МЕТРО МАЯКОВСКАЯ ДОСТОПРИМЕЧАТЕЛЬНОСТИ

 
  Главная  /  Статьи  /  Музеи и архитектурные памятники  /

Станция метро Маяковская

 
  Невозможно по-настоящему понять жизнь большого города, не окунувшись в стремительный его водоворот, не перенесясь из конца в конец на степенных троллейбусах, звонких трамваях, зеленоглазых такси. Но подлинный пульс этого гигантского организма ощущаешь глубоко под землей, в метро.

Московский метрополитен имени В. И.  это сложное инженерное сооружение  основная транспортная артерия столицы. Голубые пунктиры вагонов мчатся по кругу, вдоль и поперек подземного лабиринта. Зимой и летом… Каждый день… В будни и праздники…

Темнота тоннелей внезапно обрывается, ярко и торжественно вспыхивают станции, поражая непохожестью и сказочной палитрой мраморов. В этом разнообразии архитектурных форм и образов отражается целая эпоха.


А. Душкин. Станция метро Маяковская. 1938.

Среди станций Московского метрополитена особое место занимает Маяковская. Открытая 11 сентября 1938 года, она стала уникальным памятником великому пролетарскому поэту, созданным архитектором Алексеем Николаевичем Душкиным.

В 1935 году состоялась Всемирная выставка в Париже, где проект станции вызвал восхищение публики и привлек к себе внимание многих архитекторов. Значительный для того времени успех советского искусства был отмечен высшей наградой  Гран-при выставки. Позднее, в 1938 году, на такой же выставке в Нью-Йорке демонстрировался фрагмент станции, выполненный в натуральную величину. Работа молодого советского архитектора получила всеобщее признание.

Прошло немало лет. Маяковская достойно выдержала испытание временем.

…Вот вы оставили наверху концертный зал, кинотеатр, и неутомимая лента эскалатора уносит вас глубоко под землю. Еще немного  и вы в центральном зале станции Маяковская. Все вокруг пронизано воздухом, светом, все сливается в гармоничную и торжественную архитектурную симфонию.

В качестве новой несущей конструкции использованы изящные стальные колонны. Это позволило автору добиться целостной и выразительной композиции. А ведь Маяковская была первой колонной станцией глубокого заложения.

Основные принципы проектирования станций метрополитена А. Н. Душкин сформулировал уже в первых своих работах. Большое внимание уделял он новым достижениям строительной науки и техники. Но, пожалуй, главное  бережное отношение к пространству.

Понимая, что глубоко под землей каждый отвоеванный метр стоит колоссальной затраты сил, архитектор стремится наиболее экономно его использовать. Он учитывает даже толщину облицовки стен. Тем более выбор стальных конструкций при проектировании станции Маяковская не случаен.

За счет незначительной толщины опор зодчий получил максимум пространства, которого так не хватает в станциях пилонной конструкции. Судите сами. Пилоны  массивные стены с узкими проходами  делят станцию на три части. Спускаясь по эскалатору в центральный зал и слыша шум приближающегося поезда, пассажиры не видят, к какой из платформ он подходит, и, ускорив шаг часто до бега, обнаруживают свою ошибку, только выйдя на перрон. Здесь же вы воспринимаете интерьер с любого места.

Архитектурный образ Маяковской предельно выразителен и строг.

Обратите внимание, как удачно подчеркнул автор полосами профилированной нержавеющей стали напряжение, скрытое в плавно текущих формах арок. Обычно в строительстве сталь применяется для изготовления всевозможных колонн, балок, ферм, труб. Неожиданно для всех Душкин использовал сталь в совершенно новом качестве: как отделочный материал! Четкие линии арок, оживленные отраженным светом, придали интерьеру праздничный, нарядный вид.

Интересен контраст холодной стали и красного камня, которым частично, на высоту человеческого роста, облицованы колонны. Маленькие пластинки толщиной всего в полсантиметра. Это драгоценный уральский орлец, в строительстве он применяется чрезвычайно редко.

Автор с большим вкусом подобрал тональные и цветовые отношения природного камня для облицовки станции. Спокойный и в то же время торжественный колорит как нельзя лучше отвечает общему архитектурному замыслу. Сочетание черного, серого и красного, контрастирующее с белым цветом потолка, составляет то общее настроение, которое придает интерьеру силу и свежесть.

Из крупных гранитных плит, выдержанных в общей цветовой гамме, архитектор решает и пол станции. Конечно, гранит  материал дорогой, но в данном случае цена относительна.

Станция метро «Маяковская»

Например, гораздо более дешевые асфальтовые полы  вы их можете встретить на некоторых станциях  часто нуждаются в ремонте, неприглядны, собирают пыль. Практически вечный гранит лишен всех этих недостатков.

Рисунок пола в противовес пластичным архитектурным формам очень лаконичен и геометрически прост. Его строгий орнамент составляют два ряда черно-белых квадратов. Между ними по оси зала бежит полоса темно-красного гранита. У торцовой стены она как бы устремляется вверх  пьедесталом бюста Маяковского. Здесь вы обязательно остановитесь и задержите взгляд на лице поэта.

Замечательно освещение станции. Оно вообще имеет особое значение в архитектуре, тем более когда речь идет о подземном сооружении. С помощью света можно усилить художественную выразительность интерьера, подчеркнуть его пространственные особенности и пластику. Здесь, на станции Маяковская, Душкин расположил светильники в 33 овальных куполах. В перспективе уходящего зала эти парящие купола кажутся огромными сияющими люстрами. Интерьер полон света, полутеней, рефлексов.

Заинтересуют вас, конечно, красочные мозаики из смальты  кусочков цветного непрозрачного стекла. Они расположены глубоко в куполах. Эти мозаичные плафоны создал известный советский художник А. Дейнека. Первые эскизы он разрабатывал вместе с архитектором. Времени было мало, работали увлеченно. Ведь мозаика в метро  это было впервые! Сам Дейнека писал потом:

Хорошо, когда перед тобою  новое дело. А задача действительно замечательная: метро должно быть красиво, современно конструктивно и эстетически.

Стиль метро создается в синтезе труда ученых и рабочих, инженеров и архитекторов, скульпторов и художников.

Есть особая прелесть в начале проектировки, когда еще нет ничего даже на бумаге, когда, строго согласуя форму с идеей, родятся, растут залы, становятся в ряд колонны, стены и своды покрываются самым современным покровом, мысленно проносятся обтекаемые поезда, повторяясь в зеркальных гранях гранитов и мраморов разного цвета и силы тона…

Увлекательно работать с архитектором-строителем… по чертежам, цифрам делать эскизы для куполов, которых еще нет, набирать мозаику, которую еще некуда подвесить.

За шесть месяцев до открытия метро началась работа над эскизами, картонами, подборкой смальты. В это время в шахту спускали еще в обычной клети, и в стволе вас обдавала вода, а внизу молодая армия метростроевцев героически билась за новые рекорды. Темпы стройки метро диктовали и сроки работы мозаичной мастерской. На станции Площадь Маяковского стройно вырастали два ряда колонн, поддерживающих купола с зияющими вверху дырами, куда должны были лечь плиты мозаик.

…Когда мозаику уложили в приготовленное для нее гнездо, живописное поле заблестело, заиграло под лучами света, создавая родство, единство с полировкой мраморов и богатейшим острым блеском колонн из нержавеющей стали  стали, давшей основной тон всей станции. Отблески бегут по гофрировке колонн вверх, переходя в глубину плафонов.

Все мозаики объединяет общая тема  сутки советского неба. Звонкие аккорды чистых красок отражают настроение ясного летнего дня, теплого подмосковного вечера, бездонной ночи. Мозаик много  в каждом куполе: парящий планер, парашютист под куполом, ветка яблони, спортсмен в прыжке, комбайн на фоне мирного неба. Мирного…

6 ноября 1941 года, глубоко под землей, на станции метро Маяковская состоялось торжественное заседание, посвященное 24й годовщине Великой Октябрьской социалистической революции.

Это было необычное заседание. Враг рвался к Москве. Ежедневно 200300 немецких бомбардировщиков поднимались в воздух, направляясь к нашей столице. Немногим из них удавалось прорваться, и все же для обеспечения безопасности было принято решение провести собрание не как обычно, в Большом театре, а на Маяковской.

Во время войны здесь укрывались от воздушных налетов женщины, старики, дети. Засыпая, они видели над собой, глубоко в куполах, необыкновенно красивое мирное небо, которое навечно запечатлел художник в своих мозаиках. Наяву оно открылось им только через четыре долгих года…

Сейчас это уже история. Кончилась война, и перроны вновь заполнила шумная людская толпа. С тех пор ни на один день не останавливается этот непрерывный поток вечно спешащих москвичей и гостей столицы!

Трижды лауреат Государственной премии СССР, профессор Московского архитектурного института А. Н. Душкин отдал много сил, энергии и таланта проектированию и строительству столичного метрополитена: он автор еще двух замечательных станций  Кропоткинской и Автозаводской. Архитектор был верен классическому направлению и создал целый ряд произведений, занявших почетное место в истории советской архитектуры. Среди них полюбившиеся москвичам высотное здание на Лермонтовской площади и универмаг Детский мир.

Станция Маяковская  одна из вершин творчества зодчего. Прекрасная и торжественная, она и сегодня современна, как сорок лет назад. Так всегда будет.

  Еще в этом разделе можно почитать статьи:

 

Главная » Станции » Станции » В России » Москва » Замоскворецкая линия » Маяковская

станция Маяковская

Расположение

«Маяковская» – одна из самых первых станций в Московском метрополитене. Она входит в состав Замоскворецкой линии и является промежуточной станцией, которая располагается между станциями «Белорусская» и «Тверская». Метро «Маяковская» находится в Центральном административном округе Москвы, на территории района «Тверской».

История станции

«Маяковскую» открыли в сентябре 1938 года. Но уникальность ее проекта отметили еще несколькими годами ранее в Париже на Всемирной выставке, а на выставке в Нью-Йорке уникальный проект станции получил гран-при. После того как станцию построили, ее проект внесли в антологию избранных произведений мировой архитектуры.

В ноябре 1941 года на станции провели торжественное собрание в честь годовщины Октябрьской революции, где с докладом выступил Иосиф Сталин. Заседание проходило в то время, когда фашисты наступали на Москву. На протяжении Великой Отечественной войны «Маяковская», как и многие станции Московского метрополитена, стала бомбоубежищем.

В конце ХХ века станция уже имела статус Памятника архитектуры, а в начале ХХІ столетия была внесена в список исторических и культурных памятников местного значения. Несколько лет назад на станции впервые провели комплексную реконструкцию южного вестибюля – заменили эскалаторы и коммуникации, установили современные турникеты. Вместе с тем постарались максимально вернуть станции первоначальный облик. 

История названия

«Маяковская» носит имя известного русского поэта Владимира Маяковского. За весь период существования станцию ни разу не переименовывали, хотя в проектной документации 1935 года указан иной вариант – «Триумфальная площадь».

Описание станции

Согласно недавно проведенному интернет-опросу, «Маяковскую» признали самой красивой станцией Московского метрополитена. Ее стиль – «сталинская неоклассика» с элементами авангардных конструкций. Она напоминает изысканный подземный дворец с красивым освещением.Свод станции поддерживаютсравнительно тонкие колонны, покрытые нержавеющей сталью. В основании они опираются на массивную железобетонную плиту. Сталь четко очертила арки и благодаря отражению света придала станции нарядный вид. Холодный серый цвет на колоннах красиво сочетается с небольшими вкраплениями красного орлеца на высоте человеческого роста.

Путевые стены сверху облицованы уфалейским мрамором, снизу – диоритом. Рисунок на полу довольно простой – два ряда серо-белых квадратов из мрамора и гранита. Между ними по оси зала вмонтирована гранитная полоса темно-красного цвета. Она как бы ведет к пьедесталу в торце, где установлен бюст Маяковского. 

Особое значение при проектировании и постройке станции «Маяковская» уделили свету. Светильники размещены в 33 куполах овальной формы. Они наполняют интерьер игрой света и полутеней. Это делает станцию более выразительной, подчеркивает уникальность ее архитектуры и пластику.

Немалую художественную роль играют мозаики, расположенные глубоко в куполах на тему «Сутки советского неба». Их автором является известный русский художник А. Дейнека.

Технические характеристики

Автором «Маяковской» является известный русский архитектор, создатель «философии подземного пространства» Алексей Душкин. Станция заложена на глубине 33 метра. Она не просто стала первой в мире пилонной станцией глубокого заложения, но и символом подземной архитектуры Московского метрополитена.

Вестибюли и пересадки

«Маяковская» имеет два подземных вестибюля. Южный павильон выходит в концертный зал имени Петра Чайковского, который расположен рядом с улицами Тверская, Большая Садовая, Садово-Триумфальная, а также ведет к Триумфальной площади. Северный павильон размещен на перекрестке 1-й Тверской-Ямской улицы с 1-м Тверским-Ямским переулком.

Чтобы выйти в город из северного вестибюля, следует подняться по эскалатору, пересечь коридор и еще раз подняться по эскалатору.

Оба павильона отделаны долговечными материалами (мрамор, гранит, родонит). Сориентироваться пассажирам помогают светящиеся указатели.

Достопримечательности

В непосредственной близости со станцией «Маяковского» находятся несколько достопримечательных сооружений. Наиболее приметное среди них – Концертный зал имени Петра Чайковского. Это основная площадка Московской филармонии, где выступают ведущие солисты страны, симфонические оркестры, хоровые, хореографические, фольклорные, эстрадные коллективы. Концертный зал имени Петра Чайковского построили 70 лет назад. Но его история началась еще на старте ХХ века. Именно здесь с 1901 года находился театр «Буфф-миниатюр» французского антрепренера Шарля Омона, а позже располагался театр легкого жанра «Зон», а после революции – Театр Российской Федерации.

 С Концертным залом имени Петра Чайковского соседствует Театр Сатиры, который открылся в 1924 году. Сначала его постановки были не пьесами в прямом смысле этого слова, а небольшими пародийными обозрениями на темы политики и быта. Несколько лет спустя основой репертуара театра стала бытовая комедия, в том числе и по произведениям Владимира Маяковского.

Чуть дальше от Театра Сатиры расположены Музей русской гармоники и музей Михаила Булгакова. Музей русской гармоники создан на основе уникальной коллекции, которую собрал доктор искусствоведения Альфред Мирек. После смерти коллекционера музей назвали его именем.

Наземная инфраструктура

Территория в районе станции метро «Маяковская» просто создана для содержательного вечернего досуга.

Москва. Станция метро "Маяковская"

Ведь здесь, как уже оговаривалось выше, находятся Московский академический театр сатиры, Государственный академический театр Моссовета, Концертный зал имени Петра Чайковского. Не менее интересно и познавательно можно провести время в культурно-просветительском центре «Булгаковский дом» и Музее русской гармоники. Кроме того, рядом со станцией располагаются несколько галерей современного искусства и выставочных залов. Если захочется поесть или обсудить спектакль, можно посетить расположенные вблизи рестораны или кафе. Их здесь имеется достаточное количество. Довольно широкий выбор здесь и магазинов, как продуктовых, так и промышленных. 

Полезные факты

И северный, и южный выходы станции «Маяковская» имеют одинаковое время работы. Для входа пассажиров они открываются в 5 часов 30 минут утра, а заканчивают работу в час ночи.

В метро работают мобильные операторы «Билайн», «МТС», «МегаФон», «Скайлинк».

Интересно

Со станцией «Маяковская» связано несколько городских легенд. Одна из самых интересных рассказывает, что стальные дуги в отделке колонн станционного зала сделаны из ребер первого дирижабля, поднявшегося над Москвой.

Другая легенда касается вестибюля концертного зала имени Петра Чайковского. Поговаривают, что металлические вставки, использованные в его оформлении, усиливают отзвук классической музыки, раздающейся в здании над станцией. 

На карте

Станция метро Маяковская Замоскворецкой линии

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *