ХРАМ АНДРЕЯ ПЕРВОЗВАННОГО В ВОЛОГДЕ

   В декабре храм святого апостола Андрея Первозванного в Вологде отметил пятнадцатилетие возрождения приходской жизни. Когда в начале 90-х повсеместно начали восстанавливаться храмы и церковная жизнь стала оживать, он открылся одним из первых.

Старинный Андреевский храм

Протоиерей Георгий Иванов

   Старинный Андреевский храм историки знают как церковь Преображения во Фрязинове. Известно, что уже в XVII веке церковь выстроена из камня. В Вологде это третье каменное сооружение после Софийского собора и Никольской церкви во Владычной слободе.
   Традиционно благотворителями Андреевской церкви были вологодские купцы. Она имела два этажа, семь престолов. Верхний храм был трехпрестольный, где основной престол — Преображения Господня, правый — Рождества Иоанна Предтечи, левый — Дионисия и Амфилохия Глушицких. Нижний — четырехпрестольный. Главный, справа — в честь святого апостола Андрея Первозванного, слева — в честь Григория Богослова. На средства известных вологодских купцов-меценатов Веденеева и Леденцова в центре были сооружены два придела: в честь иконы Божией Матери "Всех скорбящих радость" и в честь святых покровителей христианского супружества Гурия, Самона и Авива — единственный престол этих святых в нашей епархии.
   — Раньше люди были боголюбивые, — говорит настоятель храма протоиерей Георгий Иванов, — и своё боголюбие показывали не на словах, а на делах. В благодарность Господу за какие-то милости вносили свои вклады, пожертвования. А еще с другой целью. Ведь покровители храма являются небесными заступниками той местности, где храм расположен, людей, которые в нем молятся. Чем больше небесных заступников, тем увереннее себя чувствовали люди. И сооружали в честь святых угодников престолы. Сейчас наш храм — трехпрестольный. Вверху только один — в честь Преображения Господня. А внизу мы восстановили два главных алтаря.

Трагические страницы истории

   Во времена лихолетья храм постигла участь многих святынь. Всё богатое убранство, конечно, исчезло. Одна пожилая прихожанка рассказывала, как у церковных стен жгли иконостасы, иконы, киоты, книги. Богослужения прекратились, но храм не разрушили. А в 30-е годы место молитвы стало местом тяжких страданий.
    — Церковь закрыли в 1930 году. Здесь сделали пересыльный пункт тюрьмы, — рассказывает настоятель. — Всё было перекрыто нарами. Здесь размещали ссыльных молдаван, украинцев. Когда реставрировали, видели на стенах написанные ими стихи, молитвы, последние обращения к родным. Лет пять назад сюда приезжал пожилой человек, который живет на Украине. Сказал, что прочитал в "Благовестнике", что открылась эта церковь. А он родился в этой церкви, когда мама его была здесь в тюрьме. И вот приехал увидеть своими глазами. Здесь и умирали. Умерших по льду на лошадях возили хоронить в Прилуцкий монастырь. И карательные органы здесь же находились. В небольшую подсобную комнатку вызывали на допрос, там и терзали, некоторых даже расстреливали. Это я свидетельствую, потому что когда откопали в этом помещении погреб, мы нашли четыре черепа, насквозь простреленные. Значит, здесь сразу и зарывали в подвале. Произвол был, что хотели, то и творили. Мы потом с благоговением эти косточки и черепа собрали, за алтарём похоронили. И покоятся они у церковных стен.
   В войну здесь стояли станки из Ленинграда, эвакуированные с какого-то завода. В окно на южную сторону выдавали хлеб по карточкам. За церковью были нарыты бомбоубежища. После войны крест упал. Крыша прохудилась. Лет двадцать храм стоял бесхозный. Потом власти обратили внимание — всё-таки памятник XVII века! Покрыли крышу, восстановили купола, поставили крест, побелили снаружи и повесили табличку: "Охраняется государством".

Церковь Андрея Первозванного в Вологде

В 70-е годы здание передали газовикам под склады.

Здесь служил священномученик

Последний настоятель
Андреевской церкви
перед её закрытием
протоиерей
НИКОЛАЙ ЗАМОРАЕВ
в 2001 году причислен
к лику святых

   — В этой церкви служили замечательные священники, очень образованные, — продолжает отец Георгий. — Протоиерей Прокопий Щукин родом из Великого Устюга здесь 30 лет священствовал, протоиерей Афинодор Малинин был благочинным одного из округов.
   Последний настоятель перед закрытием этой церкви отец Николай Замараев в 2001 году причислен к лику святых. Есть воспоминания протоиерея Алексея Резухина, он мальчиком был в то время, иподиаконствовал. Он описывает, какой был отец Николай — воплощенная доброта и любовь. Очень любил его народ. Куда бы ни пригласили, в любую непогоду с фонариком идет по Вологде на требы, причащает. Родственники от него отвернулись. Я не знаю, какова судьба его матушки, он жил на квартире с сестрой. Дочь хозяйки этой квартиры еще жива, помнит отца Николая. Говорила: "Добрый-добрый был, скромный, что ему надают на требах, тем он нас подкармливал". Она нам подарила его фотографию, которую хранила много лет. Если бы не она, и фотографии бы не было. Старушка говорила, что батюшкины книги, вещи они долго хранили, до самого сноса дома. А жили в районе строительного техникума. Когда эту церковь закрыли в 30-х годах, отец Николай был переведен в кафедральный собор, там служил. И вот однажды в 1938 году несколько священников собора разом не появились на службе. Отец Николай был расстрелян. Теперь на отпустах поминаем священномученика Николая. И вот что интересно: в 1990 году храм освящен 9 декабря! А это день мученической кончины последнего настоятеля! Совпадение? Это же чудо!

"Разрешите войти, ничего не тронем!"

   — Потом, как перестройка пошла, в двух действующих церквах Вологды — Рождество-Богородицкой и Лазаревской — народ не стал помещаться, — продолжает историю прихода отец Георгий Иванов. — Вологжане стали хлопотать об открытии третьего храма. Зарегистрировали Андреевскую общину. Владыка Михаил дал благословение. 28 февраля 1990 года владыка Михаил назначил меня настоятелем вновь организованной общины, пока по совместительству (я тогда служил в кафедральном соборе). Пришел я сюда после того, как храм передали епархии, а здесь — склады. В нижнем храме стояли холодильники с продуктами, тут же рубили мясо, колбасой торговали. Поздоровался: "Разрешите пройти посмотреть, ничего не трону". Всё черно, грязно, стекол почти нет, окна забиты досками, фанерой. Отопления никакого. Плиточные полы искорёжены — грузы на тачках возили. Мрачная картина. Рабочие отнеслись ко мне доброжелательно. А начальница — та в штыки: "Как это! А мы куда?". Потом вверх поднялся — там склады промышленных товаров. В верхнем храме было сделано два этажа. Живопись на стенах процентов на семьдесят сохранилась. Что интересно, и в то время встречались верующие люди. Когда уже мы стали все восстанавливать, красить, и видим — большой лист фанеры прибит. Я говорю:
    — Надо отрывать, зачем лист фанеры на кирпичной кладке?
   — А вдруг там какая-то дырка или печная труба?
   — Будем убирать, будем закладывать.
   Открываем этот лист, а там на стене написана Божья Матерь! Были люди, которые просто сохранили: а вдруг когда-нибудь всё это будет востребовано? Не все же были безбожники. Изображение Богородицы под листом фанеры так хорошо сохранилось, что мы и не реставрировали.
   Дело к осени идет, мы уже колокольню выбелили. А склады все не выезжают. Мы и в обком, мы и в облисполком, в горком — куда только не ходили!
    Тогда я попросил: дайте нам хотя бы в алтаре работы начать, все равно никак не используете. А двери в алтарную часть были самочинно сделаны с улицы. И начальство складское дало мне ключи. Мы сразу начали восстановительные работы в алтаре, а когда они подходили к завершению, начали ломать перегородки, отделяющие склады: сроки ваши все окончены, будем проникать в храм. А у них там сигнализация. Тут они и пожалели, что мне ключи дали. Начальница взмолилась: у меня здесь продуктов на многие тысячи, пожалуйста, дайте нам три дня. Нижние склады в течение трех дней выехали. А верхние попросились через месяц. Хоть через год, руки до верхнего храма пока не доходят. И здесь работы полно.

Как у первых христиан

   Это был конец октября — начало ноября. Понятно, что зима впереди, сразу начали думать об отоплении, с этим помог завод "Дормаш". Люди приходили работать со всей Вологды, даже дети и подростки. Одна дама подошла: "Как вам не стыдно, эксплуатируете детей на свою религию!" Видно, партийная. Что ей скажешь, я никого не звал. Люди сами шли помогать целыми семьями. Столько лет это всё преследовалось, а тут открывается церковь — для Вологды такая сенсация! На носилках отсюда не одну тонну всякого хлама и мусора вынесли. Такая была радость, как у первых христиан — одна душа!

Младенец родился…

   Начали срочно проводить отопление. 8 декабря вечером уже первая служба должна быть. Накануне сварщики всю ночь трудились, запустили систему буквально за день. Окна застеклили, помыли. Пришли мы на пустое место, кружки даже не было! Люди всё несли, что могли: иконы, платки, полотенца, книги, столики. Привозили всё, надо было престол подготовить, облачения. Свечки ставили в песок. Сделали временный фанерный иконостас, иконочек навешали. Казалось, что у нас лучше Софийского собора. После таких трудов да такая радость! По благословению владыки Михаила мы с отцом Константином Васильевым освятили. 9-го декабря первая литургия совершилась. А 13-го, в день апостола Андрея Первозванного, мы встречали правящего архиерея. У меня видеозапись сохранилась. Я приветствовал владыку Михаила. Владыка с такой радостью говорил ответное слово о том, что родился у нас младенец, который требует внимания, любви и заботы. Этот младенец — Андреевская церковь. Как сейчас помню, с таким воодушевлением Владыка сюда вступил, под эти закопченные, тогда грязные, своды. И тоже радовался. Замечательную проповедь произнес об апостоле Андрее. Что он наш русский апостол, проповедовал в наших краях, вспомнил себя, как он мальчишкой на Андреевском подворье в Петербурге прислуживал в церкви. Так очень трогательно всё это изложил, образно. Потом мы даже пирожками здесь угощали Владыку, чай приготовили. Праздничная трапеза состоялась при всем нашем убожестве, Владыка был очень доволен. А потом последовал указ о моём постоянном назначении.

За Богом молитва не пропадет

   Отец Георгий считает, что настоятель прихода должен гореть, как свеча, и других зажигать своим примером. Все 15 лет своего настоятельства на Адреевском приходе батюшка каждый день — в храме:
   — Трудимся, молимся, помогает Господь молитвами святых. Читаем акафисты Божией Матери, святых угодников чтим — службы совершаем с акафистами. И владыка Михаил, и владыка Максимилиан всегда поддерживали добрым словом. Это большое дело.
   Трудно поверить в былую разруху, глядя на сегодняшнее благолепие, трудно представить, сколько трудились его прихожане и весь клир во главе с настоятелем, достигая нынешнего расцвета Андреевского храма.
   — Каждый день что-то делали, — вспоминает отец Георгий. — Великим постом побелили внутри, провели косметический ремонт, почище стало. Параллельно сразу сделали проект иконостаса. Нашли специалиста-резчика. Новые иконы писали в Ферапонтове отец Сергий Ершов с матушкой Верой, тогда он еще не был рукоположен. За старинными иконами ездили по всем районам, у меня знакомых много. И в Кириллове, и в Соколе, и в Вожеге, и в Харовске мне приходилось по долгу службы с людьми общаться.
   С открытием нижнего храма Андреевский приход понемногу оживлял и верхний:
   — Вот мы 5 лет служили, всё восстанавливали. Не всё сразу, но работы там не прекращались. И в 1995 году мы уже подготовили и верхний храм. 5 июня по благословению владыки Максимилиана я сам освящал престол, в этот же день Владыка совершил первую литургию.
   Каждую субботу у нас в Андреевском храме всегда совершается служба с акафистом Божией Матери, нараспев все пятнадцать лет поем этот акафист. Божья Матерь сильно помогает. В воскресенье вечером — акафист апостолу Андрею Первозванному. За Богом молитва не пропадёт, как за царем служба. Усопших стараемся поминать, они тоже помогают нам, посылают благотворителей. Колокола сначала тоже Бог посылал, и люди приносили. Мне сказали, что в Куркино есть большой колокол. Поехали туда. Директор совхоза, поняв в чем дело, сразу нам его отдал, это теперь один из лучших наших колоколов. С нефтебазы есть колокол. Благодаря тому, что меня многие люди знают, если я чего попрошу, они, видя мою большую седую бороду, не смеют отказать. И так, кое-откуда колокола набрались, и неплохие. А уж на большой колокол — в 2003 году мы насобирали денег, помогли многие люди. Заказали на Балтийском заводе, на 800 кг отлили. Подняли — праздник для всей Вологды. А недавно появился новый — на 400 килограммов.

"Андреевская академия"

   — С восстановлением стен надо восстанавливать души, — убежден настоятель. — Это и Патриарх говорит, об этом и Владыка всегда напоминает. А для кого открывать храмы, если не будет людей? При возрожденном храме вскоре открылась воскресная школа. Сейчас в ней три преподавателя и учитель пения, да еще отец диакон ведет занятия. Ученики у нас усердные, церковные, причащаются, на службу ходят. А когда все начиналось, я сам и занятия вёл. В воскресенье после службы — с детьми, человек 20 с лишним ходили. Вечером — катехизаторские курсы для взрослых. Набивалась полная комната. Интерес был очень большой. Приходили учителя, врачи, всякие люди. Я по воскресеньям всегда вечером служу и потом провожу беседу для всех желающих. Это продолжается и до сего дня, все 15 лет. Постепенно народу в храме стало все больше и больше. Среди этого народа нашлись люди, на которых я обратил внимание, которые могли бы быть полезны Церкви. Я их потихоньку привлекал. И мужчин, и женщин, и девочек, и ребят. Восемнадцать священнослужителей из Адреевского храма вышло! Отец Андрей Исаев служил диаконом 8 лет. Видно, недаром он тут провел эти годы, теперь Владыка поставил его настоятелем крупного городского прихода.
   Иногда приход отца Георгия Иванова в шутку называют "Андреевской академией". Когда-то пришли туда молодые люди простыми прихожанами, а теперь стали батюшками и несут людям свет Христов, служа в разных храмах нашей епархии. Это те самые светильники, о которых говорил отец Георгий. Несколько его учеников уже стали настоятелями других приходов: отец Андрей Смирнов в Вологде, отец Георгий Осьминин в Кадникове, отец Анатолий Балясин в селе Архангельском, отец Алексей Биденко в Шуйском. А с начала своего служения у престола Божия отец Георгий Иванов подготовил больше двух десятков священнослужителей, некоторые служат и в других епархиях.

   — Я сам деревенский, — говорит батюшка, — и приход у нас такой… деревенский. Мы в сторонке, как в деревне, тут и обстановка семейная, все как родные здесь. Я новых людей сразу вижу, ведь своих прихожан всех знаю, когда причащаю, сам называю имена, не дожидаюсь, пока скажет каждый, как его зовут. Стараюсь, чтоб все учились на своих местах, чтобы всегда была взаимозаменяемость. Так и в просфорне, так и на клиросе. Первое время хор наемный был, из неверующих, а сейчас у нас хор хороший, человек 20 в нем. В церкви все люди должны быть верующие. У нас трудятся послушники и послушницы. Эти люди приходят не с запросами: "А сколько мне здесь заплатят?", а с другой мыслью: "Что я могу сделать для Церкви?".
   Отец Георгий наставляет подопечных:
   — Работайте Господу со страхом и служите Ему с радостью.

Елена Агентова

Я.Б. ТИМОФЕЕВА 
(г. Вологда)

ИЗ ИСТОРИИ ЦЕРКВИ АНДРЕЯ ПЕРВОЗВАННОГО В ГОРОДЕ ВОЛОГДЕ

В настоящее время в отечественной исторической науке, в краеведческой литературе появляется все больше статей, публикаций, монографий, посвященных истории церкви как религиозной организации, где делается попытка критической оценки господствовавшего ранее идеологизированного подхода к церкви, как реакционной деградирующей силе, рассматривается история епархии, роль церкви в развитии просвещения, книжного дела, участие церковной интеллигенции в формировании культуры в нашем крае. Пустовавшие, разрушенные до сих пор храмы восстанавливаются, обретают новую жизнь, поэтому обращение к истории конкретной церкви, конкретного прихода представляется небесполезным, именно для заполнения духовного вакуума, для воссоздания тех общественных традиций, которые были потеряны, а ныне с таким трудом обретаются.

После шестидесяти лет запустения в конце 1990 г. вновь освящена церковь Андрея Первозванного в г. Вологде, причем участие в восстановлении храма принял и ВГИАХМЗ, передав в дар церкви аналой XIX в., одиннадцать икон, пелены, покрова, воздухи начала XX в., стихарь, епитрахиль, палицу.

Отдельные сведения о церкви Андрея Первозванного содержатся в работах дореволюционных краеведов Н.И. Суворова, Г.К. Лукомского, И.К. Степановского, X. Пахолкова. Архитектурно-художественное описание храма имеется в монографиях А.А. Рыбакова, М.В. Фехнер, Г.И. Вздорнова1. Материалы о различного рода переделках и благоустройстве храма, о пожертвованиях, численности и составе прихода и т.п. дают представление материалы отчетов благочинных, различного рода прошения церковных служителей и прихожан, клиро-вых ведомостей, исповедных книг, хранящихся в ГАВО, фонд 496 (Духовная консистория), фонд 1063, опись 32 (Спасо-Преображенская Фрязиновская церковь).

Точных сведений о построении каменного здания храма не сохранилось. В краеведческой литературе мы встречаем различные варианты датировок. Г. К. Лукомский со сылкой на клировые ведомости упоминает о том, что около 1670 г. на месте обветшавшей деревянной церкви построена была каменная2. Н.И.Суворов, определяя время строительства каменного храма Преображения Господня, что во Фрязинове, концом XVII столетия, ссылается на "Книгу Преосвященного Гавриила Архиепископа Вологодского и Белозерского окладную церковной десятины 199 (1691) г.", где среди каменных церквей г. Вологды Спасо-Преображенская во Фрязинове не значится3. Авторы-составители Вологодского иллюстрированного календаря за 1873 г. без какой-либо ссылки на используемые источники годом основания каменного храма называют 16874. За всю историю своего существования церковь неоднократно переосвящалась. В окладных книгах 1618 г. и до конца XVII столетия она писалась церковью св. Андрея Первозванного, во имя которого существовал престол в нижнем этаже. Под тем же названием церковь значится и в окладной книге 1691 г.5 В архивных документах — "Списке церквей г. Вологды за 1741 г." ив сыскном деле о неявке крестьян на исповедь за 1733 г. — храм именуется уже Спасо-Преображенским6. Можно предполагать, что построенное в конце XVII столетия каменное здание храма было освящено во имя преображения Господня. В декабре 1990 г. церковь вновь освящена во имя св. апостола Андрея Первозванного.

По данным окладных книг в конце XVII в., в приходе Фрязиновской церкви числилось 125 дворов, а церковной дани взималось гораздо больше других церквей г. Вологды. В ее причте состояло два священника. Из окладной книги церковной десятины 187г. (1678-1679) известно, что от храма св. апостола Андрея Первозванного в селе Фрязиново десятины взималось 3 рубля с полтиною, что существенно превышало оклады других храмов Мироносицкой трети. В окладной книге количество дворов не указано, но по размеру взимаемой десятины можно сделать вывод о сравнительно высокой доходности церкви7. В "Книге Преосвященного Гавриила, Архиепископа Вологодского и Белозерского окладной церковной десятины" 1691 г. значится десятины от церкви св. апостола Андрея Первозванного 4 рубля 28 копеек — сумма, превышающая аналогичные оклады с других градских церквей8.

К 1855 г. в храме было семь престолов. В верхнем этаже помещались три престола: главный — во имя преображения Господня и два придельных, находящихся в южном и северном отделениях алтаря: в южном — во имя рождества Иоанна Предтечи, в северном — во имя преподобных Дионисия и Амфилохия Глушицких чудотворцев. В нижнем этаже храма размещались четыре престола: в восточной части храма — южный, во имя св. апостола Андрея Первозванного, северный — во имя св. Григория Богослова. Третий и четвертый придельные престолы располагались у двух западных столбов, поддерживающих своды. У правого столба — придел во имя св. мучеников Гурия, Самона и Авива. Приделы апостола Андрея, рождества Иоанна Предтечи, Дионисия Глу-шицкого и Григория Богослова наиболее ранние, возникшие с основанием храма. Придел во имя св. мучеников Гурия, Самона и Авива был устроен к 1849 г. частью на средства купца Н.М. Ведеева. 6 апреля 1853 г. причтом Спасо-Преображенской церкви было послано ходатайство в духовную консисторию "о устроении по правую сторону в теплой церкви придела". Разрешение на работы было дано 12 мая 1853 г.9 К 1855 г. устраивается придел во имя Божьей Матери Всех Скорбящих Радости, "усердием и иждивением прихожанина надворного советника Аполлона Николаевича Гарновского".

Летопись церкви свидетельствует о том, что, начиная с 1866 г., велись работы по росписи верхнего летнего храма. В 1872-нач. 1873 гг. верхний храм украшался новой живописью "на стенах, столбах, под сводами и в фонаре, что под главою"10. В традиционном отчете о состоянии церквей 1-го благочиния г. Вологды за 1873 г. отмечалось:

"В летнем верхнем храме Спасо-Преображенской Фрязиновской церкви уже по два прошедших лета производившееся значительное и сложное ремонтное исправление в настоящем приходит к окончанию. Возобновляются иконостас позолотою, иконы в нем, живописные изображения на стенах и часть свода. Работы производятся на суммы церковные". На живописные и ремонтные работы в холодном храме были привлечены немалые средства: свыше 6 тыс. рублей".

Стенопись верхнего холодного храма Спасо-Преображенской церкви состоит из 116 композиций. Роспись, общая площадь которой составляет 443,05 м. кв., украшает все своды и стены храма. Стенопись дает многообразный и многосюжетный рассказ о земной жизни Христа, жития Иоанна Предтечи и Дионисия Глушицкого. В росписи представлены образы святых, особо чтимых на севере России. Имена мастеров неизвестны, но при реставрационных работах 1991 г. на валике барабана обнаружена надпись, которая дает нам сведения о подрядчике: "Писано московским хозяином Иваном Федоровым Ерзуновым ". Здесь же и дата:

1873 г. Роспись выполнена в технике масляной живописи по штукатурке. В центральном куполе размещено "Отечество", на плафонах боковых глав — "Око Господне", дискос, крест, символы триединства, орнаментальные мотивы. Роспись стен и столбов состоит из двух горизонтальных поясов, разделенных устроенным в 1930 г. дощатым перекрытием в связи с приспособлением здания под пересыльный пункт, делящим ныне храм на два этажа. В южных люнетах северной пары подпружных арок помещены композиции "Бегство в Египет", "Погребение Христа", "Укрепление Христа ангелом"; в северных люнетах северной пары подпружных арок — "Преподобный Дионисий пишет икону "Успение", "Воскрешение дочери Иаира". На южной стене написаны "Усекновение главы Иоанна Предтечи", "Исцеление расслабленных в Копернауме", "Преображение", два орнаментальных панно; на северной стене — "Хождение Иисуса по водам" (северо-западный компартимент, север-ный люнет), "Вознесение", "Явление ангела преподобному Дионисию во сне". В северных люнетах южной пары подпружных арок — "Моление о чаше", на северной стороне южного пилона — "Несение креста", "Возвращение из Египта". На южных люнетах южной пары подпружных арок — "Христос и Самарянка", "Явление ангела Захарии во храме". В люнетах восточной стены — "Преподобный Дионисий устраивает храм во имя Пресвятой Богородицы" (северо-восточный компартимент, восточный люнет), "Вид Иерусалима с Голгофы" (центральный неф), "Рождество Иоанна Предтечи" (юго-восточный компартимент). В люнетах южной стены — "Исцеление слепорожденного" (юго-западный компартимент), "Преполовение" (центральный неф), "Христос спасает утопающего Петра" (северо-западный компартимент), "Сошествие Святого Духа" (западная стена). Роспись под перекрытием представляет в основном живописные образы святых и апостолов, орнамент. На северной стене изображен "Святитель Иоанн Златоуст", на южной стене- "Василий Великий", на западной стене- "Григорий Двоеслов", "Григорий Богослов", "Стефан Пермский", "Дмитрий Ростовский", "Спас Нерукотворный". Столбы храма, поддерживающие своды, расписаны также в два яруса. На них изображены отдельно стоящие величественные фигуры святых. На южном столбе в верхнем ярусе написаны Дмитрий Прилуцкий, Герасим Вологодский, Феодосии Тотемский, Григорий Пельшемский; на северном столбе — Корнилий Комельский, Прокопий Устюжский, Дионисий Глушицкий, Галактион Вологодский. Нижний ярус столбов занимают изображения подвижников: на северном столбе — Преподобного Игнатия Комельского, Иосифа Заоникиев-ского, Дионисия Глушицкого; на южном столбе — Игнатия Прилуцко-го, Иоасафа Каменского, Павла Обнорского. В своде алтаря написан "Христос с херувимами". В центральной части алтаря на северной стене расположена композиция "Распятие", на южной стороне — композиция "Воскресение". На своде паперти размещены изображения "Спаса на престоле" и "Иоанна Предтечи".

Описи церковного имущества 1803 и 1914 гг. дают довольно подробные сведения об интерьере храма12. В документах содержится описание композиций иконостасов главного Спасо-Преображенского престола и приделов, существовавших к началу XIX в. При обозначении рядов иконы указываются по сюжетам, даются подробные сведения об уборе икон (оклады, гривены, венчики), о материале, из которого он выполнен. Имущественные описи перечисляют церковную утварь, богослужебные книги, облачения. Из описей видно, что священных предметов, необходимых для богослужения было достаточно. Среди них ковчеги серебряные, золоченые, украшенные финифтью, серебряные напрестольные кресты и т.д. Большинство икон украшено серебряными ризами, гривнами, некоторые жемчугом. Значимость документов заключается также в том, что среди всего прочего в них дается довольно подробное описание иконостаса главного Спасо-Преображенского престола, практически уничтоженного во время пожара в июне 1890 г., в котором сгорело 33 иконы13.

Храм Андрея Первозванного в Вологде (Храм апостола Андрея Первозванного во Фрязинове)

Часть икон из церкви ныне хранится в фондах ВГИАХМЗ. Всего в губернский музей актом от 12/11-30 г. в связи с закрытием церкви было передано 129 икон14.

Содержание церкви и причта обеспечивалось местными средствами, главной статьей дохода которых составляли "доброхотные даяния" прихожан за исполнение церковных треб. Значительные суммы шли от процентов с предназначенных в пользу церкви и причта вечных вкладов, от доходов с церковной земли и оброчных статей. Церковные земли, состоящие из 8 пожень в Вологодском уезде, составлявшие 240 десятин, были жалованы Спасо-Преображенской Фрязиновской церкви грамотой царей Ивана и Петра Алексеевичей и царевны Софьи Алексеевны в 1687 г. "на фимиам и на ладон и на вино церковное и на свечи и церковникам на пропитание безоброчно"15. Сенокосные земли сдавались в краткосрочную аренду, как правило сроком на три года. Для этой цели периодически при церкви проводились аукционы в присутствии причта. В качестве обязательного условия аренды, арендатор вносил 50 % годовых, обязывался не пользоваться строевым и дровяным лесом. Арендаторами, как это видно из торговых листов, хранящихся в архивном фонде Спасо-Преображенской церкви, в основном, были крестьяне. Нередки были случаи, когда арендаторами являлись одновременно несколько жителей одного сельского общества, т.к. арендная плата была достаточно высока. Огромное значение для благосостояния церкви и прихода имели различного рода пожертвования: денежными суммами, ценными бумагами, церковной утварью, иконами, окладами из драгоценных металлов. Ежегодно на церковные требы церковно-священнос-лужители получали по 25 руб. из приказа общественного призрения по завещанию вологодского купца Алексея Андреевича Шапкина16.

В пользу причта и церкви шли проценты с капиталов, обращенных в ценные бумаги и внесенных в приказ общественного призрения: в 1860 г. купцом А.А. Шапкиным — 240 руб., коллежским советником Гавриилом Ивановичем Протопоповым — 175 руб., губернским секретарем Иваном Шайтановым — 100 руб. и т.д.17 В 1873 г. церковь получила пожертвования от вологодских купцов Виктора Грачева в 1000 руб., Владимира и Дмитрия Нечаевых в 100 руб.18 В 1973 г. храмовая казна пополнилась добровольными взносами купеческих людей Владимира Коноплева в 200 руб., Николая Михайловича Веденеева и Антона Рудакова по 100 руб.19 Церковная летопись дает свидетельства о фактах дарения Фрязиновской церкви в разные годы второй половины XIX в. непрерывно доходных банковских билетов на весьма значительные суммы Ю.Г. Белозеровой, С.Н. Леденцовой, купцом 2-гильдии Дм.В. Пальцевым. Аналогичные сведения находим в клировых ведомостях церкви. Так, в 1873 г. в пользу церкви и причта шли проценты с государственных банковых билетов, внесенных коллежским советником Прохором Ивановичем Васильевым в 100 руб., купцом Павлом Волковым в 300 руб., потомственным гражданином Василием Грудиным в 100руб.20 В 1870г. купцом Матвеем Авивовичем Поповым-Введенским была устроена серебряная риза весом более 5 фунтов на храмовую икону св. апостола Андрея Первозванного. Двумя годами позже купцом Василием Ивановичем Нечаевым была пожертвована икона св. праведного Самсона Верхотурского. Икона св. апостола Иоанна Богослова в серебряной ризе была пожалована церкви вдовой коллежского асессора М.И. Васильевой. Среди постоянных вкладчиков выше был назван купец Н.М. Веденеев. Кроме денежных даяний им в различное время в Спасо-Преображенскую церковь были подарены плащаница стоимостью в 800 руб., бархатные и золоченые хоругви. Нередко поновления, строительные и реставрационные работы велись исключительно или большей частью на средства прихожан. Так, устройство в 1878 г. каменной ограды с железными решетками осуществлялось благодаря финансированию работ купцами Я.М. Поповым-Введенским, Н.П. Щучкиным, Н.М. Веденеевым и др.

Говоря о приходском храме, невозможно не упомянуть о его пастырях, особенно о тех, чье духовное воздействие благоприятно сказывалось на формировании православных, нравственных и культурных традиций прихода, а в конечном итоге и епархии. Одновременно с выполнением своей основной функции — совершением богослужения, духовенство прихода принимало участие в общественной жизни города, в работе церковных и светских административных учреждений. Благодаря стройной сети духовно-образовательных заведений, довольно высокой и основательной общеобразовательной и профессиональной подготовке церковных кадров, в XIX в. формируется слой провинциальной церковной интеллигенции. Преподавание в школах, училищах различных ведомств, участие в благотворительности, в различных общественных организациях — все это становилось неотъемлемой частью общественного служения приходского духовенства во второй половине XIX-нач. XX в. К Фрязиновскому приходу назначались служители, имеющие профессиональный и жизненный опыт, ранее священствовавшие в сельских или иных городских церквях, как правило, возведенные в сан протоирея. Сведения о священнике Прокопии Васильевиче Щукине, перемещенном к церкви в 1851 г., авторе публикаций по истории Вологодского Ильинского монастыря, напечатанных на страницах "Вологодских губернских ведомостей", содержатся в библиографическом указателе П.А. Ди-лакторского "Вологжане-писатели"21. Его преемник св. Александр Николаевич Лощилов неоднократно награждался за службу по народному образованию, вел воскресные собеседования о христианской вере в Доме трудолюбия, заведовал воскресной школой22. Выпускник Московской духовной академии протоиерей Афинодор Николаевич Малинин долгое время преподавал в Вологодской духовной семинарии, участвовал в работе церковно-историко-археологической комиссии, заведовал Вологодским епархиальным древнехранилищем23.

История церкви — это не только сам храм, не только пастыри, почитаемые, наставляющие и учащие, но и те, кто приходит в этот храм за утешением или прощением, укреплением в помыслах молитвой. Исстари приход Спасо-Преображенской церкви составляли само бывшее село Фрязиново, входившее в городскую черту, и близлежащие деревни: Тепенькино, Хорхорино, Дьяконово. Поэтому в какой-то мере церковь являлась уникальной: была одновременно городской и сельской, соединяла в приходской жизни городской и сельский уклады. Православные традиции в приходе были довольно сильные. В ежегодно составляемых исповедных ведомостях священники отмечали отсутствие иноверцев или раскольников. Но в 1733 г. духовная консистория ведет дознание крестьян окрестных сел Дьяконово и Хорхорино, уличенных в приверженности к расколу, за то, что крестились двумя перстами и спорили со священником о слове Божьем24. А в исповедальных ведомостях за 1810 г. отмечалось наличие шести человек, "не исповедовавшихся из-за расколу"25. В исповедальных ведомостях мы находим сведения о посещении церкви крестьянами деревень Баран-ково, Доронино, Погари. В городскую часть прихода входили улицы Фрязиновская, Большая и Малая Андреевские (ул. Разина), Большие и Малые Кожевники (ул. Горького и Машиностроительная), часть Фрязи-новской набережной (наб. IV Армии)26. Жители Фрязинова входили в состав податных сословий. Социальное лицо прихода было разнородным: купцы, мещане, крестьяне. В 1791 г. в приходе проживало: духовного сословия — 26 чел., приказных, т.е. чиновников гражданского ведомства (с семьями) — 27 человек, из них только одна семья принадлежала к дворянскому сословию ("… Норман Федор Карпович настоящий городовой обыватель… Во 2-ой части на берегу реки Вологды дом на земле села Фрязинова по плану в 60-м квартале построенной от него … статский советник"); военного ведомства значится 5 семей, в основном, отставных солдат; купцов и мещан — 250 человек, дворовых — 13 человек, крестьян, проживающих в городе — 30 человек (11 дворов), в уезде — 127 человек. В 1794 г. в приходе значилось купеческих дворов 9, а в них проживало 64 человека, а в 1880 г. — 16 купеческих фамилий27. "Сведения о населении г. Вологды" за 1792 г. содержат материал о собственниках недвижимого имущества с указанием размера объявленного капитала. Так, купец 1-ой гильдии Егор Макарович Макаров в 1792 г. владел каменным домом на собственной земле во Фрязинове " …да в Суровской линии каменные четыре лавки да в овощной линии одну лавку … временно отлучается для купеческой комерции в разные российские города, торг имеет чрез Архангельский порт с иностранными корреспондентами и засылкою к ним разными российскими товарами и от них выпискою разных немецких товаров на собственный свой сщет равно и распродажу оных имеет в разные же российские города и в здешнем городе в указанных лавках…"28. Купец 3-й гильдии Михаил Петрович Масленников владел солодовенным заводом, вел торговлю в собственной каменной лавке. Солодовенный завод в это же время строят во Фрязинове его братья Тимофей и Степан Петровичи вместе с деревянным домом на каменном фундаменте на казенной земле, владеющие кроме того каменным домом на Пречистенском берегу. Во Фрязинове стояли заводы: кожевенный купца П.В. Свешникова, солодовенный — М.А. Колесова29. Среди вкладчиков, добровольно бравших на себя заботы по содержанию храма, тех, кто в конце XIX-нач. XX в. составлял церковное попечительство мы видим немало купеческих людей: Леденцовы, Веденеевы, Поповы-Введенские, Шапкины, Рыбниковы, Щучкины и др., до 26 фамилий в конце XIX в.

Жизнь прихода во многом обуславливалась совместной деятельностью священнослужителей и прихожан по поддержанию храма, приходской школы, призрению неимущих. Приход являлся одним из элементов структуры общества, который, безусловно, не мог не реагировать на события, происходившие в России, что и находило отражение в жизни церковной общины. Особенно это характерно для начала XX в., времени особенно сложном и противоречивом. Это и вспомоществование семьям лиц, мобилизованных на фронт в годы первой мировой войны, финансирование коек в лазарете при местном отделении Общества Красного Креста, и попытка организации церковно-приходской жизни на новых началах "защиты матери-церкви, укрепления и проведения в жизнь святых начал православной веры" после февраля 1917 г. Являясь устойчивым сообществом верующих, приход объединял людей независимо от их сословной и классовой принадлежности. Разрушение храмов означало разрушение связующего начала.

Издание декрета советской власти об отделении церкви от государства 23.01.18 г. возвестило о начале нового этапа в истории православной христианской церкви, который известный русский историк церкви богослов А.В. Карташев обозначил как мученический и рабский период взаимоотношения церкви и безбожной власти. В ходе экспроприации по разным политическим мотивам из Спасо-Преображенской церкви было изъято в мае 1922 г. 62 серебряных культовых предмета общим весом свыше 2 пудов, жемчуга и драгоценных камней свыше 1 фунта, сброшено в январе 1930 г. колокольной меди весом свыше 218 пудов (13 колоколов)30. В феврале 1930 г. договор со Спасо-Преображенской приходской общиной был расторгнут, а храм был приспособлен под пересыльный пункт для перемещенных лиц. На столбах, стенах, откосах окон и арок верхнего храма и доныне можно видеть подписи жертв репрессий, датированные 1930-32 гг.: молитвы, имена, детские рисунки, ставшие безмолвными свидетельствами происходившей трагедии. Художественное убранство церкви было уничтожено, за исключением части икон, переданных в губмузей, внутреннее пространство верхнего храма было разделено перекрытием на два яруса. В послевоенное время в церкви размещались склады Вологодской нефтебазы. Никаких ремонтных работ в храме за советский период не производилось. Долгое время здание церкви было практически лишено кровли, ливневые воды и снег беспрепятственно попадали на кирпичную кладку сводов и разрушали их. В результате систематических протечек и солеобразований роспись верхней части храма — сводов, арок, люнетов — повреждена на 100 %, а частью (до 30 %) — уничтожена полностью. В южных частях храма на поверхности имеются многочисленные травмы механического происхождения (выбоины, царапины и т.п.). Живопись нижнего теплого храма, состоявшая из отдельных клейм, не сохранилась.

9 декабря 1990 г. состоялось освящение церкви настоятелем Рождес-тво-Богородицкого собора протоиереем Константином Васильевым. Торжеству освящения предшествовала громадная восстановительная работа. Были перестелены полы, отштукатурены стены, восстановлены и окрашены решетки на окнах, купола и кресты, ограда, благоустроена территория, ранее представлявшая городскую свалку. В настоящем создается иконостас. С 1991 г. в верхнем храме ведутся реставрационные работы по восстановлению стенописи. Реставрация росписи ведется силами специалистов Вологодского филиала ВХНРЦ им. академика И.Э. Грабаря под руководством А.А. Рыбакова. В задачи художников-реставраторов входит удаление загрязнений и высолов, укрепление штукатурного грунта и красочного слоя. За реставрационные сезоны 1991-1994 гг. работы по восстановлению стенной росписи проведены на северной стене, на сводах и арках северного и центрального нефов, а также в барабане и куполе центральной главы. Для укрепления шелушащегося красочного слоя применена воско-смоляная мастика по рецептуре Н.В. Перцева, давшая хорошие результаты при реставрации масляной настенной росписи Исаакиевского собора в С.-Петербурге. Восполнение ее утрат производится в технике масляной живописи.

ПРИМЕЧАНИЯ

1. Вздорнов Г.И, Вологда. — Л., 1972. — С. 27; Рыбаков А.А. Художественные памятники Вологды XII-нач. XX вв. — Л., 1980. — С. 18; Фехнер М.В. Вологда. М., 1958. — С. 47-48.

2. Лукомский Г.К. Вологда в ее старине. — СПб., 1914. — С. 114.

3. Суворов Н.И. Несколько статистических и топографических сведений о Вологодской епархии от нач. XVII столетия до наших дней // ВЕВ. — 1865. — № 16. — С. 644.

4. Церкви г. Вологды и время построения их в настоящем виде // Вологодский иллюстрированный календарь. — Вологда, 1893. — С. 43-44.

5. Суворов Н.И. Несколько статистических и топографических сведений.,.-С. 644.

6. ГАВО. Ф. 496. On. 1. Д. 1379. Л. 7 (об.).

7. Суворов И.Н. Церкви Вологды 240 лет назад // ВЕВ. — 1916. — №15.-С.301.

8. Суворов Н.И. Несколько статистических и топографических сведений…-С. 600.

9. ГАВО. Ф. 496. On. 1. Д. 9201. Л. 832 (об.).

10. ГАВО. Ф. 1063. On. 32. Л. 3.

11. ГАВО. Ф. 496. On. 1. Д. 14758. Л. 220 (об.).

12. ГАВО. Ф. 1063. On. 32. Д. 165. Д. 4.

13. ГАВО. Ф. 1063. On. 32. Д. 69. Л. 104.

14. Список предметов музейного значения, переданных Вологодскому окр. музею из закрытой церкви Андрея Первозванного во Фрязинове по акту от 12/11-30 г. Приходные акты 1930-1934 гг. — ВОКМ, Л. 20-21 (об.).

15. Грамота царей Иоанна и Петра Алексеевичей и царевны Софьи Алексеевны, жалованная Спасо-Преображенской Фрязиновской церкви на владение 8 пожнями в Вологодском уезде 1687 г. // ВЕВ. — 1873.

-№21.-С. 707.

16. ГАВО. Ф. 1063. On. 32. Д. 2. Л. 46.

17. ГАВО. Ф. 1063. On. 32. Д. 20. Л. 2 (об.).

18. Известия по епархии: пожертвования // ВЕВ. -1873. — № 14. — С. 233.

19. Известия по епархии: пожертвования // ВЕВ. — 1893 — № 3. — С. 99.

20. ГАВО. Ф. 496. On. 1. Д. 14754. Л. 120.

21. Дилакторский П.А. Вологжане-писатели. — Вологда. — С. 134, 241.

22. ГАВО. Ф. 1063. On. 32. Д. 69. Л. 181-182.

23. Там же. Л. 395-396 (об.).

24. ГАВО. Ф. 496. On. 1. Д. 1010. Л. 1-3.

25. ГАВО. Ф. 1063. On. 32. Д. 1. Л. 267.

26. Расписание приходов церквей г. Вологды с указанием границ приходов названий улиц, числа домов и душ обоего пола // ВЕВ. -1893. -№19.-С. 327-328.

27. ГАВО. Ф. 1063. On. 32. Д. 1. Л. 75 (об.).

28. ГАВО. Ф. 496. On. 1. Д. 421. Л. 654 (об.)-655,681 (об.)-684,1072 (об.)-1073.

29. Там же. Л. 507.

30. ГАВО. Ф. 366. On. 1. Д. 274. Л. 93; ГАВО. Ф. 889. On. 1. Д. 17. Л.70(об.).
     

Храмы России

Вход
Храмы России |  Новости |  Поиск |  ЖЖ |  PDA |  Визитница |  Форумы |  О проекте |  Присоединяйтесь!
 

Церковь Андрея Первозванного во Фрязинове

Церковь Преображения Господня во Фрязинове

У Ч Е Т Н А Я   К А Р Т О Ч К А (утверждена)
Название

Церковь Андрея Первозванного во Фрязинове

Синонимы названия

Церковь Преображения Господня во Фрязинове

Обиходные названия

Андреевская церковь; Преображенская церковь; Спасо-Преображенская церковь; Спасопреображенская церковь; Спаса Преображения церковь; Спасская церковь

Тип постройки церковь
Дата основания не позже кон. XVI в.
Дата постройки последнего здания кон. XVII в.   (см. постройки той же эпохи)
Архитектор нет данных
Историческое исповедание Православная
Современная принадлежность РПЦ МП
Статус действ.
Адрес на 1917 г. г. Вологда, ул. 1-я Андреевская
Современный адрес г. Вологда, наб. VI Армии, 205
Web http://apostol1.cerkov.ru/
Краткое описание Кирпичная двухэтажная церковь, образец вологодского церковного зодчества XVII в. Построена в кон. XVII в. (указывались даты 1670, 1687). Двустолпный одноглавый четверик (первоначально пятиглавый) с западной папертью и шатровой колокольней. Вверху помещался Преображенский храм с приделами Рождества Предтечи и Дионисия и Амфилохия Глушицких. Внизу храм Андрея Первозванного с приделами Григория Богослова, Гурия, Самона и Авива (с 1849) и Скорбященским (с 1853). Закрыта в 1930, использовалась как склады, в 1960-х отремонтирована. Возвращена верующим в 1990, службы проводятся в нижнем храме, где освящены Андреевский и Гурие-Самоно-Авивовский престолы.
Основная публикация Тимофеева Я.

Б. Из истории церкви Андрея Первозванного в Вологде. // Послужить Северу. Ист.-худож. и краевед. сб. Вологда, 1995, с. 213-225

Изображение
Местоположение
Дата создания карточки 18 ноября 2008 года
Дата обновления карточки 28 апреля 2017 года
Составитель Бокарёв Александр

Знаете ли вы

что такое "Косой бой"?

Помогите храму!

В вашей помощи нуждается
"Церковь Михаила Архангела в Архангельском, что в Деревнях"
см.

весь список

Из фондов проекта:
Иконография Крещения Господня

Рекомендуем

Контакты

   

Главная |  Пётр Паламарчук |  Храмы |  Фотографии |  Авторам |  Ссылки
Поиск |  Архивы |  Новости |  ЖЖ |  PDA |  Визитница |  Форумы |  О проекте |  Присоединяйтесь!

1999-2018 © «Храмы России»

Электронное периодическое издание «Храмы России». Свидетельство о регистрации СМИ Эл № ФС77-35747 от 31 марта 2009 г.
Перепечатка или воспроизведение материалов любым способом полностью или по частям допускается только с письменного разрешения и с обязательным указанием источника.

Хостинг предоставлен компанией DotNetPark: SharePoint hosting, ASP.NET, SQL

Храмы России

Вход
Храмы России |  Новости |  Поиск |  ЖЖ |  PDA |  Визитница |  Форумы |  О проекте |  Присоединяйтесь!
 

Церковь Андрея Первозванного во Фрязинове

Церковь Преображения Господня во Фрязинове

У Ч Е Т Н А Я   К А Р Т О Ч К А (утверждена)
Название

Церковь Андрея Первозванного во Фрязинове

Синонимы названия

Церковь Преображения Господня во Фрязинове

Обиходные названия

Андреевская церковь; Преображенская церковь; Спасо-Преображенская церковь; Спасопреображенская церковь; Спаса Преображения церковь; Спасская церковь

Тип постройки церковь
Дата основания не позже кон. XVI в.
Дата постройки последнего здания кон. XVII в.   (см. постройки той же эпохи)
Архитектор нет данных
Историческое исповедание Православная
Современная принадлежность РПЦ МП
Статус действ.
Адрес на 1917 г. г. Вологда, ул. 1-я Андреевская
Современный адрес г. Вологда, наб. VI Армии, 205
Web http://apostol1.cerkov.ru/
Краткое описание Кирпичная двухэтажная церковь, образец вологодского церковного зодчества XVII в. Построена в кон. XVII в. (указывались даты 1670, 1687). Двустолпный одноглавый четверик (первоначально пятиглавый) с западной папертью и шатровой колокольней. Вверху помещался Преображенский храм с приделами Рождества Предтечи и Дионисия и Амфилохия Глушицких. Внизу храм Андрея Первозванного с приделами Григория Богослова, Гурия, Самона и Авива (с 1849) и Скорбященским (с 1853). Закрыта в 1930, использовалась как склады, в 1960-х отремонтирована. Возвращена верующим в 1990, службы проводятся в нижнем храме, где освящены Андреевский и Гурие-Самоно-Авивовский престолы.
Основная публикация Тимофеева Я. Б. Из истории церкви Андрея Первозванного в Вологде. // Послужить Северу. Ист.-худож. и краевед.

сб. Вологда, 1995, с. 213-225

Изображение
Местоположение
Дата создания карточки 18 ноября 2008 года
Дата обновления карточки 28 апреля 2017 года
Составитель Бокарёв Александр

Знаете ли вы

что такое "Римский ордер"?

Помогите храму!

В вашей помощи нуждается
"Церковь Рождества Пресвятой Богородицы в Турово"
см. весь список

Из фондов проекта:
Иконография Крещения Господня

Рекомендуем

Контакты

   

Главная |  Пётр Паламарчук |  Храмы |  Фотографии |  Авторам |  Ссылки
Поиск |  Архивы |  Новости |  ЖЖ |  PDA |  Визитница |  Форумы |  О проекте |  Присоединяйтесь!

1999-2018 © «Храмы России»

Электронное периодическое издание «Храмы России». Свидетельство о регистрации СМИ Эл № ФС77-35747 от 31 марта 2009 г.
Перепечатка или воспроизведение материалов любым способом полностью или по частям допускается только с письменного разрешения и с обязательным указанием источника.

Хостинг предоставлен компанией DotNetPark: SharePoint hosting, ASP.NET, SQL

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *