КОММУНАЛЬНЫЙ МОСТ КРАСНОЯРСК

Красноярск располагается на обоих берегах Енисея. Индустриальный  правый берег и культурно-исторический левый соединяют три моста: два автомобильных и один совмещённый авто- и железнодорожный. С 2012 года ведётся строительство 4-го моста, надобность в котором назрела уже давно.

Первая капитальная переправа была заложена в 1896 году.

Коммунальный мост через Енисей

Для инженеров того времени это был настоящий вызов: течение в Енисее быстрое и мощное, сама река полноводная и широкая. В строительстве первого Железнодорожного моста принимали участие 2 тысячи человек, возглавил работу Е. Н. Кнорре. Для того, чтобы поставить русловые опоры, Енисей вымораживали и затем вынимали блоки льда до самого дна, а это 6-8 метров. В эксплуатацию мост сдали всего через 3 года. На Всемирной выставке в Париже его сочли настоящим чудом: при рекордной длине мост обладал облегчённой конструкцией, и построили его в рекордные сроки. Так Енисейский мост получил высшую награду наравне с Эйфелевой башней.  В 2007 году мост окончательно выработал свой срок, и его разобрали.

Коммунальный автомобильно-пешеходный мост был сдан в 1961 году. Формально он состоит из двух пролётов длиной 940 и 410 километров, они разделены островом Отдыха.

Новые технологии позволили создать сооружение без подстраховочных опор в месте соединения арок. За это строителей наградили Ленинской премией. На момент постройки мост был признан самым длинным автомобильным мостом в Азии. До его строительства жители переправлялись через реку по разводному понтонному мосту, пользовались паромом и лодочной переправой. Подробнее об истории строительства Коммунального моста можно узнать в этой статье.

Октябрьский мост так же, как и Коммунальный, является автомобильно-пешеходным, соединяет Ленинский и Советский районы города. Сухопутный сегмент моста проходит по острову Татышев. Общая длина моста — 2600 метров. Строительство заняло 8 лет, с 1978 по 1986 годы. Изначально по мосту ходили и трамваи, но в 2008 году пути демонтировали из-за возросшей транспортной нагрузки: мост мог не выдержать.

Современный автомобильно-железнодорожный мост носит название "Коркинский", но красноярцы привыкли называть его "777" или "Три семёрки". Построен в 1984 году. Через этот мост проходят грузовые поезда и иногда — пассажирские, в том числе городская электричка. В настоящий момент рассматривается строительство второго железнодорожного пути на уже готовых опорах.

Четвёртый мост готовится к сдаче в конце 2015 года. Он станет альтернативой Коммунальному мосту и частично разгрузит автопоток, идущий через центр города. В комплексе с мостом запланировано сооружение многоуровневых развязок, общая длина которых составит 5 километров, а длина самой мостовой магистрали — 2 километра.

Октябрьский мост в Красноярске 
Октябрьский мост — автомобильно-пешеходный мост через реку Енисей.Мост соединяет Ленинский и Советский районы.

Конструкция моста — цельнометаллическая. Мост состоит из двух сегментов и сухопутной части, проходящей по острову Татышев. Длина главной части над основным руслом — около 900 м, над протокой между островом и левым берегом — 300 м. Общая длина моста — около 2600 м. Длина главного пролёта — 170 метров. Ширина моста — 50 метров.

Строительство началось в конце 1970-х годов. Мост введён в эксплуатацию в 1986 году.

Первоначальный проект предусматривал, кроме автомобильного, трамвайное сообщение по мосту. В результате проведённой в 2006-2008 годах реконструкции моста осуществлён демонтаж трамвайных путей. За счёт этого увеличено количество полос для автомобильного транспорта (по 4 полосы в каждом направлении).

Мост 777 Красноярск 
Мост «777» («Три семерки») — совмещённый автомобильно-железнодорожный мост через реку Енисей в городе Красноярске. Официальное название — «мост совмещённый».
Длина моста около 700 метров, ширина автомобильной части — около 20 м.

Конструкция моста — цельнометаллическая, ферменная. Состоит из двух частей: собственно железнодорожной (1 путь) и автомобильной, стоящих на общих опорах.
Мост соединяет северную объездную дорогу города, проходящую по границе Советского района Красноярска и правобережный Ленинский район с выездом в посёлок Берёзовку. Основное назначение моста — резервный для пассажирского железнодорожного транспорта и основной для грузового транзитного. Через мост «777» идут грузы на железнодорожную станцию Красноярск-Восточный в обход центра города (пассажирские поезда прибывают на станцию Красноярск-Пассажирский по железнодорожному мосту); проходят поезда городской электрички.

В период строительства мост назывался «объект 777», откуда и появилось это название. Строительство было практически завершено в 1984 году. Введён в эксплуатацию несколькими годами позднее.

После сдачи в конце 2008 года четвёртого автомобильного моста через Енисей в Красноярске, входящего в систему «глубокого обхода» города, совмещённый мост «777» утратил своё прежнее главенствующее значение для транзитного автомобильного транспорта.

Виноградовский пешеходный мост в Красноярске 
Вантовый пешеходный мост — двухпилонный мост через протоку реки Енисей; ведёт на остров Татышев.
Первоначально мосту было присвоено имя основателя города Андрея Дубенского, в настоящее время решением администрации он называется "Виноградовский".

Мост является частью архитектурного ансамбля Стрелки, включающего в себя здание филармонии с большим и малым концертными залами, здание бывшего Красноярского филиала Центрального музея В.И. Ленина (музей В.И. Ленина (Москва)) (в настоящее время — культурно-исторический центр на Стрелке), высотное, в 1986 году самое высокое за Уралом 100-метровое здание института КАТЭКНИИуголь (отделочные работы не были завершены, в настоящее время здание перестраивается) и оригинальной по архитектурному решению гостиницы (в настоящее время — торгово-офисный центр). Это любимое место отдыха горожан.
Ширина моста — около 10 метров, длина — 550 метров. Движение автомобильного транспорта на мосту запрещено.

Коммунальный мост в городе Красноярске 
Самый известный мост во всей России благодаря уходящей в небытие 10-рублевой купюре. Обычно это и самый загруженный мост, поэтому если вам нужно успеть куда-нибудь приехать к конкретному времени, начинать программу лучше с него.
Длина 2300 метров, ширина 23,4 метра, высота 26 метров.

Коммунальный мост — автомобильно-пешеходный мост в Красноярске через реку Енисей.

Сдан в эксплуатацию 15 ноября 1961 года. Длина 2300 метров, ширина 23,4 метра, высота 26 метров. Авторы проекта П. А. Егоров, К. К. Ивашова и строители мостоотряда № 7 Бахтин А.И., Богждзель, Калинников И.П. Мост строили четыре года. Проходит через остров Отдыха по специальной дамбе (длина моста с дамбой 2500 метров). Изготовлен из сборного железобетона.

На момент постройки Коммунальный мост являлся самым длинным мостом в Азии. Строители были удостоены Ленинской премии за разработку и использование технологии сооружения и замыкания арок моста без подстраховочных опор, позволившей существенно сократить сроки строительства и удешевить его.

До ввода в эксплуатацию Коммунального моста переправа через Енисей в черте Красноярска осуществлялась по разводному понтонному мосту (еще ранее использовался наплавной мост, паромная и лодочная переправы) и по железнодорожным мостам. При постройке полусводы арок подвозили на разных баржах и ледоколах. Управлял эти этапом авторитетный капитан торговых судов, профессиональный мореход Чечкин Михаил Алексеевич.

В настоящее время мост ограничен площадями: Предмостной — на правом берегу Енисея, Театральной (до 2005 года — "350-летия Красноярска") — на левом берегу.

Город с характером: Мосты Красноярска

«Переправа, переправа! Берег левый, берег правый…» — написал в своей  поэме о Василии Тёркине Александр  Твардовский. Роль мостов в жизни мегаполисов трудно переоценить. В начале прошлого века, чтобы попасть с одного берега Енисея на другой, красноярцы зимой ходили по льду, летом добирались на лодках. Весной же, когда лёд становился тонким, перебраться с одного берега на другой было практически нереально. В 1930-е годы по железнодорожному мосту стали ходить пригородные поезда. Жизнь правобережья быстро подстроилась под расписание электрички. Пригородные поезда, получившие прозвища «Мотаня» и «Ученик», всегда заполнялись до отказа. Сегодня через Енисей перекинута не одна переправа. Однако активно развивающийся мегаполис требует всё новых путепроводов. Именно красноярские мосты стали сегодня героями нашего проекта «Город с характером».

История покорения Енисея

28 марта 1899 года левый и правый берега Красноярска соединил первый путепровод. Это, пожалуй, самый знаменитый железнодорожный мост Российской империи. В 1900-м точная модель моста экспонировалась на всемирной выставке в Париже, где сооружение получило Гран-при и золотую медаль (такую же награду получила в том же году и Эйфелева башня).

Первый автомобильный мост в  краевом центре появился только в 1961 году. Именно тогда закончилось строительство  Коммунального моста, возведение которого продолжалось пять лет.

Шесть чудес над Енисеем. Красноярские мосты были самыми большими в Азии

В 1978-м рабочие приступили к строительству Октябрьского моста, а через год — вантового моста через протоку острова Татышев. Оба объекта были открыты для движения в 1986 году. Параллельно мостовики сооружали так называемые «объект 777», и хотя совмещённый автомобильно-железнодорожный мост через Енисей был фактически построен в 1984-м, введён в эксплуатацию он был спустя несколько лет.

В 90-е годы XX века началось строительство  нового железнодорожного моста рядом  с существующими. Предполагалось, что  после ввода его в эксплуатацию первый, дореволюционный, будет демонтирован. Несмотря на протесты защитников памятников истории и культуры, в 2002 году началась разборка царского моста. 7 августа 2007-го демонтированный объект сдан на металлолом.

Последний красноярский мост презентован автолюбителям в 2008 году. Сооружение находится в окрестностях краевого центра и стало частью объездной дороги участка федеральной автодороги М-53 «Байкал».

Сегодня красноярцы с нетерпением  ждут начала строительства четвёртого моста. По планам чиновников, новый путепровод соединит Октябрьский и Свердловский районы уже к 2016 году.

Какой красноярский мост длиннее?

Железнодорожный мост — 1000 м

Коммунальный мост — 2300 м

Октябрьский мост — 2600 м

Мост «777» — 700 м

Вантовый мост — 550 м

Мост на обходе Красноярска — 814 м

Четвёртый мост — 1161,8 м

А знаете ли вы, что…

В сборник ЮНЕСКО «Мостостроение мира» включены:

первый городской мост через  реку Енисей в Красноярске (за уникальную технологию монтажа железобетонных полуарок весом 1 560 тонн и замыкание сводов на плаву в пролёте), второй городской мост через Енисей в Красноярске (рекордный балочный пролёт длиной 200,2 метра).

Знакомьтесь, мостик

«Питерский мостик» — очень красивый камерный мостик с коваными, чуть ли не воздушными перилами — находится в небольшом скверике на пересечении ул. Сурикова и пр. Мира, в самом центре исторической части Красноярска. Автором архитектурной композиции фонтана является бывшая студентка государственного художественного института, а ныне архитектор Юлия Кузнецова. Именно она дала фонтану такое поэтическое название — «Питерский мостик». Фонтан-мост сразу облюбовали молодожёны. Они приезжают сюда в день бракосочетания, и жених проносит по нему свою невесту на руках. Считается, что такой совместный переход будет залогом счастливой совместной жизни.

Как устроен вантовый мост

Пилон (столб большого сечения, поддерживающий основные (несущие) тросы в висячих  мостах. Пилон монтируется непосредственно  на опору)

Ванты (стальные канаты, соединяющие  полотно моста с пилонами)

Балка жёсткости (на ней располагается  мостовое дорожное полотно)

Интересно

Первоначально вантовому пешеходному мосту  на Стрелке было присвоено имя  основателя города Андрея Дубенского, в настоящее время решением администрации  краевого центра он называется «Виноградовский».

Кстати

Мосты не могут быть похожи друг на друга, все они индивидуальны. Железобетонные мосты (как Коммунальный) монтируются  по одним правилам, металлические (Октябрьский) — по другим. Например, надвижной  — конструкция целиком собирается на берегу и надвигается, так построен мост на обходе Красноярска. Или сооружаются отдельные части и собираются с разных сторон (Коммунальный мост). Прописанные в СНиПах требования касаются надёжности сооружения: мост должен простоять сто и более лет.

Совсем скоро в Красноярске откроют четвёртый автомобильный мост через Енисей. В честь столь долгожданного события мы решили вспомнить, как в середине прошлого века в нашем городе строили Коммунальный мост и нашли уникальные фото со стройплощадки.

Коммунальный мост Красноярска — один из одиннадцати действующих мостов через Енисей. Он предназначен для пешеходов и автомобильного транспорта, номинально состоит из двух мостов, разделенных специальной дамбой на острове Отдыха. Ширина Коммунального моста составляет 23,4 м, высота — 26 м.

Фоторепортаж: Как строили Коммунальный мост

Общая длина мостового перехода с подходами и дамбой — 2 300 м.

До постройки Коммунального моста с одного на другой берег жители Красноярска перебирались на плашкоуте — платформе на двух больших плоскодонных лодках, перемещавшейся с помощью каната и силы течения реки.

Плашкоут на Енисее до строительства Коммунального моста, начало XX в.
Понтонный мост через Енисей, 1953 г.
Предмостная площадь в Красноярске, 1960-е гг.
Начало строительства Коммунального моста через Енисей, 1960-е гг.
Автор: Л. Г. Сизов.
Строительство Коммунального моста через Енисей, 1960-е гг.
Автор: Л. Г. Сизов.
Строительство Коммунального моста через Енисей, 1960-е гг.
Автор: Л. Г. Сизов.
Строительство Коммунального моста через Енисей, 1960-е гг.
Автор: Л. Г. Сизов.
Строительство Коммунального моста через Енисей, 1960-е гг.
Автор: Л. Г. Сизов. Источник: Государственный архив Красноярского края
Строительство Коммунального моста через Енисей, 1960-е гг.
Автор: Л. Г. Сизов.
Строительство Коммунального моста через Енисей, 1960-е гг.
Автор: Л. Г. Сизов.
Строительство Коммунального моста через Енисей, 1960-е гг.
Автор: Л. Г. Сизов.
Испытания Коммунального моста на прочность
Митинг, посвященный открытию Коммунального моста, 1961 год
Митинг, посвященный открытию Коммунального моста, 1961 год

17 октября 1961 года состоялся торжественный митинг, посвященный открытию Коммунального моста. Затем мост на месяц был закрыт на технологические испытания, а 15 ноября 1961 года сдан в эксплуатацию и открыт для транспорта и пешеходов.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *