КАТОЛИЧЕСКАЯ ЦЕРКОВЬ В САРАТОВЕ

Католический собор Св. Климента

Для большинства из саратовцев такие слова, как "католик", "католический", "Римско-католическая церковь", не вызывают отчетливых образов, в лучшем случае смутные ассоциации. У кого-то, скажем, они связаны с тематикой произведений Дюма, у кого-то с курсом средневековой истории, прослушанным когда-то во время учебы в общеобразовательной школе или даже с героями мексиканских телесериалов. Многие ли знают, не только что такое католицизм, но и то, что он также является частью истории нашего родного края? Многие ли знают, что так хорошо знакомый нам с детства кинотеатр "Пионер" отнюдь не всегда был кинотеатром?

Католическая церковь, как и православная, связывает свое появление в России с полулегендарными сведениями.

Когда, согласно легенде, апостол Андрей воздвиг первый крест на месте будущего Киева, папа Клеменс I, третий наследник св. Петра, находившийся в ссылке на территории современного Крыма, стал первым представителем Русской церкви на территории будущего Русского государства. Ему принадлежит так называемое письмо Клеменса, одна из старейших христианских рукописей, не считая Нового Завета.

Ссыльный Клеменс работал в каменоломнях Херсонеса и был утоплен в Черном море с якорем на шее, поэтому он почитается как патрон каменотесов и изображается с якорем. Раскопки в Херсонесе Таврическом, надписи и руины свидетельствуют о наличии в первые столетия нашей эры христиан и епископальной кафедры на северном побережье Черного моря. Резиденция латинских епископов и монастыри францисканцев и доминиканцев встречаются там и позже, в ходе всего тысячелетия, а во время Золотой Орды существуют также поселения иезуитов.

На коренной русской территории уже с XVI столетия существовали евангелические церкви, но только при Петре I в 1705 году было разрешено строить церкви католикам.

Первоначально исповедующими католицизм на территории Саратовского Поволжья были немецкие поселенцы. Их появление было предопределено манифестом императрицы Екатерины II от 1763 года, в котором она приглашала иностранцев "праздношатающихся" переселяться в Россию "для заселения и обитания рода человеческого наивыгоднейших и полезнейших мест".

Католический кафедральный собор в Саратове

Семилетняя война (1756-1763 гг.), в которой находилась Германия, разорила часть населения, и поэтому некоторые немцы, чтобы избавиться от бедственного положения, согласились переехать на жительство в Россию. Однако на манифест откликнулись не только немцы, но и лица других национальностей: шведы, швейцарцы, французы. Канцелярия опекунства, учрежденная в 1766 году, имела в Саратове даже свой попечительный Комитет для колонистов. Комитет имел за городом 16 небольших казарм, в которых жили переселенцы до построения своих деревень, а в 1769 году в казармы были поселены 30 разорившихся семейств, которые в наказание были определены рабочими кирпичных заводов. "Таким образом, в Саратовской губернии появилось 104 деревни (колонии), 60 стоят на левом берегу Волги, от Большого Иргиза до Еруслана, по берегу Волги и степным речкам Караману и Еруслану. Остальные на правом берегу при Медведице, Иловле и их речках-притоках".

Немцы, поселившиеся в Саратове, сначала "жили на "горах", между церквами Преображения и Духосошествия, которой тогда еще не было; там же возникли и въезжие (постоялые) дворы для колонистов, приезжавших в Саратов по своим надобностям. Потом для немцев отведен был первый квартал Немецкой улицы, между Никольской (ныне улица Радищева) и Александровской (ныне улица Горького). Согласно распоряжению правительства, которое при постройке домов рекомендовало поощрять "брать места сколько можно обширнее и не менее 11 сажень на улицу, чтобы не был стеснен воздух и безопасно было на случай пожара, а также заводить хотя бы маленькие сады около домов", каждому немецкому семейству отрезано было до 15 саженей земли в ширину и до 40 саженей в длину, на которых колонистами были разбиты сады. В конце XVIII века немцев в Саратове проживало 137 человек, "из коих мужчин — 77 и женщин — 60".

Первым епископом-католиком в России был доминиканец Геланус Кан, немец из Галиции. Он открыл духовное училище в Саратове в 1875 году, которое стало вторым учебным заведением такого рода после Санкт-Петербургской духовной семинарии. В Саратовской духовной семинарии преподавал преемник Кана Франц Ксавьер Цоттман — уроженец Баварии. Цоттман преследовал главную цель: воспитание священников, хорошо говорящих по-немецки. Но вплоть до 1872 года основное влияние в семинарии имели поляки, плохо знавшие немецкий язык или не знавшие его вовсе. И только в 1872 году Цоттману удалось пригласить преподавателей из Германии. Именно в Саратовскую семинарию в 1864 году был принят первый "русский" немец, и до 1882 года она выпустила 68 немецких священников.

Франц Цоттман воздвиг в Саратове каменный Кафедральный собор. Это был наиболее значительный католический памятник, названный именем Св. Климента. Он был построен в 1880 году по проекту К. Невского на Немецкой улице и освящен в 1881 году.

Сохранилось описание, относящееся к началу ХХ века: "Особого внимания заслуживает католическая церковь. Внешний вид ее очень красив. Две высокие, в готическом стиле, колокольни со статуей Петра между ними, стройно и гордо подымают свои высокие и узкие шпили. Внутри еще красивее: обилие картин, статуй, античных предметов представляет большой художественный интерес. Две большие статуи в алтаре, сделанные в Париже, изображают папу Пия V и мученицу Фелимену. Над алтарем прекрасное изображение Св. Климента. Особенно красив потолок, украшенный девятью картинами. В центре — копия со знаменитой картины Брюллова, изображающая Вознесение Божьей Матери, а вокруг нее восемь картин, представляющих сцены из жизни Христа".

Католический собор относился к Тираспольской Римско-католической епархии, возникшей в результате соглашения, заключенного в 1847 году между Папой Римским и российским правительством. Центром епархии решено было сделать Саратов, и хотя первоначально он рассматривался как временная столица, в силу различных причин таковой и остался. Правда, известно по этому поводу мнение императора Николая I: "Сообразить немедленно о переводе тираспольского епископа из Саратова в Тирасполь, или другое место, которое окажется более удобным". В 1857 году прихожанами тираспольской епархии являлось уже 115281 человек. Из них римско-католиков 103473 и армяно-католиков 11808 человек. К 1888 году число прихожан выросло больше чем вдвое и составило 244910 человек.

К 1914 году в Тираспольской епархии насчитывалось 179 священников и 390 тыс. верующих. В 1926 году она была разделена на 4 апостольских административных округа. В результате трудностей, которые претерпели католики в годы гражданской войны, голода 1921-1922 годов, во время всеобщей коллективизации, голода и преследований 1930-х годов их число резко сократилось и нельзя сказать, каково было количество католиков после 1914 года.

Католический Кафедральный собор просуществовал до 1935 года. Современные варвары совершили святотатство — изувечили Божий храм. Снесли колокольни, статую апостола Петра. Невесть куда спрятали и статуи из алтаря, изготовленные в Париже, и картины, запечатлевшие Христа. Не пощадили дивный памятник истории, религии, культуры. Позднее, до неузнаваемости изуродованное неоднократными перестройками, здание католического собора было превращено в кинотеатр "Пионер", которым до сих пор и является.

И только, если внимательно посмотреть на кинотеатр с боку можно разглядеть стены старинного собора.

Использованные материалы: — Валеев В. Из истории саратовских церквей. — Саратов: Приволж.кн.изд-во, 1990.
— Гнатюк И. Золото купалов.//Богатей, 1998, №39.-с.6
— Ларина Л., Солодовниченко Л. Из истории католической и евангелической церквей в России. — Годы и люди. Вып.7 — Саратов: Приволж.изд-во "Детская книга", 1992.
— Терехин С. Века и камни: Памятники архитектуры Саратовской области. — Саратов: Приволж.кн.изд-во, 1990.

Храм Святого Духа г. СаратовСтраница приходаРусская Православная Церковь, Саратовская митрополия, Саратовская епархия, Троицкое благочиние

  • Статус:действующий
  • Есть пандусы:да
  • Язык богослужений:церковнославянский
  • Расписание богослужений (общее кратко): С понедельника по субботу литургия в 8.00;

    В воскресенья и праздники ранняя Литургия в 7.00 поздняя Литургия в 9.00;

    Ежедневно вечернее богослужение в 17.00. Собор открыт в течение всего дня. Дежурный священник находится в храме в будние дни — до 12.00 в праздничные и выходные — до 15.00.

  • Настоятель:протоиерей Сергий Догадин
  • Престольные праздники:
  • Святого Духа — Май 28

День Святого Духа
22 мая (9 мая по ст.ст.) — Перенесение мощей свт. и чудотворца Николая
10 декабря (27 ноября по ст.ст.) — Иконы Божией Матери "Знамение"
19 декабря (6 декабря по ст.ст.) — Святителя Николая архиепископа Мир Ликийских чудотворца

  • Святыни:ковчег с мощами Радонежских святых ковчег с мощами Киево-Печерских святых ковчег с мощами преподобномученика и исповедника Стефана Нового и святителя Никифора патриарха Константинопольского икона священномученика Гермогена Тобольского с частицей его святых мощей икона преподобной Ефросинии Полоцкой с частицей ее святых мощей
  • Деятельность:прихожанами и служащими собора ведется активная благотворительная деятельность. Регулярно два раза в месяц а также к праздникам посещаются детские дома и Областная психиатрическая больница. Собираются вещи для раздачи нуждающимся. Проводятся благотворительные обеды.
  • Краткая историческая справка:Вначале была построена деревянная церковь. В саратовских газетах имеется упоминание об этом. Так «Саратовские губернские ведомости» писали: «Новая церковь в Саратове… во имя Сошествия Святого Духа на апостолов устроена при содействии преосвященного Иакова в 1844 году».

    В 1855 году вместо старой деревянной построена каменная церковь и каменная же колокольня на средства почетного гражданина Саратова купца первой гильдии Петра Федоровича Тюльпина. Освящение Духосошественской церкви произошло несколько позднее лишь 5 октября 1858 года. Освятил ее Преосвященный Иоанникий I (Горский; †1877) епископ Саратовский и Царицынский.

    Католический кафедральный собор

    По штату при церкви были положены три священника один диакон и три псаломщика. Церкви принадлежали здания каменной церковно-приходской школы и деревянной сторожки.

    В годы Советской власти: В конце 1920-х годов Духосошественская церковь была захвачена обновленцами но спустя полгода клир храма принес покаяние. Предположительно после закрытия Александро-Невского кафедрального собора Духосошественская церковь получила статус соборной.

    Постановлением Президиума Нижне-Волжского краевого исполкома советов РК и К депутатов от 6 октября 1931 года колокола собора были изъяты для нужд промышленности. В 1939 году храм был закрыт и превращен в зернохранилище. Однако здание почти не пострадало и когда 17 декабря 1947 года храм вновь был открыт его стены были лишь заново расписаны. В 1948 году главный придел был заново освящен Преосвященнейшим Борисом (Виком; †1965) и в нем начались регулярные богослужения.

    В наши дни: Постановлением Саратовской Областной Думы от 17 ноября 1994 года № 7-59 Духосошественская церковь признана памятником истории и культуры регионального значения. В 1995 году левый и правый приделы были заново освящены иерейским чином.

    Указом Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Алексия II № 1115 от 16 марта 2001 года в связи с аварийным состоянием кафедрального Свято-Троицкого собора статус кафедрального был придан Духосошественскому собору. В крипте под главным алтарем собора погребен приснопамятный архиепископ Саратовский и Вольский Александр (†2003).

    2 июня 2003 года Постановлением администрации города Саратова № 455-1 приходу Духосошественского собора был предоставлен в аренду сроком на 25 лет земельный участок общей площадью 07934 га занимаемый собором. Решением Арбитражного суда Саратовской области от 14 сентября 2004 года комплекс зданий Духосошественского собора был признан находящимся в собственности Саратовской епархии.
    В 2014 году Указом Святейшего Патриарха Московского и всея Руси КИРИЛЛА № У-01/169 от 10.10.2014 г. «В связи с завершением реставрационных работ присвоить Свято-Троицкому храму г.Саратова статус кафедрального собора. Церкви Сошествия Святого Духа г.Саратова временно имевшей статус кафедрального собора официально именоваться «Храм Сошествия Святого Духа».

  • Римско-католическая церковь

    Организация первых католических приходов в Саратове, да и во всeм Поволжье, связана с появлением в этих краях немцев-колонистов,

    приглашeнных Манифестом Императрицы Екатерины II от 8 июля 1763 года. В результате этого в 1763-1769 гг. в Россию из Европы прибыло около 27 тысяч переселенцев, из них около 10-ти тысяч были католиками. Из возникших в Поволжье 104-х немецких колоний, 31 были католическими. Через 4 года их уже было шесть. В течение 40 лет в Поволжье было построено 33 церкви.
    Первым епископом-католиком в России был доминиканец Геланус Кан, немец из Галиции. Он открыл духовное училище в Саратове в 1875 году, которое стало вторым учебным заведением такого рода после Санкт-Петербургской духовной семинарии. В Саратовской духовной семинарии преподавал преемник Кана Франц Ксавьер Цоттман — уроженец Баварии. Цоттман преследовал главную цель: воспитание священников, хорошо говорящих по-немецки. Но вплоть до 1872 года основное влияние в семинарии имели поляки, плохо знавшие немецкий язык или не знавшие его вовсе. И только в 1872 году Цоттману удалось пригласить преподавателей из Германии. Именно в Саратовскую семинарию в 1864 году был принят первый "русский" немец, и до 1882 года она выпустила 68 немецких священников.

    Франц Цоттман воздвиг в Саратове каменный Кафедральный собор. Это был наиболее значительный католический памятник, названный именем Св. Климента. Он был построен в 1880 году по проекту К. Невского на Немецкой улице и освящен в 1881 году.

    Сохранилось описание, относящееся к началу ХХ века: "Особого внимания заслуживает католическая церковь. Внешний вид ее очень красив. Две высокие, в готическом стиле, колокольни со статуей Петра между ними, стройно и гордо подымают свои высокие и узкие шпили. Внутри еще красивее: обилие картин, статуй, античных предметов представляет большой художественный интерес.

    Собор Петра и Павла

    Две большие статуи в алтаре, сделанные в Париже, изображают папу Пия V и мученицу Фелимену. Над алтарем прекрасное изображение Св. Климента. Особенно красив потолок, украшенный девятью картинами. В центре — копия со знаменитой картины Брюллова, изображающая Вознесение Божьей Матери, а вокруг нее восемь картин, представляющих сцены из жизни Христа".
    Католический собор относился к Тираспольской Римско-католической епархии, возникшей в результате соглашения, заключенного в 1847 году между Папой Римским и российским правительством. Центром епархии решено было сделать Саратов, и хотя первоначально он рассматривался как временная столица.

    К 1914 году в Тираспольской епархии насчитывалось 179 священников и 390 тыс. верующих. В 1926 году она была разделена на 4 апостольских административных округа. В результате трудностей, которые претерпели католики в годы гражданской войны, голода 1921-1922 годов, во время всеобщей коллективизации, голода и преследований 1930-х годов их число резко сократилось и нельзя сказать, каково было количество католиков после 1914 года.
    Жизнь католиков Саратова во время Советской власти, особенно после разгрома Кафедрального собора св. Климента в 30-е годы двадцатого столетия, замерла, ушла в подполье. Многих католиков выслали из родных мест. Когда в 1980-х в СССР заговорили о воссоздании Немецкой Республики в Поволжье, сюда стали перебираться немцы из Казахстана, депортированные туда в 1941 г. В отличие от России, в Казахстане верующие хоть изредка могли приступить к церковным Таинствам, благодаря освободившимся из советских лагерей священникам. Немцы перебирались в села Поволжья, и оттуда начинали поиск священников. Таким образом, уже в 1983 году в Саратовскую область приезжали о. Иосиф Свидницкий и о. Ян Белецкий. Приехавший в 1987 году на постоянное служение в зарегистрированный с большим трудом приход в Марксе, молодой о. Иосиф Верт, обслуживал оттуда многочисленные филиалы, в число которых входила и небольшая община в Саратове.
    Кафедральный собор Римско-католической церкви в Саратове считался одним из шедевров церковного зодчества старого Саратова. Закладка каменного здания на месте обветшавшей деревянной церкви, существовавшей с 1805 года, была произведена в мае 1873 года, в первом квартале между Никольской (Радищева) и Александровской (Горького) улицами. Постройка завершилась в октябре 1880 года, освящение нового храма состоялось в 1881 году.
    Великолепно звучал орган, изготовленный специально для Саратовского кафедрального собора известным Варшавским мастером Потельским.
    Кафедральный собор в Саратове существовал до середины тридцатых годов. В конце 30-х годов церковь была закрыта, еe внутреннее убранство было частично разграблено или передано на хранение в музеи г. Саратова. По проекту Ленинградских архитекторов Помориной О.Н. и Крестина М.В., сосланных в Саратов по делу Кирова, здание храма было перестроено, и в 1941 году в нем был открыт кинотеатр Пионер. В 1966 году здание по проекту Саратовских архитекторов Скоробогатовой В.И. и Захаровой Г.А. было ещe раз перестроено. Несмотря на неоднократные перестройки и модернизации стены здания сохранились практически полностью. Снесены лишь верхние части башен фасада, заложены кирпичом оконные проeмы, сделано несколько пристроек. На верхних частях стен готический орнамент бывшей церкви закрыт отделочным материалом.

    Римско-католическая Епархия Святого Климента в Саратове

    История: Римско-католическая церковь

    Добавить комментарий

    Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *