ХРАМ В ВОСКРЕСЕНСКОМ

Храм Воскресения Христова — строим вместе

интервью с о. Романом

Растут стены храма Воскресения Христова и уже можно представить, каким он станет в недалеком будущем. Поэтому сегодня мы решили побеседовать с отцом Романом о новом храме, ходе строительства и о том, что будет по его завершении.

Отец Роман, в ветхозаветные времена молиться, приносить жертвы можно было только в храме. С вочеловечением Иисуса Христа пришло время, когда молиться Богу и быть услышанным можно, где угодно. Почему же на Руси в старину первое, что делали, когда обосновывались на новом месте, строили храм? И сейчас эта традиция возрождается.

Храм — это некая концентрация устремлений, ценностей в обществе, отражение того, что для человека более важно. Например, в истории Древнего Египта были времена, когда строились огромные храмы и очень маленькие дома, т.е. люди понимали, что молитва важнее жизненных удобств и комфорта. Потом были периоды, когда, наоборот, огромными были дворцы, а храмы — очень маленькими. Это показывает, чем живет общество.

Для русского человека это всегда было важно. И если люди обосновывались где-то всерьез, строили поселение, то, действительно, в первую очередь ставили храмы. При этом сам могли жить в землянках.

Сейчас, как мне кажется, у нас второй период — огромные дома и маленькие церкви. Посмотрите в глубинке, в опустевших, заброшенных деревнях стоят огромные храмы.

Церковь Воскресения Христова в Воскресенском

И ведь раньше они были полны прихожан. А сейчас в Москве, в районах с сотнями тысяч населения ставят малюсенькие деревянные церквушки, как наша. Каждый свободный метр стараются застроить домами на продажу. Это тоже показатель ценностей современного общества.

По слову И.Кронштадтского, если стоит храм и служится литургия, через литургию освящается вся округа. Господь посылает благословение через это на всю округу.

Насколько мне известно, еще до своего рукоположения Вы активно участвовали в возрождении храмов в д.Сосенки, Летово, в нашем поселке. Почему? Восстановление церквей имеет для вас какое-то особое значение?

15 лет назад это было естественно, т.к. храмы были в поруганном состоянии и надо было их возрождать. Сейчас строительство продиктовано необходимостью, с одной стороны, воссоздать ранее разрушенный храм, пусть и не на прежнем месте, с другой, нас достаточно много, чтобы образовать отдельный приход.

В недавнем прошлом бурные дискуссии вызвало воссоздание храма Христа Спасителя. Многие считали, что восстановленный храм не будет иметь той благодати, что старый, намоленный. Каково Ваше мнение, новые храмы хуже старых? Должно ли пройти какое-то время, чтобы молитва, возносимая в них, обрела силу?

Я отрицательно отношусь к этому народному мнению о том, где больше или меньше благодати. В храме совершается Божественная Литургия, на ней подается Божественная Кровь и Плоть и это самая большая благодать, которая может быть.

О намоленности. Да, храмы надо намаливать, молитвы должно быть много. Даже в тех храмах, которые не были разрушены и не закрывались, должна быть постоянная молитва. Молитвы не может быть много, ее всегда не хватает. Поэтому новые храмы не могут быть хуже старых.

Как родилась идея строительства нового храма в п/х Воскресенское? Вызвана ли она только тем, что действующий храм Святой Троицы слишком тесен для прихожан или были другие причины?

Идее строительства более 10 лет. Были желания прихожан, в кругах местного верующего населения обсуждалось возможное место расположения храма, но четких, реальных планов в тот период не было. Пока идея витала в воздухе, Вячеслав Николаевич Дмитриев, ничего не зная о ней, взял да и построил этот храм. На то была Божья воля. Церковь приняла и освятила этот храм. Но мы понимаем, что здесь у нас никаких прав и перспектив нет, т.к. земля федеральная. Нужна возможность расширяться, размещать службы и т.п. Такая возможность есть только на муниципальной земле, которую мы исходатайствовали для строительства нового храма.

Имя нового храма — Воскресения Христова — связано с названием поселка?

Естественно, связано. Но надо учитывать, что название поселка родилось из названия одного из престолов разрушенного храма. Главный его престол был в честь Святой Троицы, два боковых — Покрова Божией Матери и Воскресения Словущего. Соответственно, Троицкий престол восстановлен в этом храме, а два других будут в строящемся.

Существуют ли каноны строительства храмов, каким должен быть собор, какой простая церковь? Каким должно быть расположение храма и почему? Новый храм отвечает всем правилам или допущены какие-то отступления от них?

Существуют каноны строительства церковных зданий. Храм должен быть расположен алтарем на восток, центральным входом — на запад. Мы молимся по древней традиции, обращаясь на восток. Наш храм отвечает всем церковным канонам.

Небольшое уточнение по поводу собора и церкви. Не надо считать, что большой храм — это собор, а маленький — церковь. Собор, церковь и храм в данном случае — синонимы.

Обычно храмы строятся на высоком месте, чтобы их было видно всем и колокольный звон распространялся без помех на максимальное расстояние. А как выбирали место для нашего нового храма?

Место не выбирали, т.к. выбирать попросту было не из чего. Это была единственная незастроенная площадка. Притом я считаю, что сохраненная Богом незастроенной, т.к. было очень много людей, занимающих высокие посты, желающих ее получить. Но чудом место сохранилось для храма.

Как рождался проект храма? Почему его архитектором был выбран человек, проектировавший храм в г.Видное? Были ли у Вас какие-то свои пожелания относительно внешнего вида храма или выбор делался между предложениями различных архитектурных мастерских?

Проект стал рождаться после знакомства с замечательной женщиной, опытным архитектором Головачевой Людмилой Владимировной. Мы постоянно встречались, чертили, рисовали, обсуждали. Я высказывал свое мнение, чтобы храм был удобен, функционален, чтобы в нем были разные помещения, т.к. из-за дороговизны строить другие здания, помимо храма, нет никакой возможности.

Проект был практически готов, когда возникла необходимость строительства храма в г.Видное. Благочинный, увидев наш проект, сказал, что именно по нему будет построен храм в г.Видное.

Я недоумевал, как быть, оставить ли нам для себя этот же проект или сделать что-то новое. Однако архитектор меня успокоила, сказав, что мы учтем все ошибки и опыт строительства и наш храм будет еще лучше. Поэтому у нас изменены фасады, отсутствует стилобатная часть (нижний цокольный этаж, выступающий за основные стены здания), есть и другие отличия.

Расскажите, пожалуйста, каким будет наш храм (какой высоты, сколько куполов, какая колокольня, стены будут оштукатурены и окрашены или останутся кирпичными, какими мы видим их сейчас)?

Высота храма вместе с крестом составит 30 с небольшим метров, т.е. почти с 10-этажный дом. На храме будет 5 куполов. Как таковой колокольни по проекту не предусмотрено, т.к. архитектура храма называется <под колоколы>, т.е. колокола находятся в центральном барабане. В нашем храме будет две звонницы: первая — в западной части над входом, вторая — под центральным куполом. Стены будут оштукатурены и окрашены в персиковые тона, купола и кресты — вызолочены.

Каким бы Вы хотели видеть внутреннее убранство храма: величественным, пышным, с большим количеством позолоты или домашним, уютным, или Вас больше порадовали бы старые иконы?

Лично я не люблю много золота. Поэтому интерьер храма мне видится спокойным. Здание предполагает наличие верхнего и нижнего храмов. Верхний — большой, просторный, высокий с балконами и хорами. Соответственно и убранство в нем предполагается более торжественное и пышное. Нижний храм — Покрова Божией Матери — низкий, небольшой, по-домашнему уютный с минимумом или совсем без позолоты. А наверху, может быть, будут какие-то детали позолоты, но не все.

Да, меня бы очень порадовали старые иконы, и я предполагаю их как-то приобретать.

Кто-то выделяет средства для внутреннего убранства церкви или их собирают прихожане? Где заказывают иконостас, убранство храма — в специальных мастерских Патриархии? Начата ли уже работа по их изготовлению?

Иконостас, утварь, киоты, все необходимое можно заказать в различных мастерских, в том числе частных, художественных предприятиях, а не только в мастерских Патриархии.

Идеи, безусловно, есть, но четкой картины внутреннего убранства еще нет. Соответственно и средства еще не собираются и даже не планируются, потому что это очень дорого, практически столько же, сколько необходимо для строительства храма.

Колоколам мы решили посвятить отдельную беседу, хотя знаем, что их 9 и они уже готовы. Почему именно 9?

Девять — это один из классических вариантов набора звонов. Их может быть пять, семь, девять. Количество колоколов подбирается под звучание, для удобства звона. Мы остановились на наборе из девяти колоколов.

Какие службы планируется разместить на территории храма? Будут ли какие-то строения, помимо самого храма? Библиотека, воскресная школа, церковная лавка, трапезная, что-то еще?

На территории планируется возведение здания церковно-приходской школы, т.к. хотелось бы, чтобы в перспективе из воскресной они переросла в общеобразовательную. Но это пока очень далекие планы.

Проект храма составлен таким образом, что в нем уже предполагаются библиотека, церковная лавка, размещение ризницы, складские помещения, кабинет настоятеля. В цокольном этаже также предусмотрено помещение для трапезной, отделенное стеновой перегородкой от нижнего храма, однако мне не очень нравится, что ароматы пищи будут чувствоваться в храме. Поэтому трапезная в цокольном этаже, вероятно, будет использоваться лишь по особо торжественным случаям.

Под храм выделена довольно большая территория. Как планируется ее обустраивать? Не стоит ли объявить призыв к ландшафтным дизайнерам или цветоводам-любителям спроектировать ландшафт на территории храма?

Существует только предварительный проект расположения дорожек, путей подъезда, но ландшафтный дизайн не разработан и я бы, конечно, обратился к тем, у кого есть такая возможность, заняться этим делом, а мы бы потом посмотрели варианты.

В нашем поселке осталось очень мало мест, где можно погулять, подышать чистым воздухом. Одним из таких мест была территория, отведенная под строительство. Будет ли она закрыта для посещения жителей поселка?

Замечательно, что территория храма частично попадает в парковую зону. У нас есть задумки благоустроить силами прихожан парк, организовать зону отдыха с детской площадкой, которая будет открыта для доступа (песочницы, лесенки, скамейки — все это обязательно будет присутствовать).

Несколько слов о сборе пожертвований на строительство. Сколько сертификатов выдано, много ли не хватает до озвученной Вами суммы 95 млн.рублей. Дорожает ли строительство вместе с ростом цен?

Это самая грустная тема. Конечно, хочется сказать слова благодарности всем, кто вносит лепту в строительство. С другой стороны, для организации полноценного процесса строительства средств не хватает. На сегодняшний день мы изыскиваем средства, чтобы хотя бы не остановить строительство. Суммы 95 млн.руб. нет и взяться ей неоткуда. Последнее крупное пожертвование в сумме 5 млн.руб. поступило от благотворительного фонда <Вольное дело>. Еще практически в полном объеме, необходимом для кладки стен, пожертвовал кирпич Владимир Виленович Потажевич.

Почему Русская Православная Церковь не может оказать помощь в строительстве, профинансировать его хотя бы частично?

Не забывайте, что в РПЦ строится и восстанавливается из руин одновременно огромное число храмов, причем не только в Москве, но и в глубинке, где их очень много и они в плачевном состоянии. Поэтому выделять средства Патриархия физически не может. Но никогда и не было подобной практики, чтобы Патриархия или Синод строили храмы. Храмы строят сами люди, для себя, для своих детей, внуков.

Особую благодарность хочется сказать всем, кто приобретает именные кирпичики, всем бабушкам, которые из своей пенсии изыскивают такую возможность.

Хотел бы обратиться к прихожанам с таким призывом: приобретение именного кирпича не есть разовый акт, приобрел 1 раз и больше не нужно. Ведь делается это для того, чтобы в храме всегда, пока он будет стоять, о вас, о вашем спасении возносилась молитва. Кроме того, по окончании строительства храма мы постараемся особо отметить наиболее активных.

Некоторые прихожане высказывают опасения и недовольство по поводу того, что храм строят представители других религий и, в частности, мусульмане. Но, например, во времена Византии главный храм Афинского Акрополя Парфенон был православным храмом, посвященным сначала Афинской Божией Матери, а затем Софии Премудрости Божией. Другой храм Акрополя — Эрехтэйон тоже был православным храмом, посвященным Христу Спасителю. И то, что эти храмы были построены язычниками, не помешало. Каково ваше мнение по данному вопросу?

С духовной точки зрения, вся скверна очищается молитвой и окроплением святой водой. Мы постоянно проводим богослужения на строительстве нового храма и я считаю, что вся скверна улетает. Тем же, кто возмущается, могу предложить — давайте строить вместе, своими силами. Приходите сами, приводите своих мужей, друзей, родственников, которые знают технологию строительства и согласятся работать за те средства, которыми мы располагаем.

Когда откроется новый храм, что будет с храмом Святой Троицы? Будут ли продолжаться в нем службы? Мы все его любим, привыкли сюда ходить и будет жалко, если он придет в запустение.

Очень надеюсь, что храм Святой Троицы не придет в запустение. В нем планируется совершать богослужения. Я надеюсь, что штат священников у нас будет расширяться и состоять не из 1-2-х человек и мы найдем возможность служить. Я сам с удовольствием буду там служить, ведь этот храм в какой-то мере и мое детище.

Этот храм удобен для семейного богослужения: крестин, молебнов, панихид. Я надеюсь, что так и будет.

В приход священника назначают пожизненно или существует шанс для карьерного роста? Спрашиваю об этом, чтобы узнать, будете ли Вы настоятелем нового храма или придет кто-то другой?

Я уже являюсь настоятелем и Воскресенского, и Троицкого храмов. Настоятель — это должность. Настоятельство в нескольких храмах можно совмещать.

Когда назначают священника на должность, никто не формулирует, что это назначение пожизненно. Да, идеально, когда один и тот же священник служит в приходе всю жизнь, но если священноначалие решит, то его могут перевести и в другой.

В заключение нашей беседы, что бы Вы хотели пожелать или к чему призвать наших прихожан?

Я могу лишь попросить молиться и помогать всем, чем возможно.

При подготовке выпуска использовались материалы сайта www.temples.ru, фото Бокарёв Александр

Строительная история храма

 

На сегодняшний день, автор первоначального проекта храма не установлен. Известны некоторые жертвователи, на чьи средства выстроена Воскресенская церковь.  Их имена упоминаются в статьях и хроникальных заметках, публиковавшихся в номерах «Нижегородских Епархиальных Ведомостей».

Строительство церкви велось достаточно быстро для своего времени.

Воскресенский храм пос. Воскресенское

Закладка храма проводилась  6-го  мая 1884-го года, а  уже 2  июня  1886-го  года  состоялось  освящение  главного  престола  во  имя  Воскресения  Христова  и  южного  придела  во  имя  св.  апостола  Иоанна  Богослова.  К сожалению, в нижегородских изданиях того времени, этому периоду строительства церкви уделено мало внимания.  Новый  храм, выросший в Ямской слободе  на высоком берегу окского откоса и ставший достойным украшением этой части города, привлек к себе внимание со стороны общественности и  прессы чуть позднее. 

13 мая 1887-го года состоялось  освящение  придела  во  имя  святителя  Николая Мир Ликийских чудотворца  и  св.  мученика  Александра  Римского, приуроченное к третьей годовщине закладки храма, устроенной в свою очередь в день исполнившегося 6 мая 1884 года совершеннолетия наследника цесаревича – будущего императора Николая II. 

Торжество освящения придела подробно описано в июньском номере «Нижегородских Епархиальных Ведомостей» за 1887 год, и  зафиксировано на фотографии, выполненной А. О. Карелиным . 

Воскресенская церковь была выстроена в традициях  русского стиля, в «кирпичном» его варианте. Фасады и их убранство (наличники окон, карнизы с аркатурными поясами, рельефные кресты на стенах) выполненные применением фасонного кирпича имели открытую кладку с расшивкой швов. Исключение составляли горизонтальные ряды белых (белокаменных или оштукатуренных и побеленных) кокошников на венчающем фризе центрального барабана и колокольни, а также фигурные кресты над проемами ярусов звона. Эти детали, красиво контрастировали с краснокирпичными стенами, не нарушая при этом общей монументальности, и одновременно подчеркивая высотные габариты церкви. Кордон цоколя был выполнен из цементных блоков.

Планировка храма состояла из четверика, с примыкающей к нему вплотную колокольней с боковыми палатками, и полукруглой алтарной абсиды. Четырехстолпный, трехнефный, четверик, в основе которого заложена крестово-купольная система, завершался мощным световым барабаном опоясанным колончатой аркатурой с несколько приземистой главой. С севера и юга фасады имели трехчастное деление с раскрепованным центральным пряслом, завершенным массивной закомарой. Здесь акцентом служило тройное окно, повышенное относительно боковых, сдвоенных окон. Очень выразителен восточный фасад алтаря – он оформлен порталом, в котором размещалась живописная композиция, завершен большим кокошником с высоким антаблементом на сдвоенных полуколоннах. С особым изяществом выполнены детали – базы и капители, сложенные из фигурного кирпича. Молельный зал перекрыт системой коробовых с распалубками и крестовых сводов.

Колокольня была в три яруса, первый — четвериковый, второй  — восьмериковый и третий — круглый в плане. Ярусы прорезаны арками с кокошниками и щипцами (на втором ярусе) и оформлены сдвоенными полуколоннами (на третьем). В решении некоторых частей (в арках третьего яруса, в полукуполах приколоколенных палаток) прослеживаются византийские мотивы, что является, в некоторой степени, новаторством  неизвестного нам архитектора.

Главный четырехъярусный иконостас был богато украшен вызолоченной резьбой в русском стиле. Убранство интерьеров церкви вообще производит целостное впечатление: гармонично соседствуют в нем иконостас, киоты, настенная роспись.

 

В таком виде храм просуществовал до рубежа XIX– XX вв., но возраставшее число прихожан побудило настоятеля увеличить здание церкви. В 1900-м году был утвержден «Проект пристройки к церкви во имя Воскресения  Христова   при  соединении   Архангельской и 3-й Ямской улиц в г. Нижнем Новгороде».  На чертежах представлены планы и фасады существовавшего  храма, с нанесенными «поверх» красной тушью новыми планами и фасадами. Проект был выполнен известным нижегородским архитектором Владимиром Максимовичем Лемке. По замыслу автора с севера,  юга и запада храм обстраивался новыми объёмами. Лемке (отдадим ему должное) деликатно обошелся с реконструируемым зданием в плане сохранения его архитектурного облика и проявил себя как отменный стилизатор. Вновь возводимые фасады он завершил тремя закомарами — большими по краям и малой, трехчастной — в центре. Пристрои снаружи в точности дублировали  форму, декорацию и отделку предыдущих стен, оставляя храм столь же узнаваемым, как и до расширения. Помещения новых нефов перекрывались коробовыми сводами с распалубками. Над венчающими карнизами продольного восточного нефа, с севера и юга, были построены кирпичные иконницы с щипцовым верхом, гармонично дополнившие фасадное убранство. Незатронутыми новоделом остались завершения — центральный барабан и верхние ярусы колокольни, а также восточный фасад.  На западном фасаде запроектированный В.М. Лемке нартексне был закончен, о чем свидетельствуют обмеры 1926 года; вместо негок колокольне были пристроены помещения на половину высоты основной части церкви.

В том же 1900-м году на храме уже велись работы по закладке новых фундаментов. Об этом свидетельствует описание посещения Нижегородским Епископом Назарием Воскресенской церкви весной 1901 года и осмотра производимых строительных работ. Очевидно, после завершения реконструкции, то есть, предположительно, в 1902 году фасады храма, до этого краснокирпичные, были побелены.

В 1903-м году в России проводились торжества по случаю прославления в лике святых Серафима Саровского. По всей стране строились новые храмы и часовни, освященные в честь преподобного. В Воскресенском храме, в южном нефе Серафиму Саровскому был посвящен придел, для которого специально возвели с юго-восточной стороны алтарный пристрой, освященный в 1905 году.  После этого капитального строительства на храме более не велось.

Последующая история Воскресенской церкви схожа с судьбами многих церквей России, изменившимися после 1917 года.

В январе 1930 года  в Нижегородский  (Горьковский)  краевой  Совет  рабочих  крестьянских  и  красноармейских  депутатов и его  исполнительной  комиссии поступила  «жалоба о закрытии  церкви  Воскресения  в  Нижнем  Новгороде», направленная рабочими завода «Труд». Рассмотрев «жалобу», в инстанции Адмуправления Нижегородского края в течение месяца было принято решение о закрытии храма и передаче его под клуб.

По свидетельствам нижегородцев, проживавших на Ямских улицах, в начале Великой Отечественной войны в стенах храма разместился хлебозавод, просуществовавший там до середины 1990-х гг.

В 1999 году храм был возвращен Нижегородской Епархии. С этого времени начались восстановительные работы, и возобновилась приходская жизнь.

По материалам:

 

Коваль, В.В.,  Вандышев, Е.Н. Краткая историческая справка по истории строительства храма во имя Воскресения Христова в г. Нижнем Новгороде по улице Шевченко, 1-а: научное  дополнение к проекту реставрации церкви.

Храмы Московской области

Воскресенская церковь (Воскресенск)

Координаты: 55°18′19″с.ш. 38°43′31″в.д. / 55.30528°с.ш. 38.72528°в.д. / 55.30528; 38.72528(G)(O)(Я)

Церковь Воскресения Христова — православный храм в городе Воскресенске Московской области.

История

Деревянная церковь в селе Воскресенском впервые упоминается в Писцовой книге Коломенского уезда, датированной 1577—78 годами.

Фотография Я. В. Ларина

Главным инициатором строительства кирпичной церкви был крестьянин Яков Венедиктович Ларин из села Новлянское. Проект будущей церкви был поручен архитектору Н. П. Маркову в 1884 году, к тому времени отметившимся на строительстве храма в селе Карпово. Согласно документам, предприимчивый крестьянин в процессе сбора средств пешком добрался до Санкт-Петербурга. Строительство началось в 1891 году, когда была собрана сумма в размере 600 рублей, и с небольшими перерывами (ввиду нехватки средств) завершилось спустя 7 лет. Торжественное освящение состоялось 1 ноября 1898 года. В 1909 году была построена колокольня.

В середине 30-х годов XX века церковь была разорена и закрыта. Есть данные, что в период с 1934 по 1937 год в церкви изредка проводились богослужения. Последним священником, вплоть до 1937 года, был Иоанн Троицкий, расстрелянный на полигоне в Бутово. В 90-е годы XX века начались восстановительные работы, продолжающиеся по сей день.

Реликвии

В церкви хранятся иконы: Божией Матери «Умиление», Божией Матери «Феодоровская», святого великомученика Пантелеимона (написана на горе Афон), святого мученика Иоанна Воина, святого Иакова Ростовского, святой блаженной Матроны Московской.

Ссылки

  • Церковь Воскресения Словущего в Воскресенске
Воскресенский район Московской области
— Герб Воскресенска до 2004 года — Герб Воскресенского района — Герб Воскресенска
Состав

Городское поселение Белоозёрский • Городское поселение Воскресенск • Городское поселение Хорлово • Городское поселение имени Цюрупы •
Сельское поселение Ашитковское • Сельское поселение Фединское

Природа

Москва (река) • Нерская • Медведка (приток Москвы) • Семиславка • Отра (приток Москвы) •

Населённые пункты

Ашитково (село) • Виноградово (посёлок) • Ивановка (деревня) • Марчуги (село) • Ратчино (деревня) • Чемодурово (деревня)

Микрорайоны

Колыберово (микрорайон Воскресенска) • Красный Холм (микрорайон пгт Белоозёрский (Московская область)) • Лопатинский (микрорайон Воскресенска) • Москворецкий (микрорайон Воскресенска) • Новлянский (микрорайон Воскресенска) • Цемгигант (микрорайон Воскресенска) • Фосфоритный (микрорайон пгт Хорлово)

Достопримечательности

Воскресенская церковь (Воскресенск) • Кривякино (усадьба) • Спасское (усадьба)

Персоналии

Докторов, Николай Иванович • Хрипунов, Николай Фёдорович • Слепцов, Юрий Фёдорович • Эпштейн, Николай Семёнович • Ларионов, Игорь Николаевич

Другое

Хоккейный клуб «Химик» • Улица Кагана (Воскресенск) • Образовательные учреждения Воскресенского района Московской области • Ратчинская средняя общеобразовательная школа

Железная дорога

Белоозёрская (платформа) • Фаустово (станция) • Золотово (платформа) • Виноградово (станция) • Конобеево (платформа) • Трофимово (платформа) • 88 кмВоскресенск • Москворецкая (платформа) • Шиферная (станция) • Цемгигант (платформа)

Воскресенская церковь (Воскресенск) Информацию О


Воскресенская церковь (Воскресенск)
Воскресенская церковь (Воскресенск)
Воскресенская церковь (Воскресенск) Вы просматриваете субъект
Воскресенская церковь (Воскресенск) что, Воскресенская церковь (Воскресенск) кто, Воскресенская церковь (Воскресенск) описание

There are excerpts from wikipedia on this article and video

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *