ГОЛИЦЫНСКАЯ БОЛЬНИЦА КАЗАКОВ

Текущая версия страницы пока не проверялась опытными участниками и может значительно отличаться от , проверенной 5 мая 2015; проверки требуют .

Текущая версия страницы пока не проверялась опытными участниками и может значительно отличаться от , проверенной 5 мая 2015; проверки требуют .

Голицынская больница (встречается также вариант написания Голицинская больница) — больница, которая была открыта в Москве в 1802 году как «больница для бедных». В настоящее время — Голицынский корпус Первой городской клинической больницы.

Голицынская больница строилась в 1796—1801 гг. по проекту архитектора Матвея Фёдоровича Казакова (1738—1812) на средства, которые были завещаны княземДмитрием Михайловичем Голицыным (1721—1793) «на устройство в столичном городе Москве учреждения Богу угодного и людям полезного». При разработке проекта Казаковым был использован принцип городской усадьбы. Непосредственно руководством строительства занимался двоюродный брат князя действительный тайный советник, обер-камергерАлександр Михайлович Голицын (1723—1807).

Больница была открыта в 1802 году и стала третьей больницей в Москве гражданского ведомства — наряду с Екатерининской больницей на Страстном бульваре (ныне Городская клиническая больница № 24) и Павловской больницей около Данилова монастыря (ныне Четвёртая городская клиническая больница).

В Голицынскую больницу принимались на бесплатное лечение представители всех слоёв населения, кроме крепостных крестьян, — «…и русские, и иностранцы, всякого пола, звания, вероисповедания и национальности».

В 1802 году в больнице было 50 коек, в 1805 году — 100 коек. Дополнительно в 1803 году при больнице была открыта богадельня для неизлечимых больных на 30 мест.

Первый главный врач больницы (1802—1810) — Е. О. Мухин, профессор Московского университета. До середины XIX века все главные врачи больницы были профессорами Московского университета, а больница являлась клинической базой медицинского факультета. В 1810—1825 годы главным врачом был А. А.

Главное здание Голицынской больницы

Альбини, в 1825—1837 годы — М. А. Маркус, в 1837—1850 годы — А. И. Блументаль; в 1877—1885 годы — К. К. Зенгер, 1899—1907 годы — С. Ф. Дерюжинский.

В 1899 году П. М. Самариным, служившим тогда архитектором больницы, была построена Церковь Михаила Архангела при Голицынской больнице (стоит в Титовском проезде, числится по ул. Крымский Вал, 9, стр. 3).

Известно, что экономом (управляющим) больницы в начале XIX века в течение многих лет служил Христиан Иванович Цингер (дед математика, ботаника и философа Василия Яковлевича Цингера). Во время Отечественной войны 1812 года, когда Москву заняли войска Наполеона, он остался в больнице один и сумел не допустить её разграбления, а также сберёг оставленные ему на хранение больничные деньги. За добросовестную службу Христиан Иванович получил статус потомственного дворянина.

Голицынский корпус Первой городской клинической больницы. Фото 2003 года

В 1803 году А. М. Голицын, являясь знатным коллекционером, заложил в больничном парке двухэтажное каменное здание, предназначенное для будущей публичной художественной галереи. В 1809 году С. М. Голицын достроил здание.

Первая московская общедоступная галерея западноевропейского искусства в Москве открылась в мае 1810 года. В ее экспозиции было представлено 477 картин, а также статуи и вазы.

Просуществовала галерея до 1817 года, когда ее экспонаты были распроданы на аукционах. Участниками торгов стали 55 покупателей, среди которых были известные московские коллекционеры: Н. Б. Юсупов, А. С. Власов, Ф. С. Мосолов, М. П. Голицын, М. А. Голицына, И. В. Чертков.

В 1819 году в корпусе бывшей картинной галереи разместилось летнее мужское отделение больницы.

В 1833 году рядом с Голицынской больницей была построена 1-я Градская больница, а в 1866 году — Временная больница для тифозных больных (с 1878 года называвшаяся Второй Градской больницей).

В 1919 году Голицынская больница лишилась самостоятельности и стала частью 1-й Градской больницы. Также к 1-й Градской больнице была присоединена 2-я Градская больница. Позже этот комплекс больниц стал называться Первой городской клинической больницей; официальное название по состоянию на 2009 год — Городская клиническая больница № 1 им. Н. И. Пирогова, адрес — Ленинский проспект, дом 8.

Голицынская больница была построена в 1796 — 1801 годах архитектором М.Ф.Казаковым на средства, оставленные специально для этого умершим в 1794 году князем Д.М.Голицыным. Это была первая в Москве большая больница, построенная специально для лечения беднейших слоев населения г. Москвы. Первоначально больница была рассчитана на 100 кроватей. Кроме палат для больных в комплекс сооружений были включены лечебные кабинеты, служебные помещения, богодельня, жилые квартиры для персонала врачей, обслуживающих больницу, в том числе квартира главного врача.

Для строительства больницы было выбрано место на окраине города, между Большой Калужской улицей и Москвой-рекой за Крымским валом. Участок, расположенный между суконными фабриками и домом купца Титова с одной стороны и домом графини Орловой-Чесменской с другой, был еще не застроен. Местность на высоком берегу Москвы-реки, вдоль Калужской улицы, от Крымского вала до Калужской заставы с рощами и парками, спускающимися к набережной, в XVIII веке была занята великолепными барскими усадьбами и до настоящего времени является любимым местом отдыха москвичей.

М.Ф.Казаков в построении комплекса придерживался традиционной схемы, принятой для строительства барских усадеб в XVIII веке. Основное (центральное) ядро ансамбля составлял главный дом с церковью-ротондой в центре и боковые флигели, а также служебные корпуса, замыкавшие вместе с кирпичными оградами два служебных дворика. Ансамбль Голицынской больницы был задуман и выполнен как единое целое. Он начинался от красной линии Большой Калужской улицы, вдоль которой была расположена ограда парадного двора, и кончался набережной вдоль берега Москвы-реки…

Главное здание больницы было расположено в глубине парадного двора по традиции московских городских усадеб. С двух сторон к главному дому примыкают боковые флигели. Вся композиция ансамбля построена симметрично средней оси, проходящей через центр главного дома (церковь с высоким куполом) в глубину парка до набережной.

Со стороны парка симметрично расположены служебные и больничные корпуса. Ближайшие к главному дому корпуса, соединенные с ним двумя каменными оградами, уравновешивают композиционное решение парадной части. В плане служебные корпуса ограничивают небольшие служебные дворики, за которыми расположен парк, по краям которого симметрично по отношению к продольной оси размещены больничные сооружения.

Весь ансамбль был закончен к 1801-1802 гг., кроме картинной галереи, расположенной в глубине парка над оврагом, который спускается к прудам. Галерея была построена к 1806 году.

Хочется подчеркнуть еще раз, что ансамбль был сооружен как единое целое к это единство не должно быть нарушено, так как все сооружения сохранились до нашего времени.

К сожалению этот уникальный ансамбль с идеальным композиционным решением как в планировке, так и в архитектуре фасадов в настоящее время в значительной степени разрушен позднейшими перестройками. Территория парка застроена различными сооружениями, временными деревянными сараями и гаражами, кирпичными сооружениями и надстройками дополнительных этажей. Например, картинная галерея обнесена деревянным забором, рядом с ними построены кирпичные сооружения. Один из основных домов ансамбля (служебный корпус, №19) надстроен верхним этажом.

Главное здание Голицынской больницы (Москва, Россия)

Корпус №26 недавно отремонтирован и приобрел вид, совершенно не соответствующий архитектуре ансамбля.

Левый служебный корпус, расположенный за главным корпусом больницы, первоначально предназначался под богадельню, но вскоре в нем были размещены больные неизлечимыми болезнями. Изображенные на одном из планов в этом корпусе длинные узкие помещения, вероятно, являются боксами-изоляторами для больных. Впоследствии в части корпуса располагалась конюшня, а в 50-х годах XX века корпус был переоборудован под городскую скорую помощь с гаражами, расположенными в одном из крыльев корпуса. Использование под гаражи без соблюдения санитарных норм привело к тому, что здание находится в аварийном состоянии.

&nbsp

Из книги В.Я.Либсона "Возрожденные сокровища Москвы" (о реставрации 1960-х гг.)

"Стоящий в глубине участка главный корпус больницы украшен поднятым на цокольный этаж портиком. Здесь примечателен зал бывшей церкви, перекрытый двойным куполом. Его монументальным, свободно стоящим по кругу колоннам ионического ордера как бы аккомпанируют пристенные колонны малого ордера с коринфскими капителями. Исключительно хороша цветовая гамма искусственного мрамора колонн, основанная на сочетании теплого розового тона с холодным серо-зеленым. Декор ротонды дополняет живопись в духе гризайль. Соседний с круглым залом кабинет Голицына отделан сложным лепным декором и живописными пейзажами в романтическом духе. Когда-то обширный парк больницы с павильонами, в одном из которых была картинная галерея, доходил до Москвы-реки. Здесь на территории Центрального парка культуры и отдыха имени М.Горького до наших дней сохранились две белокаменных беседки.

Работа реставраторов (И.Рубен, Г.Солодкая) преследовала цели — вывести здания ансамбля из аварийного состояния и восстановить лепной декор фасадов и интерьера. Это достаточно сложная задача, если вспомнить, что хрупкие и изящные лепные детали в постройках Казакова отличаются исключительной тонкостью и своеобразием. В тех случаях, кода отдельные элементы декора полностью отсутствовали, реставраторы должны были "вжиться" в характер этих деталей и в докомпоновках максимально приблизиться к творческому почерку мастера…"

Современный вид ансамбля представлен на фотографиях:


Alib.ru > Название книги: сто лет голицынской больницы москве

Алиб.ру — Главная| Последние поступления | Форум | Продавцы книг | Как купить книгу | Как продать книги | Ищу книгу | Доставка | О сайте

    

Сто лет Голицынской больницы в Москве. 1802- 22 VII-1902.
Подарочное юбилейное издание в издательском переплете, посвященное основанию, истории и персоналу знаменитой Голицынской больницы в Москве (ныне Голицынский корпус Первой городской клинической больницы).  Издание было приурочено к ее столетнему юбилею и составлено главным доктором С.Ф. Дерюжинским при участии врачей больницы В.Н. Спасского, С.О. Живульта, А.В. Живаго, К.Н. Богословского, С.Ф. Зимина и И.А. Дыского под редакцией действительного члена Общества истории и древностей российских Семена Осиповича Долгова.  Здание больницы было построено в 1802 году  по проекту архитектора Матвея Федоровича Казакова (1738-1812) на средства, которые были завещаны князем Дмитрием Михайловичем Голицыным (1721-1793) «на устройство в столичном городе Москве учреждения Богу угодного и людям полезного».        В Голицынскую больницу принимались на бесплатное лечение представители всех слоев населения, кроме крепостных крестьян, — «…и русские, и иностранцы, всякого пола, звания, вероисповедания и национальности». В XIX веке Голицынская больница считалась одной из лучших в Европе.                 При ней действовали богадельня для неизлечимых больных, фельдшерская школа и родильный приют. Аптека Голицынской больницы до XX века являлась единственной больничной аптекой в Москве, которая пользовалась правом свободной продажи лекарств населению. С Голицынской больницей связана деятельность профессора Московского университета, первого главврача больницы Е.О. Мухина, создавшего здесь первое в России «костоправное» отделение, а в 1825 году —  первое в стране глазное отделение. Первые 50 лет все главврачи больницы были одновременно профессорами Московского университета, а сама больница служила клинической базой медицинского факультета.            Эта больница наряду с Екатерининской больницей на Страстном бульваре и Павловской больницей около Данилова монастыря стала третьей общегражданской лечебницей в Москве.  В 1919 году Голицынская больница утратила свою самостоятельность и была соединена с 1-ой Градской больницей. В настоящее время Первая городская клиническая больница является одной из самых больших московских клиник. Текст представленного исторического очерка дополнен многочисленными портретами, иллюстрациями и планами.

В продаже:

Продавец Описание Состояние Фото Купить по цене
1 BS-Sunduk_knig
Москва.
— М.: Издание князя С.М.

Ленинский проспект, 8. Голицынская больница в Москве

Голицына, Т-во Печатня С.П. Яковлева 1902г. IV, 249 с., илл. Современный цельнокожаный переплет с золотым тиснением на бинтовом корешке и крышке, футляр, увеличенный футляр формат.

Состояние: Коллекционный экземпляр в идеальной сохранности Фото Фото Фото Купить за 100000 руб.
2 BS-Knigant.ru
Москва.
1902г. Книга в синем цельноколенкоровом издательском переплете, выполненном в мастерской И. Гринберга в Москве., Состояние: в очень хорошей сохранности. Фото Фото Фото Фото Фото Купить за 105000 руб.

КАРТА сайта·Алиб.ру — Главная·Авторам и правообладателям·Указатель серий·Alib в Українi·Пластинки·Марки·Добавить в Избранное

Copyright &#169 1999 — 2018, Ведущий и K&#176. Все права защищены.
Вопросы, предложения пишите в книгу

 
&nbsp&nbsp&nbsp&nbsp&nbsp

больница, которая была открыта в Москве в 1802 году как «больница для бедных».

Голицынская больница была построена по проекту архитектора Матвея Фёдоровича Казакова (1738—1812) на средства, которые были завещены князем Дмитрием Михайловичем Голицыным.

При разработке проекта Казаковым был использован принцип городской усадьбы.

Композиция организована с отступом главного корпуса от красной линии улицы, что создаёт перед главным фасадом подобие парадного двора. Больничная церковь Святого Димитрия Царевича, отмеченная на главном фасаде шестиколонным тосканским портиком, увенчана сферическим куполом на мощном барабане и изящным ионическим бельведером. Внутри церковь представляет собой ротонду, окружённую ионической колоннадой и завершённую двойным куполом. Оформление фасадов и интерьеров остальных зданий комплекса отличается большим лаконизмом. В парковой зоне сохранились пруд с островом и две беседки-ротонды у Москвы-реки, памятник князьям Голицыным.

Голицынская больница в Москве

В 1919 больница объединена с 1-й Градской больницей (ныне Первая городская клиническая больница).

Колонный зал дома Союза.

Казаков оставил дом двухэтажным, повернув его «лицом» с Большой Дмитровки на Охотный ряд. Новый главный фасад подчеркнул портиком, опиравшимся на цоколь двумя парами колонн дорического ордера, соединенных монументальной аркой, а на месте внутреннего двора построил зал, ставший впоследствии одной из главных достопримечательностей Москвы.

Благородное собрание повторило судьбу большинства зданий Москвы. В 1812 году оно горело, ради прибыли владельцев обрастало неказистыми лавками, ремонтировалось, неизбежно утрачивая изначальные черты. Наконец, в 1905 году оно обрело тот облик, который и сохранило до наших дней. Именно тогда архитектор А. Ф. Мейснер надстроил здание третьим этажом и изменил решение фасадов, придав им большую, нежели прежде, стройность и строгость. На главном — старый тяжеловесный фронтон с небольшой аркой он заменил легким и изящным антаблементом, сблизил колонны и поднял их с прежней опоры — низкого цоколя — на уровень второго этажа, водрузив над зданием невысокий купол. Аналогично (только без купола) был решен и фасад здания по Большой Дмитровке. В полной неприкосновенности оставил архитектор жемчужину творчества М. Ф. Казакова — Большой зал (в советское время получивший название Колонный).

Большой зал уже первым посетителям представлялся необычным — столь легкими выглядели украшающие его белоснежные и, казалось, бессчётные колонны. Необыкновенное чувство гармонии позволило Казакову так поставить 28 коринфских колонн (9,8 метра в высоту при нижнем диаметре — 0,93 метра), что совсем не ощущается их массивность и монументальность. Колонны стали главным украшением зала, придали ему великолепие и парадность.

Лишь когда проходит первый восторг, начинаешь замечать в зале и остальное. Зеркальный блеск наборного паркета… Его площадь свыше 600 квадратных метров. Прежде на больших балах здесь собирались, не ощущая тесноты, и 2, и 3 тысячи человек! Неотъемлемая часть архитектуры Колонного зала — огромные хрустальные люстры. Развешенные между колоннами, они как бы учащают их ритм, подчеркивают прямоугольную форму зала, его двухъярусность. Потолок кажется висящим на недоступной высоте. Когда-то он был затянут холстом и расписан художником Д. Скотти на привычные и столь ценимые в XVIII веке мифологические сюжеты. Стены за колоннами покрывали росписи А. Каноппи. Все они погибли при пожаре в 1812 году и больше не восстанавливались.

⇐ Предыдущая12

Дата добавления: 2015-04-25; Просмотров: 346; Нарушение авторских прав?;

Рекомендуемые страницы:

Читайте также:

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *