МЕТРО ГАГАРИНСКАЯ САМАРА

Станция — колонная станция неглубокого заложения, расположенная на улице Юрия Гагарина, недалеко от перекрестка с улицей Революционной. Оба вестибюля станции оборудованы эскалаторами, выход на улицу осуществляется через подземные переходы. Станция вошла в состав второй очереди строительства и была открыта 26 декабря 1993 года.

В 1988 приступили к проходке тоннелей от станции «Гагаринская» к «Спортивной» и «Московской» (тогда «Карла Маркса»). А в 1989 году приступили к сооружению самой станции.

Сложными были условия строительства — станция находится глубже других, причем вокруг располагаются очень обводненные грунты. Поэтому сваи крепления 20 метрового котлована здесь были такой длинны, что забить их обычным способом было невозможно. Для каждой предварительно приходилось бурить так называемую лидирующую скважину. Всего их пробурили около тысячи, забив в них 16 километров стальных балок.

По предложению молодого специалиста — инженера-рационализатора из тоннельного отряда № 35 Е.Собирая совмещенная трансформаторная подстанция на станции размещена вторым ярусом над платформенной частью. Это новое для метростроения решение позволило сократить общую длину котлована открытого способа работ, сэкономить и силы, и средства. Облегчились и условия работы конструкций самой подстанции, что дало ощутимую экономию металла.

В 1990 станция была сдана для отделки.

Авторы проекта станции «Гагаринская» Юрий Иванович Мусатов, заместитель главного архитектора города, и Алексей Николаевич Панин, архитектор из Промстройпроекта, сразу же отвернулись от соблазна «отобразить» тему иллюстративно — скажем поместить на боковых стенах панно с изображениями ракет, людей в скафандрах и пр. Было решено «работать тоньше»: на ассоциациях, на обобщенных образах.

Доминирующим цветом боковых стен выбрали темно-синий — естественно читающийся, как цвет космических глубин вечернего земного неба. Это была одна из главных удачных находок архитекторов. Чья? Юрий Иванович говорил: «Мы с Паниным работали, как Ильф и Петров».

От цвета пришли к материалу. Ни мрамор, ни гранит синим не бывают. Значит — керамическая плитка. С ее выразительными возможностями авторы проекта «Гагаринской» были хорошо знакомы по работам ленинградского художника-керамиста Рафаэля Сейфуллина — его и привлекли к оформлению путевых стен станции.

Один из его эскизов был обоими архитекторами принят: на темно-синем фоне — зыбко очерченные (цветом «врастяжку»: от темно-синего до голубого и белого) не то концентрические кольца, не то круто закрученные спирали — галактики? Туманности? — разорванные стремительной темнотой того же темно-синего цвета. Если ограничить эту синеву снизу — темным цоколем, сверху белой потолочной лентой, создается впечатление панорамы космоса, скажем из иллюминатора космического корабля.

Так, декоративно-символически, была решена тема прорыва человека в другое пространство, — говорит Юрий Иванович, — По крайней мере именно такого эффекта мы добивались.

Второй находкой этих архитекторов, правда лежавшей поближе к поверхности, — было оформление колонн, вызывающее ассоциацию с характерным обликом современных ракет. Капителям беломраморных колонн, выполненным из белого же металла, придан вид раструбов ракетных дюз; спрятанные в них источники света бросают в потолок столпы лучей — будто струи пламени из сопел реактивных двигателей. Это сходство подчеркнуто отделкой каменно-продольных прорезей в колоннах — узкими полосками сверкающей нержавейки.

Общему замыслу «подыгрывает» оформление пола и подвесного (чтобы скрыть ребра балок) потолка станции.

Станция «Гагаринская»

Внизу — полированный гранит земного коричнево-красного цвета (с отделкой белыми мраморными полосками), вверху — выступающие желтоватые светильники…

Станция «Гагаринская» должна стать пересадочной на проектируемую третью линию Самарского метрополитена. Поэтому на ней при строительстве был создан задел, для будущего перехода — в центре станции на колоннах расположена застекленная площадка. За этой станцией построен тупик, для оборота и отстоя поездов.

До открытия станции «Российская», перед которой организована камера съездов, для оборота поездов, на перегоне «Гагаринская-Московская» использовался особый режим движения поездов: Поезд, следующий до станции «Московская» пребывал на первый путь станции «Гагаринская», высаживал пассажиров, после чего уходил под оборот. Через 4 минуты на второй путь станции «Гагаринская» прибывал состав со станции «Московская» и дальше следовал до станции «Юнгородок». Вслед за ним, с интервалом в 40 секунд, из оборота на второй путь станции «Гагаринская» выезжал поезд, следующий до станции «Московская». Пока шла посадка, машинист переходил в другую кабину управления, после чего поезд следовал до станции «Московская» по второму пути. Для индикации направления движения поезда использовалось световое табло и объявления по громкой связи.

В настоящий момент работает только один вестибюль, а второй временно закрыт.

Вход и выходы со станции: выход № 1 к улице Революционная; выход № 2 к профессиональному училищу № 11.

Режим работы станции с 6-00 до 24-00, переходы открыты круглосуточно.

Вернуться к описанию станции

Гагаринская (Самара)

Главная » Станции » Станции » В России » Самара » Станция метро «Гагаринская» | Достопримечательности и интересные факты о станции метро «Гагаринская»

Станция метро «Гагаринская»

Расположение

«Гагаринская» – станция первой линии Самарского метрополитена, расположенная между станциями «Московская» и «Спортивная». Станция находится на улице Юрия Гагарина недалеко от перекрестка с улицей Революционной.

История станции

Станция вошла в состав второй очереди строительства и была открыта 26 декабря 1993 года в составе участка «Спортивная» – «Гагаринская».

История названия

Название станции дано по одноимённой улице, названной в честь Героя Советского Союза, первого космонавта Ю.А. Гагарина. Проектное название станции – «Проспект Гагарина».

Описание станции

Архитектурно-художественное оформление станции перекликается с ее названием: ведущая тема – тема космоса. Путевые стены выложены керамической плиткой различных оттенков синего цвета, образующей панно на космическую тематику. Рисунок на стене, ограниченный снизу темным цоколем, а сверху белым потолком, должен создавать впечатление панорамы космоса из иллюминатора космического корабля. Так декоративно-символически создатели станции решили тему прорыва человека в другое пространство. Оформление колонн также вызывает ассоциацию с обликом космического корабля – капители выполнены в виде ракетных сопел, откуда вырывается пламя – такой эффект достигается благодаря спрятанным в них источникам света.

Технические характеристики

«Гагаринская» – колонная станция неглубокого заложения с островной платформой. Станция задумана как пересадочная — заделом для перехода на другую линию является застеклённая площадка в центре платформы. «Гагаринская» создавалась в более сложных условиях, чем остальные станции метро Самары: во-первых, она расположена глубже других, во-вторых, она находится в очень обводненном грунте. Из-за слишком большой длины сваи крепления 20-метрового котлована «Гагаринской» невозможно было забить обычным способом – для каждой из них бурили отдельную скважину. Скважин в итоге оказалось около тысячи, в них было забито 16 км стальных балок. Над платформенным участком размещена совмещенная трансформаторная подстанция: подобное инновационное техническое решение позволило сократить общую длину котлована, сэкономив тем самым силы и средства. За станцией есть тупик, использующийся для оборота и отстоя составов.

Вестибюли и пересадки

На станции имеется два вестибюля, оба оборудованы эскалаторами. В настоящий момент работает только один из них, расположенный ближе к улице Революционная. Выход на поверхность осуществляется через подземные переходы на обе стороны улицы Гагарина, улицу Революционную и проезд Митирева. «Гагаринская» задумана как перспективная пересадочная станция на будущую третью линию.

Полезные факты

Для входа пассажиров станция открыта с 6.00 до 00.00.

Рядом со станцией расположены остановки общественного транспорта: автобусов № 2, 24, 34, 41, 71а; маршрутных такси №№ 2, 24, 34, 41, 96, 99, 205, 210, 217, 240, 241, 246, 267, 274, 298, 480.

Интересно

«Гагаринская» стала первой станцией Самарского метрополитена, где перед прибытием поезда по громкоговорящей связи звучало предупреждение: «Внимание! На станцию прибывает электропоезд!» С 2011 года подобные объявления звучат на всех станциях Самарского метро, за исключением станции «Юнгородок».

На сегодняшний день «Гагаринская» является самой южной станцией метрополитена в России.

Видео станции

На карте

Гагаринская

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *