КАТОЛИЧЕСКИЙ ПРИХОД НИЖНИЙ НОВГОРОД

Сообщение на конференции
"Год толерантности в России".

    Государственное учреждение Государственный архив аудиовизуальной документации Нижегородской области был образован в 2002 году на базе фотоотдела Центрального архива Нижегородской области. Фонд архива насчитывает более 200 тысяч единиц хранения аудиовизуальных документов конца XIX — XXI вв.

    Ценнейшую часть архива составляет творческое наследие великих фотохудожников А.О. Карелина и М.П. Дмитриева. Фотографии этих мастеров сохранили для нас архитектурный облик Нижнего Новгорода на рубеже XIX — XX вв. И по сей день ученые, историки, архитекторы обращаются к фотографиям как к объективным, точным и информационно насыщенным историческим источникам.

    В фонде ГУ ГАрхАДНО сохранились редкие фотографии немецкой кирхи. Каменное здание лютеранской Церкви св. Александра на улице Большой Покровской было построено в начале XIX в. и освящено в 1827 г. В 1931 году деятельность лютеранского прихода в Нижнем Новгороде была прекращена. В 1962 — 1963 гг. немецкая кирха была снесена, а слева от Храма был построен кинотеатр "Октябрь".

    В целом, информации о лютеранских храмах в архиве практически нет. Но в фонде можно найти портреты прихожан лютеранской церкви. Здесь хотелось бы остановиться на фотографиях семьи Зевеке, известных нижегородских судовладельцев. Альфонс Александрович Зевеке (лютеранин), купец 1 гильдии, судовладелец, знаток пароходной промышленности. Его жена, Мария Лукреция Лукас, шотландка, вероятно, тоже была прихожанкой этой церкви. Старший сын Альфонса Александровича стал наследником пароходства. Младший сын Альфонса Александровича — Василий Альфонсович Зевеке также связал свою судьбу с речным флотом: в 1914 г. он был командирован в Германию для закупки судов, в Россию караван пришел Северным морским путем. А в 1017 г. В.А. Зевеке почти год провел в США, выполняя поручения Российского министерства водных путей.

Храм Успения Девы Марии (Нижний Новгород)

Оба брата увлекались фотографией, и в семейном архиве бережно хранились не только отпечатки, но и негативы на стеклянной основе.

    В 2007 году богатейший архив семьи Зевеке был предан в ГУ ГАрхАДНО внуком Альфонса Александровича Зевеке — Александром Васильевичем. Хотелось бы отметить, что после поступления фотодокументов Зевеке, фонд негативов на стеклянной основе пополнился на 16 %. Здесь мы можем найти фотографии, отражающие жизнь и быт нижегородской интеллигенции на рубеже XIX — XX веков, фотоотчеты из Швейцарии, США, Японии, Германии. Есть уникальные фотографии об освоении Северного морского пути в 1914 — 1917 гг.

    Нижний Новгород — город многоконфессиональный, поэтому на фотографиях М.П. Дмитриева можно встретить виды храмов других конфессий: магометанскую мечеть, армянскую церковь, католический костел.

    Католический костел в конце XIX столетия представлял собой каменный храм без колокольни, освященный в 1861 г. во имя Успения Божьей Матери. Здание выглядело как небольшая постройка в псевдоготическом стиле, украшенная скромный декором.

    Всего в фонде можно найти 9 фотодокументов досоветского периода с видами католического костела. Среди них есть одно изображение интерьера церкви, что является редкостью не только для католических, но для православных храмов. Также изображения костела встречаются на фотографиях с видами Почаинской слободы.

    Далее хотелось бы остановиться на документах постсоветского периода, отражающих виды католического храма. Это документы за 1996 г. и 2002 г., полученные в результате инициативного фотографирования, т.е. съемки сотрудниками фотоотдела областного архива по собственной инициативе. Фотографии отражают виды храма, его интерьеры, музейную экспозицию и даже орган. Интерес также может вызвать фотодокумент, на котором отображен момент обсуждения проекта перестройки католического костела.

    Документов, отражающих христианскую, благотворительную и попечительскую деятельность лютеранской общины, в архиве, к сожалению нет.

    На сайте лютеранской общины опубликована статья "Из истории лютеранской Церкви в России и Н. Новгороде", которая заканчивается прекрасной фразой: "С лучом веры и надежды лютеране обращают свой взор на будущее возрождение христианской культуры как во всей России так и в Нижегородском крае". На наш взгляд, для того, чтобы строить будущее — надо сохранять прошлое. Наш архив готов принять аудиовизуальные документы по истории лютеранской общины, так же, как от общин других конфессий. Поэтому, пользуясь случаем, предлагаю начать сотрудничество в целях сохранения своей истории и подумать о передаче документов на государственное хранение в архив. При этом хотелось бы отметить, что аудиовизуальные документы, созданные сегодня, обязательно будут востребованы историками через несколько десятков лет. Только от наших совместных усилий зависит, какая архивная информация будет доступна будущим поколениям нижегородцев. Мы будем рады сотрудничать с Вами!

Зав. отделом С.Ю. Пожарская

Назад

Празднование Успения Пресвятой Богородицы  посвящено воспоминанию о кончине Божией Матери Марии и Ее телесного вознесения на небеса.

На Востоке и на Западе этот праздник имеет различные названия. Греки называли его «Koimesis» — «Погружение в сон» (от церковно-славянского — успение).

150 лет первого католического храма в Нижнем Новгороде

На Западе закрепилось латинское название «Assumption» — «взятие», «принятие», поэтому среди русских католиков латинского обряда используется наряду с устоявшимся в русской традиции «Успением» название «Взятие Пресвятой Девы Марии в небесную славу».

Ранние христианские памятники содержат различные и, зачастую, противоречивые сведения о том, где и как долго жила Богоматерь после окончания земной жизни Христа.

Также неточны сведения о кончине и погребении Богородицы. В большинстве текстов упоминается следующий сюжет: после вознесения Иисуса Христа на небо Дева Мария жила в Иерусалиме под опекой и заботой Иоанна Богослова, творила молитвы в ожидании встречи с Сыном. За три дня до кончины Девы Марии к Ней явился архангел Гавриил и возвестил о скором переходе к блаженному успению. Она призвала всех апостолов, чтобы с ними проститься.

Согласно желанию Богоматери Ее тело было погребено в Гефсимании около Иерусалима, между могилами родителей и Иосифа Обручника.

Через три дня к могиле пришел апостол Фома, отсутствовавший в Иерусалиме в день Ее кончины, но вместо тела Девы Марии в гробнице были розы.

Телесное взятие Богородицы на небеса, так же как и ее свобода от первородного греха, является догмой католического вероучения. И хотя в Ее успение люди верили на протяжении веков, официально этот догмат был оформлен лишь в 1950 году.

Как и другие праздники почитания Богородицы, в этот день для верующих обязательно посещение Мессы и совершение молитв.

В некоторых странах Западной Европы, например, Австрии, Греции, Франции, этот день является национальным праздником и выходным.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *