ИСХОД И ВОЗВРАЩЕНИЕ ПАМЯТНИК

Исход и возвращение

Михаил Самуилович Качан

НА СНИМКЕ: Памятник «Исход и возвращение» в столице Калмыкии Элисте. Скульптор Эрнст Неизвестный, архитектор С. Курнеев.

Памятник был открыт 29 декабря 1996 года в память о депортации калмыцкого народа в 1943 году и жертвах сталинских репрессий. Памятник был отлит из бронзы в Нью-Йорке, США. Высота – 2, 74 м, длина – 5, 33 м, ширина – 2, 21 м.

Памятник расположен на кургане, внутри которого, как подразумевается, сокрыты все тайны и вся память Вселенной.

Мемориальный комплекс Исход и возвращение, Элиста: отзывы

Исход – на Восток, приход с Востока – Возвращение.

К кургану подходит «железная дорога» — дорога скорби, которая продолжается по спирали до монумента. На путях стоит вагон, в нём везли в Сибирь депортируемых. Слева от вагона можно увидеть 14 столбиков равных количеству лет, которые калмыки провели в ссылке.

Главная идея – синтез прошлого и настоящего, отражение духа калмыцкого народа, достойного уважения и восхищения. Чудовищная железная социальная и технологическая машина пытается уничтожить все живое, веру, культуру, втягивая в себя людей, но Великий дух дает возможность проломить стену системы и вернуться на родную землю.

На памятнике изображено множество образов, символов, в том числе и буддийские метафоры автора, связанные с тем, что основная религия калмыков — буддизм.

Плачущая овечка – символ терпеливости народа, она плачет над поверженным ребенком.

Мечи, штыки – символы насилия, уничтожения.

Авалокитешвара , сострадающий народу.

Табун лошадей – символ бега Времени, бесконечного движения в будущее, в Вечность.

Человек, как бы втянутый машиной.

Птица, обернувшаяся в металл.

Лошадиный череп.

Три следа – мужской, женский, детский – символы уходящей семьи, встречаемой предками (реинкарнация).

Лотос, отрезанный дьявольским мечом, в лотосе зародыш – спящий ребенок.

Вокруг Будды – пантеон злых духов, мистических животных. Голова Будды – символ вечности.

Возвращение – прорыв сквозь стену, сквозь металл обратно, на свою землю.

Над головой – Кентавр как единство человека и природы.

Расцветший лотос, буддийский знак вечного круговорота (свастика); очищающий огонь. Над ним лев и змея – победители.

Табун лошадей, несущийся по родным просторам; знак вечности, вечного движения (колесо). В своем движении оно захватывает всех птиц, рыб, слона и летящую корову – символ калмыцкого воинства.

Огромная лошадь олицетворяет собой природную силу движения.

Череп под копытами – это прошлое, из которого вырастают живые цветы настоящего и будущего.

В центре вращения вечного колеса движения спит эмбрион. Из яйца выходят две маленькие ладошки в форме лотоса.

Под памятником заложена капсула с землей из сибирских городов, привезенной участниками «Поезда памяти».

Мраморная табличка со строками из стихотворения калмыцкого поэта Давида Кугультинова:

Я знал, что мой народ
в лесах Сибири
Нашёл друзей и вновь душой окреп
Средь лучших русских,
Средь щедрейших в мире
Деливших с нами
И судьбу и хлеб.

Продолжение следует:

© Copyright: Михаил Самуилович Качан, 2013
Свидетельство о публикации №213072100250

Список читателей / Версия для печати / Разместить анонс / Заявить о нарушении

Другие произведения автора Михаил Самуилович Качан

Рецензии

Написать рецензию

Другие произведения автора Михаил Самуилович Качан

Архитектор С. Курнеев, скульптор Э. Неизвестный.

Список тайников

Открыт 29 декабря 1996 года.
Памятник жертвам сталинских репрессий, созданный выдающимся скульптором современности, отлит из бронзы в Нью-Йорке. Высота – 2, 74 м, длина – 5, 33м, ширина – 2, 21м.
Расположен в восточной стороне города на кургане, внутри которого, как подразумевается, сокрыты все тайны и вся память Вселенной. Исход – на Восток, приход с Востока – Возвращение. К кургану подходит «железная дорога» — дорога скорби, которая продолжается спиралевидной дорогой к монументу.
Главная идея – синтез прошлого и настоящего, отражение духа калмыцкого народа, достойного уважения и восхищения. Чудовищная железная социальная и технологическая машина пытается уничтожить все живое, веру, культуру, втягивая в себя людей, но Великий дух дает возможность проломить стену системы и вернуться на родную землю.
Здесь можно увидеть множество образов, символов, в том числе и буддийские метафоры автора. Плачущая овечка – символ терпеливости народа, она плачет над поверженным ребенком; мечи, штыки – символы насилия, уничтожения, Авалокитешвара, сострадающий народу; табун лошадей – символ бега Времени, бесконечного движения в будущее, в Вечность. Человек, как бы втянутый машиной; птица, обернувшаяся в металл; лошадиный череп; три следа – мужской, женский, детский – символы уходящей семьи, встречаемой предками (реинкарнация); лотос, отрезанный дьявольским мечом, в лотосе зародыш – спящий ребенок; вокруг Будды – пантеон злых духов, мистических животных. Голова Будды – символ вечности. Далее – Возвращение – прорыв сквозь стену, сквозь металл обратно, на свою землю. Над головой – Кентавр как единство человека и природы. Расцветший лотос, буддийский знак вечного круговорота (свастика); очищающий огонь. Над ним лев и змея – победители. Табун лошадей, несущийся по родным просторам; знак вечности, вечного движения (колесо). В своем движении оно захватывает всех птиц, рыб, слона и летящую корову – символ калмыцкого воинства. Огромная лошадь олицетворяет собой природную силу движения. Череп под копытами – это прошлое, из которого вырастают живые цветы настоящего и будущего. В центре вращения вечного колеса движения спит эмбрион. Из яйца выходят две маленькие ладошки в форме лотоса.
Под памятником заложена капсула с землей из сибирских городов, привезенной участниками «Поезда памяти».

Мемориал «Исход и возвращение» (Элиста)



Мемориал «Исход и возвращение» (Элиста)

Координаты: N46 18.078 E44 18.894.

На востоке Элисты, на высоком кургане установлен мемориал «Исход и возвращение» в память о жертвах сталинских репрессий. Высота памятника вместе с курганом достигает почти трех метров. Автором мемориала «Исход и возвращение» (Элиста) стал скульптор Э. Неизвестный. Открытие памятника прошло в декабре 2006 года. Сама скульптура мемориала «Исход и возвращение» отлита из бронзы в Нью-Йорке.

С первого взгляда, не совсем понимаешь, что автор изобразил в своем творении: воедино соединены разные и, казалось бы, далекие друг от друга объекты и вещи – голова коня и лотос, птица и плачущая овечка, человеческие следы и детали механизма.

Однако каждый из этих элементов несет свою мысль, не отходя от общей идеи сооружения – единство прошлого и настоящего. Метафоричность, с которой автор подошел к созданию мемориала «Исход и возвращение», заставляет зрителя видеть все новые и новые образы в скульптуре: здесь можно увидеть насилие и скорбь, олицетворенные мечами, штыками и птицей, обернутой в металл; элементами возрождения и победоносности жизни в мемориале «Исход и возвращение» выступают лотос, в котором спрятан зародыш ребенка, и человеческие следы, как образ перерождения.

Распустившийся лотос как бы говорит о круговороте вещей в мире, а лев и змея, венчающие скульптуру – символы победы.

Однако скульптура Эрнста Неизвестного – это далеко не единственный объект мемориала «Исход и возвращение» (Элиста). За исключением самого памятника, здесь также расположен вагон на рельсах, на котором калмыцких жителей увозили в Сибирь, и мраморная табличка со строками из стихотворения Д. Кугультинова.

Слева от вагона можно увидеть 14 столбиков равных количеству лет, которые калмыки провели в ссылке.

Железная дорога, на которой стоит вагончик, словно дорога скорби и горечи, приводит нас к памятнику «Исход и возвращение». В кургане, на котором стоит мемориал, собрана земля из сибирских городов.

Добавить фото/информацию

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *