МАЯК В ВЫБОРГЕ

Я, с Володей UA1CIO сели в электричку. Едем до Ломоносова, там, на паром до Кронштадта, где нас встречает Сергей UA1AIR. А Алексей UA1CBW завтра добирается своим ходом.

По пути заезжаем в магазин, закупаемся всеми необходимыми продуктами, затем к Сергею домой. Быстро перекусываем и потихоньку начинаем загружать машину. Вещей как будто на зиму собрались, а ведь брали все по минимуму. Где-то во втором часу ночи отъезжаем. Сначала на заправку, потом далее в сторону Зеленогорска. Дорога проходит вдоль самого залива. Красота. Встречается по пути много домов отдыха и санаториев. Не зря назвали этот район Курортный.

Основная цель нашей экспедиции это остров Рифовый RR-01-18, но и не упускаем возможность отработать маяк Стирссуден.

До предполагаемого места добрались где-то за полтора часа. Мягко сказано что добрались, проехали мы его, проспали. Маяк с дороги вообще практически не видно, находиться он на горке около дороги, а кругом деревья. Вот и проехали. Почти уже в Приморске оказались. Нет и нет. И там посмотрим и там. В результате возвращаемся назад. В Озерках у одного дома в 5 утра, сидит веселая компания.

Форт «Ино», мыс Флотский и маяк Стирсудден

Побеспокоили их, мол, заблудились, подскажите люди добрые. Не хило, честно говоря, покатались.

Остановились у маяка. Пофотографировались. Давай к берегу благо рядом. На море штормит. Переброску на остров откладываем. Будем активировать маяк. Находим полянку, разбиваем лагерь. Ставим R-7000, аппаратуру и вперед. Я сажусь за трансивер. Володя и Сергей ложатся спать. Время около 9 утра. К обеду появляется Алексей. Добрался нормально. Смена оператора. Вроде и спать уже не хочется, перетерпел. Что ж надо готовить обед. Поели, пошли гулять, осматривать местность. Много отдыхающих, рыбаков. Трансивер не выключается работа идет полным ходом. Вечером потихоньку погода стихает. Светит солнце. Решаем, что остров посетим завтра. В ночь перебираться как-то не очень. Праздничный ужин. Обсуждение, рассказы, задушевная беседа, составление всевозможных планов на будущее. Включенный трансивер, что еще нужно для отличного отдыха. Вечереет, пора ложиться спать. Завтра тяжелый день.

Стирсудден (швед.Styrsudde, фин.Seivästön majakka) — действующий маяк на северном берегу Финского залива, на мысе Стирсудден (швед.Styrsunds udde) в Выборгском районеЛенинградской области, около посёлка Озерки.

История

Был построен в 1872г. по приказу адмирала флота великого князя Константина на Сейвястовском мысу. До его появления возле Сейвясто тонуло много судов, ведомых в те времена лишь по мореходным вехам, так как в этом районе у берега много мелей, и плавание здесь было опасным.

Строили маяк эстонские рабочие, кирпич привозили из Таллина.

Начальником маяка был назначен Отто Вильгельм фон Люде. После его смерти должность унаследовал его зять, эстонец Петер Марьяк.

Маяк на мысе Флотский

С 1914г. начальником маяка стал Трофимов, а в 1918г. его место занял морской капитан Эмиль Виркки, который прослужил на маяке вплоть до начала Зимней войны.

В 1919г. близ маяка подорвался на мине английский военный корабль. Команду успели спасти, но 9 моряков были извлечены из воды уже мёртвыми. Их похоронили около маяка. Жена смотрителя Лидия Виркки заботливо ухаживала за могилами вплоть до зимы 1939г.

Во время Второй мировой войны маяк был разрушен.

В.И.Ленин

В июне 1907г., около маяка, на даче профессора Н.М.Книповича вместе с женой и тещей жил В. Ленин.

В 1907г. после V съезда РСДРП Ленин, как вспоминает Н. К. Крупская, устал до крайности, нервничал, не ел.

В это время Л. М. Книпович, известная под партийной кличкой «Дяденька», предложила ему приехать в Стирсудден. Так как слежка полиции за дачей «Ваза» в Куоккала, где жил Ленин до отъезда в Лондон, усилилась, Ленин на месяц перебрался на «Маяк революционеров», как называли Стирсудден близкие друзья Книповичей.

Большую часть своего отдыха Ленин и Крупская проводили у моря или в прогулках на старых велосипедах, которые, как вспоминает Н.К.Крупская, приходилось постоянно ремонтировать.
Иногда Ленин ходил слушать музыку на соседнюю дачу, где в то время жил Д.И.Лещенко. Родственница Книповичей Ксения Ивановна обладала хорошим голосом, и Владимир Ильич с удовольствием слушал её пение.

Ссылки

Стирсудден — действующий маяк на северном берегу Финского залива, на мысе Стирсудден ( швед. Styrsunds udde ) в Выборгском районе Ленинградской области.

Краткая справка

Год основания маяка — 1719 год
Год ввода в действие нынешнего маяка — 1955 год
Прежнее название — Сеивестэ

Высота сооружения от основания — 28 м
Высота огня от уровня моря — 47 м
Координаты маяка — 60° 11.2′ с.ш.
/// /// // ////// /////////// ///////29° 02.9′ в.д.

История

Маяк носит название мыса, на южном гористом склоне которого он установлен. Слово шведское, в переводе означает "указующий мыс". Он выдается в Финский залив на северном его берегу при входе в пролив Бьёркёзунд.

Первое упоминание о маяке встречается в документах Петра Великого. В частности, 17 августа 1719 года адмирал Крюйс доносил государю, что "… сего утра капитан Эдвард Лейн … на Выборгской стороне на мысу Стирсудден огонь начал класть … и во всю ночь непременно горит".

Никакого описания этого "огня" не сохранилось. Надо полагать, он, как и большинство маяков петровского времени, представлял собой костер на ровной возвышенной площадке, который зажигался периодически "для ходу кораблей", а также в штормовую погоду, чтобы помочь судам укрыться за мысом.

В документах последующих лет до начала XIX века маяк не упоминается.

В1805 году Адмиралтейств-коллегия приняла решение поставить на мысе "для облегчения входа в Бьёркёзунд" неосвещаемую башню. Однако решение это почему-то выполнено не было и лишь в 1815 году, как сообщает Г. А. Сарычев, на маяке был поставлен деревянный знак, "видимый с корабельного фарватера".
Он был расположен на возвышении, в расстоянии около 900 м от оконечности мыса. Знак высотой 10 м имел вид усеченной пирамиды, над которой возвышался четырехметровый столб.

В1828 году директор маяков Балтийского моря Л. В. Спафарьев докладывал генерал-гидрографу г. А. Сарычеву, что "…из-за удаленности места и из-за затруднительности доставки материалов и найма рабочих людей знак сей поставлен без фундамента … и пришел в ветхое состояние … Один есть способ для облегчения мореходцев не только для дневного, но и ночного времени — означить Стирсудденскую высокость настоящим маяком, как о сим неоднократно было трактовано и признано общим мнением мореходцев заполезное … В этом месте действует сильное течение, которое нередко причиняет гибель мореход­цам …".

Настаивая на строительстве маяка, Спафарьев подчеркивал, что об этом просят его не только русские, но и "…иностранные корабельщики купеческих судов … а английские купцы даже заявили, что они с большой охотой готовы платить за его содержание".

Так как мыс в то время принадлежал Великому княжеству Финляндия, Леонтий Васильевич считал, что строительство маяка на нем должно вестись за счет финляндского правительства. Однако последнее не спешило это сделать, и мыс еще долго оставался неогражденным.

В1836 году капитан-лейтенант (впоследствии вице-адмирал) М. Ф. Рейнеке, выполняя съемку и промер финских шхер, исследовал мыс и выстроил на нем новую деревянную неосвещаемую башню, которая была передана под надзор губернского начальства Выборга.

Башня была установлена на возвышенности в полуторакилометрах от деревни Иля Сейвасто (ныне Озерки), в 860 м от оконечности мыса.
В 1838 году деревянные брусья обшили досками, а внутри башни сделали лестницу для входа под крышу. Все сооружение выкрасили в белый цвет, который хорошо контрастировал с зеленым фоном окружающего леса.

Одновременно со строительством башни Рейнеке выбрал место для постройки классного светового маяка, определив сектор освещения для него от ЕSЕ через S и W до NW 45°. Кроме того, он рекомендовал устроить в фонаре маяка щиты, которые закрывали бы огонь снизу так, чтобы он не был видим на расстоянии до четырех миль, что должно было, по его мнению, оградить мореплавателей от мелей, лежащих у мыса.

Предложение Рейнене было реализовано лишь через 30 с лишним лет.
В январе 1871года командир Ревельского порта директор маяков Балтийского моря адмирал барон Б. В. Врангель обратился в Гидрографический департамент с просьбой предусмотреть в планах маячного строительства выделение средств на возведение на Стирсуддене классного маяка, "…с постройкой которого будет закончен проект полного и совершенно удовлетворительного освещения Финского залива от Кронштадта до Ревеля".
Не дожидаясь ответа, Врангель распорядился начать подготовку к строительству и представил в Гидрографический и Строительный департаменты свой проект маяка. Он был одобрен Морским техническим комитетом и утвержден управляющим Морским министерством 27 ноября 1871 года. Главным строителем был назначен инженер-подполковник Большаков.

Как доехать до Стирсудден маяк в Санкт-Петербурге на автобусе или маршрутке

23 июля 1873 года новый маяк начал действовать. На месте старой башни была возведена каменная восьмигранная башня белого цвета высотой 15 м, соединенная с каменным караульным домом.
Белый постоянный огонь от диоптрического светооптического аппарата 2-го разряда, расположенного на высоте 13,8 м от основания и 35 м от уровня моря, освещал сектор моря от 312 до 113° (между каменными грядами Веркиоматала и Папинматала) на расстояние до 10 миль. Светооптический аппарат был закуплен в Англии на заводе братьев Чанс, а лампу для него изготовили в маячной мастерской Дирекции маяков Балтийского моря.

Кроме башни и жилого дома, связанного с нею, были выстроены деревянная баня, колодец, склад и дорога от пристани к маяку.

Летом 1907 года вблизи маяка на даче у профессора Книповича жили В.И.Ленин и Н.К.Крупская. В память об этом установлена стела с мемориальной доской.

Во время Первой мировой войны маяк работал нерегулярно, в зависимости от военной обстановки в этом районе Балтийского моря.

31 декабря 1917 года Советское правительство признало независимость Финляндии, а в начале 1918 года там произошла революция. Эти события задержали передачу маяка Финляндии, и он оставался в ведении Дирекции маяков Балтийского моря.
9 марта на маяк явился отряд финской Красной гвардии и конфисковал все продукты и керосин. Одновременно он потребовал от маячников очистить помещения. Смотритель Трофимов отказался это сделать даже под угрозой расстрела и сообщил о случившемся в Главное гидрографическое управление.

Отряд еще дважды являлся на маяк, но маячники остались верными долгу и не покинули свой пост.

Конфликт удалось разрешить, благодаря вмешательству народного комиссара по морским делам С. Е. Сакса и начальника Главного гидрографического управления Е. Л. Белокоза, которые потребовали оставить маяк в покое до официальной передачи его Финляндии. Эта передача состоялась в 1920 году, и с этих пор он стал называться по имени близлежащей деревни Сеивестэ.

После советско-финляндской войны 1939-1940 годов мыс вновь стал территорией СССР, а маяку вернули прежнее название. Во время Великой Отечественной войны маяк был полностью разрушен.

Летом 1945 года на мысе была построена временная деревянная башня, а к 1954 году завершены работы по возведению маячного городка и железобетонной цилиндрической монолитной башни высотой 27,6 м на рустованном цоколе.
Башня окрашена в белый цвет с двумя красными широкими горизонтальными полосами. В верхней части башни смонтировано стальное фонарное сооружение со светооптическим электрическим аппаратом.

В1976-1977 годах произведена реконструкция маячных зданий и переоснащение маячного комплекса. Построены демонстрационный павильон, ряд служебно-бытовых зданий, подведена линия электропередачи, водопровод, подъездная дорога. Построено также два двухквартирных жилых дома и маячно-техническое здание с автономной дизель-электрической станцией.

В настоящее время маяк светит белым проблесковым огнем на расстояние до 21 мили.

Начальники маяка Стирсудден:

1953-1962 годы – Канев

1962-1971 годы – Тебеньков Геннадий Николаевич

1971-1989 годы – Бойцов Николай Васильевич

С 1989 года – Бесчастный Василий Никифорович

Для подготовки материала была использована следующая информация:
"Маяки России (исторические очерки)" А.А.Комарицын, В.И.Корякин, В.Г. Романов; С-Пб, 2001 год

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *