МЕСТА ДЛЯ ПЕРЕПИХОНЧИКОВ

В сол­неч­ный ав­гу­стов­ский день по­сре­ди ре­ки Ижо­ры на Чу­хон­ке зву­чат ижор­ские и фин­ские пес­ни, и все при­сут­ст­вую­щие во­дят хо­ро­во­ды!

Почему так названо — Чухонка в городе Колпино? Название есть, а где финны?

Как и по­ла­га­ет­ся на на­стоя­щем на­род­ном празд­ни­ке – ни­ка­кой сце­ны и ни­ка­кой дис­тан­ции ме­ж­ду вы­сту­паю­щи­ми и зри­те­ля­ми.

По­ни­маю, сле­ду­ет по­яс­нить, где это и что это – Чу­хон­ка. Ис­то­рия бу­дет пе­чаль­ной. 

В Кол­пи­но, где ре­ка уже пре­вра­ща­ет­ся в Ижор­ский пруд, есть ост­ров, со­еди­нен­ный мос­ти­ком с по­лу­ост­ро­вом. (На ста­рых кар­тах, и не очень ста­рых, на­при­мер, пред­во­ен­ных ни­ка­ко­го ост­ро­ва нет. Это один вы­тя­ну­тый по­лу­ост­ров.) На­зва­ние Чу­хон­ка не­кон­крет­но: од­ни на­зы­ва­ют так толь­ко ост­ров, дру­гие – по­лу­ост­ров, а кто-то – лишь парк на ост­ро­ве.  Эта «не­кон­крет­ность» име­ет своё объ­яс­не­ние.

«На по­лу­ост­ро­ве, где позд­нее рас­по­ло­жи­лись ат­трак­цио­ны, ря­дом с Пар­ком куль­ту­ры и от­ды­ха име­ни 40-ле­тия ВЛКСМ, с до­пет­ров­ских вре­мён до вес­ны 1942 г. бы­ла де­рев­ня Мок­ко­ло­во с на­чаль­ной фин­ской шко­лой. Не­сколь­ко вы­ше по те­че­нию ре­ки рас­по­ла­га­лась де­рев­ня Лан­ге­ло­во. Жи­те­ли фин­ских де­ре­вень со­став­ля­ли еди­ное це­лое с на­се­ле­ни­ем Кол­пи­на, они ра­бо­та­ли на Ижор­ском за­во­де и дру­гих пред­при­яти­ях го­ро­да. Их де­ти учи­лись в кол­пин­ских шко­лах, пе­ли со­вет­ские пес­ни.

Ко­гда враг при­бли­жал­ся к Ле­нин­гра­ду, по­стро­ен­ные для его за­щи­ты обо­ро­ни­тель­ные со­ору­же­ния про­шли не­по­сред­ст­вен­но по тер­ри­то­рии Лан­ге­ло­во, то­гда его жи­те­ли пе­ре­бра­лись в до­ма мок­ко­лов­цев. В бло­кад­ную зи­му они, как и все ле­нин­град­цы, ра­бо­та­ли и за­щи­ща­ли го­род, уми­ра­ли от ис­то­ще­ния и бом­бё­жек. А вес­ной 1942 г., по­лу­чив 24 ча­са на сбо­ры, они бы­ли де­пор­ти­ро­ва­ны как ли­ца «вра­ж­деб­ной на­цио­наль­но­сти». Во­ен­ные, вы­пол­няв­шие указ Пре­зи­диу­ма Вер­хов­но­го Со­ве­та СССР, уве­ря­ли кол­пин­ских фин­нов, что они ско­ро вер­нут­ся, что мно­го брать не сле­ду­ет… В 1948 г. вы­шел оче­ред­ной указ – о за­пре­те воз­вра­ще­ния де­пор­ти­ро­ван­ных, по­сле че­го де­рев­ня бы­ла сры­та, а на её мес­те ус­та­нов­ле­ны ат­трак­цио­ны Пар­ка куль­ту­ры и от­ды­ха. Парк на тер­ри­то­рии по­лу­ост­ро­ва по до­ку­мен­там но­сит на­зва­ние Пар­ка пио­не­ров, од­на­ко это ма­ло ко­му из­вест­но (не при­жи­лось)» (http://kurspk2009.narod.ru/kolpino/ulica.htm).

Се­го­дня нет ни Пар­ка пио­не­ров, ни Пар­ка име­ни 40-ле­тия ВЛКСМ. В на­ши дни кол­пин­цы при­хо­дят в Парк на ост­ро­ве, с при­пис­кой – Чу­хон­ка (!).

Перед выступлением.

Фото Лидии Крушевой

Так вот здесь на ост­ро­ве вто­рой год под­ряд ста­ра­ния­ми со­труд­ни­ков куль­тур­но- до­су­го­во­го от­де­ла уч­ре­ж­де­ния «Парк куль­ту­ры и от­ды­ха г. Кол­пи­но» во гла­ве со сво­им на­чаль­ни­ком Ва­лен­ти­ной Ива­нов­ной Со­су­но­вой в ав­гу­сте про­хо­дит празд­ник «Ин­гер­ман­ланд­ский хо­ро­вод».

Празд­ник по­лу­ча­ет­ся до­маш­ний и очень уют­ный. В этом го­ду в нем при­ни­ма­ли уча­стие два фольк­лор­ных кол­лек­ти­ва. Один из них, «Soi­ku­lan lau­lud» – «Сой­кин­ские на­пе­вы», прие­хал из­да­ле­ка – из де­рев­ни Гор­ки Кин­ги­сепп­ско­го рай­она. От­рад­но бы­ло ви­деть сре­ди ис­пол­ни­тель­ниц стар­ше­го воз­рас­та де­во­чек-под­ро­ст­ков. Это ведь оз­на­ча­ет, что пес­ни, ко­то­рые слы­ша­ли мы, бу­дут зву­чать и по­том, че­рез мно­го лет. Кин­ги­сепп­ский и Ло­мо­но­сов­ский рай­оны – это мес­та, где и се­го­дня жи­вут пред­ста­ви­те­ли на­ро­да ижо­ра. Ан­самбль «Soi­ku­lan lau­lud» ис­пол­ня­ет пес­ни и час­туш­ки имен­но на ижор­ском язы­ке. А еще, там, на Сой­кин­ском по­лу­ост­ро­ве,  в де­рев­не Вис­ти­но соз­дан крае­вед­че­ский ижор­ский му­зей. В нём вы­став­ле­ны пред­ме­ты ижор­ско­го бы­та: оде­ж­да и ут­варь, часть экс­по­зи­ции по­свя­ще­на ры­бо­лов­ст­ву.

Фото Лидии Крушевой

Вто­рым кол­лек­ти­вом был «Ta­lomerkit» – «Родовые зна­ки» из Санкт-Пе­тер­бур­га. Эта фольк­груп­па соз­да­на в 2009 го­ду при Санкт-Пе­тер­бург­ском от­де­ле­нии доб­ро­воль­но­го об­ще­ст­ва ин­гер­ман­ланд­ских фин­нов «Ink­erin Liitto». Ка­ж­дый уча­ст­ник кол­лек­ти­ва, об­ла­дая яр­кой ин­ди­ви­ду­аль­но­стью, вно­сит свой ко­ло­рит в твор­че­ский об­лик ан­самб­ля.

Фото Юрия Трегуба

Тра­ди­ции ко­рен­ных на­ро­дов, из­древ­ле на­се­ляю­щих тер­ри­то­рию со­вре­мен­ной Ле­нин­град­ской об­лас­ти, – во­ди, ижо­ры и ин­гер­ман­ланд­ских фин­нов, не­без­раз­лич­ны ис­пол­ни­те­лям. Их пра­де­ды про­жи­ва­ли на этой зем­ле мно­го-мно­го лет на­зад, по­это­му же­ла­ние воз­ро­дить куль­ту­ру сво­их пред­ков и при­ве­ло к соз­да­нию «Ta­lomerkit». И на­зва­ние ан­самб­ля не слу­чай­но. В ста­ри­ну в ижор­ских, во­дских и фин­ских семь­ях су­ще­ст­во­ва­ли ро­до­вые зна­ки – ta­lomerkit, ко­то­ры­ми по­ме­ча­лись пред­ме­ты бы­та. Ка­ж­дый род имел свои соб­ст­вен­ные тра­ди­ции и, вме­сте с тем, хра­нил обы­чаи все­го на­ро­да.
   Ре­пер­ту­ар ан­самб­ля со­став­ля­ют тра­ди­ци­он­ные об­ря­до­вые пес­ни и тан­цы ин­гер­ман­ланд­ских фин­нов, во­ди, ижор, за­пи­сан­ные ис­сле­до­ва­те­ля­ми XIX–XX вв., а так­же со­вре­мен­ные об­ра­бот­ки му­зы­каль­но-по­эти­че­ско­го фольк­ло­ра фин­но-уг­ров.
    Мо­ло­дой кол­лек­тив  — ак­тив­ный уча­ст­ник фольк­лор­ных фес­ти­ва­лей и кон­кур­сов, не раз ста­но­вив­ший­ся их лау­реа­том.

Мне бы­ло при­ят­но встре­тить­ся с «Ta­lomerkit» как со свои­ми зна­ко­мы­ми, так как мне уже до­ве­лось слы­шать их в этом го­ду на празд­ни­ке «Юхан­нус» (см. «Юхан­нус – празд­ник Иванов день»).

Фото Юрия Трегуба

Бла­го­да­ря та­ким кол­лек­ти­вам, как «Soi­ku­lan lau­lud» и «Ta­lomerkit», му­зы­каль­ная куль­ту­ра ко­рен­ных на­ро­дов на­ше­го края не толь­ко со­хра­ня­ет­ся, но ста­но­вит­ся бли­же и по­нят­нее всем, кто жи­вёт на этой зем­ле и кто ин­те­ре­су­ет­ся фин­но-угор­ским фольк­ло­ром.

А ес­ли празд­ник про­хо­дит на ис­то­ри­че­ском мес­те, то это воз­мож­ность еще раз на­пом­нить о том, че­го нель­зя за­бы­вать и что не долж­но по­вто­рить­ся.
Один мой зна­ко­мый по­том, че­рез не­сколь­ко дней, ска­зал: «А, я знаю, там был празд­ник, день де­рев­ни Чу­хон­ка». Ну что ж, пусть так. Где-то там по­за­ди, еще в XIX ве­ке, по­те­ря­лись 1-я Чу­хон­ская ули­ца, 2-я Чу­хон­ская ули­ца… Но са­мо на­зва­ние ведь про­шло сквозь ве­ка.

P.S. Од­на­ж­ды в пар­ке на по­лу­ост­ро­ве мы за­бре­ли по­даль­ше за ат­трак­цио­ны. Сна­ча­ла по­па­да­лись ка­кие-то пли­ты, уже по­лу­за­сы­пан­ные зем­лёй и по­кры­тые об­ра­зо­вав­шим­ся дер­ном, а по­том и яв­ные руи­ны до­ма. Бы­ло страш­но от од­но­го толь­ко пред­по­ло­же­ния, что это ос­тат­ки де­рев­ни.  

P.S.S. В по­лу­то­ра ки­ло­мет­рах от ле­во­го бе­ре­га Ижо­ры в Кол­пи­но за За­во­дским про­спек­том, тер­ри­то­ри­аль­но от­но­сясь уже к Пуш­кин­ско­му рай­ону, не­сколь­ко лет на­зад поя­вил­ся боль­шой но­вый квар­тал «Но­вая Ижо­ра». Сре­ди про­чих улиц там есть Мок­ко­лов­ская и Лан­ге­лов­ская ули­цы.

Ли­дия КРУ­ШЕ­ВА

Другие части циклаИжорская земля — Inkerinmaa

Часть I. Юханнус — Иванов день

Часть II. Гимн ре­ке. Ин­ке­рей­о­ки!

Часть III. 400 лет Церк­ви Ин­грии

По плану архитектора Ж.-Б. Леблона центром нового города Санкт-Петербурга был Васильевский остров. На красивой и удобной стрелке Васильевского острова планировалось построить научный и культурный центр: Академия наук, Кунсткамера и Библиотека, Двенадцать коллегий и пр. 

По преданию на Васильевском острове Петр I увидел «диковинную сосну». Ветка вырастала из ствола и обратно входила в него наподобие ручки кувшина. Здесь Петр и приказал выстроить здание. Автор каталога и путеводителя по Кунсткамере унтер-библиотекарь Осип Петрович Беляев посвятил этой сосне специальный раздел в своей книге:

«Любопытный отрубок сосныВ сем же отделении Кунст-камеры сохраняется отрубок сосны, длиною в 2 аршина и 4 вершка, а толщиною в отрубе в 6 вершков. Отрубок сей достоин примечания по находящемуся в нем суку толщиною в дебелую человеческую руку, который, выросши из одного места, и нагибаясь полукружием, наконец врос в другое расстоянием на 1 аршин и 10 вершков от своего исходища. Чудесно и непонятно может быть покажется некоторым, как мог таким образом сук, выросши из одного места, врасти опять в другое. Но ежели и в самом человеческом роде бывают уроды, то почто ж того не случиться и в других произведениях природы; в прочем отдаю сие на суждение господам естествоиспытателям, коим таинства и чудеса природы паче, нежели другим, суть ведомы. Мое дело есть объявить, что сия сосна, если верит преданию, росла на самом том месте, где находится ныне Кунст-камера, и где прежде был дремучий сосновый лес; и будто Петр Великий, проходя по случаю сие место, увидел сие любопытное по своему сростку дерево, приказал оное срубить и сказал: “Где нашел я сие любопытное дерево, тут да будет и Кунст-камера построена”. И в самом деле, сей отрубок был первый, как любопытная наипаче по тогдашнему времени вещь, внесен в Кунст-камеру, которой все посещающие ныне Кунст-камеру не столько для уродливости его, сколько для помянутого с ним приключения, рассматривают с любопытством».

В переиздании этой книги в 1800 г. Беляев не только повторил этот же текст, но и среди четырех гравюр, помещенных в издании, привел изображение этого фрагмента сосны вместе с паникадилом из слоновой кости, изготовленным Петром I, видимо как самого раннего экспоната Кунсткамеры.

Справедливости ради следует упомянуть, что в Эрмитаже, куда были переданы экспонаты Кабинета Петра Великого (первый раз в 1848-1849 гг. и окончательно в 1941 г.) также хранятся несколько фрагментов этой же (?) сосны. Но именно ту часть ствола сосны, росшей на месте Кунсткамеры, которая изображена на гравюре в старом путеводителе, можно и сегодня видеть на экспозиции, посвященной истории Кунсткамеры в историческом здании музея.

 Беляев О.П. Кабинет Петра Великаго или Подробное и обстоятельное описание восковаго его величества изображения, военной и гражданской одежды, собственноручных его изделий и прочих достопамятных вещей, лично великому сему монарху принадлежавших, ныне в Санктпетербургской императорской кунст-камере сохраняющихся, с присовокуплением к ним достоверных известий и любопытных сказаний. Часть II. СПб., 1793. С. 133-135.

Г.И.

Полуостров Чухонка

Унферцагт.
Палаты императорской Академии наук, Кунсткамеры и Библиотеки. Таблица I: План императорскаго столичного города Санкт-Петербурга, сочиненный в 1737 году.
1741 г.
Санкт-Петербург.
Гравюра резцом.

Ствол сосны.
XVIII в.

«Любопытный отрубок сосны, которая росла на том самом месте, где ныне стоит Кунсткамера, и которая подала Петру Великому мысль к собранию редкостей»
Беляев О.П. Кабинет Петра Великаго или Подробное и обстоятельное описание восковаго его величества изображения, военной и гражданской одежды, собственноручных его изделий и прочих достопамятных вещей, лично великому сему монарху принадлежавших, ныне в Санктпетербургской императорской кунст-камере сохраняющихся, с присовокуплением к ним достоверных известий и любопытных сказаний. Часть I. СПб., 1800. С. 89.

История создания

Колпинский парк

1910-е годы. Вдали в центре — финская деревня Мокколово.

На полуострове, где позднее расположились аттракционы, рядом с о.Чухонка, с допетровских времен до весны 1942 г. была деревня Мокколово с начальной финской школой. Несколько выше по течению реки располагалась деревня Лангелово. Жители финских деревень составляли единое целое с населением Колпина, они работали на Ижорском заводе и других предприятиях города. Их дети учились в колпинских школах, пели советские песни.

Когда враг приближался к Ленинграду, построенные для его защиты оборонительные сооружения прошли непосредственно по территории Лангелово, а его жители перебрались в дома мокколовцев. В блокадную зиму они, как и все ленинградцы, работали и защищали город, умирали от истощения и бомбежек. А весной 1942 г., получив 24 часа на сборы, они были депортированы как лица «враждебной национальности». Военные, выполнявшие указ Президиума Верховного Совета СССР, уверяли колпинских финнов, что они скоро вернутся, что много брать не следует. В 1948 г. вышел очередной указ – о запрете возвращения депортированных, после чего деревня была срыта, а на ее месте установлены аттракционы.

25 июня 1960 г. на о.Чухонка открылся Парк культуры и отдыха им. 40-летия ВЛКСМ («на Чухонке»). Его строительство началось в 1958 г. и велось прежде всего силами колпинской молодежи. В честь открытия парка состоялся праздник юности. Парк сразу стал любимым местом отдыха колпинцев.

10 декабря 2010 г. Топонимической комиссией Правительства Санкт-Петербурга Парк культуры и отдыха им. 40-летия ВЛКСМ (на о.Чухонка) и Парк пионеров (на полуострове) переименованы в Колпинский парк.

Городской сад

Городской сад

Точная дата официального открытия заводского сада (Городской сад) не установлена. Из наиболее ранних известных карт его обозначение можно увидеть на карте 1902 г.

В 1907 г.

Ремонт парка на острове Чухонка оценен в 156 млн рублей

в саду разместился Летний театр, представлявший собой открытую сцену, на которой ставились драматические, комические и оперные спектакли. Сад работал только в летний сезон, и его открытие, обычно в мае – на праздник Троицы, было торжественным. По выходным и праздникам устраивались разные развлекательные мероприятия: на эстраде небольшой духовой оркестр Саперного батальона играл военную музыку, проводились детские гуляния с демонстрацией фокусов. По сообщениям 1911 г. дважды в неделю (с 5 вечера до полуночи) проводились народные гуляния.

1970 год явился реорганизационным – в целях улучшения условий культурного отдыха населения г.Колпино, Исполнительный Комитет Ленинградского городского Совета депутатов трудящихся принимает решение постановлением № 44 от 26 января 1970 года о создании «Парка культуры и отдыха г.Колпино».

В состав учреждения вошли: парк им. 40-летия ВЛКСМ, парк «Пионеров» и Городской сад.

Впоследствии парк им. 40-летия ВЛКСМ и парк «Пионеров» были переименованы в Колпинский парк.

Парк сегодня

Парк на острове Чухонка.

Структура учреждения осталась неизменной. В Городском саду, колпинцы его еще называют садом тихого отдыха, расположена сцена, где проходят концерты, массовые гуляния в дни государственных праздников и юбилейных дат. На этой сцене неоднократно выступали и выступают известные артисты театра и кино, популярные звезды эстрады.

Колпинский парк – излюбленное место отдыха колпинцев, каждую неделю здесь проводятся развлекательные мероприятия для всей семьи.

На о.Чухонка в летний период работает лодочная станция, а также проводятся различные концерты и музыкальные вечера, осуществляется прокат велосипедов и детских электромобилей.

Спортивная площадка

Кроме того, здесь создана открытая спортивная площадка для взрослых и детей от 7-ми лет и старше. В комплекс вошли антивандальные тренажеры, гимнастические детские комплексы (турники, брусья, рукоходы, шведская стенка) и 2 теннисных стола. По периметру площадки расположились скамейки.

На полуострове круглодично работает парк аттракционов. Также здесь обустроен детский игровой городок «Каравелла» со спортивными элементами для детей от 3-х до 12-ти лет.

В зимнее время на полуострове работает освещенная многоуровневая зимняя горка, осуществляется прокат финских саней, санок-ватрушек и санок-ледянок.

Детские спортивно-игровые площадки открыты в свободном доступе.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *