КАНАТНАЯ ДОРОГА В ТБИЛИСИ

Тбилисский фуникулёр ( ) — транспортное средство, позволяющее подняться на гору Мтацминда к ресторану, Пантеону и к Мтацминдскому парку. Считается важной исторической и культурной достопримечательностью города. Фуникулёры как инженерное сооружение сейчас редкость: в России их осталось два, на Украине ещё два, в Литве ещё два. В России тбилисский фуникулёр знаменит уже тем, что на нём виртуально проехался Остап Бендер (в обе стороны).

Нижняя станция (дизайн 2012 года)

Что такое фуникулёр

Фуникулёр — это два вагончика, которые ездят по рельсам. Канатная дорога (которых в Тбилиси две) не является фуникулёром никак. Это важно понимать, потому что их постоянно путают. В современном языке имеется некий хаос терминологии из-за того, что кроме фуникулёра (рельсового) есть еще фунитель и фунилор, которые имеют вид кабинок. Сам фуникулёр считается частным случаем канатной дороги и даже само название происходит от слова "канат". В это не надо вдумываться, просто запомните, что фуникулёр — это вагончик на Мтацминду.

История

История у тбилисского фуникулёра большая и интересная. Этот вид транспорта появился в середине XIX века, почти одновременно с паровозами. Первые фуникулёры работали как раз на паровой тяге. Мировую славу тогда завоевал фуникулёр на Везувий, который был построен в 1880 году. В 1900 году тбилисское городское управление заказало бельгийской фирме проект такого же фуникулера. По договору бельгийцы могли эксплуатировать его 45 лет, после чего всё переходило в собственность города.

Канатная дорога в Тбилиси: отзывы

Практически одновременно такие же проекты появились в Киеве и Одессе. Одесса обогнала всех и запустила фуникулёр 8 июня 1902 года, киевский запустился 20 мая 1905 года, а тбилиский начали строить в 1903 и открыли 30 декабря в 1905 года.

Это произошло почти сразу после того, как художник Пиросмани подарил Маргарите миллион алых роз. Чуть позже он нарисоваи и сам фуникулёр.

Нижняя станция того первого фуникулёра выглядела как-то так:

Обратите внимание, что у этого вагончика нет окон и в теории из него можно было вывалиться. Именно это чуть не сделал Остап Бендер, когда напился на отобранные у Кислярского деньги.

Фуникулёр дал мощный толчок развитию ресторанного бизнеса на Мтацминде и поднял цену на недвижимость в районе горы. Он почти сразу стал достопримечательностью города, что отразилось как минимум в романе Ильфа и Петрова. Советская власть сначала ничего не поменяла в истории этого места (кроме того, что отобрала его у бельгийцев), но уже при Хрущёве обе станции были перестроены в мрачные бетонные модернистские здания.

В 1990-е годы вся инфраструктура горы Мтацминды постепенно вымерла. Сдохла канатка, пришёл в запустение ресторан, а в 2000 году оборвался трос у фуникулёра: в тот день едва не погибло 20 туристов. В истории фуникулёров этот год вошёл под названием "Чёрный 2000-й", в том году произошли все известные миру фуникулёрные катастрофы: в Тбилиси и в Австрии, и ещё две аварии меньшего масштаба в Киеве и Одессе.

Работа фуникулера встала на 12 лет. Его нижнюю станцию украсили потом странной синей штукой, чтобы бетонный дизайн не выглядел совсем уж страшно. В 2010 году станция выглядела так:

И только в 2012 году, в последний год эпохи Саакашвили, у мэрии дошли руки до фуникулёра. Советскую станцию снесли и построили новое здание, вернув первоначальный дизайн. Восстановили ресторан на горе. Запустили новые вагончики. Обновлённый фуникулёр был открыт в декабре 2012 года, уже после выборов. Он стал таким же символом уходящей эпохи, как и тбилисский каньон, открытый мэрией двумя месяцами раньше.

 

 

Современность

Идея фуникулёра состоит в том, что два вагончика как бы подвешены на один трос и уравновешивают друг друга, так что энергия тратится только для компенсации веса пассажиров. Это интересная энергосберегающая система, котоаря в XIX веке позволяла паровому двигателю затаскивать вагончики на склоны любой крутизны. Минус тут только в пропускной способности: вагончиков всего два, и их не может быть больше. Производный минус: вагончики должны заполняться по возможности одновременно. На практике это означает, что вагончик довольно долго стоит на своей станции.

Все фуникулёры этого мира различаются, в частности, числом рельс — их 4, 3 или 2. У тбилиссского — 2.

Весь процесс выглядит так: вы приходите к нижней станции, проходите турникет, расплачиваясь пластикивой картой, и там заходите в вагончик. Он состоит из трёх секций, каждая по 8 человек. Интереснее всего находиться на нижней секции у заднего окна. Вагончик ходит с интервалом в 10 минут, но иногда бывают задержки. Ползти он будет неторопливо, медитативно, не более 2 метров в секунду. Так как длина пути 500 метров, то на весь путь уйдёт 250 секунд, что с учетом остановки дает 5 минут.

На середине пути находится развязка с промежуточной остановкой, здесь поднимающийся вагончик встречает спускающийся. Поэ этой остановкой проходит тропа с вершины к Пантеону, по ней можно спуститься к Пантеону, чем многие и пользуются.

После остановки вагончик поднимается дальше и заезжает прямо в здание верхнего ресторана. Сразу, как вы выйдите из вагончика и стеклянного домика станции, слева будет один ресторан, а справа — другой.  

Фуникулёр и ресторан образуют очень удобную пару, поэтому в Тбилиси принято водить сюда впечатлительных девушек. Если у вас есть девушка, то смело везите ее на гору. Если вы познакомились с ней в Тбилиси, то будьте осторожны — не исключено, что это поездка будет далеко не первой в её биографии. Некоторых девушек возили туда раз по шесть. 

И ещё. Почему-то почти по всем параметрам тбилисский фуникулёр совпадает с бакинским 1960-го года постройки. Разница только в отсутствии средней станции.

ВРЕМЯ РАБОТЫ: с 9:00 до 4:00. С полуночи до 4:00 цена возрастает на лари. Это не очень удобный график, поскольку не позволяет встретить на Мтацминде рассвет. 

Фуникулёр в искусстве

Кажется, первым фуникулёр отобразил Нико Пиросмани. Он узнаваемо изобразил и верхнюю станцию, и развязку, и нижнюю станцию и даже храм Давида.И даже рельеф Мтацминды можно узнать.

 

Чуть позже фуникулер ввели в культуру Ильф и Петров, которые в 1928 году опубликовали повесть "12 стульев". Там он упомянут дважды, в первый раз под именем "канатной железной дороги":

Мурлыча какую-то чепуху о застое в бараночно-бубличном деле, Кислярский посадил страшных знакомцев в экипаж с посеребренными спицами и подножкой и повез их к горе Давида. На вершину этой ресторанной горы поднялись по канатной железной дороге. Тифлис в тысячах огней медленно уползал в преисподнюю. Заговорщики поднимались прямо к звездам.

Так в Тбилиси появились два "бендеровских" места: отель "Ориант" и фуникулёр. Но "Ориант" потом сгорел, а фуникулёр остался. Позже он мелькнёт в унылых рассказах некоего Каменецкого.

Цены и альтернативы

Фуникулёр — не вполне дешевый транспорт. Он стоит 2 лари, иногда 3 (после полуночи). Если вы в городе впервые, то вам придётся купить пластиковую карту, заплатив ещё 2 лари. Обычная пластиковая карта для метро-автобусов-канаток сюда не подходит! Получается, что фуникулер вдвое дороже канатки в парке Рике и в 4 раза дороже городского автобуса. Дороже фуникулёра получается только такси, которое может захотеть 10 лари.

При желании этот же путь можно одолеть пешком — подняться по улице к Пантеону, там пройти по тропе к средней станции и далее наверх по тропе же до ресторана. Но это имеет смысл только если вы собираетесь накачать ноги перед походом в горы.

Фуникулёр и экскурсии

Основная функция фуникулёра — возить людей к ресторану, поэтому гид там практически не нужен. Но тбилисские турфирмы иногда включают его в программу экскурсий. Конкретно наши сититуры туда не водят, или делают это по особому запросу. Фуникулёр трудно вписать в программу. И главное — незачем. Лучше всего придти туда самостоятельно вечером.

Как добраться

У фуникулёра есть минус: к его нижней станции нелегко добраться. Там мимо проходит какая-то маршрутка, но искать её в городе сложно. Подниматься пешком в гору до улицы Чонкадзе бывает нелегко. (В общем-то по этой причине мы и вычеркнули его из сититура) Остаётся такси. Существует еще автобус №124, который может завезти вас прямо на Мтацминду, и оттуда вы можете фуникулёрно спуститься вниз, но спуск — не самое эффектное применение фуникулёра. Спускаться лучше пешком — там есть красивая дорожка.

Если же вы всё же решили подниматься к станции ногами от Руставели, то помните: она находится строго за зданием парламента. Можно идти по улице левее парламента (по Читадзе) или правее. Левая дорога хотя бы прямая. От проспекта Руставели до нижней станции по улице Читадзе — 725 метров. И 60 метров перепад по высоте.

В Тбилиси очень много достопримечательностей, которые так хочется посетить: посмотреть, послушать их историю, побродить в тишине прошлого. Однако  некоторые старинные и очень примечательные сооружения города, такие как крепость Нарикала, находятся в труднодоступных местах. Но теперь эта проблема полностью решена — можно воспользоваться новой канатной дорогой!

Канатная дорога в Тбилиси (Aerial Tramway)

Так Вы сократите время и получите ни с чем не сравнимые ощущения от потрясающего воздушного путешествия над старым городом. Действует дорога в районе Старого города, а именно этот район является самым красивым и живописным в Грузии.  

Сама новая дорога открыта не так давно – 18 июня 2012 года.  И, несмотря на свой такой молодой возраст, канатка  уже завоевала большую популярность и стала своеобразной достопримечательностью города.

Канатная дорога была построена компанией LEITNER ropeways и сегодня она связывает средневековую крепость Нарикала(IV в.) и Старый город. Нарикала расположена на самой вершине крутого Сололакского хребта, забраться на который пешком или подняться на машине достаточно сложно. А вот канатная дорога – это удобство, комфорт, и чудесный вид, который открывается из её кабинок, заставляет просто забыть о страхе высоты.

Канатная дорога сегодня состоит из семи кабинок – гондол, каждая из которых рассчитана на 8 человек. Функционирует она с 11 часов утра и до 11 часов вечера, а стоимость проезда составляет 1 лари (~20 руб.). К тому же здесь предусмотрена постоянная система скидок для студентов и пенсионеров.

И даже если вы не собираетесь посещать крепость Нарикала, то прокатиться в одной из гондол канатной дороги стоит обязательно. Каждая такая кабинка имеет стеклянный пол, и когда она буквально проносится над Тбилиси на высоте птичьего полёта, просто дух захватывает. При помощи этого своеобразного помощника можно осмотреть все окрестности города, увидеть все знаменитые исторические здания Старого города совершенно другими глазами. Ведь самая верхняя точка, по которой проезжает канатная дорога, расположена на высоте 90 километров от земли.

Канатная дорога в Тбилиси – это тоже своего рода достопримечательность, современная, надёжная и очень быстрая. При таком подъёме кажется, что весь город лежит как на ладони, а туристическое путешествие при этом наполняется каким-то вкусов восторга и волшебства. Конечно, посмотреть на город свысока можно и с колеса обозрения, но там не будет того захватывающего чувства полёта, не будет желания снова и снова вернуться сюда и в которой уже раз пронестись над городом, понимая, что все эти крошечные точки внизу – это настоящие люди, которые ходят и суетятся, выполняют свои дела и просто живут. А здесь, на такой высоте, жизнь как бы замирает. Кажется, что это совершенно два разных мира, которые трудно соединить в одно целое.

Канатная дорога в Тбилиси отвечает всем требованиям безопасности и построена  по всем правилам европейских стандартов. Тбилисцы очень гордятся своей канаткой, а туристы, после такого путешествия, несколько дней кряду рассказывают о том, как они летали в поднебесье практически наравне с птицами.

Если Вы побывали в Нарикала днем, найдите время и вернитесь к канатной дороге вечером. Просто прокатитесь  в темноте над раскрашенным сотнями огней городом. С одной стороны Вам будет шептать ветер свои таинственные похождения, а город одевшись в вечерний наряд покажет свое лучшее вечернее шоу. Вы будете только восторженно смотреть, слушать и чувствовать. Хотя Тбилиси потрясающе красив в любое время суток и года!

   

Канатная дорога завораживает любого. Она дарит фантастическое ощущение полета. Здесь можно сделать потрясающие фотографии, которые удивят Ваших друзей своей необыкновенной красотой. 

Понравилось? Поделись с друзьями!!!

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *