В 1989 году 13 декабря в день памяти Андрея Первозванного, когда на остров прибыли шесть монахов, начался процесс возрождения обители. А через 16 лет, в 2005 году, впервые зазвучал 1000-пудовый колокол «Андрей Первозванный», установленный на колокольне в монастыре в рамках программы восстановления старинной звонницы. В праздник Рождества Пресвятой Богородицы 21 сентября 2008 года Алексий II освятил Свято-Владимирский скит на острове Валаам и провел первую Божественную литургию в храме.

Дорогами Валаама

Достопримечательности

Спасо-Преображенский мужской монастырь, расположенный на острове Валаам, раньше называли Северным Афоном. Здесь был центр мирового Православия. Сейчас в монастыре около двухсот насельников. Возрождается жизнь в Всехсвятском, Предтеченском, Никольском, Святоостровском, Сергиевском скитах. В 1862 году Спасо-Преображенский монастырь посетили император Александр II с императрицей Марией Александровной. В память об этом была возведена часовня во имя иконы Божией Матери Знамение. Напротив нее на стеле, выполненной из полированного черного камня, высечены имена знатных особ, которые побывали на Валааме.

Воскресенский скит, расположенный над Большой Никоновской бухтой, на горе, был построен в начале ХХ века в том месте, где по преданию Св. Апостол Андрей воздвиг каменный крест. Здания скита построены из ярко-красного кирпича. В ансамбль входит Воскресенская двухъярусная церковь и келейные корпуса, окруженные оградой с фигурными воротами. Верхний храм освящен во имя Святого Христова Воскресения, Нижний храм во имя Св. Апостола Андрея. Воскресенский скит – единственный недействующий скит на Валааме. Здесь расположена Паломническая служба монастыря, организующая экскурсии по острову. На вершине горы Елеон находится часовня Вознесения. Со смотровой площадки открывается прекрасный вид на Малую Никоновскую бухту. Часовня, как и крест, можно видеть от входа в бухту.

Воскресенский скит

Пройдя по деревянному мостику, Вы осмотрите недавно восстановленный скит во имя иконы Коневской Богоматери. За Коневским скитом идет дорога  к монастырской ферме, расположенной на берегу озера Сисяярви. Еще в 1882 году в шести километрах к западу от монастыря была построена ферма на 70 голов скота с отдельными секциями для каждого животного. Здесь же разводили рыбу. Сейчас ферма действующая, восстанавливается рыборазводный завод.

Собираясь на остров Валаам, возьмите теплую одежду, учитывая холодные ветра Ладоги и среднюю температуру июля – 17 градусов.

Варианты экскурсий
Пешеходная обзорная экскурсия по музею-заповеднику.

Фотогалерея о.Валаам

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *