МИХАЙЛОВСКИЙ СОБОР КИЕВ ФОТО

Главная  /  Каталог  /  Храмы, церкви, монастыри

Михайловский Собор

Михайловский Златоверхий монастырь — один из древнейших монастырей в Киеве. Включает разрушенный в 1930-е годы и заново построенный в средине 1990-х годов соборный храм в честь Архангела Михаила в стиле украинского барокко, а также трапезную с церковью Иоанна Богослова (1713 год) и колокольню (1716—1719 годы).

Отзывы о Михайловский Собор (0)

Категории: Храмы, церкви, монастыри | Памятники архитектуры, исторические местности
Регион: Киев, пригород Киева

Предание приписывает основание монастыря первому киевскому митрополиту Михаилу.

Первый храм в честь Архангела Михаила был заказан в 1108 году князем Святополком Изяславовичем на месте Дмитриевского монастыря, построенного предположительно его отцом — Изяславом I (в крещении Димитрием).

Возведённый в 1108—1113 годах Михайловский собор имел особое значение для киевлян, ибо был посвящён архангелу Михаилу — небесному покровителю Киева. В XII веке монастырь был местом захоронения князей.

Предполагается, что при церкви был тогда же учреждён и монастырь. С древнейшей поры церковь носит название Златоверхой, вероятно, потому, что была единственной в то время церковью с золочёным верхом. Ко времени Святополка предание относит и перенесение в Киев из Константинополя в 1108 году главной святыни Златоверхого монастыря, мощей святой великомученицы Варвары.

Во время взятия Киева Батыем и во время нападения на Киев крымского хана Менгли I Гирея в 1482 году, Златоверхий монастырь сильно пострадал. Короли польские дают ему грамоты на свободный выбор игуменов и независимость от воевод и митрополитов. В XVI веке обитель была одним из богатейших киевских монастырей. В 1612 году Сигизмунд III отдал Златоверхий монастырь униатам, но завладеть фактически ни монастырём, ни даже, по-видимому, монастырскими имениями, униатам не удалось. Быть может, монастырь обязан этим поддержке казаков, благодаря которым в 1620 году михайловский игумен Иов Борецкий был посвящён в митрополиты. Иов остался жить в Златоверхом монастыре, который на время приобрёл значение митрополичьей резиденции.

С присоединением Киева к Московскому государству, Златоверхий монастырь лишился большей части своих имений, лежавших в областях, оставшихся за Речью Посполитой; зато и гетманы, и казацкая старшина щедро наделили монастырь владениями на левoбepeжнoй Украине. Много было приобретено монастырём земель и путём покупки. В 1800 году Златоверхий монастырь назначен для пребывания епископов чигиринских, викариев киевской епapxии. Древняя церковь Святополка составляет теперь среднюю часть главного монастырского храма; от неё уцелели алтарные абсиды, стены до известной высоты и главный купол; сохранилось также несколько древних мозаических изображений, а в 1888 году были открыты древние фрески.

В XVII веке по соседству с мужским Златоверхим монастырём находился и Златоверхий Михайловский женский, перенесённый в 1712 году на Подол.

Михайловскому монастырю принадлежал скит в Феофании, основанный в окрестностях Киева в 1861 году.

Разборка и снос собора осуществлялись в 1934—1936 годах; мощи великомученицы Варвары были перенесены во Владимирский собор. В 1934—35 годах сохранившиеся мозаики сняты на новое основание и перенесены в Софийский собор (группа рестовраторов под руководством В. Фролова). Для мозаики «Евхаристия» в выставочном зале Софийского собора построили специальную стену, по форме повторяющую абсиду Михайловского собора. Также были сняты и перенесены в музеи Ленинграда (Эрмитаж), Москвы (Третьяковская галерея) и Киева (Софийский собор) некоторые фрески.

Современность

Восстановленный в 1997—1998 годах Михайловский собор (официально открыт 30 мая 1999 года) — один из главных храмов неканоничной Украинской Православной Церкви Киевского Патриархата.

C 2001 года министерство культуры РФ осуществляет передачу хранившихся в Эрмитаже оригинальных фрагментов фресок Михайловского собора и иных предметов в распоряжение министерства культуры Украины. 15 июля 2008 года возвращенные Россией фрески были выставлены.

На прилегающей территории находятся Киевские духовные школы УПЦ КП.



Фото 1: Колокольня. Михайловский собор. Фото 2: Центральний фронтон.

Михайловский собор

Михайловский Собор. Киев

На колокольне монастыря установлены современные электрические часы-куранты и уникальный клавишно-колокольный музыкальный инструмент карильон, предназначенный для исполнения сложных мелодий специально подготовленным музыкантом.



Храм Иоанна Богослова. Михайловсикй Собор. Киев

©автор: Ю.ОЗЕРОВ

В «Календаре знаменательных и памятных дат Курской области на 2012 год» говорится, что Михайловской церкви, расположенной на ул. К. Либкнехта, исполняется 250 лет. Однако архивный поиск материалов позволил несколько уточнить дату основания храма. Новая датировка основания храма основывается на более раннем источнике.


Михайловский храм. Фото А. И. Наседкина. 1960 г.

Одной из достопримечательностей г. Курска в его части, граничащей с Казацкой слободой, является Михайловская церковь. До революции главный престол этого храма был посвящен празднику Вознесения Господня, отчего он назывался Вознесенско-Михайловским.

Строилась церковь иждивением приходских людей Казацкой слободы и однодворцев. Согласно архивным данным, она была заложена 30 октября 1767 г. вместо ветхой деревянной. В 1773 г. велено было заложить и построить в трапезе придел в честь архистратига Михаила. Однако строительство почему-то растянулось. В документе за 1786 г. сообщается, что храм уже сооружен, побелен изнутри и снаружи, готов к освящению, но не имеет колокольни. Ее функции исполняла временная звонница близ церкви, покрытая тесом, в которой на деревянных столбах были устроены четыре колокола. Размеры самой Вознесенско-Михайловской церкви были небольшие и примерно составляли 20?6,5 м.

В первой половине XIX столетия в жизни храма произошло несколько знаменательных событий. Так, в 1830 г. на его колокольне был установлен колокол с завода купца Самгина весом в 211 пудов.

В 1836 г. церковь была расширена приделами: с северной стороны — в честь святителя Митрофана Воронежского, с южной — во имя Архистратига Михаила. Несколько позднее они были освящены.

Заметные изменения коснулись и внутреннего убранства. «Курские губернские ведомости» сообщали в 1845 г., что по случаю приготовления нового иконостаса прежний был передан резных дел мастеру из Старого Оскола Киприану Махиневу, который в это время работал в Курске. Желающим приобрести его за умеренную цену следовало обращаться к церковному старосте мещанину И.С. Рязанову, живущему в Казацкой слободе.

Судя по всему, забота об иконостасе для прихожан была одной из важных. 31 июля 1883 г. состоялось освящение вновь устроенного главного иконостаса храма работы московского мастера Борисова.

Начало ХХ столетия для Вознесенско-Михайловской церкви было ознаменовано новыми событиями. 6 апреля 1905 г. при храме открылось церковно-приходское попечительство под председательством настоятеля священника Иоанна Устрецкого.

Михайловский Златоверхий монастырь.

В приходе имелись две церковноприходские школы (мужская и женская), учрежденные в 1897 и 1909 годах. Последняя носила имя крупного жертвователя – инженера Н.П. Конопатова. Первый попечитель ее – Н.П. Городенский — пожертвовал 100 руб. с тем, чтобы на процент с этого вклада выдавались книгами награды лучшим выпускницам с надписью: «В память Никанора Петровича Конопатова».

Наличие двух школ позволило в одной из них в годы Первой мировой войны устроить общежитие для беженцев на 25 человек.

При храме имелась небольшая библиотека из 50 книг для чтения.

В собственности были также 6 десятин усадебной земли и 60 десятин хлебопашенной при с. Касиново Курского уезда.

Этого недвижимого имущества, равно как и прочих средств к существованию, Вознесенско-Михайловская церковь лишилась после революции. Как приход она действовала до 1940 г., пока не была закрыта. Во время оккупации богослужение возобновилось.

Очередное закрытие храма произошло в 1961 г. Здесь какое-то время работала ремонтная мастерская «кинопроката», затем складские помещения имел ЦУМ. По воспоминаниям местных жителей, в бывшей маленькой сторожке, что на углу Михайловского переулка и ул. К. Либкнехта, в 1960-1970-е гг. проживало несколько старых монахинь…

Михайловский храм.
Слева — 1960-е гг. Фото А. И. Наседкина.
Справа — 2012 г. Фото Ю.В. Озерова.

После трех десятков лет забвения, в 1990 г., в церкви снова зазвучала молитва. Поскольку в Курске к тому времени уже действовала Вознесенская церковь бывшей Казацкой слободы, то главный престол решено было посвятить Михаилу Архангелу, а правый – иконе Державной Божией Матери.

При владыке Ювеналии Михайловская церковь получила статус «морского» храма. Перед входом в него был поставлен мемориальный камень с якорем в память курян, членов экипажа линкора «Новороссийск», трагически погибших при взрыве 29 октября 1955 г. В притворе храма на мраморных досках высечены имена курян-моряков, в разные годы героически защищавших Отечество. Особое место среди икон занял образ святого праведного воина Феодора Ушакова с частицей мощей.

Считается, что в этом храме был крещен в 1863 г. Александр Сергеев, командир эсминца «Стерегущий», погибший в неравном бою с японцами 26 февраля 1904 г. у Порт-Артура. Однако данный факт не имеет документального подтверждения. Более того, по исповедным книгам за 1863 г. среди прихожан этой церкви семья Сергеевых не значится.

Михайловский храм своей архитектурой в стиле классицизма с круглой колокольней, увенчанной высоким шпилем напоминает корабль, ведущий ко спасению верующих…

© Юрий ОЗЕРОВ

(Опубликовано: Открытый музей. Курский альманах истории и культуры №1, 2012 г.)

Михайловский Златоверхий собор в Киеве

Адрес: Михайловская площадь возле фуникулёра, Владимирской горки и Софии Киевской

Ближайшее метро: Майдан Независимости.

Год постройки: 1108-13, 1713, 1716-20, 1996

Архитектурный стиль: украинское барокко

Михайловский Златоверхий Собор — древнейшая и величайшая православная святыня Киева, несущая в себе неповторимую духовную ценность, дающая веру и надежду украинскому народу. Михайловский Златоверхий Собор был заложен внуком Ярослава Мудрого, князем Святополком Изяславичем на месте Дмитриевского монастыря как указано в летописи в 1108 году "июля в одиннадцатый день" и освящен в 1113 году. Созданный собор был посвящен небесному покровителю Киева — архангелу Михаилу и в связи с этим имел особое значение для киевлян.

Имя "Златоверхий" было даровано не с проста — в то время это был первый в практике русского каменного зодчества собор с золоченным верхом. И как ни печально — это был последний храм, выполненный мозаиками. В связи со сложностью и дороговизной работ в Киевском государстве мозаиками Соборы уже не украшали. Мозаики Михайловского Собора невероятно обволакивали все пространство храма своим то вспыхивающим, то затухающим с новой силой мерцания, и их называли "мерцающей живописью". Для сравнения, мозаика Софийского Собора, несет в себе Византийский стиль, Михайловская мозаика уникальна и неподражаема, так как в нее уже вошли некоторые части местного монументального искусства. Творения более живы и реалистичны, святые апостолы изображены как индивидуальности — с различными лицами и положениями тел, это и отличает их творений византийского стиля и традиций, где разницу трудно заметить неспециалисту.

Фотопрогулки. Киев..Михайловский Золотоверхний собор

После разрушения собора, часть мозаики и фресок сохранились и в настоящее время находятся в Софийском Соборе. В 1938 году на выставку древнерусского искусства в Россию вывезли мозаику святого великомученика Димитрия Солунского и фрески святого Николая, обратно творения так и не вернулись. Некоторая часть духовных и художественных сокровищ в период оккупации попала в Германию, после войны, так и не вернувшись в Киев, храниться в в Эрмитаже, в Третьяковский галерее и в Русском музее в Санкт-Петербурге

Стены при входе в Михайловский собор

Также история Михайловского Златоверхого монастыря связана с именем святой великомученицы Варвары. Греческая царевна, жена князя Святополка Изяславича, который в крещении получил имя Михаил (в честь своего святого покровителя он и построил собор) привезла из Константинополя в Киев, большие святыни, также и мощи святой Варвары, они больше восьми веков хранились в стенах храма.

Монастырь уничтожили в 1240 году монголо-татарами, Собор остался цел. В конце ХІІІ, начале ХІV происходит возобновление богослужений и возрождается монашеская жизнь. После Киево-Печерской Лавры — Михайловский Златоверхий становится вторым местом в Киеве по паломничеству

В 1620 году игуменом Михайловского Златоверхого монастыря был избран Иов (Борецкий) — выдающаяся личность украинской истории, именно он решился на полную реставрацию Собора. Окончательный вид архитектурный шедевр приобрел после реконструкции 1746 года. К центральной самой древней части храма достраиваются две части в честь святой Великомученицы Варвары и святой Великомученицы Екатерины. А также строится колокольня. Храм приобретает формы барокко. К центральному куполу добавляется еще шесть — собор становится семикупольным.

Во время тоталитарного правления советского власти монастырь закрыли, монахов выселили, его превратили в студенческий городок, в монашеских кельях разместились различные советские организации. В храме непродолжительное время еще разрешали проводить богослужения, но в 1929 г его закрыли — превратив в архивный склад. После того как столицу Советской Украины перенесли из Харькова в Киев — приняли кощунственное решение строить правительственный центр на месте Михайловского Златоверхого Собора. Государственная комиссия во главе с наркомом образования Балицким составила акт о том, что Михайловский Собор "не составляет ни исторической, ни культурной, а ни архитектурной ценности и потому может быть снесен". Макаренко Николай Омельянович — единственный из участников комиссии не подписавший этот преступный акт — за что поплатился жизнью, был приговорен к расстрелу в годы репрессий.. В память об этом гражданском подвиге на стене при входе в монастырь около Экономических врат ему установлен бюст.

14 августа 1937 года Михайловский Собор был взорван. По плану здние центра должно было быть точно таким, как здание Министерства иностранных дел. Четверть круга, большая колоннада в сталинско-имперском стиле, все это должно было появиться симметрично на месте Михайловского собора. А между ними 34-х метровый памятник вождю пролетариев. Но ничего на месте великой святыни не построили, помешала война.

Чудесное воскрешенье Михайловского Собора постепенно начинается в начале 90-х. годов. Сначала церкви передали единственный уцелевший храм апостола-евангелиста Иоанна Богослова — небольшую трапезную церковь, рядом с Михайловским Собором. С 1992 года начались работы археологов на фундаментах Михайловского монастыря. К восстановлению Михайловского причастны две выдающихся личности. Это Блаженный в памяти Патриарх Мстислав (Скрипник) — первый Патриарх Украинской Православной Церкви, и Олесь Гончар — замечательный писатель, автор романа "Собор".

В 1997 году за восстановление собора взялось государство. Президент Украины Леонид Даниилович Кучма издал указ о восстановлении главных исторических святынь, в том числе и Михайловского собора.

Вид на Михайловскую площадь с колокольни Софиевского собора

Колокольня Михайловского монастыря была восстановлена в 1998 году, а в 2000 году восстановлен и сам Собор. С тех пор в Златоверхом Храме ежедневно происходит богослужения. На территории монастырского храма действует Православная Богословская Академия — в которой готовят будущих священнослужителей. Каждые день тысячи людей вхожи в сей дом души, здесь люди чувствуют успокоение и восстановление душевных сил. Воистину — воскресший из руин Михайловский Златоверхий Собор наполнен Духом Божьим, убедитесь сами!

Михайловский собор на карте Киева

View Larger Map

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *