КОСТЕЛ ВОЗДВИЖЕНИЯ СВЯТОГО КРЕСТА

На самом деле, в родном городе осталось не так много действительно исторических мест, а не новостроеек или отреставрированных, а именно нетронутых временем и войной.

Одной из таких достопримечательностей, безусловно, можно назвать древнюю Голгофу. Меня с самого детства интересовало: как эти места и даже улица, на которой находится знаменитое кладбище (кстати, самое старое в городе), сохранили свое название в нынешние времена переименований. А название, между прочим, Библейское, ведь Кальвария с латинского языка — «Место черепа» (именно то место, где был распят Христос).

Но вернемся к самомуим кладбищу. Заходя на его территорию (а там совсем необязательно находиться только во время похорон), сразу чувствуешь себя словно в другом измерении. Проходя через главные ворота на территорию Кальварии, сразу перестаешь слышать звучание большого города, и время будто останавливается. Ведь в Кальварии свое летоисчисление. Кладбище видело живую историю страны.Здесь похоронены: Ян Дамель — художник, Ян Болеслав Луцкевич — повстанец 1863−1864 гг., отец Ивана и Антона Луцкевичей, Янка Лучина — белорусский поэт, Евгений Кулик— белорусский художник послевоенного периода, автор эталона герба «Погоня» в качестве государственного герба Республики Беларусь в 1991—1995 гг.

«Костёл Воздвижения Святого Креста»

.,Алесь Асташонок— белорусский писатель.


Поэтому стоит просто прийти туда, чтобы должным образом почтить предков. Широкие и узкие проходы, древние склепы и надгробия, огромные старые деревья, пройдя по Кальварии, можно дотронуться до живой, или в этом случае лучше сказать вечной, истории своей Родины. Просто невозможно не отбросить свои заботы и суету, когда находишься в месте, пропитанном духом вечности.

А еще посреди кладбища возвышается католический костел, который был построен в 1839 году и украшен иконами художника Е. К. Дамеля. Костел — памятник архитектуры ретроспективно-готического стиля. Он не очень большой и совсем не похож на традиционные храмы, а больше напоминает часовню. Огромные деревья вокруг даже делают его визуально меньше. Но от этого костел не перестает быть храмом — храмом живой веры в продолжение жизни после смерти. И это очень символично в этом случае, поэтому редкая личность, которая приходит на Голгофу, не заглянет в костел Воздвижения Святого Креста.

Люди приходят на Голгофу каждый год на «Дзяды» (славянский народный поминальный обряд, ритуальный ужин в память об умерших предках), чтобы вместе почтить предков и помолиться о вечном покое для них.

Но это далеко не единственная цель посещения кладбища. Советую каждому, кто имеет какие-то душевные волнения или каждодневные заботы, посетить Кальварийское кладбище и Костел Воздвижения Святого Креста.

Фото: Сергей Ильин

Главная » Беларусь » Достопримечательности » Церкви, костелы, монастыри

Адрес

г. Брест, пл. Ленина

Галерея

Описание

Святой Крест

Костел Воздвижения Святого Креста построен как кафедральный в 1856 из кирпича по проекту губернского архитектора города Гродно Якова Фардона.

Неизвестный Минск. Костел Воздвижения Святого Креста на Кальварии

Первый городской католический деревянный храм Святого Креста и Вознесения Девы Марии был возведен в 1412 при финансировании князя Великого Княжества Литовского Витовта. 

Первоначально разработать проект костела, в соответствии с особыми требованиями Императора, было поручено брестскому городскому архитектору Владимиру Поликарпову. Однако зодчий не смог понять смысл пожеланий царствующей особы и отказался от задания, которое был вынужден по приказу свыше выполнить Яков Фордон. В 1849 году проект был утвержден Императором. 

Яркий представитель позднего классицизма костел был построен по базиликальному типу храмостроения: прямоугольный в плане трехнефныей объем с полукруглой абсидой, завершающей центральный неф, и боковой пристройкой (сакристия). 

Главный фасад, разделенный пилястрами на три части, завершают две башни с треугольным на высоком аттике фронтоном между ними. В центральной части расположен главный вход, выделенный пилястрами и треугольным фронтоном. К нему ведёт высокая лестница. Две другие части фасада имеют прямоугольные ниши, декорированные треугольными фронтонами. Боковые фасады расчленены прямоугольными оконными проемами, расположенными в двух уровнях, декорированными подоконными панелями с розетками и пилястрами в простенках. 

Апсида по центру выделена высокой полуциркульной нишей. В апсиде был организован алтарь, а на хорах установлен орган.

В период с 1950 по 2001 год здание костела было приспособлено под Брестский областной краеведческий музей. Был изменен интерьер, сняты боковые башни центрального фасада. 

После передачи костела Римско-католической церкви, здание было максимально восстановлено до первоначального вида. Сейчас это действующий храм и одновременно памятник архитектуры Бреста. Помимо богослужений в костеле проходят концерты органной музыки.

В церкви находится великая христианская святыня с богатой исторической судьбой — Брестская икона Божьей матери. Привезенная из Рима с 1635 года она находилась в Брестском доминиканском монастыре, была похищена татарами в период казацких войн, отбита Николаем Потоцким, в то время он находился в должности Гетмана польного коронного (заместитель командующего армией в Речи Посполитой) и помещена в его часовне. После смерти Потоцкого в 1676 его жена передала украшенный ею металлической ризой деревянный образ в Брестский доминиканский монастырь. Чудесная икона пережила многочисленные иноземные нашествия, две мировые войны, атеистический вандализм…  

Написанная маслом на полотне, приклеенном к деревянному основанию, икона была коронована в 1995 году как чудотворная.

Карта

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *