КОРОБЕЙНИКОВО АЛТАЙСКИЙ КРАЙ ЦЕРКОВЬ

1906 г.

Алтайский край, Усть-Пристанский район, с. Коробейниково, ул. Партизанская, д.1

Описание предмета охраны

1. Градостроительная характеристика. Церковь расположена на возвышенности в северо-западной части села Коробейниково, на пересечении улиц Партизанской и Первомайской. Ориентирована по сторонам света. 2. Объемно-планировочное решение. Объемно-пространственная композиция здания, выполненного по законам строительства крестово-купольных церквей, состоит из двусветного объема храма, завершенного пятиглавием, трех полукруглых апсид алтаря, примыкающих к восточному фасаду, прямоугольной в плане трапезной и шатровой колокольни с западной стороны, прямоугольных приделов храма с севера и юга. Центральный световой барабан размещен на восьмериковом основании и завершен главой луковичной формы. Глухие барабаны угловых главок храма поставлены на четвериковые основания и украшены полуциркульными кокошниками. Второй свет храма продолжен небольшим квадратным объемом, организованным над центральной апсидой. Объем завершен куполообразной кровлей с небольшой главкой. По продольной оси храма над трапезной стоит трёхъярусная колокольня, которая завершается стройным восьмигранным шатром с небольшой главкой. Первый ярус имеет прямоугольный план, остальные — восьмигранные. Основная глава и главки увенчаны крестами соразмерными их объемам, кресты ориентированы на запад. Оси северного и южного фасадов приделов закреплены ризалитами с треугольным щипцовым завершением. В здании три входа-портала, ориентированных йа запад, один в основании колокольни и два боковых — в приделы. 3. Конструктивные особенности. Стены из красного кирпича лицевой кладки с декором, выполненным с применением лекального кирпича. Перекрытия — кирпичные своды; в боковых приделах и трапезной — коробовые своды, в алтарной части — конхи. Крыша над колокольней шатровая, над трапезной и приделами двухскатная. Покрытие из листовой стали. Водосток с нижних ярусов организованный. 4. Декоративное оформление фасадов. Декоративное убранство фасадов нижнего яруса состоит из сухариков, украшающих карнизы апсид, трапезной, приделов, нижнего яруса колокольни; лопаток, плоскости которых разграничены на квадратные филенки и прямоугольные под подоконным поясом нижних проемов. Организующая вертикальная доминанта здания — колокольня, в которой крупный нижний поперечно ориентированный объём с аттиковым ярусом несет восьмигранный столп с двумя низкими полуярусами и ярусом звона. Средний полуярус декорирован килевидными кокошниками. Диагональные грани восьмерика звона оформлены строенными полуколоннами, служащими опорой для килевидных архивольтов. Над звоном возвышается стройный шатер с двумя рядами слухов и главкой на глухом барабане в завершении. В основании шатра, над арками звона, размещаются кокошники. Почти все проемы церкви арочные с двух сторон обрамленные полуко-лонками с переброшенными между ними архивольтами. Между архивольтов спаренных окон трапезной и боковых приделов — круглые филенки. Для оформления верхнего яруса храма и приделов использован мотив трехчастного итальянского окна. Грани светового барабана храма декорированы полуциркульными кокошниками, сам барабан оформлен аркатурным поясом с проемами арочной формы по сторонам света. Объем храма завершен глубокими полукружиями закомар по центральным осям фасадов, под которыми размещены арочные окна второго света. По сторонам от закомар, над карнизом — килевидные кокошники. Над апсидой в квадратном объеме окна прямоугольные с наличниками из полуколонок, которые завершены треугольными сандриками. Сандрики наложены на трехлопастные кокошники. Декоративные элементы нижнего яруса: лопатки, сухарики, квадратные филенки, фризы в виде зубцов на фасадах приделов, подоконный поясок, цокольный этаж, полукруглые обрамления наличников и архивольтов выделены белым цветом. Во втором ярусе и ярусе звонницы белым цветом выделен аркатурный поясок барабана, полукружья закомар и элементы сандриков на апсиде. Оформление фасадов притвора повторяет оформление основного объема. Северный и южный — в одну оконную ось, западный — в три композиционные оси в, где по центральной устроен главный вход в храм с крыльцом, по флангам — ниши в виде высоких крестов. Центральная часть западного фасада акцентирована лопатками. Порталы всех входов решены в виде двух массивных устоев кубышек на постаментах, на которых держится мощный килевидный архивольт. Арочные проемы входов имеют массивные двупольные двери с фрамугой сегментарной расстекловки. 5. Интерьеры. Внутри храм широкими арочными проемами сообщается с алтарем, приделами и трапезной.

Как проехать из Барнаул до село Коробейниково — авто навигатор

Основной объём храма перекрыт четырехлотковым сферическим сводом с отверстием светового барабана. Сводчатое перекрытие опирается на подпружные арки. В приделах и трапезной коробовые своды. Нижний ярус колокольни и объем над центральной апсидой перекрыты крестовыми сводами. В апсидах — конхи. Общая оценка общественной, научно-исторической и художественной значимости памятника: Образец культового здания начала XX века в русско-византийском стиле. Является доминантой в окружающей застройке.

Алтайский край, Усть-Пристанский район, с. Коробейниково, ул. Партизанская, д.1

GPS Координаты

52.1889928, 83.69447624

Казанская Коробейниковская икона Божией Матери

Коробейниковская Казанская икона Божией Матери — величайшая святыня Алтайского края, единственный в Сибири чудотворный образ. Она находилась в Богородице-Казанском храме села Коробейникова (Усть-Пристаньского района Алтайского края) с начала XX века. Храм был возведен в 1902 г. под руководством строителя-зодчего Борзенко, освящен в 1903–1904 гг. и представлял собой замечательный памятник церковной архитектуры. В храме, украшенном росписью, пребывало множество святых икон, среди которых своей поразительной красотой выделялся большой Казанский образ Божией Матери, получивший в дальнейшем наименование Коробейниковского. Пресвятая Богородица в пурпурном одеянии и благословляющий Богомладенец были изображены на золотом фоне в мозаичном обрамлении.

В 1938-м году храм был закрыт, разграблен и превращен в зернохранилище. Казанскую икону Божией Матери безбожники бросили вместо мостков на мокрую землю, чтобы переходить лужу. Спасла её от поругания местная жительница, слепая женщина Ольга Перегудова по прозвищу Олюшка Тёмная, в конце 1990-х годов канонизированная в лике местночтимых святых. Образ был настолько сильно поврежден, что на нём не осталось и следа прежней дивной живописи, даже ликов Божией Матери и Богомладенца невозможно было разглядеть. Тем не менее Ольга и помогавшие ей подруги благоговейно омыли икону и спрятали её от святотатцев в дровяном сарае за поленницей.

Коробейниковская церковь

Через некоторое время обнаружилось, что произошло чудо – икона начала обновляться. Стали видны очи Богородицы и Божественного Младенца и синие ободочки нимбов. Постепенно вся живопись восстановилась и образ засиял новыми красками. С того времени началось почитание этой чудотворной иконы верующим народом. От неё начали происходить чудеса.

Чудотворную икону тайно перевезли в Барнаул, и она хранилась в нескольких благочестивых семьях города, прежде чем в июне 1994 года наступило время возвращения её в село Коробейниково.

Перед возвращением Коробейниковская Казанская икона Божией Матери пребывала в Покровском кафедральном соборе г. Барнаула. Тысячи верующих смогли поклониться чудотворному образу.

2 июля 1994 года многолюдным крестным ходом чудотворная икона была возвращена в восстановленный Казанский храм села Коробейникова. Она стала почитаемой святыней основанного в честь неё Богородице-Казанского мужского монастыря.

Вошёл в традицию пеший крестный ход из Барнаула до села Коробейниково к чудотворной иконе, в котором участвуют множество христиан. Крестный ход проводится каждый год. Теперь он является всероссийским. В нем участвуют кроме жителей Алтайского края и Республики Алтай верующие из Красноярского края, Кемеровской, Новокузнецкой, Новосибирской, Тюменской областей. Крестный ход проходит села Бураново, Калманка, Чистюнька и город Алейск.

Переходящий праздник Коробейниковской-Казанской иконы Божией Матери ежегодно отмечается в первое воскресенье после 18 июня (по ст. стилю). Праздник установлен по благословению Святейшего Патриарха Алексия II в 1997 г.

О явлении иконы и чудесах от неё см. тж:Сергей Михайлов. Икона

Ежегодно в конце июня на Алтай приезжают паломники из разных уголков России, чтобы совершить крестный ход из Барнаула в Коробейниково и поклониться светлому образу чудотворной иконы Казанской Божией Матери…

Богородице-Казанский храм в селе Коробейниково Усть-Пристанского района Алтайского края построили и освятили в 1902 году.

Путь к чудотворной иконе

По воспоминаниям старожилов, он был украшен многими замечательными иконами, но особое место среди них занимала икона Казанской Божией Матери: Божия Матерь в пурпурном одеянии с Богомладенцем на руках, благословляющим народ, была изображена на золотом фоне с мозаичным обрамлением…

Схимонахиня Георгия (в миру Дарья Быкова), местная жительница, вспоминает: «В засушливую пору все жители выходили с крестным ходом вокруг села. Главную икону несли несколько человек. После этого обязательно шел дождь. В годы советской власти безбожники уверяли народ, что поп все устраивал, заранее зная о дожде. Но это, конечно, неправда. Батюшка был такой же простой человек, как мы, заранее иметь сводку погоды в ту пору он не мог».

В 1938 году храм в селе был разграблен и закрыт. Икону Казанской Божией Матери бросили около входа в храм и ходили по ней. В самом храме устроили зерносклад…

О спасительнице иконы Ольге Гавриловне Перегудовой (Олюшке Темной) известно, что она родилась и жила в селе Нижнеозерное близ Коробейникова, была слепа с трех лет и находилась на попечении сестер. Ее смирение, простота, незлобие, набожность вызывали глубокое уважение сельчан, которые приходили к ней с просьбами, чтобы она помолилась за них, справедливо считая, что ее молитвы быстрее достигнут Престола Божия.

По преданию, после надругательства над храмом Олюшке Темной во сне три раза являлась Матерь Божия с наказом спасти ее образ. По просьбе молитвенницы на это отважились ее племянница и соседка. Сшили мешок и пошли икону выручать, Олюшке же сказали: «Ты молись!»

Молилась она не напрасно. Сторожей, всегда охранявших склад, в ту ночь не оказалось на месте, а потому женщины без труда проникли в бывший храм и вынесли тяжелую икону. Утром по селу разнесся слух, что икону украли, но расследовать это никто не стал.

Икона оказалась очень грязной. Очистив ее от грязи, женщины увидели, что некогда прекрасная икона безнадежно испорчена: посредине иконы — щель шириной в палец; верхний слой краски осыпался, ликов Божией Матери и Младенца нельзя рассмотреть – хорошо видны были только их глаза…

Женщины плакали и молились, Олюшка же причитала: «Божия Матерь! Ты за нас страдала, за нас терпела, по Тебе ходили…» И вдруг услышала от иконы голос: «Все, все согрешили!» Из очей Божией Матери потекли слезы…

С того времени началась подпольная жизнь Коробейниковской церкви: около иконы постоянно собирались верующие, пели акафисты, читали молитвы. Лики Богоматери и Богомладенца постепенно стали проясняться.

В 1960 году Ольга с сестрой переехали в Барнаул. Старожилы улицы Степной поселка Восточный, где жили сестры, вспоминают, что в их доме всегда были верующие. Когда сестра Ольги умерла, ее приютили у себя Федор и Варвара Шилкины, жившие на улице Осипенко. И теперь уже сюда, к чудотворной иконе, приходили верующие – жизнь разрушенной церкви вопреки всему продолжалась… Ольга беспрестанно молилась, и икона являла новые чудеса.

В 1972 году художница-ткачиха К.Бурачевская сделала из ткани венок, которым в Страстную пятницу украсили икону. В ночь на Великую субботу икона полностью обновилась: поверхность ее стала гладкой, изображение четкое, одеяния Божией Матери и Богомладенца засветились яркими красками.

Ольга Гавриловна Перегудова умерла в 1982 году, прожив у Шилкиных почти 11 лет. Вскоре умерла и Варвара Шилкина. Икону временно определили в странноприимный дом близ Покровского кафедрального собора. Ее хранила тайная монахиня Глафира (в миру Галина Любицкая), впоследствии ставшая настоятельницей Знаменского женского монастыря в Барнауле. Сохранила матушка Глафира и записки об исцелениях разных людей, молившихся перед чудным образом.

В 1982 году в селе Коробейниково началось восстановление храма.

2 июля 1994 года икона Казанской Божией Матери крестным ходом была доставлена из Барнаула в Коробейниково и установлена в обновленном храме на своем законном месте. На следующий день епископ Барнаульский и Алтайский Антоний торжественно освятил храм. Ныне здесь устроен мужской монастырь.

По благословению Патриарха Московского и всея Руси Алексия II в честь чудотворного образа в первое воскресенье июля установлен праздник, который собирает великое множество паломников. На Алтай приезжают люди из разных уголков России…

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *