МАВЗОЛЕЙ АРЫСТАН БАБА

Священные места Казахстана

Мавзолей Арыстан баб

Памятник архитектуры начала ХХ века.

Мавзолей был возведен над могилой известного религиозного мистика Арыстан баба, жившего в XII веке. Первая постройка мавзолея относится к XIV-XV вв. От нее сохранились резные деревянные колонны айвана. В XVIII веке на месте древнего мазара, разрушенного землетрясением, было построено двух купольное сооружение с айваном, опирающимся на две резные деревянные колонны. Здание XVIII века разрушилось и в 1909 году было отстроено заново, о чем гласит надпись на одном из картушей фриза. В 1971 году из-за высокого уровня грунтовых вод, приведших ее к аварийному состоянию, мечеть была снесена и отстроена заново. Здание построено из жженого кирпича на алебастровом растворе, в лицевой кладке стен.
В настоящее время мавзолей является одной из мусульманских святынь Центральной Азии и является местом паломничества.
По легенде, Арыстан баб был сподвижникам пророка Мухаммада. Однажды пророк Мухаммад и его сподвижники сидели и ели хурму. Один из плодов все время выпадал из блюда, и пророк услышал откровение: «Эта хурма предназначена для мусульманина Ахмеда, который родится на 400 лет позже Вас». Пророк спросил у своих сподвижников, кто передаст эту хурму будущему хозяину. Никто не вызвался. Пророк повторил свой вопрос, и тогда Арыстан баб ответил: «Если Вы у Аллаха выпросите 400 лет жизни, то я передам хурму». Согласно народным преданием и письменным источникам («Рисолаи Сарем-Исфижоб» и книга Куприлозада), Арыстан баб через 400 лет стал наставником Ходжи Ахмеда Яссави и действительно передал ему хурму.
В настоящее время над могилой Арыстан баба стоит мавзолей площадью 30х13 м. По историческим данным, этот мавзолей в XII-XVIII веках несколько раз был перестроен и отреставрирован.
Мавзолей Кожи Ахмеда Яссауи — великого святого и проповедника суфизма, родившегося в 1103 и умершего в 1166 году. У мусульман Кажа Ахмед Яссауи почитается вторым после Мухаммеда пророком. (Туркестан)
Мавзолей Арыстан-баба — место захоронения учителя Кожи Ахмеда Яссауи. По преданию, умирая, пророк Мухаммед передал Арыстан-бабу свои четки-аманат, а тот вручил их 11-летнему мальчику — будущему Коже Ахмеду Яссауи. Близ мавзолея Арыстан-баба находится колодец с очень соленой водой, которая обладает исцеляющими свойствами (с.Сайрам)

— Могила Ибрагима-аты — отца Кожи Ахмеда Яссауи (Сайрам)
— Могила Карашаш-аны — матери Кожи Ахмеда Яссауи (Сайрам)
— Могила Гаухар-аны — дочери Кожи Ахмеда Яссауи (Туркестан)
— Могила Али Хаджи — зятя Кожи Ахмеда Яссауи (Туркестан)
— Мечеть Баб-Араб — по своей значимости для мусульман город Туркестан называют второй меккой, а посещение этих мест приравнивается к малому хаджу.
— Домалак-ана — Анар-ана — два священных камня, пройти между которыми может только праведный человек.
— Колодец Гайып берген — глубина колодца — 40 метров. Набрать целебную воду могут только люди с чистой душой. Удается это немногим, у большинства людей либо ведро разбивается, либо вода расплескивается. Эти два испытания паломники обычно проходят, возвращаясь из Туркестана после посещения святых мест. Это как бы проверка, насколько очистил свою душу человек и насколько бог услышал его молитвы.
— Мавзолей Айши-биби — место, особо почитаемое бесплодными женщинами, которые просят даровать им детей и крепкую семью.
— Место захоронения Райымбека — посещение этого места обеспечивает удачную дорогу и успех в делах.
— Скит и место захоронения иеромонахов Серафима и Феогноста, растрелянных в 1921 году, святых-новомученников земли Казахстанской, заступников и покровителей города Алматы. Здесь находится мужской монастырь. Молитва к святым заступникам возвращает здоровье, дает удачу, оберегает от порчи и злодеяний.
— Монахово ущелье, где замуровали себя в пещере и взорвали преследуемые красноармейцами православные монахи.
— Могила ребе Леви Ицхока Шнеерсона, умершего в казахстанской ссылке проповедника иудаизма и знатока Торы, отца Любавичского ребе Менахема Мендла Шнеерсона. На могилу приезжают евреи из разных стран помолиться и оставить свои письма-просьбы.
— Мавзолей Козы-Корпеш и Баян-Сулу, где влюбленные просят покровительства, а одинокие — спутника жизни.
— Мироточащие иконы Христа Спасителя, которые недавно явили христианам свое чудо. (Каратау)
— Место захоронения Команкожа-баба и двух его сподвижников — "У кого не было сына — он давал сына, у кого не было дочери — он давал дочь". Постоянный хранитель мазара кладет в специальные ниши священные книги, дает кусочки освященной ткани для тумаров. (п.Айдарлы, восточнее Караганды)
— Мазар святого Кулболды-баба — пыль со стен мазара считается целебной. Ее разводят в воде и пьют, особенно помогает от детских болезней. (п.Ширкейли)
— Подземная мечеть Бекет-Ата, вырубленная в скале. Паломники, ночующие возле этой пещеры, видят пророческие сны, которые подсказывают человеку выход из критических ситуаций. (Бейнеу, Мангистауская область)
— Астанайский Богородице "Взыскание погибших" женский монастырь, где служат молебен для поиска без вести пропавших. (Астана)
— Могила отца Севатиана, монаха из Оптиной пустыни, сосланного в Карлаг и основавшего в Караганде первую церковь Рождества Богородицы. Причисленный к лику казахстанских новомученников отец Севастиан дает молящимся силы бороться даже с самыми тяжелыми болезнями.
— Гора Белуха — место, где собираются последователи Рериха.
— Аркаим — древний зороастрийский город-храм, представляющий из себя круг из 12 знаков Зодиака. Летом сюда съезжаются последователи зороастризма и представители разных религий и учений для контакта с высшим разумом.

Мавзолей Арыстан-Баб

Мавзолей Арыстан-Баб . Святой Арыстан-Баб был легендарной личностью. Предание называет его учителем и наставником Х.А.Яссави. Поэтому по пути к мавзолею Х.А.Яссави паломники также считают долгом отдать дань почитаемому в народе святому. Арыстан-Баб похоронен в ХІІ веке. Вероятно, тогда же был сооружен его мавзолей. Сохранившееся здание строилось в начале ХХ века. В первом помещении установлено надгробие Арыстан-Баба, во втором – надгробия его учеников и последователей Хермет-Азыра, Карга-Баба, Лашын-Баба.

Мавзолей Ходжа Ахмета Яссави

Город Туркестан – первая столица Казахского ханства. Древнее название города – Яссы. Яссы стал центром округа, главным торговым пунктом на Великом шелковым пути. Особую известность приобрел в начале ХІІ века, когда поселился Х.А.Яссави. После его смерти над могилой был сооружен мазар, который сразу же приобрел статус “святого места”. В ХІV веке эмир Тимур в честь победы над Золотой Ордой сооружает над могилой поэта грандиозную ханаку, сохранившуюся в первоизданном виде в течение 6 столетий.
Вокруг Мавзолея Х.А.Яссави со временем сложился целый некрополь, состоящий из мавзолеев Рабиги Султан-Бегим ( ХV в, разобран во 2-ой половине ХІХ в.

Священные места Казахстана

и восстановлен в 1980 г.) и хана Есима (ХVІІ в.), мавзолея Безымянного и др. захоронений. Сохранился ряд сооружений, связанных с суфийскими ритуалами и культом Яссави, такие ,как чилляхана(ХV в.), подземный хильвет (ХІІ-ХІХ вв.), восточная баня (ХVІ-ХІХ вв.).

h2. Мавзолей Ибрагим – ата.

Этот мавзолей, расположен на северо-восточной части Сайрама, воздвигнут над могилой духовного правителя шейха Ибрагим – отца Ахмеда Яссави. Прежнее сооружение (Х11-Х1У вв.), не выдержав испытание временем, обвалилось. Мавзолей был восстановлен Х1Х веке. В народе ходили легенды о святости этого человека и необыкновенном даре провидца. В музее Сайрама хранятся рукописи, свидетельствующие о благородном происхождении и родословной.

Мавзолей Карашаш-ана.

Этот исторический памятник, возвышающийся в центре Сайрама, относится к Х1Х в. Впервые мавзолей был воздвигнут в Х111 в. над могилой Карашаш-ана – матери Ахмеда Яссави. Настоящее имя Карашаш-ана – Айша-биби, она была дочерью известного в Сайраме шейха Мусы. Карашаш-ана была одной из просвещенных, благовоспитанных и грамотных женщин своей эпохи. Карашаш-ана почитают тюрки всего мира. Ее отожествляют с идеалом материнства.

Мавзолей Айша-Биби

В 18 км от Тараза, в небольшой рощице на холме расположен другой крупный религиозный памятник – мавзолей Айша-Биби (XI-XII вв.). В настоящее время он взят на учет ЮНЕСКО. Мавзолей облицован различными терракотовыми плитками и может быть сравним лишь с таким миром шедевром древнего зодчества, как мавзолей Исмаила Самани в Бухаре. Мавзолей Айша-Биби, пожалуй, единственный в Центральной Азии памятник, целиком облицованный резной терракотой с богатейшей орнаментовкой в виде плиток, карнизов, изразцов, стилизованных надписей. В декоре мавзолея богатый и разнообразный композиционно соединенные орнаменты в виде геометрических рисунков, состоящих из переплетений многоугольников, крестов, звезд, а также растительных мотивов в виде стеблей с цветами. Капители и колонный из терракотовых блоков покрытый тончайшими рисунками, представляющими богатейшие собрания мотивов народного орнамента.
Мавзолей Айша-Биби является своего рода музеем-хранилищем орнаментальных сокровищ прошлого центрально-азиатских тюркских народов. В настоящее время от этого замечательного памятника сохранилась лишь западная стена, а от остальных стен – только не большие фрагменты. На одной из угловых башен мавзолея видны обрывки строк из древнего двустишия: «Осень… тучи. Земля прекрасная…».
До наших дней сохранилась лишь часть западной стены мавзолея. В настоящее время полностью мавзолей отреставрирован. Территория благоустроена. Мавзолей является одним из интереснейших и уникальных памятников архитектуры Караханидской эпохи, не имеющим аналогов в архитектурно-строительной культуре Казахстана и средней Азии.
Отличается великолепием декоративного оформления фасадов, сплошной облицовкой из терракотовых плит различной формы и орнамента более 60 разновидностей. Плитки крепятся путем защемления в кладке стены удлиненных элементов румп «хвостов». На колонках частично сохранился эпиграфический пояс.
Памятник неизменно вызывает интерес туристов не только своей необычной архитектурой, но и историческими легендами, рассказывающими о любви восточной красавицы Айши и отважного воина Карахана. Айша считается дочерью известного восточного мудреца Зенги баба.
Согласно легенде Айша скончалась от укуса змеи во время поездки к своему возлюбленному Карахану.

Мавзолей Бабаджа Хатун

Находится рядом с мавзолеем Айша биби. Также является архитектурным памятникам ХІ-ХІІ вв.
Мавзолей отличается простотой и изяществом форм, благодаря чему сохранился до нашего времени. Последние реставрационные работы были проведены в 2002 году.
В архитектурном плане интерес представляет шатровое перекрытие мавзолея совершенно не традиционное для нашего региона. Эпиграфический фриз на портале мавзолея донес до нас имя женщины, погребенной в нем.
Согласно легенде она была няней Айши. Сопровождала ее во время трагической поездки. После смерти Айши поддерживала огонь на могиле своей любимой воспитанницы.
Оба мавзолея являются не только архитектурными объектами, но и местом паломничества, так считаются святыми местами в мусульманском мире.

Бронировать:
+7(727)2721210, 2509144, 2502334,
WhatsApp:
+77019262444
+77759210737
info@kondor-tour.kz

Мавзолей Арыстанбаба

Мавзоле́й Арыстанба́ба (каз. Арыстанбаб кесенеcі)— мавзолей на могиле учителя и духовного наставника Ходжи Ахмеда Ясави религиозного мистика и проповедника Арыстанбаба. Мавзолей расположен в 150 километрах города Шымкента, недалеко от городища Отрар и села Шаульдер Отрарского района Южно-Казахстанской области.

Мавзолей Арыстан баба

Памятник архитектуры. Одно из главных мест поклонения мусульман региона. С 1982 года мавзолей Арыстан-Баба находится под охраной государства.

  • 1 История строительства
  • 2 Современный мавзолей
  • 3 Реликвии
  • 4 Примечания

История строительства

Согласно преданиям, Арыстанбаб умер и похоронен в окрестностях Отрара в XIIвеке. Вероятно, тогда же был сооружен его мавзолей, о котором нет достоверных сведений.

Доподлинно неизвестно что стало с мавзолеем после отрарской катастрофы, когда войска Джучи после семимесячной осады полностью уничтожили близрасположенный крупный город Отрар вместе со всем его населением.

В XIVвеке по приказу Тимура на месте разрушавшегося здания было возведено новое сооружение.

Но и оно не дошло до наших дней.

Первая известная перестройка мавзолея относится к XIV—XVвекам. От этой постройки сохранились резные деревянные колонны айвана.

В XVIIIвеке на месте древнего мазара, разрушенного землетрясением, было построено двухкупольное сооружение с айваном, опирающимся на две резные деревянные колонны.

Здание XVIIIвека разрушилось и в 1909 году было отстроено заново, о чём гласит надпись на одном из картушей фриза.

В 1971году из-за высокого уровня грунтовых вод, приведших её к аварийному состоянию, мечеть была снесена и отстроена заново на средства местного населения.

Современный мавзолей

Мавзолей Арыстанбаба на памятной почтовой марке, посвящённой 1500-летию Туркестана

Мавзолей представляет собой усыпальницу и поминальную мечеть и является местом паломничества мусульман.

В настоящее время над могилой Арыстанбаба стоит мавзолей площадью 35×12м, сложен из жжённого кирпича на алебастровом растворе в лицевой кладке стен. Протяжённый главный фасад фланкирован двумя минаретами и украшен фигурной кирпичной кладкой. Сохранившееся здание строилось в первое десятилетие XXвека, оно является многокамерным комплексом поперечно-осевой композиции. Сооружение состоит из двух частей— двухкамерной усыпальницы (гурханы) и поминальной мечети, объединенных большим сводчатым коридором. Гурхана́ перекрыта двумя одинаковыми высокими сфероконическими куполами. В первом её помещении установлено огромное надгробие Арыстанбаба, во втором— помещены надгробия его учеников и последователей Хермет-Азыра, Карга-Баба, Лашын-Баба. Различные элементы сооружения поэтапно пристраивались к первоначальным помещениям, впоследствии гурхана и поминальная мечеть были объединены общей фронтальной стеной главного фасада с глубоким портальным помещением в центре, перекрытым стрельчатым сводом.

Портал отмечается как наиболее выразительный элемент архитектуры мавзолея, примечательно, что он не похож на типичный для Средней Азии пештак с арочной нишей в прямоугольном обрамлении, а выполнен в новой для этих мест архитектурной форме на основе декоративных элементов, заимствованных из европейского и русского зодчества XIX века.

Легенды Арыстанбаба

Придорожная надпись в Сайраме (на узбекском) «Здесь на этом ханском мосту Арыстанбаб передал святому тюркского народа Хазрет Султану аманат пророка хурму»

Как говорится в легенде, по распоряжению Тамерлана над могилой Ходжа Ахмеда Ясави началось строительство мечети (1338—1405). Все попытки возвести стены терпели неудачу, сильная буря сносила их, по другой версии появление зелёного быка который все разрушал. Явившийся во сне Тимуру святой сказал, что сначала нужно построить мавзолей над могилой святого Арыстан-Баба, а затем над могилой Ходжи Ахмеда Ясави. Что Тимур и сделал. Поэтому паломники первым посещают мавзолей учителя Арыстан-Баба, а потом мавзолей Ходжи Ахмеда Ясави.

Реликвии

  • Сохранилась пара резных деревянных колонн, которые исследователи относят ко второму периоду строительства этого мавзолея (XIV—XVвв.).
  • В мавзолее под стеклом представлен Коран— великолепный образец средневекового каллиграфического искусства.

Примечания

  1. 123 Мавзолей Арыстан-баба. Исторические архитектурные памятники Казахстана
  2. Мавзолей Арыстан-Баб (XII век)
  3. UNESCO.МАВЗОЛЕЙ АРЫСТАНБАБ
  4. Мавзолей Арыстанбаб в Казахстане
  5. АРЫСТАН-БАБА МАВЗОЛЕЙ
  6. Мавзолей Арыстанбаб в Казахстане
  7. Южно-Казахстанская область: Мавзолей Ходжа Ахмета Яссауи, XIV век

Мавзолей Арыстанбаба Информацию О


Мавзолей Арыстанбаба
Мавзолей Арыстанбаба
Мавзолей Арыстанбаба Вы просматриваете субъект
Мавзолей Арыстанбаба что, Мавзолей Арыстанбаба кто, Мавзолей Арыстанбаба описание

There are excerpts from wikipedia on this article and video

Легенды степей Казахстана. Арыстан Баба

Елена Филонова

     Основоположником тюркской ветви суфизма, духовным наставником всех мусульман Востока, прозванный в народе «Святейшим Султаном», считается Ходжа Ахмет Яссауи. Он почитается вторым после Муххамеда пророком , но сам Ходжа Ахмет был продолжателем традиций учения  великого Арыстан Баба* —  сахаба (сподвижника)  Мухаммеда. Поучительно то, что  у казахского народа в основу воспитания детей закладывают уважение и почитание старших, принятие их мудрости всем сердцем. Считается, что человеку невозможно обрести ни счастья, ни любви, ни благополучия, ни успеха, не имея от них благословения:  своих родителей, учителей, духовных наставников и т. д. «Начните искренне уважать старших — увидите как изменится ваша жизнь»  — гласит одна из казахских мудростей. Полагают, что это направление в воспитании имеет свои истоки: так Ходжа Ахмет Яссауи почитал своего учителя Арыстан Баба. До сей поры свой путь паломники начинают от мавзолея  легендарного сподвижника Муххамеда: «Ночуй у Арыстан Баба, проси у Ходжи Ахмета…» 

     Много легенд сохранилось до наших времен об этих людях. Некоторые из них передам и на этих страницах.

     Однажды, незадолго до смерти Пророк Муххамед со своими учениками ел хурму. И один из плодов постоянно выпадал из блюда. «Почему это проиходит, Учитель?» — спросили ученики у Муххамеда. И ответил им Пророк: «Падает плод этот потому, что предназначен он для мусульманина Ахмета, который родится через 400 лет после вас. Кто из вас возьмется передать ему этот плод?» Все промолчали, ведь знали — не дано никому прожить на земле столь долгий срок. Но нарушил тишину один из любимейших учеников  Пророка — Арыстын Баба: «Я берусь передать хурму, мой Учитель! Я буду каждый день молить Всевышнего, чтобы дал он мне прожить его, пока я не встречу Ходжа Ахмета и не передам ему Твой аманат*!»  Удалился Пророк Муххамед на беседу к Всевышнему, и получив Его согласие, отдал на хранение хурму Арыстын Бабу…

     Долгих 400 лет странствовал по Миру Арыстан Баб. Много добрых дел совершил за это время, много людей обратил он к Всевышнему: по преданиям, Арыстан Баба ата познал 33 духовных учения, прежде чем остановился на Исламе. И, однажды на дороге, повстречался ему мальчик и обратился к нему: «Уважаемый аксакал! Будьте добры, отдайте мне, пожалуйста, мой аманат!» И понял великий Арыстан Баба, что дождался он встречи, которую предсказал ему Пророк Муххамед, передал он косточку Ходжа Ахмету, и стал ему наставником…

     Другая легенда связывает имена этих святых старцев уже после их смерти.
По распоряжению правителя и знаменитого полководца средневековья Тамерлана, который хоть и был очень жесток к своему народу, но впервые сумел противостоять полчищам Чингиз-Хана (остановил Золотую Орду), над могилой великого лекаря, ученого, мистика Ходжа Ахмета Яссауи стали строить мавзолей.

Но никак не удавалось людям его закончить: налетал ураган  и разрушал возводимые стены. И так было несколько раз, пока не явился во сне Тамерлану дух святого старца с белой бородой и возвестил, что сначала нужно построить мавзолей над могилой Арыстан Баба — наставника Ходжа Ахмета, и лишь потом продолжать строить прежнюю усыпальницу. И прислушался Тамерлан к совету.

АРЫСТАН-БАБА МАВЗОЛЕЙ

И возвел он два мавзолея — обоим великим святым старцам…

     С той поры так и повелось: все, кто хочет поклониться Ходжа Ахмету Яссауи, начинают свой путь паломника отсюда: ночуют у мазара его наставника — Арыстан Баба.  Ходит поверье, что тем, кому необходима помощь святого, кто нуждается в его защите, он является во сне в образе тигра. Считается большой удачей увидеть Дух Арыстан Баба в своем сновидении.
     Мазар был несколько раз разрушен, но возводился вновь и вновь. Здесь захоронены и многие последователи его великого учения, здесь под стеклом хранится древний Коран.  Считается большим благом отдать им дань уважения и поклониться святыням.  Паломники по очереди заходят в мавзолей, читают молитву и получают благословение. 
     Затем направляются к правому углу мавзолея — там находится узкая келья, где помещается лишь один человек. Когда заходишь в нее возникает ощущение необыкновенного покоя и трепета: запрокинешь голову — и видишь небо (келья напоминает длинный узкий колодец, крыши над ним нет). Прикасаешься к камням и загадываешь одно, самое заветное свое желание. И чувствуешь: все-все твои слова услышаны, все твои слезы — осушены, страхи и печали — ушли,  а Душа — словно очищена от всего наносного и ненужного, а вместо этого наполнена до краев Светом и тишиною…

     Рядышком с мавзолеем колодец со святою (в народе ее зовут здесь «живая-мертвая») водою. На вкус она горько-соленая, но верят люди, что приносит она исцеление телу физическому, а тело тонкое, духовное очищает и защищает от темных сущностей. Недалеко расположена белокаменная мечеть с вызолоченными куполами, где некоторые люди стараются переночевать. Спать в ней нельзя, нужно истово молиться и просить Божьей помощи всю ночь, а наутро уже можно отправляться дальше — навстречу Ходжа Ахмету Яссауи в Туркестан, и уже оттуда, получив благословение, продолжать свое паломничество…

Продолжение следует…

* сахаба — сподвижник
* баба — наставник, народный проповедник, миссионер
* аманат — святыня, переданная на хранение

© Copyright: Елена Филонова, 2017
Свидетельство о публикации №117022604161

Список читателей / Версия для печати / Разместить анонс / Заявить о нарушении

Другие произведения автора Елена Филонова

Рецензии

Написать рецензию

Читаю, Леночка, и узнаю много нового и интересного, спасибо!
С теплом души.

Роза Горбачёва 2   26.02.2017 14:51     Заявить о нарушении

+ добавить замечания

Спасибо, Розочка! Спасибо, Милая!
Все еще продолжаю заниматься своими исследованиями и приводить в порядок записки)))
Как закончу — обязательно нанесу своим близким ответные визиты!

Обнимаю! С теплышком!

Елена Филонова   27.02.2017 14:50   Заявить о нарушении

+ добавить замечания

Написать рецензию     Написать личное сообщение     Другие произведения автора Елена Филонова

«Арыстан» (Лев) — специальное подразделение Комитета Национальной Безопасности республики Казахстан

"Арыстан"…- спецподразделение КНБ Казахстана по борьбе с терроризмом. В переводе с казахского:"Лев". Наиболее профессионально подготовленное и технически оснащенное спецподразделение республики. Оснащено по последнему слову техники: в 2000-2001 гг. для отряда были приобретены современное снаряжение у лучших западных фирм — кевларовые шлемы и бронежилеты, стоимостью по 10-18 тысяч долларов за комплект, снайперские винтовки Zig-Zauer, средства связи, саперная роботизированная техника. Всего было выделено для перевооружения и переоснащения свыше полутора миллионов долларов. Подразделение комплектуется только из числа офицеров. В общей сложности в его составе до 100 бойцов. Основная база «Арыстана» находится в Астане, как столице государства и месте расположения центрального аппарата КНБ. Кроме этого у спецподразделения имеются два штатных филиала: в Алматы – на месте изначального базирования, в Актау (бывший Шевченко) на Каспии – для обеспечения безопасности на нефтепромыслах. В составе последнего создано подразделение боевых пловцов, первая реальная обкатка которого прошла в 2005 г. во время учений СНГ «Юг-Антитеррор-2005» на Каспии. В рамках АТЦ СНГ и РАТС ШОС «Арыстан» и АТЦ КНБ регулярно участвуют в проводимых международных ежегодных учениях.

Свою историю Служба"Арыстан"ведет с 1990 года, когда в Алма-Ате согласно приказу Председателя КГБ СССР № 0031 от 3 марта 1990 было образовано 14-е отделение Группы"А"7-го управления КГБ СССР. В зону ответственности этого регионального подразделения в то время входили Туркмения, Таджикистан, Узбекистан, Казахстан, Киргизия, Омская, Томская, Новосибирская области и Алтайский край. Созданное спецподразделение не сразу стало боеспособным. Фактическое формирование было закончено в октябре 1990 г., алма-атинскую «Альфу» возглавил переведенный с поста командира аналогичного отделения в Хабаровске сотрудник КГБ Виктор Николаевич Зорькин. Практически до самого конца 1991 г. и распада СССР казахстанская «Альфа» занималась боевой подготовкой и несла боевое дежурство: никаких серьезных происшествий и соответственно спецопераций на ее долю в этот период не выпало. Однако происходили некоторые организационные изменения. Боевой состав группы пополнялся, и 14-е отделение было преобразовано в 12-ю, а затем 6-ю группу Группы «А». После августовских событий 1991 г. Группа «А» из КГБ была передана в непосредственное подчинение Президента СССР М.С. Горбачева и вошла в состав Управления охраны при Аппарате Президента СССР. Соответственно алма-атинское подразделение «А» также перешло в подчинение Управления охраны. 13 января 1992 г.

Мавзолей Арыстан баб

на базе алма-атинского подразделения «А» Нурсултаном Назарбаевым создается непосредственно подчиненный ему Отдел «А», ставший фактически первым официальным воинским формированием Казахстана после обретения государственного суверенитета. В апреле 1993 г. Подразделение «А» из состава Службы охраны Президента перешло в подчинение Комитета национальной безопасности (КНБ), а 11 июня 1994 г. было преобразовано в Службу «Арыстан» («Лев») в составе КНБ. «Арыстан» полностью поглотил имевшиеся до того в центральном аппарате КНБ боевые антитеррористические группы. Виктор Зорькин практически сразу после независимости переехал в Россию, где и продолжил службу. Однако в 1991– 1992 гг. в Казахстане работал попавший в опалу после «августовского путча» Виктор Федорович Карпухин – генерал-майор КГБ, Герой Советского Союза, имевший боевой опыт и опыт подготовки спецподразделений, бывший командир союзной «Альфы». Это единственное штатное спецподразделение КНБ Казахстана по борьбе с терроризмом. В ведении"Арыстана": обеспечение безопасности объектов повышенной экологической и радиационной опасности, захват террористов и вооруженных преступников, пресечение действий торговцев оружием, наркотиками. «Арыстан» является единственным, на правах самостоятельного органа Комитета национальной безопасности, подразделением специального назначения, обладающим соответствующей технологией, специальным вооружением, оснащением и техническими средствами, деятельность которого непосредственно направлена на борьбу с вооруженным терроризмом, связанным с захватом заложников. Служба «Арыстан» — это мобильное подразделение быстрого реагирования и основной принцип его применения — проведение специальных операций по локализации террористических проявлений на всей территории республики, осуществляемых спецподразделением со своих операционных баз.

Первые специалисты готовились под руководством профессионалов из группы «А» КГБ СССР, затем направлялись для закрепления полученных навыков на курсы усовершенствования офицерского состава антитеррористических подразделений – в г. Москву. В дальнейшем наиболее подготовленные сотрудники спецподразделения прошли обучение в учебных центрах ЦРУ и ФБР на территории Соединенных Штатов Америки.

В 1996-1997 годах, специалисты Службы «Арыстан» побывали в ведущих антитеррористических подразделениях Российской Федерации («Альфа», «Вымпел»), Германии («GSG-9»), Израиля («Ямам»), Великобритании («SAS»), где ознакомились с методикой обучения и подготовки специалистов и технологией проведения спецопераций.
Прикрепленный файл(ы):
0(33.33kb)

Дневник Cunak

Все дневники

В мусульманских странах до сих пор ходят легенды, что основатель ислама Мухаммед, незадолго до своей кончины передал своей дочери Фатиме хурму со словами, что плод этот должен быть отдан святому по имени Ахмед, который обязательно появится на Востоке.

В 632 году, умирая, пророк обратился к народу с призывом найти преемника, способного принять у него символ ислама – аманат. Говорят, откликнулся Арстан — баба из рода шейхов, ведущий свою родословную от Хазрета-Али, зятя и сподвижника самого Мухаммеда.

Приняв аманат, он продолжил дело основателя ислама и поиски святого по имени Ахмед. С этой целью он обошел чайные плантации Хоросана, пески Каракумов и пирамиды Египта.

Однажды Арстан — баба, утолив жажду зеленым чаем у придорожной чайханы в Туранской долине, направился в сторону г. Испиджаб. Он шел целый день и к вечеру увидел башню на городской стене и сарбазы. Был конец лета, стояла сухая жара. У ворот он заметил юношу, внимательно читающего книгу.

Отрар, или Арыстан-баб. В засохшем оазисе.

Подойдя ближе, Арстан- баба увидел, что юноша изучает коран, открытый на 26 суре, любимой суре пророка.

Арстан — баба пристально посмотрел на мальчика, а тот в свою очередь на старца. Юноша был словно оглушен чем-то, будто вспышка молнии осветила его память и остановила время…Видно, правда, в ту минуту замерли тысячелетия. Вечность остановилась на мгновение. И это одинаково прочувствовали юноша с открытым ртом и седовласый старец. Арстан- баба вздрогнул, словно бы очнувшись, медленно подошел к Ахмеду и со словами : «Шукр Алла» вложил ему в рот плод хурмы.

С тех пор Ахмед и старец стали неразлучны, часто размышляли о сути и порядке вещей, сидя на холме у городской стены. Но, исполнив волю пророка, Арстан — баба умер. Его смерть сильно потрясла Ахмеда, он тосковал, на богатых восточных базарах часто вглядывался в лица людей, пытаясь найти среди них наставника.

Жажда знаний привела его в Бухару, к знаменитому шейху средневековья ходже Юсуфу Хамадани. Город покорил юношу своим великолепием: широкие мощеные улицы – свободно проедут две арбы, красивая мечеть. Ахмед любил гулять в квартале ремесленников – рабаде, где жизнь не прекращалась ни на минуту, а также в райском уголке Бухары – в роще Д.Мулийан, где журчат ручьи, с утра до позднего вечера поют соловьи и куда не проникает летняя жара. Как рассказывал ему смотритель рощи, сюда по вечерам приходил великий поэт Рудаки, автор полутора миллиона касыдов, и вдохновенно воспевал родной край, разум, доблесть, прадивость и чистую человеческую любовь.

Ахмед Яссауи старательно учился и после окончания медресе возглавляет Бухарскую суфийскую общину.

Суфизм – это поиск истины, склонность к глубоким размышлениям, аскетизм в жизни, интенсивная психологическая практика, способность к пешим странствиям и веротерпимости.

Суфии обычно знают несколько языков, знакомы с философскими направлениями.

Большинство известных нам суфиев, например, Хусейн аль Халледж, Дококу, Абу Газали – поэты, философы, музыканты и астрономы.

Сам Ахмед Яссауибыл крупным поэтом, философом, его знали современники во многих странах как святого и спешили к нему за благословением.

Он мог бы стать богатым и преуспевающим человеком, но оставался, по – прежнему, верным своему учению. Ахмед вел неприхотливый образ жизни: питался бобами и водой, проповедовал Яссы. В своем произведении «Диуан и хикмат», написанном на кипчакском диалекте тюркского языка, 72 поэмах просветления дервиша он учит своих учеников добру и справедливости, честности и терпеливости, презрению к незаконно нажитому богатству. Люди внимательно слушали его редкие проповеди, заучивали хадисы наизусть, записывали и передавали следующим поколениям.

Пророк Мухаммед, которого ходжа Ахмед Яссауи считал своим наставником, покинул этот мир в возрасте 63 лет. Достигнув такого же возраста, ходжа Ахмед Яссауи поселился в подземной келье, начав держать траур по учителю, дав обет не выходить на белый свет.

Вместо двери в келье было отверстие в человеческий рост. Пламя коптилок освещает разделенное помещение, несколько блоков. Слева готовили еду для странников и обездоленных, справа размещалась китапхана. Далее комнаты для учеников, молебная комната суфия…

Жизнь в келье начиналась рано. Сначала – намаз. После завтрака занятия с учениками. Вот поднимается с места его любимый ученик Баграми и цитирует его хадис, написанный накануне: «Возьми от бога только то, что тебе крайне нужно» и завершает словами: «Мы есть Бог».

«Жить надо в согласии со своей совестью, -не спеша замечает учитель и продолжает. – Без неё невозможно слияние с Богом»!

Ученики быстро записывают редкие слова святого:

«Не плюй в колодец, из которого пьешь»,

«Не наступай на хлеб»,

«К дому подходи шагом»,

«В юрте не занимай место выше, чем старший по возрасту»,

«При разговоре с человеком не поворачивайся к нему спиной».

Богослужение проводилось в келье по пятницам. Ученики хором распевали стихи из его «Диуан и Хикмат» — и их голоса слышны далеко – далеко…

Только глубокой ночью суфий выходит на поверхность, где кипит жизнь, чтобы подышать свежим воздухом и размять тело гимнастическими упражнениями. В это время ученики меняют масло в коптилке, заворачивают в рулон написанную в этот день главу «Диуан и Хикмат».

Сон ненадолго смыкает глаза учителя. Он видит Испиджаб, где родился, экзотических животных странствия и паломничество – Бухара, Самрканд, Исфаган, Горган, Хамадан, Багдад, Мекка…Память возвращает его в Бухарское медресе, к урокам шейха Хамадани, а вот он уже сам имам в Бухарской мечети с проповедями, в Яссы среди тюрков, только – только принявших ислам от арабов…

Ходжа Ахмед Яссауи прожил 85 лет, из них 22 года — под землей. Однажды под утро вспыхнул ослепительный свет в келье, а в памяти суфия пронеслись отец Ибрагим, мама Карашаш, урючное дерево рядом с домом, шейх Арстан- баба…

Он почувствовал, что окончательно освободился от страх и забот существования…

//Зеркало. 2001. Август/сентябрь.

Дата публикования: 2014-11-02; Прочитано: 160 | Нарушение авторского права страницы

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *