ЭРМИТАЖ БРИЛЛИАНТОВАЯ КЛАДОВАЯ

Содержание

Сокровища Особой кладовой Эрмитажа

Во второй половине XVIII века в Зимнем дворце рядом с тронным залом находилась так называемая «бриллиантовая» комната. Вместе с символами царской власти — короной, державой, скипетром — там хранилось множество предметов, служивших украшениями или подарками.

Наиболее распространенным украшением в XVI — XVII веках были подвески. Мужчины и женщины носили их на специальной цепи на груди. Иногда на старинных портретах мы видим персонажей, которые имеют несколько украшений одновременно. Они различались по назначению: среди них были подвески-амулеты, талисманы, предохраняющие от дурного глаза и другие. В XVI — XVII веках, в эпоху географических открытий, появляются подвески в виде кораблей. Одна из эрмитажных каравелл, выполненная в Испании около 1590 года, сделана из изумрудов: большие, глубокого зеленого цвета камни составляют основу корабля, мачты и верхний крест, остальные части украшены белой эмалью по золотому фону.


Подвеска «каравелла».
Испания. 1580 — 1590.
Изумруды, золото, эмаль.

К этому же времени относится подвеска, принадлежавшая легендарному Френсису Дрейку — пирату и адмиралу флота английской королевы Елизаветы Она сделана из белого кварца, но кажется розовой. Будучи помещенным в специальный красящий раствор, камень, имеющий множество микротрещин, впитал в себя его цвет.

Жемчуг использовался ювелирами с древнейших времен. В XVI веке появляется так называемый барочный жемчуг, отличающийся причудливой формой. Задачей художника было найти в его «неправильном» контуре идею будущего произведения. В подвесках «Лебедь», «Сирена», «Дракон» такая жемчужина составляет основу изделия, диктует смысл. Не уступали по популярности изделия из резного поделочного камня. Чаши, вазы, кувшины, кубки и шкатулки предназначались не для каждодневного употребления, а для украшения парадных залов, дипломатических подарков. Примером тому является кубок из горного хрусталя с рубинами, подаренный Петру Первому.

Кстати, многообразная деятельность Петра I имела большое значение и для развития ювелирного ремесла. Путешествуя по Европе, совершая дипломатические поездки, император привозил множество подарков и в том числе ювелирных изделий. В России появляются статуэтки, исполненные в Саксонии в начале ХУIП века,— разнообразные, забавные подчас, фигурки, сделанные из серебра, жемчуга, драгоценных камней.

Перенеся столицу из Москвы в Петербург, Петр стремился создать город, равный европейским столицам. Сюда, на берега Невы, он направил из Москвы лучших умельцев, в том числе и ювелиров, пригласил иностранных мастеров. В 1714 году начал работать цех иностранных ювелиров, состоявший поначалу из пленных шведов. А в 1722 году по их примеру объединились русские мастера. Этим и объясняется возросшее количество и прекрасное качество ювелирных изделий XVIII века. Каждый мастер цеха, проходя период ученичества, обязан был сделать конкурсную работу. По ее итогам мастеру разрешалось работать самостоятельно, иметь подмастерьев и учеников, ставить клеймо на произведении.


И. Позье. Букет из драгоценных камней.
Петербург. 1740-е годы.

Придворный быт и особенности дворцового этикета требовали большего числа новых украшений. В XVIII столетии самым распространенным предметом ювелирного искусства стали табакерки, как настольные, предназначенные для украшения кабинетов вельмож, так и переносные — их подбирали к костюму и времени года. Лаковые, черепаховые употребляли зимой, каменные, металлические — летом. Иногда табакерки имели несколько отделений для разных сортов нюхательного табака. Кроме того, они служили подарками, которыми награждали за заслуги и отмечали помощь в щепетильных делах: будь то дворцовый переворот или любовная интрига. Известно, что в XVIII веке пожалование табакерки, если в нее был вмонтирован вензель или портрет монарха, ценилось наравне с орденом. Некоторые из них предназначались для хранения портрета. Такова коробочка с изображением Людовика XV и Марии Лещинской, сделанная в Париже в начале XVIII века придворным мастером французского короля Д. Гуэром. Ее подарили княгине Куракиной, супруге Б. И. Куракина, русского посла при парижском дворе.

Более чем столетие сохранялась мода на нюхание табака, поэтому табакерки отразили на себе изменения традиций, художественных стилей, требований заказчиков. Выполненные крупнейшими французскими ювелирами, великолепные рокайльные коробочки из золота и перламутра работы Гуэра, табакерки Дюкролея и Огюста привлекают внимание орнаментами из золота и эмалей. Памятники, изготовленные дрезденским мастером И. Х. Нейбером, получили название «кабинет камней». В этих изделиях декор прост, он сводится к мозаике, состоящей из полудрагоценных минералов Саксонии, расположенных тонкими пластинами по всей поверхности. Каждый участок мозаики имеет номер, выгравированный рядом, на золотом ободе. Внутрь табакерки вложена книжка, содержащая расшифровку и описание камня. Большой интерес представляют табакерки, принадлежавшие прусскому императору Фридриху П (их насчитывалось более сотни) . Они большой формы, яркие по цвету. Для большего колористического эффекта ювелиры помещали под бриллианты цветную фольгу.


Табакерка.
Германия. Середина XVIII века.
Горный хрусталь, золото, драгоценные камни

Множество изделий, исполненных как русскими, так и иностранными ювелирами, связано с историей России. Среди них простые по форме табакерки, принадлежавшие Петру I. деревянная в форме галеры. золотая с вмонтированной в крышку черепаховой пластиной с видом Петербурга, кварцевая с вензелями. Императрицы Анна Иоанновна и Елизавета Петровна заказывали коробочки, имеющие неправильную форму, украшенные множеством бриллиантов. Наибольшего размаха мода на эти изделия достигла во время тридцатилетнего правления Екатерины II. По ее заказам работали крупнейшие петербургские мастера, такие, как Адор, Шарф, Будде, Гасс.

Творчество Ж.-П. Адора, швейцарца по происхождению, проработавшего в России около 20 лет, тесно связано с историей русского двора. Чесменская табакерка выполнена по случаю первой годовщины победы русского флота над турецким в Чесменской бухте. Она украшена эмалевыми миниатюрами, прославляющими битву. Этим же мастером исполнены и тридцать табакерок, которые предназначались для подарков участникам дворцового переворота 1762 года. В них вмонтированы медали, где Екатерина П изображена в виде богини Минервы.

Другой мастер — И. Г. Шарф – тяготел к простым формам вроде круга или овала. Его изделия изысканны по цвету и отличаются любовью к мелким камням. Несколько лет проработали в Петербурге братья Теремены, которые в Эрмитаже представлены табакерками с микромозаикой – техникой, требующей большого мастерства. Кроме того, в моду вошли несессеры специальные коробочки, предназначенные для хранения различных предметов. Они также делились на переносные и настольные, мужские и женские. Женские несессеры имели иголку, расческу, ножницы и пр., мужские складную линейку, иногда циркуль. Как пример можно привести два изделия из эрмитажного собрания. Небольшой компактный несессер с 25 предметами сделан в Англии в середине XVIII века. Другое настольное украшение, из гелиотропа, могло быть использовано и как письменный прибор.


Несессер с брелоками
Англия. Середина XVIII века.
Золото, бриллианты.

Пожалуй, единственным, что не уступало в популярности табакеркам, были часы. Часовой механизм изобретен в XVII веке, и первые часы имели одну стрелку и, соответственно, точность хода в пределах получаса. Постепенно они становятся более точными. Их декор, а они принадлежали лишь знати, великолепен: драгоценные камни, разнообразные футляры и цепь-шатлен, прикреплявшаяся к поясу. Они также подбирались к костюму; иногда носили несколько часов одновременно.


Ж.Фази. Часы на шатлене
Петербург, 1770-е годы
Золото, бриллианты, эмаль

Обзор коллекции драгоценностей будет неполным, если хоть в нескольких словах не остановиться на собрании перстней, браслетов, а также великолепных букетах, составленных из драгоценных камней, предназначавшихся для ношения на плече или поясе. В них поражает изысканность подбора камней, тонкость огранки, изящество оправ. В специальных вазах, изготовленных позднее, «букеты» были выставлены в новом помещении — галерее драгоценных вещей, открытой для публики в середине XIX века. Это был первый музейный комплекс, предназначенный для показа предметов прикладного искусства.

В 1911 году открыли новый зал драгоценностей, одним из экспонатов которого стал золотой туалетный прибор, исполненный в 1730-х годах в Аугсбурге в мастерской Биллеров. Он состоит из 47 предметов, сделан для императрицы Анны Иоанновны, а затем хранился в кладовых Зимнего дворца и служил для одевания к венцу невест царского дома. Сочетание матовой и блестящей поверхностей золота выделяет рисунок предметов, и орнамент

После Октябрьской революции коллекции ювелирного искусства пополнялись за счет поступления национализированных частных собраний.

Прогулка по залам Эрмитажа. Часть 1.

С 1925 года предметы, входившие в Галерею драгоценностей, выставлены в Особой кладовой Эрмитажа.

О. КОСТЮК

Следующая страница: Пётр Первый в Эрмитаже

Среди той обширной корреспонденции, что я стал получать со всех концов бывшего Союза и из-за границы после моих статей о «зарубежном русском золоте» и первого издания этой книги, типичным стало письмо от А.В. Киреева из Калужской области от 16 апреля 1993 г. А.В. Киреев сообщал: с 1957 г. он работал в г. Шевченко (ныне Актау), что на полуострове Мангышлак восточного побережья Каспийского моря. В те времена он случайно наткнулся на книгу «Чекисты Казахстана», где вычитал следующее: «…после разгрома остатки армии Колчака под командованием генерала Толстого отступали через форт Александровский (там отбывал в свое время ссылку великий украинский поэт Тарас Шевченко. — Авт.) на Мангышлаке, плато Усть-Юрт, с тем чтобы прорваться на юг и уйти за кордон. При подходе к полуострову Бузачи ими был спрятан остаток золотого запаса России». (Киреев уточнил у старожилов-казахов, они подтвердили: целых «семь подвод».) Гурьевские чекисты затем в течение 15 лет безуспешно искали это золото.

Такого рода письма я получаю десятками, меняется лишь география «кладов колчаковского золота». То это станция Тайга Транссибирской железной дороги, то бывший православный мужской монастырь в Приморье на границе с Китаем, то железнодорожный разъезд Раздольное Приморской железной дороги, то «золотой пароход на Оби в Западной Сибири».

Вот и весной 2003 г. мне сначала позвонил один «кавказец»-старатель из г. Зея Амурской области на Дальнем Востоке, а затем прислал целую папку вырезок-ксерокопий из местных газет и книг амурских краеведов о поиске очередной порции «сибирского золота», на этот раз — на севшей на мель на реке Зее большевистской речной канонерской лодке «Огорочанин» в сентябре 1918 г. с грузом золота, конфискованного «красными» в четырех коммерческих банках и трех страховых обществах Амурской губернии.

Судя по книге Ильи Безродного, участника Гражданской войны на Дальнем Востоке, «Амур в огне» (Владивосток, 1932), на борт канонерки было погружено несколько десятков ящиков с золотом.

На одном из перекатов р.

У вас отключен JavaScript.

Зеи лодка попала в колчаковскую или японскую засаду, была обстреляна и, маневрируя при уходе от огня, села на мель. Команда срочно покинула судно, причем якобы предварительно выкинула все ящики в воду, кроме трех, которые будто бы закопала на берегу.

С тех пор местные (газ. «Амурская правда», 1992 г.) и столичные («Комсомольская правда», 1993 г.) журналисты не раз призывали найти этот золотой клад с «красного галиона» (канонерки), но все розыски местных золотоискателей оказались безуспешными, как и предыдущие поиски японцев, колчаковцев, семеновцев, красных партизан и ОГПУ в 20-х — начале 30-х гг.

Интерес к золотому кладу с канонерки «Огорчанин» все эти 85 лет поддерживается еще и тем обстоятельством, что местные жители села Новоандреевска, напротив которого на реке Зея села на мель канонерка, время от времени при огородных работах или вспашке действительно находят в земле золотые слитки. Так, еще в 1979 г. колхозница Мария Ефимова на своем приусадебном огороде нашла золотой слиток, на котором было выбито — «Благовещенск, 1917».

Следующий слиток, найденный трактористом того же колхоза им. Ленина Николаем Василенко из того же села во время вспашки, удостоился чести попасть в 80-х гг. XX в. в Книгу рекордов Гиннесса. В традиционном разделе этого британского справочника «КРУПНЕЙШИЕ КЛАДЫ» читаем: «Золотой слиток весом 12 кг 285,3 грамма нашел летом 1987 года механизатор колхоза им. Ленина Амурской области Николай Василенко. В банке этот стандартный золотой брусок, отлитый в 1918 году, был оценен в 588 тысяч рублей. Н. Василенко получил за свою находку самую крупную в России сумму — 147 тысяч рублей, предусмотренные законом 25% от оцененной стоимости клада».

Именно эти 25% от найденных золотых кладов вдохновляют нынешних «золотоискателей», один из которых — мой «кавказец» из г. Зея — и попытался соблазнить меня этой приманкой, предлагая возглавить новую экспедицию в Амурской области для поиска остальных слитков с канонерки «Огородчанин».

И тем не менее байки о спрятанных «кладах Колчака» в Сибири не сходят со страниц газет и журналов (см. например, статью журн. «Золото России», 1994, № 1-2, об очередном кладе, якобы спрятанном по приказу адмирала в районе «Черных озер» под Благовещенском зимой 1919 г.) Об участии ОГПУ-НКВД-КГБ СССР в поисках подобных «кладов» см. Приложение № 5 к этой книге.

Написаны десятки рассказов и повестей о якобы уже найденных «кладах Колчака» в Восточной Сибири и в Приморье. Типичный пример такой «развесистой клюквы» являет собой историческая повесть Юрия Сергеева «Берегиня», опубликованная в журнале «Молодая гвардия» (1992, № 5-6).

Тем ценнее редкие свидетельства доживших до наших времен очевидцев, например деда Луки Павлова из той же Новоандреевки, зафиксированные в 1992 г. репортером «Амурской правды». В 1918 г. будущему деду было всего лет семь-восемь, он стоял на берегу и видел, как канонерка села на мель. Никаких ящиков с золотом, выбрасываемых за борт, он не узрел. Но видел другое: команда в панике попрыгала за борт (боялись преследований то ли колчаковцев, то ли японцев), а брошенное судно через несколько часов просто разграбили окрестные мужики. Вот они-то, по свидетельству Луки, действительно, кряхтя и матерясь, перли на себе какие-то тяжеленные ящики.

Свидетельство знакомое: ведь именно так в ноябре 1812 г. на подходе к Березине казачки атамана Платова разграбили «золотой обоз» Наполеона из Кремля, а затем замолили грех тем, что построили на личные пожертвования в столице Войска Донского — г. Новочеркасске — огромный кафедральный православный собор, второй по размерам после Исаакиевского в Петербурге.

А клады-то следует искать совсем не там, где указывает на них народная молва. Вот один из точных адресов, к тому же указанный на официальном бланке колчаковского министра иностранных дел И.И. Сукина (шифровка из Омска российскому генеральному консулу в Шанхае Виктору Федоровичу Гроссе через посла царской России в Пекине князя Кудашева, 24 сентября 1919 г. № 688):

"Прошу сообщить Шанхай Гроссе. Министр финансов («омского правительства». — Авт.) просит передать: на Ваше имя высылается мною из Владивостока свыше 6000 пудов с пароходом, отбывающим из Владивостока около 26 сентября. Все подробные указания о дате прибытия и количестве имеющего быть выгруженного золота будут Вам сообщены директором Иностранного отделения Госбанка Владивостока. Русско-Азиатскому банку в Шанхае одновременно телеграфирую войти с Вами в соглашение о предоставлении в Ваше распоряжение кладовых банка для хранения.

Подпись: Сукин".

Это была далеко не первая «золотая посылка» из Владивостока на имя консула В.Ф. Гроссе. В мае того же года он уже получил коносамент в 600 пудов на русском сторожевом военном крейсере «Командор Беринг».

Так вот где надо искать «клады Колчака» — в Шанхае, Гонконге, Токио, Осаке и Йокогаме, далее за Тихим океаном — в Сан-Франциско, Ванкувере, Нью-Йорке и еще дальше, за океаном Атлантическим — в Лондоне, Стокгольме, Париже, Брюсселе и банках Швейцарии.

Тем более, что на все эти коносаменты с 1914 г. сохранились документы — от финансовых соглашений до дипломатической переписки и расписок в получении груза.

Экспозиция Бриллиантовой кладовой Эрмитажа

⇐ ПредыдущаяСтр 3 из 3

Фотографировать в кладовой запрещается совсем, на любые устройства, включая телефон. Все следующие фотографии взяты с официального сайта Эрмитажа.

Экспозиция включает в себя золотые украшения, найденные в майкопском кургане. Это самые ранние экспонаты кладовой, датируются четвертым веком до нашей эры. Мастерство древних мастеров вызывает неподдельное восхищение. Все представленные украшения принадлежали ранее вождю кочевников и его женам, погребенным в майкопском кургане.

Бычок из майкопского кургана IV в. до н.э., около 10-15 см

Далее на выставке представлено множество произведений древнегреческих мастеров, найденных на юге России и в Крыму. Изделия скифов очень сложные и замысловатые, полные символизма, зря их считают варварами, варварами их назвали еще древние греки, посмотрите на амфору ниже, разве это варварское искусство?

Амфора из скифской коллекции

Амфора большая, наверное около 70 см в высоту, сверху очень живо и реалистично изображены этапы укрощения лошади, IV в. до н.э.

Произведения западноевропейского искусства в основном были подарены императорской семье в качестве дипломатических подарков, некоторые куплены для пополнения коллекции.

Реликварий, западная Европа, там хранили мощи святых

Мелкие ювелирные украшения, кольца и сережки не произвели на меня сильного впечатления, если не знать, что эти камни бриллианты, то трудно найти их сильно привлекательными. Не ограненный алмаз в 10 карат, вставленный в кольцо выглядит неважно.

Самая большая и шикарная витрина содержит две конские сбруи, включающие в себя попоны для коней, уздечки, украшения для хвоста, сабли. Все эти предметы обильно украшены драгоценными камнями, множеством алмазов, сверкают и переливаются на глазах удивленной публики.

Экскурсия в Золотую кладовую Эрмитажа

Именно за эту витрину и назвали кладовую Бриллиантовой. Ее фотографий в интернете нет, увидеть это впечатляющее зрелище можно только лично посетив экспозицию.

Кроме таких шикарных вещей, как эти попоны, есть еще вещи, которые представляют ценность, поскольку принадлежали известным людям. Мне запомнилось Евангелие, принадлежавшее Петру I. Оно совсем небольшое, обложка искусно расшита речным жемчугом разного размера, большинство жемчужинок больше напоминают бисер, на изготовление обложки для Евангелия наверное ушло просто очень много времени, ведь каждую жемчужинку надо сначала просверлить, а потом пришить, а это титанический труд.

Производит так же впечатление туалетный прибор Анны Иоанновны, императрицы российской. Фото прибора в интернете тоже нет. Императрица уделяла своему туалету по 6-8 часов. На изготовление всех предметов – зеркала в массивной раме, несесера, чайника, кофейника и т.д,, всего около 60 предметов ушло более 65 кг золота. Самое удивительное, что в набор входила специальная палочка для чесания головы. В те годы носили очень пышные прически, а мыться не любили и вши были у всех, и у императрицы в том числе.

Экспозиция кладовой включает в себя множество несесеров – обильно украшенных драгоценными камнями, футляров для маникюрных наборов и духов – очень красивые штучки.

Карманных часов достаточно много, все эти часики выглядят роскошно и предназначались в основном, для того чтобы продемонстрировать статус обладателя, а не для того чтобы узнать время. Некоторые модники навешивали на себя по нескольку часов.

Начиная с эпохи Петра I, в моду входит нюханье табака и коллекция содержит множество табакерок, выполненных в разных стилях.

А вот яиц Фаберже в Бриллиантовой кладовой нет совсем, их всех продали в эпоху революции и гражданской войны. От Фаберже в коллекции есть только уменьшенные копии императорских корон, скипетров и держав. Совсем недавно в Санкт-Петербурге открылся музей Фаберже, там можно увидеть пасхальные яйца Фаберже и многие другие изделия ювелирного искусства. Музей Фаберже находится у Аничкова моста на набережной Фонтанки.

Уменшенные копии императорских корон, скипетров и держав.

Самые шикарные вещи не представлены на фотографиях, которые можно найти в интернете. На фотографиях невозможно оценить реальные размеры вещей, поэтому посещения музея просмотр фотографий заменить не может..

Для детей это достаточно утомительно, к концу экскурсии дети уже устали и не очень внимательно слушали экскурсовода, для дошкольного возраста наверное это было бы слишком тяжело. Осматривать за один раз и Золотую и Бриллиантовую кладовую, тоже наверное чрезмерно тяжело, лучше разнести во времени.

⇐ Предыдущая123

ТОП-10 экспонатов Эрмитажа, которые нужно увидеть

Шедевры Эрмитажа

Ювелирные изделия в Эрмитаже

Художественная обработка металла, или искусство торевтики — от греческого слова "torеuo", что значит вырезаю, чеканю,— зародилась в глубокой древности. Уже в третьем — втором тысячелетиях до н. э. искусные мастера Египта, Передней Азии, эгейского мира изготовляли драгоценные украшения, разнообразные чаши и кубки, пышно декорированные рельефами и гравировкой.

Благородные металлы — золото, серебро и платина — являются прекрасным материалом для создания различного рода произведений прикладного искусства. Первым стало известно золото, нередко встречающееся в природе в чистом виде. Значительно позже, только в XVI веке, была открыта платина. Эти металлы, особенно золото, не окисляются на воздухе, поэтому изделия из них обладают красивым не тускнеющим блеском и веками сохраняют свою первозданную красоту. Замечательные природные свойства — ковкость, мягкость и плавкость — определили технические приемы их обработки. Так, например, удивительная ковкость золота лежит в основе чеканки, мягкость сделала возможной гравировку и резьбу, плавкость — литье. Различные технические приемы временами совершенствовались, иногда деградировали, одни применялись в определенный период и у разных народов больше, другие — меньше, но основа их оставалась и остается всегда одной и той же.

В Особой кладовой Эрмитажа (открыта в 1925 году), собраны воедино коллекции художественных изделий из благородных металлов и драгоценных камней, ранее рассредоточенные по отдельным выставкам и, главным образом, фондам музея.

В первом из разделов выставки представлены произведения искусства из золота и серебра древнейших эпох, во втором — ювелирные изделия западноевропейских и русских мастеров XVI—XIX веков. Эти коллекции насчитывают несколько тысяч художественных предметов, многие из которых являются шедеврами прикладного искусства, широко известными не только в нашей стране, но и за ее пределами.

Собрание древних золотых и серебряных изделий Особой кладовой Эрмитажа уникально по своей художественной и исторической значимости и является самым крупным в мире. В его составе несколько тысяч памятников ювелирного искусства, происходящих, в основном, из курганов, некрополей или кладов, оставленных разными племенами и народами, некогда обитавшими на обширной территории нашей страны. Среди экспонатов имеются редчайшие образцы торевтики третьего тысячелетия до н. э. Наиболее же полно отражено искусство эпохи ранних кочевников и периода "великого переселения народов" (VI век до н. э. — VII век н. э.). Разнообразные изделия знакомят с изобразительным творчеством скифов, сарматов, а также других кочевых и оседлых племен южнорусских степей и Сибири. Большая группа предметов дает представление о мастерстве ювелиров античных городов-колоний на северном побережье Черного моря. Кроме того, собрание включает произведения иноземной торевтики, привезенные в Северное Причерноморье из Передней и Малой Азии, Греции, Византии.

Богатство собрания древнего золота, составленного трудами нескольких поколений археологов, дает возможность проследить длительный путь развития ювелирного дела — одного из древнейших видов художественного творчества человека. Не все предметы этой коллекции равнозначны по своим достоинствам. Одни из них — подлинные образцы высокого искусства, другие — массовая ремесленная продукция. В целом же они дают представление не только о художественной культуре и техническом мастерстве древних народов, но и помогают узнать их миропонимание и образ жизни.

Работы золотых дел мастеров и ювелиров XVI—XIX столетий, в свою очередь, отражают многогранность этого столь своеобразного вида прикладного искусства с исчерпывающей полнотой и последовательностью.

Сибирская коллекция Петра I

Древнейшие археологические находки в курганах Северного Причерноморья

Ювелирные изделия эпохи ранних кочевников.

Скифские ювелирные изделия в "зверином" стиле

Произведения боспорских ювелиров из скифских курганов

Золотые бляшки из кургана Куль-Оба

Чеканные сосуды греческих мастеров из скифских погребений

Ювелирные изделия из античных городов-колоний Северного Причерноморья

Античные серьги VI века до н.э.

Утраченные секреты техники зерни. Греческие серьги конца V века до н.э.

Серьги и подвески из кургана Куль-Оба

Античные ожерелья IV века до н.э.

Витые браслеты V—IV веков до н.э.

Уникальные чеканные изделия из скифских курганов — фиала и резной шлем

Золотые перстни-печати из скифских курганов

Золотые бляшки из скифских курганов

Ювелирные изделия эпохи эллинизма (конец IV — I в. до н.э.)

Сарматские ювелирные изделия (I в. до н. э. — I в. н.э.)

Украшения периода "великого переселения народов" (IV—VII вв. н.э.)

Произведения киевских ювелиров XII—XIII веков

Ювелирные изделия западноевропейских и русских мастеров XVI — начала XIX в.

Подвески эпохи Возрождения

Каравеллы — западноевропейские ювелирные украшения

Кубки и чаши из горного хрусталя

Финифтяные изделия русских мастеров XVII века

Ювелирные изделия из Западной Европы XVIII века

Драгоценные табакерки XVIII в.

Букеты из драгоценных камней

  • Золотая застежка Львиный грифон, терзающий коня. V-IV вв. до н.э. Сибирь.

  • Золотой браслет. V-IV вв. до н.э. Сибирь.

  • Золотая застежка со сценой отдыха в пути. V-IV вв. до н.э. Сибирь.

  • Фигурка быка. III тыс. до н.э. Майкопский курган.

  • Фигурки золотого и серебряного бычков. III тыс. до н.э. Майкопский курган.

  • Серебряный кубок с изображением животных и горного ландшафта. III тыс. до н.э. Майкопский курган.

  • Ножны меча-акинака. Нач. VI в. до н. э. Келермесекий курган.

  • Золотая пантера. VII в. до н.э. Келермесекий курган.

  • Золотой олень. VI в. до н.э. Костромской курган.

  • Поясной крючок. IV в. до н.э. Мастюгинский курган.

  • Обкладка горита с изображением сцен из жизни Ахилла. IV в. до н.э. Чертомлыкский курган.

  • Ножны парадного меча. Конец V — нач. IV века до н.э. Чертомлыкский курган.

  • Рукоять парадного меча. V в. до н.э. Чертомлыкский курган.

  • Амфора для вина. IV в. до н.э. Чертомлыкский курган.

  • Амфора для вина. IV в. до н.э. Чертомлыкский курган.

  • Ножны меча. Конец V — нач. IV вв. до н.э. Курган Солоха.

  • Гребень с изображением схватки воинов. Конец V — нач. IV вв. до н.э. Курган Солоха.

  • Золотая фиала со сценами терзания животных. Конец V — нач. IV века до н.э. до н.э. Курган Солоха.

  • Сосуд со сценами охоты на львов.

    400-375 гг. до н.э. Курган Солоха.

  • Серебряный сосуд со сценами охоты на львов. 400-375 гг. до н.э. Курган Солоха.

  • Серебряный сосуд с изображениями сцен из скифской жизни. IV в. до н.э. Курган Куль-Оба.

  • Сосуд с изображениями скифов. IV в. до н.э. Курган Куль-Оба.

  • Сосуд с изображениями сцен из скифской жизни. IV в. до н.э. Курган Куль-Оба.

  • Сосуд с изображениями сцен из скифской жизни. IV в. до н.э. Курган Куль-Оба.

  • Золотая гривна с окончаниями в виде скифских всадников. IV в. до н.э. Курган Куль-Оба.

  • Окончания гривны в виде скифских всадников. IV в. до н.э. Курган Куль-Оба

  • Окончание золотой гривны в виде скифского всадника. IV в. до н.э. Курган Куль-Оба

  • Золотая бляшка со сценой побратимства. IV в. до н.э. Курган Куль-Оба.

  • Золотая бляшка в виде скачущего всадника-скифа. IV в. до н.э. Курган Куль-Оба.

  • Золотая бляшка в виде скачущего всадника-скифа. IV в. до н.э. Курган Куль-Оба.

  • Золотая бляшка в виде двух скифов, стреляющих из луков. IV в. до н.э. Курган Куль-Оба.

  • Золотая бляха в виде оленя. IV век до н.э. Курган Куль-Оба.

  • Ушная подвеска с львиной головой. VI в. до н. э. Ольвия.

  • Серьга виде Артемиды на олене. 325-300 гг. до н.э. Нимфей.

  • Золотые подвески в виде летящих эротов. Ок. V в. до н.э. Пантикапей.

  • Золотая подвеска в виде богини Ники. Ок. V в. до н.э. Пантикапей.

  • Женская спиралевидная золотая подвеска. IV в. до н.э. Пантикапей.

  • Женская золотая подвеска в виде женской головы в калафе. Ок. 350 г. до н.э. Пантикапей.

  • Женская золотая подвеска в виде львиной головы Пантикапей.

  • Женская золотая подвеска в виде сфинкса. Феодосия.

  • Серьга с подвесками "Ника на квадриге". Конец V в. до н.э. Феодосия.

  • Серьга с подвесками. Около 350 г. до н.э. Курган Куль-Оба.

  • Височная подвеска "Голова Афины". Рубеж V-IV вв. до н.э. Курган Куль-Оба.

  • Серьга с подвесками.

    Особые кладовые Галереи драгоценностей Эрмитажа

    IV в. до н.э. Курган Куль-Оба.

  • Ожерелье с подвесками в виде бутонов и розеток. 400-380 гг. до н.э. Пантнкапей.

  • Ожерелье-тесьма с тремя рядами подвесок. IV в. до н.э. Феодосия.

  • Золотая пектораль. IV в. до н.э. Курган Большая Близница.

  • Калаф, стленгида, височные подвески, ожерелье. IV в. до н.э. Курган Большая Близница.

  • Золотой калаф с изображениями молодых варваров, борющихся с грифонами. IV в. до н.э. Курган Большая Близница.

  • Серьга с подвеской в виде пирамидки. Конец IV в. до н.э. Курган Большая Близница.

  • Витой браслет с протомами сфинксов. IV в. до н.э. Курган Куль-Оба.

  • Витой браслет с львиными головами. IV в. до н.э. Курган Куль-Оба.

  • Витой браслет с фигурами львов. IV в. до н.э. Курган Куль-Оба.

  • Греческая фиала. Сер. IV в. до н.э. Курган Куль-Оба.

  • Золотой шлем. IV в. до н.э. Курган Ак-Бурум.

  • Золотой перстень-печать с фигурой богини Артемиды с луком в руке. IV в. до н.э. Курган Большая Близница.

  • Золотой перстень-печать с фигурой лежащего льва. IV в. до н.э. Курган Большая Близница.

  • Золотой перстень-печать с фигурой Афродиты и сидящим у ее ног Эротом. IV в. до н.э. Курган Большая Близница.

  • Золотой перстень-печать в виде фигуры жука-скарабея. IV в. до н.э. Курган Большая Близница.

  • Золотой перстень-печать с фигурой сидящей женщины, играющей с собачкой. IV в. до н.э. Курган Большая Близница.

  • Золотой перстень-печать с фигурой сидящей Афродиты со стрелой и Эрота. IV в. до н.э. Курган Большая Близница.

  • Золотой перстень-печать

  • Золотой перстень-печать с фигурой знатного перса, проверяющего стрелу. Конец V в. до н.э. Пантнкапей.

  • Золотой перстень-печать с изображением барса, терзающего оленя. V в. до н.э. Семибратний курган.

  • Золотой перстень-печать с изображением летящей утки. IV в. до н.э. Чертомлыкский курган.

  • Золотые бляшки и пуговицы из кладов курганов Куль-Оба и Большая Близница

  • Золотая бляшка в виде фигуры танцовщицы. IV в. до н.э. Курган Большая Близница.

  • Золотая бляшка в виде фигуры крылатой богини. IV в. до н.э. Курган Большая Близница.

  • Золотая бляшка в виде змееногой богини в калафе. IV в. до н.э. Курган Куль-Оба.

  • Диадема с геракловым узлом и с подвесками, инкрустированная гранатами. II в. до н.э. Артюховский курган.

  • Булавка с подвесками. II в. до н.э. Артюховский курган.

  • Серьги с подвеской в виде голубя. II в. до н.э. Артюховский курган.

  • Ожерелье с застежками в виде козлиных головок. II в. до н.э. Артюховский курган.

  • Спиральный браслет со сценой охоты барса на лося. I в. до н.э. Курган близ с. Верхнее Погромное.

  • Флакончик для ароматических веществ со сценой борьбы зверей. I в.н.э. Курган Хохлач.

  • Золотая диадема. Ок. I в.н.э. Курган Хохлач.

  • Колт, инкрустированный гранатами. Конец IV — нач. V в. Курган близ хутора Верхне-Яблочный.

  • Обратная сторона колта. Конец IV — нач. V в. Курган близ хутора Верхне-Яблочный.

  • Меч с кольцевым навершием и ножны с золотой облицовкой. VII в. Перещепинский клад.

  • Браслет, инкрустированный изумрудом. VII в. Перещепинский клад.

  • Золотой колт с изображением сиринов. XII в. Киев.

  • Беретная пряжка "Сусанна и старцы". XV в. Англия.

  • Подвеска "Летящий амур" XVI в. Нидерланды.

  • Подвеска "Лебедь". Ок. 1590 г. Нидерланды.

  • Подвеска "Каравелла". XVI в. Италия.

  • Каравелла из колумбийского изумруда. 1580-1590 гг. Испания.

  • Кубок из горного хрусталя. Конец XVI в. Франция.

  • Золотой потир. 1677 г. Москва.

  • Перламутровая табакерка с изображением танцующей пары. Начало XVIII в. Франция.

  • Сердоликовая табакерка. Мастер Даниель Говерс. 1724-1725 гг. Париж.

  • Сердоликовая табакерка (оборот крышки)

  • Перламутровая табакерка "Птицы на ветке". Сер. XVIII в. Париж.

  • Перламутровая табакерка. 1765 г. Берлин, Германия.

  • Золотая табакерка с натюрмортом. Мастер Жан Дюкролей. 1759—1760 гг. Париж.

  • Агатовая табакерка Фридриха Великого. Ок. 1765-1770 гг. Берлин.

  • Букет из драгоценных камней

предыдущая | главная | следующая страница

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *