МАГДЕБУРГСКИЕ ВРАТА В НОВГОРОДЕ

Магдебургские врата западного портала Софийского собора Великого Новгорода – образец романской монументальной пластики XII в. Две створы врат состоят из 48 бронзовых пластин, которые образуют 26 клейм с рельефным изображением сцен из Ветхого и Нового завета. Все клейма и створы обрамлены. Клейма и обрамление отлиты немецкими мастерами в Магдебурге в 1152-1154 гг. В Новгород врата попали в период между к. XII – к. XIV в., предположительно, в качестве военного трофея. Были собраны мастером Авраамом, он же дополнил некоторые сцены./

В 1980 г. отделом монументальной скульптуры ГосНИИР выполнены исследования и реставрация врат. Работы выполняли М.К. Калиш, Н.В. Тимофеева, А.В. Семечкин, Ф.Б. Аракелян, А.Г. Шишигин, И.П. Лешичева (Новгород), Н. Строков (фотофиксация). Установлен состав бронз, выбраны материалы и способы заделки дефектов и утрат, изготовлены крепежные элементы. Исследования дали основание предположить, что врата собраны из разновременных частей. Впервые применен новый принцип сохранения бронзы в условиях открытой атмосферы с помощью естественной патины./

В 1992 г. проведено повторное обследование и реставрация врат по просьбе Новгородского Епархиального Управления в связи с возобновлением богослужения и использования врат в качестве входных. Были составлены подробные картограммы дефектов облицовки, отмечено появление новых механических повреждений. В процессе реставрации проведены расчистка, удаление и стабилизация локальных очагов коррозии и консервация памятника. Работы выполняли: Н.В. Тимофеева, Ф.Б. Аракелян, С.И.

Магдебургские ворота Софийского собора Великого Новгорода

Семенов, И.В. Касатонова (архивные изыскания), В. Нетунаев (фотофиксация)./

В 1992 г. реставраторами было предложено заменить врата копией, а оригинал перенести в музей, но эта рекомендация выполнена не была.

Последняя реставрация Магдебургских врат проводилась в 1997 г. сотрудниками отдела исследования, реставрации и консервации музейного металла ГосНИИР. В результате этих работ проведена стабилизация и патинировка локальных очагов коррозии на трех нижних ярусах врат и заново выполнена консервация памятника. В настоящее время планируются очередные реставрационные работы.

Столица Швеции была захвачена русскими в 1187 году. Грозные викинги, державшие в страхе всю Европу, получили увесистую пощечину от древних русских богатырей. О славном походе сейчас напоминают бронзовые массивные ворота трофей, захваченный в шведской столице. Ворота, установленые на западном крае Софийского собора Великого Новгорода, которые открываются по большим праздникам.

Cигтунские Врата в Софийском Соборе — памятник славы русских богатырей

Об этом периоде в русской истории известно мало. Человеческая память сохранила немного сведений о могуществе русских княжеств до татаро-монгольского нашествия. Сейчас история открывается как бы заново.

Русские летописи не сохранили материалов о военном походе на Сигтуну (столица Швеции в то время располагалась именно там), но о нем рассказывают шведские хроники. Там упоминается поход вскользь, не слишком вдаваясь в его детали. Однако имеется и несколько серьезных трудов, которые проливают свет на историю этого события.

В X XI столетиях центром Швеции был город Сигтуна. Город быстро стал крупнейшим портом нормандского государства. Помогло удобное географическое положение. Столица имела благоприятные связи со всеми внутренними областями древней Швеции. Ее внешние связи были очень обширны. Сигтуна упоминается в трактатах арабских географов.

Сигтуна в Швеции был первым католическим городом. Его обильные доходы много раз помогали шведской короне в борьбе с язычниками и экспансии на Восток. И этот символ католичества и столица Швеции пал под молниеносным ударом отважных воинов Великого Новгорода и их союзников.

Сигтуна был конкурентом Новгорода в Балтийском море, как ранее Карфаген для Рима. Новгородцы вели самую интенсивную морскую торговлю с Европой и их торговые интересы не могли не столкнуться с интересами шведской столицы. Контроль над Балтикой вот истинная цель новгородского военного похода.

В самой военной операции остается много тайн. Город Сигтуна был очень хорошо защищен. Северную сторону города охраняли топи непроходимых болот, с востока — два мощных форта, а от морского вторжения город охранялся запираемой цепью гаванью.

Магдебургские врата

Прорвать такие укрепления смог бы только сильнейший флот с огромным десантом.

Союзниками новгородцев были карелы, которые еще в X-XI столетиях новой эры создали мощнейшую систему защитных укреплений от нападений викингов. Уже позже, в 1198 году новгородцами в союзе с карелами захватили город Або, главный опорный пункт Швеции в средневековой Финляндии.

В 1187 году громадный флот с восточной Европы обрушился на Сигтуну, разбил охраняющий город флот, высадил морской десант, сумевший прорваться внутрь города и уничтожить яростно сопротивлявшиеся шведов. Операция была проведена молниеносно и блестяще, что говорит о ее тщательной подготовке и великолепно поставленной разведке. Город Сигтуна был полностью разграблен и сожжен. Северный Карфаген пал. Его былое величие больше никогда не возродилась. Столицей Швеции стал Стокгольм, основанный в 40 км от Сигтуны.

История с самими вратами весьма загадочна. Многие историки считает их захват легендой.
Эти врата были созданы в 1156 году в городе Магдебург, который являлся центром художественного средневекового ремесла в Германии, как считается, по заказу из города Плоцка. На самих воротах изображен плоцкий епископ Александр и магдебурский епископ Вихман. Затем неясными путями врата попали к викингам, которые их установили в городе Сигтуны. И оттуда они попали как почетный трофей в Новгород.

Ворота лежали внутри Софийского собора в разобранном виде почти триста лет. Мастер из Новгорода Авраам добавочно отлил еще пластины и собрал шедевр заново. Авраам поместил свой портрет рядом с изображениями немецких мастеров-литейщиков Вайсмута и Риквина. С тех самых пор легендарные ворота красуются на западном портале собора.

Легенда о великом русском средневековом походе подогревает интерес туристов, которые тысячами съезжаются в Новгород каждый год, чтобы поглядеть на удивительные памятники старины.

Видео о Софийском соборе

Статья в Википедии о Магдебургских вратах (еще одно название Cигтунских Врат )

В течение нескольких веков Магдебургские (Cигтунские,  Корсунские, Плоцкие) врата на западной стороне Софийского собора служили торжественным входом в собор. Они были изготовлены в Европе в XII веке. Среди исследователей нет единого мнения относительно того, как и почему они оказались в Новгороде. И в настоящее время они открываются только во время праздников, когда службу ведет архиепископ Новгородский и Старорусский Лев. Эти врата являются, по преданию, воинским трофеем новгородцев, ходивших по морю в 1187 году в шведскую столицу Сигтуну. Сделаны врата западноевропейскими мастерами. Этим объясняется католический, а не православный характер рельефных изображений, которыми они покрыты.

Если верить одной из версий, то эти врата были сделаны в 1153 году в городе Магдебурге и были предназначены для собора Успения Приснодевы Марии в Плоцке, а в Новгороде врата появились во второй четверти XV века.

Анализируя изображения на вратах, можно рассмотреть сцены из Ветхого и Нового Заветов с фигурами людей, животных, с архитектурными деталями, которые были  сделаны с большим художественным мастерством. Среди фигур, изображённых на вратах, находятся магдебургский епископ Вихман (1152—1192) и плоцкий епископ Александр (1129—1156).

Две диковины Новгородской Софии

В 1152—1154 годах по их заказу были изготовлены ворота . Также на вратах присутствуют изображения сотворивших их мастеров-литейщиков Риквина (с весами в правой и клещами в левой руке) и Вайсмута (с клещами в руках). Фигура русского мастера Авраама помещена между фигурами немецких создателей. У каждой из трёх фигур сделаны надписи: на латинском языке у фигур Риквина и Вайсмута и на русском у фигуры Авраама. Авраам, по преданию, собрал пластины, на которые врата были разобраны для перевозки из Швеции. По одной из версий, он был современником и сотрудником Риквина и Вайсмута, по другой — жил несколько веков спустя, руководил реставрацией ворот и добавил свой автопортрет.

На створках дверей находится по три прямоугольные филенки. Всю плоскость филенок занимают литые накладные детали: плоские шестиконечные кресты, помещенные под полуциркульные арочки, которые опираются на топкие витые колонки. Перекладины крестов узкие, слегка расширяющиеся на концах. Горизонтальные перекладины высоко подняты. Нижняя перекладина с так называемыми «слезками». От основания крестов отходят симметричные побеги стебля с отростками. В парных кругообразных завитках стебля — ажурные трехлепестковые цветы. Кресты обезображены креплениями в виде шурупов с круглыми шайбами, которые появились в период реставрации памятника конца XIX в. и в более позднее время. В древности кресты крепились к филенкам при помощи заклепок, не видимых с лицевой стороны.

По отношению к полям филенки заглублены Скосы полей оформлены полуваликом с уступом. Поля широкие, крепятся к основе болтами с массивными литыми «головками» в виде выпуклых восьмилепестковых розеток. На полях выгравированы и прочеканены растительные орнаменты. Основной мотив узора —  это побеги цветов типа «тюльпана» в картушах овальной и многолопастной формы. Встречаются крупные и мелкие многолепестковые розетки. На центральных вертикальных полях находятся дверные ручки, представляющие собой небольшие львиные маски с кольцами, выполненные в технике литья.

Согласно средневековой традиции, дверные рукояти имеют вид звериных масок с прикреплёнными к их челюстям двуглавыми змеями, служащими назидательным образом Ада и напоминающими каждому входящему в храм о грядущем Страшном Суде. В пасти у масок находятся головы грешников. Над композициями вырезаны латинские надписи, под ними — русские переводы. В правом углу левой створки — редкое изображение сотворения Евы. Кентавр (Китоврас), целящийся из лука, — олицетворение двойственности человеческой натуры.

Магдебургские врата являются одним из самых интересных памятников древней архитектуры Великого Новгорода, точнее это уникальный пример памятника романской скульптуры.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *