МЕЧЕТЬ В ГУДЕРМЕСЕ

Власти Чечни разрушат мечеть, построенную Ямадаевыми

Мечеть, построенная в Гудермесе семьей Ямадаевых, находится в аварийном состоянии и представляет серьезную угрозу жизни ее посетителям: комиссия специалистов, осмотрев храм, вынесла заключение о необходимости ее демонтажа, заявил муфтий Чечни Султан-хаджи Мирзаев, комментируя заявление предпринимателя и политика Исы Ямадаева о сносе в Гудермесе мечети, построенной его семьей, по указанию Рамзана Кадырова.

Иса Ямадаев в воскресенье в эфире радиостанции "Эхо Москвы" сказал, что в пятницу мечеть, в которую вложено, самое меньшее, 5 миллионов долларов, закрыли, а с воскресенья начинают сносить. По его мнению, мечеть хотят сносить только из-за того, что она построена в честь убитого в 2003 году Джабраила Ямадаева, брата Исы Ямадаева.

Также в интервью радиостанции Иса Ямадаев вновь утверждает, что бывший командир батальона "Восток" Сулим Ямадаев, об убийстве которого сообщали правоохранительные органы ОАЭ, жив, передает РИА Новости.

Специалисты осмотрели мечеть и вынесли заключение, что здание в любой момент может рухнуть, его невозможно восстановить, несущие балки имеют серьезные повреждения и могут обвалиться. Стены также расшатаны.

"После землетрясения осенью прошлого года мечеть серьезно пострадала.

В Гудермесе открыли мечеть с принятия певца Юлиана в мусульмане

Стены имели глубокие трещины, была угроза обвала крыши и люди боялись туда заходить. В муфтият неоднократно обращались имам этой мечети и местные жители с просьбой восстановить ее", — сказал муфтий.

Он отметил, что о сложившейся ситуации представители муфтията рассказали президенту республики Рамзану Кадырову и он поручил сделать все возможное для того, чтобы отремонтировать храм.

"Кроме того, специалисты говорят, что изначально здание построено без учета всех необходимых технических требований, нет подведенных коммуникаций, канализации, а землетрясение еще более усугубило его состояние и потому строение необходимо демонтировать", — заявил муфтий.

Он подчеркнул, что вопрос, связанный с технической необходимостью демонтажа здания — не предмет для политических спекуляций и заявлений.

"Чеченцы — глубоко верующий народ. У нас за последние годы построены десятки великолепных мечетей, мы строим, а не разрушаем, и ни один истинный мусульманин не допустит, чтобы просто так снесли мечеть, являющуюся святыней", — отметил Мирзаев.

Он говорит, что любой, кто сомневается в заключении специалистов, смогут прислать свою комиссию для осмотра. "Если у кого-то возникли сомнения по поводу вывода специалистов, пусть призывает своих экспертов хоть с Москвы, хоть из-за рубежа и дадут свое заключение", — сказал муфтий.

  

ПИСЬМО НАИБА ТАШЕВ-ХАДЖИ К ШАМИЛЮ

Публикуемое письмо 1 представляет интерес как документ, характеризующий внутреннюю сторону жизни имамата, в частности взаимоотношения Шамиля и его наибов. О личности Ташев-Хаджи 2 известно до сих пор очень немного. О нем приводятся некоторые данные у Н.А. Смирнова 3, с ними перекрещиваются сведения, почерпнутые из донесений русских военных 4. Между тем Ташев-Хаджи является интересным лицом, которого причисляли к соперникам Шамиля в первый период его деятельности (1834-1837). Однако прямых свидетельств о нем как о сопернике пока нет. Возможно, что настоящий (публикуемый) документ прольет какой-то свет в этом отношении.

Ташев-Хаджи впервые выступил против русских в 1835 г. Опубликованные в АКАК два письма, одно — от Шамиля к Ташев-Хаджи и др. 5, другое — от Ташев-Хаджи и Шамиля к обществу Кенака 6 (оба датированы 1836 г.) — говорят о том, что уже в 1836 г. Шамиль и Ташев-Хаджи действовали вместе, по-видимому на равных началах, кстати Ташев-Хаджи в письме № 609 назван имамом. Но уже в марте-апреле 1253/1837 г. Ташев-Хаджи выступал как подчиненный Шамиля. Такой вывод делает Н.А. Смирнов, приводя один эпизод, описанный в “Хронике” Тахира ал-Карахи. При осаде русскими селения Тилик по адресу попытавшегося ослушаться Ташев-Хаджи Шамилем были сказаны следующие слова: “Если он выйдет отсюда без моего разрешения, то я обязательно пущу пулю в середину его спины” 7. Однако вскоре после 1837 г. Шамиль разделил Чечню на четыре округа, и в одном из них (Аухе и его окрестностях) был назначен наибом “прямоидущий мухаджир Ташав ал-Индири” 8.

Наше письмо говорит о том, что между Шамилем и Ташев-Хаджи были какие-то трения уже после того, как он был назначен наибом: то ли Ташев-Хаджи проштрафился в чем-то перед Шамилем, то ли Шамиль сместил его с поста наиба, все еще опасаясь его как конкурента.

Документ не датирован. Но если исходить из даты назначения Ташев-Хаджи наибом, то самой ранней границей для его датировки является 1837 год. Однако в нашем распоряжении имеется еще одно письмо Ташев-Хаджи, важное для датировки публикуемого документа. В нем Ташев-Хаджи обращается за помощью к Галбацу и одновременно предостерегает его от лжи и клеветы Байсулава. Видимо, отправитель письма имеет здесь в виду события 1840 г., связанные с захватом русскими Чиркея. Тогда Шамиль обращался за помощью ко всем наибам, но войска Андаля отступили перед русскими по приказу наиба Галбаца и Байсулава ал-Анди. За это Галбац по повелению Шамиля был смешен с наибства, а в октябре 1840 г. был убит Байсулав, хлопотавший перед Шамилем о возвращении Галбацу наибства 9. Следовательно, упоминаемое письмо к Галбацу было написано не позже октября 1840 г. и, судя по письму, Ташев-Хаджи в это время еще был наибом Шамиля. Итак, речь о возвращении наибства могла идти не ранее октября 1840 г.

Есть еще один документ, подтверждающий правомерность нашего рассуждения. В “Предписании генерала от инфантерии Головина ген.-адъют. Граббе о мерах борьбы с Шамилем” от 17 августа 1840 г. сообщается “об отбытии Шамиля из шамхальских владений, которое произошло если не от ссоры его с Ташев-Хаджи, как доносят ген.-л. Галафеев и г.-м. Клюки фон Клугенау, то это должно отнести к принятой им системе действий” 10.

Какова дальнейшая судьба этого наиба, был ли ему ответ от Шамиля, нам неизвестно. Однако русские источники, в частности рапорт ген.-м. Клюки фон Клугенау от 18 января 1843 г., называют среди наибов Шамиля и Ташев-Хаджи 11. Следовательно, конфликт между Шамилем и его наибом Ташев-Хаджи имел место и был разрешен в промежутке между октябрем 1840 г. и январем 1843 г.

Документ интересен и для эмоциональной характеристики его автора. Лаконичный, но выразительный стиль письма рисует человека трезвой логики, большой выдержки, не лишенного чувства справедливости. Документ написан с полным сознанием собственного достоинства и одновременно проникнут уважением к Шамилю.

Письмо написано на листе желтоватой бумаги размером 17 x 9,5 см, черными чернилами, типичным кавказским почерком насх. Не датировано. На обороте листа — овальная печать с легендой “Хаджи-Ташав абду-ху” – “Хаджи Ташав, раб его (Аллаха)”.

ТЕКСТ

От Хаджи-Ташева к величайшему имаму, славнейшей опоре, благороднейшему из имамов по благочестию и познаниям, совершеннейшему из людей его времени по разумению и пониманию, я имею в виду Шамиля, да спасет /его/ Аллах от коварства обманщиков, /да будет/ мир над тобой всегда и непременно. Аминь.

А затем. О брат мой, сообщи, что за причина, неоднократно побуждающая /тебя/ к изменению слова и к переменчивости, которая опирается на причинение обид и нарушение договоренности. А ведь это не свойственно людям почтенным. И я прошу тебя ради Аллаха и ради уважения носителей откровения 19, чтобы ты дал мне прежнее наибство, учитывая приятельские времена и помня дни /взаимной/ помощи и поразмыслив над временами бед. И ты не причиняй мне вреда, внемля словам нынешних клеветников и прислушиваясь к переменчивым /речам/ оголтелых безбожников, дабы не осталось между мной и тобой тяжбы перед господом милостивым /в Судный день/. Ведь я требую себе главенства после /истечения/ своего срока, а люди требуют его до своего времени: и подлинно, то, что до срока, — то запретно, а после срока — обычай, подкрепленный поясом /благоразумия/ для установления истины от Аллаха, потому что это обычай Сулеймана и установление Дауда по внушению господа вселюбящего. Так ради Аллаха я прибегаю к тебе, о брат мой, с просьбой не притеснять меня из-за сплетен и пересудов. И мир.

А если ты не дашь наибства, то оставь меня там, где я есть, с теми, кто в моем дворе, и позволь /мне/ наказать тех, кто оскорбил меня побоями и отобрал /мое/ имущество.

Комментарии

1. Документ находится в личном владении автора.

2. В “Хронике о дагестанских войнах в эпоху Шамиля” Мух. Тахира ал-Карахи его имя дано в форме Хаджи-Ташав ал-Индири.

3. Н. А. Смирнов, Мюридизм на Кавказе, М., 1963, стр. 61-63.

4. “Движение горцев Северо-Восточного Кавказа в 20-50-е годы XIX века. Сб. документов”. Под ред. Г. А. Даниялова, Махачкала, 1959, стр. 137, 139, 140, 143, 146, 153-156, 190-192, 247, 256, 258, 266, 268, 281, 293, 371, 388, 407.

5. “Акты, собранные Кавказской Археографической комиссией”, т. 8, № 507.

6. Там же, № 609.

7. Мух. Тахир ал-Карахи, Хроника о дагестанских войнах в эпоху Шамиля. Пер. A. M. Барабанова. Под ред. И. Ю. Крачковского, М.-Л., 1941, стр.

Мечети в Гудермесе присвоено имя спецназовца

8. Там же, стр. 87-88.

9. Там же, стр. 135-136.

10. “Движение горцев…”, стр. 268.

19. Т.е. Корана.

(пер. Р. Ш. Шарафутдиновой)
Текст воспроизведен по изданию: Письмо наиба Ташев-ходжи к Шамилю // Письменные памятники Востока. 1972. М. Наука. 1977

© текст — Шарафутдинова Р. Ш. 1977
© сетевая версия — Тhietmar. 2005
© OCR — Карпов А. 2005
© дизайн — Войтехович А. 2001 
© Письменные памятники Востока. 1977

МРО ИСЛАМСКАЯ МЕЧЕТЬ Г.ГУДЕРМЕС, г. Гудермес

МЕСТНАЯ РЕЛИГИОЗНАЯ ОРГАНИЗАЦИЯ ИСЛАМСКАЯ МЕЧЕТЬ Г.ГУДЕРМЕС ГУДЕРМЕССКОГО РАЙОНА ЧЕЧЕНСКОЙ РЕСПУБЛИКИ, 366900, ЧЕЧЕНСКАЯ Республика, г. ГУДЕРМЕС, ул. КАДЫРОВА, д. 41

Деятельность компанииАдрес и телефоныЮридическая информацияСоседние организации

Деятельность общественных объединений → Деятельность прочих общественных объединений → Деятельность религиозных организаций

Адрес и телефоны компании "МРО ИСЛАМСКАЯ МЕЧЕТЬ Г.ГУДЕРМЕС"

Регион Чеченская республика
Место регистрации г. Гудермес
Адрес 366900, ЧЕЧЕНСКАЯ Республика, г. ГУДЕРМЕС, ул. КАДЫРОВА, д. 41
Телефоны не указаны
Факсы не указаны
Электронная почта не указана
Скайп не указан

Реквизиты и юридическая информация

ОГРН 1082000000554
ОКПО 87454014
ОКАТО 96404000000
Владелец Нет достоверных данных
Количество сотрудников Нет достоверных данных

Организации рядом с МРО ИСЛАМСКАЯ МЕЧЕТЬ Г.ГУДЕРМЕС

ОО ФЕДЕРАЦИЯ УШУ "ДРАКОН"
Деятельность прочих общественных объединений
366900, ЧЕЧЕНСКАЯ Республика*, г. ГУДЕРМЕС, пр-т ТЕРЕШКОВОЙ, д. 24, кв. 16

МБОУ "ВСОШ Г.ГУДЕРМЕСА" ГУДЕРМЕССКОГО МУНИЦИПАЛЬНО
Среднее (полное) общее образование
366900, ЧЕЧЕНСКАЯ Республика*, г. ГУДЕРМЕС, пр-т А. КАДЫРОВА, д. 14

"АЛМАЗ +", ООО
Деятельность агентов по оптовой торговле лесоматериалами и строительными материалами
366900, ЧЕЧЕНСКАЯ Республика*, г. ГУДЕРМЕС, пр-т А. КАДЫРОВА, д. 40

"НЕФТЕХИМ-ИНВЕСТ", ООО
Хранение и складирование нефти и продуктов ее переработки
366900, ЧЕЧЕНСКАЯ Республика*, г. ГУДЕРМЕС, ул. КИРОВА, 10А

ФИРМА ТЕРЕК (ООО)
Строительство
366900, ЧЕЧЕНСКАЯ Республика, г. ГУДЕРМЕС, ул. СТАХАНОВА, д. 43

НОВАЯ ЖИЗНЬ, ООО
Разведение крупного рогатого скота
366900, ЧЕЧЕНСКАЯ Республика, г. ГУДЕРМЕС, ул. ДАГЕСТАНСКАЯ, д. 41

777, ООО
Исследование конъюнктуры рынка
366900, ЧЕЧЕНСКАЯ Республика, г. ГУДЕРМЕС, ул. БЕЛОРЕЧЕНСКАЯ, д. 34, кв. 61

ФЛ ЗАО "СЛУЖБА ДОСТАВКИ" ПО ГУДЕРМЕССКОМУ РАЙОНУ
Почтовая и курьерская деятельность
366900, ЧЕЧЕНСКАЯ Республика*, г. ГУДЕРМЕС, ул.

Муфтий Чечни: мечеть, построенная Ямадаевыми, находится в аварийном состоянии

ЛЕНИНА, д. 22

ПРЕД ООО СО "ПОДДЕРЖКА-ГАРАНТ"
Страхование жизни и накопление
366900, ЧЕЧЕНСКАЯ Республика*, г. ГУДЕРМЕС

ФАГУС, ООО
Предоставление услуг, связанных с производством сельскохозяйственных культур
366900, ЧЕЧЕНСКАЯ Республика, г. ГУДЕРМЕС, ул. ОКТЯБРЬСКАЯ, д. 40

ТОРГОВЫЙ ЦЕНТР "ГУМС", ООО
Прочая розничная торговля в специализированных магазинах
366900, ЧЕЧЕНСКАЯ Республика*, г. ГУДЕРМЕС, ул. ШКОЛЬНАЯ, д. 20

СТРОЙИНТЕГРАЛ, ООО
Подготовка строительного участка
366900, ЧЕЧЕНСКАЯ Республика, г. ГУДЕРМЕС, ул. А. ШЕРИПОВА, д. 5

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *