КОРАБЛЬ МАГЕЛЛАНА ВИКТОРИЯ

К концу 15 века португальцы совершают ряд экспедиций на восток к Индии, захватывают некоторые области и основывают колонии. И если португальцы уже получают доход, то испанцы еще не получили отдачи от своих американских  владений и очень хотели найти доступ к источнику богатств – пряностям. Еда в то время была довольно однообразной, и торговля пряностями приносила неслыханный доход.Некоторым ингредиентам вообще придавали особое значение, например, считалось, что гвоздика повышает потенцию. На этом желании испанцев удалось сыграть активному и очень честолюбивому дворянину – Фернану Магеллану.

Фернан Магеллан

Фернан Магеллан

Магеллан родился в 1480 году в семье португальского дворянина. В свое время принимал участие в нескольких морских  экспедициях к Индии и Малакке, где проявил себя в качестве лидера. Корабли экспедиций участвовали в сражениях, дошли до Малакки (город в Малайзии) и в конце концов захватили её, взяв в свои руки торговлю. Местные жители, малазийцы и арабы, были отнюдь не рады такому развитию событий, поэтому колонизация продвигалась медленно. Например, колония на Гоа в Индии была отбита у португальцев, её пришлось завоевывать снова. Однако колонии постепенно начали приносить доход. В 1512 году Магеллан возвращается в Португалию, где ему назначается скромная пенсия. Однако неугомонный Фернан продолжает бурную жизнь — участвует в сражениях с маврами уже в Африке, в Марокко. Он поддерживает связь с друзьями, оставшимися в Малакке, и они сообщают ему, что Острова пряностей лежат дальше к востоку от Малайзии. Идея посетить эти острова полностью захватывает Магеллана, ведь в случае успеха это предприятие сулит огромную выгоду.

Подготовка к экспедиции

Магеллан начинает подготовку  к экспедиции – изучает карты, беседует с капитанами и астрономами. Фернан решает повторить плавание Колумба и достичь Индии, плывя на запад. С планом своей экспедиции Магеллан идет к Королю Португалии, но получает отказ. Однако толк от аудиенции все же был. Фернан получает разрешение предлагать свои услуги другим государям. Он перебирается в Севилью и представляет план экспедиции специальной организации Испании, занимающейся такими проектами. Так или иначе, разделив часть будущей прибыли с заинтересованными лицами, в 1518 году он получает разрешение. В помощники ему назначают астронома Фалеру, который на основании своих расчетов утверждал, что Молуккских остовов (островов Пряностей) легче достичь, идя на запад. По соглашению с королем, Магеллану и Фалере полагалась 1/5 часть прибыли экспедиции и одна двадцатая от прибыли с вновь захваченных земель. Не все было гладко в подготовке – дело в том, что астроном Фалер на основании расчетов доказал, что Острова пряностей должны лежать в области, принадлежавшей Испании, согласно договору о разделе мира между Испанией и Португалией от 1494 года. В то время ещё не было известно о существовании Тихого океана. И испанцы решают забрать себе эти острова, руководствуясь этим договором и отсутствием знаний о правильных размерах Земли. Это решение не устраивало португальцев, получивших право монопольной торговли пряностями, и они начинают чинить препятствия при подготовке экспедиции. Испанцы тоже недовольны —  руководит экспедицией португалец. Тут на сцену выходит третья сила — европейским торговцам монополия португальцев тоже была не по нутру. И  они помогают в оснащении кораблей. Для экспедиции было выбрано пять кораблей, они были загружены товарами для обмена и военным снаряжением. Экспедиция вышла дорогостоящей. Фернан лично следил за закупками, брали только качественные вещи. Общая стоимость экспедиции составила 8,7 миллионов мараведи. Для сравнения: литровая бутылка вина стоила 3 мараведи, а телега дров – 225.  Кроме моряков в экспедиции участвовали переводчики,  рабы, прислуга и женщины, среди моряков было довольно большое количество португальцев – среди них и друзья Магеллана. Общее число участников составило примерно 280 человек.

Флагманский корабль Виктория и руководители экспедиции

Экспедиция

Флотилия из 5 кораблей: Тринидад (водоизмещением 110 тонн), Сан-Антонио (120 тонн),   Консепсьон (90тонн), Виктория (85 тонн)  и Сантьяго (75 тонн)  выходит в море 20 сентября 1519 года. Магеллан скрывает свои планы от испанских капитанов и оказывается прав, – через некоторое время после выхода во флотилии назревает бунт. Заместитель Магеллана и второй человек в экспедиции демонстративно не подчиняется Магеллану, и Фернан арестовывает его. Корабли пересекают Атлантику, останавливаются в бухте, где находится современный город Рио-де-Жанейро (в настоящее время Бразилия — самая большая португалоговорящая страна) и двигаются вниз вдоль побережья Южной Америки, разыскивая проход на запад. Фернан знал, что в 1513 году  Васко Нуньес уже прошел по суше через Панамский перешеек, и он искал похожее место, где есть водный путь. Предполагалось, что это место — Ла-Плато, но оно оказалось гигантским устьем реки.

Магеллан впервые встречает странных птиц — пингвинов, которые теперь так и называются – магеллановы

Чуть южнее, в бухте Святого Юлиана, флотилия встает на зимовку. Фернан урезает дневной рацион, и тут же вспыхивает мятеж. Испанцы захватывают три крупных корабля флотилии и посылают гонцов к Магеллану. Их требования – все свои решения согласовывать с ними, знатными испанскими капитанами. Однако Фернан, проявив смекалку и находчивость, подавляет мятеж, забирает обратно корабли, и судит мятежников. Одного казнят, двоих высаживают на берег, а сорок человек приговорены к смерти, но помилованы Фернаном ввиду отсутствия достаточного количества опытных моряков для продолжения экспедиции. Уже в преддверии зимы Магеллан посылает на юг корабль Сантьяго, специально взятый для разведки. Но корабль терпит крушение, морякам же удается спастись и высадиться на берег. В южном полушарии наступает зима. Во время зимовки члены экспедиции знакомятся с местными жителями, патагонцами, так их назвали за огромный рост и большой размер ноги. Испанцы хитростью берут на борт несколько человек, заковывают их в кандалы. Но никто из пленников не дожил до возвращения кораблей в Испанию. Начиная с того времени и начинается истребление патагонцев. На сегодняшний момент не осталось ни одного чистокровного представителя этого племени…

Флотилия из трех оставшихся судов продвигается вперед под руководством Магеллана

19 октября 1519 года флотилия тронулась в путь на юг. В то время господствовала уверенность в существовании южного материка, который соединялся с Южной Америкой. Поэтому перед выходом адмирал флотилии объявляет: «Двигаемся на юг до 75 градуса южной широты и, если не находим пролива, поворачиваем и начинаем движение вокруг Африки». Однако 21 октября суда натыкаются на сравнительно узкий и глубокий канал, вода в котором оказалась соленой. Магеллан решает двигаться по этому каналу. Долгие дни флотилия идет по одному из самых опасных проливов. Туманы, подводные скалы, течения, холод, – и в настоящее время пролив трудно проходим.

Копия корабля Магеллана «Виктория»

Пройти канал небольшими парусными судами Магеллана было одновременно безумием и героизмом. Фернан остожно продвигается вперед, на развилках разделяя флотилию для разведки местности. Из одного такого похода не возвращается судно Сан-Антонио. Рулевой этого корабля поднял мятеж, заковал капитана Микишту в цепи и повернул назад. Приплыв в Испанию, он заявил в суде об измене Магеллана, но был посажен в тюрьму вместе со всей командой. Оставшаяся флотилия из 3-х кораблей идет  узким проливом дальше. На крутых берегах появляется множество огней от костров местных индейцев. С той поры эта область носит имя Огненная Земля.

Пролив Магеллана — не самое дружелюбное местона земле

Через долгих 38 дней появляется открытая вода. Магеллан прошел пролив тремя кораблями, и ни один из них не затонул. Однако тут моряков подстерегала главная опасность. Считалось, что водные просторы за Южной Америкой небольшого размера, что-то вроде моря, за которым сразу лежат вожделенная Индия и острова Пряностей. Однако более трех месяцев команда плыла по бескрайним просторам океана. К этому никто не был готов. Не было запасов еды и воды. Моряки терпели невероятные лишения, – пили гнилую воду и голодали. Съели всех крыс на судах и разгрызли кожу на такелаже, – её вымачивали и поджаривали на углях. Спасала положение только свежая рыба. Но от цинги и лишений умерло около 20-ти человек. Экспедиции Магеллана ещё повезло, океан был спокойным, и они назвали его Тихим океаном. Только 6 марта путешественники смогли высадиться на берег. Это был остров Гуам. Немного погодя экспедиция достигла Филиппин и высадилась на островах. Здесь переводчик с острова Суматра, которого взял с собой Фернан Магеллан, встречает людей, говорящих на знакомом языке. Этот переводчик, личный раб Магеллана, и становится первым известным человеком, обошедшим вокруг Земли. Становится понятно, что вожделенные острова уже близко. На Филиппинах Магеллан встречает арабов, завязывает меновую торговлю с местным раджой на острове Себу. Раджа, впечатленный военной мощью испанцев, принимает христианство и власть испанского короля. Магеллан принимает решение поддержать раджу и завоевать для него окрестные племена. На одном из островов он конфликтует с местным вождем и лично возглавляет отряд, посланный для наказания туземцев. Однако некоторые исследователи находят ряд несообразностей, – зачем Магеллану, адмиралу экспедиции, лично участвовать в вылазке, к тому же командовать небольшим отрядом. Фернан  высадился в прибое, при отсутствии поддержки корабельной артиллерии, на виду у большого количества (более полутора тысяч) разъяренных туземцев во главе с вождем. И это сделал опытный воин, участвовавший во многих войнах с местным населением разных стран, в военных кампаниях против мавров и подавивший с помощью хитрости мятеж испанских капитанов в собственной экспедиции? Скорее всего, приходят к выводу исследователи, Магеллан устал и подумал, что экспедиция не принесет всего того, что он хотел.  Фернан сопоставляет размеры пройденного океана и приходит к выводу, что вычисления астронома Фареля ошибочны, и скорее всего острова Пряностей, согласно договору о  разделе мира, принадлежат Португалии. И он подсознательно делает ряд ошибок и погибает в бою. Однако это остается домыслами, достоверно известно лишь то, что Фернан Магеллан мужественно сражался, отступал в числе последних, прикрывая отход основоного отряда, и погиб, как подобает герою и легендарному адмиралу. 

Тело Магеллана было изрублено на части

Вот как описывает гибель Магеллана историограф Антонио Пигафетта: "Итак, мы отступали всё дальше, стойко обороняясь, и уже были на расстоянии полёта стрелы от берега, и вода доходила нам до колен. Но островитяне по пятам преследовали нас, выуживая из воды уже однажды использованные копья, и таким образом метали одно и то же копье пять-шесть раз. Узнав нашего адмирала, они стали целиться преимущественно в него; дважды им уже удалось сбить шлем с его головы; он оставался с горстью людей на своем посту, как подобает храброму рыцарю, не пытаясь продолжать отступление, и так сражались мы более часа, пока одному из туземцев не удалось тростниковым копьём ранить адмирала в лицо. Разъярённый, он тотчас же пронзил грудь нападавшего своим копьём, но оно застряло в теле убитого; тогда адмирал попытался выхватить меч, но уже не смог этого сделать, так как враги дротиком сильно ранили его в правую руку, и она перестала действовать. Заметив это, туземцы толпой ринулись на него, и один из них саблей ранил его в левую ногу, так что он упал навзничь. В тот же миг все островитяне набросились на него и стали колоть копьями и прочим оружием, у них имевшимся. Так умертвили они наше зерцало, свет наш, утешение наше и верного нашего предводителя".

Однако экспедиция со смертью Магеллана не заканчивается. Первоначально предполагалось, что Фернан найдет острова, возьмет их под власть испанской короны и возвратится тем же путем назад, в Испанию. Но все происходит по-другому. 

Конец первой части.

вернуться к списку

Яхта "Магеллан"

Моторные суда типа СОЛ-861 в модификации с гафельным вооружением. Корпус имеет клинкерную обшивку. Суда предназначены для плавания в прибрежных зонах морей и морских заливов, реках и крупных водохранилищах. В зависимости от модификации, суда могут использоваться для туризма и семейного отдыха, для обучения морскому и парусному делу, для обеспечения каких — либо вспомогательных работ на воде. Безопасность плавания обеспечивается при силе ветра в море 10-12 м/сек.

Фернан Магеллан: «Великий Первопроходец»

и удалении от берега до 100 миль, а наличие соответствующей комплектации и квалифицированного экипажа мы обеспечиваем.

Внутреннее обустройство, механизмы, оборудование и системы гарантируют все необходимые условия для работы и отдыха экипажа. Данные суда оснащены швартово-палубным оборудованием, якорем без брашпиля, стационарным дизельным двигателем мощностью 25 л.с.

Судно СОЛ-861"МАГЕЛЛАН" Постройки 1991г. Соломбальская судоверфь г. Архангельск. В 1995 году было оставленно старыми хозяевами на ББС Пояконда. В 2002 году было выкуплено и полностью реставрировано. Судно стилизированно под старину. Для наших северных условий был полностью переделан рангоут и такелаж. Верёвочные ванты заменены на стальные троса. Были пошиты новые паруса из более прочного материала. Корпус полностью реставрирован и покрашен под красное дерево. Всё это сверху покрыто яхтным лаком. МАГЕЛЛАН осуществляет походы по всему Белому морю. Ограничение по продолжительности походов ограничевается запасом пресной воды. Судно МАГЕЛЛАН принимает участие в различных научных экспедициях при поддержке WWF (Всемирного фонда дикой природы), который выступает партнером яхт-клуба и поддерживает социально значимые инициативы. Так же осуществляло туристические дальние плавания на Соловетские острова, Архангельск, ББС Пояконда, Терский берег (Умба) Рыболовные туры. Экскурсионные туры (история северного края, древнии лабиринты, сейды, стеллы, могильники.

Cудно может использоваться для туризма и семейного отдыха, забросок туристических груп, для обучения морскому и парусному делу, для обеспечения каких — либо вспомогательных работ на воде, рыболовных туров. Безопасность плавания обеспечивается при силе ветра в море 10-12 м/сек.
Внутреннее обустройство, механизмы, оборудование и системы гарантируют все необходимые условия для работы и отдыха. На судне могут с комфортом расположится 4+1 человек. В каюте находятся мягкие койки, Камбуз( газовая плита + необходимая посуда на весь экипаж.
Судно имеют хорошие мореходные качества и маленькую осадку, что позволяет обходиться без вспомогательного плавсредства при подходе к берегу на мелководье при хорошей погоде. Кроме того, в случае обсыхания судно остаётся устойчиво стоять на грунте.
Отдельный от машинного отделения салон. Прокачной гальюн (очень удобно если на борту находятся дети и женщины) Навигация GARMIN, GPS, эхолот, компасс, морская радиостанция, спасательное оборудование, шлюпка.
Наилучшее предложение для дальних туристических походов, научных экспедиций и рыболовов.
Для большего Вашего удобства и комфорта мы можем предложить Вам в команду взять квалифицированного кока. (минус 1 место). Кок избавит Вас от многих хозяйственных хлопот и позволит больше наслаждатся отдыхом охотой либо рыбалкой. Судно "Магеллан" идеально подходит для дальних походов и рыбалок. Семейного отдыха и экскурсионных програм. Теплый корпус позволяет выходить в море даже в мае и октябре.

Сегодня можно сказать знаменательный день, день рождения сайта яхты “Магеллан”. Яхты с долгой и интересной судьбой. Именно о походах на ней по просторам Белого моря и хочется рассказать. Конечно у “Магеллана” есть страница и даже целый раздел на сайте Чупинского морского яхт-клуба, но формат яхт-клуба в его нынешнем развитии в основном делает упор на спорт и гонки.

“Магеллан”,  стилизованный под старинный фиш-бот , несколько выпадает из концепции сайта спортивного клуба. Бремя гонок для него не доступно. “Магеллан” – это хорошее экспедиционное судно, на нем можно совершать путешествия, экспедиции, дальние переходы, ходить на морскую рыбалку, но гоняться нельзя. Не спроектирован он для этого, совсем другой. Тяжелый,  весом около 5-ти тонн, со старинным  вооружением “гафельного кеча”  и бушпритом, стационарным двигателем и клинкерной обшивкой. Лакированый под натуральное дерево, с традиционным огромным румпельным управлением навесного пера руля, гальюном, газовой плитой и отсеками для имущества. Зато малая осадка позволяет входить в устья многочисленных рек и ручьев, недоступных для глубоко сидящих скоростных бермудских шлюпов.

“Магеллану” доводилось принимать участия в соревнованиях, правда то в качестве судейского судна, то в качестве поворотного знака или обеспечивать безопасность. Почетная и благородная роль. Именно поэтому многочисленные гости, побывавшие на яхте, с теплотой вспоминают неповторимое удовольствие от созерцания натурального незапечатанного в пластик дерева, от которого веет теплотой и уютом. Конечно в архаике, установленного при постройке, огромного стационарного  дизельного двигателя есть и минусы : шум при движении , запах солярки и выхлопа. Это временное неудобство с лихвой перекрывается автономностью по запасам топлива и ресурсом механизма, тем более что при отсутствии ветра, работающие подвесные двигателя на спортивных яхтах создают не меньшее неудобство. Подстать яхте и капитан – настоящий морской волк. Встречая в море “Магеллан” и Гавриила, понимаешь: они словно одно целое; деревянная яхта “под старину” и ее капитан,  с таким необычным именем Гавриил. Я поздравляю, своих друзей, Гавриила и “Магеллан” с рождением  сайта, и надеюсь что они помогут, посетителям сайта открыть для себя новые горизонты Белого моря. Ведь наверняка, многие хотят услышать такую простую капитанскую фразу :”Добро на борт” ; окунуться в морскую романтику,  потянувшись  за приключениями – “шагнуть за горизонт”.

Альтернативный взгляд

"Виктория", флагманский корабль Магеллана, первым из парусных кораблей прошел вокруг света.

Последнее плавание Фернана Магеллана

"Виктория" была трехмачтовым судном, караккой, и была названа так в честь церкви, в которой португальский мореплаватель Фернан Магеллан принёс присягу на верность испанскому королю Карлу I.

Сейчас существует несколько копий (реплик) знаменитого судна. Испанская 26-ти метровая копия каракки была построена в 1992 году для экспозиции на Севильской выставке 1992 года. В 2004-2005 двадцать испанцев прошли на ней за полтора года вокруг света по следам Магеллана. Сейчас копия знаменитого корабля стоит в Барселоне  ( до марта 2012 года), пришла она туда в январе 2012 года.

Испанская "Виктория"

Путешествие Магеллана повторила на копии его «Виктории» команда чехов, они бороздили моря и океаны долгих 5 лет. По окончании путешествия Иван Орел выпустил книгу «Идиоты, обошедшие вокруг света».

Иван Орел, участник чешской экспедиции по следам Магеллана

Чешская «Виктория»

Построить этот знаменитый корабль мечтал известный чешский яхтсмен Рудольф Крауснайдер. Он решил построить настолько точную копию, насколько это возможно, из похожих материалов. Естественно, новый корабль не мог быть идентичным, ведь чертежей не сохранилось, и вообще даже существуют разночтения в определении водоизмещения корабля Магеллана Некоторые исследователи считают, что «магеллановы» тонны следует умножать на 2, чтобы оценить реальное водоизмещение коралей. Яхтсмен с командой стал строить корабль, — начал с рубки леса горах, и о проекте узнали и заговорили. Собралось некоторое количество сторонников и помощников проекта. 12 человек начали строить корабль, а отправилось в кругосветку по следам Магеллана всего 9. Дошли до финиша лишь пятеро отважных путешественников.

Чешская копия "Виктории"

Условия на почти точной копии корабля Магеллана соответствовали таковым в средние века. Не было развлечений да и просто жизненно необходимого, например, холодильника, душа и даже гальюна! Естественно, что многие не выдержали тягот путешествия. Один из них, Иван Орел, выдержал полностью всю кругосветку. Он говорит, что самым опасным был первый год, когда на корабле не было даже двигателя. Но даже и после его установки в целях экономии топлива парусник почти всегда двигался только на не очень эффективном парусном вооружении. За пять лет экспедиция новой «Виктории» посетила 56 стран. Кругосветка заняла 5 лет, почти на 2 года больше, чем у Магеллана. Корабль часто останавливался и команда обновлялась, приезжали новые люди. У большей части команды не было никакого мореходного опыта, пришлось всю науку изучать во время плавания. Женщин на борт старались не брать, хотя известно, что во время кругосветного путешествия 500 лет назад на борт нескольких судов флотилии Магеллана незаконно проникли женщины и отправились в путь. Путешествие чешской "Виктории" было непростым, тяжелая финансовая ситуация угнетала чешскую команду, но они гордятся тем, что ни один логотип не испортил их белые паруса. Путешественники закончили кругосветку в 2004 году.

Ещё одну копию планировалось построить в Чили в 2004-2005 годах, но сроки сдвинулись, и судно было построено только в 2001 году. Сейчас парусник используется в качестве музея.

"Виктория" рядом с Магеллановым проливом в Чили

вернуться к списку

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *