МЕЧЕТЬ КУЛ ШАРИФ

Трагические события 16 века

После длительной обороны, которая длилась ровно 41 день, второго октября 1552 года русское войско ворвалось в Казань. Историки называют эту оборону героической, так как огромному 150-тысячному московскому войску под предводительством Ивана Грозного противостояло не более 30 тысяч воинов и конница. Глава духовенства и царь Казани на протяжении всего боя продолжали вдохновлять и воодушевлять казанцев, никто не думал даже о сдаче Казани. В то время в Казани правил Едигер-Хан. Но новейшие технические вооружения Ивана Грозного жестоко пробились в горящий город.

Во Время обороны Казани сеид Кул Шариф был главным руководителем. Его ученики оказывали упорное сопротивление, но после штурма все они героически погибли. Погиб и сам Кул Шариф. Мечеть была разрушена и сожжена. Прекрасная многоминаретная мечеть Казани больше не возвышалась на холме.

Пожар охватил весь город. Многобашенная мечеть, у стен которой отчаянно защищались и оборонялись казанцы под предводительством сеида Кул-Шарифа, почти полностью сгорела. Последняя схватка погубила всех защитников города. Перед царем Иваном Грозным предстал поверженный город. Он с удивлением осматривал красивейшие дворцы, которые смогли уцелеть, и укрепление города. Царь праздновал победу и в честь этого, приказал построить памятный храм.

Достопримечательности

В Москве возродили красивейший собор Василия Блаженного с девятью башнями. А центральная мечеть Казани была почти полностью разрушена. После взятия города, Казань имела печальный вид. Все защитники погибли, город почти полностью сгорел. Столице ханства лежала в руинах, пожары не прекращались.


Легендарная мечеть Казанского ханства
Мечеть Кул Шариф в наши дни

Намного позже татарский философ, ученый и просветитель Ш. Марджани провел исследование, в котором он выяснил, что в Кремле когда-то находилась соборная мечеть, а во главе ее стоял сеид Шарифкол. Шарифкол пользовался уважением и почетом среди религиозных деятелей. Это был не только ученый, но и поэт. Четыреста лет назад великолепная и изящная мечеть украшала Казань. Библиотека мечети была богата, а красота — неописуема. В своем исследовании Марджани также отметил, что мечеть являлась центром развития наук и религиозного просвещения всего Среднего Поволжья 16 века. Назвали мечеть в честь имама сеида Кул Шарифа.

Восстановление мечети Кул-Шариф

В те годы, когда демократия была развернута во всей своей красе, общественность стала поднимать вопрос о том, чтобы восстановить знаменитую мечеть Кул Шариф. Татарский народ веками мечтал об этом, и вот, наконец, президент Республики Татарстан пошел им навстречу. М.Ш. Шаймиев осенью 1995 года решил подписать Указ о воссоздании мечети. Зимой был объявлен конкурс, в котором был выбран самый лучший проект по возрождению мечети Кул-Шариф. Место для постройки здания было определено там, где раньше располагалось Юнкерское училище. Здесь торжественно заложили памятный знак, а весной 1996 года конкурс был завершен. Летом президент России Борис Ельцин посетил это место, где должна была строиться новая мечеть, и даже пообещал выделить на строительство некоторое количество денег. И с тех пор народ живет представлениями о легендарном образе мечети и ее руководителе, Кул Шарифе.

Новая мечеть – это не просто самая главная мечеть Казани и одна из крупнейших мечетей Европы. Кул-Шариф является символом Казани и Татарстана, является притягательным центром для всех татар мира, одним из национальных образов. В памяти народа еще сохранено воспоминание о той главной мечети, которая когда-то оборонялась, и в итоге сгорела дотла. Архитекторы восстанавливали конструкцию комплекса, представляя себе всю красоту и величие храма, пытаясь возвратить его в родную культуру. Основная идея реконструкции лежала в архитектуре, и имела большое историческое значение. Ведь это главная мечеть Татарстана и всего татарского народа, который возродил свою государственность. Еще одна идея была заложена в реконструкции. Это память о защитниках отечества. Такую же роль, например, играют собор Василия Блаженного, который находится в Москве, и мечеть Мухаммеда-Али, которая располагается в Каире. Оба эти здания появились в переломный период стран. Они символичны и имеют нетрадиционные формы, архитектура – уникальна. Этими качествами обладает и новая Соборная мечеть Казани. Недаром эта мечеть находится в Списке всемирного наследия ЮНЕСКО.

Символичность мечети Кул-Шариф

Самым главным символом является место, которое выбрали для постройки новой мечети. Эта территория была выбрана с помощью опроса экспертов. Двор бывшего Юнкерского училища, казалось бы, подсказал сам Всевышний. Впоследствии оказалось, что мечеть каким-то непонятным образом обошла все многочисленные геологические провалы, разломы и оползни, которыми изобилует остальная часть Кремля. Комплекс ориентирован на Мекку с самой высокой точностью. Проект четырех архитекторов не зря победил. Училище, казарма и воинский плац символизируют многовековую военную силу, которая вытеснила татар. И именно здесь теперь построен культовый комплекс, который олицетворяет смену разных эпох.

Художественный образ целого комплекса имеет заложенные в себе смысловые элементы, которые приблизили архитектуру мечети именно к татарским традициям. Композиция в основе та же, но здесь символически отразилась легенда о трагической судьбе мечети Кул-Шариф. Архитекторы также ввели дополнительные башни, приблизив тем самым мечеть к легендарному образу. А купол имеет форму, которая ассоциируется с образом короны ханов Казани. Президент республики Татарстан неоднократно говорил о мечети Кул-Шариф, как о символе возрождения.

Хронология строительства мечети Кул-Шариф

1990-е Общественность Татарстана поднимает вопрос о реконструкции мечети.1995 — Осень. Президент республики Татарстан издает указ о воссоздании Кул-Шарифа на территории Кремля Казани.1995 — Зима. Для воссоздания мечети был объявлен конкурс среди архитекторов, которые должны были представить лучший проект.1996 — Зима. Для строительства была выбрана территория бывшего Юнкерского училища. Этой зимой был торжественно заложен памятный знак.1996 — Весна. Конкурс среди архитекторов завершен, определены победители.

Мечети Казани

Казань, «третья столица России» – крупный культурный центр РФ. Это город, где мирно и спокойно сосуществуют две мировые религии – ислам и христианство. Здесь имеется множество старинных и современных мечетей, красивых, изящных, величественных. Они завораживают и восхищают. Итак, мы расскажем о мечетях города Казани.

Мечеть Кул-Шариф в Казани

На территории Казанского Кремля расположена главная мечеть Казани – Кул-Шариф. Это современное здание, строительство которого производилось с 1995 года по 2005 год, имеет древние корни. Известно, что до 1552 года на его месте находилась мечеть столицы Казанского ханства, разрушенная армией Ивана Грозного. Архитектура Кул-Шарифа впитала традиции исламского зодчества, присущего татарам. Вокруг купола в форме казанской шапки-короны простираются четыре основных минарета высотой 58 м.

Голубая мечеть в Казани

Так называемая Голубая мечеть была основана в начале XIX века на средства местного купца Ахмета Аитова-Заманова. Выстроена она в классическом стиле, а само название было дано благодаря цвету стен. Интересно, что при СССР минарет у мечети был снесен, а здание использовалось в качестве жилого фонда. В 1993 году сооружение снова стало исполнять религиозное предназначение.

Азимовская мечеть в Казани

Среди мечетей Казани Азимовская впечатляет своей красотой. Выстроенная из кирпича, мечеть оформлена в стиле эклектики с восточно-мавританским направлением, что, в частности, просматривается в витражах здания.

Мечеть Марджани в Казани

Сооруженная в 1766-1770 гг., мечеть Марджани более двухсот лет являлась центром татаро-мусульманской духовности Татарстана. Построено здание в татарском средневековом архитектурном стиле с элементами барокко. Из крыши двухэтажного сооружения ввысь устремляется трехъярусный минарет.

Закабанная мечеть в Казани

Мечеть была возведена в честь 1000-летия принятия ислама в Среднем Поволжье в 1924-1926 годах по личному разрешению Сталина. Этот памятник татарско-исламского зодчества являет собой стиль романтического модерна с вкраплениями восточно-мусульманских мотивов.

Мечеть Медина в Казани

Эта современная мечеть была построена в 1997 году в лучших традициях деревянного зодчества татар. Особенностью здания является минарет с восьмигранными балконами.

Бурнаевская мечеть в Казани

В архитектуре мечетей Казани выделяется Бурнаевская мечеть, здание которой представляет собой органичное сочетание элементов русской, традиционной татарской и восточно-мусульманской архитектуры со стилем эклектики.

Султановская мечеть в Казани

Гордо возвышается трехъярусный минарет Султановской мечети, строительство которой было завершено в 1872 году. Это один из пяти ордынских минаретов, существующих в мире.

Мечеть Кул-Шариф

Мечеть Кул-Шариф

Мечеть Кул-Шариф в Казани входит в музейно-архитектурный ансамбль Казанского Кремля, и в его составе является историческим наследием Татарстана и РФ. В 21 веке мечеть занесена во Всемирный список культурного наследия ЮНЕСКО, охраняется государством как архитектурный памятник.

Символ Татарстана

Казанский Кул Шариф является действующим религиозным центром, куда во время исламских великих праздников съезжаются тысячи паломников. Она вмещает до 1500 верующих внутри здания и еще свыше 10 тысяч на площади перед ней. Архитектурный ансамбль является не просто молельным зданием, а культовым сооружением, состоящим из самой мечети, комнаты имама, помещения для свадебных обрядов и знаменитого музея исламской религии.

Музей в главной мечети Казани

Он был открыт в феврале 2006 года на цокольном этаже Кул Шариф. Мечеть историю имеет очень богатую. Здесь есть два просторных зала общей площадью 50 кв.м., что позволяет организаторам устраивать различные передвижные выставки, размещать ценные экспозиции, проводить просветительскую, образовательную, научную и исследовательскую работы. Большинство экспонатов открыты для всеобщего доступа, независимо от вероисповедания посетителей. Но правила поведения в культовом учреждении предусматривают соответствующие одежды для женщин, тихую речь и некоторые другие требования, с которыми вас ознакомит экскурсовод перед посещением культового сооружения.

В музее хранятся издания Корана на многих языках мира. Это уникальное собрание, единственное в мире. Вы сможет ознакомиться с каждым из них. В первом зале вас ждет рассказ об истории пророков и возникновения ислама, знакомство с древними артефактами и макетом Каабы.

Во втором зале можно узнать историю создания, разрушения и нового рождения самой мечети. Здесь размещены портреты известных живописцев с изображениями видных мусульманских деятелей разных столетий, а так же хранится главная музейная ценность — Книга Марджани.

Архитектурные особенности исторического ансамбля

Современная Мечеть Кул Шариф в Казанском Кремле является максимально приближенной копией первого строения, созданного сеидом Кул Шарифом. Мечеть была разрушена в 16 веке Иваном Грозным, а новый облик обрела лишь в 2005 году. Строительство длилось 9 лет по совместному проекту целой группы авторов.

Для выбора плана строительства были приглашены для участия в конкурсном отборе ведущие архитекторы страны.

Мечеть Кул Шариф

В результате проект включил в себя лучшие идеи многих представленных работ, на основании чего была создана архитектурная группа на базе Татинвестгражданпроекта.

Здание Кул-Шарифа в разрезе представляют собой символ "благословение Аллаха" в виде двух пересекающихся квадрата под углом 45 градусов. Стены — это 8 арок с мраморным покрытием, на котором высечены аяты из Корана и орнаменты. Окна застеклены цветным витражом, а купольное пространство покрыто кровлей с восьмилотковым строением.

Что интересно гостям города

При посещении Казанского Кремля рекомендуется обзорная экскурсия по мечети с посещением музея Ислама и других залов, куда разрешен вход и мужчинам, и женщинам. Здание мечети можно фотографировать снаружи.

Чтобы по-настоящему насладиться изысканным зрелищем, подробно изучить все красоты и посетить другие интересные достопримечательности города, можно снять двухкомнатную квартиру на сутки или компактную однушку. И с комфортом остановиться в благоустроенном жилье на любое время.

Интересные факты о мечети Кул-Шариф

1. Кул-Шариф это не одно здание, а целый комплекс, состоящий из трех частей: мечеть, памятный камень и административное здание. Общая площадь участка, который занимает мечеть, равна 19 тыс. кв. м. Весь комплекс Кул-Шариф занимает 18946,8 кв. метра.
2. Мечеть была открыта 24 июня, в 2005 году, как раз к 1000-летнему юбилею Казани. Это был наиболее крупный объект, построенный к юбилею города.
3. Высота каждого основного минарета достигает около 57 метров. Центральный купол мечети имеет высоту в 39 метров, его диаметр достигает – 17,5 метров, а основание всей мечети – 22х22 метра.
4. На момент открытия мечеть была объявлена как самая крупная мечеть в Европе, однако, на самом деле она не являлась таковой ни по одному показателю.
5. В главном зале мечети хранятся книги, в которых вписаны фамилии людей, пожертвовавших денежные средства на строительство мечети. В этом же зале находятся подарочные издания Корана на многих языках мира.
6. Мечеть строилась около 9 лет. Строительство началось в 1996 году, а закончилось в 2005.
7. Мечеть была построена по выигравшему в конкурсе проекту авторской группы архитекторов фирмы «Татинвестгражданпроект». Над проектом работали следующие архитекторы: А.В.Головин, А.И.Исхаков, И.Ф.Сайфуллин, А.Х.Саттаров, М.В.Сафронов, С.П.Шакуров. Проектирование интерьеров длилось с 1998 по 2001 год. Проекты были отправлены из Ливана, Турции, Финляндии, из России. Но победили в итоге казанские архитекторы.
8. Мечеть может вмещать в себя около 1500 человек, а на площади могут разместиться до 10000 человек.
9. Архитектура мечети воссоздает разрушенную много веков назад соборную мечеть аль-Кабир (13 век), которая находилась в городе Булгар. Аль-Кабир являлась символом поволжского ислама.
10. Здание мечети имеет 5 этажей. Вестибюль главного входа располагается недалеко от помещений имама, молельного зала и балкона-галереи для женщин. Цокольный этаж образует стилобат здания, в нем запроектированы женский распределительный вестибюль, помещения для омовений, гардеробы и Музей ислама.
11. Музей ислама, который находится в мечети Кул-Шариф, был открыт 21 февраля 2006 года. Экспозиция музея занимает 2 зала общей площадью 566 м2 .
12. Купол мечети напоминает шапку-корону, «Казанскую шапку». Такие шапки раньше носили казанские ханы. По этому же принципу были спроектированы купола не менее знаменитого собора Василия Блаженного в Москве, который был построен в честь взятия Казани.
13. Потолок в мечети оформляли художники из Художественного Фонда Республики Татарстан.

Казань мусульманская: 11 символов мечети Кул Шариф

Рисунки, выполненные на холстах, впоследствии были подняты на потолок.

14. Все осветительные приборы, в том числе и огромная люстра, которая висит под куполом (вес люстры — 2,5 тонны), изготовлены в Чехии (это то самое знаменитое чешское стекло) по эскизам татарских художников. При ее изготовлении использовано цветное стекло и хрусталь, некоторые лепестки позолочены.
15. Все двери мечети сделаны в Казани из краснодарского дуба. А для внутренней облицовки был использован мрамор, который доставили из Челябинской области. 16. Один из стендов Музея ислама посвящен пяти столпам ислама:

  • Вера в Аллаха и что Мухаммад его посланник.
  • Совершать пять раз в день молитву (намаз).
  • Пост в течение месяца Рамазан.
  • Закят.
  • Хадж — паломничество в Мекку.
17. Территорию для будущей мечети выбирали 86 экспертов и специалистов в разных областях знаний. Место выбрано очень удачно, здесь не было обнаружено никаких геологических проблемных зон. Для точного определения направления мечети ан Мекку архитекторы обратились за помощью к астрономам Казанского государственного университета. 18. На куполе внутри мечети арабской вязью начертана сура Корана "Ихлас", а на стенах повторены все 99 имен Аллаха, на шамаилях перечислены имена пророков.
19. Мечеть названа в честь легендарного Кул Шарифа. Это реально существоваший в 16-ом веке человек, один из героев татарского народа

Рассказать друзьям

Главная страницаО мечетиОбряды в Кул-ШарифеНовости, статьи, фотоГостевая книгаКонтакты

Кул Шариф – воин, поэт, политический и религиозный деятель

О том, что Кул Шариф реально существовал во времена Казанского ханства можно узнать из множества исторических источников. Много сведений также сохранилось в памяти народа, великий философ и мыслитель Шигабутдин Марджани также проводил исследования и собирал исторические сведения. Следуя этим данным, можно смело говорить о том, что Кул Шариф на момент падения ханства являлся главой духовенства мусульман, а также верховным сеидом. Сами татары считали его великим героем и «амиром» (с арабского это слово переводится как «руководитель»).

Сеид Кул Шариф

Потомки пророка Мухаммада (мир ему и благословение Аллаха), которые были в родовой линии, уходящей к его внуку Хусейну, у мусульман называются сеидами. Кул Шариф также был сеидом, его род возводился к Мухаммаду. То есть Кул Шариф – прямой потомок пророка Мухаммеда (мир ему и благословение Аллаха).

История и особенности мечети Кул Шариф в Казанском Кремле?

Современные историки недавно обнаружили и опубликовали генеалогию сеидов Шакуловых, которые были из Касимовского ханства. Литературовед М.И.Ахметзянов показал таким образом, что данная геология действительно восходит к Мухаммаду и Хусейну. Вследствие этого, Кул Шарифа причислили к сеидам.

В 15-16 веках каждое отдельное татарское ханство имело по нескoлько сеидов, и только один из них мог быть верховным. Он так и назывался – великий сеид. Судя по данным из истории, которые до нас дошли, можно полагать, что Кул Шариф, так же как и Кул Мухаммад, был крымским сеидом. Кул Шариф некоторое время проживал с сеидом Мансуром в Астраханском ханстве. Мансур был предположительно его отцом. Литературовед Ахметзянов в свое время выдвинул гипотезу, что Кул Шариф является автором сочинений «Зафернаме-и вилайет-и Казан» (1550 г.), стихотворений «Шариф Хаджитархани» и «Кул Шариф». И действительно, после того, как Кул Шариф стал главным сеидом, в русских источниках продолжали упоминать о том, что Шариф является муллой. Из всех сочинений и стихотворений было замечено, что автор очень образован, он обладал знаниями в астрономии, знал татарскую и русскую историю, интересовался государственными делами. Первое его произведение «Зафернаме-и вилайет-и Казан» можно назвать прозой, здесь довольно много поэзии.

Страшное время Кул Шарифа

Кул Шариф жил в те времена, когда Казанское ханство было в трагической ситуации, приближающейся к гибели. Поэт потрясающе описал трагедию своего народа в своей прозе «Зафернаме-и вилайет-и Казан». О Казани он говорил, что ей неоткуда ждать поддержки, никто не помогает. Только правительство Тенгри и помощь ангелов вдохновляли ее. Кул Шариф рассказывает о тяжелой ситуации всего города, о том, что сложно было обеспечить безопасность всего государства, о том, что им пришлось подписать соглашение с немусульманами. Ради благополучия народа в 1550 году Казань заключала договор с Москвой о взаимопомощи и взаимопонимании. После заключения этого договора, каждая сторона еще не раз отправляла своих послов для урегулирования конфликта.

Но в следующем году русские войска нарушают мир и вступают в бой, летом они уже обступают всю Казань. Тогда для народа Кул Шарифа начались тяжелые времена. Казанцы отправляют русским воеводам послания о мире, чтобы те утихомирили свой гнев. Эти данные до нас дошли из Патриаршей летописи. С такими требованиями к Шах Али и русским главным воеводам отправлялись мулла Кул Шариф с тюменским князем Бибарсом Растовым. Таким образом, они выполняли волю своего народа. Это видно по грамоте, которую казанцы тогда отправили Ивану Грозному. Однако послы долгое время не соглашались идти на уступки. Это следует из летописи 1551 года. Тогда завоеватели решили пригрозить, если татары не примут решение русских воевод, то придется брать их силой. И лишь после этих угроз, послы согласились и приняли условия, поставленные Москвой.

Нужно отметить, что в принятии такого решения личной вины у Кул Шарифа и Бибарса не было. Они лишь выполняли государственный долг, так как являлись дипломатами того времени.

Из прозы "Зафернаме-и вилайет-и Казан"

Убийство Кул Шарифа

Кул Шариф погиб во время взятия русскими Казани в 1552 году. Философ и историк Марджани, изучив народные предания, говорит о том, что Кул Шариф и его последователи, которые объединились в некое военное подразделение, погибли героически. Ученики Шарифа были молодыми студентами, они оборонялись отступая.

Кул Шариф, их предводитель, по словам Марджани, поднялся на крышу мечети, где его и убили, и упал вниз. Вот так трагически погибла выдающаяся личность всей эпохи Казанского ханства Кул Шариф.

Именно в честь сеида Кул Шарифа была названа впоследствии одна из крупнейших мечетей в Европе, с её историей вы можете ознакомиться здесь

Рассказать друзьям

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *