ХОТЫЛЕВО УСАДЬБА ТЕНИШЕВЫХ

Усадьба Тенишевых в селе Хотылёво

 Территория усадьбы Тенишевых связана с богатой и интересной историей села Хотылёво. Впервые усадьба упоминается в начале XVII века как имение Тютчевых. В 1892 году усадьба перешла в собственность князя Вячеслава Николаевича Тенишева – одного из учредителей Акционерного общества «Брянский рельсопрокатный, железоделательный и механический завод» (ныне Брянский машиностроительный завод). В.Н. Тенишев являлся крупнейшим Российским промышленником, субсидировавшим строительство первого в России завода автомобилей.

Кроме практической инженерной работы В.Н. Тенишев занимался научной деятельностью в области математики и, особенно, этнографии, он выпустил ряд книг и был председателем организованного по его инициативе «этнографического бюро» — по сбору и изучению этнографических сведений о жизни и быте крестьян.

Жена хозяина усадьбы — Мария Клавдиевна Тенишева — была видной меценаткой и художницей-прикладником, собирательницей коллекции русского прикладного искусства. В.Н. Тенишев дал ей не только княжеский титул, но и духовную опору, большое состояние и возможность реализовать себя в качестве ученой, просветительницы, художника и меценатки. Получив средства на осуществление задуманных ею проектов, Тенишева вскоре открыла ремесленную школу в Бежице и вложила большой труд в создание усадьбы в Хотылево. Парк и постройки усадьбы в нем, как в основных чертах, так и в мельчайших деталях — продукт ее творческого труда. Но история имения началась двумя столетиями раньше. В 1620 годы половиной села владел Степан Игнатьевич Тютчев, а другой половиной – его брат Дмитрий Игнатьевич. Именно потомки Дмитрия Игнатьевича заняли наиболее заметное место среди брянских Тютчевых в XVII-XVIII в.в.. Его правнук Петр Гаврилович, родившийся в 1673 году, в годы службы занимал довольно важную должность – провинциал-фискала Севской провинции. Хорошие отношения Петра Гавриловича с кабинет-секретарем Петра I А.В. Макаровым вызвали доносы завистников и привели к возбуждению в 1731 году уголовного дела. Хотя обвинение не подтвердилось, оно серьезно повлияло на здоровье П.Г. Тютчева и ускорило его смерть. Из его детей известны двое – Михаил Петрович и Фаддей Петрович.

Фаддей Тютчев, получил по наследству от родителей около полутора тысяч душ, к концу своей жизни сумел утроить их количество. В вотчинах Фаддея Петровича на его средства были построены каменные церкви в Трубчевском и Рославльском уездах, но раньше всего им был построен храм в с. Хотылево. В годы смуты он был сожжен и вместо него построена часовня. Просуществовала она довольно долго и лишь в 1680 году было велено в церковных документах «впредь писать церковь Николая Чудотворца да в приделе Флора и Лавра, а часовни не писать». По преданию новую церковь построил кто-то из князей Барятинских, но документов не сохранилось.

Двумя столетиями позже Никольская деревенская церковь старанием священника Михаила Феодоровского на средства церкви и прихожан была перестроена функционировала как кладбищенская.

Одновременно с Никольской церковью с 1759 года в Хотылево рядом с господской усадьбой было начато строительство каменного Преображенского храма (первоначально – со вторым алтарем во имя Казанской Божией Матери).

Храм был закончен и освящен в 1763 году. Имена архитекторов неизвестны. Храм был построен в стиле нарядного елизаветинского барокко. Внутренняя отделка с обилием лепных украшений. Известный мемуарист второй половины XVIII – нач. XIX в.в. Гавриил Добрынин, который сопровождал Севского Епископа Кирилла Флоринского, отметил что в селе «церковь каменная, снаружи хороша и внутри…» и украшена «не скупою рукой».

Упоминается в мемуарах Г.Добрынина и описание дома Фаддея Петровича Тютчева – «двухэтажный дом, хотя и деревянный, однако же выгоден и огромен. Мебелирован богато и со вкусом…расположение покоев, их многочисленность, обои, картины, комоды, шкафы, столики, бюро – красного дерева, в надлежащем порядке и чистоте. Зал, где был сервирован стол для 50 персон, освещала люстра, на столе сверкали хрусталь и серебро, а ужин отличался обилием напитков и разнообразием блюд».

Усадьба Тенишевых

О самом Фаддее Петровиче у Добрынина тоже остались следующие записи: «помещик любил музыку и содержал в доме капельмейстера из числа смоленских шляхтичей, он принимал у себя духовных и светских лиц, был прост и добродушен в общении с людьми более скромного положения». При хотылевском доме было два сада: регулярный и нерегулярный. Здесь росли яблоки, груши, крыжовник, сливы, барбарис.

В 1880 году хотылевское имение было потеряно его прежними владельцами. По словам княгини М.К. Тенишевой оно «за карточные долги было отобрано одним аферистом», а в 1892 году его купил князь Вячеслав Николаевич Тенишев (1843-1903 г.г.).

Началось строительство каменного дома по проекту академика архитектуры Николая Дмитриевича Прокофьева.

Князь не жалел средств для благоустройства хотылевского имения. Дом был выстроен в екатерининском стиле. Особенно красив был портик с четырьмя высокими колоннами, обращенный в сторону парка. Парк, заложенный в начале XIX века, был перепланирован и благоустроен. Здесь была сооружена гранитная лестница, спускавшаяся к Десне, были разбиты аллеи, устроены игровые площадки, пруд, а овраги соединили два арочных каменных моста. На самом возвышенном месте был построен летний дом, откуда открывался живописный вид на реку.

М.К. Тенишева в своей книге «Впечатления моей жизни» писала: «картина оттуда была захватывающей красоты, то поднимавшая в душе безмолвную молитву, тихую, бессознательную грусть, то сладко будившая воображение с порывом страстной любви к моей Родине. Никогда и нигде за границей я не переживала подобных ощущений». На берегу Десны был построен причал с лодочной станцией, а через Десну – железный мост. На средства князя В.Н. Тенишева была построена железнодорожная станция Хотылево. Парк и постройки усадьбы в нем, как в основных чертах, так и в мельчайших деталях — продукт ее творческого труда.

В село был завезен племенной скот, устроен небольшой конный завод (в 1895 году в нем было около 20 полукровных лошадей английской породы). Некоторые хотылевские крестьяне мечтали наняться на работу в хотылевское имение. Село состояло из 140 домов, почти все мужчины работали на заводе, женщины оставались в селе и занимались полевыми работами. Когда Мария Клавдиевна предложила крестьянам устроить в селе школу, они хором отказались. Но, не смотря на их отказ, Тенишева превратила кабак в одноклассное народное училище.

М.К. Тенишева всегда была окружена известными русскими художниками. Ее круг составляли С.Малютин, Н.Рерих, В.Серов, В.Поленов, М.Врубель, К.Коровин и другие. Некоторые из них бывали и работали в Хотылево. Здесь М.А. Врубель написал своего знаменитого «Пана». По свидетельству Б.К.Яновского, «пейзаж на картине взят с натуры — это вид с террасы Хотылевского дворца на открывающиеся дали».

Бывал в усадьбе и великий русский художник И.Е.Репин. В Хотылево он написал несколько этюдов и сделал ряд рисунков, ныне хранящихся в фондах Государственной Третьяковской галереи. Так же, как и Врубель, Репин не остался равнодушным к открывавшейся взору деснянской красоте.

Благотворительность, которой занималась Мария Клавдиевна в Хотылево была лишь малой толикой того, что делалось ею для социально-культурного развития Бежицы.

В 1899 году Тенишевы продали Хотылевское имение графине Марии Николаевне Граббе, которая и владела им вплоть до 1917 года, а сами перебрались в Талашкино (Смоленская губерния), купленное еще в 1893 году у подруги Марии Клавдиевны — Екатерины Святополк-Четвертинской.

Супруги Граббе пытались вести дела в имении с учетом достижений сельскохозяйственной науки и передового опыта, внедряли травосеяние. В 1905 году на их полях 3 десятины было засеяно клевером и 2 десятины – тимофеевкой.

С 1905 года, народные волнения затронули и Хотылево, был сожжен летний дом имения, в церкви во время службы разбросаны антиправительственные листовки. Россия, а вместе с ней и Хотылево, вступила в новую эпоху, а тенистые парки, красивые дома, пароходы на Десне стали лишь прекрасным воспоминанием… В 1943 году, во время освобождения Брянской области от немецко-фашистских захватчиков, немцы взорвали дом Тенешевых, церковь так же многое утратила в своем обличии…

Место расположения усадьбы на сервисе Яндекс.Карты

*При подготовке материала была использована следующая литература:

  1. Городков В.Н., Очерки архитектуры Брянского края. – Брянск: ЗАО «Издательство «Читай-город», 2006. – 240 с., илл.
  2. Городков А.В., Дубровский А.М., Кеня И.А., «Мария Тенишева: духовное наследие в Брянском крае». – Брянск, 2008. – 20 с., илл.

В полутора десятках километров вверх от Брянска на правом высоком берегу Десны находится парк бывшей усадьбы Тенишевых. Парк, как часть усадьбы, занимает центральное положение в застройке села Хотылево, раскинувшегося живописно и прихотливо. Территория усадьбы связана с богатой и интересной историей села. Три столетия это была вотчина рода Тютчевых. В 1888 г. усадьбы была куплена у князя А. Гедройца князем В. Тенишевым.

Вячеслав Николаевич Тенишев был незаурядной фигурой в России последней четверти XIX века. Образованный, опытный и энергичный инженер, он совместно с разбогатевшими предпринимателями П.И.Губониным и В.Ф.Голубевым учредили в июле 1873 года "Акционерное общество Брянского рельсопрокатного, железоделательного и механического завода" (нынеОАО "Брянский машиностроительный завод"). На обязанности Тенишева лежало все инженерно-техническое руководство заводом. Его знания и энергия способствовали тому, что завод быстро вырос и уже к 1900 году занял второе, после Петербургского Путиловского завода, место в России по объему выпускаемой продукции.

Кроме этой практической инженерной работы Тенишев занимался научной деятельностью в области математики и, особенно, этнографии, выпустил ряд книг и был председателем организованного по его инициативе "этнографического бюро" — по сбору и изучению этнографических сведений о жизни и быте крестьян. Известна его попытка организации "Свободной школы" в Петербурге.

Жена хозяина усадьбы — Мария Клавдиевна Тенишева — была видной меценаткой и художницей-прикладником, собирательницей коллекции русского прикладного искусства. Она стала создательницей и основательницей Смоленского музея, подаренного ею городу, и художественной мастерской в селе Талашкино (ныне музей-усадьба "Талашкино" Смоленской области). Весьма крупная и значительная коллекция была подарена ею Московскому музею археологии.

В столице и в Талашкине М.К.Тенишева была окружена видными русскими художниками. Ее круг составляли С.Малютин, Н.Рерих, В.Серов, В.Поленов, М.Врубель, С.Коровин и другие. Некоторые из них посещали ее в Хотылеве и работали здесь. В Хотылеве М.А.Врубель написал своего знаменитого "Пана". По свидетельству Б.К.Яновского, "пейзаж на картине взят с натуры: это вид с террасы Хотылевского дворца на открывающиеся дали". В Хотылеве бывал и великий русский художник И.Е.Репин. Он написал здесь несколько этюдов и сделал ряд рисунков, ныне хранящихся в фондах Государственной Третьяковской галереи. Так же, как и Врубель, Репин не остался равнодушным к деснянской красоте, открывавшейся здесь взору.

Для удобства связи усадьбы с Бежицей В.Н.Тенишевым была построена платформа "Хотылево" на Риго — Орловской железной дороге. От нее проложена шлаковая дорога и сооружен стальной мост через Десну. Этот мост был разрушен во время Великой Отечественной войны. В 1903 г. Тенищевы продали усадьбу Граббе.

Многие жители села являлись рабочими Брянского завода. Некоторые из них принимали активное участие в революционном движении. Не чуждо революционным веяниям было и Хотылевское крестьянство. В 1905 году усадьба явилась объектом гнева угнетенного крестьянства. Это выразилось, в частности, в поджоге "Летнего дома", который с тех пор прекратил свое существование.

Церковь Преображения — замечательный памятник культового зодчества, один из немногих на брянской земле усадебных храмов сер. 18 в. в стиле пышного и нарядного елизаветинского барокко. Построена в 1763 г. на средства одного из богатейших брянских помещиков Фаддея Петровича Тютчева.

Бесстолпное трехчастное здание, кирпичное и оштукатуренное, имеет своеобразную композицию, которая значительно искажена утратами. Двусветный, сильно вытянутый по продольной оси объем после разборки завершений имеет одинаковую высоту всех частей и выглядит как единое целое благодаря общему характеру их членений. Основной квадратный в плане четверик храма, более широкий и с закругленными углами, прежде был увенчан малым восьмериком с купольной кровлей. К нему примыкают небольшой прямоугольный алтарь с закругленной восточной стеной и короткая прямоугольная трапезная с четвериком паперти, над которой ранее возвышалась колокольня (сохранились остатки нижнего яруса).

Богатый барочный декор фасадов отличается изяществом деталей. Внутренняя отделка здания была очень пышной, с обильной полихромной лепниной. От нее остались фрагменты в виде скульптур ангелов и различных архитектурных деталей на стенах нынешнего чердака здания.

Парк заложен в начале XIX века и реконструирован при участии М.К.Тенишевой в 1890-х годах. Он невелик по площади, всего 9 гектаров. В плане представляет собой вытянутую вдоль берега фигуру, заключенную между застройкой села и Десной. Начинаясь у сельской площади, от стен бывшей Преображенской церкви, парк спускается по крутосклону берега к водному зеркалу Десны. Словно желая полюбоваться своим отражением, деревья "толпятся" у самой реки, а некоторые даже спустились в воду.

Планировка парка смешанная и состоит из двух зон: регулярной и ландшафтной. Зоны определены рельефом местности. Верхняя зона, где располагается часть парка и остатки усадьбы, имеет регулярную планировку.

Композицию парка "держит" поперечная аллея. Она связывает "Железные ворота" входа в парк с сельской площади и берег Десны с некогда бывшей там пристанью катеров. Поперек аллеи, примерно в середине ее, располагался барский дом. Одноэтажный и нарядный, он был построен во второй половине XIX столетия в духе загородных итальянских вилл эпохи Возрождения (с налетом той провинциальной декоративности, которой отличались западноевропейские постройки третьей четверти XIX века и которая давала повод называть этот стиль "венским ренессансом"). Хотылевский дом был сожжен гитлеровцами во время их кратковременного хозяйничанья здесь.

Перед домом поперечная аллея пересекается двумя продольными аллеями. Первая, длиною 350 метров, соединяет верхний парк с хозяйственным двором и фруктовым садом, расположенным в левой части усадьбы. Вторая, основная продольная аллея, пересекает перед фасадом всю территорию усадьбы, от западной окраины через фруктовый сад устремляясь к березовой роще и далее к полям. Двумя арочными романтичными мостиками она перекидывается через овраги, спускающиеся к реке.

Дом был открыт в сторону сельской площади парадным "зеленым залом" — окруженным стеной зелени, узким (ширина 25 метров) цветочным партером. Парковым фасадом дом смотрел на реку. Перед ним полукруглая площадка, от которой начинается гранитная лестница спуска к реке. В верхней части лестницы грот. В него можно войти и отдохнуть в прохладе. Отсюда красивый вид на Десну.

Склон берега и нижняя прибрежная зона имеют ландшафтную планировку с небольшим числом троп и дорожкой вдоль берега реки. Здесь же располагался "рыбный пруд" (не сохранился). Его чаша находилась несколько выше уровня Десны. Дорожка соединяла пруд с поперечной аллеей и далее, в правой части парка, выходила на подъездную дорогу к мосту. Она дважды поперечными дорожками, ныряющими на дне оврагов под арки мостиков, соединялась с верхним парком.

Таким образом, архитектурно — планировочная композиция парка логично сочетает регулярные устройства с "натуральными", четкие прямые аллеи, "зеленые залы" и "кабинеты" — с прихотливо вьющимися дорожками, со свободной планировкой, приближенной к живой природе. Центр композиции — это упомянутый выше "зеленый зал" цветочного партера перед домом усадьбы. Слева от него, если смотреть от Железных ворот, поперечные аллеи, соединенные между собой тремя короткими прямыми аллеями, образуют еще три зеленых зала, обрамленных плотными рядами высоких лип. Здесь на лужайках размещались игровые и спортивные площадки: русская лапта, лаун-теннис, крокет и другие. Перед средним из этих залов находится открытая, на возвышении, поляна. На ней стоял "Летний дом". Справа от партера располагались службы и фруктовый сад.

Не считая нескольких хозяйственных построек бывшей усадьбы, на территории парка сохранились отдельные элементы парковой архитектуры: Железные ворота, две гранитные лестницы веранд главного дома, гранитный (с гротом) лестничный спуск к реке, один арочный каменный мост через овраг. Характер их архитектуры общий с архитектурой дома.

Парк имеет разнообразное по видам растений озеленение. Раньше площадь цветочного партера перед домом обрамлялась рядами лиственниц, десятью туями (по пяти с каждой продольной стороны) и серебристыми елями. Ныне это экзотическое обрамление утрачено. По аллеям — однопородная посадка из лип. Ландшафтную часть парка украшают местные породы деревьев и кустарников: липа, клен остролистный, дуб черешчатый, тополи черный и берлинский, ольха, осина, береза, ель обыкновенная, сосна, лиственница, черемуха, сирень, бузина и другие. Встречаются экземпляры сосны кедровой сибирской.

Хотылевский парк — это парк внешних видов. Регулярная часть его умеренно парадная и уютно замкнутая в прямоугольные зеленые стены аллей. Ландшафтная же часть во многих местах открывается разрывами и "окнами" в зелени на реку и заречье, направляя внимание зрителя на отдельные виды широкого деснянского пейзажа. С площадки "Летнего дома" открывается вид сверху на "рыбный пруд", нижний парк и на уходящую вдаль пойму с серебряным изгибом реки.

Аллея лестницы торжественно показывает Десну "в упор" на коротком участке, вписанном в ажурную раму из ветвей деревьев, как бы приглашая приблизиться к ней. Поперечные дорожки, спускающиеся по логам, открывают новые и разные виды, обрамленные полукруглыми арками мостов, переброшенных над оврагами. Извивающаяся прибрежная дорожка на своих поворотах заставляет взглянуть вдоль Десны в голубую даль. Такое включение внешних видов в парк необыкновенно обогащает его содержание, как бы раздвигает его границы далеко, далеко.

К сожалению, современное состояние парка внушает тревогу за его будущую судьбу. Бессмысленно разрушается красивая лестница и другие парковые сооружения. Исчезают ценные деревья, заменяясь случайной порослью. Руководство сельского производственно-технического училища, в ведении которого находится парк, рассматривает его территорию как резервную для строительства своих зданий. Учебный корпус, клуб и ряд хозяйственных построек расположены в парке. Предусматривается строительство жилых домов и других зданий училища. Думается, что это неразумно и недопустимо: для нового строительства у нас еще достаточно свободной территории.

Чтобы ограничить использование парка под застройку, необходимо срочно установить охранную зону парка как ценного памятника. Парк в Хотылеве, пожалуй, единственный пример в Брянском крае террасного прибрежного парка со своеобразной планировкой, активно включающей в свою композицию внешние виды отмеченных незаурядной красотой окрестностей. Надо его сохранить.

  • Городков В. По старинным аллеям. — Тула: Приок. кн. изд-во, 1983. — С. 78-87.
  • Дубровский, А.М. Усадьба Тенишевых в Хотылеве / А.М. Дубровский // Усадьбы Брянского края: из истории культурного наследия Брянщины: в 2-х т. Т. I.- 2017. — Т. 1. — С. 197-205
  • Историческое описание церквей, приходов и монастырей Орловской епархии. — Орел, 1905. — Т. 1.- С. 129-130.
  • Материалы свода памятников истории и культуры РСФСР: Брянская область. — М., 1977. — С. 38-40.
  • Свод памятников архитектуры и монументального искусства России: Брянская область. — М.: Наука, 1996. — С. 180-184.
  • Тенишева М.К. Впечатления моей жизни. — Л., 1991. — С. 93, 100-101, 127-129.
  • Бочарова Н. Посмотреть родину // Точка. – 2008. — №7. – С. 106-107
  • Городков В. Преображенская церковь в Хотылеве//Брян. газ. — 1993. — Окт. (№40).

    хотылево усадьба тенишевых

    — С. 6.

  • Деханов В. Усадьба Тенишевых в Хотылево: следы минувшей красоты//Брян. газ. — 1999. — авг. (№32). — С. 6.

       Год постройки: середина 18 века, вторая половина 19 — начало 20 века.

      Живописно раскинулась на склоне правого высокого берега Десны, между рекой и сельской застройкой, занимая в ней ведущее положение. Село, известное с 17 века, до конца 19 века принадлежало роду Тютчевых, один из представителей которого — Ф.П. Тютчев — построил здесь в 1759-68 годы каменную церковь Преображения. Нынешняя усадьба начала складываться в начале 19 века, когда был заложен парк. В 1889 году она перешла к князю В.Н. Тенишеву (1843-1903), крупному инженеру, одному из основателей Брянского рельсопрокатного, железоделательного, сталелитейного и механического завода, занимавшемуся также математикой и этнографией. Он перестраивает усадьбу: возводит в 1890-х годах казенный дом с рядом служб и реконструирует парк. Усадьба построена по проекту архитектора Н.Д. Прокофьева.
      На рубеже 19-20 веков в усадьбе у жены князя — М.К. Тенишевой (1867-1930), известной меценатки и покровительницы искусств, коллекционера и художницы, основательницы художественной мастерской в Талашкине и музея в Смоленске, — неоднократно бывали многие представители русской культуры. В августе 1896 года здесь останавливался И.Е. Репин (1844-1930). Сохранилось несколько его рисунков с видами Хотылева. В июле-августе 1899 года в усадьбе жили М.А.

Исторические и памятные места Брянской области

Врубель (1856-1910), приступивший здесь к работе над картиной "Пан", его жена певица Н.И. Забела- Врубель (1868-1913) и ее аккомпаниатор, впоследствии композитор и педагог Б.К. Яновский (1875-1933).
      Для удобства связи усадьбы с Бежицей В.Н. Тенишевым была построена платформа "Хотылево" на Риго-Орловской железной дороге. От нее проложена шлаковая дорога и сооружен стальной мост через Десну. Этот мост был разрушен во время Великой Отечественной войны.
      После смерти В.Н. Тенишева в 1903 году усадьба перешла к графине М.Н. Граббе. В 1905 году во время крестьянских волнений в селе сгорел "летний дом" в парке. В Великую Отечественную войну главный дом разрушен и сожжен фашистами. К настоящему времени от усадебных построек сохранились лестницы от веранд главного дома, несколько перестроенных хозяйственных корпусов и отдельные парковые сооружения — "железные ворота", гранитный спуск к реке и арочный мост через овраг. Весь парк сильно зарос, а церковь в конце 1940-х годов лишилась своего завершения.
      Одна из интереснейших в области усадеб периода эклектики, архитектура которой, стилизованная в духе классицизма и ренессанса, в окружении живописного парка, прекрасно сочетается с более ранним эффектным храмом в стиле барокко.
      Территория расположенной на рельефе усадьбы в плане близка к прямоугольнику и вытянута между Десной и главной улицей села, которая служила подъездной аллеей. Расположенная на сельской площади церковь Преображения находится прямо против входа в усадьбу — т.н. "железных ворот". От них начинается главная парковая аллея, пересекающая его по линии север-юг и выступающая в качестве основной композиционной оси всего комплекса. Прежде аллею с юга замыкала лодочная пристань на берегу Десны. Справа от ворот расположены три корпуса хозяйственных построек, сгруппированные вокруг небольшого двора. Архитектура этих одноэтажных, прямоугольных в плане сооружений предельно проста и лаконична.
      Примерно на середине оси аллеи располагался усадебный дом, обращенный главным фасадом в сторону площади. Противоположный фасад с четырехколонным портиком выходил в парк. От дома сохранились лишь две устроенные перед фасадами широкие (до 7 метров) входные лестницы веранд в восемь ступеней, выполненных из гранита, с тумбами по сторонам. Перед главным фасадом разбит узкий цветочный партер, а перед парковым находится полукруглая площадка, от которой по оси аллеи к реке спускается гранитная лестница. На одной из ее площадок между маршами устроен каменный грот. Вдоль берега идет широкая продольная аллея, в концах которой через овраги были переброшены каменные арочные мосты (сохранился лишь восточный).

Усадьба Тенишевых в Хотылёво

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *