ЭЭЛЯН ОВЛА БИОГРАФИЯ



Памятники Элисты

Координаты: N46 18.498 E44 16.038.

Одна из причин посещения Элисты – это объемная городская скульптура. Действительно, памятники Элисты могут заинтересовать туристов и гостей города. Одним из примечательных памятников является скульптурная композиция «Эхо». Фигура мужчины бережно прижимает к груди домбру, которая словно сливается с телом музыканта. Скульптура «Эхо» – это символ открытости и душевности калмыцкого народа, восприимчивости к явлениям окружающего мира. Скульптурная композиция высотой почти в 4 метра выполнена скульптором Н. Евсеевой в 1996 году.

Другим интересным объектом среди памятников Элисты считается «Джангар». Этот монумент посвящен герою калмыцкого эпоса – богатырь, калмыцкий стражник, защищающий мирных жителей от чудовищ (мангусов). Трехметровый памятник «Джангар» несет в себе олицетворение стойкости и мужественности народа. Скульптор памятника «Джангар», установленного в 1998 году, стал А.Миронов.

Памятник джангарчи Ээлян Овла (Элиста)

Кстати, в парке «Дружба» установлен памятник калмыцкому джангарчи, носителю и создателю народного эпоса, со слов которого и была написана одноименная героическая поэма «Джангар», Ээляну Овле.

Еще одному герою народного эпоса посвящен другой памятник Элисты – «Золотой всадник».

Этот монумент высотой в 8 метров стоит у въезда в город: золотой всадник, возвышающийся на длинном шпиле, будто бы осматривает город с высоты птичьего полета. Кроме всего прочего, памятник «Золотому всаднику» является самым большим позолоченным монументальным сооружением в России. Образ «Золотого всадника» в Элисте также взят из народного эпоса «Джангар».

Монумент «Кееда» изображает бородатого старца, сидящего верхом на баране. Кееда – любимый персонаж калмыцкого эпоса, олицетворяющий собой народную мудрость и справедливость.

В Пушкинском сквере в Элисте, неподалеку от Цветка Лотоса возведен одноименный памятник поэту. Он был установлен в 1990 году. На черной мраморной стеле высечен из камня облик А.С. Пушкина: стоит он во фраке, в одной руке головной убор, гордый профиль стремлен куда-то вдаль. Скульптура принадлежит автору Н. Эледжиеву. В композицию входит и декоративная металлическая решетка сквера: тут представлены фрагменты стихотворений поэта. Между планшетами установлены вылитые из камня изображения ярких событий из жизни и творчества А.С. Пушкина в тот момент, когда он пребывал в калмыцкой степи. Здесь все напоминает 19 век, и даже светильники тут выполнены в традициях того времени.

На постаменте высотой десять метров стоит Хонгор – Алый лев. Могучий богатырь, его взгляд суров и решителен, держит он в руках лук и готов пустить к врагам четыре стрелы, тем самым предупредив его нападение. Стела украшена калмыцким орнаментом, а сам памятник напоминает раскаленную сталь и будто бы горит алым цветом. Скульптура возведена в Элисте в 1999 году и принадлежит автору С. Ботиеву.

Трудно переоценить роль следующего монумента для жителей Элисты – Зая-Пандита. Скульптор – Р. Рокчинский. Возведение памятника было приурочено к двум событиям: 400-летию ученого, ойрат-калмыцкого гуманиста, религиозного деятеля, просветителя и политика, а также к 350-летию со дня создания им «Тодо-бичиг» (ясное письмо, калмыцкая письменность). Зая-Пандита создал особый алфавит, который передавал бы все оттенки калмыцкой речи, затем вместе со своими учениками перевел на «ясное письмо» множество книг, в том числе, и основные буддийские трактаты. Благодаря научной и литературной деятельности великого ламы, в Калмыкии зародилась такая ойратско-калмыцкая литературная традиция, также стал активно распространяться буддизм.

На момент торжественного открытия памятника в Элисте присутствовали автор скульптуры «Зая-Пандита», вице-премьер Правительства РФ В. Матвиенко, президент РК и президент ФИДЕ К. Илюмжинов, народный поэт Калмыкии Д. Кугультинов.

Следующая элистинская скульптура посвящена «калмыцкому Орфею», композитору, воспевающему красоту калмыцкой родной степи, Чонкушову П.О. Памятник возведен в Элисте в 2000 году, автор – В. Васькин. В композицию вошел не только портрет композитора, но и всплеск эмоций, энергия, чувства, с которыми Чонкушов создавал и прославлял музыку родной земли.

В 1995 году в честь военного и государственного деятеля Калмыкии Василия Алексеевича Хомутникова из камня был высечен бюст. «Бюст Хомутникова В.А.» принадлежит скульптору Н. Эледжиеву. Автору также принадлежит скульптура «Материнство». Памятник был установлен в Элисте во дворе роддома имени Шунгаевой в 2003 году.

«Верблюд» С. Ботиева олицетворяет мудрость, благополучие и выносливость. Это величественное, гордое и вместе с тем спокойное животное, которое любит и понимает человеческую природу. Памятник был возведен в Элисте в 1996 году.

На улице Номто Очирова установлен в 1950 году бюст Сергею Мироновичу Кирову, который в июне 1992 года направил в Москву телеграмму с просьбой перенести все центральные учреждения вглубь Калмыцкой области. Скульптор – А. Андреенко.

Перед калмыцкой национальной гимназией в Элисте в 1997 году был возведен монумент «Три маленьких богатыря». Памятник представляет собой маленьких воинов в калмыцких боевых доспехах (герои из эпоса «Джангар»). Маленькие богатыри здесь символизируют всех детей калмыцкого народа, которые, как и взрослые, наравне переносили тяжбы в нелегкое время. Они, подобно героям «Джангара», решительны и патриотичны.

В танце любви застыла архитектурная композиция «Танцующие журавли». Скульптура была сооружена в Элисте архитектором А. Босчаевым и скульптором Н. Галушкиным в 1996 году и символизирует вечную любовь, красоту и гармонию.

На улице Сухэ-Батора в седьмом микрорайоне Элисты возведен памятник «Хозяин Степи».

На пересечении улиц Сусеева и Очирова находится одноименный памятник. Номто Очиров – калмыцкий ученый, просветитель, основоположник джангароведения и реформатор калмыцкой письменности. Ему принадлежит запись и публикация первого издания жемчужины калмыцкого эпоса (Джангар). Также он стал издателем «Ойратских известий». Работа принадлежит скульптору – Н. Евсеевой.

В честь юной партизанки Тамары Хохлыновой, героически погибшей осенью 1942 года в Элисте был возведен одноименный памятник рядом с калмыцким медицинским колледжем. Торжественное открытие памятника состоялось в 1996 году.

Наряду с памятниками Элисты, связанными непосредственно с калмыцкой культурой, существуют также и военно-исторические ансамбли. Один из них – ансамбль, посвященный воинам 28-армии. Мемориальный комплекс представляет собой высокий постамент с барельефами лиц воинов –  танкиста, пехотинца и летчика, названиями военных подразделений, участвовавших в боях за Элисту и легендарный танк Т-34 на постаменте. Памятник установлен в 1968 году в память о дне освобождения от фашистов.

Еще один памятник Элисты посвящен легендарному калмыцкому военоначальнику и герою Советского Союза, генералу-полковнику О.И. Городовикову. Полководец восседает на вздыбленном коне, расположенном на вершине холма.

Очень часто памятник О.И. Городовикову путают с монументом в парке "Дружба", установленного его племяннику, генералу-лейтенанту Б. Б. Городовикову.

Своей эмоциональной глубинной и символичностью поражает мемориал «Исход и возвращение». Но, пожалуй, самым известным и любопытным памятником Элисты остается памятник Остапу Бендеру, расположенный неподалеку от шахматного городка Сити-Чесс.

Также можно отметить такие памятники Элисты как «Актер», «Матери», «Учителю», памятник танкистам и другие, менее известные скульптурные композиции.

Фото: Илья Шувалов, Денис Буров, Татьяна fresh-06, Леонид Намруев, Татьяна Кривич, Андрей Борисенко, Александр Орионов.

Добавить фото/информацию

Ээлян Овла или Овла Эляев (1857г., урочище Багши-Ээджи, Ики-Бухусский аймак, Бага-Дербетовский улус (ныне посёлок Красносельский, Малодербетовский район), Калмыкия, Российская империя— осень 1920г., Калмыкия)— калмыцкий сказитель-джангарчи, со слов которого был записано главное фольклорное поэтическое произведение калмыцкого народа— «Джангар». Именно от него были впервые записаны десять песен, которые составили основу калмыцкой национальной героической поэмы «Джангар», получившей всемирную известность.

Биография

Не существует подробной биографии Ээляна Овлы. Имеются лишь некоторые полевые заметки учёных Н.О.Очирова и В.Л.Котвича. В советское время калмыцкий исследователь А.Ш.Кичиков записал со слов родственников Ээляна Овлы его некоторые биографические данные1.

Ээлян Овла родился в бедной семье джангарчи. Его предки с XVIII века происходили из устной калмыцкой сказительной школы Гин-Тёмр. Проживал с раннего детства у своего дяди Дэлтэра, известного джангарчи, который обучал его калмыцкому эпосу и способам его исполнения. К 12 лет, овладев репертуаром своего учителя, стал профессиональным джангарчи.

Ээлян Овла странствовал по хотонам, распевая фольклорные сказания о народном герое калмыков— Джангаре. Объём эпического репертуара Ээлян Овла составлял около 8 тысяч стихотворных строк. В 1908 году известные Ээляну Овла песни были с его слов записаны калмыцким учёным Номто Очировым.

Памятник джангарчи Ээлян Овла

В 1910 году в Санкт-Петербурге вышла книга на тодо-бичиг с записями песен «Джангара» в исполнении Ээляна Овла. Эта книга издавалась под название «Джангр. Хальмг героическ эпос. Авъясарнь Баснга Баатрин» в 1940, 1960 и 1990 годах.

Подготовил несколько молодых джангарчи, среди которых были его племянник Окон Шараев и Окон Бадмаев2.

В 1963 году песни Ээляна Овла были переведены на монгольский язык и изданы в Улан-Баторе.

Исполнение песен

В 1910 году учёный В.Л.Котвич, совершив научную экспедицию в Калмыкию, оставил запись о характере исполнения песен Ээляном Овлой:

«Мелодия была довольно однообразная… Она крепко врезалась мне в память, но, не обладая музыкальными способностями, я лишён возможности дать ей надлежащую характеристику»3.

Сохранилась небольшая фонографическая запись, сделанная В.Л.Ковичем, охарактеризованная учёным следующим образом:

«Начало мелодии совпадает с началом определённой строфы, оно связано с членением песни в смысловом отношении, и эта „заунывная нота“ обычно не совпадает с начальным слогом первого слова строфы, а звучит как некий сигнал о предстоящем исполнении песни или возобновлении пения после паузы. Речитатив Овла, если сравнить с исполнением других рапсодов, не производит впечатления быстрого, он ритмично равномерен во всех его частях, за исключением несколько растянутого начала и редко окончания»4.

Память

На родине джангарчи, в посёлке Ики-Бухус, создан музей Ээляна Овла, а средняя школа носит его имя. В 1967 году в Элисте была организована научная конференция, посвящённая 110-летнему юбилею джангарчи.

В 1990 году в Элисте был установлен памятник «Джангарчи Ээлян Овла» (архитекторы С. Курнеев, Э. Лиджи-Гаряев, скульптор В. Васькин, художник С. Кузнецов).5

Примечания

Источник

  • История калмыцкой литературыДооктябрьский период.— Элиста: Калмыцкое книжное издательство, 1981.— Т.1.— С.160 — 161.
  • А.Ш.Кичиков. Великий джангарчи Ээлян Овла//Учёные записки Калмыцкого НИИЯЛИ. Серия филологии.— Вып. 5.— Элиста, 1967
  • Ээлəн Овлан репертуарин дуудын оршл нег ижл орм болж гиж, Б.Я.Владимирцовин келснлə зөвшəрх кергтə (Б.Я.Владимировцов, О «Джангаре»).— Элиста, 1967.

Памятник джангарчи Ээлян Овла в парке «Дружба», Элиста, Калмыкия. Поющий джангарчи изображён в характерной позе, которая называется «сидя на коленях» (калм.ӨВГЛӘД)

  1. ↑А.Ш.Кичиков. Великий джангарчи Ээлян Овла
  2. ↑История калмыцкой литературы, стр. 161
  3. ↑А.Ш.Кичиков. Великий джангарчи Ээлян Овла, 21- 22 гл.
  4. ↑Ээлəн Овлан репертуарин дуудын оршл нег ижл орм болж гиж, Б.Я.Владимирцовин келснлə зөвшəрх кергтə (Б.Я.Владимировцов, О «Джангаре»), Элиста, 1967.
  5. ↑Ансамбль «Джангарчи Ээлян Овла»

Владимир Каруев

Владимир  Каруев всемирно известный калмыцкий фольклорный певец и сказитель родился в 1957 году. С ранних лет он подавал большие надежды как начинающий джангарчи. Многое он перенял от своего деда Гаря Абушинова и от отца Окн Каруева. В детстве человек наиболее впечатлителен и восприимчив. Володя не только схватывает на лету и запоминает все услышанное, но и творчески переосмысливает устные сказания.

Памятники Элисты

Это вполне объяснимо: мировоззрение школьника советского времени резко отличается от жизненных устоев какого-нибудь старца минувших веков. При пересказе услышанного Володя вносит свои изменения и добавления. Так возникают собственные варианты отдельных песен «Джангара». К тому времени, когда Владимир Каруев вышел на самостоятельную творческую дорогу, осознав себя, прежде всего как джангарчи, у него уже сложился приличный репертуар.

Вокальное искусство, которому Владимир начал учиться четырнадцать лет назад, родилось в горах Алтая, но его также практикуют в Китае, Монголии, Туве, Бурятии и Калмыкии. Когда Владимир поет, кажется, что у него два голоса, или, что рядом поют два разных человека, настолько широким диапазоном и богатыми вокальными данными наделила его природа. В настоящее время Владимир Каруев имеет звание «народный певец Калмыкии».

Альбом "Голоса шамана. Путешествие по степи"

Из поколения в поколение калмыки передавали песни-легенды о Джангаре, воплотившие мечту народа о счастливой жизни. По калмыцкой мифологии Джангар был правителем некоего древнего государства в «золотом веке», где люди жили в достатке, мире и согласии, не знали различия между расами и не старели. Чтобы спеть все песни цикла, нужно около пяти дней. Только о счастье есть 68 песен. О несчастье же их 108.

Владимир Каруев носит сценический псевдоним Okna Tsahan Zam

(по-калмыцки «белая дорога»), выпустил в 2004 году альбом «Shaman Voices. A Journey In The Steppe». Альбом записан во Франции, Монголии и Калмыкии.

МУЗЫКА

СЛУШАТЬ >> :: Владимир Каруев :: Ахнр Дуур Мин

Владимир Каруев :: Эджин Дуун

ВИДЕО:

Фестиваль мировой музыки «Алтай» (2009 г.)

.

.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *