ЛИТЕРАТУРНОЕ КАФЕ САНКТ-ПЕТЕРБУРГ

28.11.2006

Питерский Дом книги вернулся домой

Дом книги открыло 24 ноября в Доме Зингера на Невском проспекте в Санкт-Петербурге ЗАО «Петербургское агентство недвижимости» (ПАН), обладающее правом долгосрочной аренды здания.

Как сообщает ИА REGNUM, в церемонии открытия книготоргового центра, располагавшегося там в годы советской власти, приняли участие губернатор Санкт-Петербурга Валентина Матвиенко, председатель Счетной палаты РФ, президент Российского книжного союза (РКС) Сергей Степашин и писатель Даниил Гранин.

«Этот дом много значит не только для Невского проспекта, но и для всего Санкт-Петербурга, это марка культурной столицы»

, — отметил Гранин, выразив надежду на то, что книготорговля, которая сейчас осуществляется на трех этажах — цокольном, первом и втором, — не сократится. Валентина Матвиенко выразила благодарность председателю комитета по печати Смольного Алле Маниловой за то, что в Дом Зингера вернулась книготорговля, которая является малодоходной для инвестора.

В настоящее время торговлю книгами в историческом здании Дома Зингера осуществляет ООО «Санкт-Петербургский Дом книги». Представитель ЗАО «ПАН», отказавшийся назвать свое имя, сказал журналистам, что город и инвестор договорились о слиянии книготорговых «дочек» на паритетной основе, и заверил, что «никаких подводных камней нет».

Фабрика-магазин компании Зингера на углу Невского проспекта и канала Грибоедова (Екатерининского канала) была построена в конце XIX века по проекту Павла Сюзора и была уникальным для своего времени сооружением.

Дом с "Литературным кафе" на Невском тушило три пожарных расчёта

После революции в здании располагался центр книготорговли. В 1998-м здание решили отреставрировать, передав частной компании «Петербургское агентство недвижимости». В 2004 году Дом книги переехал в другое здание — на Невском проспекте, 62. Предполагалось, что в Доме Зингера будут располагаться книжный магазин и офисные помещения, что поможет инвестору окупить вложения. Реконструкция Дома Зингера ведется с 2005 года. Инвестор — ЗАО «Петербургское агентство недвижимости», вложившее в реконструкцию 750 млн рублей. В результате перепланировки удалось увеличить торговых залов до 2,8 тысячи кв. метров (до реконструкции — 1,2 тысячи кв. метров) при общей площади магазина в 3,4 тысячи кв. метров. В рамках реконструкции полностью заменены инженерные системы, восстановлены фасады и интерьеры, проведено усиление фундамента и его гидроизоляция.

Комментарии

Литературные кафе Санкт-Петербурга начала XX века

“Бродячая собака” – “Привал комедиантов”

План

Вступительная часть

“Отраженное сияние серебряного века”

1. Выбор данной темы.

2. Её актуальность.

Основная часть.

“Тех миров, которые видели они, мы не видим”

1. История создания кабаре “Бродячая собака”

2. Уклад и традиции

3. “Смешение стилей”. Ночная жизнь в “Бродячей собаке”.

4. “Король умер. Да здравствует король” Открытие кафе-кабаре “Привал комедиантов”.

5. Продолжение прежней жизни или новая жизнь?!!

Заключение

“XX век подводит итоги”

1. Выводы.

В Петербурге Пронин был,

Днем и ночью говорил,

От его веселых слов

Стал бродячий пес готов.

М ного книг написано об увеселительных заведениях старого Петербурга. Данная работа ставит своей целью коротко раскрыть тему о создании кабаре “Бродячая собака” и “Привал комедиантов”, так как они являются не просто увеселительными заведениями, а своеобразными литературно-артистическими клубами, для непринужденных встреч писателей, поэтов, художников и артистов.

Эпоха нашего времени очень созвучна с эпохой серебряного века. Многие годы в нашей стране уничтожали духовные и культурные ценности, которые создавались ранее. И только после 90-х годов ХХ века произошла переоценка многих “вещей”, отмирание одних ценностей и возрождение других. Наше время, это время возрождения культурной и духовной жизни России. И поэтому рассмотрение настоящей темы актуально сегодня, так как в ней речь идет о возрождении культурной жизни Петербурга начала ХХ века, а Санкт-Петербург по праву можно считать культурной и духовной столицей России.

Целью раскрытия темы является анализ причин возникновения духовного и культурного подъема жизни России конца XIX века и начала XX, причин его трагического завершения.

Эпохи одна от другой отличаются во времени, как страны в пространстве, и когда говорится о серебряном веке, мы представляем себе, каждый по-своему, какое-то цельное, яркое, динамичное, сравнительно благополучное время со своим особенным ликом, резко отличающееся от того, что было до, и от того, что настало после. Эта эпоха длиною от силы в четверть века простирается между временем Александра III и семнадцатым годом.

“Серебряный век” – одно из проявлений духовного и художественного ренессанса в русской культуре конца XIX — начала XXв.

Начало ХХ в. вошло в историю русской поэзии “Серебряного века” как время подведения итогов символизма и стало хронологической границей между двумя литературными эпохами – символистской и пост символистской. Но символизм хотя и был важнейшим феноменом эпохи, этим течением ее содержание не исчерпывается. К ней вместе с символизмом принадлежат и модернизм, и акмеизм, и футуризм и многое другое.

Реальность русской жизни рубежа 10-х г.г. ХХ в. многим стала казаться совершенно нереальной. Все в ней стало представляться неустойчивым, временным, словно сдвинулось, сошло с опор. Распад связей и сцеплений, организующих прежде устойчивый образ мира, проник до основания – “Вещи умерли”, — писал В.Шкловский в те годы, — мы потеряли ощущение мира, мы подобны скрипачу, который перестал осязать смычок и струны…, мы не любим наших домов и наших платьев и легко расстаемся с жизнью, которую не ощущаем”. Разошлись, развернулись тектонические плиты истории между прошлым и будущим. Обнажился черный провал вечности.

Охватившее художников в те годы чувство скрытой тревоги, еще непонятного им самим беспокойства возникало независимо от признательности и личной устроенности. Оно исходило из более глубоких слоев сознания, оттуда, где формируются импульсы социальной психологии.

Его источником была российская действительность тех лет, вызывающая у наиболее чутких людей отвращение и апокалиптические предчувствия.

Именно в эти годы мог родиться миф о “бродячей собаке”.

Общественность и искусство в тогдашней общественности, — писал А.Белый, — было больным и жалким достоинством.

Общественность, в собственном смысле, уходила в подполье, а то, что под флагом общественности предлагалось, носило сомнительный характер.

Как и многочисленные кабачки-Кабаре, существовавшие тогда в Мюнхене, Лондоне, “Бродячая собака” была порождением на буржуазной почве романтических антибуржуазных настроений. Организаторов кабаре вдохновляло стремление создать надежный приют для художников, поэтов, который мог бы их защитить в хаосе и дисгармонии, в нестерпимой прозаичности современной цивилизации.

“Бродячая собака” с ее кабаретной формой призвана была осуществить сложный союз жрецов искусства и действительности на этапе, когда их расхождение стало особенно резким и глубоким. Само название “Бродячая собака” символизировало в ироническо-драматической форме бесприютность и потерянность в жизни приверженцев кабаре, и они пытались, создавая себе теплое пристанище, подчиняя все его существование культу самой атмосферы искусства, артистизма, противостоять буржуазной дисгармонической действительности за его стенами. Но, можно сказать, что эта прокламируемая замкнутость была прямопорциональна потребности в разомкнутости, страстной жажде влить искусство в жизнь, пронизать ее насквозь эстетическими началами, ввести в нее игру.

Из воспоминаний Николая Могилевского:

В один из ненастных вечеров осени 191… — точно не помню года, знаю лишь, что это было после 1910 года – ко мне вихрем ворвался мой земляк, которого я знал еще гимназистом в родном городе Чернигове, Борис Константинович Пронин, проще Борис Пронин, а для близких просто Борис, как всегда розовый с взъерошенными каштановыми кудрями, возбужденный, как всегда, с несвязной, прерывистой речью и оборванными фразами.

Понимаешь! Гениальная идея! Все готово! Замечательно! Это будет замечательно! Только вот беда – надо денег! Ну, я думаю, у тебя найдется рублей двадцать пять. Тогда все будет “в шляпе”. Наверное! То есть это, я тебе говорю, будет замечательно.

Я был завален спешной работой, и мне давно были известны всякие проекты, планы и “замечательные” предприятия Бориса Пронина. Но сразу мелькнула мысль: за 25 рублей можно моментально прекратить беседу, которая грозила стать очень длинной, ибо Борис уже снял серую барашковую шапку и белый длиннейший шарф, но второпях забыл снять пальто – до такой степени был во власти своей блестящей идеи.

Денег, рублей двадцать пять, я тебе дам, но скажи же в двух словах, что ты еще изобрел и что затеваешь. Только в двух словах, ясно?

Мы откроем здесь “подвал” – “Бродячую собаку”, только для себя. Для своих, для друзей. Для знакомых. Это будет и не кабаре, и не клуб. Ни карт, ни программы! Все это будет замечательно, уверяю тебя. Интимно, прежде всего.

Я вынул деньги, вручая их Пронину, сказал:

Выбирайте меня в члены “Собаки”, но я прошу лишь одного: пусть это будет по соседству со мной, иначе не буду ходить.

Ты уже избран, ты будешь членом. Ты будешь больше – крестным отцом “Бродячей собаки”. Дело “в шляпе”! – И он бросился со всех ног в переднюю и засеменил быстро по ступенькам лестницы вниз”

Таким образом, было положено начало открытию “Бродячей собаки”, хозяином которой был Борис Пронин.

До двадцати двух лет он жил в Киеве, затем отправился в столицу, пытался учиться в университете на разных факультетах. Побаловался распространением прокламаций, познакомился с Горьким, Луначарским. В 1905 году на Поварской Мейерхольд организовал студию при Художественном театре и привлек туда Пронина для решения разных хозяйственных вопросов. Идеи театрального реформатора надолго увлекли Бориса Константиновича. Одно время казалось вот-вот в люди выйдет, приняли помощником режиссера в Александринский театр в Петербурге. Увы! Недолго продолжалось режиссерство Бориса на казенной сцене – удалили за политическую неблагонадежность. Много он затевал разных затей, выдумок и предприятий, ничем не окончившихся.

И все же, для создания такого клуба, как “Бродячая собака”, нужен был энтузиаст, который вложил бы в создаваемое им заведение всю свою душу. И такой энтузиаст нашелся. Это был Борис Пронин. Он был абсолютный мечтатель, энтузиаст, отличавшийся неимоверной, фантастикой, бескорыстностью, неутомимой энергией и страстной влюбленностью в мир и людей. Он, обладая исключительным обаянием и исключительным умением сплачивть всех и из ничего, в буквальном смысле этого слова, создавать многое прекрасное. Самое замечательное в Борисе Пронине — его неувядаемая молодость, почти юношеская экзальтированность, которая сохранилась в нем, несмотря ни на что, на многие годы.

Но вот, о удивление! Борис все исполнил честно и точно, как обещал Н.Могилевскому. “Собаку” открыл, и открыл ее ровно по диагонали через площадь от дома, где жил Могилевский.

Помещение.

Ресторан «Литературное кафе», пр. Невский, 18

Пронин искал долго. И вдруг его осенило: подходящим помещением может быть подвал в том самом доме, в котором он живет. После смерти П.Я.Дашкова его бесценные вина вывезли из этого подвала, он был пуст и заброшен. При смотрев это помещение, Пронин “был счастлив необыкновенно, словно, по меньшей мере выиграл двести тысяч”. Ему легко удалось арендовать подвал за сравнительно небольшую цену.

“Бродячая собака” – единственное кабаре, с которым никогда не связывали никаких коммерческих расчетов. У градоначальника его зарегистрировали как клуб при Обществе интимного театра. Незадолго до открытия, через “Биржевые ведомости”, публику известили о том, что “подвал “Бродячая собака” (художественное общество интимного театра) будет открыт для действительных членов и их гостей, входящих исключительно по рекомендациям действительных членов”. Владельцем клуба был Б.К.Пронин, но всей жизнью “Собаки” распоряжались члены-учредители “организационная девятка”, куда помимо Пронина, входили писатель А.Н.Толстой, художники С.Ю.Судейкин, Н.Н.Сапунов, М.В.Добужинский, архитектор И.А.Фомин, режиссеры Н.Н.Евреинов, Н.В.Петров и актер В.А.Подгорный.

Литературное кафе

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *