КОННОГВАРДЕЙСКИЙ МАНЕЖ В САНКТ-ПЕТЕРБУРГЕ

Здание Конногвардейского манежа в Санкт-Петербурге. Историческое здание в стиле классицизма, построенное в 1804-1807 годах по проекту Джакомо Кваренги для выучки и парадных выездов Лейб-гвардии Конного полка. Сегодня здесь размещается центральный выставочный зал Манеж.

Интересные факты:

Казармы Лейб-гвардии Конного полка, особо приближенного к императорскому двору войскового соединения, изначально располагались на берегу канала, соединявшего Адмиралтейство с Новой Голландией, но позже засыпанного.

Конногвардейский манеж, Санкт-Петербург: отзывы

Именно на месте бывшего канала и был построен манеж для зимней и летней выучки, а также парадных конных выездок этого полка. Он должен был стать украшением Исаакиевской площади, поэтому к строительству и оформлению манежа подошли со всей возможной серьезностью и монументальностью.

Продолговатое двухэтажное здание строго, но со вкусом украшено по углам его обрамляют пилястры, верх покрыт антаблементом с барельефом со сценами античных спортивных конных состязаний, а парадный фасад выполнен в виде портика из 8-и колонн дорического ордера с треугольным фронтоном, низ внешних стен обрамлен рустовой отделкой. Главный фасад также дополняют скульптуры итальянского мастера Паоло Трискорни уменьшенные копии фигур братьев-близнецов Диоскуров, Кастора и Полидевка, как у Квиринальского дворца в Риме, они выполнены в виде юношей, укрощающих коней. Статуи на фронтоне манежа появились позже, во время реконструкции конца XIX века, когда классическому зданию попытались придать больше пышности.

Поскольку Диоскуры изображают обнаженных языческих богов детей Зевса, после окончания строительства Исаакиевского собора по требованию православного духовенства их перенесли на задний фасад Конногвардейского манежа, и там они простояли вплоть до 1954 года.

Долгое время существовала легенда, что между Зимним дворцом и Конногвардейским манежем был прорыт высокий туннель, по которому можно было проехать верхом на лошади.

В советское время в манеже размещался автомобильный гараж войск НКВД (для этого здание пришлось перестроить, добавив второй этаж). В 1967 году его переоборудовали в выставочный центр, вернув фасаду прежний облик, заданный еще архитектором Кваренги.

Здание Конногвардейского манежа включено в Единый государственный реестр объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) России.

Туристу на заметку:

Архитектор Джакомо Кваренги спроектировал огромную конногвардейскую арену. Ее воздвигли на перекрестке между Сенатской площадью и Конногвардейским бульваром в 1804-1807 гг. Основной вход в здание был украшен лестницей из гранита, узором в виде конных соревнований и зеркально отображенными изваяниями Диоскуров. Это копии сыновей Бога Зевса и Леды, мифические близнецы Кастор и Полидевк. Они обозначают сильную, братскую любовь и преданность друг другу. В начале открытия манежа, на его входе были установлены статуи кентавров из мрамора, а в 1817 году заменены на Диоскуров.

Манеж облагораживал и величал Сенатскую площадь. В этом сооружении проводили тренировки верховой езды солдаты Конногвардейского полка. Такие мероприятия устраивались осенью и зимой.

Основными массами посетителей арены были царские вельможи. Даже ходил миф о том, что этот манеж соединялся потайным ходом с Зимним дворцом. В 1840 году статуи были перемещены за манеж, так как считалась развратным их установка вблизи от храма. Обратно они возвратились лишь в 1954 году. Петр Клодт черпал свое вдохновение при создании скульптур Аничникова моста с братьев Диоскур.

Огромные габаритные размеры помещений Конногвардейской арены успешно применяли для проведения выставок. На этой выставке землепашцам России демонстрировали уборочные машины.

Архитектор Д.И.

Конногвардейский манеж

Гримм в 1872-1873 г. обновил стиль манежа, так как величественные строения Сената, Синода и Адмиралтейства ушли далеко вперед по модным в то время показателям роскошности. Этот архитектор все же смог воплотить архитектурные замыслы Кваренги. Статуи стали украшать фронтальную часть здания, а боковые стороны арены занимали высокие парные колонны.

Этот манеж был помещением не только для выставок, но также в нем проводились концерты. В специально обустроенном концертном зале давал свой концерт Иоганн Штраус. На преобразование зала израсходовали большое число ткани, около 1800 аршин.

Конногвардейский манеж был изменен и превращен в гараж, спроектированный Н.Е. Лансере в 1930 г. После этого статуи братьев-близнецов Диоскуров опять поместили перед парадным входом в здание, где они находились первоначально. Далее произошел капитальный ремонт манежа. Питерский Союз художников стал использовать данное помещение как свой выставочный зал. В настоящее время он работает и принимает разнообразные выставки.

В начале 19 века на Исаакиевской площади появилось довольно необычное здание.

Строил его для Конного полка лейб-гвардии знаменитый архитектор Джакомо Кварнеги.

Манеж (Санкт-Петербург)

Спустя столетие, здесь начали проводить выставки, концерты и различные развлекательные мероприятия.

Работы по созданию Манежа были начаты по приказу Александра Первого.

Архитектору Кваренги была поставлена задача спроектировать конные казармы для круглогодичной выездки возвращавшегося из австрийского похода полка конной гвардии.

Кваренги справился с основной задачей, и в 1087 году казармы были готовы. Однако наружная лепнина, украшения портиков и, главное, заказанные в Италии копии конных скульптур Диоскуров задержались на несколько лет.

Лишь в 1817 году все работы были полностью закончены.

Однако не обошлось без недочетов.

Конные выездки после победы над Наполеоном стали весьма популярны у придворной знати, а ее присутствие в стенах Манежа Кваренги не предполагал.

Уже в 1820 году началась первая реконструкция, когда внутрь помещений встроили ложи для почетных зрителей и гостей.

После очередного обострения русско-французских отношений уже при Николае Перовом игривые украшения портика заменили на монументального императорского орла.

Следующий царь снова перестраивал Манеж, соорудив для своей семьи специальную императорскую ложу.

Заодно здание было оборудовано только появившимися новыми системами отопления.

Затем Манеж надолго забывают.

Революция внесла свои коррективы в жизнь большинства зданий и сооружений города, Манеж исключением не стал. С 1917 года здесь разместилось множество различных организаций и ведомств.

Случившийся в 30-х годах пожар сильно изменил облик здания, к тому же здесь разместили гараж НКВД, а в военные годы оно и вовсе было почти разрушено.

Здание восстановили, но серьезно занялись им лишь в 1973 году.

Тогда полузаброшенное строение восстановили и переоборудовали под выставочный зал. Для посетителей Центральный выставочный зал открыли в 1977 году. Тогда здесь разместили выставку ленинградских художников с типичным для того времени названием: «Искусство принадлежит народу».

Сейчас Манеж в Санкт-Петербурге – самый крупный выставочный зал в городе. Здесь постоянно проводятся самые разнообразные выставки, посвященные городу и его творческой элите, детские и международные, посвященные творчеству отдельных личностей и целых коллективов.

Кроме выставок, в Манеже проводятся различные концерты, семинары и творческие вечера. Среди экспонатов музейной экспозиции – предметы современного искусства Петербурга. Это созданные петербургскими мастерами картины, скульптуры, различные предметы искусства, и так далее.

Адрес Манежа в Санкт-Петербурге:

Санкт-Петербург, Исаакиевская площадь, дом 1

Официальный сайт:

Как добраться:

По маршруту "как дойти до Исаакиевского собора".

Парадный фронтон Манежа смотрит на александровский сад, а через проезд Декабристов угол в угол упирается в Исаакиевский собор.

Ближайшая станция метро Сенная площадь.

От площади по переулку Гривцова идти до Исаакиевской площади

Наземный транспорт до Исаакиевской площади: автобус № 10, 3, 22, 27

Троллейбусы №№ 5, 22;

 

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *