ХРАМ В КИТАЕ

Содержание

Буддийские храмы

Буддийская религия и культура со временем шагнула далеко за пределы Индии. В I веке нашей эры в Кушанском государстве (Северо-запад Индостана) активно строятся буддийские культовые сооружения – святилища-ступы, пещерные и наземные храмы. В Бактрии существовал огромный буддийский монастырь, где жили 3000 монахов.

Буддийские храмы Кушана в большом количестве украшались скульптурой.

Памятником мирового значения до недавнего времени были две огромные скульптуры – Будда Малый (35 метров, II век до н.э.) и Будда Большой (53 метра, I век н.э.) в долине Балшан в центре Афганистана (взорваны талибами).

На основе культовой скульптуры кушанские мастера создали светскую галеоею, дворцово-династическую – портреты правителей,героев, вельмож.

В первых веках нашей эры буддизм распространился в Китае. Символом этой религии здесь стала не ступа, а многоярусная башня-пагода.

Самые красивые буддийские монастыри и храмы

Пагоды древней эпохи были деревянными и не сохранились. В VIII веке в Китае возникает своеобразная форма крыши – с выгнутыми краями, часто украшенная рельефом и скульптурой. Эта изогнутость идёт от перехода с крутой двускатной крыши главного строения к окружающей его веранде. Крыша была главным акцентом архитектурной композиции.

Пагоды, относящиеся к раннему средневековью, отличались

монументальностью и простотой стиля. Более поздние строения – сложным

силуэтом с изогнутыми карнизными свесами, с дробной пластикой стен.

В качестве одного из элементов архитектуры буддийских храмовых комплексов в Китае существуют «ворота очищения», богато украшенные скульптурой, резьбой, цветом.

В Китае сохранилось немало действующих буддийских храмов и монастырей. Один из самых впечатляющих – пещерный храм Луньминь (Драконовы ворота), в многочисленных гротах и нишах которого расположены более 100 тысяч статуй Будд и бодхисатв. Монотонное однообразие прекрасных скульптур удивительно успокаивает человека, помогает ему отвлечься от суетности окружающего мира.

Самый знаменитый буддийский пещерный храм Китая – Шаолинь (он высечен в скале у Жёлтой реки). Этот монастырь – родина дзен-буддизма и признанный центр боевого искусства у-шу. Специфика монастыря отображена в своеобразной скульптурной галерее, созданной в одном из дворов. Деревянные скульптуры изображают бритоголовых монахов, ведущих тренировочные бои. Фигуры очень реалистичны и выразительны. Шаолиньские монахи на протяжении веков совершенствовали боевое искусство.

Самым древним же считается монастырь Байма (Белая лошадь) в окрестностях г. Лояна. Именно сюда на белых лошадях в I веке н.э. привезли первые книги буддийского канона и статую Будды.

В Таиланде сохранилось множество позднебуддийских монастырей. В Бангкоке существует монастырь Пра Кео со всемирно известным храмом Изумрудного Будды, здесь же – самый древний монастырь таиландской столицы Четупон (Ват По). Этот монастырь славится самыми большими храмами и учёностью монахов. В главном храме находится огромная статуя лежащего Будды (46 метров длиной и 15 высотой), покрытая позолотой. Под сводами храма тихо звенят колокольчики…

Уникальный позднебуддийский памятник культуры сохранился в

Индонезии.

В центре острова Ява высится буддийский храм Боробудур, одно из прекраснейших строений восточной архитектуры. Ему более 11-ти столетий. Построен он по проекту архитектора Гунадхармы в VIII веке. Храм Боробудур построен на природном холме продолговатой формы. Центральная ступенчатая пирамида стоит на квадратном основании площадью в гектар. Над основанием возвышаются террасы, покрытые барельефом и украшенные 462 статуями Будды. Ещё выше – три круговые террасы, на которых стоят 72 ажурные ступы со статуями Будды внутри. На высоте 35 метров над землёй сооружение завершает большая закрытая и пустая ступа, символизирующая созерцание Высшей истины или нивану. На вершину пирамиды ведут лестницы, входы сторожат каменные львы. Для храма Боробудур характерны оригинальные элементы, отличающие его от других памятников буддизма.

В Японию буддизм пришёл в VI веке из Кореи. Поэтому буддийские храмы там строились корейскими и китайскими архитекторами. Один из таких храмов – буддийский храм китайского стиля с пагодой (VII век) хорошо сохранился в г. Нара (древняя столица Японии) и является национальной святыней.

Буддийские японские храмы почти всегда узнаются по красным воротам. Интерьеры храмов ярко расписаны. В глубине храма – статуя Будды.

Сердце Великой Степи – Монголия – познакомилась с основами буддизма в VII веке. При Угедей-хане в честь его возведения на престол был заложен первый буддийский храм в тогдашней столице Монголии Каракоруме (разрушен в XIV веке).

С конца XVI века в Монголии распространяется северная, тибетская ветвь буддизма. В долине реки Орхон был создан комплекс буддийского монастыря Эрдэни-Зуд («драгоценное сокровище»). Территория монастыря окружена стеной со 107-ю башнями-субурганами, своеобразными святилищами-мавзолеями.

Первым за оградой стоит храм Далай — Ламык, посвящённый

первосвященнику Тибета Далай-ламе. Нижняя часть здания выложена голубым кирпичом, выше – парапет с полоской фриза с позолоченными зеркальцами, вмурованными в кладку стены.

Расцвет буддийской культуры Монголии связан с именем Джанабазара – выдающегося государственного и религиозного деятеля, талантливого поэта, архитектора, скульптора. В своих работах он следовал буддийским канонам, но его творчество шире любого канона, любой религии. Он прославился созданием пяти огромных бронзовых статуй дхьяни (Будд созерцаний).

Сохранилась и стала главной святыней монастыря Гандан в Улан-Баторе (в то время это была ханская ставка Угра) скульптура Ваджрадара (буддийское божество), созданная в строгих буддийских канонах.

До сих пор в музее Улан-Батора из глубин веков улыбается нам буддийская богиня милосердия Белая Тара, оберегающая человека от зла. Таких фигур было двадцать, а двадцать первая Тара улыбается нам улыбкой любимой девушки художника.

Угра была не только столицей государства, но и центром буддизма в Монголии. А монастырь Гандан представлял собой почти самостоятельный город в столице. Здесь же находилось высшее духовное учебное заведение ламаизма, где обучались учащиеся из Бурятии, Тывы, Калмыкии.

Интерьеры храмов монастыря до сих пор поражают как великолепной скульптурой, так и богатством цветовых решений интерьеров. Золото, бирюза, кораллы, охра растирались для получения определённых цветов.

Все элементы храма, включая живописные иконы и предметы декоративно-прикладного искусства, подчинены единому композиционному замыслу.

Ламаизм, используя наследие художественной культуры монгольского народа, сумел развить все виды художественного творчества и поставить их на службу религии.

Заключение

Буддизм в современном мире – мире войн, терроризма, безверия, находит

всё больше сторонников. Первая истина буддизма «Всё в мире полно зла и страдания» как нельзя лучше характеризует XXI век. И если не мир, то хотя бы дух человека стремится научиться жить правильно в этом мире страданий.

Главное открытие буддизма: человек невыносимо одинок в этом мире. Он может спасти себя сам. Будда говорил: «Немногие из людей достигают противоположного берега, остальные только суетятся на этом берегу».

Буддизм… Религия без Бога, спасение без спасения, жизнь без зла, но и без добра…

Актуальные проблемы развития буддизмиа в современных условияхобусловлены поиском общероссийской идентичности, потребностью в глубоком изучении истоков собственной евразийской культуры, в сохранении и использовании всего лучшего, что было создано за многовековую историю Российской цивилизации . Особого внимания в этой связи заслуживает анализ буддийской культуры России, ее ценностей в определении евразийской идентичности многонационального российского государства, где своеобразный «исход к Востоку», буддолого-востоковедческие традиции имеют глубокие исторические корни.

В условиях поиска новых путей цивилизационного развития важное значение приобретают поиски возможностей реализации принципа взаимодополнительности типов философствования в России и на Востоке. Богатства буддийской философии могут и должны быть востребованы современной российской культурой и интеллектуальной средой, тем более что ее встреча с русской философской традицией на рубеже XIX-XX вв. оказалась весьма плодотворной.

Несомненна важность и внешнеполитической стороны данной проблемы. В силу своеобразного географического положения России перед ней стоит задача устанавливать и поддерживать дружеские отношения не только со

странами Запада, но и с государствами буддийского Востока. При этом необходимо учитывать, что народы России, традиционно исповедующие буддизм, являются своеобразным связующим звеном между нашей страной и буддийским миром. Таким образом, от правильного понимания специфики буддизма в определенной степени будет зависеть и международное положение России.

Буддизм на сегодняшний день играет все большую роль в общественной и культурной жизни России, постепенно переходя границы тех регионов, где он распространен традиционно. Популярность буддизма обусловлена рядом причин, одной из которых является близость некоторых его принципов к современной научной мысли. Симпатии вызывают толерантное отношение к другим культурным и религиозным ценностям, отсутствие претензий на исключительность, открытость межконфессиональному диалогу. Гуманизм, терпимость и высокие этические нормы буддийской культуры предполагают возможность осуществления на практике основных гражданских прав.

Изучение духовно-нравственного и социально-экологического потенциала многовековой буддийской культуры говорит о возрождении духовности в России.. Проблемы, с которыми встретилась современная цивилизация, свидетельствуют о необходимости переоценки ценностей не столько в экономической, технологической и информационной сфере, сколько в духовно-культурной, социально-антропологической. Современные исследователи все чаще и чаще обращаются к буддизму в поисках ответов на многие насущные вопросы современности (проблема взаимодействия науки и религии, экологические проблемы, проблема толерантности и т.д.). В условиях кризиса научной рациональности большое распространение получает «компромиссный» подход, предполагающий синтез мировоззренческих парадигм науки и религии, Востока и Запада.

Обращение к социокультурному потенциалу буддизма, анализ взаимосвязи идей толерантности, всеобщей ответственности, этики ненасилия в

буддизме с направлениями развития современного мира может способствовать поиску новых моделей решения глобальных проблем современности. Буддистские экологоориентированные ценности являются своеобразной альтернативой «обществу потребления» и потому они получают понимание и активную поддержку в мире.

Философское осмысление ценностей буддийской культуры может явиться концептуальной компонентой поиска альтернативных моделей развития современной цивилизации в контексте процессов «столкновения идентичностей». Перспективным представляется обращение к такому дискурсу религиозно-культурной идентичности, который придал бы индивиду, социуму целостность и ценностную укорененность, помог бы преодолеть столкновение идентичностей традиционного, модерного и постмодерного обществ, «расколотость», «гибридность», «пограничность» современных идентичностей.

Несомненный интерес представляет и вопрос о восприятии буддизма в социокультурном пространстве России. Это связано с усилением в последние десятилетия интереса к проблеме диалога культур. Глобализация современной жизни и культуры, осознание иных ценностей заставляет по-другому взглянуть на взаимодействие культур и цивилизаций. Диалог культур Востока и Запада имеет особое значение на современном этапе исторического развития, когда азиатские страны начинают играть заметную роль на международной арене.

Буддизм способствовал усилению евразийской специфики социокультурного пространства России, а на эволюцию буддийской культуры в России значительное влияние оказала цивилизационная специфика российского пространства.

В процессе своей эволюции на российской почве буддизм приобрел социокультурные особенности по сравнению с его изначальным вариантом, в то время как его религиозно-философские и мировоззренческие принципы почти не изменились.

Важной особенностью буддизма, оказавшей влияние на его

историческую судьбу в социокультурном пространстве России, является прагматизм, который наиболее ярко проявляется в кризисные, переходные периоды развития общества.

Рекомендуемая литература

Основная:

1. Лебедев В. Ю. Религиоведение. — М.: «Юрайт», 2013. — 629 с.

2. Яблоков И.Н. Основы Религиоведения. — М.: Гардарики, 2002. — 511 с.

Дополнительная:

Дата добавления: 2015-10-09; просмотров: 2053;

Китайские храмы и монастыри

Считается, что храм Белой Лошади близ Лояна — первый буддийский храм, построенный в Китае. Он воздвигнут в память о мифическом путешествии первых буддийских монахов из Афганистана, привезших с собой буддийские сутры (писания) в Китай на белой лошади. По легенде, они приехали в ответ на визит эмиссаров императора Мина около 65 г. н.э., после того как тому приснился золотой человек, летевший на запад. Его советники сказали, что этого человека в Индии знали, как Будду и он придумал учение о спасении. С тех пор в Китае началось взаимодействие двух традиций — буддизма и даосизма. Со временем буддизм в Китае приобрел своеобразные черты и стал играть заметную роль в его мифологии и религии.

Дворец Поташ в Лхасе (Тибет) — зимняя резиденция далай-ламы. На фресках в апартаментах дворца изображены эпизоды из буддийских мифов

Ландшафты Китая

Храмы и монастыри занимали важное место в классическом ландшафте Китая. В традиционных пейзажах почти всегда изображены храм или святилище. И в наши дни, несмотря на столетия забвения или разрушения, сохранилось немало храмов. На холмах и в горах в волшебном мире традиционных буддийских и даосских храмов особенно кажется, что время остановилось.

Почти все китайские храмы, даосские, буддийские или конфуцианские, построены по оси север-юг, по правилам искусства фэншуй. Храм ориентирован на юг, в сторону Неба и императора. «Фэншуй» буквально переводится как «ветер и вода».

Это искусство основано на признании того, что в земле заключены жизненные силы, часть коих — мы сами. Любое здание в Китае строится в соответствии с направлением горы, холма, реки и облика окружающего ландшафта. Священные здания всегда воздвигают в самых благоприятных точках ландшафта, чтобы придать им большую выразительность.

Злые духи

Вход в любое священное здание в Китае много говорит о мифологии злых духов.

Буддийские храмы в России

Сразу после входа сооружали ложную стену, чтобы смутить злых духов, которые могут перемешаться только по прямым линиям. Дорогу к храму пересекала водная преграда, поскольку духи боялись переходить воду даже через мост. Ворота охраняли духи дверей.

В буддийских храмах помешались свирепые изображения четырех небесных царей четырех стран света в виде огромных фигур в полном снаряжении и с оружием. Даосские храмы охраняли фигуры двух свирепых сфажников, лица которых были раскрашены в красный или зеленый цвета. Это могли быть Голубой Дракон и Белый Тиф или другие местные божества. Крыши храмов украшали фигуры других сфажников. защищавших от летающих злых духов. Таким образом, территория храма представляет собой охраняемое силами магии пространство.

Центры образования

Основная функция буддийского храма — быть центром обучения, где люди могли собираться послушать чтение или пение сутр монахами. Это мирное место, в центре которого расположены залы с фигурами Будды в разных позах: смеющийся Будда будущего, обычно помещаемый у входа. Будда милосердия, обычно в своей женской ипостаси Гуань-инь, и три Будды — прошлого, настоящего и будущего.

Храмы и монастыри

Буддийский храм в Пулгуксе, недалеко от южнокорейского города Кёнгджу, был построен около 528 г. н.э. и восстанавливался в XVII и XX вв. Он сооружен на каменных террасах и представляет собой несколько деревянных зданий и стен, покрытых черепицей. Внутренние деревянные части и свесы крыши расписаны сценами на мифологические и религиозные темы.

Синтоистские храмы

У синтоистской религии нет основателя, догмы или священного писания. В Японии почитают бесчисленных народных богов ками, с которыми, как верят японцы, они связаны. Перед дтгарями проводятся матсури — праздники в честь народных богов. В них участвуют и стар и млад — поэтому синтоистские храмы считаются духовным домом японцев.

Синтоистские святилища обычно расположены в священных рощах. Почитание природы — неотъемлемая часть синтоистской традиции. В святилище входят через тории — ворота, которыми отмечен вход в священное пространство.

  1. 01.07.2009, 02:05#1 Участник Регистрация19.02.2007ТрадициянетСообщений1,887Записей в блоге127

    Знаменитые буддийские храмы

    Таксанг-лакханг

    Таксанг-лакханг — знаменитый монастырь в Бутане. Он висит на скале высотой 3120 м, на 700 м над уровнем долины Паро.
    Название монастыря переводится как гнездо тигрицы, по легендам, в эту пещеру перенёсся Падмасамбхава, сидя на тигрице, в которую превратилась его жена Еше Цогьял. В пещере медитировал также Миларепа. Монастырь нередко посещал Шабдрунг.
    19 апреля 1998 монастырь почти полностью сгорел, погибло несколько монахов, из-за труднодоступности невозможно было оказать срочную помощь. Однако за короткое время монастырь был скрупулёзно восстановлен.

    http://ru.wikipedia.org/wiki/Таксанг-лакханг
    http://rywiki.tsadra.org/index.php/Paro_Taktsang

    Ват Рон Кун Wat Rong Khun

    Храм в Тайланде, Чианг Раи, строился с 1998 по 2008 год. Храм из стекла и камня белого цвета. Белый цвет символизирует чистоту Будды, стекло — мудрость Будды.

    http://en.wikipedia.org/wiki/Wat_Rong_Khun

    Пагода Шведагон

    Пагода Шведагон — 98-метровая позолоченная ступа в Янгоне, Мьянма. Название происходит от «Shwe» (бирм. золото) и «Dagon» — древнего названия Янгона. Самая почитаемая в Бирме пагода по преданию содержит реликвии четырех Будд: посох Какусандхи, водяной фильтр Конагаманы, часть туники Кассапы и восемь волос Гаутамы.

    http://ru.wikipedia.org/wiki/Пагода_Шведагон
    http://en.wikipedia.org/wiki/Shwedagon_Pagoda

    Тион-ин

    Тион-ин — главный храм японской буддийской школы Дзёдо-сю (Школы Чистой Земли), основанной Хонэном (1133-1212), который объявил, что те живые существа, которые будут повторять формулу Нэмбуцу (памятование о Будде Амиде) ныйдут перерождение в раю (Чистой Земле).
    Храмовый комплекс находится на востоке Киото.
    На территории храмового компленса имеются места, где Хонэн проповедовал свой учение и где он умер.

    http://ru.wikipedia.org/wiki/Тион-ин
    http://en.wikipedia.org/wiki/Chion-in

    Боробудур

    Боробудур (индон. Borobudur) — буддийская ступа и связанный с ней храмовый комплекс традиции буддизма махаяны, самый большой буддийский памятник на Земле. Боробудур расположен на острове Ява в Индонезии в провинции Центральная Ява, 40 км к северо-западу от города Джокьякарта. Боробудур строился между 750 и 850 яванскими правителями династии Сайлендра Название может происходить от санскритского «вихара Будда Ур», что переводится «буддийский храм на горе». Боробудур и Прамбанан — места массового туризма в Индонезии.

    http://ru.wikipedia.org/wiki/Боробудур
    http://en.wikipedia.org/wiki/Borobudur

    Ангкор Ват

    Ангкор-Ват ( букв. «город-храм») — гигантский храмовый комплекс, посвящённый богу Вишну, в Камбодже, среди развалин древней столицы государства кхмеров, города Ангкора.

10 интересных буддийских монастырей

Занимает площадь в 2 км, являясь самым крупным культовым сооружением на Земле. Построен во времена короля Сурьявармана II (1112—1152).

Ангкор-Ват сохранился намного лучше, чем многие другие сооружения Ангкора, что объясняется тем, что даже после запустения этих мест в Ангкор-Вате жили буддийские монахи. Живут они здесь и сейчас.

http://ru.wikipedia.org/wiki/Ангкор-Ват
http://en.wikipedia.org/wiki/Angkor_Wat

  • Спасибо от:

    Bob (01.07.2009), Caddy (01.07.2009), Makc (01.07.2009), Olle (01.07.2009), Pema Sonam (01.07.2009), Tiop (01.07.2009), Бодо (03.12.2013), Вова Л. (01.07.2009), Джек (01.07.2009), лесник (01.07.2009), Майк (02.07.2009)

  • Ваши права

    • Вы не можете создавать новые темы
    • Вы не можете отвечать в темах
    • Вы не можете прикреплять вложения
    • Вы не можете редактировать свои сообщения
    •  

    Правила форума

    Для прослушивания передач МРК вы можете использовать проигрыватель Media Player  

    Говорит МРК! В эфире программа «Китайская цивилизация». У микрофона ведущая Синьчан.

    Дорогие слушатели. Китайская архитектура, обладающая рядом характерных особенностей, является важной составной частью китайской цивилизации. Она относится к одному из трех мировых архитектурных направлений.

    Самые Крупные Буддийские Храмы и Монастыри фото архитектуры

    Два других – это архитектура Западной Европы и архитектура исламского мира.

    В древнем Китае наиболее типичной конструкцией жилища была каркасно-столбовая, изготовленная из дерева. На глинобитной платформе устанавливались деревянные столбы, на которых крепились продольные поперечные балки, а на них – устанавливалась крыша, покрытая черепицей. Другая особенность китайского древнего зодчества – это эффект, дающий целостную композицию, т, е. создается некий единый ансамбль из множества домов. В Китае не принято строить здания, отдельно стоящие друг от друга. Главное здание в ансамбле окружается дворовыми постройками, которые равномерно отделены от него и симметричны друг другу: будь то дворцовые или частные здания — они всегда "обрастают" дополнительными строениями.

    Разнообразны и жилища национальных меньшинств Китая, которые обогатили конструкцию типичного китайского строения.

    Виды китайских зданий очень многообразны: это дворцы и храмы, садово-парковые сооружения, склепы и жилища. По своему внешнему облику эти сооружения или торжественны и великолепны, или изящны, изысканны и динамичны. Сегодняшня программа посвящена китайским храмам.

    Монастыри и храмы представляют собой направление буддийской архитектуры Китая. Храмовое зодчество, возникшее в Индии, начало процветать в Китае в эпоху династии Северная Вэй. Эти сооружения, упоминаются в летописи культурного развития феодального общества в период расцвета и упадка буддизма в Китае. Они обладают важной исторической и художественной ценностью.

    В архитектуре китайцы придавали большое значение древнекитайской натурфилософии, основанной на синтезе «инь» и «ян». Характерными особенностями были стремление к симметрии, гармонии и стабильности. Поэтому буддийские храмовые постройки, предназначавшиеся для исполнения обрядов жертвоприношений, поклонения алтарям Неба и Земли, обычно имели форму прямоугольника, их фасад тянулся с севера на юг по оси симметрии. При проектировании таких зданий строго соблюдались все пропорции. Кроме того, китайские храмы и монастыри гармонично сливались с садово-парковым ансамблем, расположенным рядом с храмом.

    Концепция постройки большинства древних храмов и монастырей была такова: напротив главного входа обычно располагался зал Небесного императора, по обе стороны которого возводились колокольня, барабанная башня, павильон Будды-Шакьямуни, павильон-хранилище буддийских сутр, зал для изучения буддизма и другие культовые здания и сооружения. Во времена до периодов династий Суй и Тан обычно перед храмом или во дворе храма возводились пагоды, позже вместо пагод стали строить павильоны и залы, в приделах храма обычно строили живописный дворик с садом.

    Храм Баймасы в г. Лояне (провинция Хэнань) известен как первый буддистский храм в Китае. Общая площадь храма 40 тыс. кв. м. Создание храма Баймасы значительно содействовало развитию буддизма в Китае и в регионах Восточной и Юго-Восточной Азии. Поэтому до сих пор он является священным местом для буддийских паломников из многих стран мира.

    Горы Утайшань (провинция Шаньси) тоже очень известное и священное место для буддистов всего мира. Горы Утайшань имеют свою древнюю историю, здесь построено множество храмов и до сих пор существует влиятельная монашеская община. В горах Утайшань сохранилось около 58 древних буддийских храмов. К наиболее известным храмовым сооружениям относятся монастыри Наньчань и Фогуан, построенные в период династии Тан. Храм Наньчань является самой ранней в Китае деревянной храмовой постройкой. В ходе строительства храма Фогуан были использованы архитектурные стили, присущие разным историческим периодам; архитектурные детали, статуи, фрески и образцы каллиграфии в храме были названы "четырьмя редкостями".

    Следует упомянуть и храм Сюанькунсы ("Висячий храм") в одном из живописных ущелий гор Хэншань (провинция Шаньси). Его начали строить пятнадцать веков назад. Трехярусный храм деревянной конструкции в буквальном смысле подвешен на высоте, плотно примыкая к скале. Внизу он опирается лишь на длинные столбы, а купол храма отстоит от отвесной скалы на 50 с лишним метров. В настоящее время то единственное в Китае деревянное сооружение построено в узком ущелье. Храм был построен в период династии Северная Вэй, в периоды династий Тан, Цзинь, Мин и Цин он подвергся основательной реставрации. Ансамбль храмовых сооружений, фасад которого обращен к горам Хэншань, создает уникальный и впечатляющий образ гор Хэншань.

    Тибетский дворец Потала расположен на высоте 3700 метров над уровнем моря, площадь дворца 360 тыс. кв. м., а площадь его главных построек 130 тыс. кв. м. Высота главного здания дворца – более 117 м., в нем 13 ярусов, на которых расположены павильоны, погребальные пагоды-ступы, буддийские залы, залы для богослужений, внутренние дворики. Дворец Потала является самым высоким сооружением Китая над уровнем моря и самым крупным дворцовым ансамблем, это своеобразная рукотворная «крыша мира».

    Дворец Потала построен на склонах горы Хуншань (Красная гора). Гранитные стены, золотистые крыши, изящные карнизы с позолоченными украшениями делают его невероятно великолепным и величественным. Яркий контраст красного, белого и желтого цветов, своеобразие архитектурного ансамбля отражают унисальные особенности древней тибетской архитектуры. Дворец Потала — это выдающийся памятник тибетской культуры и жемчужина древней китайской архитектуры.

    Храмы Вайбамяо (г. Чэндэ) и Юнхэгун (г. Пекин) — очень известные ламаистские храмы.

    Китайское древнее зодчество оказало огромное влияние на архитектуру Японии, Кореи, Вьетнама и Монголии. Современной китайской архитектуре присуща большая доля эклектики. Это подчас синтез с западным архитектурным стилем, что в какой-то мере обогащает архитектурный облик китайских городов.

    Дорогие радиослушатели. Мы рассказали о китайских храмах. Время передачи «Китайская цивилизация» подошло к концу. Если вы хотите слушать наши программы на русском языке, посетите, пожалуйста, наш веб-сайт. Его адрес: WWW.CRI.CN Ведущая Синьчан прощается с Вами. Спасибо за внимание. До новых встреч в эфире.

    -о-

    Дворцы и храмы Китая поражают своим ярким убранством. Путешествие может привести вас через горы, пустыни и нетронутые равнины к великолепным древним сооружениям. Многие туристы, как правило, собираются в более развитых городах Пекин и Шанхай, а любители природы путешествуют на запад в поисках укромных уголков в Тибете.

    Собор Святого Иоанна

    Китай, Гонконг, собор XIX в

    Собор Святого Иоанна является самым старым европейским религиозным зданием в Гонконге, построенный англичанами в XIX веке.

    Крупнейшие буддийские храмы мира

    Ныне это кафедральный собор епархии острова Гонконг.

    Собор Святого Игнатия

    Китай, Шанхай, собор XX в

    Величайший собор на Дальнем Востоке, в котором было проведено первое в истории богослужение на китайском языке, является действующим католическим кафедральным собором епархии Шанхая.

    Софийский собор в Харбине

    Китай, Харбин, собор XX в

    Софийский собор — крупнейший православный храм на Дальнем Востоке, бывшая Русская православная церковь, а ныне музей городской архитектуры Китая в городе Харбин.

    Монастыри Уданшань

    Китай, Шиянь, монастыри VII-XV в

    Знаменитый Уданшань стал колыбелью даосизма и местом возникновения боевых искусств. По легенде, священная гора в Поднебесной является домом Совершенного воина — божества Чженъу.

    Монастырь Шаолинь

    Китай, Дэнфэн, монастырь V в

    История монастыря Шаолинь обросла таким количеством мифов, что уже не определить, что правда, а что вымысел. Действительность же настолько интересна, что не нуждается в украшении легендами.

    Запретный город (Императорский дворец)

    Китай, Пекин, дворец XV в

    Крупнейший и самый загадочный дворцовый комплекс мира, куда 500 лет не ступала нога ни одного простолюдина или иностранца. И хотя Запретный город ныне открыт для общественности, его история по-прежнему хранит множество тайн.

    Храм Земли

    Китай, Пекин, храм XVI в

    Храм Земли находится в северной части Пекина. Это второй по величине из четверки храмов огромного парка Житань (Ritan) после храма Неба.

    Храм Солнца

    Китай, Пекин, храм XVI в

    Один из пяти самых известных алтарей Китая был местом, где императоры древних династий приносили жертву богу Солнца в течение нескольких веков. Сейчас здесь открыт большой парк отдыха и культуры.

    Храм Луны

    Китай, Пекин, храм XVI в

    Храмом Луны называют алтарь, расположенный в западной части Пекина. Он был построен в 1530 году во время династии Мин, как королевский алтарь для ритуальных жертвоприношений императорами Китая

    Храм Неба

    Китай, Пекин, храм XV в

    Архитектура храма Неба в Пекине – это великолепное сооружение, состоящее из четырех основных структур: зал молитвы за хороший урожай, императорский небесный свод, стена эхо и круглый алтарь.

    Храм Нефритового Будды

    Китай, Шанхай, храм XIX в

    В 1882 году один монах решил собственными силами возвести часовню над статуей Будды, привезенной из Мьянмы.Сегодня храм включает в себя внушительную коллекцию редких памятников культуры

    Храм Ламы

    Китай, Пекин, храм

    Этот храм также известен как Дворец мира и согласия, и монастырь Юнхэгун. Храм Ламы остается одним из самых важных туристических достопримечательностей в Пекине.

    Объекты

    (Эпохи Хань – Тан)
     
    1. Архитектурный стиль буддийских храмов в Китае можно в основном разделить на северный и южный, что соответствует главным буддийским традициям – школе Махаяна и школе Тхеравада. Подавляющее большинство храмов относится к самой распространённой в Восточной Азии махаянской школе. Места же распространения храмов южной ветви буддизма ограничены главным образом крайним югом пров. Сычуань – районом Сишуанбаньна, где большинство населения составляют народности, родственные проживающим по соседству в странах Юго-Восточной Азии.
     
    2. Оказав огромное влияние на духовную жизнь Китая, буддизм принёс с собой новые формы художественной культуры, и прежде всего культовой: храмовой архитектуры, скульптуры и иконописи. Воздействие индийской буддийской традиции хорошо прослеживается в композиционной идее построения храмовых ансамблей. Центром храмового комплекса, его сердцевиной, выступает 佛塔 фота (пагода), все остальные строения располагаются вокруг нее.
     
    Например, в возведенном в 67 г.н.э., первом в Китае буддийском храме Баймасы близ Лояна, таким центром была квадратная деревянная пагода. Индийская традиция такой композиции восходит к тем временам, когда, согласно преданию, после кремации тела Шакьямуни его братьями была сооружена ступа, очертаниями напоминающая могильный холм, внутрь которой замуровали пепел основателя буддийского учения. На протяжении многих веков ступы-фота воздвигались на местах кремации высоких духовных лиц и служили башнями-реликвариями, святынями. Известно, что храмовые комплексы строились по принципу мандалы, одного из важнейших сакральных символов буддизма. Универсальность мандалы заключается в одной ее постоянной – принципе центра, символизирующего Творца. В храмовых ансамблях в центре располагался сакральный объект, заменяющий божество в буддийском ритуале.
     
    Архитектурная пластика китайской пагоды причудливо варьировалась, но опираться она обязательно должна была на круглое или квадратное основание (тот же принцип мандалы – круг и квадрат). Поскольку ступа-фота в буддийской символике представляла собой вертикальную модель Вселенной, центром мандалы, понятна её многоярусная конструкция с благопожелательным, нечётным, числом ярусов, выражавшая стремление как можно выше уйти в пространство, соединиться с высшим.
     
    3.

    Буддистские храмы и монастыри: фото + описание

    Начиная с периода правления династии Восточная Цзинь (317-420), в Китае появляются храмы с двумя пагодами, а в эпоху Южных и Северных династий (420 — 589 гг.) на территории храмов и монастырей появляется уже несколько мемориальных башен. Одни из них не хранили в себе никаких реликвий, другие были воздвигнуты на месте захоронений останков известных настоятелей или простых монахов.
     
    4. Изменения в композиционном построении храмов происходят в эпоху Тан (618-906 гг), когда влияние буддийской религии на официальные круги Китая становится особенно очевидным. Центральное место в храмовом ансамбле начинает занимать главный храм со статуями Будды. Пагоды строят позади главного храма и даже совсем в стороне, в специально отведённом для неё дворике (садике). Например, в храме Синцзяо в пров. Шэньси пагода, под которой погребены останки монаха Сюаньцзана, сооружена на заднем дворике, хотя казалось бы, что мемориальная башня в память о таком выдающемся буддийском проповеднике должна была занять центральное место.
     
    5. В танский период монархия в Китае предпринимала попытки закрепить буддийское учение в качестве составной части официальной идеологии император стал рассматриваться не только как Сын Неба, но и как Бодхисаттва. Можно предположить, что подобно китайской дворцовой архитектуре, где центральное место занимал дворец с тронным залом, в котором проходили все главные церемонии, в храмовых ансамблях сакральным центром становится главный храм со своим «тронным залом»-алтарем.
     
    Однако непосредственным указанием к этому несомненно явился трактат известного буддийского наставника Дао-сюаня Цзетаньту цзин («Иллюстрированное наставление о соблюдении монашеского обета»), в котором он излагает предписания по организации и жизни монашеских общин, а также по строительству буддийских монастырей. Согласно им, главный храм с алтарём и фигурами буддийского пантеона должен строиться в центре всего комплекса (см. ).
     
    С этого времени привнесённый из Индии принцип построения буддийского ансамбля заменяется исконно китайской архитектурной традицией. Центральное место, а следовательно и место сакрального объекта, в храмовых комплексах и монастырях занимает не пагода, а храм с алтарем.
     
    Литература
    1. Ло Чживэнь. Чжунго чжумин фоцзяо сымяо (Знаменитые китайские храмы и монастыри). Пекин, 1996.
     
    Ст. опубл.: Общество и государство в Китае: XXXII научная конференция / Ин-т востоковедения; Сост. и отв. ред. Н.П. Свистунова. – М.: Вост. лит.,  2002. – 366 с. С. 321-322.

    Автор: Рыкова С.Л.

    Добавить комментарий

    Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *