ИСААКИЕВСКИЙ СОБОР ОПИСАНИЕ

Это огромное строение поражает своей стометровой высотой и огромной площадью в 4000 кв.м. Такие глобальные масштабы позволяют одновременно многим тысячам людей находиться в этом священном месте.

Изначально собор был построен по приказу Петра Первого, который родился в день святого Исаакия. Отсюда и пошло название собора. Именно здесь царь венчался со своей супругой Екатериной. Потом собору пришлось нелегко: его перестраивали, реконструировали, видоизменяли.

Ещё до времён революции в 1917 году этот собор был главным кафедральным собором в городе, а уже после 1937 года он начал носить почётное звание историко-художественного музея.

Конечно, каждый посетитель этого места в первую очередь восхищается пятиглавием Исаакиевского собора. Огромные позолоченные купола, гранитные колонны и массивные металлические колокольни – всё это не даёт возможности оторвать глаз от собора.

Невозможно даже разгадать, из чего сделана каждая деталь собора. Здесь собрано столько разнообразных пород! Гранит, мрамор и многие другие материалы выгодно и величественно подчёркивают красоту и мощь Исаакиевского собора.

Большое значение и великую ценность имеют 12 апостолов, которые являются неизменным и неоспоримым украшением этого здания. Этими фигурами украшены колонные портики. Каждая сторона здания декорирована горельефами.

Но вся эта красота находится снаружи собора.

Исаакиевский собор — фото

Здесь можно просто часами стоять и смотреть за каждой чёрточкой, придуманной архитектором. А внутри собор не менее колоритный.

Второе название этого здания – «Музей цветного камня». Возникло оно благодаря его несравненному декору, создаваемому изысканной отделкой. Каждая внутренняя стена собора и пол выложены мрамором. Это зрелище просто незабываемо!

Здесь есть панно из яшмы и порфира. И даже роспись «Богоматерь во славе» кисти Брюллова украшает внутреннюю часть главного купола! Святой дух ознаменован голубем, который парит под куполом.

Любители художественного искусства могут прийти в настоящий восторг от живописи Брюллова, Шебуева, Бруни и других мастеров. Здесь есть много различных скульптур, статуй и рельефов.

Очень красивое и эстетически наполненное место! Исаакиевский собор содержит мозаичные произведения искусства из мрамора, малахита, лазурита и порфира. Декоративные камни делают убранство собора более изысканным и одухотворённым.

Главный алтарь храма посвящён именно Исаакию Далматскому. Также оба других принадлежат святой Екатерине и святому Александру Невскому.

Облицовка иконостаса главного алтаря выполнена в белом мраморе в декоре с малахитовыми колоннами.

Конечно, сохранить такую красоту в годы войны было непросто. Но сейчас все посетители имеют честь и возможность всё-таки увидеть гордость собора из-за того, что основные ценности (мебель, книги, скульптура, фарфор) хранились в подвальных помещениях.

И теперь мы сами можем за всем этим наблюдать.

Исаакиевский собор является в настоящее время действующим. Верующие могут приходить сюда и воздавать свои молитвы Всевышнему. Четырежды в год здесь ведутся церковные службы.

Путешественники и любители всего прекрасного могут подняться на высокую колоннаду собора, откуда открывается живописный вид на город.

Даже не нужно упоминать, что Исаакиевский собор является не только символом и главной достопримечательностью Санкт-Петербурга, но и представителем шедевральной мировой архитектуры, в чём каждый посетитель может убедиться лично. Если вы отправляетесь в культурную столицу и не знаете, что посмотреть в Питере, начните с Исаакиевского собора.

Стоит посетить это место для того, чтобы проникнуться высокой духовной атмосферой и внешней, и внутренней стороны собора и подпитаться его чудодейственными силами. Развитие эстетических склонностей никогда не помешают ни вам, ни вашему ребёнку, с которым можно посетить Исаакиевский собор.

Исаакиевский собор был возведен на том месте, где раньше стоял собор Исаакия Далматского, спроектированный Антонио Ринальди. Однако строительство этого здания, начатое в 1768 году, сильно затянулось и так и не было доведено до конца.
В 1818 году император Александр I утвердил проект нового Исаакиевского собора, представленный Огюстом Монферраном, молодым французским архитектором, сумевшим добиться расположения царя во время его пребывания в Париже и вскоре после этого поступившим на русскую службу. В том же 1818 году началось сооружение собора, продолжавшееся сорок лет.
С постройкой Исаакиевского собора ансамбль приневских площадей и весь город в целом получили очень важную доминанту. Громадное здание подчинило себе пространство площади Декабристов и связало ее с другой площадью перед южным фасадом собора, застройка которой завершилась уже в начале XX века. Высоко поднятый золоченый купол удачно вписался в панораму берегов Невы и вместе со шпилями Петропавловской крепости и Адмиралтейства придал своеобразие силуэту города. Важное градостроительное значение, приобретенное зданием, явилось качеством, унаследованным им от классицизма. Но по своей архитектуре собор является скорее памятником иной эпохи — той, которая наступила в середине XIX столетия и свидетельствовала о крушении классических идеалов.
Исаакиевский собор представляет собой огромное, монументальное сооружение. Его план — это прямоугольник, слегка вытянутый с запада на восток. Все четыре фасада похожи друг на друга; колоссальный масштаб придают им многоколонные портики, завершенные тяжелыми фронтонами с горельефами. Над собором на высоту 101,5 метра возносится золоченый купол, каркасом которого служит система металлических стропил, весьма сложная для своего времени. Барабан купола окружает колоннада, поддерживающая балюстраду со статуями.
Глядя на собор, нельзя не почувствовать некоторой его громоздкости, тяжеловесности, отличающих это здание от гармоничных произведений строгого и зрелого классицизма. Непривычно велики и его габариты. Правда, собор воспринимается несколько меньшим по размерам, чем есть в действительности: это следствие некоторого искажения масштаба, возникшего в результате увеличения окон и дверей пропорционально большой высоте стен. Возможно, Монферран сознательно ввел такие масштабные коррективы для того, чтобы иллюзорно сгладить разницу в размерах Исаакиевского собора и окружающих его зданий.
Для облицовки стен собора Монферран выбрал светло-серый олонецкий мрамор, заменивший традиционную для русской классики штукатурную облицовку теплых тонов. Необычным для Петербурга оказалось и применение гранитных колонн в композиции фасадов. Зеркальная полировка их стволов, использование металла для изготовления баз и капителей — все это привнесло в архитектурный образ жесткие, холодные черты.
Как и большинство произведений зодчества классицистической эпохи, Исаакиевский собор отличает взаимодействие архитектурных форм со скульптурой и живописью. Но вряд ли справедливо говорить в данном случае о том органическом синтезе искусств, проникнутом идеями высокой гражданственности, который характерен для Адмиралтейства или Главного штаба. Многие произведения изобразительного искусства, вошедшие в композицию Исаакиевского собора, отмечены, как и само здание, печатью холодного академического классицизма — того официального направления, которое утвердилось в годы царствования Николая I и было связано с предшествовавшими этапами развития стиля лишь мастерским владением художественной формой, но теперь уже в ущерб глубине и значительности содержания.
На фасадах здания много круглой скульптуры и барельефов. Они выполнены из металла с применением метода гальванопластики, который в середине XIX века был интересной технической новинкой. Над созданием моделей для скульптурных композиций, посвященных темам из «священной истории», трудились видные ваятели того времени — И. П. Витали, Н. С. Пименов, П. К. Клодт, А. В. Логановский и другие.
Скульптура достаточно широко представлена и в интерьере собора, но более важную роль здесь играет живопись. Купол расписан по эскизу К. П. Брюллова; замечательная по экспрессии роспись «Потоп», помещенная в аттике западной части центрального нефа, исполнена Ф. А. Бруни; по эскизам П.

Исаакиевский собор, Санкт-Петербург (28 фото).

В. Басина написана картина «Битва Александра Невского со шведами», заполняющая люнет северного придела. Несомненные художественные достоинства этих и ряда других произведений, высокое мастерство, проявленное при украшении здания многочисленными русскими мозаичистами, камнерезами, литейщиками, позолотчиками, делают Исаакиевский собор весьма интересным памятником искусства и культуры России XIX века.
Сооружение Исаакиевского собора положило начало формированию ансамбля площади того же названия, прочно вошедшего в структуру центральной части города.

&copy Архитектурно-художественные памятники Ленинграда, «Искусство», Л., 1982 г.

Фотографии Исаакиевского собора

Доклад: Исаакиевский собор, история его создания

  • История
  • Как добраться
  • Что рядом
  • Что посетить

История

доставка колонн Исаакиевского собора

Своим появлением Исаакиевский собор обязан Петру I. Пётр родился 30 мая, в день Исаакия Далматского, византийского монаха, некогда причисленного к лику святых. 30 мая 1710 года государь приказал построить вблизи Адмиралтейства деревянную Исаакиевскую церковь. Приказ был выполнен. Церковь была построена у берега Невы, с западной стороны Адмиралтейства. Именно здесь 19 февраля 1712 года Пётр I венчался со своей женой Екатериной.

В 1717 году там же по проекту Г. И. Маттарнови началось строительство новой каменной Исаакиевской церкви. В 1723 году Пётр I подписывает указ о том, что моряки Балтийского флота должны принимать присягу только в этом храме. Строили Исаакиевскую церковь до 1750-х годов. Под тяжестью постройки начал оседать грунт, из-за чего храм пришлось разобрать.

установка колонн главного купола Исаакиевского собора

В 1768 году Екатерина II повелела начать строительство очередного Исаакиевского собора, теперь по проекту Антонио Ринальди. Собор стали строить на новом месте, дальше от берега, там где находится современное сооружение. С тех пор он разделяет Исаакиевкую и Сенатскую площади.

Новое здание Исаакиевского собора задумывалось достаточно ярким, облицовывалось олонецким мрамором. Однако к 1796 году, к смерти Екатерины II он был построен лишь на половину. Павел I сразу после вступления на престол приказал передать весь мрамор на строительство Михайловского замка, а Исаакиевский собор достроить в кирпиче. Кроме того, пришлось уменьшить высоту колокольни, понизить главный купол, отказаться от возведения боковых куполов.

Завершение строительства третьего здания Исаакиевского собора затянулось. Антонио Ринальди уехал из России, завершал работу Винченцо Бренна. Новый Исаакиевский собор был достроен только к 1800 году.

Об этом сооружении в народе родилась следующая эпиграмма:

«Се памятник двух царств,
Обоим им приличный,
На мраморном низу
Воздвигнут верх кирпичный».

Качество постройки оставляло желать лучшего. При одной из служб с потолка упала отсыревшая штукатурка. Когда стали разбираться в причинах этого, поняли, что здание подлежит серьёзной переделке.

Исаакиевский собор, 1844 год

В 1809 году Александр I объявил конкурс на строительство нового Исаакиевского собора. В конкурсе участвовали А. Н. Воронихин, А. Д. Захаров, Ч. Камерон, Д. Кваренги, Л. Руска, В. П. Стасов, Ж. Тома де Томон. Их проекты не были приняты императором, так как все они предлагали строить новый собор заново, не используя уже построенное сооружение.

Исаакиевский собор

Создание четвёртого здания Исаакиевского собора задержала Отечественная война 1812 года.

В 1816 году Александр I вновь распорядился начать проектировать храм.

В качестве окончательного был выбран проект французского архитектора Огюста Монферрана. Это решение многих удивило, так как Монферран тогда не был хорошо известен. Архитектор представил императору сразу двадцать четыре проекта собора в разных стилях. Император остановил свой выбор на пятиглавом храме в классическом стиле. Кроме того, на решение императора повлияло то, что Монферран предлагал использовать часть конструкций собора Ринальди.

Исаакиевский собор

Торжественная закладка храма произошла 26 июня 1818 года.

Учитывая местные особенности грунта в основание фундамента вбили 10762 сваи. Сейчас этот способ уплотнения грунта достаточно обычен, а в то время он произвёл огромное впечатление на жителей города. Тогда по городу ходил следующий анекдот. Будто когда вбивали в грунт очередную сваю, она бесследно ушла под землю. Вслед за первой начали вбивать другую, но и та скрылась в болотистой почве. Установили третью, четвёртую… Пока в Петербург в адрес строителей не прибыло письмо из Нью-Йорка: «Вы испортили нам мостовую». — «Причём здесь мы?» — ответили из Петербурга. — «Но на конце бревна, торчащего из земли, клеймо петербургской лесной биржи „Громов и К“ пришёл ответ из Америки.

Гранит для колонн Исаакиевского собора добывался в каменоломнях на побережье Финского залива, близ Выборга. Этими работами руководили каменотёс Самсон Суханов и Архип Шихин. Сухановым был изобретён оригинальный способ добычи огромных цельных кусков камня. Рабочие просверливали в граните отверстия, вставляли в них клинья и били по ним до тех пор, пока в камне не появлялась трещина. В трещину помещали железные рычаги с кольцами, сквозь кольца продевали канаты. Сорок человек тянули за канаты и постепенно выламывали гранитные блоки.

О перевозке этих гранитных монолитов писал Николай Бестужев:

»Они приступили к делу с обыкновенною своею механикаю: привязали покрепче судно к берегу — подложили ваги, брёвна, доски, завернули верёвки, перекрестились — крикнули громкое ура! — и гордые колоссы послушно покатились с судна на берег, и прокатываясь мимо Петра, который, казалось, благословлял сынов своих рукою, легли смиренно к подножию Исаакиевской церкви".

макет Исаакиевского собора А. Ринальди

Установка колонн производилась до возведения стен Исаакиевского собора. Первая колонна (северный портик) была установлена в марте 1828 года, а последняя — в августе 1830 года.

На позолочение купола Исаакиевского собора ушло более 100 килограммов червонного золота.

Исаакиевский собор строился необычайно долго. В связи с этим в Петербурге ходили слухи о намеренной задержке стройки. «Говорят, приезжий ясновидец предсказал Монферрану смерть сразу после окончания строительства». — «То-то он так долго строит».

Слухи эти неожиданно получили продолжение в реальной жизни. Архитектор на самом деле умирает вскоре после окончания строительства Исакиевского собора. В связи с этим, в петербургском фольклоре появились различные версии происшедшего. Многие из них ссылаются на неприязненное отношение императора Александра II к архитектору. Якобы, во время освящения Исаакиевского собора кто-то обратил внимание Александра II на одно из скульптурных украшений здания. Монферран оставил своеобразный портрет. В скульптурном декоре западного фронтона присутствует группа святых, поклоном головы приветствующая появление Исаакия Далматского. Среди них скульптор поместил фигуру Монферрана с моделью собора в руках, который в отличие от остальных голову держит прямо. Обратив внимание на данный факт, император не подал руки архитектору проходя мимо, не сказал слова благодарности за работу. Монферран не на шутку расстроился, ушёл домой до окончания церемонии освящения, заболел и через месяц скончался.

Исаакиевский собор

Кроме фигуры архитектора на барельефе западного фронтона также выполнены фигуры двух вельможей, чьим лицам приданы черты лиц президента Академии художеств А. Н. Оленина и князя П. В. Волконского.

Если не принимать в расчёт слухи, то задержку в строительстве можно объяснить допущенными Монферраном ошибками в проектировании. Обнаружены они были уже во время строительства, понадобилось время на их устранение.

Строительство Исаакиевского собора завершилось в 1858 году. 30 мая этого года состоялось освящение храма.

Огюст Монферран завещал похоронить его в своём главном детище — Исаакиевском соборе. Но Александром II это желание не было исполнено. Гроб с телом архитектора лишь обнесли вокруг храма, после чего вдова увезла его в Париж.

В Исаакиевском соборе крестили членов царской семьи, он стал центром общегородских праздников. Однако строительные леса с него долго не снимались. Говорили, что здание построено недобросовестно и требует постоянного ремонта. Денег на собор не жалели, и родилась легенда о том, что дом Романовых падёт, как только с Исаакия снимут строительные леса. Сняли их окончательно только к 1916 году. Совсем незадолго до отречения Николая II от престола.

Высота Исаакиевского собора — 101,5 метр. На портиках вокруг барабана купола установлены 72 колонны из гранитных монолитов весом от 64 до 114 тонн. Впервые в строительной практике колонны такого размера поднимались на высоту более 40 метров. Собор по своим размерам является четвёртым в мире. Он уступает лишь собору Святого Петра в Риме, собору Святого Павла в Лондоне и собору Святой Марии во Флоренции. При площади 4000 квадратных метра он может вместить до 12000 человек.

Исаакиевский собор бесспорно является одним из символов Санкт-Петербурга. Его высокий барабан с куполом виден ещё с Финского залива, он стал заметной частью портрета города. Однако по поводу непропорциональности барабана и поставленных рядом колоколенок возникли неофициальные названия. Одно из них — «Чернильница».

В советское время Исаакиевский собор продолжал быть объектом мифотворчества. В одной из довоенных легенд говорится о том, что Америка была готова купить храм. Предполагалось перевезти его в США по частям на кораблях, там собрать заново. За это американцы якобы предлагали заасфальтировать все улицы Ленинграда, в то время покрытые булыжником.

Вторая легенда повествует о том, как во время блокады Исаакиевский собор оказался невредим, не пострадал от бомбёжек. Когда оказалась реальной угроза оккупации Ленинграда фашистами, поднялась проблема эвакуации ценностей из города. Всё вывезти не успели, стали искать место для надёжного хранилища скульптуры, мебели, книг, фарфора… Один пожилой офицер предложил устроить хранилище в подвалах Исаакиевского собора. При обстреле города немцы должны были использовать купол собора как ориентир и не стрелять по нему. Так и вышло. Все 900 дней блокады музейные сокровища пролежали в этом хранилище и ни разу не подверглись прямому артобстрелу.

О Великой Отечественной войне напоминают следы от осколков снарядов, оставленные на колоннах западного портика Исаакиевского собора.

В настоящее время колоннада барабана Исаакиевского собора является одним из самых привлекательных мест для туристов. Здесь с высоты 43 метра можно увидеть панораму Санкт-Петербурга.

Скачать реферат

  • История
  • Как добраться
  • Что рядом
  • Что посетить

История

доставка колонн Исаакиевского собора

Своим появлением Исаакиевский собор обязан Петру I. Пётр родился 30 мая, в день Исаакия Далматского, византийского монаха, некогда причисленного к лику святых. 30 мая 1710 года государь приказал построить вблизи Адмиралтейства деревянную Исаакиевскую церковь. Приказ был выполнен. Церковь была построена у берега Невы, с западной стороны Адмиралтейства. Именно здесь 19 февраля 1712 года Пётр I венчался со своей женой Екатериной.

В 1717 году там же по проекту Г. И. Маттарнови началось строительство новой каменной Исаакиевской церкви. В 1723 году Пётр I подписывает указ о том, что моряки Балтийского флота должны принимать присягу только в этом храме. Строили Исаакиевскую церковь до 1750-х годов. Под тяжестью постройки начал оседать грунт, из-за чего храм пришлось разобрать.

установка колонн главного купола Исаакиевского собора

В 1768 году Екатерина II повелела начать строительство очередного Исаакиевского собора, теперь по проекту Антонио Ринальди. Собор стали строить на новом месте, дальше от берега, там где находится современное сооружение. С тех пор он разделяет Исаакиевкую и Сенатскую площади.

Новое здание Исаакиевского собора задумывалось достаточно ярким, облицовывалось олонецким мрамором. Однако к 1796 году, к смерти Екатерины II он был построен лишь на половину. Павел I сразу после вступления на престол приказал передать весь мрамор на строительство Михайловского замка, а Исаакиевский собор достроить в кирпиче. Кроме того, пришлось уменьшить высоту колокольни, понизить главный купол, отказаться от возведения боковых куполов.

Завершение строительства третьего здания Исаакиевского собора затянулось. Антонио Ринальди уехал из России, завершал работу Винченцо Бренна. Новый Исаакиевский собор был достроен только к 1800 году.

Об этом сооружении в народе родилась следующая эпиграмма:

"Се памятник двух царств,
Обоим им приличный,
На мраморном низу
Воздвигнут верх кирпичный".

Качество постройки оставляло желать лучшего. При одной из служб с потолка упала отсыревшая штукатурка. Когда стали разбираться в причинах этого, поняли, что здание подлежит серьёзной переделке.

Исаакиевский собор, 1844 год

В 1809 году Александр I объявил конкурс на строительство нового Исаакиевского собора. В конкурсе участвовали А. Н. Воронихин, А. Д. Захаров, Ч. Камерон, Д. Кваренги, Л. Руска, В. П. Стасов, Ж. Тома де Томон.

Православные храмы и соборы Санкт-Петербурга

Их проекты не были приняты императором, так как все они предлагали строить новый собор заново, не используя уже построенное сооружение.

Создание четвёртого здания Исаакиевского собора задержала Отечественная война 1812 года. В 1816 году Александр I вновь распорядился начать проектировать храм.

В качестве окончательного был выбран проект французского архитектора Огюста Монферрана. Это решение многих удивило, так как Монферран тогда не был хорошо известен. Архитектор представил императору сразу двадцать четыре проекта собора в разных стилях. Император остановил свой выбор на пятиглавом храме в классическом стиле. Кроме того, на решение императора повлияло то, что Монферран предлагал использовать часть конструкций собора Ринальди.

Исаакиевский собор

Торжественная закладка храма произошла 26 июня 1818 года.

Учитывая местные особенности грунта в основание фундамента вбили 10762 сваи. Сейчас этот способ уплотнения грунта достаточно обычен, а в то время он произвёл огромное впечатление на жителей города. Тогда по городу ходил следующий анекдот. Будто когда вбивали в грунт очередную сваю, она бесследно ушла под землю. Вслед за первой начали вбивать другую, но и та скрылась в болотистой почве. Установили третью, четвёртую… Пока в Петербург в адрес строителей не прибыло письмо из Нью-Йорка: "Вы испортили нам мостовую". — "Причём здесь мы?" — ответили из Петербурга. — "Но на конце бревна, торчащего из земли, клеймо петербургской лесной биржи "Громов и К" пришёл ответ из Америки.

Гранит для колонн Исаакиевского собора добывался в каменоломнях на побережье Финского залива, близ Выборга. Этими работами руководили каменотёс Самсон Суханов и Архип Шихин. Сухановым был изобретён оригинальный способ добычи огромных цельных кусков камня. Рабочие просверливали в граните отверстия, вставляли в них клинья и били по ним до тех пор, пока в камне не появлялась трещина. В трещину помещали железные рычаги с кольцами, сквозь кольца продевали канаты. Сорок человек тянули за канаты и постепенно выламывали гранитные блоки.

О перевозке этих гранитных монолитов писал Николай Бестужев:

"Они приступили к делу с обыкновенною своею механикаю: привязали покрепче судно к берегу — подложили ваги, брёвна, доски, завернули верёвки, перекрестились — крикнули громкое ура! — и гордые колоссы послушно покатились с судна на берег, и прокатываясь мимо Петра, который, казалось, благословлял сынов своих рукою, легли смиренно к подножию Исаакиевской церкви".

макет Исаакиевского собора А. Ринальди

Установка колонн производилась до возведения стен Исаакиевского собора. Первая колонна (северный портик) была установлена в марте 1828 года, а последняя — в августе 1830 года.

На позолочение купола Исаакиевского собора ушло более 100 килограммов червонного золота.

Исаакиевский собор строился необычайно долго. В связи с этим в Петербурге ходили слухи о намеренной задержке стройки. "Говорят, приезжий ясновидец предсказал Монферрану смерть сразу после окончания строительства". — "То-то он так долго строит".

Слухи эти неожиданно получили продолжение в реальной жизни. Архитектор на самом деле умирает вскоре после окончания строительства Исакиевского собора. В связи с этим, в петербургском фольклоре появились различные версии происшедшего. Многие из них ссылаются на неприязненное отношение императора Александра II к архитектору. Якобы, во время освящения Исаакиевского собора кто-то обратил внимание Александра II на одно из скульптурных украшений здания. Монферран оставил своеобразный портрет. В скульптурном декоре западного фронтона присутствует группа святых, поклоном головы приветствующая появление Исаакия Далматского. Среди них скульптор поместил фигуру Монферрана с моделью собора в руках, который в отличие от остальных голову держит прямо. Обратив внимание на данный факт, император не подал руки архитектору проходя мимо, не сказал слова благодарности за работу. Монферран не на шутку расстроился, ушёл домой до окончания церемонии освящения, заболел и через месяц скончался.

Исаакиевский собор

Кроме фигуры архитектора на барельефе западного фронтона также выполнены фигуры двух вельможей, чьим лицам приданы черты лиц президента Академии художеств А. Н. Оленина и князя П. В. Волконского.

Если не принимать в расчёт слухи, то задержку в строительстве можно объяснить допущенными Монферраном ошибками в проектировании. Обнаружены они были уже во время строительства, понадобилось время на их устранение.

Строительство Исаакиевского собора завершилось в 1858 году. 30 мая этого года состоялось освящение храма.

Огюст Монферран завещал похоронить его в своём главном детище — Исаакиевском соборе. Но Александром II это желание не было исполнено. Гроб с телом архитектора лишь обнесли вокруг храма, после чего вдова увезла его в Париж.

В Исаакиевском соборе крестили членов царской семьи, он стал центром общегородских праздников. Однако строительные леса с него долго не снимались. Говорили, что здание построено недобросовестно и требует постоянного ремонта. Денег на собор не жалели, и родилась легенда о том, что дом Романовых падёт, как только с Исаакия снимут строительные леса. Сняли их окончательно только к 1916 году. Совсем незадолго до отречения Николая II от престола.

Высота Исаакиевского собора — 101,5 метр. На портиках вокруг барабана купола установлены 72 колонны из гранитных монолитов весом от 64 до 114 тонн. Впервые в строительной практике колонны такого размера поднимались на высоту более 40 метров. Собор по своим размерам является четвёртым в мире. Он уступает лишь собору Святого Петра в Риме, собору Святого Павла в Лондоне и собору Святой Марии во Флоренции. При площади 4000 квадратных метра он может вместить до 12000 человек.

Исаакиевский собор бесспорно является одним из символов Санкт-Петербурга. Его высокий барабан с куполом виден ещё с Финского залива, он стал заметной частью портрета города. Однако по поводу непропорциональности барабана и поставленных рядом колоколенок возникли неофициальные названия. Одно из них — "Чернильница".

В советское время Исаакиевский собор продолжал быть объектом мифотворчества. В одной из довоенных легенд говорится о том, что Америка была готова купить храм. Предполагалось перевезти его в США по частям на кораблях, там собрать заново. За это американцы якобы предлагали заасфальтировать все улицы Ленинграда, в то время покрытые булыжником.

Вторая легенда повествует о том, как во время блокады Исаакиевский собор оказался невредим, не пострадал от бомбёжек. Когда оказалась реальной угроза оккупации Ленинграда фашистами, поднялась проблема эвакуации ценностей из города. Всё вывезти не успели, стали искать место для надёжного хранилища скульптуры, мебели, книг, фарфора… Один пожилой офицер предложил устроить хранилище в подвалах Исаакиевского собора. При обстреле города немцы должны были использовать купол собора как ориентир и не стрелять по нему. Так и вышло. Все 900 дней блокады музейные сокровища пролежали в этом хранилище и ни разу не подверглись прямому артобстрелу.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *