ИВЕРСКИЙ ХРАМ ИЖЕВСК

Икона Божией Матери «Иверская»

Празднования: февраль 12 (25), апрель 24 (7 мая), октябрь 13 (26)

Икона Божией Матери, прославившаяся чудесами в уделах Богородицы — на Афоне, в Иверии (Грузии) и в России,- названа по имени Иверского монастыря на Святой горе Афон.

Первое известие о ней относится к IX веку — временам иконоборчества, когда по приказу еретической власти в домах и храмах уничтожали и предавали поруганию святые иконы. Некая благочестивая вдова, жившая недалеко от Никеи, хранила у себя заветный образ Богоматери. Скоро это открылось. Пришедшие вооруженные воины хотели отнять икону, один из них ударил святыню копьем, и из лика Пречистой потекла кровь. Со слезами помолившись Владычице, женщина пошла к морю и опустила икону в воду; образ стоя двинулся по волнам.

Об иконе с пронзенным ликом, пущенной по морю, узнали на Афоне: единственный сын этой женщины принял монашество на Святой горе и подвизался рядом с тем местом, где когда-то причалил корабль, везший на Кипр Саму Божию Матерь и где впоследствии, в Х веке, грузинский вельможа Иоанн и византийский полководец Торникий основали Иверскую обитель.

Однажды насельники Иверского монастыря увидели на море огненный столп высотой до неба — он поднимался над образом Богоматери, стоящим на воде. Иноки хотели взять икону, но чем ближе подплывала лодка, тем дальше в море уходил образ. Братия стали на молитву и усердно просили Господа даровать икону обители.

В следующую ночь Пресвятая Богородица явилась во сне старцу Гавриилу, отличавшемуся строгой подвижнической жизнью и детски простым нравом, и сказала: "Передай настоятелю и братии, что Я хочу дать им Мою икону в покров и помощь, потом войди в море и с верой иди по волнам — тогда все узнают Мою любовь и благоволение к вашей обители".

Наутро монахи с молебным пением отправились на берег, старец безбоязненно пошел по воде и сподобился принять чудотворную икону. Ее поставили в часовне на берегу и трое суток совершали пред ней молитвы, а потом перенесли в соборный храм (на том месте, где стояла икона, открылся источник чистой сладкой воды).

На другой день икону обнаружили над монастырскими воротами. Ее отнесли на прежнее место, но она вновь оказалась над вратами. Так повторялось несколько раз. Наконец Пресвятая Богородица явилась старцу Гавриилу и сказала: "Передай братии: Я не хочу, чтобы Меня охраняли, но Сама буду вашей Хранительницей в этой жизни и в будущей. Я испросила вам у Бога Мою милость, и до тех пор, пока будете видеть Мою икону в обители, благодать и милость Сына Моего к вам не оскудеет".

Иноки построили надвратную церковь в честь Богоматери, Хранительницы обители, в которой чудотворная икона пребывает по сей день. Икона называется Портаитисса — Вратарница, Привратница, а по месту своего явления на Афоне — Иверская.

По преданию, явление иконы совершилось 31 марта, во вторник Пасхальной недели (по другим сведениям, 27 апреля). В Иверском монастыре празднование в ее честь совершается во вторник Светлой седмицы; братия с крестным ходом идет на берег моря, где принял икону старец Гавриил.

В истории обители известно много случаев благодатной помощи Божией Матери: чудесного восполнения запасов пшеницы, вина и елея, исцеления болящих, избавления монастыря от варваров. Так, однажды персы осадили монастырь с моря. Иноки взывали к Божией Матери о помощи. Внезапно поднялась страшная буря и неприятельские корабли затонули, в живых остался один лишь военачальник Амира.

Приходской сайт

Пораженный чудом гнева Божия, он раскаялся, просил молиться о прощении его грехов и пожертвовал много золота и серебра на постройку монастырских стен.

В XVII веке об Иверской иконе узнали на Руси. Архимандрит Новоспасского монастыря Никон, будущий Патриарх, обратился к архимандриту Иверского Афонского монастыря Пахомию с просьбой прислать точный список чудотворного образа. "…Собрав всю свою братию… сотворили великое молебное пение с вечера и до света, и освятили воду со святыми мощами, и святою водой обливали чудотворную икону Пресвятой Богородицы старую Портаитиссу, и в великую лохань ту святую воду собрали, и собрав, паки обливали новую доску, что сделали всю от кипарисного древа, и опять собрали ту святую воду в лохань, и потом служили Божественную и святую литургию с великим дерзновением, и после святой литургии дали ту святую воду и святые мощи иконописцу преподобноиноку, священнику и духовному отцу господину Иамвлиху Романову, чтобы ему, смешав святую воду и святые мощи с красками, написати святую икону".

Иконописец только в субботу и воскресенье употреблял пищу, а братия дважды в неделю совершала всенощное бдение и литургию. "И та (новонаписанная) икона не рознится ничем от первой иконы: ни длиною, ни широтою, ни ликом…"13 октября 1648 года икону встречали в Москве царь Алексей Михайлович, Патриарх Иосиф и толпы православного народа. (Этой иконой владели царица Мария Ильинична и ее дочь царевна Софья Алексеевна; после кончины царевны образ пребывал в Новодевичьем монастыре. В настоящее время он находится в Государственном Историческом музее.)

По преданию, у иноков, везших святыню с Афона, не хватило денег на переправу через Дунай. Они уже решили возвратиться в обитель, но Сама Божия Матерь помогла им — Она явилась богатому греку Мануилу и велела ему заплатить за монахов перевозчикам-мусульманам.

Другой список по повелению Патриарха Никона был доставлен с Афона в Москву, украшен драгоценной ризой и в 1656 году передан на Валдай, в новоустроенный Иверский Богородицкий Святоозерский монастырь (после революции икона бесследно исчезла).

С иконы, находившейся в царской семье, был сделан еще один список; в 1669 году его установили в часовне у ворот, выходящих на главную — Тверскую — улицу Москвы. Вратарница стала одной из самых чтимых святынь, Матушкой-Заступницей москвичей.  

 О Пресвятая Дево, Мати Господа, Царице Небесе и земли! Вонми многоболезненному воздыханию душ наших, призри с высоты святыя Твоея на нас, с верою и любовию покланяющихся пречистому образу Твоему. Се бо, грехми погружаемии и скорбьми обуреваемии, взирающе на Твой образ яко живей Ти сущей с нами, приносим смиренная моления наша. Не имамы бо ни иныя помощи, ни инаго предстательства, ни утешения, токмо Тебе, о Мати всех скорбящих и обремененных! Помози нам, немощным, утоли скорбь нашу, настави на путь правый нас, заблуждающих, уврачуй и спаси безнадежных, даруй нам прочее время живота нашего в мире и тишине проводити, подаждь христианскую кончину и на Страшнем суде Сына Твоего явися нам милосердая Заступница, да всегда поем, величаем и славим Тя, яко благую Заступницу рода христианскаго, со всеми угодившими Богу. Аминь.

Вернуться назад

Въезжая в Ижевск со стороны аэропорта, все видят с левой стороны красавец-храм с шатром и позолоченными куполами, а за ним – служебное здание, также отмеченное малыми, блестящими на солнце, главками-луковицами.

Отдельные приметы – временный вариант ограды — говорят о том, что строительные работы еще не завершены. Но службы и требы в верхнем и нижнем храме уже совершаются, и формируется приход из числа местных жителей. Это – церковь в честь Иверской иконы Божьей Матери. Сегодня мы беседуем с ее настоятелем протоиереем Алексием Спасским, которому в 2008 году митрополит Ижевский и Удмуртский Николай доверил создание нового прихода и его духовное окормление, а строитель церкви председатель Попечительского совета Фонда «Преображение» Виктор Хорошавцев — координацию непростой работы по возведению этой архитектурной доминанты новой части города.

Вначале была мечта

С Виктором Геннадиевичем Хорошавцевым отец Алексий познакомился много лет назад, будучи назначенным настоятелем Никольской церкви в селе Якшур-Бодья, которая также была построена на средства Хорошавцева. Молодой тогда священник развернул в районе активную деятельность по православному воспитанию детей, организовал ежегодный крестный ход из Якшур-Бодьи до села Кекоран. Результат – в школах этого райцентра 90 процентов учащихся и их родителей выбирают для изучения предмет «Основы православной культуры», а на первый Троицкий крестный ход собралось тысяча триста человек.

За эти годы Виктор Хорошавцев построил на территории Удмуртии более двадцати храмов – деревянных и каменных. Но у него была мечта о потрясающе красивом храме — символе Божьего царства на земле, светоче духовной красоты и гармонии во славу русского православия. Ею он поделился со священником Алексием и нашел в его лице полное понимание и поддержку.

– Виктор Геннадиевич – глубоко религиозный человек, — говорит отец Алексий. — Да, он состоятелен, но богатство не грех, если деньги щедро вкладываются в благое дело. Даже возвести один храм – проторить путь к спасению. А тут, если собрать все вместе, целый город церквей – больших и маленьких. Кроме того, он – афонит, так мы называем людей, привязавшихся духовной нитью к греческому Афону — центру всемирного православия. Посещает его регулярно. Вот и недавно вернулся оттуда, полный новых сил и света в душе. Там его в свое время поразила история Иверской иконы Божьей матери, которая волею Божией приплыла по морю к горе Афон и к ее монастырям и была установлена как надвратная, совершая многие чудеса, заставляя людей уверовать в христианские святыни.

Иверская икона Божьей матери высоко чтилась в России, а часовня в ее честь была возведена в Москве при входе на Красную площадь (потом разрушена и в 90-е годы восстановлена). У Виктора Геннадиевича возникла мечта — поставить в Ижевске Иверский храм и тем самым окружить город, центр республики, которая дала ему так много по жизни, покровительством Богородицы.

Рождение храма

Место под новый храм поначалу предполагалось другое – в центре города, но решили, что незачем ставить кучно несколько церквей рядом – в этой части Ижевска и Александро-Невский, и Троицкий, и Свято-Михайловский соборы. Потом предполагался угол Ленина, где сейчас торговый центр «Кит». Но остановились на участке за «Радиотехникой», где рядом остановка общественного транспорта и откуда пожилым и больным легче добираться на службы.

На первый субботник пришли отец Алексий, исполнительный директор фонда «Преображение» Петр Камбур и будущий руководитель строительства Виктор Новиков. Неужели мы все это сможем убрать? — подумалось тогда священнику. Вокруг бурьян до пояса, горы бутылок и мусора.

Постепенно начали подтягиваться в помощь местные жители. А там приступили к своей работе и строители.

В первую очередь возвели церковную лавку у входа в будущую церковь. Отцу Алексию тогда вспомнились слова митрополита Николая: «Самое трудное — не церковь построить, а собрать паству». Он подумал, что не придут те, кто проторил дорогу в центральные соборы города. Значит, надо собирать новую гвардию верующих, а сила его – слово Божие и службы. В церковной лавке начали читать акафисты. Это привлекло новые лица.

Город под микроскопом: чем уникален новый Храм Иверской иконы Божией Матери в Ижевске?

Помогали, кто чем может.

Параллельно строились здание храма и соседнее – церковно-притчевый корпус, где расположатся воскресная школа, актовый зал, библиотека, трапезная, гостиница, кабинеты.

Виктор Геннадиевич выписывал для наружной и внутренней отделки храма дорогой материал из разных стран мира – полудрагоценные отделочные камни, по индивидуальным авторским заказам выполнялись росписи, паникадила, бра, массивные двери украсили латунное литье и резные вставки, у входа планировалась мозаика. И тут в 2008 году в стране начался финансовый кризис. «Может, уменьшим затраты, сделаем попроще», — говорил Хорошавцеву отец Алексий. На что получал неизменный ответ: «Эту церковь строим на века. Сегодня – кризис, а завтра его не будет. И что скажут потомки? Не хочу, чтобы вспоминали недобрым словом. Храм наш красив снаружи, должен стать красивым и изнутри. И пересказал притчу из Евангелия от Матфея о том, как одна женщина умастила голову уставшего Иисуса Христа драгоценным маслом мирой, а ученики Христа упрекнули ее, предложив лучше отдать деньги нищим. На что Иисус, предчувствуя распятие, ответил: нищие всегда будут с вами, а я – не всегда.

Честный труд

Нижняя церковь храма была освящена в 2014 году на Пасхальной неделе, а 12 февраля этого года малое освящения совершил митрополит Ижевский и Удмуртский Викторин. Но продолжается благоустройство и грядет внутренняя отдела притчевого корпуса. Строит комплекс организация «Крафтпласт» (управляющий Тахир Шакиров), финансирование — исключительно благотворительное через фонд «Преображение». За художественное оформление отвечает московская творческая мастерская Дмитрия Трофимова «Царьград». Проект выполнен в русском стиле известным отечественным архитектором Петром Анисифоровым из Барнаула.

Фактически создает этот комплекс не только вся Россия, но и весь верующий мир – и христиане, причем разных деноминаций, и мусульмане, и даже индуисты. Возведение такой знаковой церкви, призванной стать украшением города и республики, а также одним из ее духовных центров, требует от строителей высокой порядочности и ответственности. Иначе – откуда взяться красоте?

Брусчатка для благоустройства двора заказана в Индии, мозаику пола выполняли христиане- ливанцы из Бейрута, укладывали жители Балканских стран. Почему так далеко? Оказалось, что покупка стройматериалов за рубежом почти в три раза дешевле, чем в родном Отечестве, а качество работы иностранцев и их чувство ответственности перед заказчиками неизмеримо выше, чем у нас. Вот такая печальная правда жизни.

Узбеки, вкалывая с 8 до 17 часов, не отказываются ни от какой работы, и если надо, осваивают другие строительные профессии. Не пьют, не курят. С уважением относятся к чужой вере. Все деньги отсылают домой семьям. Наши приходят в 11, выкурят по сигарете, обойдут несколько раз фронт работ, а там уже и обед. А получают зарплату за целый день. Австрийская фирма золотила черепицы на кровле, но золото не выдержало наших морозов и начало облезать. Так они безоговорочно приняли рекламацию и быстро поменяли черепицу, извинялись, звонили, волновались, посылали образцы, которые прошли новые испытания в лаборатории. У нас, мы знаем, сразу говорят в таких случаях: сами виноваты, нарушили технологию или что-то еще.

Кто-то думает, что говорить об этом – непатриотично. Непатриотично замалчивать правду и ничего не предпринимать. Отец Алексий считает, что такое отношение к труду – прямой результат семидесятилетнего отлучения народа от церкви, от православия, от христианской нравственности. Церковь работает в этом направлении, ее поддерживает в этом органы власти, постепенно ужесточая правила торговли алкоголем. В республике проводится конкурс на самое непьющее село. Народный фронт ставит двойки за некачественные стройобъекты. Но сколько лет еще потребуется для того, чтобы восстановить утраченное – честное отношение к своему труду, которое позволяет доверять каждому большому и маленькому руководителю и каждому работнику.

Икона-надвратница

Христианские святыни, связанные с Богородицей, это продолжение нашей всеобщей любви к матери. Потому храм Иверской иконы – такой светлый и нежный, такой легкий и воздушный, такой красивый и теплый. В нем установлена икона Иверской иконы восемнадцатого века, писанная на Aфоне, о чем имеется подтверждение на обратной стороне. Вторая икона, выполненная в технике мозаики, помещена над входом в церковь, так как по традиции считается «надвратной», охраняющей, оберегающей.

Ежегодно в августе в дни празднования Успения Богородицы от Иверского ижевского храма выходит крестный ход до другого Богородичного храма Удмуртии, что на территории женского Успенского монастыря в селе Перевозное Воткинского района. На него собираются верующие со всего города и Удмуртии. Ими прирастает паства.

Так, памятуя слова владыки Николая (Шкрумко), священник Алексий Спасский укрепляет приход новопостроенного храма. Верующие уже считают храм своим. Разбили клумбы и насадили цветы. Все они надеются, что к празднику Покрова Богородицы 14 октября Ижевск посетит Патриарх Московский и всея Руси Кирилл и совершит большое освящение новой церкви. Будем ждать!

На снимке: Настоятель Иверской церкви Алексий СПАССКИЙ. Фото Максима Гулячика.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *