ХРАМ ВСЕХ СВЯТЫХ ЧЕРНИГОВСКИХ

НОВОСТИ

МОЛИТВА О УМНОЖЕНИИ ЛЮБВИ

Владыко Вседержителю, Господи многомилостивый, приими коленопреклоненныя молитвы и смиренныя слезы наша, приносимыя пред Святым Алтарем Твоим в сие время беды и скорби народа Твоего, приими предстательство всех святых сродников наших, коих призываем ныне на помощь и заступление, дабы свет любве Твоея, явленныя на Кресте Твоем, просветил всякаго человека, страждущего в мире сем, во тьме вражды и беззаконий сущем.

Приими ходатайство святаго и благовернаго князя Владимира, крестителя и просветителя земли нашея; приими молитву страстотерпцев святых Бориса и Глеба, научающих не поднимати руки своея на брата своего; приими заступничество угодников Твоих Антония и Феодосия и с ними всех преподобных мужей и жен, слезами покаяния души свои паче снега убеливших; приими подвиги новомучеников и исповедников, страданиями своими спасительную веру в Тя нам сохранивших; приими прошения всех святых Церкве Твоея, трудами своими землю нашу освятивших. Наипаче приими молитвенный Покров Пресвятыя Матере Твоея, Владычицы нашея Богородицы и Приснодевы Марии, Ея же непостыдным предстательством люди Твоя многажды избавлени быша от всякия вражды и междуусобныя брани.

Услыши нас, Боже, Спасителю наш, и милостив, милостив буди, Владыко, ко всем страждущим и обремененным, и остави нам долги наша, научая и нас оставляти обиды должником нашим, и приклони гнев Твой на милость Твою, усмиряя всякия крамолы и нестроения в державе нашей, яко Ты еси Един Благий и Человеколюбивый Бог наш, и Тебе славу воссылаем, Отцу и Сыну и Святому Духу, ныне и присно, и во веки веков.

Аминь.

Рождественское послание Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла архипастырям, пастырям, монашествующим и всем верным чадам Русской Православной Церкви.

Преосвященные архипастыри, досточтимые пресвитеры и диаконы, благочестивые иноки и инокини, дорогие братья и сестры!

В сию святую ночь сердечно приветствую всех вас и от души поздравляю с великим праздником Рождества Христова: праздником исполнения древних обетований о спасении человеческого рода, праздником неизреченной любви Творца к Своему творению, праздником пришествия в мир Сына Божия — Мессии.

За минувшие столетия многое было сказано святыми отцами о тайне Боговоплощения. И ныне мы, как и они прежде, вслушиваемся в слова церковных молитв и песнопений, с благоговением внимаем Священному Писанию, повествующему об этом славном событии, и не перестаем изумляться сему дивному чуду.

Размышляя о Рождестве Христовом, преподобный Симеон Новый Богослов пишет следующее: «Бог, придя в мир, соединил естество Божеское с естеством человеческим, чтобы человек сделался богом, и в этого человека, сделавшегося богом по благодати, таинственно вселилась Пресвятая Троица» (Слово 10). А преподобный Ефрем Сирин говорит о Боговоплощении так: «Ныне Божество положило на Себя печать человечества, чтобы и человечество украсилось печатью Божества» (Песнопения на Рождество Христово).

Внимая этим мудрым словам, спросим сами себя: каким образом можем мы украситься этой божественной печатью? Как нам достичь богоподобия, к которому призваны люди от создания мира? Как нам жить для того, чтобы изобразился в нас Христос (Гал. 4:19)? Ответ прост: последуем заповедям Спасителя. Вместе с апостолом Павлом обращаюсь ко всем вам, дорогие мои: «друг друга тяготы носите, и тако исполните закон Христов» (Гал. 6:2). Любовью все покрывайте — и обретете душевный мир и покой. Великодушием ко всем снисходите — и в сердцах ваших воцарится радость, которую «никто не отнимет у вас» (Ин. 16:22). «Терпением вашим спасайте души ваши» (Лк. 21:19) — и наследуете жизнь вечную.

Как важно, чтобы мы, христиане, не только призывали других следовать высоким нравственным идеалам, но и сами эти идеалы старались воплощать в своей повседневной жизни и в первую очередь через служение ближним. И тогда милостью Божией будем иметь в себе истинные плоды духа: любовь, радость, мир, долготерпение, благость, милосердие, веру, кротость, воздержание (Гал. 5:22-23).

«Будем внимательны друг ко другу, поощряя к любви и добрым делам» (Евр. 10:24). Преодолевая конфликты и разделения, мы несем миру самую убедительную проповедь о Родившемся Спасителе и делами свидетельствуем о необычайной красоте и духовной силе православной веры.

Мы вступили в 2017 год. Ровно сто лет отделяет нас от событий, радикально изменивших жизнь России — великой многонациональной страны, и ввергших ее в безумство гражданской войны, когда дети восстали против родителей и брат пошел на брата. Те последующие потери и скорби, через которые прошел наш народ, были во многом предопределены разрушением тысячелетней государственности и борьбой с религиозной верой людей, породившими глубокий раскол в обществе.

Мы с трепетом и благоговением вспоминаем подвиг новомучеников и исповедников Церкви Русской, молитвами которых, верим, не оставил Господь народ наш и даровал ему силы на свершение великих трудовых и ратных подвигов, приведших к победе в самой страшной войне из всех войн, к восстановлению страны, к достижениям, вызывающим восхищение.

Мы благодарим Господа за явленное всему миру чудо — воскрешение веры и благочестия в народе нашем, за восстановление порушенных святынь, за новые храмы и монастыри, само строительство которых — видимый знак глубоких перемен, произошедших в сердцах людей.

В последние десятилетия в нашей жизни было и остается ныне немало трудностей и испытаний. Но все они временны, а потому и не страшны. Опыт минувшего столетия многому нас научил и от многого должен предостеречь.

Будем безбоязненно идти стезей спасения, ибо с нами Бог. Будем укрепляться в вере, ибо с нами Бог. Будем утверждаться в надежде, ибо с нами Бог. Будем возрастать в любви и творить добро, ибо с нами Бог.

Все свое упование возложим на Господа, потому что Он есть «твердыня вечная» (Ис. 26:4) и, по свидетельству апостола Петра, «нет ни в ком ином спасения» (Деян. 4:11). Свет Христов да озаряет всегда наш земной путь, и этот путь да приведет нас в Царство Небесное, уготованное Господом любящим Его.

Духовно радуясь сегодня вместе со всеми вами, проживающими в разных странах, городах и селениях, но составляющими единую Церковь Христову, хотел бы молитвенно пожелать каждому из вас здравия душевного и телесного, мира в ваших семьях, успехов в трудах. И да дарует Родившийся в Вифлееме Господь и Спаситель каждому из нас возможность с новой силой и всем сердцем ощутить Его присутствие в нашей жизни. Аминь.

КИРИЛЛ, ПАТРИАРХ МОСКОВСКИЙ И ВСЕЯ РУСИ

Рождество Христово

Рождественское послание Предстоятеля Украинской Православной Церкви Блаженнейшего Митрополита Киевского и всея Украины Онуфрия Архипастырям, пастырям, монашествующим и всем верным чадам Украинской Православной Церкви

Боголюбивые Архипастыри и пастыри, всечестные иноки и инокини, дорогие братья и сестры ― верные чада нашей Святой Украинской Православной Церкви, сердечно поздравляю всех Вас с великим мироспасительным праздником Рождества по плоти Господа Бога и Спасителя нашего Иисуса Христа.

В эти святые дни наши души и сердца наполняются благочестивыми воспоминаниями о великой Тайне пришествия в мир Сына Божия.

В то время, когда родился Владыка Христос, самым большим и могучим государством на земле была Римская империя. Она охватывала собой почти всё цивилизованное человечество, и люди, которые не знали Истинного Бога, гордились тем, что они живут в такой стране.

Когда исполнились времена пришествия в мир Мессии, Сына Божия, люди, даже язычники, в сокровенных тайниках своих душ чувствовали, что в мире должно произойти что-то чрезвычайное и великое, что-то такое, что изменит на лучшее весь мир.

Некоторые из «сильных мира сего» считали, что это великое и дивное должны сделать именно они.

Храм Всех Святых Черниговских

Так, цезарь Август, правитель Римской империи, решил провести перепись населения, чтобы прославить себя и удивить мир большим числом своих подданных и необъятными просторами своего царства. Он даже не подозревал, что его великая идея является лишь маленькой каплей в океане мудрости Божественного Промысла, устрояющего спасение падшего человека. Толкователи Священных Писаний говорят, что Промыслом Божиим перепись была устроена для того, чтобы Матерь Божию привести из Назарета в Вефлеем, чтобы Она именно здесь родила в мир Сына Божия, как об этом предвозвестил Дух Святой устами древних Пророков (Мих.

5, 2).

И Матерь Божия, Преблагословенная Дева Мария, в Вефлееме, в бедной пещере, родила Мессию-Христа, Спасителя мира. Вефлеемская пещера, куда в непогоду загоняли бессловесных животных, стала Палатой, в которую вошел Творец видимого и невидимого мира. Вефлеемская пещера стала Небом. «Пока в пещере не было Владыки Христа, ― говорит святитель Димитрий Ростовский, ― пещера была пещерой, но когда в пещере родился Владыка Христос, пещера уже стала не пещерой. Она стала Небом… потому что где Бог, там и Небо». Святитель Григорий Неокесарийский говорит нам о том, что в пещере Богомладенца Христа окружали святые Ангелы.

Священный трепет объял сердца Вефлеемских пастушков, когда они, получив известие от Ангела, пришли в пещеру и увидели Богомладенца Христа в пеленах и лежащего в яслях (Лк. 2, 12, 16).

Для поклонения Божественному Младенцу пришли Мудрецы с Востока. Вдохновленные внутренним чувством того, что в мире должно произойти что-то великое, они внимательно следили за движением небесных светил, надеясь через них найти это чудо. И Господь открыл им его через появление чудесной звезды. Эта звезда привела Мудрецов к Богомладенцу Христу, Которому они принесли дары: золото, ладан и смирну, и Которому они с большим трепетом и благоговением отдали Божескую честь и поклонение.

И мы, дорогие братья и сестры, в эти праздничные дни с особенным трепетом и благоговением поклоняемся и молитвенно прославляем рожденного в мир нашего Спасителя и Господа Иисуса Христа. Мы смиренно благодарим нашего Спасителя за то, что Он, будучи Сыном Божиим, по Своей любви к нам, грешным, стал Сыном Человеческим; за то, что Он, как говорит святитель Кирилл Иерусалимский, принял на Себя худшее, чтобы подарить нам лучшее. Сын Божий принял на Себя человеческую природу и стал тем, чем Он не был, чтобы нас сделать теми, чем мы должны быть.

«Присоединим себя, ― призывает нас святитель Василий Великий, ― к тем, кто с радостью принял Господа с Небес». Подчинимся Ему, ибо Он наш Создатель и Господь, и Он желает и творит нам только благо и добро.

Тот человек, который подчиняет себя Богу, кто заставляет свое грехолюбивое естество делать то, что Господь завещает делать, и отвращается от того, от чего Бог завещает отвращаться, тот человек, как некогда Вефлеемская пещера, становится вместилищем Божия мира и радости.

Сегодня много говорят о свободе человеческой личности. Действительно, человек имеет свободу делать всё: и доброе, и злое. Христос Спаситель пришел в мир, чтобы научить нас разумно пользоваться своей свободой. Сын Божий учит нас тому, что есть добро, а что ― зло; что мы должны делать, а от чего мы должны отвращаться; что ведет нас к жизни, а что ― к смерти.

Человек, если ты хочешь знать законы, ведущие тебя к жизни, ― открой Святое Евангелие, они там все написаны. Читай их и старайся на них строить свою жизнь, и будешь ты носителем истинного счастья. Если же за твою благочестивую жизнь, за твою верность Святому Евангелию кто то тебя возненавидит и будет над тобой издеваться, будет тебя оскорблять и преследовать, не озлобляйся на него, а терпи и люби всех.

Помни, что дорога жизни устилается терпением и любовью, и тот, кто так делает, тот на земле живет жизнью Небесной.

Еще раз поздравляю всех Вас, дорогие братья и сестры, с великим праздником Рождества Христова. Желаю всем здоровья и Божия благоволения. Пусть мир Божий, воспетый в рождественскую ночь святыми Ангелами, будет в наших сердцах, в наших домах, в нашей Украинской державе и во всём мире.

Пусть Господь благословит всех нас! Аминь.

Смиренный
+ОНУФРИЙ,
Митрополит Киевский и всея Украины

Рождество Христово,
2016/2017
г. Киев

Рождественское послание Высокопреосвященнейшего Илариона, митрополита Донецкого и Мариупольского 06.01.2017

Рождественское послание Высокопреосвященнейшего Илариона, митрополита Донецкого и Мариупольского, священноархимандрита Свято-Успенской Святогорской Лавры, благочестивому духовенству, монашествующим и мирянам, боголюбивой пастве Донецкой епархии Украинской Православной Церкви.

Великое и дивное чудо совершилось в этот день:
Дева рождает и чрево Её не повреждается.
Слово воплощается и с Отцом не разлучается*.
Ангелы с пастухами славят, и мы с ними воззовём:
“Слава в вышних Богу и на земле мир!”
Стихира на стиховне
Дорогие мои и возлюбленные о Господе!

По великой и безграничной милости Божией мы вновь собрались вместе единой семьей, единой Церковью, чтобы встретить праздник Рождества Христова – великое радостное событие в жизни мира человеческого и ангельского.

С нами Бог! Какая радость, какая благодать! Сегодня небо и земля соединились, потому что Предвечное, Безначальное и Всемогущее Слово Божие становится Человеком и как младенец в ясли полагается. Вне всякого сомнения, это «великая благочестия тайна: Бог явился во плоти» (1Тим. 3:16).

Христос воплощается, является миру не в царских палатах, не в пышном людском богатстве, но смиренно, в хлеву. И поклонились первыми Творцу Вселенной не сильные мира сего, не князи и богачи, а пастухи, приведенные вестью ангелов, и волхвы, язычники, чей путь озаряла звезда.

«Слово стало плотию, и обитало с нами, полное благодати и истины; и мы видели славу Его, славу как Единородного от Отца» (Ин. 1:14), — возвещает нам о Христе-Спасителе апостол и евангелист Иоанн Богослов. Человеку сложно понять: как же славой можно назвать рождение в хлеву среди животных и смерть на кресте среди разбойников? Но вся суть Господней славы и Его величия во всеобъемлющей любви, которой щедро одарил Творец весь человеческий род. «Бог стал человеком для того, чтобы человек стал богом».

Рождением, жизнью, смертью и воскресением Господа нашего Иисуса Христа изменился весь мир: волхвы, согласно преданию, стали ревностными проповедниками пришедшего Мессии, закоренелые грешники переосмысливали свою жизнь, богатые раздавали свои сокровища нищим, творя милостыню, а покаявшийся разбойник вошел в Рай.

Почти два тысячелетия Вифлеемская звезда озаряет сердца всего человечества и зовет поклониться Родившемуся Богомладенцу. Сегодня и мы возносим едиными устами и единым сердцем ангельскую песнь: «Слава в вышних Богу, и на земле мир, в человеках благоволение» (Лк 2:14). Очень важно, чтобы мы все вместе открыли свои сердца новорожденному Христу и пустили туда Божественную Любовь. Сегодня в этом, как никогда, нуждается наше общество, иссушенное грехом, истерзанное смутой. Сегодня, как никогда, нам необходимо прочувствовать на себе слова Христа: «Царствие Божие внутрь вас есть» (Лк 17:21). А в Царстве Небесном не должно быть места для ненависти, злобы, вражды и зависти.

Православный Донбасс вот уже несколько лет испытывает на себе все тяготы и страдания такого страшного явления, как братоубийственная война. Горесть потерь и лишений, кажется порой, затмевает даже самые светлые праздники. Но даже толща тьмы и тени смертной обязательно рассеется Светом Божественной славы, как об этом говорится в одном из песнопений Рождества Христова, потому что с нами Бог!

Мы глубоко верим, что наш край, наш народ наконец-то будет благословлён миром и тишиной. Мы убеждены, что Бог слышит наши непрестанные молитвы о мире на нашей земле, об умиротворении враждующих, об утешении плачущих. Мы надеемся, что непрекращаемое действие благодати Божией, вновь открытое нам в день Рождества Христова, наполнит наш ум спасительной верой, а наши сердца — настоящей любовью, которая укрепит в нас желание быть с Богом, служить Ему добрыми делами и поступками.

Возлюбленные о Господе дорогие отцы, братья и сестры! Сердечно поздравляю всех вас со столь любимым нами праздником Рождества Христова, а также с Новолетием! Да благословит Новорожденный Богомладенец грядущий год, чтобы он стал для нас годом благоденствия и долгожданного мира! Об этом и молимся Всевышнему у Его Вифлеемских яслей.

Христос рождается! Славим Его!

ИЛАРИОН,
Митрополит Донецкий и Мариупольский,
священноархимандрит Свято-Успенской Святогорской Лавры.
Рождество Христово.
г. Донецк, 2017 год.

Церкви Чернигова

Елецкий Свято-Успенский монастырь

Один из древнейших монастырей Чернигово-Сиверщины был основан на Елецкой горе на правом берегу р.Десна, чуть дальше на запад от древнерусского детинца Чернигова. Есть предположение археологов, на Елецкой горе в X — начале XI в. был княжеский двор. Этому предположению противоречит легенда об основании монастыря, зафиксирована Елецким архимандритом в XVII в.: «На том городе монастыря от людей идущих образ Пресвятой Богородицы лучами светлыми, как огнем окружен, есть видений и найден на дереве Елов». Чудотворная икона посреди елового леса была найдена 3 февраля 1060 Тогда же князь черниговский Святослав Ярославич, сын великого князя киевского Ярослава Мудрого, основал на месте явления иконы монастырь Успения Богородицы, который в народе прозвали Елецким. С этими событиями связана чудотворная икона Елецкой Богородицы. До наших времен дошла и хранится в Черниговском историческом музее одна из копий иконы, сделанная в XVII в. Древняя копия, вряд ли является оригиналом, и в 1860 г. она была передана в харьковский Успенский собор.

подробнее…

Троицко-Ильинский монастырь

Вблизи западной окраины исторического центра города Чернигова на Болдиных горах над необозримой поймой р.Десны в окружении древних славянских курганов возвышается ансамбль Троицко-Ильинского монастыря. Величественный семиглавый собор и высокая колокольня венчают высокий холм, а у подножия горы прижалась маленькая Ильинская церковь. Этот барочный ансамбль доминирует в панораме Чернигова благодаря высотной композиции Троицкого собора и колокольни.

подробнее…

Собор святых Бориса и Глеба

Каменный собор расположен в центре города на территории древнего детинца между Спасо-Преображенским собором и Коллегиумом. Построен в 1120-1123 гг. (По другим данным — около 1170 г.) артелью местных мастеров на фундаменте неизвестных каменных сооружений начала XI в. Около 1120 г. черниговский князь Давид Святославич на своем дворе начал строительство каменного храма в честь своего патрона Св.Глеба (в святом крещении — Давида). Таким образом, первоначальное посвящение этого придворного храма — Глебоборисовский.

В начале XIII в. при Глебоборисовском храме организовали монастырь, который пришел в упадок после монголо-татарского погрома Чернигова. Сведения о нем вновь встречаются в источниках лишь в 1611 г., когда он пострадал от пожара во время штурма Чернигова польскими войсками, и 1 декабря 1627 г., Когда король Польско-Литовской Речи Посполитой Сигизмунд III велел передать Глебоборисовский храм доминиканскому монастырю.

После начала Хмельничины в 1648 году Доминиканы вынуждены были бежать из Чернигова, а храм был заново освящен как Борисоглебский. В 1657 г. новопоставленый черниговский архиепископ Лазарь Баранович возобновил при храме монастырь. В 1671 владыка переселился из Новгорода-Северского в Чернигов и Борисоглебский монастырь с тех пор развивается как кафедральный. В 1672 г. к западному фасаду пристроена восьмигранная колокольня-притвор.

В начале XVIII в, собор стал пятибанным. Об облике собора в то время можно судить по обложке книги «Алфавит … рифмами сложений», изданной в 1705 году. Там изображен Борисоглебский собор и символическое родовое древо русских монархов начинается святых Владимира и Ольги, святые князья Борис и Глеб, а заканчивается Петром I.

В 1857 собор расширен на восток пристройкой новых апсид вместо разрушенных первоначальных. Памятник был сильно поврежден в течение 1941-1943 гг., Во время боевых действий второй мировой войны. В 1952-1958 гг. реставрирован в предполагаемых первоначальных формах по проекту архитектора Холостенко. Не сохранились галереи и часовни, окружавшие собор (от них уцелели нижние части стен и фундаменты), а колокольня-притвор в 1672 была разрушена во время проведения реставрации.

С Борисоглебским собором связаны несколько широко известных памятников древнего украинского искусства. Одна из самых загадочных — так называемые капители и краеугольные камни Борисоглебского собора. Эти каменные резные элементы архитектурного декора с типично романской плетенкой, изображениями фантастических существ — птицы Сирина, пса Симаргла, львов и т.д. найдены во время археологических исследований собора. На фасадах реставрированного собора установлены копии этих архитектурных деталей. Но до сих пор идет дискуссия о том, принадлежали ли они Борисоглебскому собору, или какой-то другой постройке. Дело в том, что нижний диаметр так называемых капителей меньше, чем верхний диаметр полуколонн на соборных фасадах. На взгляд археологов, эти элементы могут принадлежать предыдущему сооружению начала XI в., на месте развалин которого возведен храм.

Еще одна археологическая находка, связанная с собором — более 300-летней давности: В 1701 г. при растройке Коллегиума в земле был найден серебряный языческий идол. По приказу гетмана И. Мазепы его переплавили, и с этого серебра за счет полкового судьи Карпа Мокриевича в 1702 г. в Гданьске были изготовлены серебряные с позолотой детали царских врат иконостаса Борисоглебского собора. Это — выдающееся произведение металлопластики. В основе композиции — известный мотив «древа Иесеевого» с изображениями Давида, Иессея и апостолов. Соборный иконостас утрачен, а царские врата сохранились и ныне экспонируются в соборе.

В Борисоглебском соборе были похоронены выдающиеся православные иерархи Лазарь Баранович и Св.Феодосий Угличский. Погребения первого из них осквернено в 1950-х гг.: Покойника раздели и его облачения (панагию и др.) выставили на всеобщее обозрение. Рака с мощами св.Феодосия 1988 г. была возвращена Украинской Православной Церкви.

Сейчас Борисоглебский собор является памятником архитектуры национального значения и относится к Национальном архитектурно-историческому заповеднику «Чернигов древний». Используется как православный храм и как музей.

г. Чернигов, ул. Преображенская, 1

Спасо-Преображенский собор

Каменный собор расположен в историческом центре города Чернигова посреди бывшего детинца. Был главной архитектурной доминантой Чернигова. Благодаря высоким башням, фланкирующим западный фасад, и сейчас играет роль важной доминанты.

Собор заложен черниговским князем Мстиславом Владимировичем Храбрым в1033 году. В 1036 г., когда умер основатель, «положиша и в святаго Спаса, юже сам заложил бе бо въздано ея при немь възвыше яко на кони стояшие досящы». Эта летописное известие говорит, что по состоянию на 1036 г. собор был выстроен на высоту около 4 м. Собор был завершен и освящен в 1041. Первоначально он был крестовым, восьмистолпным, трехнефным, трехапсидным, пятибанным, с нартексом и прилегающей к нему с севера лестничной башней. В течение XI-XII вв. с северной и южной сторон были пристроены многочисленные часовни, а также крещальня (не сохранились).

Во время штурма Чернигова монголо-татарами в 1239 г. храм значительно разрушен, в частности провалены своды и частично — бани. На протяжении XV-XVI вв. повреждения были исправлены. Собор пострадал во время штурма Чернигова поляками в 1611 году. При восстановлении в 1675 за средства черниговского полковника В.Дунина-Борковского были надстроены апсиды и построены новые барочные верхушки. В 1750 г. в соборе случился большой пожар, во время которого сгорел иконостас, погорели крыши, потрескались мраморные колонны трифория. В 1754 г. проводились ремонтные работы, однако собор долго стоял под временными соломенными крышами и деревянными крышами.

В течение 1791-1798 гг. собор подвергся самой значительной реконструкции: разобраны прилегающие часовни и крещальной у южного фасада, надстроена лестничная башня и на месте разрушенной крещальни возвели идентичную вторую башню, симметрично первой; фасады заново поштукатурены и побелены; изменены формы бань, которые стали сферическими. В интерьере были разобраны остатки хоров в боковых навах (остались только хоры над нартексом), а мраморные колонны трифория, которые потеряли прочность, были обложены кирпичом. Тогда же сделали новый пол из чугунных плит. В 1818 по проекту архитектора А. Карташевской с севера, юга и запада пристроены тамбуры. Иконостас, который сохранился до сих пор, изготовлен в 1798 нежинскими резчиками С.Волощенком и С.Билопольським по проекту архитектора И.Яснигина. Иконописные работы выполнил борзнянский священник И.Мизко. Росписи интерьера совершил в 1820 художник Я.Юрынов с помощниками. В конце XIX в. под наблюдением инженера Д.Савицкого был проведен капитальный ремонт собора: в 1891 г. соборные башни и шпили башен позолочены; в 1899 г. устроено паровое отопление.

Памятник архитектуры национального значения. Уникальное высокохудожественное произведение древнерусской архитектуры. Своей распланированную-пространственной композицией оказал решающее влияние на украинскую архитектуру XI-XVII вв.

г. Чернигов, Вал

Церковь Св.Екатерины

Памятка расположена в историческом центре города, вблизи бывшего детинца в перспективе Аллеи Героев и автомагистрали Киев-Чернигов. Является одной из ведущих архитектурных доминант города.

Построена на месте предыдущего деревянного храма напротив Замка в честь героизма казаков Черниговского полка, выявленного при штурме Азова в 1696 г. под руководством полковника Я.Лизогуба. Церковь освящена в 1715 году. Значительных преобразований не претерпела. В XIX в. после пожара 1837 г. были сделаны некоторые перестройки, в частности к западному фасаду пристроен притвор, а в 1908 г. — каменная колокольня (разобраны при реставрации памятника в 1951 г.). Была разрушена в 1941-1943 гг. (Сгорели крыши и верха бань). Реставрационные работы проводились в два этапа: 1947-1955 и 1975-1980 гг.

Екатерининская церковь в Чернигове является выдающимся в Украине памятником стиля украинского (казацкого) возрождения XVII-XVIII вв., Сохранившаяся в аутентичном виде, оказала решающее влияние на развитие украинской церковной архитектуры XVIII в. и до сих пор играет роль градостроительной доминанты исторического центра города.

г. Чернигов, пр. Мира, 6-а

Церковь Св. Параскевы Пятницы

Каменная церковь построена в конце XII — начале XIII в. посреди торговой площади. Церковь была освящена в честь св.Параскевы Пятницы, покровительницы торговли. Автор — вероятно Петр Милониг. До 1786 г. была соборным храмом Пятницкого женского монастыря.

Церковь прошла сильные разрушения и перестройки, впервые — в 1239 г. во время нашествия монголо-татар. Перестроена в 1670 г. В 1690-х гг. с участием выдающегося украинского архитектора И.

19 июля — Собор Черниговских святых

Зарудного на западном и восточном фасадах построены барочные фронтоны, а над куполом — многоярусный верх. Кардинальные изменения архитектурного устройства сооружения произошли при восстановлении церкви после пожара 1750 г. и в XIXст., Когда к ней были пристроены боковые приделы, а в 1818 — 1820 гг. по проекту архитектора А.Карташевского к западному фасаду была пристроена ротонда-колокольня и церковь превратилась в семибанную. Разрушена в период второй мировой войны. В течение 1943-1945 гг. были проведены консервационные работы, а в 1962 г. завершена реставрация в кажущемся первоначальном виде с использованием метода анастилоза по проекту выдающегося русского реставратора П.Барановского. При этом не были восстановлены первоначальные боковые притворы, а также пристройки XVII-XIX вв.; Ротонда-колокольня булла уничтожена комсомольцами по приказу местной коммунистической власти. Сейчас памятник находится посреди сквера вблизи центральной площади города, играя роль архитектурного акцента в застройке.

Пятницкая церковь представляет наивысшие достижения последнего, передмонгольського этапа развития архитектурного искусства Киевской Руси. Памятник архитектуры национального значения.

г. Чернигов, ул. Гетмана Полуботка, 3.

Церковь Св. Троицы

Одноэтажная деревянная церковь стоит в центре села на треугольном в плане участке вблизи пересечения нескольких улиц в окружении раскидистых деревьев. Это несколько уменьшает ее композиционную роль как архитектурной доминанты.

Памятка точно не датирована. В литературе встречаются датировки XVII в. и 1646 г., однако они документально не подкреплены. Скорее, церковь построена в первой половине XVIII в. (Не позднее 1739 г.). Сохранились документальные свидетельства о ремонте этой церкви в 1777 г. Первоначально она была тридольной, с одним двозаломным верхом над навой. Стены алтаря и бабинца значительно ниже, чем стены центрального четверика. Вдоль алтаря маленькие прямоугольные ризнички. Благодаря доминированию в композиции центрального четверика с ярусным верхом и постепенному снижению других объемов церковь имеет отчетливо центрическую пирамидальную композицию с нарастанием масс к центру.

Троицкая церковь является уникальным произведением Чернигово-Северской школы деревянной монументальной архитектуры. Церковь и колокольня с 1979 г. является памятником архитектуры национального значения.

с.Новый Белоус

Церковь Рождества Богородицы (Благовещенская)

Каменная однобанная церковь стоит на высоком холме правого берега р.Снов в центре поселка рядом с усадьбой Лизогубов и является архитектурной доминантой Седнева.

Построена в 1690 году на средства черниговского полковника Я.Лизогуба как семейная церковь-усыпальница.

Для захоронений под церковью есть подвал-крипта, перекрытая частично коробным сводом, частично — деревянными балками. Церковь в XIX в. была трехпрестольной. Главный престол — во имя Рождества Пресвятой Богородицы. Боковой алтарь был во имя Благовещения, поэтому церковь известна еще и под названием Благовещенской. В литературе бытует также ошибочное название церкви — Воскресенская. В течение 1796-1814 гг перенесла ремонты и перестройки, при которых изменены формы крыш и бани: баня получила сферическую форму, крыши были значительно снижены. В советское время церковь была закрыта и она была разрушена. В 1982 г. завершена реставрация памятника с воспроизведением по аналогиям первобытных форм крыш и бани (архитекторы О.Граужис, В.Безякин).

Церковь Рождества Богородицы в Седневе — лучшая девьятидильна однобанная церковь эпохи украинского возрождения.

пгт Седнев

Церковь Cв. Юрия (Георгиевская)

Тридольная, одноэтажная деревянная церковь находится на древнерусском городище. Благодаря выразительному башнеподобному силуэту играет роль градостроительной доминанты.

Время постройки церкви точно не установлено. С.Таранушенко датирует ее XVII в., Однако более вероятно, что церковь возвели между 1715 и 1747 гг. Претерпела существенных перестроек в 1852 г., когда ее приподняли и подвели кирпичный фундамент: достроили с запада массивный притвор и колокольню (не сохранились), снижены объемы лестничных клеток вдоль бабинца, разобрали западную стену бабинца. В советское время церковь была закрыта и подверглась значительным разрушениям. В 1975-1978 гг. под руководством архитектора М.Говденко осуществлен первый этап реставрационных работ: разобраны пристройки 1852 г., в частности разрушенный западный притвор с колокольней, реставрирован центральный восьмерик и алтарь. Эти реставрационные работы не были завершены, в результате чего в начале 1990-х гг. памятник оказалась в аварийном состоянии.

Церковь св.Юрия в Седневе является уникальным для Левобережья произведением деревянного церковного строительства.

пгт Седнев

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *