МОЙКА 122 ДОМ МУЗЫКИ

Дворец великого князя Алексея Александровича в Санкт-Петербурге. Историческое здание в стиле французского замка шато, построенное по проекту М. Е. Месмахера в 1883-1885 годах для адмирала Российского Императорского флота великого князя Алексея Александровича, сына императора Александра II. С 2005 года в здании размещается Санкт-Петербургский Дом музыки.

Интересные факты:

Участок под дворцом ранее принадлежал нескольким владельцам, но в 1882 году его специально приобрело Дворцовое ведомство под строительство дома для сына Александра II великого князя Алексея

 Александровича. Близость к промышленным верфям была выбрана не случайно великий князь был главным начальником флота России. Чтобы сократить сроки возведения нового дворца, в здание встроили уже имеющиеся на участке дома в результате общий вид Алексеевского дворца получился весьма эклектичным.

Своей архитектурой дворец напоминает классические французские средневековые замки шато, на этом настоял сам великий князь, большой любитель всего французского. Дворец характеризуется обилием всевозможных башенок, разнообразием окон, множеством выступов и богатством отделки, причем, каждая часть поверхности фасада имела собственное декоративное оформление. Всего было построено несколько зданий сам дворец, четырехэтажный жилой корпус, экипажный и прачечный корпуса, конюшня, сад и оранжерея. От реки Мойки дворцовый комплекс отделен ажурной оградой с золоченными вензелями, являющейся частью общего архитектурного ансамбля.

Внутреннее убранство дворца частью сохранило интерьер прежних строений, а частью было создано заново. В результате здесь можно найти абсолютное переплетение стилей и направлений: рококо, ренессанс, барокко, ориентальный стиль. Например, парадный вестибюль остался от прежних хозяев, а вот Китайская и Фламандская гостиные, а также Английский зал это уже творения архитектора М. Е.

Дворцы Великих Князей Александра Михайловича и Алексея Александровича в Петербурге

Месмахера. Также можно отметить Кабинет, Рыцарский и Танцевальный залы, Большую столовую, Красную гостиную, Оружейную, Библиотеку и многие другие помещения. В интерьере были широко использованы лепнина, мрамор, резьба по дереву и другие декоративные приемы.

Одновременно со строительством дворца Алексея Александровича рядом была проложена новая Алексеевская улица, позже ее переименуют в улицу Писарева.

После смерти великого князя Алексея Александровича дворец унаследовали его братья, и вплоть до революции 1917 года они сдавали его разным владельцам. В советское время в здании также сменилось несколько хозяев (от склада и автошколы до строительного треста и Дома пионеров), и уже в 2005 году сильно обветшалый дворец было решено реконструировать и создать на его основе Дом музыки.

Дворец Алексея Александровича включен в Единый государственный реестр объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) России.

Туристу на заметку:

Санкт-Петербургский Дом музыки приглашает:
Специальная акция в Международный день музыки
1 октября, во вторник с 11.00 до 17.00, в Международный день музыки в кассе Дома музыки на Мойке 122 можно будет по 50 рублей приобрести билеты на некоторые ближайшие концерты: «Молодые исполнители России» 2 и 16 октября, «Музыка звёзд» 23 октября, ноябрьские «Вечера в Английском зале». По специальной цене можно будет купить и абонементы «Музыка звёзд» на весь сезон. Количество билетов и абонементов ограничено, на каждый концерт один покупатель сможет купить не более 2-х билетов.

Концерты в Санкт-Петербурге:
2 октября, в среду, пройдет общедоступный симфонический концерт цикла «Молодые исполнители России» на сцене Зеркального зала дворца Белосельских-Белозерских (Невский 41). С оркестром выступят лауреаты международных конкурсов – скрипач Дмитрий Смирнов и пианист Федор Абаза. В программе вечера – Второй скрипичный и Третий фортепианный концерты Сергея Прокофьева, а также «Иванова ночь на Лысой горе» Мусоргского и «Кикимора» Лядова. Дирижировать Санкт-Петербургским государственным академическим симфоническим оркестром в этот вечер будет Народный артист России, прославленный скрипач Максим Федотов.
Аудитория 6+, общедоступный концерт, стоимость билетов 200 руб., начало в 19.00

4 октября, в пятницу, на сцене Санкт-Петербургского Дома музыки (наб. Мойки, 122) в цикле «Вечера в Английском зале» пройдёт единственный в Петербурге сольный концерт тромбониста Джозефа Алесси – солиста Нью-Йоркского филармонического оркестра, профессора Джульярдской школы, партия фортепиано – Марта Локер. В программе концерта – «Картинки с выставки» Мусоргского, пьесы для тромбона современных композиторов Йоргенсена, Шулека, Гершвина, Рота.
Аудитория 12+, Стоимость билетов 800-1000 руб. Начало в 19.00

16 октября, в среду, Санкт-Петербургский Дом музыки вновь приглашает на общедоступный симфонический концерт «Молодые исполнители России», в Зеркальный зал дворца Белосельских-Белозерских (Невский пр., 41). С оркестром выступят лауреаты международных конкурсов – альтистка Анастасия и пианист Андрей Шестериков. В программе Лист, Моцарт, Барток. Дирижировать оркестром в этот вечер будет победитель I Всероссийского музыкального конкурса Димитрис Ботинис.
Аудитория 6+, общедоступный концерт, стоимость билетов 200 руб., начало в 19.00

23 октября, в среду, на сцене Капеллы (наб. реки Мойки, 20) Санкт-Петербурга стартует цикл «Музыка звезд». С оркестром выступят лауреаты международных конкурсов – петербуржец Никита Лютиков (кларнет), солист Московской филармонии Филипп Копачевский (фортепиано). В программе — Произведения Вебера и Россини для кларнета, знаменитый и редкий фортепианный концерт Равеля — для левой руки. Оркестром Капеллы в этот вечер будет дирижировать Народный артист России, Михаил Щербаков.
Как обычно, ученики петербургских музыкальных школ смогут прийти на концерт вместе с родителями бесплатно – записавшись заранее по телефону.
Аудитория 6+, стоимость билетов 200-500 руб., начало в 19.00
Мастер-классы (Английский зал Дома музыки, наб. Мойки 122):
4 октября в рамках проекта «Высшие исполнительские курсы» пройдёт открытый мастер-класс Джозефа Алесси (тромбон, США). Приглашаются слушатели: педагоги, студенты и учащиеся музыкальных вузов и колледжей, музыкальных школ.
Аудитория 12+. Стоимость билетов для слушателей – 100 рублей.

Экскурсии в Алексеевском дворце (Мойка, 122)
1, 3, 8, 10, 15, 24, 29 октября в 16.00 пройдут экскурсии по парадным интерьерам Алексеевского дворца (Дома музыки). Стоимость билетов – 350 рублей. Аудитория 12+. Обувь на шпильках, фото- и видеосъёмка запрещены.

Концерты в России: Екатеринбург – Москва – Нижний Новгород –
Тамбов – Кисловодск – Волгоград – Самара – Тольятти
2 октября, в среду, в Екатеринбурге концертом с участием Александра Петрова (флейта) и Валентины Дубровиной (виолончель) откроется очередной сезон цикла «Поколение NEXT» – совместного проекта Дома музыки и Свердловской филармонии.

Дворец великого князя Алексея Александровича — Дом музыки

В программе Бах, Хиндемит, Шинохара, Бозза, Прокофьев, Мартину. Начало в 18.30. Стоимость билетов – 100-600 рублей.

3 октября, в четверг, в Концертном зале П.И. Чайковского Московской филармонии состоится симфонический концерт «Звёзды XXI века». Победитель Международного конкурса им. Хачатуряна (Армения, 2012) скрипач Павел Милюков исполнит концерт Хачатуряна, а победитель Международного конкурса пианистов Монте-Карло (Монако, 2012), петербургский пианист Мирослав Култышев – Второй концерт Чайковского. Дирижёр – Народный артист России Сергей Ролдугин. Начало в 19.00. Стоимость билетов 1000-2000 рублей.

5 октября, в субботу, в Нижегородской филармонии впервые пройдёт концерт «Музыка звёзд», в котором примут участие Павел Милюков и Никита Лютиков (кларнет). В программе Второй кларнетовый концерт Вебера и Скрипичный концерт Хачатуряна. Дирижёр – Сергей Ролдугин. Начало в 18.30. Стоимость билетов – 250 рублей.

5 октября, в субботу, цикл «Музыкальная сборная России» возвращается в Тамбов. На сцене Учебного театра Тамбовского университета им. Державина выступит кларнетист из Новосибирска Данила Ефремов. В его исполнении прозвучат Первый концерт Шпора и концерт Франсе. Начало в 18.00. Стоимость билетов – 150-200 рублей.

12 октября, в субботу, в Филармонии на КавМинВодах (Кисловодск) уже в пятый раз стартует «Музыка звёзд». Новый сезон цикла откроют солист Московской филармонии Филипп Копачевский (фортепиано) и лауреат III премии V Международного конкурса виолончелистов Paulo Cello Competition (Финляндия, 2013) Александр Рамм (виолончель). Музыканты исполнят Второй фортепианный концерт Равеля и Симфонию-концерт для виолончели Прокофьева. Начало в 16.00. Стоимость билетов – 1200-3000 рублей.

20 октября, в воскресенье, первый концерт проекта «Река талантов-2013» пройдёт в Волгоградской филармонии. С произведениями Элгара и Листа выступят виолончелистка Евгения Богинская (Москва) и пианисты Семён Власов (Екатеринбург) и Александр Кашпурин (Санкт-Петербург). Начало в 17.00. Стоимость билетов – от 150 рублей.

25 октября, в пятницу, на сцене Самарской филармонии блистательный пианист Мирослав Култышев выступит с сольным концертом, в котором исполнит сочинения Шопена.

26 октября, в субботу, Мирослав Култышев выступит в Самарской филармонии уже с оркестром, исполнив Третий концерт Рахманинова. Начало в 18.30. Стоимость билетов – 350-700 рублей.

26 октября, в субботу, общедоступный концерт «Река талантов» примет Тольяттинская филармония. Выступят петербуржцы Резеда Габдрахманова (фагот) и Никита Кожевников (фортепиано), а также москвичка Виктория Гусаченко (скрипка). В программе Вебер, Прокофьев, Шостакович. Начало в 18.00. Стоимость билетов – 100-150 рублей.

Концерты за рубежом: Хельсинки – Париж – Брюссель – Люксембург
11 октября, в пятницу, в Российском центре науки и культуры в Хельсинки (Норденшёлдинкату, 1) пройдёт последний в этом году концерт «Посольство мастерства». В исполнении пианиста Андрея Телкова прозвучит Третья соната Брамса, а Никита Лютиков исполнит сочинения Дебюсси, Ковача, Брамса и Розенблата для кларнета. Вход свободный, начало в 19.00.
15, 16 и 17 октября, во вторник, среду и четверг, концерты «Посольство мастерства» с участием Мирослава Култышева пройдут в Российских центрах науки и культуры в Париже (ул. Буасиер, 61), Брюсселе (ул. Меридиен, 21) и в Посольстве РФ в Люксембурге (Шато де Бегген, Л-1719). В программе – Шопен. Вход свободный или по приглашениям.

Подробная информация на сайте www. spdm.ru
Справки и аккредитации по телефону: (812)702-60-96

Рейтинг материала:

 

Алексеевский дворец

Древности у Пехорского пруда. По материалам статьи А. Бугрова

Интересное археологическое открытие было сделано на берегу речки Пехорки, у Алексеевского соснового бора. В 1990-1991 гг. О.М. Даниловой, А.К. Станюковичем и А.Г. Векслером была выявлена планировка построек дворцового комплекса и произведены археологические исследования. Раскопки вскрыли центральную часть каменного дворца со смежными помещениями и погребом. Среди многочисленных находок — рельефные многоцветные изразцы рубежа XVII-XVIII вв., кирпичи, в том числе лекальные, с клеймом государевых сараев конца XVII века., многоцветная поливная черепица, отдельные белокаменные детали, слюда и стекло окон.

Планы XVIII века называют этот дворец Алексеевским и указывают его расположение на берегу пруда — запруженной части речки Пехорки. Иногда дворец связывается с именем царя Алексея Михайловича, но архивные документы показывают, что это не так. При царе Алексее Михайловиче здесь не велось каких-либо обширных работ, и единственными близрасположенными сооружениями Измайловского хозяйства были земляная Пехорская плотина, две мукомольные мельницы и мельничный амбар. Поблизости находился государев приселок Никольское, тянувший к Измайлову, построенный на бывших землях Чудова монастыря (в ХIХв. именовался селом Никольское-Трубецкое, сейчас район г. Балашихи). Рядом находилось село Пехра-Покровское Богоявленского монастыря, а на месте самого дворца чертеж XVII века показывает деревню Арсеньево с прудом и мельницей, принадлежавшие стольнику В.Г. Новосильцову.

В 1701 г. всесильный царский фаворит А.Д. Меншиков обменивает архимандриту Богоявленского монастыря полсела Теляшева в Серпуховском уезде на село Пехра-Покровское. Двумя годами раньше он завладел и землями деревни Арсеньево, слив их впоследствии с землями Пехры в одно имение. Меншиков назвал его в честь наследника престола царевича Алексея Петровича Алексеевским. Уже одно это было необычно для России, где села обычно назывались по владельцам или стоявшим в них церквям. Переписная книга 1726 г. называет эту вотчину "светлейшего" князя как "Алексеевское, Покровское тож". В селе были деревянный Покровский храм, роскошный дворец с садами и оранжереей, окруженный живописными рощами. К Алексеевскому "тянули" сельцо Щукино и сельцо Башлово, населенные шестью дворами пашенных крестьян. В самом селе числилось 15 крестьянских дворов и 9 дворов деловых людей. Среди последних названы конюхи, лесник, скотники.

"Данилыч" и был хозяином роскошного каменного дворца в Лосином острове, выстроенного посреди леса в начале XVIII века. Опись дворца 1728 г. называет "полаты каменные большие, в них жилых семь полат, сени сквозь проходные". Таким образом, Алексеевский дворец представлял из себя анфиладу каменных жилых покоев, соединенных между собой сенями, — архитектурный прием, известный еще в XVII веке. Первая палата называется "большой столовой". Она была украшена живописными изображениями св. апостолов Петра и Павла, портретом Петра I с арапом. Среди утвари упоминаются зеркала, медные подсвечники, резная мебель. Примерно таким же было и убранство других комнат. Все они были украшены изразцовыми, в основном зелеными, печами, в том числе и круглыми. Окна были застеклены, что говорило о несомненном богатстве заказчика. Помимо икон -"красные углы" были обязательной принадлежностью хором — во дворце было много картин. Так, во второй комнате опись упоминает шесть "круглых" картин в золоченых рамах. Сюжеты были самые разные — помимо Петра I, были и изображения иностранных королей. Стены и потолки были оштукатурены (побелены и обиты холстом), что было, в определенной степени, новшеством — в прежнее время их обивали тканями или расписывали масляными красками. Внешний вид комнат дополняли косячные и лещадные полы, выложенные "лещадью" — каменной плиткой.

Дворец в Алексеевском был двухэтажным. Кирпичное строение с внешней стороны было оштукатурено и имело белокаменные откосы окон. Высота главного корпуса, по описи 1799 г., равнялась тринадцати саженям. В сущности, первый ярус был не более половины этого (6 саженей); остальное же занимал мезонин, или "кронштошпиц". В этом сказалась любовь Меншикова к шпилям, стремление к монументальности, подражательность. Верхняя надстройка была небольшой. В ней находились две палаты со слюдяными окнами; "между ими чердак да сени". В чердаке опись называет перины и разные спальные принадлежности. "В те же верхние полаты всход по леснице около входа". Переход был украшен точеными расписными балясами. "Около тех полат обсажено с трех сторон барбарисом, а в средине смородины и вишни".

Неподалеку от дворца располагались другие палаты. Они были меньше первых и состояли из двух покоев. Среди прочего там находилось "шесть картин разных государств, печатаны на бумаге, подклеены холстом". Это — западноевропейские гравюры, модные в Петровское время. Наверху, во втором ярусе, находились четыре палатки. Рядом с "большими палатами" был разбит большой сад (100×70 саж.). Там были яблони, груши, сливы, четыре цветника, обсаженные барбарисом. Эти цветники, располагавшиеся перед дворцом, были украшены вензелями Петра I, его сына царевича Алексея Петровича, самого Меншикова и его супруги. Наличие в цветниках Алексеевского этих вензелей позволило исследователю М.Лекомцеву справедливо датировать его создание 1706-1711 гг. В это же время, по его предположению, был возведен и сам дворец.

Другой сад, по правую сторону двора (20×15 саж.), был тоже плодовый. Помимо яблонь, груш, вишен и слив, там высаживали клубнику. По периметру сад был обсажен барбарисом и кленом. Наконец, третий сад находился по левую сторону двора (60×15 саж.), среди произраставших в нем деревьев отмечены яблони, вишни и сливы. Неподалеку располагались хозяйственные дворы Конюшенный, Скотный и Житный. Житный двор включал четыре житницы, в которых держали запасы ржи, ячменя, гречихи, гороха, льняное семя. Среди прочего упомянуты также жестяные желоба и мельничная шестерня.

В отдельном дворе — "хоромах" — жил приказчик. Описывая его дом, канцелярист неожиданно обнаружил там хрустальную посуду, медную ендову весом в четыре фунта и три пушки. Документы свидетельствуют, что Алексеевское наряду с Люберцами было наиболее крупным имением А.Д. Меншикова в Московском уезде.

Санкт-Петербургский Дом музыки

Любитель роскоши, "Данилыч" изысканно обустраивает усадьбу посреди леса. Подъезжавшему путнику бросались в глаза расписные ворота на каменных столбах, открывавшие вид на богатый каменный дворец, обращенный к пруду, сады и живописные рощи. По справке рубежа XVIII-XIX столетий, в Алексеевском значились "дворец и два флигеля каменные, сад регулярный", четыре рощи (березовая и сосновые), сенные покосы по берегам. Из ведомости Главной дворцовой канцелярии 1770г. узнаем, что в Пехорском пруду водились караси, лини, щуки и окуни. Местами пруд зарастал.

Алексеевское разделило судьбу многих менщиковских имений. В 1729 г., после опалы временщика, Пехра-Покровское возвращается Богоявленскому монастырю. Но в 1764 г. Екатерина II отбирает монастырские владения в пользу государства, и Покровское передается в ведение коллегии Экономии. Однако сам дворец находился в Главной дворцовой канцелярии — им ведала контора села Измайлова. В середине позапрошлого столетия усадьбу еще поддерживали в порядке; в 1759 г. там насадили даже "першпектную" березовую рощу с правильными аллеями, по дороге к дворцу. Со временем пустовавшие строения ветшали. В 1800 г. владелица cоседней деревни Лукино Н.Г. Зайцева просила Сенат пожаловать ей ветхий Алексеевский дворец ведомства Удельной экспедиции. Однако император Александр I отказал в 1801г., и дворец ("домик, или, лучше сказать, развалина" — по выражению помещицы) остался в ведении казны.

В 1823 г. вопрос о ветхом Алексеевском дворце был поднят вновь. Инициаторами его выступили крестьяне села Пехра-Покровского. Они просили власти разобрать остатки дворца, чтобы употребить их в строительство каменной сельской церкви. В 1823г. было дано официальное разрешение на разборку, и уже в следующем году живописные развалины перестали существовать.

В наши дни от усадьбы в Алексеевском почти ничего не осталось. Может быть, остатки липового парка сохранились в сильно измененном виде. Хотя, есть мнение, что это уникальные для Подмосковья участки естественного липового леса. Но, именно уникальность и подозрительна. Возможно, это также плоды бурной деятельности «Данилыча»!

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *