ХЮРРЕМ И СУЛЕЙМАН ФОТО

Усыпальница Сулеймана Великолепного

Мечеть отличается необыкновенно богатым внутренним убранством. Накануне постройки шах Персии послал Сулейману шкатулку с драгоценностями, желая сказать этим, что у турецкого султана не хватит денег на сооружение такого грандиозного храма. А султан распорядился эти драгоценности положить в стены наравне с обычными камнями, выразив свое презрение к шаху и его намеку.

Об этом удивительном сооружении написано много красивых строк. И нет ничего лучше, чем свидетельство поэтической души, резонирующей с душой Сулеймана и Хюррем. Вот описание Лейсян: "Небо пронзает четыре иглы минаретов. Хрустальный блеск персидского стекла в окнах и красочные изразцы вокруг ниши-михраб, обозначающей сторону святой Мекки, не веселят глаз. Тишина и покой порождает ощущение чего-то неземного; это ощущение не покидает и во внутреннем дворике – саду, где находится мавзолей Сулеймана и его жены. Стены гробницы обвивает виноградная лоза, их подножие усыпано кроваво-красной щирицей, мелкими цветами, которые еще носят название "кровоточащая любовь". Здесь покоится прах двух влюбленных, некогда бывшими самыми могущественными из всех смертных в этом городе и ставшими россыпью сухих костей".

Усыпальницы Сулеймана и Роксоланы-Хюррем Султан находятся во дворе стамбульской мечети Сулеймание, построенной архитектором Синаном по указанию Сулеймана в 1550–1557 годах (как уже говорилось, усыпальница Синана также находится рядом с этой мечетью). Надгробия усыпальниц по-турецки называются "тюрбе". Рядом с тюрбе Сулеймана можно увидеть тюрбе его дочери Михримах. Тюрбе Сулеймана увенчано чалмой-тюрбаном (белого цвета) в знак его султанского статуса. Надпись на тюрбе гласит: Kanuni Sultan Süleyman – 10 Osmanlı padişahı., султан Сулейман Законодатель – 10 османский падишах. Тюрбе Хюррем Султан также увенчано чалмой-тюрбаном в знак султанского статуса Хюррем (как мы хорошо помним, Сулейман I официально взял эту наложницу в жены, что было беспрецедентно для османских султанов. Так Хюррем стала султаншей, правительницей). Надпись на ее тюрбе гласит: Hürrem Sultan.

"Сердца моего госпожа, я твой раб, раб любви своей к тебе…"

На Западе и Востоке эта женщина известна как "королева Сулеймана Великолепного". Любовь супружеской пары – Сулеймана и Хюррем – не охладела с годами. Известно, что после смерти Хюррем Сулейман не взял себе новую жену и провел последние годы жизни в качестве вдовствующего султана…

Сулейман всю жизнь сочинял стихи и поэмы, подписывая их псевдонимом Мухибби – что значит "Влюбленный".

Любимая, для твоего алькова
Я отобрал бы из всего земного
Лебяжий пух и розы лепестки.
Что до меня, то если я с тобою,
Нужна ль постель – довольствуюсь любою —
Песок упруг и скалы мне мягки.

Для тех, кто хочет прочувствовать как в чужестранной вязи выписываются стихи, предлагаем оригинал стихотворения Мухибби на старотурецком языке:

Celis-i halvetim, varım, habibim mah-ı tabanım
Enisim, mahremim, varım, güzeller şahı sultanım
Hayatım hasılım,ömrüm, şarab-ı kevserim, adnim
Baharım, behçetim, rüzum, nigarım verd-i handanım
Neşatım, işretim, bezmim, çerağım, neyyirim, şem’im
Turuncu u nar u narencim, benim şem’-i şebistanım
Nebatım, sükkerim, genc,m, cihan içinde bi-rencim
Azizim, Yusuf’um varım, gönül Mısr’ındaki hanım
Stanbulum, Karamanım, diyar-ı milket-i Rum’um
Bedahşan’ım ve Kıpçağım ve Bağdad’ım, Horasanım
Saçı varım, kaşı yayım, gözü pür ftne, bimarım
Ölürsem boynuna kanım, meded he na-müsülmanım
Kapında çünki meddahım, seni medh ederim daim
Yürek pür gam, gözüm pür nem, Muhibbi’yim hoş halim!

Muhibbi (Kanuni Sultan Süleyman’ın mahlası)

А вот вариант на современном турецком языке:

Benim birlikte olduğum, sevgilim, parıldayan ayım,
Can dostum, en yakınım, güzellerin şahı sultanım.
Hayatımın, yaşamımın sebebi Cennetim, Kevser şarabım
Baharım, sevincim, günlerimin anlamı, gönlüme nakşolmuş resim gibi sevgilim, benim gülen gülüm,
Sevinç kaynağım, içkimdeki lezzet, eğlenceli meclisim, nurlu parlak ışığım, meş’alem.
Turuncum, narım, narencim, benim gecelerimin, visal odamın aydınlığı,
Nebatım, şekerim, hazinem, cihanda hiç örselenmemiş, el değmemiş sevgilim.
Gönlümdeki Mısır’ın Sultanı, Hazret-i Yusuf’um, varlığımın anlamı,
İstanbul’um, Karaman’ım, Bütün Anadolu ve Rum ülkesindeki diyara bedel sevgilim.
Değerli lal madeninin çıktığı yer olan Bedahşan’ım ve Kıpçağım, Bağdad’ım, Horasan’ım.
Güzel saçlım, yay kaşlım, gözleri ışıl ışıl ftneler koparan sevgilim, hastayım!
Eğer ölürsem benim vebalim senin boynunadır, çünkü bana eza ederek kanıma sen girdin, bana imdad et, ey Müslüman olmayan güzel sevgilim.
Kapında, devamlı olarak seni medhederim, seni överim, sanki hep seni öğmek için görevlendirilmiş gibiyim.
Yüreğim gam ile, gözlerim yaşlarla dolu, ben Muhibbi’yim, sevgi adamıyım, bana bir şeyler oldu, sarhoş gibiyim.
Bir hoş hale geldim.

О чем это стихотворение? Конечно же о ней – его единственной возлюбленной, его ненаглядной и вечно любимой La Rossa Хюррем:

Ты моя сила как сталь, мое уединение,
смысл моего существования, любимая, луна моя, опора моя,
Друг мой сокровенный, смысл моего существования, самая красивая моя султанша,
Жизнь моя, ты как зеленые колосья пшеницы, прелесть моя, ты как вино – мой райский напиток, имя мое,
Весна моя, красота моя, торжество мое, моя любимая картина, мой поток радости,
Настроение мое, праздник мой, мое средство от усталости жизни, счастье мое, солнце мое, звезда яркая,
Мой оранжевый цитрусовый фрукт, очаг моей спальни,
Мое зеленое растение, мой сахар, молодость моя, весь мой мир внутри тебя, боль моя,
Дорогая моя, госпожа моего сердца и стихотворной строки,
Мой Стамбул, мой караван, земля моя греческая,
Моя очевидность, моя кыпчаг, мой Багдад, мой Хорасан,
Мои волосы, выразительные брови, безумие чистых глаз, болезнь моя,
Я умру на твоей шее, ты помощь моя мусульманская,
Я в твоих дверях, потому что ты моя любимая рассказчица историй, тебя восхвалять буду я всегда продолжать,
Музыкальные гаммы моего чистого сердца, из моих глаз прольются чистой влагой, ты моя прекрасная!

И пусть эти строки взыскующему сердцу любителей высокой поэзии кажутся нескладными, но ведь нужно понимать: мы передали суть, передали поверхностный смысл, но не смогли передать турецкую певучесть и глубинную красоту истинного страстного звучания. Звучания, созданного сердцем того, кого уже много столетий нет среди живых. Того, кто один-единственный на всей неоглядной земле мог сказать о ней: Друг мой сокровенный, смысл моего существования, самая красивая моя султанша… Хасеки Хюррем.

Примечания

1

Речь идет о свадьбе любимой сестры Сулеймана Великолепного – Хатидже Султан и его друга визиря Ибрагима-паши. Однако, как отмечают некоторые историки, подобного союза в истории Османской империи не было. За подобную "семью" турецкие историки обвиняли и сценариста знаменитого сериала "Великолепный век" Мерал Окай. Однако большинство историков и исследователей склонны считать, что подобное событие все же состоялось. – Прим. ред.

2

Меджнун и Лейла – "бедуинские Ромео и Джульетта", герои популярной на Востоке арабской легенды о разлученных и страдающих любовниках. – Прим. ред.

3

Непотизм (от лат. nepos, род. п. nepotis – внук, племянник) – фаворитизм, кумовство (например, при найме на работу), предоставляемый родственникам или друзьям, вне зависимости от профессиональных достоинств. – Прим. ред.

4

Пиде – национальное блюдо турецкой кухни, схожее с итальянской пиццей, но по форме напоминающее "лодочку". – Прим. ред.

5

Фетва (араб. фатва) – зафиксированное мнение факиха (специалиста по мусульманскому праву). Приравнивается к вердикту, то есть предписанию, так как содержит разъяснение какого-либо положения и соответствующие рекомендации.

Стамбул. Сулеймание, Вефа и Хюррем Султан

Фетвы рассматриваются как дополнительный источник права. – Прим. ред.

6

Вилайет – административно-территориальная единица в Османской империи. – Прим. ред.

7

Стихи Сулеймана Великолепного в переводе Владимира Каденко. http://www.liveinternet.ru/users/bastis/post67620663/

8

http://www.turtropa.ru/Bce-oбo-BceM/2012/03/25/cтихи-cyлтана-cyлеймана-к-хюррем/#comment-109

9

Название населения, жившего в XI–XV вв. в степях от Каспийского до Черного морей, в настоящее время проживают в Египте и Сирии.

10

Название провинции Эрзерума (Эрзурума).

Глава 17
"Кровоточащая любовь" длиной в пять столетий…

Златокудрая Роксолана скончалась 15 марта 1558 год и была похоронена в мавзолее, который заранее был построен для нее за мечетью Сулеймание. О том, как отреагировал Сулейман на потерю возлюбленной супруги, свидетельствует его последующая жизнь. А еще – стихи, которые он по-прежнему посвящал своей вечно любимой женщине. Вот так начинается одно из них, написанное после смерти Хюррем.

Я изнываю от тоски на вершине печали,
Где день и ночь я плачу и вздыхаю.
О горе мне теперь, когда возлюбленной моей не стало…

Почти с первых дней они писали друг другу нежные послания. Султан посвящал Роксолане любовные стихи на персидском и арабском языках. Некоторые из них сохранились. Утверждают, что Хюррем уже через два месяца жизни в гареме овладела арабским! И многие ее строчки просто сжигали султану сердце…

Султан души моей, свет мой, мой султан…
Не проходит и ночи, чтобы мир не пылал в огне моих страданий,
Не проходит и дня, чтобы не разверзлись небеса от крика моего,
От великого желания увидеть Ваш лучезарный лик.
Душа моя, свет мой, моя надежда в целой вселенной,
Клянусь, что единственное желание в целом мире – Вы.
Мои чувства не передать словами и не написать пером.
Если бы море было бы чернилами, а дерево было бы пером, о моей боли от разлуки
Было бы написано в молитвах к Аллаху: "Соедини эту рабыню с ее повелителем!"
Ах султан мой, я вверяю Вас рукам Всевышнего.

Гробница Роксоланы в мечети Сулеймание

Или вот еще стихи Хюррем, посвященные единственному во всем мире любимому мужчине – султану Сулейману:

…О враг любимый! Не могу я без тебя!
Глухими будут ночи без вздоха твоего,
Немыми и поседевшими дороги – без твоих шагов.
Небеса и воды будут темными без твоих глаз.

Сулейман прожил 71 год, из них 46 лет он правил Османской империей. Его жизнь была полна триумфов и омрачена страшными трагедиями. Его жизнь утратила краски с исчезновением из нее верной Хюррем. За теми годами старения наблюдали многие, но немногие оставили нам свои заметки. К примеру, посол Австрии в Османской империи в XVI веке Огьер Гиселин де Бусбек писал, что с возрастом Сулейман становится все более набожным и суеверным, очевидно, страшась судьбы, которая ждала его после смерти: "День ото дня султан становится все более скрупулезным в соблюдении им религиозных установлений и обычаев, одним словом – более суеверным. Он обычно наслаждался тем, что слушал хор мальчиков, которые ему пели и играли; однако после вмешательства какой-то гадалки, которая объявила, что в будущей жизни его ожидают страшные наказания, если он не откажется от этого развлечения, этому был положен конец. Он был настолько запуган, что приказал сломать и предать огню все музыкальные инструменты, даже несмотря на то, что они разрисованы тонкой золотой вязью и усеяны драгоценными камнями. Обычно ему подавали яства в посуде из серебра, однако кто-то обнаружил в этом грех, и теперь он ест из глиняной посуды".

Сулейман прожил 71 год, из них 46 лет он правил Османской империей

О нем историк Г. Лэмб говорил: был высок, как статуя, худощав, с длинной шеей, цвет лица имел бледный, нос длинный, крючковатый, характер – амбициозный и щедрый. Сулейман был верен своему слову и обещанию, более чем кто-либо другой из магометанских королей, его предшественников. Он не желал ничего более достойного, чем овладеть огромной империей, но такой империей, которая счастлива верой в Христа…

В конце жизни Сулейман часто болел и страдал сердечной недостаточностью. Его последний военный поход был тринадцатым, то был очередной поход против Венгрии.

По следам «Великолепного века» в Стамбуле за 2 дня

Султан Сулейман не увидел как взяли замок, который его армия осаждала долгое время. Он умер за день до того от остановки сердца. Визирь Сулеймана Мехмед Соколлу скрыл смерть султана от армии. Визирю удавалось скрывать смерть султана 54 дня!

Вот что об этом можно прочитать в книге известного исследователя Гарольда Лэмба "Сулейман. Султан Востока": "Через пятьдесят лет после смерти Сулеймана в протестантской Англии добропорядочный Ричард Ноллес писал о султане следующее: "Магомет-паша, после того как назначил в Сигетвар турецкого губернатора, созвал разбредшихся солдат и отступил к Белграду. Он держал мертвое тело Сулеймана сидящим в паланкине, создавая видимость, что султан болен подагрой. Янычары легко поверили этому, зная, что султана возили таким образом уже много лет. Они все еще считали присутствие его залогом успеха, хотя теперь он был ни на что не способен".

Сулейман Великолепный на венецианской гравюре

При кончине Сулеймана, который умер в своем шатре от сердечного приступа, присутствовали лишь двое: врач султана и Соколлу Мехмед-паша. После того как врач произвел бальзамирование трупа Сулеймана, Соколлу убил его, опасаясь, как бы тот не разгласил факт смерти султана. Тем не менее, Соколлу поделился секретом со своим доверенным секретарем Феридан-беем и оруженосцем покойного султана Джафером-агой. А затем послал гонца с депешей к шах-заде Селиму в город Кютахья, находившийся в Анатолии. В депеше паша советовал Селиму встретить войско на его обратном пути, чтобы как можно скорее взять власть в свои руки.

В султанский шатер всем было запрещено входить. Все распоряжения делались от имени султана в письменном виде, при этом почерк Сулеймана I подделывал Джафер-ага. Вскоре войска, принимавшие участие в осаде и штурме города Сегеда, получили приказ возвращаться в Стамбул через Белград. Тело султана везли в карете, за которой во время дневного перехода постоянно следовал верхом на коне Соколлу Мехмед-паша. На каждом привале тело Сулеймана переносили в паланкине в султанский шатер и усаживали там на трон, после чего туда являлся Соколлу якобы для доклада и получения дальнейших распоряжений.

Селим прибыл к войскам, когда те находились под Белградом, и тогда же турецкие воины узнали о смерти султана Сулеймана Великолепного. После прибытия в Стамбул янычары взбунтовались и потребовали прибавки к жалованью и других привилегий. Новый султан дал согласие.

На следующий день после возвращения во дворец Топкапы султан Селим похоронил отца у мечети Сулеймание.

На фотографии Соколлу Мехмед-паша и мечеть, построенная для него Мимаром Синаном

Селим также соорудил монументальную могилу на том месте, где его отец умер. Согласно турецкой традиции, конструкция такого сооружения была с колоннами из монолитного мрамора, с крышей из чистого золота. Этот монумент позже дважды пострадал от австрийцев. Его мраморные элементы были отправлены в музей в Италии, золото с крыши было распродано в Вене. Монумент в самом центре Европы, символизирующий величие империи османов, был подвергнут небрежению последующими поколениями. Сегодня все, что осталось, это крохотная церковь, собранная из остатков монумента; на стене церкви висит мраморная табличка, на которой написаны годы правления султана Сулеймана I. И по сей день это место в Венгрии известно под названием Turbek, оно находится недалеко от деревни, название которой означает "деревня Сулеймана".

Считается, что султан Сулейман был блестящим законодателем, он определил законодательные нормы таких понятий, как справедливость и закон в странах, которые были в его владениях. Он признавал свободу всех людей, не подвергал насилию ни языки, ни культуру, ни религию покоренных стран. В Венгрии существует поверье, передающееся из поколение в поколение: "Если бы не турки, возможно сегодня мы бы даже забыли свой родной язык". Почему? Да потому, что иначе они могли бы говорить на немецком языке.

…На одном из семи холмов Стамбула высится мечеть Сулеймана Великолепного. Огромное внушительное сооружение поражает своим изяществом, созданным гением архитектора Синана. Большой центральный купол мечети окружают маленькие купола.

Грандиозная мечеть, получившую название Сулеймание, стала самой большой в Стамбуле мечетью, чей огромный купол в обрамлении четырех высоких минаретов доминирует на горизонте старого города, устремляясь ввысь с гребня холма над бухтой Золотой Рог. Помимо мечети, религиозный комплекс включает: четыре медресе, подготовительную школу, школу изучения Корана, начальную школу, медицинское училище, лазарет, приют для умалишенных, публичную кухню, торговый ряд, публичную баню и две усыпальницы – одну для Сулеймана, а другую для Хюррем. Строительство Сулеймание было закончено в 1557 г., и в день ее освящения, как утверждает известный османский путешественник Эвлия Челеби, архитектор Синан сказал Сулейману: "Я построил для тебя, о падишах, мечеть, которая останется на лице земли до судного дня".

Страны > Европа и Средиземноморье > Турция. Туры и отдых на курортах Турции > Туры в Турцию. Экскурсионные туры в Стамбул > Путешествие в «Великолепный век» по следам султана Сулеймана и Роксоланы (Хюррем) 

Путешествие в «Великолепный век» по следам султана Сулеймана и Роксоланы (Хюррем)

Российское ТВ часто преподносит своим верным телезрителям интересные подарки. Одним из них бесспорно стала возможность турецкий сериал Великолепный век смотреть онлайн все серии в хорошем качестве. Сериал Великолепный Век самым причудливым образом соединил в себе харизму турецкой истории и украинский колорит.

В 1 сезоне сериала показана история, которая стала настоящей легендой и имеет самое прямое отношение к культурно-историческим традициям украинского и турецкого народов. Роскошь и блеск, сменяемые дворцовыми интригами, красота и покой чередующиеся с завоевательными войнами империи — бурный ход событий создаёт прекрасную панорамную картину, в декорациях которых и разворачивает свою деятельность Хююрем, любимая жена Сулеймана Великого.

Сюжетная линия сериала повествует о эпохе правления султана Османской и Турецкой Империи Сулеймана Великого и о его страстной любви к украинке Роксолане, которая попав в гарем и родив султану 4-х детей стала называться Хюррем и приобрела огромное влияние над электоратом, поддаными султана и им самим. Съёмки сериала затратили на себя рекордную для турецкого телевидения сумму и были потрачены на создание достоверных декораций прошлых веков. Благодаря этому сериал действительно является очень красочным и даёт возможность таким образом в художественном ключе отследить красивую историю любви, наполненную большим драматизмом и историческим размахом.

События разворачиваются в 16-м веке в Турецкой Империи.

Знаменитые жены турецких султанов: Баффо

Сулейман Кануни становится новым султаном Турции в весьма раннем возрасте, — в 24 года… За несколько лет до этого в одном из очередных набегов кочевых крымских татар на украинские земли они напали и опустошили городок на Львовщине, а детей и девушек из него взяли в рабство. Одной из них была Анастасия Лисовская, которую в трюме вместе с другими рабынями привезли в Стамбул и продали в гарем султана. Она вела себя там очень непокорно и пыталась убежать, но поняв, что это ей не удастся стала другими путями пытаться получить влияние и власть в гареме… Совершенно случайно на неё обращает внимание сам султан…

Для съемок фильма было создано 2100 кв. метров декораций, в точности передающих интерьеры и экстерьеры исторических объектов, в которых происходят события фильма. Для того, чтобы в точности передать декор дворца, в декорациях было использовано 1000 кв. метров камня, 1800 кв. метров настоящего мрамора, 2500 шт. железного профиля, 1,5 тонны краски. Над декорациями в течение 5 месяцев работало 120 человек, среди них комманда скульпторов и художников, состоящая из 30 человек.

Продюсер фильма — Тимур Савджи, режиссёры — Ямур и Дурул Тайлан.

В главных ролях:

  • Кануни Султан Сулейман — Халит Эргенч
  • Мать султана — Валиде Султан — Небахат Чехре
  • Первая жена султана— Махидевран Султан — Нур Айсан
  • Младшая сестра — Хатидже Хатун — Сэльма Эргеч
  • Визирь Ибрагим — Окан Ялабык
  • Главная жена султана — Хюррем Султан (Роксолана) — немка по происхождению, турецкая актриса Мэрьем Узерли
  • Хотите окунуться в волшебную атмосферу любимого сериала?! Организацию Вашего исторического тура по следам Сулеймана и Роксоланы в Стамбуле оставьте профессионалам!

Программа исторического тура «По следам Сулеймана и Роксоланы (Хюррем)»

3 дня / 2 ночи

1 день (пятница). Прибытие в Стамбул. Трансфер и размещение в отеле. По желанию экскурсии за доп. плату.

2 день (суббота). Завтрак. Историческая экскурсия по местам, где происходили события во времена правления султана Сулеймана Великолепного, величайшего полководца и реформатора Османской Империи:

  • Дворец Султанов Топкапы — комплекс, окруженный высокими крепостными стенами с башнями причудливой формы. Много столетий дворец являлся официальной резиденцией султанов Османской империи. Так и в сериале «Великолепный век» султан Сулейман Великолепный проживает со всей своей семьей и подданными именно во дворце Топкапы. Во дворце решались многие государственные и политические вопросы. Начало строительству положил Мехмед II в 1462 году, и в дальнейшем, каждый из правителей добавлял или изменял какие-нибудь части дворца. Позже, в 16 веке, во дворце поселился султан Сулейман Великолепный вместе со своим гаремом, распорядившись достроить все необходимые для этого помещения. С тех пор в Топкапах проживало 24 султана.
  • Посещение Гарема во Дворце Топкапы — площадь гарема составляет 12 000 кв. метров, 400 комнат вмещали в себя до 500 человек, основная масса которых была наложницами, и лишь небольшая часть — слугами. Султан мог выбрать себе в жены абсолютно любую из этих сотен наложниц, поэтому каждую женщину обучали танцам и пению, чтению, письму и игре на музыкальных инструментах. В гарем попадали не только турецкие девушки, были и захваченные в плен иностранки, которым приходилось принимать ислам и изменять свое имя. Наибольшей удачей для наложницы считалось рождение сына от султана, который являлся бы наследником титула. Если это случалось, то женщина становилась женой султана или же его фавориткой, что обеспечивало ей безбедное существование и беззаботную жизнь до самой старости.
  • Мечеть и гробницы Сулеймана Великолепного и Роксоланы — вторая по значению и первая по размерам мечеть Стамбула. Мечеть сооружена по приказу Султана Сулеймана архитектором Синаном в 1550–1557 годах. Купол имеет высоту 53 м и диаметр 26,5 м. Пол мечети выложен коврами, внутри мечеть хорошо освещена — свет падает из 136 окон. Мечеть имеет четыре минарета. Со зданиями бань, медресе (учебных заведений), кухонь, библиотек и обсерваторией мечеть образует комплекс, по размерам сопоставимый с городским кварталом. Во дворе мечети находится кладбище, здесь в двух соседних мавзолеях покоится сам Сулейман и его любимая жена Роксолана.
  • Турецкий хамам — Хюррем — открылся недавно после реставрации, на которую ушло несколько миллионов долларов. Хаммам был построен известным архитектором Синаном в 16 веке (1556-1557г) году по заказу Султана Сулеймана для его любимой жены Роксоланы. Баня активно действовала до 1910 г, после чего была закрыта. Её помещение использовали для разных предназначений. В разные периоды Хаммам Хюррем Султан была тюрьмой, складом и ковровым базаром. «Хаммам Роксоланы» построен по прототипу классической османской бани. Парная поражает своими размерами: ее длина составляет 75 метров. Помимо традиционных для хаммама услуг здесь можно заказать различные СПА-процедуры, такие как массажи и грязевые обертывания. Для гостей также работает ресторан, где подают блюда традиционной турецкой кухни.

3 день (воскресенье). Завтрак. Экскурсия по Стамбулу:

  • Прогулка по Босфору 1,5 часа: Поездка по Босфору на теплоходе мимо Дворцов Долмабахче и Бейлербей, Девичьей башни и крепости Румели Хисари оставит незабываемые впечатления. На Азиатском берегу четко вырисовываются белые с золотым кружевом стены Дворца Гексу, построенного по желанию матери Султана Абдул Меджижа. За ним — старая мечеть и фонтаны. Старинные турецкие виллы в большом количестве раскинулись на берегах пролива.
  • Посещение Базара пряностей (Египетский базар) — это второй по величине рынок Стамбула после Гранд базара. Он построен в форме зеркально-обратной букве L и насчитывает 6 ворот. Купола базара покрыты свинцом. Египетский Базар был построен в1660 году, ему была отведена определенная функция: обеспечение финансирования строительства Новой мечети. Своё название базар получил благодаря тому, что основная масса пряностей и специй (того времени) поставлялась Индии через Египет. На его территории находится около 80 магазинов. На базаре можно купить всевозможные специи, пряности и лечебные травы.

Свободное время. Трансфер в аэропорт. Вылет.

В стоимость включено:

  • Экскурсионная программа с входными билетами в музеи по программе
  • Услуги русскоговорящего гида
  • Автобус с кондиционером
  • Проживание в отеле выбранной категории на 3 дня/2 ночи
  • Питание — завтраки
  • Трансфер а/п Ататюрк — отель — а/п Ататюрк
  • Медицинская страховка
  • Комиссия агентствам

Дополнительно оплачивается:

  • Авиаперелет Москва — Стамбул — Москва
  • Дополнительные экскурсии (по желанию)
  • Дополнительные ночи в отеле до/после программы (по желанию)
  • Доплата за трансфер из/в а/п Сабиха Гокчен — 20 дол/чел.
  • Посещение турецкой бани Хюррем (по желанию) — 70 евро/чел.

Стоимость размещения (в usd на персону,оринтировочно).

Просьба,уточнять при бронировании!!!

 

HOTEL DBL P.P. SNGL TRPL P.P. TRP P.P.
WYNDHAM ISTANBUL OLD CITY 5*, Laleli 432 602 397 314
ZURICH HOTEL 4*, Laleli 371 426 335 265
AMETHYST HOTEL 4*, Laleli до 27.02.15 339 427 327 258
GRAND YAVUZ HOTEL 4*, Sultamahmet 305 368 304 240
SKY KAMER BOUTIQUE 4*, Beyazit 459 383 309 243
ASKOC HOTEL 4*, Sultamahmet Std Room 330 398 323 253
HALI HOTEL 3*, Sultamahmet 297 318 414 228
GOLDEN HORN 4* Deluxe Room, Sultamahmet 368 475 353 279
GRAND WASHINGTON 4*, Laleli
заезды до 13.02.15 включительно
324 399 314 248
GRAND WASHINGTON 4*, Laleli
заезды с 20.02.15
337 424 324 256

Дети:

  • 01 — 06 бесплатно
  • 07 — 12 — % 50 от стоимости (с двумя взрослыми в номере)

Посмотреть другие экскурсионные туры в Стамбул >>

Быт жителей Османской империи

Распорядок дня османского подданного

Дневной ритм османских подданных — размерен и нетороплив; нет никакой суеты, наоборот, разумная медлительность, которая проявляется в продолжительном обмене приветствиями и любезностями с друзьями, соседями, сослуживцами, в затяжных деловых переговорах или бесконечной торговле на рынке; ничто не торопит и не подталкивает, все кончается каким-то результатом; в этом и есть выражение философии человека в Османской империи. Между тем никакой лени или безразличия в этой медлительности нет: просто такой темперамент, и это нисколько не мешает достигать своих целей, если решено довести дело до конца.

Муэдзин созывает правоверных на молитву при восходе солнца. Тюфяки и одеяла убираются в сундуки и стенные шкафы. Если человек не мусульманской веры, он просто совершает свой утренний туалет. Но если он мусульманин, то перед тем, как приступить к утренней молитве, он должен привести себя в порядок, где главное омовение — почистить зубы, прополоскать рот и прочистить нос, умыть лицо и пригладить голову, вымыть руки и запястья. Эти омовения повторяются, в принципе, перед каждой молитвой, особенно, если они проходят в мечетях. Для более полной гигиены люди мусульманской и немусульманской принадлежности посещают хамам в своем квартале.

Затем человек одевается. Одежда зависит от социального положения, ранга, состоятельности, и порой наряды поражают своим великолепием. Наконец, он быстро завтракает.

Выйдя из дома, человек направляется к месту своей работы, проходя по улицам, застроенным деревянными домами; улица это, как правило, — просто утоптанная земля, и только главные вымощены, за ними следят муниципальные работники; в зависимости от сезона большинство остальных улиц покрыты или жидкой грязью, или пылью, здесь нагромождение всякой рухляди и обилие сточных вод. Если человек торговец или ремесленник, то он направляется в самые оживленные кварталы города; именно здесь можно видеть разноцветную толпу людей, пришедших сюда заработать свой кусок хлеба или купить продуктов и товаров, которые можно найти лишь в специализированных лавках. Большинство ремесленников, которые не только производят товар, но и торгуют им, работают на виду у всех в лавках и мастерских, расположенных вдоль улиц. На окраинах городов располагаются караван-сараи (хаи), около которых останавливаются караваны верблюдов, мулов, ослов, привезших товары из дальних стран Востока и Центральной Европы. Затем грузчики (хамал) переносят их в торговую часть городов. В центральных кварталах все снует и движется, стоит гул от тысячи станков различных мастерских: жестянщиков, ткачей, столяров, чеканщиков подносов и других вещей.

Если у человека есть время и он хочет что-то купить, ему нужно пойти на базар, где, можно быть уверенным, он найдет все, что пожелает, и в то же время сможет полюбоваться обилием представленных здесь диковинных и роскошных товаров. За более скромными покупками достаточно сходить на рынок в своем квартале, который находится в определенном месте и работает не реже одного раза в неделю. В основном это продовольственные базары, где торгуют и с рук, и в лавках. Кроме того, повсюду встречаются бакалеи (бакал) и бродячие торговцы с корзинами на спине, предлагающие свежие фрукты и овощи. Если человек что-то покупает, он в любом случае торгуется (пазарлык); это своего рода ритуал в торговой сделке любого масштаба.

Продолжительность рабочего дня ничем не регламентируется; как правило, она совпадает со световым днем: день начинается с утренней молитвы (сабах) и заканчивается вечерней молитвой (актам); так что рабочий день летом длиннее, чем зимой, ну и, понятно, подавляющее большинство лавок и мастерских не имеет искусственного освещения.

В рабочем дне, будь он длинным или коротким, обязательно делаются перерывы: для мусульман это полуденная молитва и икипди, а также, для всех, перерыв на обед, точнее на перекус: времени серьезно поесть мало, еда скромная, если не скудная, пищу принимают или на месте, или в ближайшей харчевне.

По вечерам каждый возвращается домой до захода солнца. Последняя часть дня посвящена приготовлению ужина, — который обычно делался за полчаса до захода солнца, — и молитве йатси; затем предстоит ночной отдых, который должен дать силы, чтобы прожить следующий день.

Днем еженедельного отдыха считается пятница, но в течение года трудовые будни прерываются многочисленными праздниками и торжественными мероприятиями.

Основные ритуалы

В жизни турецких семей важное место занимают разного рода события: первый день в школе, вступление нового члена в корпорацию, возвращение паломников из Мекки. К ним добавляются события, связанные вообще с человеческой жизнью: рождение, обрезание, вступление в брак и кончина.

Все они сопровождаются традиционными ритуалами и составляют важную часть семейной жизни. Поскольку такие события достаточно редки, считается хорошим тоном по их случаю демонстрировать свое благополучие и возможности; это влечет за собой расходы, но праздники отмечаются пышно.

а) Рождение. Когда новорожденный появляется на свет, повитуха (эбекадии) обмывает ребенка, произносит над ним молитву, заворачивает в пеленки и кладет в колыбель (бешикили салапджак, «колыбель») или в гамак. Вскоре после рождения, над ребенком и его матерью совершаются охранительные обряды, среди которых самый распространенный — прикрепление амулета. К пеленкам, в которые завернут новорожденный, часто прикрепляется голубая жемчужина, пазарлик, амулет, предназначенный защищать от дурного глаза. Накрытая дорогими тканями, роженица возлежит на своего рода праздничной кровати, и на следующий после рождения ребенка день ее посещают родственники и друзья. По столь важному случаю ей преподносят многочисленные и разнообразные подарки. Родственницам, подругам и соседкам предлагают прохладительные напитки, кофе или рахат-лукум. Период визитов вежливости, подарков и раздачи напитков родственниками роженицы длится около месяца.

Обычно на седьмой день отец дает имя новорожденному, которому в момент обрезания пуповины уже было присвоено первое имя для защиты от дурного глаза. Он читает несколько определенных строф из Корана и затем в правое ухо новорожденного трижды произносит «Во имя Господа милостивого и милосердного» (бисмилла) и имя ребенка, держа его повернутым в сторону Мекки. После получения ребенком второго имени, его вновь кладут в колыбель и убаюкивают, повторяя его имя. Затем то же самое проделывает каждый из присутствующих детей.

На седьмой день роженица поднимается и все поют мевлуд, религиозное песнопение, относящееся к рождению пророка. Считаясь нечистой, роженица не должна выходить из дома, по правилам, 40 дней. Согласно традиции, очищение после родов наступает на сороковой день: молодая мать совершает ритуальное омовение дома или идет в хамам в сопровождении акушерки, родственниц, подруг и соседок. В последующие дни мать берет ребенка и наносит визит всем, кто побеспокоился прийти к ней, когда она была прикована к постели.

б) Обрезание (стопчет). Несмотря на то, что оно не предписано текстом Корана, обрезание стало обязательным ритуалом религиозного характера, который санкционирует признание ребенка как мусульманина.

Этот обряд, семитского происхождения, обычно совершается на седьмом или восьмом году жизни. Он дает повод для праздничной церемонии.

На протяжении восьми или десяти дней родители, перед предстоящим обрезанием, опекают подростка, с тем чтобы отвлечь его от страха перед болезненной процедурой. Мальчику надевают великолепный тюрбан, украшенный золотым или серебряным шитьем и плюмажем, и идут с ним навещать родственников и друзей. В некоторых восточных регионах, для того чтобы защитить подростка от дурного глаза, его одевают в женскую одежду, украшенную драгоценностями, и закрывают лицо вуалью. Операция, которую выполняет цирюльник бритвой, проводится в присутствии имама мечети, читающего молитвы, призванные защитить ребенка.

Обрезание отмечает момент, когда мальчик окончательно покидает общество женщин, чтобы присоединиться к мужчинам; отныне, к своему большому сожалению, он уже больше не может ходить в хамам со своей матерью и сестрами.

Обрезание сыновей султана дает повод для грандиозных торжеств, которые длятся на протяжении многих дней. В 1582 г. обрезание принца Мехмеда, сына султана Мурада III, потребовало год приготовлений!

Хирургические операции аналогичного свойства с девочками у османов практиковались довольно редко, за исключением некоторых регионов Египта. Во всяком случае, они делались всегда ночью, в тайне, в отличие от обрезания мальчиков, о которых было известно всем.

в) Свадьба. В городах, для того чтобы подобрать жениха для дочери или невесту для сына, турок обычно прибегает к услугам свахи. Это облегчает установление отношений между матерями, которые рассказывают друг другу о будущих супругах, помогает искать общий язык. И все-таки решение остается за отцами семейств. Если оно принято, отец жениха, сопровождаемый двумя родственниками или друзьями, отправляется в дом невесты, где окончательно обговаривает с ее отцом детали мероприятия. Молодой человек посылает своей будущей супруге традиционные подарки. Если он богат, он пошлет украшенные драгоценностями зеркальца, наряды, духи; в противном случае, подарит платки, салфетки, суконные ткани. По ходу дела будущий тесть получает агырлык, сумму, покрывавшую расходы на свадьбу. Несколькими днями позже приступают к заключению брачного договора (пиках) в присутствии двух свидетелей и, чаще всего, кади.

Предбрачное время сопровождается сложными традиционными ритуалами, которые длятся в течение недели: вторник посвящается походу невесты в баню, среда — «день хны», когда хну золотой палочкой наносят на пальцы и ладони девушки в знак доброго предзнаменования. Четверг — день показа невесты приглашенным по такому случаю женщинам. Вечером, после обильного ужина и вечерней молитвы в кругу родных и знакомых, жених принимает поздравления квартального имама, отца и свекра, и его подводят к комнате невесты. Пятница — день большого свадебного застолья. Празднества заканчиваются обедом в понедельник, который дают родители жениха для родителей невесты и родственников и друзей обеих семей.

Войдя в свою новую семью, молодая жена переходит под власть свекрови.

г) Похороны. По обычаю, когда видят, что больной находится на пороге смерти, его поворачивают головой в сторону Мекки и читают над ним шахада, или молитву — свидетельство его принадлежности к мусульманской вере. После кончины тело покойного обмывают, уши, нос и рот закрывают ватой и заворачивают в саван, из одно куска материи, без швов и только белого цвета. Погребение производится не позже следующего дня после кончины. Мужчины несут покойного на своего рода носилках, накрытых покрывалом с кораническими надписями, до ближайшей мечети. Усопшего никогда не вносят в мечеть, носилки кладутся на специально предназначенный для этого камень (музала таши) во дворе или вне территории мечети. Имам или близкий родственник покойного произносит погребальную молитву, некоторые строфы из Корана и иногда хвалебную речь о почившем. После этого, сменяя друг друга, многие люди — это богоугодное дело — несут усопшего к месту погребения. Могила представляет собой вырытую в земле яму, и покойного, завернутого в саван, кладут в нее прямо на землю, на правый бок, головой в сторону Мекки. Сверху ставят небольшое надгробье и два вертикальных камня — беднякам ставились надгробья из дерева — обычно стелу в голове с эпитафией и в ногах — чаще всего без таковой. В эпитафии указываются общие сведения (сословие, происхождение по рождению или место проживания, профессия) о покойном, его прозвище, имя, титулы, дата смерти — реже дата рождения — и содержится призыв прочесть во имя него молитву, фатиха, заглавную суру Корана. В соответствии с социальной значимостью усопшего, над верхней стелой устанавливается изображение головного убора, свидетельствующее о его профессии и ранге. Женскую стелу может венчать чепчик, часто украшенный бутоном розы, иногда с декором в форме фруктов, цветов и листьев. Большинство стел раньше окрашивались в голубой, зеленый, красный цвета, а на надписи и декор наносилась еще и позолота.

На османском кладбище надмогильная надпись будет сразу видна прохожему. Каким бы ни было место, надгробные стелы всегда смотрят в сторону ведущих туда дорожек и ворот в ограде, и если вдруг стена отделяет кладбище от улицы, в ней проделываются зарешеченные проемы, через которые можно прочесть эпитафии, обращенные к взору прохожего лицевой стороной и задней — к кладбищу. Османская эпитафия призвана не показать местонахождение могилы, а привлечь внимание читающего к усопшему. На стелах, таким образом, нет ни биографии усопшего, ни хвалебных слов; они нацелены только на то, чтобы вызвать у мусульман молитву по их единоверцу, которого не надо торжественно поминать, но чтобы молитва проходящих была предназначена именно ему. Так, часто встречается надпись: «Здесь покоится тот, кто уповает на молитвы прохожих. Если сегодня мой черед, то завтра будет твой».

Знатных персон, в особенности султанов, хоронили в мавзолеях, называемых тюрбе; обычно это сооружения в виде шести- или восьмиугольника с возвышающимся куполом и, как правило, богато декорированные фаянсовыми плитками.

Мусульманин, как правило, не показывает своих страданий перед смертью.

Мечеть Сулеймание

Все должно происходить в набожном молчании, лица окружающих грустны и сумрачны, но никто не плачет, не причитает, не жалится. Наоборот, люди утешают себя тем, что умирающий заслужил у Аллаха рай. Но это вовсе не мешает ходить молиться на могилу после похорон, и это, обычно, одна из обязанностей женщин, отправляющихся по пятницам после полудня на кладбища. Особенно часто посещают их во время месяца рамадана, случается, что мусульмане иногда даже проводят целые ночи в разбитых рядом палатках.

Религиозная жизнь

На протяжении длительного времени, особенно на Западе, турок отождествляли с мусульманами, так же как теперь воспринимают арабов и мусульман как единое целое. Такое, несколько ложное, восприятие имело под собой почву, поскольку турки выступали горячими приверженцами ислама со времен крестовых походов и до начала XX в. Но их принадлежность к исламу — явление не изначальное и не уникальное. Когда-то это были племена и народности, которые кочевали по степям Центральной Азии. Они были шаманистами, поклонялись божествам, олицетворяющим природу (культ деревьев, воды, небесных светил), и практиковали тотемизм, некоторые пережитки которого сохранятся и после их обращения в ислам начиная с XI в.

К тому же, проживая на Анатолийском плато, турки вступали в контакт с христианским населением, что со временем неизбежно вело к некоторому симбиозу (существуют, кстати, турки христианского вероисповедания). О том, что таковой не редко имел место, мы знаем, например, из того, что одна греческая легенда строится на отголосках старинных турецких мифов и легенд, которые мы находим в сведениях о паломничестве к могилам святых. Факт, что верования и религиозная практика до исламского происхождения до сих пор существуют в некоторых регионах, будучи переплетенными с исламом суннитского толка.

Разделенные на эмираты (бейлик), кочевые турецкие племена будут выступать ревностными приверженцами исламской веры. Среди них род османов — положивший начало династии османов — утвердит свое превосходство, развивая тему гази, то есть борца за веру, главная цель которого — распространение мусульманской религии. Это не помешает османам вести впоследствии завоевательные кампании против мусульманских эмиров Анатолии. Эти кампании, конечно же, противоречат духу газии имеют тот существенный недостаток, что не приносят добычи, но позволяют османам постепенно распространять свою власть на Анатолию.

После завоевания Константинополя в 1453 г., победы на восточном направлении, одержанные в XVI в. султанами Селимом I и Сулейманом Великолепным, обозначат переворот в религиозном развитии империи. Отныне османская династия будет присваивать древние исламские территории и утверждать там свое превосходство с помощью мусульманских правителей той эпохи. Отстранив в 1517 г. мамлюкских султанов, Селим I не только овладевает Сирией и Египтом, но и привлекает на свою сторону шерифа Мекки Бараката II, попросившего у него защиты от португальской угрозы на Красном море, и таким образом, утверждает свое господство над Хеджазом и Святыми местами; он перенимает от мамлюков титул «служителя двух святынь», Мекки и Медины. Этот сан делает его защитником священных городов ислама, ежегодного паломничества (хаджа) и дорог, ведущих туда. Впервые османские султаны объединяют под своей властью все священные города ислама: «священный Иерусалим, славную Мекку и знаменитую Медину», а также святыни Кербела и Наджаф. Их притязание на титул халифа оправданно. В то же время их блестящие успехи в победе над «неверными» утверждают их в мысли, что их династия пользуется благословением свыше; монарх применяет к себе выражение «тень Бога над землей». Отныне все способствует тому, чтобы внушить подданным мысль о божественном предназначении султана: например, чудесное обнаружение Сулейманом Великолепным, во время пребывания в Багдаде, останков святого целителя Абу Ханифа. По восшествии на престол султан торжественно отправляется в Эйуб, предместье Стамбула, где находится захоронение Абу Айуба аль-Ансари, одного из сподвижников пророка, умершего мученической смертью у стен Константинополя во время его осады в 670 г.: важный церковный сановник, прикладывая на этом святом месте меч султана к его челу, провозглашает его повелителем мусульман. Этот ритуал восхождения на трон, скрупулезно исполняемый с начала XVI в., делает султана как бы принявшим миропомазание. К тому же он пребывает рядом с реликвиями, сосредоточенными в сокровищнице (хазиие) дворца Топкапы: знамя пророка, его плащ, тюрбан Омара и т.д. С течением веков эти реликвии имеют все большее значение в династических ритуалах.

Отныне Османская империя полностью идентифицируется с исламом, и раз так, ей предназначено распространиться на весь мир, по мере того как «территория войны» (дар аль-харб) будет сокращаться в пользу «территории ислама» (дар алъ-ислам). Сунитская позиция султанов проявляется в вовлечении населения в свою веру, особенно в регионах, подозреваемых в ереси, там множится строительство мечетей и туда направляются надежные «агенты культа», имамы и проповедники. Эти меры сопровождаются активной деятельностью по выявлению и преследованию всех форм ереси и безбожия. В этом смысле, некоторые мистические братства смогли снискать благосклонность султанов «духовным охватом» пограничных гарнизонов и действующей армии, стимулируя и направляя боевой дух солдат.

Все это отнюдь не означало, что все подданные Империи должны были принимать исламскую веру. Христиане и иудеи, называвшиеся «книжниками» (эхль алъ-китаб), имели статус, предусмотренный исламским законом (шариатом): он признает их место в государстве, их право свободно исповедовать свою веру, но он удерживает их в условиях сегрегации по отношению к правоверным. Религия, таким образом, представляет собой не только систему вероисповедания, совокупность религиозных обычаев и организацию общин. Это также основа личности человека, первейший объект верности, единственный источник легитимного права.



 История любви турецкого султана Сулеймана Великолепного и украинки Анастасии Лисовской, вошедшей в мировую историю и искусство под именем Роксолана, широкоизвестна.

Мавзолей Хюррем Султан

Особенно после того, как на голубых экранах планеты в 2011 году начали показывать турецкий исторический телесериал в жанре остросюжетной драмы "Великолепный век". 

Сериал повествует о наиболее заметных событиях правления султана и о его взаимоотношениях с наложницей славянского происхождения Александрой (в украинском телепрокате — Анастасией), принявшей ислам и получившей имя Хюррем. Александра была взята в плен во времена набега крымских татар на её родной город и в 1520 году была переправлена в Стамбул, где оказалась во дворце молодого султана Сулеймана. Став любимой наложницей, а позже женой султана, Хюррем нейтрализует всех, кто может помешать в реализации её амбиций в султанате.

Впрочем, наука История повествует почти то же самое, добавив факты и подробности, характеризующие Роксолану не только, как незаурядную женщину, но и незаурядную политическую фигуру Османской империи. О Роксолане очень много написано и рассказано. Готовя эту публикацию, я много разного материала прочитала о ней. 

… Моя нынешняя поездка в Стамбул прошла как бы под знаком любви Роксоланы и Сулеймана. Посему я побывала во Дворце Топкапы, где и развивались все события. Также я посетила усыпальницы султана и султанши, где пара нашла свой вечный покой.

А сейчас немного о дворце.

Топкапы — главный дворец Османской империи до середины XIX века. Расположен в историческом центре Стамбула, в месте впадения Босфора и Золотого Рога в Мраморное море.

После падения Османской империи дворец превращён в музей — один из крупнейших по площади в мире. Число экспонатов, выставленных для общего обозрения, достигает 65 000 единиц (и это только десятая часть коллекции).

Общая площадь дворцово-паркового ансамбля , окружённого высокими стенами, со всеми примыкающими садами и пристройками, составляет более 700 тыс. кв. м. Это один из исторических районов Стамбула, включённых в 1985 г. в список Всемирного наследия.

Дворец Топкапы устроен по принципу четырех дворов (авлу), окруженных стеной и разделённых между собой:

  • Главные ворота Ворота Повелителя ведут в первый двор, в котором находились служебные и подсобные помещения, а также древняя церковь Святой Ирины, переоборудованная в мечеть.
  • За «Воротами Приветствия», во втором дворе, помещались канцелярия и казна.
  • Проходом в третий двор служат Ворота Счастья. Здесь располагались гарем, шимширлик (дворик самшитовых деревьев, где взаперти жили потенциальные наследники престола) и эндерун (внутренние покои). В различных палатах внутренних покоев размещалась школа Эндерун — центр подготовки управленческих кадров.
  • В четвёртом дворе находятся павильоны Реван, Софа и Меджидие, башня Башлала, мечеть Софа, павильон для обрезаний, гардеробная и другие помещения.

Я  провела на территории дворца практически целый день. Особенно подробно ознакомилась с той частью, которую называют Гарем. Впечатления очень контрастные: от восторга до полного уныния. Ведь Гарем султана буквально разрывали на части и любовь, и кровавые интриги. Умиротворения в этих стенах до сих пор не чувствуется…

 Портреты султана Сулеймана и его жены Роксоланы. Наверное, именно такими они и были в жизни.

 У входа во Дворец полно сувенирных лавочек. Мне понравились наряды царских особ для детей. И они, таки, пользуются покупательским спросом…

 Такого маленького султана мне довелось встретить на одной из улиц Стамбула.

 Ворота в один из дворов дворца Топкапы. 

 Все сделано по-истинне с восточной роскошью.

 Очень красивы каменные "коврики" в галереях.

 На самой вершине холма, на котором расположен этот роскошный дворцовый комплекс.

 Отсюда прекрасный вид на место, где Босфор и Золотой Рог впадают в Мраморное море.

 Начало мая. Тюльпаны во Дворце уже отцветают.

 Зато вовсю цветут и пахнут великолепные пионы.

 В полном цвету еще и сирень.

 Гроздья фиалкового дерева джакаранда тоже еще выглядят прелестно.

 Полным цветением радуют глаз и каштаны.

 Розы вот-вот распустят свои благоухающие бутоны.

 Постройки на территории Гарема.

 Беседка с отличным видом на водное пространство и город.

 Внутренний дворик гарема.

 Когда-то под этими сводами звучали голоса и смех обитательниц гарема. Помнят ли они Роксолану?

 Очень красиво смотрятся стены, украшенные голубыми изразцами.

 Голубой цвет — самый популярный не только во дворце, но и во всей Турции.

 На входе-выходе в Гарем висят два старинных зеркала. О, если бы они умели говорить!

Внутри одного из помещений.

 Зал для приемов и общения.

 Умывальник и зеркало.

 Спальное место султана. Без перин и подушек оно выглядит довольно странно.

 Многие двери украшены перламутром.

 Изразцы вблизи. Узоры никогда не повторяются.

 Пора уходить из гарема…

 Прощальный взгляд на золотую клетку. Красиво, но очень грустно.

 Мрачные своды гарема внутри не оставляют сомнений, что это все-таки была тюрьма…

 Храм Святой Ирины на территории дворцового комплекса Топкапы. Считается, что церковь была возведена на руинах древнего храма Афродиты в IV веке н. э., таким образом, этот храм старше Айя-Софии. До появления Собора Св. Софии, церковь Св. Ирины была главным храмом Константинополя, здесь проходило заседание Второго Вселенского Собора под руководством императора Феодосия I… Как всякая уважающая себя Ирина на фоне храма Святой Ирины я и сфотографировалась.

 Новое поколение Турции изучает историю. Очередь на входе огромная и не оставляет сомнений, что прошлое страны интересует современных детей.

 Картинка со стамбульской улицы. 

 Современный султан выгуливает своих жен.

 Сулейман и Роксолана. Кадр из фильма "Великолепный век". Такими их и преставляют сегодня наши современники. Что ж, очень симпатичные…

Продолжение следует.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *