КРЫМСКИЙ ТЕАТР ИМЕНИ ГОРЬКОГО

Крымский академический русский драматический театр им. М. Горького — старейший театр не только Симферополя, но и всего Крыма.

Свою историю театр начал с небольшого театра при Дворянском собрании, представления в котором начались ещё в 20-х годах XIX в.

Основателем стал московский купец Волков, который переехал в Симферополь по рекомендации врачей. Он арендовал сарай при дворе Дворянского собрания. Там построили сцену, ложи, сделали пол из досок. Волков и любители искусства ставили спектакли по произведениям Сумарокова, Фонвизина и Озерова. Благодарая стараниям А.В. Самойлова, директора симферопольской гимназии, купца И.С. Чеха и многих других сарай неоднократно перестраивался и облагораживался.

В 1873 году старое помещение театра разобрали и построили новое. Теперь в театре было фойе, зрительный зал для 410 человек, артистические уборные, мастерские, сцена и другие необходимые помещения.

На сцене театра выступала труппа бердянского купца Данилы Жураховского и "Компания актеров" Виноградова-Дудкина, но иногда на сцене театра выступали и знаменитые актеры.

Современное здание театра было построено в 1911 году по проекту академика архитектуры А.Н. Бекетова в стиле неоклассицизма. В центральной части здания установлены бюсты П.И. Чайковского, А. С. Пушкина и Н.В. Гоголя — основоположников русского театрального искусства. Театр венчают фигуры Аполлона-Мусагета и музы Мельпомены, по краям фронтона восседают мифологические существа — львы-грифоны.

Здание театра Таврического дворянства. Фото дореволюционных лет

Здание театра активно использовалось для общественной и политической жизни города. В 1918 году тут прошло торжественное открытие Таврического университета. В стенах этого здания выступали известные люди, в декабре 1920 года с докладом выступил Н.А. Семашко. С 7 по 9 ноября 1921 года здесь проходил съезд Советов рабочих, крестьянских, красноармейских и флотских депутатов.

В годы социалистического строительства на сцене театра ставили классические произведения: "Горе от ума" А. Грибоедова, "Разбойники" Ф. Шиллера и другие, а также произведения современных авторов: "Любовь Яровая" К. Тренёва (ставилась в театральном сезоне 1926-1927).

Далее были сделаны постановки на произведения В. Билль-Броневицкого — "Шторм", "Штиль", "Луна слева", В. Иванова — "Бронепоезд 14-69", Н. Погодина — "Темп", А. Корнейчука — "Гибель эскадры" и другие героико-революционные пьесы.

В 1943-1944, в годы оккупации, в театре действовала подпольная группа "Сокол". Её возглавляли: Н.А. Барышев, главный художник театра и актриса А.Ф.

Крымский русский театр

Перегонец. В состав группы входили: актеры Д.К. Добромыслов, 3.П. Яковлева, костюмеры И.Н. Озеров и Е.Я. Кучеренко, машинист сцены П.И. Чечеткин, уборщица П.Т. Ефимова, ученик художника О.А. Савватеев.

Члены подпольной группы театральных работников "Сокол"

Подпольщики поддерживали связь с партизанами, вели разведывательную работу. Их стараниями был составлен план Симферополя с указанием разведанных военных объектов противника. Подпольщики сохранили уникальную коллекцию из 5000 театральных костюмов, которую немцы хотели вывезти.

10 апреля 1944 года, за три дня до освобождения Симферополя, гестапо обнаружило подпольщиков, и они были расстреляны. Их героические поступки не забыты. На здании театра установлена мемориальная табличка, а в театре поставлен спектакль "Они были актёрами", в 1981 году был снят одноименный фильм.

12 мая 2010 года по телевизионному каналу "Россия 1" был показан документальный фильм режиссёра Александра Беланова "После премьеры — расстрел. История одного предательства".

При отступлении фашисты подожгли здание театра. Но благодаря подпольщице Елизавете Кучеренко, работавшей в костюмерной, и А.С. Карсову, рабочему мастерской, театр был спасен.

С 1979 по 1995 годы проводились реставрационные работы. На месте снесенного первого крымского театра отреставрированному зданию был пристроен новый корпус. Филиал театра расположен на площади Советской. Общая площадь всех зданий составляет 12 500 кв.м.

Зрительный зал основной сцены им. А.Г. Новикова

Сегодня театр представляет собой уникальный комплекс зданий и сцен, занимающий целый квартал и не имеющий аналогов в странах бывшего СНГ. В него входят 7 сценических площадок, на которых помимо драматической труппы работают театр юного зрителя (ТЮЗ), камерная музыкальная труппа, театр современного балета. Ежегодно на сцене театра ставят примерно 600-700 спектаклей. Общая вместимость площадок около 2000 мест.

При театре есть школа-студия, в которой обучаются будущие актеры.

Начало вечерних спектаклей — в 19.00

Начало спектаклей на летних площадках — в 20.00

Начало дневных спектаклей — в 12.00.

Адрес театра: ул. Пушкина , 15

Справки по телефонам: (0652) 27-67-02, 60-02-55

Время работы кассы: ежедневно, кроме ПН, с 10.00 до 19.00

Официальный сайт: http://www.russian-theatre.crimea.edu

При составлении статьи были использованы следующие источники:

Симферополь. Путеводитель. — Симферополь: "СВIТ", 2009.

Знакомьтесь — Крым удивительный! Путеводитель по городам и окрестностям. — Симферополь: "РуБин", ЧП Бинькин, ЧП Литвинова, 2006.

Исиков В.П., Литвинов П.А., Литвинова Г.Б. Атлас достопримечательностей Крыма. — Судак: СТАЛКЕР, 2008.

Крымский академический русский драматический театр им. М. Горького

Театр им. Горького в Симферополе

Русский театр имени Горького.
Крымский академический русский драматический театр имени М.Горького — старейший театр полуострова. Его история насчитывает 190 лет. В 1821 году московский купец Волков, временно проживавший тогда в Симферополе, решил создать театр. Купец был заядлым театралом. Для реализации своей задумки купец арендовал длинный каменный сарай при доме Дворянского собрания. Несмотря на скромный внешний вид, театр вскоре стал одним из центров культурной жизни города.

Первый театр в Симферополе.
Реконструкция бывшего театрального помещения. Иллюстрация из книги С.Л. Беловой.

Сарай неоднократно перестраивался стараниями А. В. Самойлова (директора симферопольской гимназии и брата известного русского актера того времени), купца И. С. Чеха, и других. В 1873 г. помещение театра было разобрано и построено новое — с фойе, сценой, зрительным залом на 410 мест, артистическими уборными, мастерскими, конторой и другими службами. Вестибюль и буфет размещались в соседнем здании Дворянского собрания.

В 1846 году известный антрепренер Данила Жураховский организовал в симферопольском театре гастроли великого русского актера М.С.Щепкина. Михаил Семенович сыграл на сцене симферопольского театра (в том самом переделанном сарае) несколько спектаклей. В эту поездку Щепкин взял с собой своего друга и объективнейшего критика В.Г.Белинского.

Русский драматический театр.

Старейший Крымский театр. Когда то он назывался Дворянским. Сейчас Русский драматический им. Горького.

Другой вид на Русский театр.    
 

Современное здание театра было построено по проекту Академика архитектуры А. Н. Бекетова. Конкурс на лучший архитектурный проект театра был объявлен весной 1909 года. Но ни один из проектов не понравился заказчикам. Тогда было решено обратиться к Бекетову. Перед архитектором была поставлена непростая задача: в одном здании разместить театр, доходный дом, магазины и ресторан. Архитектор успешно справился с поставленной задачей. Весной 1910 года под руководством инженера А.М.Рыкова началось строительство театра.

Здание исполнено в духе позднего модернизма с некоторыми отклонениями в сторону неоклассицизма. В цветовом решении наблюдалось влияние традиции раннего модерна: использовались цвета пастельного звучания с четким распределением по объектам. Главный вход в театр оформлен портиком ионического ордера, увенчанным аттиком со скульптурной группой и грифонами. Сцену занавес и все оформление со стороны сцены живописью выполнил художник из Санкт-Петербурга И.Суворов. Он же оформил асбестовый занавес и декорации к оперным спектаклям. Все скульптурные работы были изготовлены мастерской скульптора О.Якобса. Строительство было завершено в марте 1911 года.

В театре играли знаменитые актеры. На сцене симферопольского театра начинали свой творческий путь М. И. Царёв, Ф. Г. Раневская, Н. Соснин, В. В. Кенигсон, М. М. Названов, А. Голобородько.

Здание активно использовалось в политической и общественной жизни. В 1918 году здесь прошло торжественное открытие Таврического университета. В декабре 1920 г. здесь выступал с докладом Н.

Театр Горького — место скопления любителей драмы в Симферополе

А. Семашко, 7 — 9 ноября 1921 г. состоялся Первый Всекрымский учредительный съезд Советов рабочих, крестьянских, красноармейских и флотских депутатов.

На плакате написано: "Привет всекрымскому съезду профсоюзов".    

Бывший дом Дворянского собрания. Новая сцена Русского театра.
Сзади, с двух сторон этого здания стояли когда то два сарая для карет и лошадей. Это здание построено на месте первого здания театра, перестроенного из сарая.

В одном из фойе русского театра находится его музей. В этом музее я нашел любопытный документ: план зрительного зала. Сравнив этот план с современным планом зала, я нашел много интересного. Ниже представлены два упомянутых выше плана и небольшой анализ обнаруженных мной отличий.

План зала театра.

В сравнении два плана зала русского театра в наше время и до революции. Поместите курсор посредине между двумя изображениями. Нажав появившуюся кнопку, вы сможете сравнить два плана детально. Щелкнув по любому из планов вы можете увеличить его.

Первое, что бросается в глаза — в те давние времена в театре для нумерации мест не знали такого понятия, как ряд. Весь зал делился на зоны, и в каждой зоне использовалась сквозная нумерация. В партере было две такие зоны (основная и задняя). Отдельной зоной считался второй ярус (второй этаж — амфитеатр). На третьем ярусе (этаже) было еще две зоны: балкон и галерея. Представляю, как сложно было зрителям искать свое место. Тут нужно было держать план зала перед глазами, иначе без помощи служащих театра не обойтись.

Второе существенное отличие в том, что в дореволюционном театре было гораздо больше лож. Сейчас ложи есть только на первом ярусе слева и справа от партера. Из плана видно, что первоначально ложи были как на первом, так и на втором ярусе театра. Причем даже на первом ярусе ложь было гораздо больше. И это не удивительно. Достаточно посмотреть на заголовки старого и нового планов. Первоначально это был "Театр Таврического дворянства". Не бедные дворяне предпочитали смотреть спектакль из персональной ложи. По этой причине в ложах места не нумеровались. Ложа продавалась целиком. Имелись так же и именные ложи. Две ближайшие к сцене ложи прямо на плане записаны за двумя главными в губернии персонами. Ложа слева от сцены именовалась как "Ложа господина Губернатора", а такая же ложа справа от сцены именовалась как "Ложа господина Губернского предводителя дворянства". Кроме лож на первом и втором этажах на старом плане театра есть еще две удивительные ложи на третьем ярусе театра. Судя по плану, они находились на третьем этаже прямо над ложами Губернатора и Предводителя дворянства. Удивительны эти ложи тем, что оформлена каждая эта ложа как большое круглое окно почти под потолком зала. Что оттуда было видно, не понятно. Сейчас обе эти ложи закрыты щитами и ни как не используются.

Очевидно, что после революции, когда театр стал более народным и демократичным была проведена определенная реконструкция. На втором ярусе все перегородки между ложами были ликвидированы, лишние двери (через которые зрители входили в эти ложи) заложены и все это пространство превратилось в единый балкон, на котором разместили по два ряда мест (два ряда на левом балконе второго этажа и два ряда на правом). Правда это называется не балкон. Для удобства зрителей эти два освобожденные от лож пространства так же, как и остальное пространство второго этажа называется "Амфитеатр".

Ложи первого этажа так же подверглись реконструкции. Ложи укрупнили путем объединения нескольких рядом стоящих лож в одну. Ложи А и Б первого этажа были объединены и превратились в "Ложу 5". Ложи В и Г первого этажа превратились в "Ложу 2". Ложи первого этажа, которые в старом театре именовались как №1, №2, №3, №4, превратились в "Ложу 4". И, наконец, ложи первого этажа №5, №6, №7, №8, превратились в "Ложу 3".

Изменилась так же расстановка мест в партере. В дореволюционном театре места расположены были таким образом, что между них было оставлено два центральных прохода. Теперь в партере всего один проход по центру. Все, кто посещал наш Русский театр, знают, что современном театре часть партера в конце зала под балконом амфитеатра не отделена от зала и используется как кабина звукорежиссера. На новом плане это помещение хорошо видно. Это пустое пространство в виде параллелепипеда. Наверняка, кабина звукооператора понадобилась не сразу. Это современный театр не может без звукоусиливающего и осветительного оборудования. Кстати, в современном театре две ложи на втором этаже, самые ближние к сцене объедены под световые прожекторы и для зрителей закрыты.

Но самое удивительное и загадочное отличие обнаружилось на третьем ярусе (этаже) зрительного зала. В современном театре весь третий этаж носит название "Балкон". В задней части балкона в настоящее время существует 6 рядов мест, расположенных дугой. Кто сидел хоть раз на последних рядах этой Галерки знает, что сцена от туда видна не очень хорошо. Сильно мешает большая люстра под потолком театра. Однако, на старом плане мы видим выше балкона еще одну обширную зону, которая называется "Галерея"! В этой "Галерее" расположено еще шесть рядов мест. И даже выше Галереи, а так же по бокам справа и слева добавлены группки по три и четыре места! Куда делись эти места не понятно. Кстати, галерея есть и над правым и левым балконами. Только там места квадратиками не обозначены. Видимо, эти места стоячие!

Количество мест

  Партер Ложи Мест в ложах Амфитеатр Балкон Галерея Всего
1915 340 28 152 180 186 886+ложи
2015 271 6 58 192 190 711
Если вам понравилось, отметьте эту страницу в своей социальной сети:

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *