ЛЕТНИЙ ДВОРЕЦ В КОЛОМЕНСКОМ

Старинное подмосковное село Коломенское расположено в Южном административном округе столицы России на берегу Москвы-реки. Издревле эта территория считалась княжеской, а затем царской вотчиной. Первые строения здесь появились в начале XIV века. Наилучшая пора для Коломенского настала во времена правления второго царя из династии Романовых — Алексея Михайловича. Излюбленное место государя вдохновило его построить великолепный дворец, ставший впоследствии шедевром русского деревянного зодчества XVII века.

Современное Коломенское представляет собой музей в заповедной зоне. В окружении берёз и яблонь восстановлена подлинная резиденция царя. Любителей истории, а также туристов впечатляет атмосфера быта царя и его семьи. Посетители усадьбы могут изучать детали убранства государевых палат.

В 1667 году Алексей Михайлович собственноручно заложил фундамент Коломенского дворца. Несмотря на своё высокое положение, царь не чурался заниматься ремеслом. Для него начало строительства личных хором являлось личной отдушиной и своеобразным политическим ходом. Возведение палат демонстрировало иностранным послам мощь и непоколебимость Российской державы.

Как добраться до парка Коломенское и дворца Алексея Михайловича

Вторая половина XVII века в России ознаменовалась важными событиями. С 1654 года велась ожесточённая война с соседней Речью Посполитой. Русские войска провели ряд триумфальных походов против поляков, в результате чего было подписано перемирие на 13 лет.

Коломенский дворец строила артель плотников. Мастера воздвигли красивейшие царские палаты в лучших традициях русского зодчества. Деревянная усадьба состояла из множества ассиметричных теремов, соединённых сенями и переходами. Шатровые крыши необычных форм были украшены тонкой резьбой, а над ними высились флюгера и двуглавые орлы. В 1673 году были окончены все отделочные работы. Жилая площадь помещений составляла более 7 000 квадратных метров. Высота потолков превышала 20 метров. Во дворце насчитывалось 270 залов. Дворец делился на мужскую и женскую половины. Завершение строительства было отмечено торжественными пиршествами и гуляньями.

Для Алексея Михайловича Коломенская усадьба имела высокий статус. Он часто принимал здесь иностранных послов и важных гостей. Как подобает порядочному семьянину и отцу, царь отвёл отдельные палаты своим детям, а также второй жене Наталье Нарышкиной. Впоследствии наследники Алексей Михайловича занимались реконструкцией Коломенского дворца. Во время царствования Федора Алексеевича были перестроены обветшалые строения, а при Петре Великом восстановлен фундамент здания. После переноса столицы России в Санкт-Петербург, усадьба постепенно разрушалась и пришла в упадок.

Императрица Екатерина II планировала восстановить дворец, однако деревянные конструкции сильно прогнили и уже не подлежали ремонту. Государыня повелела разобрать усадьбу. При этом приказала предварительно измерить каждый элемент строения, составить план дворца и описать все материальные ценности. Именно это её решение позволило через несколько столетий наслаждаться современникам воочию Коломенским дворцом во всей его первоначальной красоте. В 2010 году при поддержке правительства города Москвы был воссоздан подлинный дворец по сохранившимся чертежам. Более 200 человек занимались строительством уникального произведения архитектурного искусства. Для надёжности деревянные конструкции были заменены на железобетонные элементы, облицованные деревом. Это единственное отступление от подлинного строения.

Государь ценил предметы искусства и роскоши. В восстановленном дворце открыта экспозиция с максимально приближенным внутренним убранством XVII века. Попадая в палаты царской усадьбы, гостей восхищает богатая обстановка и старинные предметы быта. Все стены дворца расписаны популярным видом декора той эпохи — растительным орнаментом. Травное письмо изображает стилизованные цветы, листья, гроздья винограда. Окна и двери обрамлены деревянными узорными наличниками. Витражные слюдяные стёкла переливаются яркими красками. На полу и лавках раскинуты персидские ковры. Расписные потолки, а также гобелены повествуют библейские и мифологические истории. Изящество декора придаёт помещениям дворца особую красоту.

В царской усадьбе находится изысканная резная мебель, согласно описи XVIII века. Каждый стул, кресло, стол, шкаф являются уникальными произведениями искусства. Фонари, светильники, позолоченные люстры привносят помпезность и нарядность палатам. Гостям музея демонстрируются царские предметы быта: посуда, книги, старинные карты, рыцарские доспехи и алебарды, часы, картины, иконы и многое другое. По углам всех палат стоят многоцветные изразцовые печи.

Главным входом во дворец служит красное крыльцо, украшенное богатой резьбой. Согласно дворцовому правилу, только царь имел право подъехать верхом на лошади к деревянным ступеням. Иностранные послы и знатные бояре должны были пройти пешком к парадному входу, где их приветствовал почётный караул. Через двустворчатую дверь, украшенной позолотой и государственными символами, посетители дворца проходят в царские палаты. Самым просторным и нарядным залом является трапезная. Здесь принимали заморских гостей, отмечали праздники. Царь восседал на троне, а гости на лавках. Широкий и длинный стол располагался вдоль одной из стен. На потолке трапезной изображена восхитительная роспись зодиакальных знаков, вращающихся вокруг солнца и луны. Думная палата служила помещением для ведения переговоров с послами и боярами. Здесь собирались знатные вельможи для обсуждения государственных дел, вручения грамот и жалований. В углу залы стоит царский стул, над которым висят иконостасы с изображениями ликов святых.

Престольная палата, где проходили торжественные церемонии, демонстрирует величие и могущество Российской державы того времени. Стены, потолок и оконные проёмы изобилуют многоцветной росписью. На постаменте возвышается царский трон, выполненный из ценных пород дерева и украшенный накладным золотом, серебром и слоновой костью. Алексей Михайлович стремился позабавить и удивить своих гостей. Около его кресла расположились восхитительные подвижные скульптуры в виде львов. При нажатии таинственной кнопки, они издают рычание, сверкают глазами и крутят головами.

Большую часть дня царь проводил в своём кабинете. В этом уединённом месте, скрывшись от посторонних взоров, государь работал с документами, писал указы, читал книги. Обстановка в палате представлена столом, резными стульями и книжным шкафом. За стеной кабинета находится царская опочивальня. Неотъемлемым традиционным атрибутом старинного русского жилища была мыльня. В Коломенском дворце насчитывается четыре бани. Массивные деревянные купели предназначались для купания царской семьи.

Особого внимания заслуживают хоромы сыновей Алексея Михайловича. Большая комната Фёдора олицетворяет красочную польскую помпезность интерьера. Стены обрамлены специальными обоями из кожи. Яркие стулья, массивный стол, шкаф с обилием книг характеризуют об утончённости и образованности хозяина. Хоромы Петра отличаются своей строгостью германо-голландской стиля. Оформлено помещение без особых излишеств. Дубовый стол, напольные часы, резные стулья. Обстановка способствует к сосредоточению в учёбе.

Желающие пополнить исторические знания могут посетить дворец Алексея Михайловича в Коломенском со вторника по воскресенье. Для посещения царских палат рекомендуется приобрести комплексный билет, позволяющий посетить все помещения дворца, за 400 рублей. Дополнительно можно приобрести экскурсию и разрешение на фотосъемку (по 100 рублей). Время работы дворца с 10:00 до 18:00.

Дворец расположен на пересечении Каширского шоссе и проспекта Андропова. Доехать до усадьбы можно на метро до станции Каширская, а затем пройти немного пешком до заповедной территории. Очертания башен строения видны издали. На пути будут встречены указатели, поэтому добраться до усадьбы будет нетрудно.

Коломенский дворец царя Алексея Михайловича адрес, как добраться, доехать, где находится, фото, на карте, координаты, схема проезда

Дворец царя Алексея Михайловича в Коломенском

Юрий Жданов 2

                Памятники России

ДВОРЕЦ ЦАРЯ АЛЕКСЕЯ МИХАЙЛОВИЧА В КОЛОМЕНСКОМ

               
       С громадным удовлетворением отмечаю, что процесс воссоздания исторического Коломенского набирает темпы, и нет конца этой доброй и важной работе, ведь здесь начинается истинная история Руси…
                Ю.М. Лужков, мэр Москвы

Село Коломенское впервые упоминается в духовных грамотах (завещаниях) 1336 и 1339 годов Ивана I Калиты (1296-1340). Ныне на этой территории, вошедшей в 1972 году в черту Москвы, находится Музей-заповедник «Коломенское» (около метро Коломенское). Предание говорит, что название свое село получило от переселенцев из Коломны, осевших здесь во время нашествия в 1237 году полчищ Батыя. Но есть и версии, по одной из которых название села образовано от славянского слова «коломень»- окрестность, по другой- от слова «коломище»- кладбище. Живописная местность на высоком правом берегу  реки Москвы, изрезанная глубокими оврагами и изобилующая родниками, с которой открывалась широчайшая панорама в сторону заливных лугов низменного левого берега, вскоре привлекла внимание московских правителей. Постепенно Коломенское превратилось в одну из загородных резиденций великих князей и царей.
Уже во время правления Василия III (1479-1533) в Коломенском стал складываться неповторимый облик усадьбы. По его воле  здесь в 1532 году построили изумительный по красоте храм- каменную церковь Вознесения Господня (включена в Список всемирного исторического и культурного наследия ЮНЕСКО). Рядом с этим храмом в первой половине XVI века появилась двухъярусная церковь-колокольня Георгия Победоносца, а в середине XVI века в селе Дьяково, расположенном рядом с Коломенским, выстроили монументальную церковь Усекновения главы Иоанна Предтечи, являющуюся по архитектуре предшественницей Храма Василия Блаженного на Красной площади Со времен Василия III в Коломенском, кроме каменных строений, существовали и деревянные великокняжеские хоромы. Но вершиной творчества зодчих, создававших деревянные строения, станет построенный в 1667-1671 годы на месте бывшего дворца Ивана Грозного деревянный дворец- торжественная  резиденция царя Алексея Михайловича (1629-1676). Возведением дворца руководили искусные мастера- плотничий Семен Петров и стрелец Иван Михайлов («плотничий староста Сенька Петров и стрелец-плотник Ивашко Михайлов»).
За неповторимый облик и красоту современники называли дворец «восьмым чудом света».
Чем же он завоевал такую высокую оценку? Царь, полюбивший Коломенское, решил выстроить здесь дворец небывалых размеров, роскоши и великолепия. Дворец представлял группу из двадцати шести рубленых из вековой сосны теремов (от двух до шести этажей) самых разнообразных, порой причудливых форм. В этом «хоромном строении», созданном неистощимой фантазией его творцов и напоминающим городок из сказки или былины, ничто не повторялось: теремки-башенки, сени, галереи-гульбища, внутренние дворы, крылечки, переходы… Венчали дворец  расписанные красками и золоченые кровли затейливых форм: шатры и бочки (форма кровли в виде полуцилиндра с повышенным и заостренным верхом килевидного сечения), палатки и крестчатые бочки (пересечение двух бочек), с коваными флюгерами, гребнями. Самой замечательной частью дворца были четырехъярусные (высотой до 30 метров) государевы хоромы, в которых было более 270 помещений! общей площадью 10250 квадратных метров! Первые этажи имели служебное назначение, а верхние были жилыми. Терема соединялись между собой крытыми переходами на уровне второго этажа. Хотя дворец не имел единого фасада, он был удивительно цельным и гармоничным благодаря декоративному убранству с обильной узорной «предивной хитрости, предивной красоты» резьбой по дереву и росписью. Он производил впечатление «драгоценности, только что вынутой из ларца». Резчиками руководил старец Арсений, а живописцами, выполнявшими росписи и позолоту- знаменитый Симон Ушаков (1626-1686)- жалованный иконописец Оружейной палаты, осуществлявший надзор за всеми иконописными работами в стране. Огромный восторг вызывали отделанные с особой тщательностью три тысячи (!) слюдяных окон. Переплеты их золотились, а в резных наличниках и ставнях сочетались роспись и позолота. Писатель и поэт Симеон Полоцкий (1629-1680), называвший дворец «осьмым чудом света», «Соломоновою прекрасною палатою» и сравнивавший его с целым городом, писал о его богатстве и живописности: «Окна, яко звезд лик, в небе сияют, /Драгая слюда, что серебро, блистает».
Восторг вызывало и внутреннее убранство дворца. Сияли золотом  и сверкали  яркими и сочными красками росписи стен помещений. Необычайно красивы были цветные изразцы печей. Перед окнами «царской спальни-кабинета» стоял небольшой каменный «челобитный столб». В ящик, прикрепленный к столбу, стрельцы, охранявшие дворец, помещали челобитные грамоты, полученные от всех обиженных и притесняемых. После рассмотрения грамот думой  царь творил по ним суд. Дворец настолько нравился царю, что он развлекался здесь летом своим любимым занятием- «красной охотой соколиной», а зимой- «зимней потехой», то есть охотой на лосей, медведей, волков, лисиц, зайцев. Но постепенно  усадьба превратилась в его пышную загородную резиденцию. Дворец, расположенный среди зелени четырех обширных садов (а всего в Коломенском было шесть садов) и окруженный частично каменной, частично деревянной стеной с пятью воротами, соединялся крытым переходом с расположенной с его северной стороны каменной церковью Казанской иконы Богоматери, построенной в 1651-1671 годы (ныне это действующий храм). С западной стороны царского дворца возник целый хозяйственный комплекс, включавший Кормовой двор, Хлебный двор и другие строения. Приезжавшие в Коломенское иностранцы переправлялись с низменного левого берега по плавучему мосту, находившемуся напротив церкви Вознесения Господня, на высокий правый берег и поднимались к Дворцовым воротам. Перед воротами они выходили из карет и без головных уборов шли через эти ворота, в соответствии с установленным дворцовым ритуалом, к царским палатам.
Коломенский дворец- это наивысшее достижение всего допетровского деревянного зодчества, «русское чудо», замечательное произведение отечественных мастеров, к сожалению, утеряно. После переноса Петром I в 1712 году столицы в Петербург подмосковные царские усадьбы, оказавшись заброшенными, быстро ветшали. Дворец в Коломенском тоже быстро ветшал. В 1718 году Петр I повелел отремонтировать дворец и поставить его на каменный фундамент. Но выполненные работы не спасли дворец, и в 1768 году его по указанию Екатерины II разобрали. Модель этого дворца (в одну сороковую его натуральной величины), выполненная мастером-резчиком Д. Смирновым по чертежам XVIII века (сделанным по указанию Екатерины II), находилась с 1869 года в Оружейной палате Московского Кремля, а с 1920-х годов экспонируется в музее «Коломенское».  Наиболее достоверный вид дворца сохранился и в гравюре немецкого театрального художника-декоратора Фридриха Гильфердинга.                После сноса дворца царя Алексея Михайловича Екатерина II захотела построить в Коломенском свой дворец. Его построили на берегу Москвы-реки рядом с церковью Вознесения Господня. В этом четырехэтажном дворце (два этажа- каменные, а два- деревянные) императрица писала свой знаменитый юридический трактат «Наказ».

Дворец царя Алексея Михайловича, Москва

Этот дворец разрушили солдаты Наполеона в 1812 году. На его фундаменте по указу императора Александра I  построили в 1825 году (в год смерти императора) новый дворец в стиле ампир с «Павильоном», к которому вела посаженная в начале XIX века липовая аллея.  И этот дворец тоже не сохранился до нашего времени, его разобрали в 1878 году  (сохранился только «Павильон»). Желание воссоздать деревянный дворец царя Алексея Михайловича возникало неоднократно. Это хотел сделать еще император Николай I. Кроме воссоздания этого дворца, он хотел построить еще один дворец, на берегу реки и в «русском стиле». Но одобренный им проект не был осуществлен. А в 1930-е годы мечтал о воссоздании дворца царя Алексея Михайловича первый директор музея «Коломенское» (созданного в 1923 году), замечательный архитектор и реставратор П.Д. Барановский (1892-1984).  Но в то время на эту идею смотрели как на чудачество. В 1990-е годы, когда началось воссоздание уничтоженного в 1931 году Храма Христа Спасителя, желание воссоздать дворец царя Алексея Михайловича окрепло и обрело реальную возможность. Решением правительства Москвы воссоздание дворца предусмотрено «Программой развития «Коломенского» на 2008-2012 годы». Сначала хотели дворец разместить на его историческом месте- на белокаменном фундаменте, обнаруженном археологами в 1996 году. Но для размещения на нем  дворца фундамент оказался непригодным. Кроме того, на месте бывшего дворца растут столетние дубы (возраст некоторых-300-800 лет), клены и другие ценные деревья. Принято решение разместить воссоздаваемый дворец в другом месте- в Дьякове (около метро Каширская), расположенном на территории музея-заповедника «Коломенское», а сохранившийся подлинный фундамент будет самостоятельным историческим памятником.
Полным ходом идут начатые в 2008 году работы по воссозданию этого чуда искусства. Почти полностью уже воздвигнуты все терема, но предстоят еще очень трудоемкие и сложные отделочные работы. Все работы должны быть завершены в 2010 году.
Дворец воссоздается в архитектурном стиле  времени его создания. С максимальной исторической достоверностью будут воссозданы тронный зал, кабинет царя, царские покои, трапезные залы, палаты царицы и царевен…Все терема дворца, как и встарь, будут  украшены «множеством цветов живо написанных и острым хитро длатом изваянных». Вокруг дворца возникнет Центр ремесел, этнографические деревни… Это позволит лучше понять историю отечественных ремесел и самого Коломенского. Дворец станет привлекательным для проведения в нем выставок, концертов, представления творческих учебных студий, экскурсий, конференций и лекций по вопросам истории нашей страны… Огромны возможности использования дворца…
Ныне государственный художественный историко-архитектурный и природно-ландшафтный Музей-заповедник «Коломенское» (занимающий территорию 390 гектаров)  входит в Московский государственный объединенный Музей-заповедник «Коломенское-Лефортово-Люблино-Измайлово».
                Ю. Жданов        07.10.2008

Рассказ Юрия Жданова «Дворец царя Алексея Михайловича в Коломенском» опубликован:
Юрий Жданов. Дворец царя Алексея Михайловича в Коломенском. Газета «Радость» № 1- 2, 2009. Стр. 22- 26

Газета «Радость» издается с 1993 года Центром творческого развития и музыкально-эстетического образования детей и юношества «Радость» (ЦТРиМЭО «Радость»).
Начиная с 2009 года полное содержание газеты «Радость» размещается также на сайте ЦТРиМЭО «Радость» (в разделе «Газета «Радость»): www.radost-moscow.ru

Перечень рассказов Юрия Жданова, размещенных на сайте ЦТРиМЭО «Радость» (в разделе «Газета «Радость») смотрите на сайте: проза.ру Юрий Жданов 2 (Рассказ «Рассказы Юрия Жданова на сайте ЦТРиМЭО «Радость»)

© Copyright: Юрий Жданов 2, 2014
Свидетельство о публикации №214072400495

Список читателей / Версия для печати / Разместить анонс / Заявить о нарушении

Другие произведения автора Юрий Жданов 2

Рецензии

Написать рецензию

Другие произведения автора Юрий Жданов 2

ДЕРЕВЯННЫЙ ДВОРЕЦ ЦАРЯ АЛЕКСЕЯ МИХАЙЛОВИЧА РОМАНОВА КАК ПРООБРАЗ БИБЛЕЙСКОГО ДОМА СОЛОМОНА ИЗ ЛИВАНСКОГО КЕДРА

С. Морозов

Данная работа является дальнейшим развитием доказательной базы начатой в работе (1) по отождествлению двух персонажей мировой истории: библейского царя Соломона и русского царя Алексея Михайловича Романова. В работе делается попытка поставить равенство между описательными характеристиками Дома Соломона и деревянного дворца в селе Коломенском.

Как было показано в работе (1), в Библии под образом царя Соломона, выведен персонаж русской истории, царь Алексей Михайлович Романов. А в образе легендарной царицы Савской, представлена знаменитая шведская королева Кристина Ваза. Шедевр русской материальной культуры Царь-колокол из московского Кремля, упомянут в Библии под названием «Море Медное». Соответственно, следы других деяний царя Соломона следует так же искать на московской земле. В данной работе делается попытка обозначить прообраз одного из двух знаменитых архитектурных сооружений Соломона — Дома из ливанского кедра.

Этот Дом-дворец, второе по значимости архитектурное сооружение царя. В отличие от ХРАМА СОЛОМОНА, оно довольно легко отождествляется. Поскольку, по моему пониманию, в текст 3 Книги Царств включено описание исключительно шедевров мирового искусства, архитектуры и техники 17-го века. В анналах же русского деревянного зодчества на первом месте стоит знаменитый ДЕРЕВЯННЫЙ ДВОРЕЦ ЦАРЯ АЛЕКСЕЯ МИХАЙЛОВИЧА В СЕЛЕ КОЛОМЕНСКОМ! Только такое сооружение, названное современниками восьмым чудом света, могло быть удостоено чести оказаться занесенным в КНИГУ КНИГ.


Деревянный дворец царя Алексея Михайловича в селе Коломенском.
Гравюра XVIII века.

Посмотрим, что говорят о Доме Соломона библейские источники.
В третьей Книге Царств и во втором Паралипоменоне помещен один и тот же текст, посвященный строительству Дома, но наиболее интересно описание, которое дает Иосиф Флавий (2) (в дальнейшем И.Ф.). Рассмотрим последовательно приводимое им описание.

И. Ф. «После сооружения храма, который, как мы уже упоминали, был окончен в течение семи лет, Соломон приступил к построению царского дворца, на что ему с трудом хватило тринадцати лет».

Вспомним, что Библия (3Ц) говорит о начале строительства Храма Соломоном на четвертый год своего царствования. Отсюда можно подсчитать. Царь Алексей вступил на трон в 1645 году. Значит Храм начал строить в 1645+4 =1649г, и должен был закончить его в 1649+7 =1656г. В это же время должен был начать строить Дом и закончить его в 1656+13 =1669г. Сравниваем теперь с тем, что нам известно о хронологии строительства дворца в Коломенском.
«…В 1649 г. он (Алексей Михайлович) построил там (в Коломенском) новые хоромы и церковь, которые ставил дворцовых плотников староста смирной-Иванов. Не прошло и десяти лет, как в 1657 г. царь велит ставить здесь ещё новые хоромы. Проходит ещё десять, и строится новый, ещё более обширный дворец для всего многочисленного царского семейства…» (3). А наиболее часто упоминаемая дата окончания строительства дворца это тот же1669 год!

Как видим, эти данные довольно точно соответствуют библейской хронологии рассматриваемого события.
Далее И.Ф. пишет:
«Главная часть здания представляла из себя обширный и красивый чертог, окруженный множеством колонн и предназначенный для судебных и иных публичных заседаний, почему ему пришлось дать такие размеры, чтобы он был в состоянии вместить в себя большое стечение народа. Ввиду этого длина этой залы была определена в сто, ширина в пятьдесят, а вышина в тридцать локтей».

Дворец в Коломенском не сохранился до наших дней, он был уничтожен по приказу Екатерины II. Считается, что перед разборкой дворца она приказала зарисовать его и снять размеры, которые позволили сделать деревянные модели дворца. Первая модель дворца «почему-то» не сохранилась. Вторая была сделана в 1865-1868 годах и находится сейчас в музее. Говорят, она дает достаточно полное представление о дворце, но все же, имеет ряд недостатков. Это неточность пропорций, отсутствие раскраски. Кому-то нужно было исказить внешний облик дворца. Тем не менее, сегодня называются следующие его размеры: длинна 100м, ширина 80м и высота 30м. Если заменить метры локтями то отличаться, от указанных Флавием размеров, будет только ширина. Но И.Ф. далее уточняет: «…К боковой стене этого чертога во всю его длину примыкало другое четырехугольное здание в тридцать локтей в ширину, которое на противоположном конце своем имело чертог, украшенный низкими и толстыми колоннами». То есть общая ширина здания была то же 80 (локтей/метров)!

Далее цитата из Библии (3Ц7-4):
…Оконных косяков было три ряда; и три ряда окон, окно против окна.

А это фрагмент описания дворца в Коломенском:
«…Жестко регламентировано в коломенском дворце и размещение проемов окон и галерей-гульбищ. Это почти исключительно строчное расположение, с нечетко выраженной группировкой окон по три (вынужденное для деревянного сруба с лимитированными длиной бревна размерами) и, наоборот, с предельно подчеркнутой, почти назойливой метрической расстановкой проемов галерей — там, где строители не были связаны технологическими условиями» (4).
И.Ф. «…Тут находился прекрасный трон, на котором восседал царь во время судебных разбирательств.

К этому зданию, в свою очередь, примыкали покои царицы и все прочие комнаты, нужные для хозяйства и для свободного времяпрепровождения и отдыха после трудов. Все эти покои были снабжены резными дверьми из кедрового дерева. Наружность здания еще более выигрывала от тройного ряда воздымавшихся друг над другом колонн тогда как четвертый этаж представлял картину удивительной лепки, изображавшей целые деревья и многоразличные плоды, причем отдельные ветви и ниспадавшая с них листва, которая была сработана так тонко и искусно, что можно было предположить, что все это задвижется, не только давали тень, но и скрывали находившийся под ними камень».


Макет дворца в музее «Коломенское» (5)
«…Наружность здания еще более выигрывала от тройного ряда воздымавшихся друг над другом колонн…».

Пафос этого отрывка, как и всего описания Дома, совпадает со множеством восторженных описаний дворца в Коломенском приводимых современными авторами. Вот к примеру: «…Со своими чешуйчатыми крышами, изящными башенками, удивительными крыльцами, причудливыми окнами, разноцветной раскраской это творение русского искусства производило чарующее впечатление не только на русских. Но и на иностранцев. Блистая золотом, пестря красками, представляя самые прихотливые сочетания архитектурных линий, постройки Коломенского дворца казались только что вынутыми из шкатулки драгоценностями» (3).

И.Ф. «…Все остальное пространство стен вплоть до крыши было покрыто разнообразными красками, узорами и изречениями».

Известно, что Коломенский дворец внутри и снаружи был расписан хитрой росписью: цветами, травами, фигурами, изображавшими страны света, времена года, знаки зодиака, картинами на сюжеты древней истории и Библии (6).
И.Ф. «Ко всему этому царь воздвиг также и другие чертоги, предназначавшиеся для празднеств, и расположенные в красивейшей части дворца колоннады, среди которых помещалась также великолепнейшая зала для роскошных пиршеств, вся залитая золотом. Вообще, крайне затруднительно рассказать о всей грандиозности и великолепии царского дворца, равно как перечислить все хотя бы обширнейшие покои, не говоря уже о второстепенных и подземных».

Дворец в Коломенском поражал также и своей обширностью: в нем было 270 помещений условно делимых на три части.
«…Первую часть составляли хоромы постельные, или покоевые (обычно 3-4 комнаты). Самая дальняя из комнат служила царской опочивальней, или ложницей. Около нее располагалось комната крестовая, или молельная. Следующая была царским кабинетом (она единственная во дворце тогда называлась комнатой). И при входе — передняя, предназначавшаяся для приемов. Приемной комнате предшествовали теплые сени, к которым примыкал сенник (чулан) и мыльная.
Вторая часть дворца — хоромы непокоевые. Здесь проходили торжества. Для этого были приспособлены столовая изба, горница и повалуша (башенная часть дома, где летом устраивалась общая спальня).
Третья часть дворца объединяла различные хозяйственные постройки — большие дворы и маленькие дворцы (так иногда называли небольшие дворы): конюшенный, житный, кормовой (поваренный), хлебный, сытный и другие. Между палатами устраивали переходы. Обязательной была при хоромах домашняя церковь, в подклети которой хранили добро. А были еще части дворца, предназначенные для царицы, наследников» (7).

И.Ф. « …Вся необходимая утварь этой залы, предназначавшейся для пользования гостей, была из чистого золота».
Дворец в Коломенском внутренним убранством не уступал самым роскошным европейским дворцам. «…Не менее пышны и красочны были интерьеры дворца, исполненные в стиле русского барокко: рисунки слюдяных окон, фигурные рамы зеркал, блестевшее позолотой убранство, которое дополнялось красочными росписями стен и потолков; богатая барочная резная мебель, драгоценная утварь, посуда — все придавало дворцу невиданную ранее роскошь, одновременно в целом являя собой вершину искусства русского средневекового интерьера» (8).

И.Ф. «…а потому сразу невидимых, и сообщить о красивой внешности воздымавшейся к небу постройки или о ласкавших взор и представлявших приятное убежище во время летнего зноя и чудные уголки для отдыха садах дворца».

Известно, что вокруг царских теремов находились государевы фруктовые сады.
И.Ф. «Вместе с тем царь велел соорудить из слоновой кости огромный трон, поставленный на возвышении, к которому вело со всех сторон по шести ступеней. На каждой ступени стояло по бокам по два льва и постольку же наверху по обеим сторонам трона. Седалище было снабжено ручками, на которые мог опираться царь, а спинку, к которой он мог прислониться, составлял зад вола, обращенного в противоположную от восседавшего сторону. Все это было в изобилии выложено золотом».

Согласно архивным данным в 1672 году мастер оружейной палаты Петр Высоцкий сконструировал двух рыкающих львов. Механические звери стояли в Коломенском дворце по обе стороны трона Алексея Михайловича. Когда к трону приближались послы, львы разевали пасти и издавали громкий рык.

За воротами дворца так же стояли четыре льва, сделанных из дерева и одетых в шерсть, похожую на львиную. Внутри львов находились механизмы, пружина которых заставляла львов ворочать глазами и по временам издавать страшный рев. Внутри ворот находились четыре таких же льва.

На многочисленных картинах изображающих царя Соломона при встрече с царицей Савской, часто изображают львов на ступеньках к трону в соответствии с библейским текстом.


Sir Edward J. Poynter, The Queen of Sheba and King Solomon (9)

И вот таких каменных львов нам сохранили в экспозиции музея «Коломенское».
      
Каменные львы из экспозиции музея “Коломенское (10,5)

Трон царя Алексея Михайловича в Церкви Вознесения, сохранили до сего дня, оставив загадку его предназначения.


Царский трон в Церкви Вознесения (11)
«…Тут находился прекрасный трон, на котором восседал царь во время судебных разбирательств».

«…На восточной стороне галереи- гульбища расположен белокаменный трон, имеющий резное навершие в виде
раковины, декорированное листьями аканфа. Над ним сооружена сень, которую венчает изображение двуглавого орла с державой и скипетром. Причина установки здесь царского места до сих пор остается загадкой» (10).

Далее по Библии (3Ц7-12):
«Большой двор огорожен был кругом тремя рядами тесаных камней и одним рядом кедровых бревен; также и внутренний двор храма Господа и притвор храма».

Известно, что территория дворца была обнесена частично каменной, а частично дубовой оградой.
Коломенский дворец уже современниками связывали с именем царя Соломона, и напрямую назывался ими ДОМОМ СОЛОМОНА. Так польские послы писали: «Щиты над хоромами… круглые, на которых Европа, Африка, Асия написаны. Над всходами (лестницей) суд Соломонов написан; перед сенми выстава из окон дутая писана гербами государей и государств».(12)

Придворный поэт, Симеон Полоцкий, написал вирши по случаю окончания строительства дворца. (13)

Видя в дом новый ваше вселение,
в дом, иже миру есть удивление,
В дом зело красный, прехитро созданный,
честности царской лепо сготованный.
Красоту его можно есть равняти
Соломоновой прекрасной полате.
Аще же древо зде не есть кедрово,
Но стоит за кедр, истино то слово;
А злато везде пресветло блистает,
царский дом быти лепота являет.
Написания егда возглядаю,
много историй чудных познаваю…
Окна, яко звезд лик в небе сияет,
драгая слюдва, что сребро, блистает…
Дом Соломонов тем славен без меры,
Яко ваанны име в себе зверы…
Единым словом, дом есть совершенный,
царю велику достойно строенный;
По царской чести и дом зело честный,
несть лучше его, разве дом небесный.

Дворец царя Алексея Михайловича в Коломенском

Седмь дивных вещей древний мир читаше,
осьмый див сей дом время имат наше.

Как видим, здесь Симеон Полоцкий напрямую называет дворец Домом Соломона!

Вспомним, что Дом Соломона упоминает и Коран, а так же различные арабские и еврейские легенды. Так при упоминании о великолепном дворце Сулеймана (Соломона), в Коране приводится любопытная деталь. Пол дворца был выполнен якобы из чистого хрусталя. Изящество этого строения и то впечатление, которое оно оказало на царицу Савскую, отражены в Коране так:

"Ей было сказано: "Войди в этот дворец!"
Когда ж она увидела его, то приняла за водяную гладь
И (подняла подол своих одежд), тем самым обнажив голени ног.
"Дворец сей вымощен хрустальною плитой", — сказал ей Сулейман.
"О Господи! — ответила она. — Я нанесла душе своей урон!
Теперь я вместе с Сулейманом предаюсь Аллаху — Господу миров!"
(Сура "Муравьи": 44).

Итак, если абстрагироваться от хрусталя, то можно констатировать голый факт: Дом Соломона имел чем-то необычный пол! Дворец в Коломенском не сохранился, но сохранилась церковь Казанской Богоматери, входившая в единый комплекс дворца. Так вот в этой церкви было применено чудо инженерной техники XVII века, ее полы были с подогревом!

Различные легенды упоминают еще одну фантастическую особенность дворца Соломона, это необычное его освящение особыми огнями так, что в нем было светло, как днем. Сегодня, кто бы ни писал о Коломенском дворце, обязательно отметит среди его характеристик и такую – дворец был необычайно светлый из-за устроенных в нем 3000(!) разноцветных слюдяных окон и оконцев.

Сведем перечисленные характеристики в единую сравнительную таблицу.

Сравнительная таблица.

Параметр

Дом Соломона

Дворец в Коломенском

Хронология строительства Начато строительство Храма на 4-й год царствования, закончено через 7 лет и начато строительство Дома, которое закончено через 13 лет.
В сумме 20 лет
Четвертый год царствования А.М. Романова – 1649, тогда Дом должен быть закончен 1669, что соответствует наиболее часто упоминаемой дате окончания строительства дворца в Коломенском.
В сумме 20 лет
Размеры 100лХ80лХ30л 100мХ80мХ30м
Описательные характеристики Деревянный Деревянный
Оконных косяков было три ряда; и три ряда окон, окно против окна Во дворце была нечетко выраженная группировка окон по три
Три ряда воздымавшихся друг над другом колонн Три ряда воздымавшихся друг над другом колонн
Имел большое число помещений Имел 270 комнат
Был расписан внутри и снаружи Был расписан внутри и снаружи
Установлен необычный трон, окруженный фигурами львов Установлен необычный трон, окруженный механическими львами
Окружен садами Окружен фруктовыми садами
Имел необычный (хрустальный) пол Церковь Казанской Богоматери имела полы с подогревом
Освещался чудесными огнями Был необычно светлым внутри за счет установки 3000 окон
Восторженное описание великолепия Дома Восторженное описание великолепия дворца
Назван в Библии Домом Соломона Назван современниками Домом Соломона

В заключении хочется отметить следующий момент. Сейчас во многих публикациях, посвященных Коломенскому дворцу, красной нитью проходит, недоумение по причинам его уничтожения. Официальная версия: его разобрали из-за ветхости. А ведь могли бы и отремонтировать. По мнению некоторых авторов, дерево в срубе, на московской широте, стоит лет 300. Он мог бы сохраниться до наших дней.

На мой же взгляд,наиболее вероятной причиной уничтожения дворца в Коломенском, было размещение его описания в Библии и как следствие, с целью сохранения тайны создания последней.

Вывод.

• Библейские источники, рассказывая о Доме Соломона из ливанского кедра, с большой степенью вероятности, описывают деревянный дворец царя Алексея Михайловича Романова в селе Коломенском.
• Этот дворец уже современниками назывался ДОМОМ СОЛОМОНА.
• Возможно, что наиболее вероятная причина уничтожения дворца, это размещение его описания в Библии.

Список литературы

1. Серж Моро. ПОД СЕНЬЮ АКАЦИИ. Часть I. ЦАРЬ СОЛОМОН ВСЕЯ ВЕЛИКИЕ И МАЛЫЕ И БЕЛЫЕ РОССИИ САМОДЕРЖЕЦ. http://sergmoro.narod.ru/
2. Иосиф Флавий. ИУДЕЙСКИЕ ДРЕВНОСТИ http://www.krotov.org/acts/01/joseph/drevn11.html
3. Назаревский В.В. Из истории Москвы.Дворец в Коломенском . http://ido.edu.ru/ffec/hist/chrest/x2_14_7.html
4. Царские усадьбы XVII в. и их место в истории русской архитектуры. Архитектура русской усадьбы.- М.: Наука, 1998.- 334с.- 119 ил.- С. 38-49 http://archi.ru/publications/articles/bus_usad.htm
5. Официальный сайт русского фотографа Марины Роз. http://www.artrussian.com/museum.php
6. КОЛОМЕНСКАЯ ВЕРСТА. http://www.moskva.ru/history/mosslov/mosslov3_17.html
7. Хоромы деревянные — боярские и царские. http://schools.techno.ru/sch1529/mxk/derevo/der14.htm
8. Усадьбы Москвы. Коломенское. http://www.schools.keldysh.ru/gym1522/moscow2000/prj7a12/history.htm
9. Renaissance Gallrey. http://www.renaissance-gallery.net/page87.html
10. Музей «Коломенское». www.museum.ru/Kolomen/
11. Памятники русской архитектуры. Ц.Вознесения в Коломенском. ГАИАА СССР. Москва MCMXLII.
12. Татьяна Чамова. Семь чудес в КОЛОМЕНСКОМ. http://www.newacropolis.ru/articles/?id=111
13. Гудзий Н.К. Хрестоматия по древней русской литературе. М., «Просвещение», 1973. 528с.

В комплекс Государева двора вошли деревянные хоромы с домовой Казанской церковью, Сытный, Кормовой, Хлебный дворы (или дворцы), Приказные и Полковничьи палаты, караульни.

Усадьба Коломенское: режим работы 2018 и стоимость билетов, как доехать и официальный сайт

Московские дома: от дерева к камню

Государев двор окружала ограда с тремя воротами: Передними, Задними и Садовыми. Вокруг него разбили сады. Эту пышную и затейливо украшенную систему построек возвели не для удобства царской семьи, а чтобы произвести впечатление на иностранных гостей. Это удалось: Симеон Полоцкий даже назвал Коломенский дворец восьмым чудом света.

После смерти Алексея Михайловича и перенесения столицы в Санкт-Петербург Коломенское пришло в упадок. При Екатерине II обветшавший дворец разобрали. Она хотела его отреставрировать, но требуемые для этого 56 934 золотых рубля оказались слишком большой суммой. Тогда здание тщательно обмерили и описали. Это помогло в воссоздании дворца.

Место, где стоял дворец Алексея Михайловича, 300 лет стояло нетронутым. Там ничего не строили. А в 2010 открыли воссозданный на другом месте дворец Алексея Михайловича. Еще одним отступлением от оригинала стало использование железобетонного каркаса, чтобы уберечь здание от пожара.

Сейчас во дворце Алексея Михайловича в Коломенском музей. Экспозиция разделена на две половины: мужскую и женскую. Можно увидеть воссозданные интерьеры и предметы быта царской семьи.

Путеводитель по архитектурным стилям

Художественная отделка помещений насыщена: резные наличники и карнизы окон и дверей, горящая эмаль ценинных печей, мерцание слюдяных и стеклянных оконниц, многокрасочная роспись стен и потолков, узорные ткани на стенах и мебели, ковры. Светильники также воссоздали по русским и западноевропейским образцам XVII – XVIII веков.

В столовой палате оригинально расписан потолок: четыре части мира и знаки зодиака. Ее выполнили по западноевропейским аналогам конца XVI – первой половины XVII веков. А росписи царских покоев изображают библейских царей Давида и Соломона. Не случайно Симеон Полоцкий сравнивал дворец Алексея Михайловича с «Соломоновой прекрасной палатой». А хоромы Государыни царицы украшают росписи на тему времен года и «Притчи из Книги Эсфири».

Говорят, что….

Дворец Алексея Михайловича в Коломенском и его интерьеры на фотографиях разных лет:

А вам есть что добавить в рассказ о дворце Алексея Михайловича?

/ Просмотров: 27919 /

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *