ХРУСТАЛЬНЫЙ ДВОРЕЦ В ЛОНДОНЕ

Сегодня Хрустальный Дворец не существует. Возведённый для проведения промышленной выставки, он был перевезён из центра Лондона в предместье Сиднем-Хилл по её окончанию. Здесь он простоял более 80 лет и был уничтожен в результате пожара. Хрустальный дворец оказался заметным культурным явлением в Великобритании. Говорят, что Уинстон Черчилль сказал в 1936 году, когда Дворец погиб в огне: «Это конец эпохи».

История

Хрустальный дворец – стеклянный павильон на металлическом каркасе. Именно благодаря такой конструкции он и получил своё название. Дворец был возведён в 1851 году в Гайд-парке для проведения «Великой выставки произведений промышленности всех наций» (The Great Exhibition of the Works of Industry of All Nations). Эта выставка считается первой международной промышленной выставкой.

Когда комиссия, ответственная за проектирование выставочного павильона не смогла выбрать подходящий проект, Джозеф Пакстон, садовник, представил свой. До этого у него уже был опыт конструирования оранжерей, поэтому в его предложении были использованы те же принципы: металлический каркас и стеклянные стены.

После окончания выставки павильон был разобран. Однако Хрустальный Дворец стал настолько популярен, что было решено переместить его на новое место. Созданная компания «Кристал Пэлас» приобрела для этого участок земли в Сиднем-Хилл на юго-востоке от Лондона. Сейчас это район Бромли.

На новом месте Хрустальный Дворец был не просто восстановлен, но дополнен двумя этажами, и стал пятиэтажным. Дополнительные секции были пристроены по бокам, чтобы уравновесить увеличившуюся высоту здания. Во Дворце были устроены секции, посвящённые разным периодам истории искусства – египетскому, римскому, Средневековому, китайскому и другим.

Хрустальный дворец, Великобритания, Лондон: фото, описание адрес

Вокруг дворца был разбит парк с фонтанами. Открытие обновлённого Хрустального Дворца состоялось в 1854 году. Он стал одним из первых тематических парков. Кроме того, в нём проходили всевозможные выставки: цветочные, выставки кошек, фотографические, художественные.

Хрустальный Дворец не работал по воскресеньям – в единственный выходной день большинства простых лондонцев, поэтому они могли его посещать лишь изредка. Тем не менее, поток посетителей был настолько велик, что поблизости была построена железнодорожная станция.

Но к началу XX века популярность Дворца стала заметно уменьшаться. Новые развлечения в новых местах привлекали посетителей. В сентябре 1911 года было объявлено о банкротстве компании «Кристал Пэлас». В 1913 году Дворец был выкуплен в национальную собственность на средства, собранные по подписке.

Конец ветшающему Дворцу положил пожар в 1936 году. Из-за обилия горючих материалов в здании, пожарные не смогли справиться с огнём. Хрустальный Дворец был полностью уничтожен.

С историей Хрустального Дворца можно познакомиться в музее, расположенном в одном из сохранившихся зданий компании «Кристал Пэлас». Музей работает по субботам и воскресеньям с 11 до 16 часов, находится в шаговой доступности от остановок нескольких автобусных маршрутов и железнодорожной станции Crystal Palace.

Ссылка на источник: http://www.avs-travel.org/london_crystal_palace.htm#.V_JKf_CLTIU

Хрустальный дворец

В самом главном парке Мадрида Буэн-Ретиро в центре города можно открыть для себя самый маленький по размеру дворец: Palacio de cristal (Хрустальный дворец). Интересное архитектурное сооружение было построено как выставочный павильон без специальных технологий из стекла и металла в далеком 1887 г. Заметим, что в настоящее время это единственный подобный исторический памятник архитектуры в стране.

Хрустальный дворец Испании (Palacio de cristal) — историческая справка

Хрустальный дворец был спроектирован и построен в Мадриде известным архитектором того времени Риккардо Веласкесом Боско для показа экзотических растений Филиппинских островов. Он был настолько вдохновлен Лондонским Хрустальным дворцом, который был построен в 1851 году. к первой международной выставке, что сумел возвести свой павильон всего за 5 месяцев. В XIX веке колонии стремительно одна за другой обретали независимость, и Испании, как и Англии, необходимы были новые ресурсы для демонстрации своего величия, которые и были найдены первоначально в проведении многонациональных встреч мирового уровня.

О самом главном

Palacio de cristal — очень необычное и красивое здание. Около него был создан небольшой живой пруд для водяных растений, в который от павильона спускается каменная лестница. Из воды растут высокие болотные кипарисы, их корни полностью скрыты под водой. Из воды бьет высокой струей симпатичный фонтан, а на берегу для романтических фотографий можно найти мини-водопад. Пруд стал домом нескольких поколений черных и белых лебедей, уток и даже черепашек. Часть дворца все еще используется как оранжерея. Коллекция растений состоит из 4-х групп микроклимата, для каждой специально оборудовано отдельное помещение с нужной температурой.

Испанский Хрустальный дворец – уникальная постройка своего времени, впервые соединила в себе современные материалы для непромышленных целей. Дворец стоит на каменном фундаменте, украшенном кирпичом и керамической плиткой.

ХРУСТАЛЬНЫЙ ДВОРЕЦ В ЛОНДОНЕ

Поверх фундамента установлен металлический каркас из каленого железа и стекло. Уникальное трехъярусное здание завораживает любого прохожего своим необычным видом.

Дворец особенно красив в ясный солнечный день, когда можно наблюдать игру света сквозь купол и стены стеклянного здания и разноцветные радужные переливы. Для посетителей внутри павильона стоят кресла-качалки, чтобы каждый имел возможность неспеша насладиться солнечной красотой.

С 2006 года в части павильона была организована оригинальная инсталляция корейской художницы Кимсуджи. Она смогла разрисовать стены и пол дворца нежными цветами радуги, на полу расположила зеркала, а купол дворца обтянула специальной пленкой. Завораживающая игра света дополняется тихим звуком.

В настоящее время Хрустальный дворец Мадрида входит в состав Министерства культуры Италии, в нем периодически проводятся разные выставки (картины художников, шоу птиц, лотереи и пр).

Как попасть в Хрустальный дворец Испании?

Парк Буэн-Ретиро находится в самом центре Мадрида и, поскольку его площадь составляет около 130 га, на входе рекомендуют купить путеводитель с указателями всех его достопримечательностей. Вход в Хрустальный дворец, как и в сам парк, бесплатный. Посетить его можно в любой день кроме вторника. Но надо учитывать, что в дождливые дни дворец также закрывают.

Доехать можно общественным транспортом:

  • на метро 9 линии;
  • на автобусах №№ 2, 20, 26, 61;
  • на машине, координаты 40°24’48"N и 3°40’55"W.

Часы работы: с 11:00-20:00.

Закрыто: 1 и 6 января, 1 и 15 мая, 24, 25, 31 декабря.

Интересные факты:

  • 10 мая 1936 г. именно в Хрустальном Дворце на пост президента вступил Мануэль Асанья;
  • высота купола дворца немногим более 22 метра;
  • по замыслу архитектора конструкция разборная, поскольку Palacio de cristal строился как временное сооружение;
  • архитектор считал, что дома будущего будут выглядеть как Хрустальный дворец Мадрида.
  • Адрес: Адрес: Paseo República de Cuba, 4, 28009 Madrid, Испания
  • Телефон: +34 917 74 10 00

Мадрид — достопримечательности:Все достопримечательности Мадрид

Все места

В 1982 году был объявлен Международный конкурс на создание проекта мемориала в честь лондонского Хрустального дворца, разрушенного в 1936 году во время пожара. Первую премию на этом конкурсе завоевали молодые советские архитекторы Бродский и Уткин. По их замыслу несколько стеклянных плоскостей, вертикально расставленных на небольшом участке, должны были вызвать воспоминания о бывшем гигантском сооружении — том сооружении, которое, как мираж, было возведено в 1851 году в лондонском Гайд-парке всего за четыре месяца. Так что же это было за сооружение, об увековечении памяти которого архитекторы думали и спустя почти 50 лет после того, как оно перестало существовать?

Английская королева Виктория правила долго и мирно — с1837 по 1901 год. В это время Лондон украсился лучшими своими зданиями, расширил улицы и окаймил роскошными набережными берега Темзы. Королева Виктория впервые созвала в Лондоне первую Всемирную выставку, для которой и был построен знаменитый Хрустальный дворец.

Идея организации такой выставки, на которой были бы показаны лучшие достижения в области общественного производства, материальной и духовной деятельности человечества, давно носилась в воздухе и пленяла лучшие умы Европы еще задолго до 1851 года. Правда, тогда ни один из проектов так и не был реализован, главным образом из-за того, что большинство промышленников, опасаясь конкуренции, выступали против главного принципа выставки «свободной и доступной для всех экспозиции».

В Лондоне сгорел Хрустальный дворец

Окончательно идея об организации всемирной выставки созрела только к середине XIX века. И тогда английский принц Альберт предложил устроить первую такую выставку в Англии. Проведение выставки именно в Лондоне стало возможным благодаря смелости и решительности английских предпринимателей. К тому времени по торгово-экономическому потенциалу, по технической оснащенности производства и по качеству продукции Англия не знала себе равных, поэтому ее крупные промышленники и могли решиться на открытую конкуренцию с предпринимателями других стран.

В организации выставки большую роль сыграло Общество искусств, учрежденное еще в 1754 году с целью поощрения искусств, ремесел и торговли. Задача ставилась поистине грандиозная — собрать под одной крышей изделия промышленности и искусства разных стран и народов. Для выполнения такой задачи потребовалось небывалое помещение, которое само стало одной из главных достопримечательностей выставки. Англичане чуть ли не мгновенно — всего за полгода (а по некоторым источникам — за 17 недель) — создали в центре Лондона, в Гайд-парке, знаменитый «Хрустальный дворец», получивший известность далеко за пределами Англии.

Комиссии по устроительству выставки было представлено 245 самых разнообразных проектов будущего здания. Но и сами художники, и публика чувствовали непригодность традиционных форм и материалов для решения совершенно новой задачи. И вот тогда выступил Джозеф Пакстон, предложивший архитектуру из одного железа и стекла.

Все были ошеломлены, а архитекторы Европы просто негодовали, что этот дерзкий Пакстон — не архитектор и не художник, а обыкновенный садовник- вместо величественного дворца собирается построить «какой-то стеклянный колпак», «оранжерею»… Этого нельзя позволить какому-то неучу, когда есть настоящее искусство и настоящие мастера.

Здание, выстроенное в качестве выставочного павильона, представляло собой огромную, расположенную террасами трехнефную постройку, состоявшую из ажурного железного каркаса, заполненного стеклом. Длина всего здания — 564 метра, а ширина — 125 метров, его крытая площадь составляла 100 000 квадратных метров. Вряд ли другие страны могли тогда себе такое позволить. Даже в Париже вся выставка скорее всего разместилась бы в каком-нибудь каменном здании, значит, в размерах весьма умеренных, не соответствовавших грандиозности задуманного мероприятия. К тому же родившаяся при сооружении Хрустального дворца принципиально новая архитектура, стиль «стекла и металла», была органически неприемлема для архитектурных и художественных школ других стран.

Действительно, Хрустальный дворец очень напоминал оранжерею. Имея опыт создания огромных оранжерей для заморских пальм, Д. Пакстон придумал простое и оригинальное решение и смело ввел в конструкцию Хрустального дворца металл и стекло, увеличив оконные переплеты до невиданно больших размеров. Примеры применения металлических конструкций и покрытий со стеклянным заполнением к тому времени были уже известны. Но чтобы весь фасад огромного общественного здания был стеклянным — такое делалось впервые!

К счастью, новое здание было воздвигнуто именно так, как задумал «неуч-садовник», и публика с восторгом приняла его. В нем как раз воплотилось стремление жителей туманного Альбиона к свету, ведь все сооружение, весь его бескрайний интерьер был пронизан потоками солнечных лучей.

Хрустальный дворец стал одним из первых сооружений, в котором были приняты столь распространенные сейчас унифицированные элементы: все здание было составлено из одинаковых ячеек, собранных из 3300 чугунных колонн одинаковой толщины, 300 000 одинаковых листов стекла, однотипных деревянных рам и металлических балок. Сборные элементы стандартных размеров были изготовлены в нужном количестве заранее, так что на стройплощадке оставалось их только смонтировать.

Внутренних перегородок дворец не имел, и его интерьер представлял собой один огромный зал. Архитектор очень бережно отнесся к деревьям Гайд-парка, рубить которые было запрещено парламентом: два столетних вяза оказались просто накрытыми зданием дворца. Известный русский философ, историк и литератор А.С. Хомяков, посетивший выставку, написал по этому поводу: «То, что строится, обязано иметь почтение к тому, что выросло». Современники считали Хрустальный дворец чудом архитектурного искусства того времени. Позднее великий Л. Корбюзье писал: «Я не мог оторвать глаз от этой торжествующей гармонии».

Хрустальному дворцу суждено было войти и в историю русской литературы и русской политической мысли. В 1859 году его посетил Н.Г. Чернышевский. К тому времени громадное здание стало мешать оживленной жизни лондонского центра и его разобрали. А потом снова собрали, но уже в Сайденхеме, пригороде Лондона.

Именно Хрустальный дворец послужил прообразом того огромного здания, в котором живет коммуна будущего в четвертом сне Веры Павловны из романа «Что делать?». Русский писатель с удивительной прозорливостью заменил в своем произведении железо и чугун в конструктивных элементах дворца алюминием — металлом, который тогда был дороже золота. Его еще не умели получать в больших количествах и применяли в то время только в ювелирных изделиях.

В Сайденхемском парке Хрустальный дворец был собран с некоторыми изменениями. Он был расположен в живописной местностик югу от Лондонского моста и занимал самое высокое место в округе. Вид отсюда на Лондон и его окрестности был просто восхитительный.

В Сайденхеме Хрустальный дворец стал одним из любимейшихи интереснейших мест для загородных прогулок. В особенности хорош был сад, да и сам дворец был переполнен множеством различных достопримечательностей. Например, в Помпеянском доме в слепках, сделанных с подлинных раскопок, изображалась различная обстановка жилищ разрушенного извержением Везувия города. Центральной частью Помпеянского дома был закрытый двор, который представлял собой четырехугольное помещение, окруженное внутренними фасадами. В середине его потолка оставлялся атриум — световой колодец, который служил единственным окном для дневного освещения двора. Вместе с тем через него в дом протекала вода, собираясь в специальном углублении — имплювии. Из него она поособым трубам распределялась в разные части дома для хозяйственных нужд — кухню, бани и др.

В Китайской хижине перед восторженными посетителями представала панорама водопада Виктория на реке Замбези. Такой же восторг вызывал у публики Этнологический музей, в котором живописно были представлены группы и сцены из жизни туземцев Африки, Азии и Австралии.

Внешние стены Римского зала воспроизводили стены знаменитого Колизея, а в самом зале располагались слепки с римских статуй. Живейшее любопытство вызывала выставка, разместившаяся водворе Римского зала, хотя поначалу она казалась несколько странной. На ней экспонировалась продукция Новой Зеландии, например, обелиск, наглядно изображавший то количество золота, котороедо 1900 года дала Англии эта колония.

В Хрустальном дворце в Сайденхеме размещались еще Египетский и Греческий залы, зал мавританского дворца Альгамбра с Львиным двориком. Аквариум, Зверинец, Оранжерея. Из дворца две террасы — Нижняя и Верхняя — вели в сад. Верхняя терраса была украшена статуями, а в центре ее помещался бюст создателя дворца Джозефа Пакстона. В самом конце террасы к неописуемому восторгу детворы была устроена потешная железная дорога.

На Нижней террасе располагались оформленные в итальянском стиле цветники и бассейны с фонтанами, бьющими вверх на 27 метров, а фонтан главного бассейна выстреливал струю воды вверх на 45 метров. В четверг и субботу по вечерам здесь устраивался фейерверк.

Слева от центральной аллеи, длина которой составляла 810 метров, были устроены лужайки для спортивных игр и аттракционы, в их числе и знаменитые «русские горки». Но самое интересное здесь острова, представляющие своего рода палеонтологический музей, в котором была представлена вся история земной поверхности. На искусно расположенных геологических слоях возвышались различные доисторические колоссы, начиная от пресмыкающихся вторичной эпохи до мегатерия третичной.

Когда посетители поднимались на одну из двух башен Дворца, то перед их глазами открывался не только обширный, но поистине восхитительный вид, охватывающий почти весь бассейн Темзы до лесов графства Эссекс. К сожалению, Хрустальный дворец не украшает уже ни Лондон, ни его пригород: он был уничтожен большим пожаром в ноябре 1936 года.

Первая всемирная промышленная выставка 1851 г. Хрустальный дворец Джозефа Пакстона

ТЕХНИКА КАК ИСКУССТВО. ПЕРВЫЕ

ВСЕМИРНЫЕ ПРОМЫШЛЕННЫЕ ВЫСТАВКИ

Дизайн зарождался на пересечении нескольких ветвей развития проектной культуры: художествен­ных проектных программ, массовой промышленнос­ти, инженерного проектирования, науки. Причины по­явления дизайна лежат в кризисной художественной ситуации в области формообразования предметного мира, сложившейся в европейских странах в сере­дине XIX века, когда индустрия прокладывала себе путь к мировому господству: упадок ремесел, раз­рыв между смыслом и формой опредмечивания про­цессов жизнедеятельности общества, нарушение фундаментальных "вечных" принципов формообра­зования. ]

Промышленные выставки XIX в. Я

В период перехода от мануфактурного производства к машинному, расширения торговли и образования, обще­национальных рынков начинает возрастать роль выста­вок. С 60-х годов XVIII века появляются общенациональ­ные выставки торгово-промышленного характера. Первые такие выставки прошли в Лондоне (1761, 1767), Париже (1763), Дрездене (1765), Берлине (1786), Мюнхене (1788), Санкт-Петербурге (1828) и др. Вместе с чисто коммерческой направленностью такие выставки начинают служить и целям демонстрации новейших технических достиже­ний. Примером может быть Пражская выставка 1791 года, которая проводилась с целью "художественного показа" товаров, а не их продажи.

С конца XVIII в. систематически проводятся национальные промышленные выставки в Париже. Первая выставка французских промышленных товаров состоялась в сентябре 1798 г. Глав­ное место на выставке занимали товары широкого потребления: часы, обои, шерстяная пряжки другие "из­делия машинного изготовления". Во второй половине XIX в. появляются специализи­рованные торговые международные выставки, а в начале XX в. начали проводиться и международные выставки, преследовавшие преимущественно просветительно-позна­вательные цели.

Международный уровень выставок способствовал духу соревнования и стремлению сделать каждую новую выставку лучше предыдущих. Поэтому во многих обла­стях и не в последнюю очередь в архитектуре их уст­роители проявляли немалую смелость.

Первая всемирная промышленная выставка 1851 г. Хрустальный дворец Джозефа Пакстона

Промышленная революция XIX в., коренным обра­зом преобразившая методы производства, обусловила необходимость новой организации рынков сбыта. Сопоставление промышленных потенциалов нескольких де­сятков стран разных континентов должно было ознаменовать начало новой эпохи — эпохи свободной конку­ренции.

Первая всемирная промышленная выставка, полу­чившая название "великая", состоялась в Англии в 1851 году. Англия в тот период была ведущей в промышлен­ной революции и самой мощной в экономическом отно­шении страной. В первой всемирной выставке приняли участие 32 страны. За шесть месяцев работы ее посетили свыше 6 млн. человек.

Новое общественно-историческое явление, каким была первая всемирная выставка, породило и новую ар­хитектурную форму. Специально для выставки было со­оружено грандиозное по тем временам архитектурное сооружение из стекла и металла "Хрустальный дворец". Возможным это стало благодаря высокоразвитой английской индустрии. В основу проекта было положено применение простой и рациональной системы производства сборных элементов — серийно изготовленных стандарт­ных частей. Павильон размерами 564×125 м был собран за рекордный для того времени срок — 6 месяцев, благодаря применению унифицированных эле­ментов и детально продуманной системе строительства. В качестве единого типоразмера был взят лист стекла максимальных размеров. Максимальная длина листового стекла в то время составляла 1.25 м.

Задолго до начала выставки был объявлен архитек­турный конкурс на проект павильона. На конкурс поступило 245 работ, но ни одна не была принята к осуществлению. Вместе с тем жюри одобрило идею, предложенную садовником Джозефом Пакстоном, в то время известного оригинальными конструкциями оранжерей. Этот опыт конструирования из стекла и метал­ла и был использован им при возведении Хрустального дворца.

Хрустальный дворец явился реализацией нового архитектурного замысла, прототипа которому не существовало в архитектуре. Это было первое в истории зда­ние столь больших размеров, построенное из стекла, железа и дерева, с каркасом из чугунных и железных кованых балок, точно спроектированных на болтовых соединениях. В Хрустальном дворце многие историки ви­дят начало современной архитектуры, первые прообразы стиля "Хай-тек". Современники говорили о нем как о несравненном, сказочном сооружении. По при­знанию современников, Хрустальный дворец — это рево­люция в архитектуре, которая положила начало разви­тию нового стиля. С возведением хрустального дворца судьба архитектуры на несколько десятилетий попадает в руки инженера.

В Хрустальном дворце не было экспонатов, которые бы представляли традиции, историю. Все здесь было новое, сверкающее, специально изготовленное для выс­тавки. Тут были представлены машины, минералы, изделия ремесленников, английское судовое оборудование и локомотивы, уральская платина, французские гобелены, тунисские ковры, фарфор, хлопок, первые изделия из каучука, швейцарские часы, русская посуда из малахита, нож с восемнадцатью лезвиями. Широко были представлены различные предметы роскоши. Стенды напоминали дорогие магазины с богато оформленными прилавками, интерьеры дворцов, причудливые шкафы, иногда даже алтари. Предметы стояли на подставках, обтянутых дорогим материалом, под балдахинами, среди портьер, бахромы, художествен­ных вышивок, знамен, гербовых картушей.

Дворец промышленности и башня Эйфеля на все­мирной выставке в Париже 1889 г.

После лондонской Всемирные промышленные выс­тавки проходили одна за другой во многих столицах мира: в Нью-Йорке (1853), Вене (1873), Сиднее (1879), Мельбурне (1880).

Со второй половины XIX а крупнейшим выставочным центром становится Париж. Первая выставка здесь состоялась в 1855г., за ней последовала выставка 1867 г., затем выставки 1878, 1889, 1900 гг.

Для всемирной выставки 1867 г. возводится грандиозное здание — "Дворец промышленно­сти". Эллипсовидный в плане, 490 м в длину и 386 м в ширину, он имел семь концентрических галерей, повто­ряющих очертания эллипса. Внутри центральной галереи, окруженной аркадами, был разбит пальмовый сад. По внешнему периметру находилась галерея машин, где эк­спонировалось промышленное оборудование.

Кульминационной стала выставка 1889 года, посвя­щенная 100-летию Французской буржуазной революции. К ее открытию сооружаются Дворец машин и знамени­тая башня инженера Густава Эйфеля.

Каркас Дворца машин состоял из двадцати ферм пролетом 115 м и высотой в свету 45 м, его длина рав­нялась 420 м. Ограждением служили огромные стеклян­ные стены. Зданий подобных размеров в то время не существовало. Стеклянные торцовые стены представляли собой тонкую прозрачную мембрану между интерьером и внешним пространством. Эстетическое значение этого зала заключается в ощутимой связи с внешним простран­ством в пронизывающей его ранее неизвестной беспре­дельности движения, внутренне однородного с движени­ем машин, заполняющих его. Дворец машин был обору­дован устройством мостового крана, которое транспорти­ровало посетителей по всей длине грандиозного здания и позволяло им рассматривать экспонированные машины (в большинстве случаев в действии).

Эйфелева башня стала олицетворением промышлен­ной революции XIX века и постоянно действующим эк­спонатом. Она достигла большей популярности, чем какой бы то ни было другой архитектурный памят­ник, стала главным символом столицы Франции, пово­ротным пунктом в истории современной архитектуры.

Дерзновенная мысль создания трехсотметрового три­умфального сооружения, превышавшего в то время все высотные сооружения мира, была встречена многими де­ятелями культуры отрицательно. Его эстетического зна­чения многие современники не поняли. Даже сам Эйфель вначале опасался оскорбить господствующий об­щественный вкус возведением бескомпромиссно обнажен­ной конструкции в самом сердце Парижа.

Башня была возведена за 26 месяцев. Исключитель­ными были не только темпы строительства, но и его методы. Все элементы металлической конструкции изго­товлялись на заводе и затем монтировались на месте.

В Эйфелевой башне впервые удалось достичь столь полного взаимного проникновения внутреннего и внеш­него пространства.

Дворцы Лондона

Этот эффект можно оценить при спуске по спиральной лестнице, когда видно, как очертания ус­тремленных ввысь конструкций пересекают раскинув­шийся внизу ландшафт — деревья, дома, церкви и изги­бы Сены. Точка зрения наблюдателя непрерывно изменяется и возникает мгновенное впечатление четырех­мерного пространства.

Прогресс, достигнутый за прошедшие с 1878-1889 гг., был настолько фантастичным, что посетители прихо­дили в восторг от смелости конструкции Дворца машин и Эйфелевой башни. Значение этих сооружений остается непревзойденным.

В грандиозных выставках отразились существовав­шие тогда в обществе оптимизм и вера в неограничен­ные возможности индустрии.. В начале бурного раз­вития промышленности казалось, что ей под силу любое дело. Люди искренне ожидали от индустрии решения всех вечных мировых проблем.

Всемирные промышленные выставки сыграли зна­чительную роль в становлении и развитии дизайна. На этих выставках технические изделия, подобно произве­дениям искусства, впервые были представлены на всеоб­щее обозрение как художественные экспонаты. Здесь выявились основные недостатки эстетики форм первых промышленных изделий. В угоду запросам обывателя, а также вследствие инерции мышления самих художни­ков, первые промышленные изделия имитировали ста­рые формы ручной работы с обильным украшением де­кором. Однако собранные на выставке вместе в таком большом количестве они продемонстрировали безна­дежно дурной вкус. В результате чего необходимость поиска нового формообразования, основанного на иных эстетических принципах, отвечающего особенностям технологии машинного производства, стала очевидной. Обсуждение этих проблем имело большой обществен­ный резонанс и стало первым серьезным осознанием социально-эстетических аспектов предметной среды. Началось исследование принципов образования эстетически действенных форм в сфере промышленно­го производства.

Стилевые направления в индустриальном формо­образовании конца XIX в.

Создаваемые принципиально новые по своему функциональному содержанию объекты довольно часто полу­чали и затем долгое время имели архаичный внешний вид своего прототипа. Практика раннего дизайна была весьма примитивной. Функциональностью и экономичностью производимой продукции занимались инженеры, дизайнеры же от­вечали лишь за ее эстетический вид. До конца не пони­мая сути формообразования в условиях машинных тех­нологий пришедшие в промышленность архитекторы, ин­женеры и художники несли свои традиционные методы работы и свои семантические образы.

Инженерный стиль относится прежде всего к "по­исковым" инженерным разработкам, опытным лаборатор­ным образцам, как правило, вновь создаваемых предме­тов и механизмов (станков, рабочих инструментов, раз­личных технических устройств).

Такой опытный образец зачастую представляет со­бой своеобразный "функциональный макет", носит рабо­чий характер, является как бы промежуточной стадией и подразумевает последующую работу художника-дизайнера. После чего он приобретает эстетически законченный вид. Такое формообразование для "внутреннего пользова­ния" находится вне коммерческого спроса, а поэтому, и не зависит от моды. Авторы решают здесь в основном » . сугубо утилитарно-функциональные задачи; художественно-эстетические проблемы, вопросы эргономики, технологии тиражирования и многое другое либо ото­двигаются на второй план, либо не принимаются во внимание вообще.

Следуя законам рациональности в организации фор­мы, такое формообразование существует практически вне общепринятых художественных канонов и стилей, и его название как "инженерный стиль" можно дать ему лишь с определенной условностью. Для таких кустарно изго­товленных опытных экземпляров характерны некоторая брутальность, "неприлизанность", угловатость, подчинен­ность строгой логике функции и конструкции форм. Од­нако в таких рукотворных "инженерных" формах, не всегда логичных с позиций машинных технологий, есть своя красота, красота правды, особой простоты и неко­торой наивности. Это рациональное "инженерное" направ­ление в формообразовании на рубеже XIX-XX вв. было затем подхвачено художниками и дизайнерами, превра­тившись в стиль "функционализм", оказавший решаю­щее влияние на все формообразование в дизайне XX века. На непрофессиональном уровне "инженерный стиль" существует до сих пор.

Архитектурный стиль принесли с собой в индуст­риальное формообразование пришедшие сюда на рубеже XIX-XX вв. архитекторы. В его основе лежат классичес­кие архитектурные каноны ордерных систем, трехчастное построение композиции, начиная с массивных баз и пьедесталов и заканчивая ажурными карнизами, полка- ми, капителями и прочими архитектурными элементами.

Архитектурный стиль был достаточно распростра­ненным на начальном этапе индустриального формообразования и применялся для крупных тяжеловесных, под стать архитектурным, форм: механизмов, мебели, транс­портных средств. Хороший для монументальных ста­тичных архитектурных объемов, такой стиль, однако, не всегда отвечал условиям эксплуатации таких динамичес­ких элементов предметной среды как механические стан­ки, транспорт.

Построенный на стройной системе композиционных приемов и канонов, "архитектурный стиль" повлиял на общехудожественное развитие инженеров и дизайнеров, однако механическое копирование монументальных ар­хитектурных форм в индустриальном формообразовании оказалось бесперспективным.

Художественный китч (от нем. Kitsch, безвкусная массовая продукция, рассчитанная на внешний эффект). Относится к художественной промышленности второй пол. XIX — нач. XX вв. Выражается в промышленной ими­тации уникальных ручных изделий).

Украшение индустриально выпускаемых изделий было особенно распространенным на начальной стадии промышленного формообразования для продукции мас­сового потребления, при которых вопросы коммерческого внешнего вида изделий играли особое значение.

Приглашенные на промышленные предприятия ху­дожники в целях повышения эстетических качеств вы­пускаемых изделий, не понимая сути индустриального формообразования, занимались стайлингом внешней фор­мы. В большинстве случаев, вследствие стереотипов мыш­ления как разработчиков, так и потребителей, отсут­ствия аналогов, такой стайлинг сводился к примитивно­му украшательству, имитации трудоемкого ручного тру­да. Пущенные в тираж разукрашенные изделия не толь­ко привели к неоправданному удорожанию продукции, но и показали дурной вкус с эстетической точки зрения.

Рекомендуемые страницы:


Воспользуйтесь поиском по сайту:

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *