ГРОДНЕНСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ ИМ Я КУПАЛЫ

Гродненский государственный университет им. Я. Купалы УО

Светлана Силова

ПРАВОСЛАВНАЯ ЦЕРКОВЬ В БЕЛОРУССИИ В ГОДЫ ВЕЛИКОЙ ОТЕЧЕСТВЕННОЙ ВОЙНЫ (1941-1945 гг.)

Силова С.В. Православная церковь в Белоруссии в годы Великой Отечественной войны (1941—1945 гг.). — Гродно: ГрГУ, 2003. — 105 с.

См. библиографию. В Описи А №20139.

Сотрудничество православных с оккупантами. — Участие православных в сопротивлении. Приложения: сведения о церквях и духовенстве. — Источники.

Кандидат исторических наук, доцент кафедры истории Белоруссии Гродненского Государственного Университета им. Я. Купалы

Защищено как диссертация в 2006 г.

УДК281.9(476) ББК 86.372 (4Bei) С36

Рецензенты: кандидат исторических наук, доцент кафедры истории Беларуси ГрГУим.Я.Купалы И.В.Соркина;

младший научный сотрудник отдела фондов Гродненского государственного историко-археологического музея О.А.Мась.

Рекомендовано советом исторического факультета ГрГУ им. Я. Купалы.

ISBN 985417-508-4

В монографии содержатся сведения о положении православной церкви в Белоруссии в годы Великой Отечественной войны. Дается развернутая характеристика основных видов церковной деятельности, показаны различные позиции православного клира, в том числе патриотическая.

Будет полезна студентам, аспирантам, преподавателям, всем, кто интересуется историей.

Ил люстр.: 14; библиогр.: 114 назв.

УДК 281.9(476) ББК 86.372(4Eei)

ISBN 985-417-508-4                                                                 © Силова СВ., 2003

ВВЕДЕНИЕ

Положение православной церкви в Белоруссии в различные исторические периоды не было однозначным. Уже сама по себе история православия была противоречивой, изобиловала внутренними конфликтами. Она впитывала в себя общественные противоречия на всем протяжении своего пути. Это в полной мере относится и к периоду 1941-1945 годов. Представители советской исторической школы, изучавшие различные аспекты и стороны Великой Отечественной войны, не занимались разработкой церковных проблем, заведомо определяя роль православной церкви как реакционную, а политику, проводимую представителями православного клира, как пособническую нацистскому режиму.

Думается, что необходимо очистить изучение истории православной церкви и оценки ее роли в жизни общества не только от идеологической предвзятости, но и прочно ввести ее в контекст гражданской истории страны, рассмотреть в общей исторической системе, определить ее место в этой системе. Следует глубоко и всесторонне изучить фактическую историю церкви, правильно понять специфику положения православной церкви в Белоруссии в годы Великой Отечественной войны, как в период оккупации, так и после освобождения республики, четко определить основные группы, на которые разделился православный клир республики в это непростое время. В период нацистской оккупации белорусским епископатом была осуществлена попытка выйти из-под влияния Московского патриархата в рамках создания автокефальной православной церкви. Необходим анализ этой попытки строительства национальной церкви, отношения к ней различных представителей православного клира Белоруссии. Ранее вышеуказанные проблемы не являлись предметом отдельного исторического исследования.

С началом Великой Отечественной войны зарождается и патриотическая деятельность Русской Православной Церкви, что также никогда ранее не являлось предметом исследования со стороны отечественных и зарубежных историков. Православные священнослужители воевали на фронтах Великой Отечественной войны, участвовали в партизанском и подпольном движении на территории Белоруссии, отдавая свои жизни ради победы над нацизмом.

Выявление широкого круга ранее не востребованных исторических источников и необходимость переосмысления прошлого как белорусскими исследователями, так и общественностью республики в целом, определяют настоятельную необходимость более детального рассмотрения положения православной церкви в Белоруссии в годы Великой Отечественной войны, учета ее патриотической деятельности.

22.02.1940 г. – принятие постановления Совета народных комиссаров БССР№ 209 «О мероприятиях по народному образованию в Западных областях БССР», в п.11 которого говорится:  «Утвердить открытие педагогического института в городе Белостоке и трёх учительских институтов в гг. Пинске, Барановича и Гродно». Директор института – С.Е.Раскин (22.02.1940 – 01.08.1940).

Первый набор (февраль – май 1940 года)  – 109 студентов;

Второй набор (сентябрь 1940 – июнь 1941 года) – 60 студентов (суммарно 169 студентов).

Директор института – Д.П.Кардаш (01.08.1940 – 22.06.1941).

20.10.1944 года – возобновление деятельности Гродненского государственного педагогического института.

Третий (по документам Всесоюзного комитета по делам высшей школы при СНК СССР – набор на первые курсы, однако известно, что проводился набор на 1 и 2 курсы) набор (1944 – 1945 учебный годы)– 240 человек (фактически не выполнено, поскольку только в 1946 году в университете на всех курсах училось 225 человек). Директор института – Н.В.Власовец (01.08.1944 — 25.04.1949).

1947 год – первый выпуск литературного факультета;

1948 год – первый выпуск математического факультета и факультета иностранных языков;

1949 год – директор института И.Н.Малюкевич (25.08.1949 – 30.11.1955).

01.09.1954 – создан исторический факультет

В 1955/1956 учебном году в институте обучается 1919 студентов (853 – на дневном отделении), работало 12 кафедр, студенческое научное общество. Начато издание «Учёных записок Гродненского пединститута» (1955 – 1961 гг.).

1955 год – директор института Д.С.Марковский (30.11.1955 –1973)

Октябрь 1956 года – открыто первое студенческое общежитие (200 мест) по ул. Социалистической.

18.07.1957 – Указом Президиума Верховного Совета БССР Гродненскому государственному педагогическому институту присвоено имя Янки Купалы.

15-16 января 1960 года – отмечался 20-летний юбилей института. На дневном отделении – 709 студентов.

1962 год – завершение пристройки к главному корпусу университета. Создание факультета общественных профессий.

1964 год – создан химико-биологический факультет. Первая золотая Олимпийская медаль (Е.Волчецкая, Токио).

1969 год – открытие аспирантуры в институте.

1972 год – студентка О.Корбут – трехкратная Олимпийская чемпионка.

Гродненский государственный университет имени Янки Купалы

Открытие музыкально-педагогического факультета.

1973 – ректор Гродненского государственного педагогического института имени Янки Купалы А.В.Бодаков (16.07.1973 — 1994)

Октябрь 1974 год – празднование 30-летия института.

1 мая 1978 г. – открытие на базе Гродненского государственного педагогического института имени Янки Купалы Гродненского государственного университета Министерства высшего и среднего специального образования БССР.

13 октября 1978 года – торжественное открытие университета;

1979 год – создан НИС;

1981 год – создан юридический факультет;

1982 год – посещение университета Председателем Совета Министров БССР А.Н.Аксеновым;

1986 год – первый выпуск газеты «Гродненский университет»;

13 сентября 1988 года постановлением Совета Министров БССР по ходатайству партийной и комсомольской организации университета ГрГУ было вновь присвоено имя Янки Купалы.

1989 год – создан первый музей (16.05.1989 г.);

1990 год – создан факультет белоруской филологии и культуры;

1991 год – создан факультет физической культуры;

1994 год – ректор университета Л.Н.Кивач (1994 — 1997). Реорганизация факультетов университета.

1997 год – ректор университета С.А.Маскевич (1997 — 2005). Создан факультет экономики и управления;

1998 год – создание ИПКиПК;

1999 – начало издания «Вестника ГрГУ». Создан гуманитарный факультет, объединение социально-гуманитарных кафедр.

Март 2000 – празднование 60 –летия университета.

2001 год —  в состав университета включены Институт последипломного образования, Гродненский технологический колледж, Лидский технический колледж.

2005 год — ректор Гродненского государственного университета им. Янки Купалы Е.А.Ровба (2005-2013);

2005 год – создан военный факультет. В состав университета включены Гродненский педагогический колледж, Лидский педагогический колледж, Волковысский педагогический колледж. Сдано в эксплуатацию 9 этажное общежитие для студентов, магистрантов и аспирантов на ул. Лиможа.

2006 год – создан факультет искусств;

2010 год – Указом Президента Республики Беларусь за особые достижения в социально-культурном развитии, подготовку высококвалифицированных кадров и в связи с 70-летием со дня основания Гродненскому государственному университету имени Янки Купалы присуждено Почетное государственное знамя Беларуси. Университету была вручена Премия Правительства Республики Беларусь за достижения в области качества.

Созданы факультет инновационных технологий и машиностроения  и Инженерно-строительный факультет.

2011 год —  Гродненский университет имени Янки Купалы получил статус научной организации.

Университет посетил Нобелевский лауреат Ж.И.Алферов.

2013 год — ректор Гродненского государственного университета им. Янки Купалы А.Д.Король.

2013 год – создан факультет довузовской подготовки.

Slide 0

Армия и ВУЗ: военный факультет ГрГУ имени Я.Купалы в представлениях студентов высших учебных заведений г. Гродно Заказчик – Военный факультет ГрГУ им. Я. КупалыИсполнитель – Студенческая социологическая лабораторияАвтор отчета и презентации доклада – Цюхай М.В., заместитель руководителя студенческой социологической лаборатории

Slide 1

Объект исследования – студенты 1 – 2 курсов дневной формы обучения Гродненского государственного университета имени Янки Купалы. Опрос охватывает только молодых людей призывного возраста (от 17 до 22 лет). Исследование только студентов 1 – 2 курсов обусловлено тем, что набор на военный факультет ГрГУ осуществляется после окончания 2 курса.Предметом исследования выступает отношение студентов к службе в армии, к практике совмещения учёбы по своей основной специальности и на военном факультете ГрГУ им. Я. Купалы, а также распространенность ориентаций на обучение по военно-учетным специальностям.Цель исследования – выявить отношение студентов к службе в армии, а также их ориентации на возможность своего обучения на военном факультете ГрГУ им. Я. Купалы.

Slide 2

Отношение юношей призывного возраста к службе в армии (по мнению опрошенных)

Slide 3

Взаимодействие армии и гражданина

Slide 4

Представления респондентов о том, что дает служба в армии. Сумма превышает 100%, т.к. респонденты могли давать более одного варианта ответа.

Slide 5

Желание респондентов пройти службу в армии после окончания вуза

Slide 6

Представления респондентов о том, следует ли давать молодым людям отсрочку от службы в армии на время учебы в вузе

Slide 7

Причины предоставления отсрочек от службы в армии на время учебы в вузе (по мнению опрошенных). Сумма превышает 100%, т.к. респонденты могли давать более одного варианта ответа.

Slide 8

Причины непредоставления отсрочек от службы в армии на время учебы в вузе (по мнению опрошенных)

Slide 9

Роль предоставления отсрочки от службы в армии в структуре мотивов получения высшего образования молодыми людьми (по мнению студентов)

Slide 10

Роль предоставления отсрочки от службы в армии в структуре мотивов получения высшего образования нашими респондентами

Slide 11

Информированность респондентов об открытии военного факультета

Slide 12

Источники информации о военном факультете.

ГрГу им. Я. Купалы

Сумма превышает 100%, т.к. респонденты могли давать более одного варианта ответа.

Slide 13

Степень удовлетворенности информацией о военном факультете

Slide 14

Знание респондентов о местах, где можно получить информацию о правилах приема на военный факультет

Slide 15

Преимущества обучения на военном факультете

Slide 16

Желание респондентов пройти обучение на военном факультете

Slide 17

Мотивы принятия решения об обучении на военном факультете.

Slide 18

Выбор военно-учетной специальности нашими респондентами.

Slide 19

Причины нежелания проходить обучение на военном факультете.

Slide 20

Выводы и рекомендации Армия как социальный институт в целом и воинская служба в частности в глазах студентов обладают высоким социальным статусом. Они дают возможность получить необходимую каждому мужчине физическую и нравственную закалку, освоить дополнительную специальность к гражданской, а также расширить круг общения. Такой позиции придерживается примерно две трети принимавших участие в опросе студентов. Но, вместе с тем, большинство опрошенных (55,9%) считает, что каждый молодой человек вправе самостоятельно решать вопрос о службе в армии. Лишь немногим более 2/5 респондентов (43%) рассматривают службу в армии как обязательный этап своего дальнейшего жизненного пути. В том числе 15,9% планируют обязательно пройти службу в армии, 18% отметили, что не испытывают такого желания, но служить пойдут, еще 9,1% хотели бы пойти служить после окончания военного факультета ГрГУ. Количество желающих пройти срочную службу в армии после окончания университета гораздо выше среди тех респондентов, которые считают прохождение воинской службы долгом каждого мужчины.Подавляющее большинство опрошенных студентов (89%) считает необходимым предоставление отсрочек от службы в армии на время учебы в ВУЗе. Это обусловлено тем, что получение образования молодыми людьми представляется гораздо более важным, чем армейская служба. Вместе с тем, при поступлении в ВУЗ этот мотив сыграл решающую роль (по их собственному признанию) лишь для 11,7% нынешних студентов. Большинство студентов знает о том, что в университете открыт военный факультет, и знает о том, какие преимущества дает обучение на этом факультете. Вместе с тем далеко не все опрошенные знали о конкретных требованиях к поступлению на военный факультет и о том, где непосредственно такую информацию можно получить. В дальнейшем следует значительно активизировать информационную и агитационную работу среди студентов – как силами руководства факультета, так и через деканаты, а также через органы студенческого самоуправления.

Slide 21

Каждый третий опрошенный студент 1-2 курсов хотел бы пройти обучение на военном факультете параллельно с обучением по своей основной специальности. В большей степени стремление к прохождению обучения на военном факультете свойственно студентам инженерно-физического ф-та, ф-та физической культуры и юридического ф-та. В меньшей степени это стремление характерно для студентов ф-та математики и информатики, филологического ф-та, ф-та истории и социологии, ф-та экономики и управления. Среди студентов всех факультетов, на которых проводился опрос, присутствует достаточно большой процент колеблющихся в принятии окончательного решения. Именно на студентов данной группы следует направить дополнительную информационно-разъяснительную и агитационную работу.Доминирующий мотив обучения на военном факультете состоит в перспективе сокращения срока службы в армии после окончания учебы в университете. Среди основных причин нежелания учиться на военфаке назывались боязнь сокращения времени для получения образования по основной специальности (для 13,1% опрошенных), а также падение престижа армии и утрата смысла воинской службы (для 10,9% опрошенных).Наиболее популярная военно-учетная специальность, которую хотели бы приобрести 16,5% опрошенных студентов, – командир разведывательного отделения. 20,3% опрошенных еще не определились с будущей специальностью, что также свидетельствует о необходимости проведения дополнительной разъяснительной работы среди всех студентов.Учет руководством военного факультета результатов проведенного исследования поможет выстроить долгосрочную и эффективную стратегию привлечения студентов ГрГУ к обучению на военном факультете. Представляется целесообразным проведение подобных социологических исследований на базе других высших учебных заведений г. Гродно, а также придание им в последующем мониторингового характера.

Slide 22

БЛАГОДАРИМ ЗА ВНИМАНИЕ!

Высшие учебные заведения (ВУЗы): академии, университеты, институты

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *