КУКОЛЬНЫЙ ТЕАТР ЧЕЛЯБИНСК

Челябинский театр кукол был создан в начале 1930-х гг. Павлом и Ниной Гаряновыми. Театр ставил отдельные спектакли, которые вначале шли на сцене драматического театра. В 1935 г. театру был присвоен государственный статус, а 2 октября 1935 г. открылся его первый театральный сезон. Первой постановкой кукольного театра стал спектакль «Каштанка». Поэтому именно 2 октября считается днём рождения Челябинского кукольного театра.

Вначале театр не располагал отдельным зданием и размещался в Доме художественного воспитания детей, но в конце 1935 г. Обком Партии постановил выделить для театра здание бывшей школы № 4 по улице Кирова. В 1936 г. при театре начала действовать студия по подготовке актёров-кукловодов, а уже в 1937 г. челябинский кукольный театр со спектаклями «Веселый портняжка» и «Концерт марионеток» стал лауреатом Всероссийского конкурса театров кукол в Москве.

В годы Великой Отечественной войны деятельность театра была приостановлена: здание театра было отдано под госпиталь, артисты театра частично ушли на войну, оставшиеся выступали в госпиталях, на призывных пунктах и в воинских частях.

В 1950—1960-е гг. театр продолжил своё развитие. В 1959 г. он сменил статус с городского на областной. Репертуар театра обогатился спектаклями «Серебряное копытце», «Тигренок Петрик», «Кот Гусляр», «Три поросенка», «Мальчиш-Кибальчиш», «Катькин день», «О чем рассказали волшебники», которые имели успех у зрителей.

В 1970-е гг. в театре начали ставить неширмовые спектакли, в которых куклы и актёр выступали одновременно: это спектакли «Жирафёнок», «Пушок-волшебник», «Три поросенка», «Колобок». Тогда же на сцене театра начали ставить спектакли и для взрослых: «Влюбленные боги», «Любовь и три апельсина».

В 1972 г. театр разместился в отреставрированном здании на улице Кирова, в котором действует и по настоящее время.

В 1977 г. главным режиссёром театра стал Валерий Вольховский, и последующие 10 лет стали «золотым веком» Челябинского кукольного театра. В 1978 г. театр стал коллективным членом УНИМА (Международный Союз кукольных театров). Театр ставит детские спектакли Вольховского «Аистенок и Пугало», «Мы играем в Чебурашку», «Бука», «Золотой цыпленок», «Приключения Незнайки», «Слоненок», «Белоснежка и семь гномов» и др., а также драматические постановки Ж. Ануя, А. де Сент-Экзюпери, Б. Брехт, Н. В. Гоголь. В 1979 г. спектакль «Соломенный жаворонок» имел успех на фестивале в Шарлевиль-Мезьере (Франция), а в 1985 г. спектаклю «Мертвые души» присудили Гран-при и диплом за режиссуру на фестивале в городе Печ (Венгрия). В 1985 г. за постановки «Карьера Артуро Уи…», «Мертвые души», «Аистёнок и Пугало» режиссёр В. Вольховский, художник Елена Луценко, актёры Виктор Голованову и Владиславу Чернявскому получили звания лауреатов Государственной премии РСФСР им. К. С. Станиславского.

Челябинский областной театр кукол

В период 1987—1989 гг. главным режиссёром театра работал Михаил Хусид, благодаря которому театр поставил ряд экспериментальных спектаклей, в частности «Что было после спасения» и «Я, Фауст…», причём последняя постановка пользовалась успехом на гастролях театра в Германии.

В 1988 г. было образовано творческое объединение «Чёрный театр», которое поставило спектакли «Спокуха, Маша!» (рок-опера по повести Пушкина «Дубровский»), «Рассказы о Ленине», «Вещь» (по Д. Хармсу), «Невольные переводы из Шекспира» («ГамлЕт», «ОТеЛЛО») и ряд концертных программ и «капустников». «Чёрный театр» стал лауреатом международных фестивалей в Санкт-Петербурге, Архангельске, Рязани, Перми, Нижнем Новгороде а также пятикратным призёром Всероссийского фестиваля театральных капустников «Веселая коза».

В 1990 гг. музыкальный спектакль «История любви» для пяти актрис по городским дворовым песням XX века являлся участником ряда российских и международных фестивалей и завоевал гран-при VII открытого Уральского фестиваля театров кукол, и его также показывал телеканал «Культура». В 1998 г. театра выступает на Всероссийском конкурсе актерской песни имени А. Миронова в Нижнем Новгороде.

В 2006 г. театр получил название в честь Валерия Вольховского.

В октябре 2010 года театр кукол отпраздновал 75-летие со дня своего основания.

Ссылки

Приёмная: 791-96-56, Факс: (351) 791-96-56

Кассы: 791-66-04 (Вт-Вс, с 9:30 до 16:40, Пн — выходной)

Сайт:www.teatrkukol.uu.ru

 

     Государственное учреждение культуры Челябинский государственный театр кукол имени В. А. Вольховского, один из старейших в России и на Урале, образован драматическими актерами Павлом и Ниной Гаряновыми, приехавшими в Челябинск в 1933 году.

     История Челябинского театра кукол началась с двухсотлетнего Петрушки, купленного актерами Гаряновыми у старого московского мастера. Очарование куклы, ее «актерские» возможности подсказали Гаряновым идею создания театра кукол. Но до исполнения желания было далеко. Вначале появились отдельные спектакли, часто они шли на сцене драматического театра.

     Лишь спустя два года театр получил статус государственного и 2 октября 1935 года открыл свой первый официальный театральный сезон спектаклем «Каштанка» по рассказу А. П. Чехова. Этот день вошел в сердце города и артистов как День рождения Челябинского театра кукол.

     Поначалу у театра не было своего помещения – он занимал одну из комнат Дома художественного воспитания детей. Здесь стояла ширма, ящики с куклами и верстак, на котором делали декорации. По мере роста театра комната в доме художественного воспитания детей делалась все тесней и тесней. И в конце 1935 года по решению Обкома партии под театр отдали здание бывшей 4-ой школы по улице Кирова, дом 52-б.

     Уже в следующем, 1936 году, при театре была создана студия, готовившая актеров-кукловодов (первая в стране!). А еще через год, в 1937 году, молодой театр заявил о себе во весь голос, став лауреатом Всероссийского конкурса театров кукол в Москве. Два спектакля театра – «Веселый портняжка» и «Концерт марионеток» — были отмечены жюри конкурса и зрителями.

Энциклопедия Челябинской области

В довоенные годы художественное руководство театром осуществляла Нина Гарянова, Павел Гарянов писал для театра пьесы, здесь работали режиссеры С. М. Лещинский, художники Прахонин, Д. Д. Лидер, Б. Н. Скребнев.

     В годы Великой Отечественной войны деятельность театра была приостановлена: здание театра было отдано под госпиталь, артисты театра частично ушли на войну, оставшиеся выступали в госпиталях, на призывных пунктах и в воинских частях.

     После войны, в 50-60-е годы, театр развивался и рос. Актерское общежитие размещалось в бывшей (и нынешней) мечети, здесь жили, репетировали, играли свадьбы, воспитывали детей.

     Первоначально организованный как городской, в 1950-е гг. Челябинский театр кукол, объединенный с передвижным, был преобразован в областной. История театра в следующие два десятилетия связана с именами режиссеров Н. Лещинской, Т. Никитиной, А. Лаврещука, В. Куликова.

     В 1970-77 гг. главным режиссером театра был Людвиг Устинов, а художником вплоть до 1980 г. — Леонид Рошко. Они изменили форму существования актера на сцене: теперь он открыто вел куклу, ширма была либо обозначена, либо ее не существовало вовсе, появилось новое сценическое пространство, требующее освоения. Устинов и Рошко ввели в репертуар спектакли для взрослых: «Влюбленные боги», «Любовь и три апельсина».

     В 1972 театр получил отреставрированное здание по ул. Кирова, 8, где находится по сей день.

     С 1977 главным режиссером Челябинского кукольного становится Валерий Вольховский. Годы под его руководством вошли в историю театра под названием «золотого века». Созданные Вольховским совместно с художниками Леонидом Рошко и Еленой Луценко спектакли «Соломенный жаворонок» (фантазия на темы древнерусского фольклора), «Процесс над Жанной дАрк. Руан. 1431 год», «Маленький принц», «Карьера Артуро Уи, которой могло и не быть», «Мертвые души», «Аистенок и Пугало» покорили зрителей как в стране, так и за рубежом. Вольховский поднял искусство кукольного театра на небывалую эстетическую и этическую высоту, создал театр-дом.

    В 1987-89 главный режиссер театра — Михаил Хусид, представитель иного творческого направления, мастер обостренной формы, осуществивший несколько интересных экспериментальных постановок. Это, прежде всего, спектакли «Что было после спасения» (по рассказам Д. Сэлинджера и Р. Яна) и «Я, Фауст…».

     В 1988 в театре образовано творческое объединение «Чёрный театр» актеров и режиссеров Александра Борока и Сергея Плотова. Этот творческий дуэт представляет зрителям драматические постановки «Спокуха, Маша!» (рок-опера по повести А.С. Пушкина «Дубровский»), «Рассказы о Ленине», «Вещь» (по произведениям Д. Хармса), «Невольные переводы из Шекспира» («ГамлЕт», «ОТеЛЛО»), а также множество концертных программ и «капустников». «Черный театр» — лауреат международных фестивалей в Санкт-Петербурге, Архангельске, Рязани, Перми, Нижнем Новгороде, пятикратный призер Всероссийского фестиваля театральных капустников «Веселая коза».

     С 1996 г. главный режиссер театра — А. Борок, С. Плотов — режиссер-постановщик. На сцене идут спектакли «История любви», «История болезни».

      В 2006 году театру присвоено имя Валерия Вольховского.

     В этом же, 2006 году, Челябинский театр кукол выступил организатором Международного Фестиваля театров кукол «Соломенный Жаворонок», на котором состоялось торжественное открытие мемориальной доски Валерию Вольховскому. Второй фестиваль «Соломенный Жаворонок» состоялся в следующем, 2007 году.

     В октябре 2010 года Челябинскому театру кукол исполнилось 75 лет. К своему юбилею театр приурочил проведение в Челябинске Международного фестиваля театров кукол «Ковчег». В фестивальной афише были представлены спектакли коллективов из Японии, Словении, Эстонии, Белоруссии, Москвы, Санкт — Петербурга, Пензы, Костромы, Магнитогорска. Проект состоялся при поддержке Министерства культуры РФ, Администрации города и области и Министерства культуры Челябинской области. Сегодняшний театр кукол полон новых замыслов и творческих планов в освоении сложного языка древнего и вечно молодого искусства театра кукол.

Контакты

Адрес: 454084, Россия, г. Челябинск, ул. Кирова, 8

Телефоны кассы: 791-66-04 (Вт-Вс, с 9:30 до 16:40, Пн — выходной)

Администратор: 791-46-46

Приёмная: 791-96-56, Факс: (351) 791-96-56

Директор: 790-29-94

Главный режиссер: 790-11-51

Заведующий труппой: 796-66-16, 791-66-05

Менеджер по рекламе: 791-46-46

Заведующая литературной частью: 796-66-16

Смотрите на сайте:
Отдых в Челябинской области
Отдых за границей на море
Озёра Мира (удивительные и красивые)
Евпатория

Челябинский театр кукол — один из старейших театров кукол Урала. Появлению театра в нашем городе помог случай. Однажды артисты театра драмы Павел Абрамович и Нина Адамовна Гаряновы на чердаке старого дома нашли куклу "Победоносец", изготовленную 200 лет тому назад. Очарование куклы, ее "актерские" возможности подсказали Гаряновым идею создания театра кукол. Но до исполнения желания было далеко. Вначале появились отдельные спектакли, часто они шли на сцене драматического театра. Одним из первых кукольных спектаклей стал "Черный Том", показанный челябинцам в 1929 г.

Лишь в 1935 г. театр получил статус государственного и открыл свой первый театральный сезон спектаклем "Каштанка" по рассказу А. П. Чехова. Уже в следующем, 1936 г. при театре была создана студия, готовившая актеров для театральной труппы. А еще через год молодой театр заявил о себе во весь голос, став лауреатом Всероссийского конкурса театров кукол. Два спектакля театра — "Веселый портняжка" и "Концерт марионеток" — были отмечены жюри конкурса и зрителями.

В 1950-60-е гг., благодаря творческим находкам режиссеров Н. Лещинского, Т. Никитиной, А. Лаврещук, В. Куликова, театр снискал зрительскую симпатию, спектакли его пользовались неизменным успехом, отмечались на фестивалях театров кукол (например, в Перми в 1967 г.).

В 1970-е гг., с приходом в театр Людвига Устинова (гл. режиссер с 1970 по 1980 гг.), настала эпоха неширмовых спектаклей. Зрители впервые увидели на сцене актера, работающего с куклой, в спектаклях "Жирафенок", "Пушок-волшебник", "Три поросенка", "Колобок" и более поздних — "Влюбленные боги", "Любовь и три апельсина", блистательно оформленных главным художником театра Леонидом Рошко.

В 1972 г. театр отпраздновал новоселье, переехав в отреставрированное здание по улице Кирова, где находится по сей день. Прекрасные спектакли, красивое уютное здание, небольшой сквер возле него сделали театр кукол любимым местом отдыха челябинской детворы. Уже не одно поколение челябинцев выросло, сохранив воспоминания от встреч в детстве с волшебным миром театра кукол.

Год от года росла популярность театра. Театр "взрослел". С начала 1980-х гг. он известен и за рубежом. Под руководством главного режиссера Валерия Вольховского театр "заговорил" с детьми о серьезных жизненных проблемах: добре и зле, поиске своего места в жизни. "Золотым десятилетием"  назвали работу театра в этот период. Из Франции с Международного фестиваля театров кукол театр возвращается с дипломом и медалью (1979 г.). На следующем Международном фестивале (Венгрия, 1985 г.) спектакль   "Мертвые души" отмечен "Гран-при" и дипломом за лучшую режиссуру.

В 1985 г. В. Вольховский и Е. Луценко (гл. художник), актеры В. Голованов и В. Чернявский за спектакли "Мертвые души", "Аистенок и пугало", "Карьера Артуро Уи, которой могло не быть" стали лауреатами  Государственной премии РСФСР им. К. С. Станиславского. Два последних спектакля были показаны в 1987 г. на Международном симпозиуме теоретиков театров кукол. Представители 12 стран мира познакомились с творческими находками челябинских артистов. В эти годы спектакли челябинского театра кукол увидели москвичи (1981, 1987 гг.), жители Ленинграда, Хабаровска, Киева, Ташкента, Днепропетровска и многих других городов. В театре сформировался творческий коллектив, способный решать неординарные задачи: В. Голованов, В. Ширяева, В. Чернявский, Т. Тэрнитэ, Л. Глушкова, А. Антипова, Г. Мезенцева, Ф. Псарев, А. Жарикова, А. Борок и другие. Вдохновителями творческих поисков актеров стали В. Вольховский и Е. Луценко. "… Ощутить за спиной крылья и  научить летать других", — так формулировал театральный коллектив свое кредо в эти годы.

В последующие годы театр продолжил поиски в спектаклях "Что было после спасения", "Я, Фауст". "Сон в летнюю ночь" Шекспира на сцене кукольного театра, блистательно поставленный и исполненный, буквально потряс зрителей фейерверком юмора и веселья. Он был признан одним из лучших на Московском фестивале в 1988 г. На гастролях театра в Германии неизменным успехом у зрителей пользовался спектакль "Я, Фауст". В течение десяти лет с 1975 по 1985 гг. коллектив театра был одним из организаторов и участников фестивалей театров кукол уральской зоны. Первый с успехом прошел в Челябинске, последний в Оренбурге. Неоценимую помощь в становлении театров кукол Урала и Западной Сибири оказала созданная в 1979 г. при челябинском театре зональная лаборатория театральных художников и режиссеров. В последующем официальный статус лаборатории вырос до всероссийского. Возглавила лабораторию кандидат искусствоведения И. Уварова. Годом раньше (1978 г.) театр становится коллективным членом Международной Ассоциации деятелей театров кукол (УНИМА).

Новшеством стало и появление в театре в 1988 г. творческой группы "Черный театр" С. Плотова и А. Борока. "Рассказы о Ленине" по мотивам произведений М. Зощенко, А. Твардовского и др., "Вещь" Д. Хармса были показаны на фестивалях в Архангельске (1991 г.), Рязани (1991 г.), стали лауреатами фестиваля "Невский Пьеро"в Санкт-Петербурге (1994 г.). В 1994 г. творческой группой был поставлен спектакль "Гамлет", отмеченный Гран-при на фестивале капустников в Нижнем Новгороде. Сегодня театр работает в сложных условиях. Не завершен ремонт здания, длящийся уже несколько лет. Коллектив встречается со своими зрителями на импровизированных сценах в детских садах, школах. При этом ставит новые спектакли, участвует в фестивалях. Только в 1998 г. театр участвовал в семи фестивалях, получив Гран-при за спектакль "История любви" на VII открытом Уральском фестивале театров кукол. На фестивале моноспектаклей в Перми была высоко оценена работа Сергея Плотова и Людмилы Глушковой в спектакле "Около Пиаф". Успешно гастролировали в Геленджике с новыми детскими спектаклями "Однажды в Африке" и "Праздник Нептуна".

В 2000 юбилейном году в Челябинске пройдет очередной Уральский  фестиваль театров кукол. Коллектив театра надеется, что он сможет принять гостей в достойном здании, предоставив свою сцену и зрительный зал его участникам.

Э. Б. Дружинина
(Элла Борисовна  Дружинина — заместитель директора по научной работе Центра истортко-культурного наследия г.Челябинска)

Челябинский областной театр кукол: 45 лет: (Буклет). — Челябинск, 1980. — 1 л., слож. в 12 с.: ил.

Челябинский областной театр кукол / Упр. культуры Челяб. облисполкома. — Челябинск, 1985. — 6 отд. л. в папке.

Культура. Искусство. Творчество. Челябинская область: Ил. кат. учреждений Гл. упр. культуры и искусства администрации Челяб. обл. / Сост. В. Богдановский, Д. Графов. — Челябинск: Творч. об-ние "Каменный пояс", 1995. — 137 с.: ил.

Вольховский В. Театр кукол // Челябинск в разных измерениях.

Кукольные театры всего мира

— Челябинск, 1986. — С. 103.

Карпушина Н. "Театр детской радости": Начало Челябинского кукольного // Веч. Челябинск. — 1983. — 19 мая.

Борисов В. Что имеем — не храним… // Веч. Челябинск. — 1987. — 1 окт. Об истории создания театра и его основателе П. А. Гарянове.

Гарянов П. А. Актеры: Театр. зап. — Челябинск: Кн. изд-во, 1957. — 174 с. Автобиографические воспоминания основателя театра.

Театр начинается с…: Спец. вып., посвящ. 50-летию Челяб. обл. театра кукол // Комсомолец. — 1985. — 17 дек.

Михайлов Л. "Черному театру" срочно требуется "Большой белый брат" // Голос (Челябинск). — 1992. — Май (N 19).Об эскпериментальной студии "Черный театр".

Бавильский Д. Светлые планы "Черного театра" // Веч. Челябинск. —  1997. — 23 мая. — С. 11.

Мавринская Л. Натянутые струны души // Автограф. Челябинск-арт. — 1998. — N 3. — С. 49 — 52. О В. А. Вольховском, режиссере Челябинского театра кукол в 1970 -1980 гг.

* * *

Челябинский областной театр кукол: (К 50-летию со дня открытия) // Край наш южноуральский, 1985: Рек. библиогр. указ. — Челябинск, 1984. -С. 64 — 66.

Челябинский областной театр кукол // Лауреаты областной комсомольской премии "Орленок" в области литературы, искусства, журналистики и архитектуры: Рек. библиогр. ил. указ. — Челябинск, 1989. — С. 151 — 154.

Челябинск: Библиогр. указ. / Челяб. обл. универс. науч. б-ка; Сост. А. А. Банникова. — Челябинск, 1990. — 269 с. С. 175 -176: Областной театр кукол.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *