ИСТОЧНИК СЕРГИЯ РАДОНЕЖСКОГО

Наука | Философия Культуры | Наука

Источник Сергия Радонежского

Н.К. Рерих. Святой Сергий Радонежский. 1932.

Идёт по Руси крещенская неделя, очищая физические и особенно тонкие тела людей, принося новые энергии обновления. Много мест, куда люди устремляются в эти дни, одним из сильнейших считается и является Гремящий Ключ, что связан с именем Святого Руси Сергия Радонежского.

Посмотрите на картину Н.К.

По святым источникам, связанным с именем Сергия Радонежского

Рериха «Св. Сергий Радонежский» и увидите, что горизонтальная подпись внизу картины гласит: «Дано Св. Преподобному Сергию трижды спасти Землю Русскую. Первый раз при Дмитрии Донском, второй раз — в смутное время. Третий раз…».

* * *

Примерно в двадцати километрах от Лавры Сергиева Посада уже сотни лет несёт живительную энергию людям Источник, известный в народе как Гремящий. Много историй его проявления на пользу людям, и одна из легенд гласит, что недалеко от этого места был скит Сергия, и именно здесь он принял решение и дал благословение Куликовской битве. В ту же минуту из склона невысокого холма, где он стоял,— забил ключ, и с тех самых пор много людей получили излечение от воды, наполненной благословением великого Святого. Вскоре на холме расцвели лунники — необычайно возвышенные и светящиеся перламутром голубые цветы.

Есть и другое предание о происхождении Источника: Преподобный Сергий направился в Киржач после того как в Монастыре монахи зароптали. В книге «Житие» сказано, что братья роптали об отсутствии воды. Но этого не может быть, так как вода была, просто братья воду брали из реки Вондига, и к ней нужно было идти по крутому скользкому спуску, особенно трудно было зимой, вот братья и начали роптать. Кстати, раньше слово «роптать» значило не «высказывать недовольство», а «просить». Вот по просьбе братии и пришёл Сергий к Скиту, а подойдя к крутому склону в размышлениях и в молитвах о России, стукнул посохом о землю и на крутом склоне горы забил Источник, да такой мощный, что шум воды был слышен на всю округу.

В Советское время территория была загорожена, там стояла воинская часть, наверняка, целебная вода помогла многим нашим воинам и в мирное время. Шли годы, и наступило время новых испытаний для России. В начале 2000х в печати и по телевидению прошли сюжеты о том, что нашлись люди с большими деньгами, которым очень хотелось забутилировать воду Святого источника и продавать как целительную. Бизнес бы, с их точки зрения, хороший получился. Сложно добраться на машине до источника, но немало неравнодушных людей поднялись на защиту Святого места, дежурили у Источника, организовали освещение ситуации в СМИ, хотя противостоять большим деньгам было очень трудно. Так сложилось, что я была среди активных борцов, и Источник стал для меня Делом Жизни, местом, где закалялась душа.

Хочу поделиться своими наблюдениями и воспоминаниями, связанными с первыми годами моего служения у Источника.

Чудеса и отношение к ним

Когда в первый раз я приехала на Источник в 1983 году, шел сильный дождь, даже ливень. Мы шли вдвоём с другом-соратником, и дорогу туда не знали. Это теперь я знаю всё о ней, и то, наверное, не все, а столько, сколько могу постичь. Тогда мы приехали на автобусе до остановки Малинники, вышли из автобуса и осталась один на один с размытой дорогой, полем перед собой и дождём, который лил нещадно. Приехала я, конечно, в туфельках и легкой курточке. За спиной рюкзак, так как собралась туда на несколько дней. Вот и стоим, не зная дороги, хотя нам примерно показали, в каком направлении идти к источнику. А автобус скрылся за пеленой дождя, как будто в ванной занавеску задернули. Правда, вскоре дождь стал пореже, как будто ободрял нас, «да не бойтесь вы!». Но при виде этой глиняной смеси, моя храбрость таяла как снег под дождем. Ну и пошла я с расстройства в своих туфельках за ближайшие кустики. И о чудо – там лежали аккуратно моего размера резиновые сапоги. Я не поверила своим глазам, кто же это так заботливо там их оставил? Это я потом уверовала, что чудеса здесь, (да и не только здесь) случаются чаще, чем полнолуние.

Поблагодарила я мысленно того, кто их оставил, и мы пошли дальше. И вот дошли почти до места, (но этого мы не знали, осталось каких-нибудь 300-400 метров). А дорога незнакомая всегда такой длинной кажется. Оставили вещи под елью, и пошли смотреть дорогу дальше уже налегке. Не заблудилась ли ?

Если бы не сапоги, я бы могла простудиться, да и туфли мои были бы безнадежно испорчены. Это я сейчас знаю, что то была не летняя дорога, (там есть зимние и летние дороги), а дорога, по которой мы шли к Источнику в первый раз, как раз летом самая непроходимая. Во время дождя, она вообще в болото превращается.

Идём, идём, прошли 100 метров и увидели деревню. Деревня называлась Взгляднево. И действительно, как будто перед источниками она взглядывается в человека: А кто ты и с чем пришёл? Там я и познакомилась с Бабой Катей. Правда, знакомство состоялось только на вторую ночь. Первую ночь мы ночевали у «Бониных». И действительно, последующие 21 год показали что первое свидание-мнение- это всегда истинное. После, это они были самые ярые ненавистники нас и Источников из всей деревни.

В 1991 году я взяла дочку и мы поехала на Источник; где-то за 1 км до самого Источника у Инге глаза стали на место, а у неё было настолько сильное косоглазие, что зрачки не удерживались на месте.

В 1998 году во время майских праздников у Источника ко мне подошла женщина. Я тогда стояла на вахте в часовне (еще той, первой), и она очень взволнованно стала мне рассказывать о том, что излечилась от псориаза, ( как известно, это болезнь очень трудно поддается лечению, даже можно сказать, вообще не поддается, так как связана, в основном, с психикой и состоянием нервной системы. Ну а на тонком плане, наверное,— с состоянием иммунитета, а это уже зависит от состояния психической энергии). Я мельком взглянула на ее руки, видно было, что у неё сильно поражена кожа и не только рук. И я подумала про себя, что же такое у нее было и значит ли, что она от этого излечилась. Женщина поймала мой взгляд, улыбнулась и объяснила, что это было, но сейчас она приехала на источник во второй раз, уже на длительное время (майские праздники продлились до 7 дней), и она взяла всю семью с собой и маленькую дочку тоже, которой было, наверное, где-то годика полтора. Муж тоже приехал, и остановились они уже с палаткой, чтобы осознанно, получить опять тот же положительный результат, который когда-то потеряла по невежеству и незнанию, как принимать и осознать чудеса. Да, кстати, мало кто из нас умеет это делать — осознавать чудеса. Мы все знаем, верим незыблемо, что чудеса есть, это факт. Вот только если этот факт с нами случается, то принять его, ох как трудно. Надо иметь очень высокую духовную структуру души, да и хладнокровие тоже. Чаще всего начинаем на бытовом уровне себе что-то объяснять, как бы успокаивая.

Вот рассказ той женщины: Она со знакомыми приехала весной, за пару месяцев до того, просто так, как все посмотреть на интересное место,( слава об Источнике уже начала греметь). Не было у нее ни помыслов об излечении, ни просьб, ни жалоб на судьбу, она давно уже примирилась с этой болезнью.

Как все другие люди, она искупалась, попила водички, а потом, как все — уехала домой, довольная увиденным. На душе была легко. Через пару дней она заметила, что чешуя, сопровождающая места поражения кожи, стала уменьшаться, и язвы излечились. На месте язв образовалась новая, здоровая розовая кожица. Она удивилась, сразу же соединила чудесное излечение с Источниками, да и все. Не умеем мы ни чудеса принимать, ни благодарным быть и сохранить полученное. Женщина не поменяла свой образ жизни и мышление, не поблагодарила, не закрепила, хотя бы питьем этой воды. И, конечно же, все вернулось обратно. Но к тому моменту, когда я ее увидела, она уже знала путь к выздоровлению и просила, надеялась и была готова не только физически, но и нравственно. Ведь чудеса так просто не даются, за все надо платить. И мы только не всегда понимаем, что платить то нам предлагают нашими пороками. Освободиться от них, оставить здесь, на Святом месте. И получается, что получаем мы двойное излечение. А иногда, впрочем, очень часто, платить надо БЛАГОДАРНОСТЬЮ, а это качественно иное, духовное действие.

Теперь та женщина уже не только купалась, но и молилась, а потом каждый день приходила к часовне и долго со мной беседовала. (Почему-то посетители любых святых мест считают, что человек, который как-то причастен к этому месту, например, стоит в часовне, обязательно поможет, знает и выслушает). Она показывала свои руки. И действительно, к концу «отпуска» у нее и следа не осталась от ее страшных язв, и она уехала домой уже обновленная, и это обновление было не только на ее коже. Правда, больше женщина не приходила, или может быть, я не видела ее. Или она приезжала, когда часовня не была открыта. Часто люди, получившие особенное чудо, потом об этом забывают, принимая его, как законное. Правда, при этом все-таки все дается по вере, так как в деревне рядом с бабой Катей живет женщина Наташа. Она также болеет псориазом, но Источники для нее просто вода, при этом мешающая ей спокойно жить, из-за большого наплыва народа. И исцеления не происходит.

На краю деревни был дом, развалина, а не дом. Там, оказывается, жила женщина, которая умерла в преклонном возрасте от рака. Ее в молодости в эту деревню привезли родители, у нее в раннем возрасте обнаружили рак. И тогда, как и сейчас это был приговор. Кто-то из старожилов посоветовал родителям отвести ее на Источник. Тогда он в народе именовался Гремячьим Водопадом. Что они и сделали. Первый же месяц дал ошеломляющий эффект, и родители решили купить в деревне дом, в котором она жили до старости, но я уже не застала ту женщину в живых. Она умерла в преклонном возрасте, родственников у нее не было, и свой дом отдала священнику, который его окроплял и проводил её в последний путь.

Дорога к источнику.

В первые годы, в 1985-86 гг. (точно не помню когда), я встретила, военного – (мужчину в военной форме), который зимой приносил к подножию Источников розы. И я подумала, что мужчины не так уж сентиментальны, даже если они оцерковлённые. Не с первого раза, но всё же я его спросила, кому и почему цветы. Очень часто людям необходимо об этом говорить, поделиться с кем-нибудь. Оказалось, что он вылечился от рака горла. Жил тот мужчина на севере и уже готовился к операции. Одна пожилая женщина посоветовала ему поехать «на край света» в Московскую область на Святые Источники Преподобного Сергия Радонежского. Он поехал. Побыл неделю, жил в деревне, а когда поехал обратно, то взял с собой воду. Ему полегчало, тогда он вернулся, взяв 2 месяца отпуска. Жил здесь и постился, правда, вынужденно, ведь в деревне нет магазина. А жители мясом не кормят, только овощи, да молоко и вода, вот и благодать. И когда он вернулся, то опухоль уменьшилась вдвое. Операция не состоялась, да и в облучении не было нужды. Вот с тех пор он ездит каждый год сюда, с благодарностью приносит цветы, наверное, прикоснувшись к чуду, он и сам изменился.

Жизнь моя в те годы была накрепко связана с Источником, (иногда люди говорят «Источники», т. к. там из-под земли бьёт две струи). Часовню сожгли, и место, казалось, опустело. Нужно было строить новую часовню, и мы — несколько энтузиастов, с глубокой верой, что это дело правое, взялись за эту непосильную по нашим земным возможностям, работу. Она была бы непосильной, если бы мы были сами по себе, одни, но всё время мы чувствовали Высшую помощь, хоть и приходила она иногда совсем, казалось бы по-земному.

И я отправилась в далёкую Сибирь, а точнее, в отдалённые районы Горного Алтая, где растут вековые кедры и лиственница очень высокого качества. Деньги, необходимые для приобретения строительного материала были собраны, и я со всем рвением пустилась в переговоры с местными деловыми людьми, стараясь подешевле приобрести нужную древесину, рассказывая им об Источнике и его целительных свойствах, о том, что возникновение Святого Источника связано с именем Сергия Радонежского. Надо заметить, что Горный Алтай — это то место, где довольно мирно уживаются разные религии, и Христианство даже преобладает в некоторых районах, хотя большинство населения Алтая исповедует свою древнюю веру Белую. Согласно Белой Вере естественные Источники считаются у них святыми, а потому иногда я встречала понимание даже у деловых людей. Я потому упоминаю те события, что немало чудесного случилось тогда, не обо всём и писать-то можно, может быть, когда-нибудь и напишу…

В результате всего лес был доставлен к месту назначения, а потом и новая часовня отстроена, хотя каждый шаг давался нам ой, как непросто, а мой опыт показал, что Чудеса есть, и помощь приходит, особенно, если мы осознаём эту Помощь.

* * *

Сегодня по-прежнему к Источнику приходят, или приезжают, когда дороги позволят, много людей. Особенно здесь людно летом в Православные праздники, а зимой приходят и приезжают сюда люди окунуться в холодную Крещенскую воду. У дощатого тротуара, ведущего к Часовне Сергия, стоит Щит, мимо которого трудно пройти в равнодушии, на нём написано:

6.10.1982 года исполнилось 600 лет со дня кончины Святого Преподобного Сергия Радонежского(1314-1982).

Не было на Руси человека большей духовной крепости, нравственной силы, душевной праведности. Благодарственная память народная нарекла Сергия Великим Молитвенником и Хранителем земли Русской. Всю свою долгую жизнь служил он Богу и Родине. То были времена тягчайшего порабощения и унижения нашего народа. И худшим поработителем было не татаро-монгольское иго, а чувство собственной национальной неполноценности, духовное бессилие, душевная растерянность. Некогда Великая Русь разлагалась на скопище враждующих княжеств. Под пятой очередного хана отечественные князья уподобились стае стервятников, рвущих друг у друга лучшие куски от тела поверженной и поруганной врагом Родины. Народ прозябал в нищете и невежестве. Жили одним днём, не помня прошлого, не думали о будущем. Казалось, нет в этом мире силы, способной развеять мрак над Русскими землями. Говорят, что великому народу — даны великие испытания. Нет греха пасть под ударами судьбы — грех не подняться. Русь поднялась, ибо личный пример Сергия десятилетиями зримо и незримо напитывал Силою Светоносного духа ум и душу её народа. Его пример вернул людям веру в свои силы, пробудил Надежду на лучшее и достойное будущее, возжёг любовь к Богу и Отечеству. Сегодня в преддверье ХХI века Россия вершит свой окончательный, исторически заданный ей выбор. Наши времена подобны временам Сергия. Как и тогда решаем вопрос — быть или не быть земле Русской. Тьма овладела нашим умом и сердцем, и потому вновь кажется, что нет силы обороть её. Это не так. Волей Божьей Преподобный Сергий всегда хранил, хранит и будет хранить нашу землю, лишь бы нам самим не отринуть его помощь. И как бы сегодня не бесновалась вокруг нас тьма, пытаясь запугать или прельстить своими лживыми посулами — силу Светоносного Духа, даруемого всем нам молитвами Преподобного Сергия Радонежского — одолеть ей не дано. На том стояла, стоит и стоять будет Земля Русская.

Автор: http://lomonosov.org

Преображенская церковь

Преображенская церковь построена в 1836—1842 годах. Основу составляет бесстолпный четверик, увенчанный ротондой с восемью окнами. В восточной стене храма устроена одна апсида, с северной и южной сторон к нему примыкают портики с четырьмя дорическими колоннами. Со стороны запада к храму пристроена трапезная, с 1860-х годов соединённая узким переходом со стоявшей до того отдельно трехъярусной колокольней. В 1855 году вокруг церкви построена ограда

Памятник преподобному Сергию Радонежскому

Одна из наиболее ярких местных достопримечательностей – памятник преподобному Сергию Радонежскому. Он был создан по проекту скульптора В.М.Клыкова и архитектора Р. И. Семержиева и установлен рядом с храмом 29 мая 1989 года — в честь 1000-летия Крещения Руси и в честь 600-летия со дня упокоения Преподобного Сергия здесь, напротив храма Преображения. Это первый памятник Русскому святому с 1917 года.
"На его плоской вершине застыла трехметровая фигура старца в монашеском одеянии. Полуопущенная голова монаха накрыта надвинутым на лоб куколем. Глаза старца прикрыты, руки молитвенно сложены на груди. В средней части фигуры камень слегка выбран и из наметившейся продолговатой ниши выступает фигурка мальчика Варфоломея. Он одет в рубашку навыпуск и мягкие штаны, заправленные в онучи. На ногах у мальчика лапти. Широко открытыми глазами Варфоломей смотрит поверх радонежских холмов. В руках он держит резную икону, в центре которой, в круге, изображена ветхозаветная Троица. У основания холма лежит параллелепипед с надписью: "Сергию Радонежскому благодарная Россия".

Часовня блаженной Матроны Московской

Рядом с храмом построена часовня блаженной Матроны Московской, в которой находится необычный крест, стоявший некогда на могиле святой блаженной старицы.

Крепостные валы XV века.

Сейчас на территории бывшего детинца располагается кладбище.

Источник Сергия Радонежского

В с. Радонеж отрок Варфоломей (Сергий Радонежский) прожил семь лет. Имя преподобного Сергия Радонежского напоминает, до какой высоты способна подняться наша земля‚ просвещенная Словом Христовым. Человек‚ не оставивший после себя ни одной книги‚ стоит у начала всей русской культуры Московского периода‚ открывает дверь‚ ведущую из глухой подмосковной тайги прямо в глубину Божьей премудрости‚ во все тайны человека и мира. И деятельность его тем более видится нам чудесной‚ потому что мы не можем разделить в ней плоды небесной помощи и его собственных трудов. Сергий всю жизнь старался уйти от мира‚ не принимать на себя решения судеб окружавших его людей‚ не вмешиваться самочинно в происходящие вокруг события.

Радонеж- начало подвигов преподобного Сергия.

Однако все бытовые и исторические подробности эпохи так тесно сплетены в его житии‚ что, кажется, нет такой стороны русской жизни второй половины XIV века‚ которую бы он не освятил‚ где бы не осталось следов его бережного благословения. Если же вспомнить‚ каково было это время‚ то выяснится‚ что преподобный Сергий стоит не только в начале русского Просвещения, но и знаменует собой русское Возрождение в самом высоком его смысле. Находящийся здесь источник назван его именем.


Часовня в честь Казанской иконы Божией Матери

Слабый родник освященный во имя Пресвятой Богородицы иконы Казанской находится в километре от дороги ведущей на село Радонеж. Святой источник обустроен, выход воды у стены купальни со стороны лестницы. Слив родниковой воды по металлической трубе из кирпичной подпорной стенки у небольшого углубления. Съезд на дорогу в поле, в сухую погоду и только. Купель обустроена для купания в холодное время года
Дорога к часовне проходит через поле. В дождливое время автомобиль лучше оставить на съезде с дороги, чтобы не завязнуть и иметь возможность прогуляться и насладиться красотой и простором пейзажа.
На съезде с дороги установлен знак, указывающий дорогу к часовне и купальне.



Водопад Гремячий:

лучшее место в Подмосковье укрепить душу и тело

Водопад Гремячий: 

Хрустально чистые воды манят окунуться. Температура воды в любое время года +4 градуса.

До 1992 года водопад Гремячий был уникальным памятником природы Севера Подмосковья.
Из вертикальной стены высокого берега Вондиги бил сильный ключ, который падал с высоты около 35 метров.
«Гремячий» ключ действительно гремел – его было слышно за несколько километров.

Водопад Гремячий: 

Из книги Ф. Михайлова, И. Прокофьева "Тропой чудес и преданий". Москва, 1973.
Источник фотографии — neputevka.rpod.ru

23 сентября 1992 года исполнилось 600 лет со дня кончины одного из самых великих русских людей – Преподобного Сергия Радонежского.

Покров. Преподобный Сергий Радонежский.
20-е гг. XV в.

И люди вспомнили, что, как гласит текст памятного знака у водопада Гремячий:

«Преподобный Сергей Радонежский и ученик его Роман на пути из Троицы в Киржач остановились здесь и жили на этом месте продолжительное время.

В каждой своей молитве Преподобный вопрошал Господа о даровании порабощенному русскому народу силы и обретении воли и разума.

Господь внял его молитвам и с тех пор непреходящим знаком вечной памяти о великом молении преподобного Сергея за Русскую Землю из недр этой горы забили пробужденные силою духа струи благодатных источников».

В 1992 году трудами монахов Троице-Сергеевой Лавры здесь было оборудовано место паломничества, где можно поклониться Преподобному Сергию Радонежскому, напиться и набрать с собой родниковой воды, окунуться в купеле.

Водопад Гремячий 

Его родниковая вода считается самой целебной в Подмосковье. В народе струи получили название — Вера, Надежда, Любовь. Правая струя помогает "от сердца", средняя — "от головы", левая — "при женских болезнях".

Водопад Гремячий

К родниковым струям надо взойти вверх по деревянной лестнице

Водопад Гремячий 

Кто не хочет купаться в купеле или нет времени стоять в очереди, может подняться в душевую

Водопад Гремячий 

Памятный крест на месте моления Преподобного Сергия Радонежского

Не вина, а беда многих из нас, что Преподобный Сергий Радонежский смутно воспринимается нами как один из множества святых.

Представьте себе 14 век. Русь находится под татаро-монгольским игом. В душах людей безраздельно царствует животный страх перед «злым татарином». От ощущения безысходности, постоянного унижения, как пишет писатель Николай Борисов, русские люди «были готовы захлебнуться от переполнявшей их ненависти друг к другу».

Преподобный Сергий Радонежский покинул тот мир и ушел в дремучие леса, чтобы в тяжелых физических трудах и постоянных молитвах сохранить и укрепить свою душу.

Постоянно и непреклонно Преподобный Сергий Радонежский показывал личным примером, как зло преодолевается добром, сила – смирением, а ненависть – любовью.

В те жестокие времена «крутых парней» смиренная кротость, как указывал историк Георгий Федотов, составляла «основную духовную ткань его личности».

Молва о Преподобном Сергии Радонежском разнеслась по всей Руси и достигла даже Константинополя – и к нему нескончаемой рекой потянулись люди.

Как указывает  в своей замечательной книге Н. Борисов, Сергий Радонежский «бежал от общества людей – а в результате стал его духовным предводителем; он никогда не брал в руки меча – но одно его слово на весах победы стоило сотен мечей».

Преподобный Сергий Радонежский – это не Герой, а именно «Светильник земли Русской», как прозвали его современники.

С него начиналась победа на Куликовом поле и Русское государство.
С тех пор Преподобный Сергий Радонежский является духовным покровителем и защитником Земли Русской.

Поэтому отправляясь на водопад Гремячий надо отчетливо осознавать, что вы идете на встречу с Преподобным Сергием Радонежским.

Не случайно, источники водопада Гремячий обладают мощной исцеляющей силой.

Водопад Гремячий 

Часовня Сергия Радонежского

Водопад Гремячий 

Икона Преподобного Сергия Радонежского в часовне Сергия Радонежского

Водопад Гремячий 

Храм Преподобного Сергия Радонежского

Водопад Гремячий 

Святые ворота, через которые будет осуществляться проход к водопаду Гремячий

Напоминание у водопада Гремячий гласит: «кто пришел сюда за исцелением не забывайте, что исцеляет не вода, а Благодать, вода лишь проводник ее, как и вся окружающая источники природа».

Сегодня к водопаду Гремячий приходит множество паломников и туристов со всей России.

Когда-нибудь вы тоже почувствуете потребность отправиться в эти места.

Как добраться до водопада Гремячий?

У большинства из нас возникает естественная мысль об автомобиле или автобусной экскурсии.

Здесь надо вспомнить, что сам Преподобный Сергий Радонежский все свои путешествия совершал только пешком, не пользуясь услугами коня.

Из уважения к Преподобному  Сергию Радонежскому даже цари из Москвы в Сергееву-Троицеву Лавру ходили пешком.

Поэтому к водопаду Гремячий важно придти, приложив усилие, а именно пешком.

Один из самых удачных пеших маршрутов до водопада Гремячий пролегает от платформы "90 километр" Ярославской железной дороги. Этот маршрут разработан одним из руководителей группы походов выходного дня Московского клуба туристов – Александром Зибровым, за что ему огромное спасибо.

Вот его схема.

Источник карты — maps.yandex.ru. Маршрут GPS — сайт группы Рыжавского.

Маршрут проходит именно по тем местам, которые хорошо исхожены  Преподобным Сергием Радонежским в поисках места для своей обители.

Посмотрите на картину Михаила Нестерова "Святой Сергий Радонежский". Видите за его спиной холмы?

Источник картины — art-nesterov.ru

А теперь взгляните на картину Николая Рериха "Сергий-строитель". Тут уже не холмы, а прямо Гималаи.

Источник картины — www.tanais.info

Путь к водопаду Гремячий и в самом деле пролегает через многочисленные холмы Смоленско-Московской возвышенности. Высоты для Подмосковья: 220-265 метров  – настоящие горы.

Места какой-то сказочной живописности. Возникает мистическое ощущение сдвига во времени и присутствия Великого Старца.

В начале пути дубы вопрошают: Куда собрался? Удачи тебе путник!

Ближе к водопаду снова дубы. Стоят как стражники на пути.

Маленькая речка Каменка просто очаровательна.

Проходишь участками дремучего леса.

Заколдованных болот…

Наступающая осень опалила деревья первым багрянцем.

В селе Слотино такая милая церковь Иоанна Богослова.

День был пасмурный, однако за час пути до водопада Гремячий небо разверзлось и послало знак.

Возделанные поля после диких бурьянов 90-х годов особенно умиротворяют.

Проходим мимо деревни Взгляднево. Вон там за гребнем холма, находится водопад Гремячий.

Наконец, вдалеке виден высокий берег реки Вондиги и внизу сам водопад Гремячий.

Расстояние от платформы "90 километр" до водопада около 20 км. Путь занимает около 5 часов. К водопаду приходишь бодрым и разогретым. Самое время окунуться в купель. Кстати, у водопада можно подкрепиться: на входе продается вкусная монастырская выпечка.

Обратно можно уехать на автобусе № 37 из селения Шильцы до Сергеева Посада.

Святой источник прп. Сергия Радонежского, Гремячий ключ

На нем, кстати, можно и приехать к водопаду Гремячий — смотри расписание http://ptmo.narod.ru/sergiev.html. От водопада Гремячий до Шилец (через деревню Ляпино) 3 км.

Но лучше пройти пешком еще 19 км до Сергеева Посада мимо села Дерюзино.

Те, кто пойдет до Сергеева Посада, будут вознаграждены прекрасным видом с железнодорожной насыпи на Троице-Сергееву Лавру.

© Сергей Странник. 14 cентября 2011 г.

Все права защищены,
Смотри условия копирования материалов STRANNIK-SERGEY.RU

Краткий отчет о походе

Пеший поход выходного дня Московского клуба туристов — группа Г.Я. Рыжавского:
пл. 90 км — Дивово — Яковлево — Слотино — Воронино — Взгляднево — водопад. Гремячий — Дерюзино — Смена — ст. Сергиев Посад

04.09.2011 — 4 сентября, воскресение: 39 км.

Туда электричкой от Ярославского вокзала до пл. 90 км (отправление 7.27 — прибытие 9.30).
Обратно электричкой от Сергеева Посада до Ярославского вокзала (отправление 18.12 — прибытие 19.28).

Большое спасибо за организацию и проведение похода руководителям группы Рыжавского — А.С. Зиброву,
А. Ф. Ендураеву, М.Б Шаргородскому!

Отчет о данном походе, фотографии и навигационные данные можно узнать на сайте группы Рыжавского.

Комментарии участников похода можно прочитать в журнале Александра Ендураева.

Дополнительная информация:

Водопад Гремячий — лыжный поход
Водопад Гремячий — на велосипеде
Водопад Гремячий — www.sergiev.ru
Водопад Гремячий — интересный материал с комментариями туристов
Водопад Гремячий — Геокэшинг

Рекомендую всем прочитать увлекательную книгу Николая Борисова Сергий Радонежский из серии "ЖЗЛ"
(МОСКВА — МОЛОДАЯ ГВАРДИЯ -2006).

Если Вам понравился фоторассказ — подпишитесь на рассылку:

подписатьcя по e-mail         RSS

   

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *