МАВЗОЛЕЙ АЛАША ХАНА

Мазар построен народными мастерами в XI-XII вв.в честь Алаша Хана. Его имя напрямую связано с появлением трех жузов казахского народа. Один из знаменитых мавзолеев Казахстана расположен в долине реки Каракенгир, недалеко от деревни Малшыбай, в Улытауском районе Карагандинской области. В этногенезе народа, в первой половине IXи X вв., когда казахи еще не назывались казахами, они именовали себя народом Алаш.

Мавзолей Алаша-хана

Алаша (Алаш) хан, по легенде, является прародителем шести основных племен. Человеком, объединившим воинственные тюркские племена, великим воином, прекрасным политиком, справедливым судьей, правителем государства. В формировании национального сознания образ Алашахана играет роль прародителя.

Мазар построен народными мастерами в XI-XII вв.в честь Алаша Хана. Его имя напрямую связано с появлением трех жузов казахского народа. Один из знаменитых мавзолеев Казахстана расположен в долине реки Каракенгир, недалеко от деревни Малшыбай, в Улытауском районе Карагандинской области. В этногенезе народа, в первой половине IXи X вв., когда казахи еще не назывались казахами, они именовали себя народом Алаш.

Алаша (Алаш) хан, по легенде, является прародителем шести основных племен. Человеком, объединившим воинственные тюркские племена, великим воином, прекрасным политиком, справедливым судьей, правителем государства. В формировании национального сознания образ Алашахана играет роль прародителя.

Рашид ад-Дин и Абельгази утверждают, что место жительства Алашихана — центральная часть Дешт-и Кыпчака. По сказаниям, записанным Ч. Валихановым, у туркестанского хана Красный Арслан преждевременно родился сын, которого он, как ни старался, не смог полюбить,потомуи назвал Алаша. Повзрослев, молодой человек сумел за короткое время собрать вокруг себя единомышленников и завоевалавторитету простого народа. Алаша был талантливым, умным человеком, его возвышали на ковре ханом. Он почитался как деятель, объединивший племена кочевых тюрков и создавший первое государство Алаш (казахское государство).

«Шесть алашей» –шесть племен, последовавших за шестью сыновьями Огуза. После распада Золотой Орды «алаш» стал лозунгом объединения кочевых казахов. Известный историк Ж.Артыкбаев в книге «Материалы к истории правящего дома казахов» сравнивает многочисленные легенды об Алаша хане и находит более полным вариант М.Купеева:«До Алашахана казахи не были единым народом и государством, и другие народы не признавали их в таком качестве. Выбрав пегого мальчика правителем, они произносили его имя во время войн как девиз — боевой клич. У них был уговор двигаться на врага с этим девизом, а тех, кто не произнесет его, будь он даже родным отцом, убивать, как яростного врага. С тех далеких времен остались слова: «Когда Алаш стал Алашем, когда стал ханом Aлаш, когда нашим домом стала деревянная юрта, когда нашим девизом стало имя Алаша, тогда стали мы казахами, детьми трех жузов».

В мифопоэтической среде он является человеком, который находится на переднем крае самого важного события для всей нации в целом. В священном Улытау есть место, имеющее огромное значение для становления казахского государства. Там находятся мавзолеи Алаша Хана, Джучи Хана, Домбайл, Дузен и мавзолей Эрдена. Есть информация, что мавзолей Алаша Хана является пантеоном, где захоронены знаменитые ханы и правители того времени — Эдиге, Тохтамыш, Эжен, Хакназар и Тауекел.

Мавзолей Алаша хана – единственный из средневековых мавзолеев, архитектурное подражание которому стало в центрально-казахстанских степях традицией, глубоко укоренившейся в строительстве мавзолеев казахской знати XIX – начала XX вв. Известен даже пример прямого копирования – мавзолей Дузена Сандыбаева, построенный в 60–х годах XIX в. По преданию, его строитель Сералы Еламанулы ежедневно ездил на лошади к мавзолею Алаша-хана, чтобы изучать устройство и расположение его конструкций.

Галерея

Полезные ссылки

Страница в разработке

Древние памятники Центрального Казахстана.

«Тот, кто приобрел богатство через грех и радуется, то эта его радость — хуже несчастья»

Из книги Авеста.

Туры на археологические памятники Улытау.

Мавзолей Алаша хана, находится на левом берегу реки Кара-Кенгир, в 90 км к северо-востоку то Жезказгана, на правом берегу реки Каракенгир (Карагандинская область). Усыпальница воздвигнута в первой половине XIII века. Мавзолей, созданный из хорошего обожженного квадратного кирпича, имеет портально–купольную структуру. Мавзолей выложен из жженого кирпича, внешняя клад­ка имитирует ковер с узорами алаи.
По народному пре­данию, Алаша хан был справедливым правителем, храб­рым и смелым предводителем казахских племен. В плане мавзолей Алаша-хана имеет форму прямоугольника размерами 9,73 × 11,9 м, высота 10 м. Для оформления оконных проёмов и дверей было использовано дерево.
В центре главного фасада имеется двухстворчатая дверь, за которой размещена глубокая двухарочная ниша, обрамлённая несколько углублённой двухцветной полосой и украшенная фигурными кирпичами. С двух сторон фасада установлены шестигранные колонны, каждая из которых опирается на три полушария, из которых два — целые, а третье служит основанием колонны.
Этот стиль очень редко встречается в архитектуре Средней Азии. В мавзолей ведёт дверь высотой 2 метра, шириной 1,2 метра. Стены мавзолея укреплены восемью подпорами. Внешний купол опирался на звездчатый 16-гранный барабан редкой формы и был облицован плитками с бирюзовой поливой. Таким же плитами было заполнено П- образное обрамление арочной нише на портале.
Мавзолей Алашахана, сложенный из темно-красного обожженного кирпича стоит на возвышенном увале на правом берегу реки Кара-Кенгир. В глубине сооружения, под навесом завораживающей своею тайной тиши, стоит освещенное светом из двух арочных отверстий — надгробие. Его кубическое основание завершено сферическим куполом.
Гладкие наружные поверхности боковых и задних стен основы имеют орнаментальную кладку кирпича, который напоминает рисунок ковра. Вход в мавзолей оформлен в виде ниши, что является характерной особенностью культовый архитектуры казахов X — XV в.

Свидетель истории Улытау. Мавзолей хана Алаша

в. К северу от мавзолея расположен некрополь (более 20 погребальных сооружений), датирующийся поздним средневековьем – новым временем.


Рекламный буклет Жезказганского музея истории корпорации «Казахмыс».

Фотографии
Александра Петрова.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *